УДК 656.1
DOI 10.23672/f4169-1978-4120-l
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Надирян София Левоновна
старший преподаватель
кафедры транспортных
процессов и технологических комплексов,
Кубанский государственный
технологический университет
Котенкова Ирина Николаевна
старший преподаватель
кафедры транспортных
процессов и технологических комплексов,
Кубанский государственный
технологический университет
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, Manager of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University [email protected]
Sofia L. Nadiryan
Senior Lecturer of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University [email protected]
Irina N. Kotenkova
Senior Teacher
of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University [email protected]
Экономическая эффективность складской логистики торговой компании
Economic efficiency
of warehouse logistics of a trading company
Аннотация. Чтобы оценить эффективность введения склада временного хранения в регионе, необходимо знать затраты на создание одного склада временного, для этого нужно рассчитать его площадь. В данной статье авторами рассмотрены вопросы экономической эффективности складской логистики торговой компании. По их мнению, для понимания организации транспортной логистики в компании необходимо знать затраты на стоимость одной перевозки для того, чтобы можно было делать прогнозировать об улучшении перевозки, путем снижения ее затрат.
Ключевые слова: логистика, менеджмент, транс-портно-логистическая деятельность, транспорт.
Annotation. To assess the effectiveness of the introduction of a temporary storage warehouse in the region, it is necessary to know the costs of creating one temporary warehouse, for this you need to calculate its area. In this article, the authors consider the issues of economic efficiency of warehouse logistics of a trading company. To understand the organization of transport logistics in a company, it is necessary to know the costs of the cost of one transportation in order to be able to predict the improvement of transportation by reducing its costs.
Keywords: logistics, management, transport and logistics activities, transport.
Для понимания организации транспортной логистики в компании необходимо знать затраты на стоимость одной перевозки для того, чтобы можно было делать прогнозы об улучшении перевозки путем снижения ее затрат.
Рассчитаем стоимость одной перевозки; в нее входит тарифная ставка по направлению, а также оплата за дополнительные точки погрузки, разгрузки:
Qn = Qc + (3000 • z),
(1)
где Ос, руб. - ставка по направлению; Ъ - количество дополнительных точек погрузки, разгрузки.
Стоимость одной транспортировки равна:
Оп1 = 50000 + (3000 х 2) = 56000 руб.
Стоимость перевозки после внедрения склада равна:
Оп2 = 10000 + (3000 х 5) = 25000 руб. Оп3 = Оп2 - Оп1 = 56000-25000 = 31000 руб.
Из расчётов видно, что за одну ездку при введении склада компания экономит 31000 руб., таких ездок совершается 300 в год, отсюда 30031000 = = 9,3 млн руб., компания сэкономит на транспортировке товаров.
Чтобы оценить эффективность введения склада временного хранения в регионе, необходимо знать затраты на создание одного склада временного, а для этого, нужно рассчитать его площадь. Для этого необходимо рассчитать грузооборот (ГО), среднюю оборачиваемость товарного запаса склада (Обор), общую площадь зоны хранения (Бобщ.хран.), количество ворот и общую площадь зоны приёмки склада (Бобщ. выгр.), количество ворот и общую площадь отгрузки склада (Бобщ.погр.), общую площадь вспомогательных помещений и их оснащение (ВП) [1-2].
Грузооборот определяется по формуле 2:
ГО = ТО / С, (2)
где ТО, руб. - товарооборот; С - стоимость 1 т товара.
Грузооборот равен:
ГО = 900000000 / 500000 = 1800.
Определим среднюю оборачиваемость товарного запаса склада по формуле 3:
Обор = Го / ТЗср, (3)
где ТЗср - средний товарный запас склада.
Средняя оборачиваемость товарного запаса склада равна:
Обор = 1800 / 150 = 12.
Определим общую площадь зоны хранения склада по формуле 4:
Бобщ. хр. = ТЗср х Кн.з. х Кразв /
/ (Ки.о. х Ки.п. х Кярус х Нпал), (4)
где ТЗср - средний товарный запас; Кн.з - коэффициент неравномерности загрузки склада (1,21,4); Кразв - коэффициент развития (2,0-2,2); Ки.о. - коэффициент использования объема (0,65-0,75); Ки.п. - коэффициент использования площади (0,35-0,45); Кярус - количество ярусов хранения; Нпал - высота паллеты (1,65-1,8 м).
Общая площадь зоны хранения склада равна:
Бобщ. хр. = 150 х 1,2 х 2 /
/ 0,65 х 0,35-2 х 1,65 = 480 м2.
Площадь зоны приёмки обычно 12-15 % от зоны хранения склада в нашем случае тогда:
Бз.п. = 480 х 0,12 = 57,6 м2.
Так как мы имеем оборачиваемость товара 12, что считается умеренным, достаточно одних ворот площадью 800м2, тогда
Бобщ.выгр. = 57,6 + 800 = 857,6 м2.
Определим количество ворот и общую площадь зоны отгрузки склада. Площадь зоны отгрузки принимается так же равно 12-15 % от площади склада хранения и количество ворот будет совпадать с количеством ворот на зоне выгрузке, отсюда:
Бобщ. выгр = Бобщ. погр = 857,6 м2.
Определим общую площадь вспомогательных помещений и их оснащений, которую можно принять из расчета 4 м2 на одного сотрудника, на складе работает 20-22 сотрудника, отсюда:
ВП = 4м2 х 20 = 80 м2.
Рассчитаем общую площадь склада по формуле 8.5:
Бобщ. склад = Бобщ. хр. + Бобщ. выгр. +
+ Бобщ. погр. + ВП. (8.5)
Общая площадь склада равна:
Бобщ. склад = Бобщ. хр. + Бобщ. выгр. + Бобщ. погр. + ВП = 480 + 857,6 + 857,6 + 80 = 2275,2 м2.
Создание одного склада временного хранения, откуда будет также происходить интернет продажа, площадью 2275,2 м2 и закупка оборудования компании в среднем обойдется 16 млн руб.
Чтобы понимать рентабельность введение склада временного хранения, необходимо рассчитать срок его окупаемости, а также - проанализировать эффективность его введения.
Помимо введения склада, было предложено введение нового программного оборудования, которое позволит более эффективно отслеживать количество товара в магазине, что позволит с наименьшей погрешностью производить закупки, а также - уменьшит излишки хранения на внутреннем складе магазина. Введение нового оборудования и обслуживание серверов БД в среднем стоит 300 тыс. руб. единовременно и последующее его обслуживание 50 тыс. руб. в месяц.
В среднем, 1 магазин в городе с населением более 1 млн человек несет убытки из-за не реализации товаров, которые транспортировались из-за отсутствия места на складе, которые не были реализованы самими сотрудниками около 70 тыс. руб. В больших городах находится от 5 магазинов в одном городе, которые несут убытки. При введении ПО мониторинга штат сотрудников уменьшится на 3-4 человек, средняя заработная плата одного сотрудника 25 тыс. руб. Из расчетов выяснено, что на создание одного склада временного хранения затрачивается 16 млн руб. [3].
Рисунок 1 - влияние введенных мероприятий на перевозку груза
Рассчитаем экономию денег при исключении убытков и увольнении трех сотрудников магазина.
Овыгод. = 70 х 5 + 25 х 3 х 5 = 725 тыс. руб.
Отсюда можно сделать вывод о том, что окупаемость одного склада в регионе составляет 2 года. После введения СВХ уменьшится расстояние перевозки и ее тоннаж, соответственно уменьшится
тарифная ставка по направлению, что также положительно отразится на прибыли компании.
На рисунке 1 представлено влияние предложенных мероприятий на скорость и стоимость доставки. При введении описанных выше мероприятий существенно снижается расстояние перевозки, что влечет за собой снижение стоимости перевозки и время доставки товара.
Литература:
1. Стратегический и инновационный менеджмент на автомобильном транспорте / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 324 с.
2. Оценка эффективности международных перевозок в транспортно-логистических системах региона : монография / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 180 с.
3. Коновалова Т.В. Совершенствование методов оптимизации транспортно-логистических издержек в торгово-транспортно-логистических системах / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян, М.П. Миронова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 9. С. 197-199.
Literature:
1. Strategic and innovative management in road transport / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 324 p.
2. Evaluation of the efficiency of international transportation in the transport and logistics systems of the region : monograph / / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 180 p.
3. Konovalova T.V. Improvement of methods of optimization of transport and logistics costs in trade, transport and logistics systems / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, M.P. Mironova // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2020. № 9. P. 197— 199.