Научная статья на тему 'Экономическая эффективность применения объемных георешеток при строительстве лесных дорог в условиях Республики Беларусь'

Экономическая эффективность применения объемных георешеток при строительстве лесных дорог в условиях Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
121
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Лыщик П. А., Красковский С. В.

Calculation of economic efficiency of application of solid geolattices at construction of forest roads in conditions of Republic of Belarus is resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Лыщик П. А., Красковский С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность применения объемных георешеток при строительстве лесных дорог в условиях Республики Беларусь»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЪЕМНЫХ ГЕОРЕШЕТОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛЕСНЫХ ДОРОГ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лыщик П. А., Красковский С. В. (УО «БГТУ», г. Минск, РБ)

Calculation of economic efficiency of application of solid geolattices at construction of forest roads in conditions of Republic of Belarus is resulted.

Расчет экономической целесообразности применения объемных георешеток в конструктивных слоях дорожных одежд и теле земляного полотна лесных автомобильных дорог проведено на основании методов определения экономической эффективности использования капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве с учетом специфики отрасли.

За типовой вариант лесной автомобильной дороги была принята дорога с усредненными показателями для лесной отрасли республики: ширина земляного полотна - 5,5 м; высота земляного полотна - 0,5 м; толщина дорожной одежды, устроенной из песчано-гравийной смеси - 0,24 м; тип профиля покрытия -серповидный. Запланированный объем древесины, вывозимый по дорожно-транспортной сети, где внедрялись результаты научных исследований, составляет 50 тыс. м . Среднее расстояние вывозки древесины составляет 42 км. Тип лесовозного автопоезда - МАЗ-543403-220 + МАЗ-900800-010.

По нормативным документам величина экономического эффекта от внедрения рассчитывается по условной годовой экономии на эксплуатационных затратах (себестоимости), куда входят и дорожно-строительные работы, выполненные за счет себестоимости. В нашем случае величину себестоимости вывозки древесины по лесным дорогам определяли как сумму транспортных и дорожных затрат, отнесенных к объему вывозки.

-5

Транспортную составляющую себестоимости вывозки 1 м км рассчитывали по следующей формуле [1]:

с = А + 3,6flV | Апрос ^

тр 3,60полУКпкпр LQ^Ku

где А - постоянные расходы на 1 машино-час, руб.; а - переменные расходы на 1 машино-км, руб.; v - скорость движения автопоезда, м/сек (по результатам производственных испытаний опытных участков установлено, что на участке без георешетки и на участке с георешеткой v соответственно равна 8,93 м/с и

3 3

10,16 м/с); Qn(WI - полезная нагрузка на рейс, м (принята равной 21,5 м ); &гп -коэффициент использования грузоподъемности автопоезда, &гп = 1; &пр - коэффициент использования пробега автопоезда, &пр = 0,6; i - общее время на

погрузку и выгрузку древесины, ч (составляет 0,67 ч.); L - среднее расстояние вывозки древесины, км.

Суммарно постоянные расходы А и переменные расходы а определяли по формуле [2]

А+а = Аз + аам + ар + агсм + апр, (2)

где Аз - заработная плата водителя автопоезда, административно-управленческого и инженерно-технического персонала, руб.; аам - амортизационные отчисления для лесовозного автопоезда, руб.; а - затраты на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание, руб.; агсм - затраты на горючесмазочные материалы, руб.; а - прочие прямые затраты (стоимость вспомогательных материалов, затраты на переоборудование и хранение и др.), руб.

При расчете было принято, что часовая тарифная ставка водителя составляет 2418 руб., размер надбавки к основной заработной плате (премии) - 30%, надбавка за классность - 25% от тарифной ставки, вознаграждения за выслугу лет - 10% от тарифной ставки. Отчисления в пенсионный фонд составили 35%, размер социального страхования принят равным 1,2%. Накладные расходы (заработная плата административно-управленческого и инженерно-технического персонала) приняты в размере 50% от полной заработной платы водителя.

Балансовая стоимость одного автомобиля МАЗ-543403-220 равна 85259,62 тыс. руб., прицепа-роспуска МАЗ-900800-010 - 22282,48 млн. руб. Нормы амортизационных отчислений для лесовозных автопоездов на 1000 км пробега следующие: для автомобилей на полное восстановление - 0,3%, на капитальный ремонт - 0,2%; всего - 0,5%; для прицепа-роспуска на полное восстановление - 0,35%, на капитальный ремонт - 0,23%, всего - 0,58%.

С учетом повышающих коэффициентов, учитывающих сложные грунтовые условия (1,3) и работу автомобилей и прицепов-роспусков на вывозке леса (1,25) нормы амортизационных отчислений равны для автомобиля - 0,81%, для прицепа-роспуска - 0,94%. Для типового варианта значения дополнительно умножены на коэффициент 1,05 за счет более высокого коэффициента службы варианта с объемной георешеткой и составляют соответственно 0,85% и 0,99%. Заработная плата рабочих, занятых на ремонтах и обслуживании подвижного состава, включена в сумму затрат по соответствующим работам.

Линейная норма расхода топлива для автопоезда МАЗ-543403-220 + МАЗ-900800-010 на 100 км - 44 л или на 1 машино-км - 0,44 л. Для типового варианта из-за меньшего коэффициента экономичности норма расхода топлива умножена на коэффициент перерасхода 1,05 и составляет 0,48 л. Расход масла принимается равным 2% от расхода топлива. Затраты на горюче-смазочные материалы принимались по действующим ценам.

Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт приняты в размере 20% от суммы амортизационных отчислений.

Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин приняты по укрупненному нормативу - 10,0 тыс. руб. на 1 машино-смену. Для варианта с георешеткой норма на 1 машино-км приблизительно равна 60 руб.; для типового варианта значения дополнительно умножены на коэффициент 1,05 за счет более высокого коэффициента службы варианта с объемной георешеткой и составляют 63 руб.

-5

Транспортная составляющая себестоимости вывозки 1 м км составляет

для типового варианта 174,7 руб., для варианта с объемной георешеткой -165,2 руб.

-5

Дорожную составляющую себестоимости вывозки 1 м км рассчитывали по формуле [1]

(ах+а2+^.о +

тек

+ 3 + Рп )/

д" Я ' (3)

где а - стоимость износа 1 км земляного полотна, руб./год; а2 - стоимость износа 1 км дорожного покрытия, руб./год; &до - стоимость капитального и

среднего ремонта 1 км дорожной одежды исходя из межремонтных сроков, руб./год; Ртек - сумма расходов по текущему ремонту и летнему содержанию, отнесенных к 1 км, руб./год; 3 - стоимость зимнего содержания 1 км, руб./год; Рп - прочие дорожно-эксплуатационные расходы на 1 км, руб./год; I - протя-

-5

женность дороги, км; Я - годовой грузооборот дороги, м км.

Расчет проведен исходя из затрат на перевозку древесины по 1 км дороги. Тогда I = 1 км, Я = 1x50000 = 50000 м3км.

Стоимость строительства 1 км лесной дороги с типовой конструкцией дорожной одежды по смете составляет 41032,4 тыс. руб., с объемной георешеткой - 39932,7 тыс. руб. При этом в соответствии с собственными расчетами [3] и рекомендациями [4] толщина дорожной одежды для варианта с объемной георешеткой составляет 0,16 м.

Стоимость расходов по текущему ремонту и содержанию (очистка от пыли и грязи, устранение колей, выбоин, исправление профиля покрытия и т. д.) Ртек для типового варианта равна 3207,2 тыс. руб. На основании результатов производственных испытаний опытных участков лесных автомобильных дорог и дорог общего пользования, проведенных авторами и другими исследователями, установлено, что за счет уменьшения накапливаемой колейности и лучшего состояния покрытия срок службы конструкций лесных дорог с объемными георешетками выше в среднем на 20%. Однако, учитывая малочисленность подобных данных, примем в расчетах, что расходы Ртек меньше для варианта с георешеткой на 10%, т. е. равны 2915,6 тыс. руб.

Стоимость зимнего содержания 1 км дороги 3, заключающегося в защите ее от снежных заносов, очистке от снега, борьбе со скользкостью и наледями, одинакова для сравниваемых вариантов и составляет 817,2 тыс. руб.

Нормы ежегодного износа приняты: для земляного полотна - 3%; для дорожной одежды с покрытием переходного типа - 6%. Так как дорожную составляющую себестоимости определяли за один отчетный год, то &до = 0. Прочие дорожно-эксплуатационные расходы Рп приняты в размере 5% от суммы

а1 , а2 , Ртек , 3 .

-5

Дорожная составляющая себестоимости вывозки 1 м км составляет для типового варианта 162,1 руб., для варианта с объемной георешеткой - 153,5 руб.

-5

Тогда полная себестоимость вывозки древесины 1 м км равна: для типового варианта 336,8 руб., для варианта с объемной георешеткой - 318,7 руб. Та-

ким образом, полная себестоимость вывозки 1 м км по лесной дороге с объемной георешеткой меньше на 18,1 руб.

Экономическая эффективность применения объемной георешетки при строительстве лесной дороги основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовому и проектируемому вариантам. Годовой экономический эффект рассчитывался по формуле [5]

*яа = ((ц + кшА, )-(Я2 + к^А))¡0,1, (4)

-5

где С, С2 - себестоимость вывозки 1 м км древесины соответственно по типовому варианту и варианту с объемной георешеткой, руб.; Куд1, Куд2 - удельные капитальные вложения на вывозку 1 м км древесины соответственно по типовому варианту и варианту с объемной георешеткой, руб.; - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (0,15); l - среднее расстояние вывозки, км; 0 - годовой объем вывозки древесины, м .

3

Удельные капитальные вложения на вывозку 1 м км древесины равны: по типовому варианту - 820,6 руб., по варианту с объемной георешеткой - 798,7 руб.

Тогда годовой экономический эффект в ценах 2007 г. составит:

= ((336,8 + 820,6 х 0,15) - (318,7 + 798,7 х 0,15))х

х42 х 50000 = 44908,5 ш й боа.

Приведенные результаты расчета экономической эффективности использования объемных георешеток в конструкциях лесных дорог подтверждают целесообразность их практического применения. За счет снижения себестоимости вывозки древесины на 18,1 руб./(1 м км) при повышении прочности лесной дороги на основе георешеток достигается годовой экономический эффект в размере 44908,5 тыс. руб. в ценах 2007 года или около 21000$.

Литература

1. Леонович, И. И. Эксплуатация лесных дорог: учеб. пособие / И. И. Леонович, А. Л. Оковитый. - Минск: Выш. школа, 1972. - 448 с.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности использования в лесном хозяйстве результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. - Минск: Белгипролес, 2005. - 49 с.

3. Лыщик, П. А. Определение модулей упругости грунта, армированного объемной георешеткой / П. А. Лыщик, С. С. Макаревич, С. В. Красковский // Труды БГТУ. Сер. II. Лесная и дере-вообраб. пром-сть. - 2007. - Вып. XV. - С. 113-116.

4. Рекомендации по применению решетки геотехнической полиэтиленовой «Геосот-Пинема» (Белгеосот-Пинема). - М.: РосдорНИИ, 2004. - 36 с.

5. Отраслевая инструкция определения экономической эффективности новой техники в лесозаготовительной промышленности: утв. Техн. управлением Минлеспрома СССР. - Химки: ЦНИИМЭ, 1975. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.