Научная статья на тему 'Экономическая эффективность развития экскурсионного туризма'

Экономическая эффективность развития экскурсионного туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экскурсионная деятельность / экскурсионный туризм / инновации / экономическая эффективность / развитие внутреннего туризма. / excursion activity / excursion tourism / innovation / economic efficiency / development of domestic tourism.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Шобонова Любовь Юрьевна

В статье актуализируются вопросы, касающиеся актуальности разработки экскурсионных программ для рынка внутреннего туризма. Это обусловлено развитием в настоящее время именно внутреннего российского рынка туризма и обращению внимания на разработку экскурсионных программ для данного рынка. Авторами статьи раскрывается проблематика инноваций и нововведений в экскурсионной деятельности, ускорение темпов ее развития, повышение уровня сервисного обслуживания и оказываемых услуг в данном сегменте. На основе проведенного анализа авторами статьи сформулированы выводы, которые помогут в дальнейшем раскрытии исследуемой проблемы, которая все чаще затрагивается учеными и практиками в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic efficiency of development of excursion tourism

The article actualizes questions regarding the relevance of developing excursion programs for the domestic tourism market. This is due to the development of the domestic Russian tourism market at present and the attention paid to the development of excursion programs for this market. The authors of the article disclose the problems of innovations and innovations in excursion activities, accelerate the pace of its development, increase the level of after-sales service and the services provided in this segment. Based on the analysis, the authors of the article formulated conclusions that will help in the further disclosure of the investigated problem, which is increasingly affected by scientists and practitioners in our country.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность развития экскурсионного туризма»

Экономическая эффективность развития экскурсионного туризма Economic efficiency of development of excursion tourism

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 330.831 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19090 Лебедева Татьяна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Шобонова Любовь Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru Shobonova L.Yu., l.love80@mail.ru

Аннотация: В статье актуализируются вопросы, касающиеся актуальности разработки экскурсионных программ для рынка внутреннего туризма. Это обусловлено развитием в настоящее время именно внутреннего российского рынка туризма и обращению внимания на разработку экскурсионных программ для данного рынка. Авторами статьи раскрывается проблематика инноваций и нововведений в экскурсионной деятельности, ускорение темпов ее развития, повышение уровня сервисного обслуживания и оказываемых услуг в данном сегменте. На основе проведенного анализа авторами статьи сформулированы выводы, которые помогут в дальнейшем раскрытии исследуемой проблемы, которая все чаще затрагивается учеными и практиками в нашей стране.

Summary: The article actualizes questions regarding the relevance of developing excursion programs for the domestic tourism market. This is due to the development of the domestic Russian tourism market at present and the attention paid to the development of excursion programs for this

market. The authors of the article disclose the problems of innovations and innovations in excursion activities, accelerate the pace of its development, increase the level of after-sales service and the services provided in this segment. Based on the analysis, the authors of the article formulated conclusions that will help in the further disclosure of the investigated problem, which is increasingly affected by scientists and practitioners in our country.

Ключевые слова: экскурсионная деятельность, экскурсионный туризм, инновации, экономическая эффективность, развитие внутреннего туризма.

Keywords: excursion activity, excursion tourism, innovation, economic efficiency, development of domestic tourism.

Чтобы всегда быть востребованными на конкурентном рынке, фирмы туриндустрии должны постоянно развивать свой ассортимент услуг. Инновации в экскурсионной деятельности содействуют успеху и продвижению экскурсионных предложений на туристическом рынке. Значимая роль при этом отводится как подготовке экскурсоводов, так и качественной разработке самой экскурсии, изучению способа и техники её проведения.

Большой историко-культурный потенциал нашего государства даёт безграничные возможности для туристско-экскурсионной работы. Организации, формирующие экскурсионный продукт, обязаны иметь свой оригинальный бренд, принимать во внимание потребительский спрос и дифференциацию сервиса. Рождение обновленных маршрутов ведёт к появлению неизвестных экскурсионных объектов, многообразию продукта и различным формам его подачи. Экскурсия прошла длительный эволюционный путь - от простых рассказов экскурсовода до современных необычных театрализованных и 3D-экскурсий. Инновационные процессы в экскурсионной работе выступают в самых разных формах, они имеют собственные особенности, оказывающие воздействие на её становление и, в конечном счёте, на конкурентоспособность и востребованность продукта [2].

Тема инноваций в постоянно развивающейся сфере туризма раскрыта в работах Изотовой М.А. и Матюхиной Ю.А., авторы приводят понятие инноваций, а также описывают конкретные методы их применения [4]. Рассматривая вопросы, которые поднимают авторы, нельзя не согласиться в том, что сфера внутреннего туризма в нашей стране, не смотря на ее многочисленные туристские ресурсы, довольно редко радует туристов новыми программами обслуживания. Это конечно же является не выгодным показателем общего развития туризма в России. Культурное достояние, которое имеют современники, должно быть представлено не только гражданам нашей страны, но и зарубежным туристам, а лучшего способа сделать это, чем туризм - не найти! Таким

образом, руководствуясь инновационным подходом к созданию туров, специалисты значительно расширяют базу туристских предложений и повышают собственную конкурентоспособность.

Основываясь на Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), можно выделить сферы применения инноваций в туристской деятельности.

Организационные инновации - представляют собой процесс внедрения инноваций в туристское предприятие, при котором проводится реорганизация внутренней политики фирмы, улучшаются способы видения бизнеса, при помощи новейших технологий, происходит укрепление позиций компании на туристском рынке и в конкурентной среде.

Маркетинговые инновации - рассматривают потребности аудитории, в связи, с чем влияют на отношение постоянных потребителей туристского продукта фирмы, а также активизируют методы привлечения заинтересованности новых клиентов к усовершенствованному турпродукту.

Продуктовые инновации - направлены на изменение и улучшение качеств существующего турпродукта, дающие ему устойчивое положение на рынке и повышающее уровень конкурентоспособности.

Изучив методы введения инноваций в индустрию туризма, можно сделать вывод о том, что они направлены на усовершенствование существующего турпродукта или создание совершенно нового предложения, путем внедрения интерактивных технологий и современного подхода к организации и проведению программ обслуживания туристов.

Эффективность экскурсии находит свое практическое выражение в расширении культурного кругозора человека, в повышении уровня его сознательности и как итог - в формировании его убежденности [1].

Вся человеческая деятельность, так или по-другому связана с проблемой эффективности. Основу этого понятия составляет ограниченность ресурсов, желание сэкономить время, получать как можно больше выгод.

Эффективность означает (от лат.) результат. Различают технологическую и социальную эффективность.

Экономическая - это соотношение итогов хозяйственной деятельности социальных целей общества. Она предполагает повышение социальной ориентации финансового подъема.

Финансовая и общественная эффективность взаимосвязаны. Подъем финансовой эффективности служит базой для достижения высоких социальных результатов. Когда без

достижений социума нельзя создать действенные методы управления качеством в туристической индустрии.

На макроуровне для характеристики эффективности экскурсионной деятельности могут применяться следующие критерии:

- качество экскурсионно-туристских услуг; их соответствие социальным потребностям; доходы от этих услуг; издержки труда.

На макроуровне (отдельные предприятия):

- Качество экскурсионно-туристских услуг; их соответствие потребностям общества, производительность труда; фонды; прибыли; степень рентабельности.

Для повышения качества экскурсионно-туристских предложений нужно уделять больше внимания состоянию и совершенствованию перечисленных выше компонентов качества.

Пути улучшения экскурсионной работы сводятся к изысканию новых резервов и определения новых решений. Не должен идти за счет увеличения цены на экскурсии ежегодный рост представляемых услуг. В том случае, если растет их протяженность по времени или же когда в цену будут включаться входные билеты, а изменений в содержании и характере услуг нет. Такие случаи нередко случаются в агентствах РФ. На самом деле правильно поступают те компании, которые увеличивают цены на экскурсии за счет качественных изменений: обед в пути, вручение сувениров, карт и т. д. [3]. Совершенствовать экскурсионную работу следует вести по направлениям:

- новые экскурсионные объекты;

- транспорт;

- тематика экскурсии;

- прогрессивные формы экскурсионной работы;

- новые контингента экскурсантов.

Становление экскурсионной работы опирается на широкую сеть культурно-исторических объектов.

Особенности экскурсионных объектов - их разбросанность. Вследствие этого необходима строго отложенная транспортная система. Увеличение тарифов на горючее, электричество, уменьшение транспортных дотаций привели к наращиванию цен на проезд и создали труднодоступными поездки на средние и дальние расстояния. Вследствие этого среди направлений совершенствования экскурсионной работы занимает значимое место использование разных видов транспорта. В случае, если у компании есть личный автотранспорт при организации экскурсии надо снизить максимально его простой.

Учет и ведение кадастра объектов позволяют фирмам разрабатывать и предлагать клиентам свежие и интересные темы экскурсий. Грамотно разработанное содержание темы, служит почвой, на которой происходит воспитание и развитие людей. По любому разделу экскурсионной тематики желательно иметь одну и две экскурсии минимум для широкой аудитории, а еще для отдельных групп экскурсантов. Нужно предоставить заказчику выбор в подборе тем для последующей разработки предприятиями и турфирмами [5]

Важный путь в развитие экскурсионной работы - внедрение свежих идей и форм работы. Есть разные формы организации работы с единичными туристами и группами, а также иностранными гражданами. Значительным резервом обладают экскурсионные предложения, которые не требуют задействование транспорта - пешеходные; природоведческие, производственные, музейные, тематические и т. д. Необходимо учитывать фактор, влияющий на экономическую эффективность экскурсионной работы -сезонность. В целом экскурсионное обслуживание характеризуется малозначительной сезонной тенденцией по сопоставлению с туристским сервисом. Это еще раз подчеркивает, что экскурсионно-познавательным туризмом возможно заниматься круглогодично.

Туристским фирмам следует дать экскурсанту выбор из нескольких экскурсий одну-две, которые его более заинтересуют по форме проведения, содержанию и стоимости [6].

Сильное влияние на развитие экскурсионного сервиса оказывает приток экскурсантов из-за рубежа. В решении данной проблемы ведущую роль имеет дифференциация программ экскурсионного сервиса. Проблема увеличения эффективности туристско-экскурсионного сервиса должно ориентироваться на покупателей и на самые действенные виды туризма и экскурсии [3].

В отношении выбора приоритетного развития современная жизнь диктует принимать максимально эффективную политику дальнейших действий. Она должна основываться на финансовом и более оптимальном использовании имеющихся средств, активном привлечении инвестиций, на привлечении внутреннего социально и экономического потенциала.

Для этого необходимо:

1. совершенствование техники безопасности в трудовых процессах; улучшение условий и охраны труда; внедрение новейших технологий;

2. улучшение системы материального стимулирования специалистов в туристско-экскурсионной системе.

3. повышение эффективности хозяйствования туристско-экскурсионных учреждений и автопредприятий на базе принципов туристского маркетинга.

4. совершенствование способов планирования и повышения коэффициента использования основных фондов учреждений, транспорта на базе рыночных исследований туристского рынка [5].

Намеченные пути должны учитывать выполнения ряда моментов:

- развитие туристской инфраструктуры: строительство гостиниц по европейским стандартам;

- развитие объектов сервиса туристов, модернизации дорог и их обустройство;

- реставрация и включение в систему экскурсионного показа памятников истории и культуры;

- включение в обслуживание посещение центров народных промыслов с возможностью приобретения товаров ткачества, росписи по дереву, плетении из лозы, гончарные товары и др.;

- развитие экологического туризма, рыболовства и охоты;

- издания путеводителей, карт- справочников, открыток о регионах;

- создание государственного реестра культурно-исторических и природных объектов;

- проведение сертификации туристических предприятий;

- создание современной системы туристической информации с включением ее в мировые компьютерные информационные системы.

Наконец, пути улучшения организации экскурсионной работы намечены. Большинство из них уже были внедрены в работу туристических компаний. На пример, выбор покупателем тем экскурсии; внедрение новейших технологий на предприятиях; уже начато изучение рынка туристических предложений маркетологами; начата политика на возрождение внутреннего туризма и экскурсий и т. д. Но все это подлежит реформации и улучшению.

Список литературы

1. Баянова Л. Н., Хайдарова А. С. Влияние кризисных явлений в мировой экономике на развитие рынка туристических услуг//Экономика и управление. -2015. -№ 121. -С. 36-46.

2. Баянова Л.Н., Павлова Ю.С., Хайдарова А.С. Разработка и оценка эффективности экскурсионных услуг на региональном рынке внутреннего туризма//Научное обозрение. 2016. № 19. С. 165-173.

3. Вакуленко Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности предприятия//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.

4. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме - М.: Издательство Научная книга, 2006. - 136 с.

5. Лебедева Т.Е., Лазутина А.Л., Трошин А.С. Экскурсионные продукты: взгляд потребителя//Ыетайопа1 Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 2-2. С. 110-114.

6. Хайдарова А. С., Лутфуллин Ю. Р. Формирование и развитие регионального рынка туризма//Еишреап Social Science Journal. -2014. -Т. 2, № 7. -С. 349-355.

Referents

1. Bayanova L. N., Khaidarova A. S. Influence of crisis phenomena in the world economy on the development of the tourist services market // Economics and Management. 2015. -No121.-pp. 36-46.

2. Bayanova L.N., Pavlova Yu.S., Khaidarova A.S. Development and evaluation of the effectiveness of excursion services in the regional market of domestic tourism // Scientific Review. 2016. No 19. pp. 165-173.

3. Vakulenko R.Ya., Egorov E.E., Proskulikova L.N. Study of the effectiveness of the enterprise // Vestnik of Minin University. 2015. № 4 (12). p. 3.

4. Izotova MA, Matyukhina Yu.A. Innovations in the socio-cultural service and tourism - M.: Publishing house Scientific book, 2006.

5. Lebedeva T.E., Lazutina A.L., Troshin A.S. Excursion Products: A Consumer View // International Journal of Advanced Studies. 2018.V. 8. No. 2-2. pp. 110-114.

6. Khaidarova A. S., Lutfullin Yu. R. Formation and development of the regional tourism market // European Social Science Journal. 2014. -T. 2, No. 7. -pp. 349-355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.