Научная статья на тему 'Экономическая эффективность закупочной логистики в бюджетных образовательных учреждениях'

Экономическая эффективность закупочной логистики в бюджетных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА / СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT / PURCHASING LOGISTICS / WAYS OF ORDER PLACEMENT / PURCHASING EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугай Юрий Александрович

Рассматриваются вопросы материально-технического обеспечения бюджетных учреждений. Обобщены причины важности процесса закупок. Рассмотрены основные способы размещения государственного заказа и приведена их экономическая эффективность на примере ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет». Предложены мероприятия по повышению эффективности логистики закупок в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бугай Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность закупочной логистики в бюджетных образовательных учреждениях»

Решение этих и других задач позволит повысить эффективность работы органов власти, научно-образовательного комплекса, аграрного бизнеса по внедрению

инновационных технологий в сельскохозяйственное производство Алтайского края.

+ + +

УДК 658.7.003.13:378 Ю.А. Бугай

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, закупочная логистика, способы размещения заказа, эффективность закупочной деятельности.

Введение

В настоящее время одной из проблем в бюджетных учреждениях является закупочная логистика (материально-техническое обеспечение), т.е. деятельность по приобретению ресурсов, обеспечивающих непрерывный образовательный, научный и другие процессы. Именно звено закупок направлено на снабжение подразделений организации необходимыми средствами (учебными материалами, энергетическими ресурсами, комплектующими, запасными частями и т.п.) [1, 2].

Целью проведенного исследования является совершенствование логистики закупок в бюджетных учреждениях, суть которой заключается в том, что организация должна получать необходимые по качеству и количеству товары (работы, услуги) в нужное время, нужном месте, от надежного поставщика (подрядчика), своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим уровнем сервиса и по экономически выгодной цене.

Аналитическая часть

Анализ показал, что важность процесса закупок объясняется следующими основными причинами:

1) обеспечение качественного и бесперебойного образовательного, научного и хозяйственных процессов зависит от эффективного удовлетворения потребностей подразделений в товарах, работах, услугах;

2) стоимость используемых ресурсов, сторонних услуг занимает не менее 30% от расходов на функционирование учреждения;

3) значительная часть оборотных средств, особенно уровень и структура материальных запасов, формируется под влиянием процесса закупок;

4) наличие запасов товарно-материальных ценностей приводит к росту издержек на их содержание и хранение;

5) в сфере закупок задействована значительная часть основных фондов организации (складские помещения, транспорт и т.п.) и большая численность работников, выполняющих функции, связанные с закупками (отдел снабжения, бухгалтерия, юридическая служба, складское хозяйство, транспортное звено).

Закупочная логистика бюджетных образовательных учреждений в современных условиях основывается на нормах Федерального закона № 94-ФЗ от 21.06.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно этому закону большинство образовательных учреждений в своей практике используют следующие процедуры размещения заказа: открытый конкурс, открытый аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок, размещение у единственного поставщика.

Выбор способов размещения заказа зависит в первую очередь от предмета или объекта закупок и начальной (максимальной) цены контракта [3, 4].

Далее целесообразно рассмотреть экономическую эффективность процедур размещения заказа (табл.).

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 7 (81), 2011

103

Таблица

Экономическая эффективность процедур размещения государственного заказа в ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет»

в среднем за 2008-2010 гг.

Показатели Способы эазмещения заказа

открытый конкурс открытый аукцион открытый аукцион в электронной форме запрос котировок

Всего проведено процедур 1 16 9 88

Начальная цена контрактов, тыс. руб. 4330,5 12901,3 4846,1 14619,3

Цена заключения контрактов, тыс. руб. 3757,7 11414,6 4645,7 11235,0

Сумма экономии, тыс. руб. 572,8 1486,7 200,4 3384,3

Результаты

Наиболее эффективными способами закупки являются запрос котировок и открытый аукцион. Указанные процедуры позволят снизить начальную максимальную цену контракта на 10-23%.

Закупочная деятельность в университете построена по принципу централизации, т.е. в структуре вуза имеется специализированная служба (отдел договорных отношений и снабжения) с полномочиями и функциями совершения закупок в интересах всех подразделений.

Организация процесса закупок имеет определенные этапы.

1. Определение потребности в материальных ресурсах (сбор соответствующих заявок от подразделений с учетом финансового обеспечения).

2. Определение нужных характеристик и количества товаров, работ, услуг.

3. Анализ и определение возможных источников снабжения (приобретение, выдача со склада, перемещение из другого подразделения).

4. Определение цены и условий закупок (мониторинг рынка, товаров, работ, услуг).

5. Подготовка и размещение заказа на закупку (разработка документации, опубликование информации о заказе и т.д.).

6. Контроль выполнения заказа.

7. Получение и проверка заказа (комиссионная приемка: товаров на складе, подрядных работ и услуг).

8. Обработка платежных документов и оплата.

9. Учет поступлений материальных ресурсов.

Выводы и предложения

В целях повышения эффективности закупочной деятельности считаем целесообразным:

1) использовать наиболее эффективные формы размещения заказа (открытый аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок);

2) проводить регулярно оперативный мониторинг цен на приобретаемые товары, работы, услуги;

3) внедрить в рабочую практику электронный документооборот между подразделениями организации, предусматривающий подачу заявки на приобретение, ее экспертизу и согласование;

4) обеспечить учебу персонала по вопросам закупочной деятельности (правильное оформление заявки, определение технических характеристик, порядок их согласования и т.п.).

Библиографический список

1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. — Изд. 11-е, пере-раб. и доп. — М.: Дашков и К, 2004. — 432 с.

2. Толокольников В.И. Применение принципов логистики в системе управления закупками образовательного учреждения / В.И. Толокольников // Аграрная наука — сельскому хозяйству: сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф.; в 3 кн. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. — Кн. 3. — 601 с.

3. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.06.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

+ + +

104

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 7 (81), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.