Научная статья на тему 'Экономическая эффективность от внедрения системы менеджмента качества'

Экономическая эффективность от внедрения системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
933
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СМК / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ИСО / ПРИНЦИПЫ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / QMS / STANDARDIZATION / ISO / QUALITY PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плеханов Алексей Владимирович

В статье рассматривается понятие и сущность системы менеджмента качества. Основные принципы и особенности её построения на предприятиях в РФ. Выделяются возможные экономические эффекты от внедрения и проводится оценка необходимости управления качеством на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плеханов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cost-effectiveness of the implementation of a quality management system

The article discusses the concept and essence of the quality management system. The basic principles and features of its construction in enterprises in the Russian Federation. Possible economic effects from the implementation are identified and the need for quality management in the enterprise is assessed.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность от внедрения системы менеджмента качества»

Экономическая эффективность от внедрения системы менеджмента качества Cost-effectiveness of the implementation of a quality management system

Плеханов Алексей Владимирович

Магистрант 2 курса Факультет технологического менеджмента и инноваций Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики Россия, г. Санкт-Петербург. e-mail: alexei.arcani2012@yandex. ru

Plekhanov Aleksei Vladimirovich

Master student 2 term Faculty of Faculty of Technology Management and Innovation St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Russian Federation, St. Petersburg. e-mail: alexei.arcani2012@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматривается понятие и сущность системы менеджмента качества. Основные принципы и особенности её построения на предприятиях в РФ. Выделяются возможные экономические эффекты от внедрения и проводится оценка необходимости управления качеством на предприятии.

Annotation.

The article discusses the concept and essence of the quality management system. The basic principles and features of its construction in enterprises in the Russian Federation. Possible economic effects from the implementation are identified and the need for quality management in the enterprise is assessed.

Ключевые слова: управление качеством, СМК, стандартизация, ИСО, принципы качества.

Key words: quality management, QMS, standardization, ISO, quality principles.

Система менеджмента качества (СМК) — это комплекс из методик, ресурсов, процессов, организационной структуры предприятия, необходимый для централизованного управления качеством. Являясь составной частью общей системы управления организацией, она нацелена на непрерывное улучшение составных процессов предприятия и их взаимодействия, а также на рост конкурентоспособности продукции на локальных и мировых рынках. Наличие эффективной СМК расценивается как значительное конкурентное преимущество в борьбе за потребителя.

Тесная взаимосвязь с системой менеджмента организации ведет к росту результативности планирования, эффективности использования ресурсов, оказывает синергетический эффект в процессе достижения основных бизнес-целей организации.

В России на данный момент за национальный стандарт системы менеджмента качества взят ИСО серии 9000-2015 и 9001-2015. При этом сертификация СМК проводится независимым аудитором третьей стороны (уполномоченным органом по сертификации).

Системы менеджмента качества фактически отражают требования потребителя к организации. Потребители запрашивают продукцию (услуги), характеристики которых удовлетворили бы их потребности и ожидания. Так как с течением времени и достижениями научно-технического прогресса ожидания и потребности потребителей быстро эволюционируют, на организации постоянно оказывается давление со стороны рынка. Чтобы в полной мере удовлетворить потребителя и поддерживать его лояльность приходится регулярно совершенствовать как продукцию, так и собственные производственные процессы. СМК организации - этот один

из тех инструментов менеджмента, который позволяет руководству организации и ее потребителям быть уверенными в том, что организация поставляет продукцию и услуги, соответствующие текущим требованиям.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества [4]:

1) Ориентация на потребителя - предприятию необходимо осуществлять действия, в которых потребитель нуждается в данный момент и впоследствии может захотеть в будущем. Компания нацелена на предугадывание желаний потребителя и удовлетворение подобного спроса.

2) Лидерство руководителя - принцип лидерства руководителя подразумевает постоянную работу по внедрению системы менеджмента качества руководителем предприятия, главной задачей которого является формирование всех надлежащих условий для обучения сотрудников и поддержание работы системы внутри организации.

3) Вовлечение персонала - принцип вовлечения персонала подразумевает вовлеченность каждого сотрудника предприятия в работу системы качества и нацеленность на повышение эффективности.

4) Процессный подход - СМК компании не зациклена на однотипном повторении действий, а направлена на совершенствовании качества за счет использования различных процессов. Любые изменения обеспечиваются за счет процессов (на практике для российских компаний это главная проблема при поддержании СМК в надлежащем состоянии и её развитии [2]).

5) Системный подход к менеджменту - имеет под собой основу контроля все факторов и показателей производства, влияющих на внешнюю и внутреннюю среду организации. Следует учитывать, что данный принцип подходит больше для малого и среднего бизнеса, так как передача информации между отделами уменьшает эффективность из-за проволочек внутри компании.

6) Постоянное улучшение - основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.

7) Принятие решений, основанных на фактах - принцип принятия решений, основанных на фактах, исключает принятия необдуманных интуитивных решений. Все управленческие решения должны быть подкреплены фактической информацией и базироваться на ней.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками - подразумевает формирование регулярных и устойчивых поставок продукции на основе взаимовыгодного сотрудничества.

При успешной реализации и внедрении данных принципов СМК, адаптированных с учетом специфики конкретного предприятия, можно рассчитывать на адекватные и заметные результаты от внедрения системы и создание прочной основы для ее совершенствования в будущем.

Для достижения максимальной эффективности от использования системы менеджмента качества необходимо опираться на цикл PDCA (цикл Деминга) [3]. Его смысл заключается в непрерывном улучшении качества продукции и снижении текущих затрат на обеспечение качества посредством: (P) plan - планирования, (D) do - действия, (C) check - анализа, (A) action - корректировки (путем устранения глубинных причин несоответствия, а не простой коррекции результатов анализа).

Фактически, на каждом предприятии как правило уже действует своя система управления качеством, поэтому просто необходимо убедиться, насколько она соответствует требованиям завяленным в ISO 9000 и 9001. Благодаря этому на самом раннем этапе внедрения появляется возможность оценить дальнейшие потребности в ресурсах, а также объемах переработки структуры и документации организации. Детальный план проекта основывается на результатах данной самооценки. В этом плане рабочей группой проекта для каждого выявленного несоответствия требованиям ISO разрабатывается комплекс действий по его устранению,

определяется срок выполнения, назначаются ответственные за это руководители и сотрудники. Подобные планы проектов могут быть составлены с помощью стандартного программного обеспечению и сетевых ресурсов.

Качество и детализация плана позволяют руководителю проекта эффективно осуществлять контроль за выполнением работ, но в большей степени эффективности контроля способствует умение руководителей разрабатывать и воплощать необходимые коррекционные мероприятия.

На всех уровнях организации управление осуществляется посредством оформления документов. Под документом в данном случае понимается информация, закрепленная на определенном носителе (запись, спецификация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт и др.). Комплект документов составляет документацию. Для СМК важность документации заключается в возможности передать смысл и определить последовательность действий, а также способствует прослеживаемости операций и оценке результативности и фактической пригодности СМК.

Специфика документации СМК заключается в том, что с одной стороны ее определяет стандарт ISO 9001, а с другой - формируют реальные потребности предприятия. Объем и содержание документации может варьироваться у предприятий с разным размером, организационной структурой, уровнем сложности выпуска продукции, используемых процессов и методов, а также многого другого. Документация формулирует отдельные задачи для достижения конкретных целей, приписывает для их выполнения определенные материальные, финансовые и людские ресурсы. Благодаря правильно оформленным документам СМК создает доверие поставщиков и клиентов к способности предприятия обеспечить качество продукции. Кроме этого, СМК изображенное в доступной и наглядной форме применяют для внутреннего использования и обучения.

Следует упомянуть, что эффективная СМК может быть создана и без следования стандартам ISO. Но для получения выхода на крупные внутренние и международные рынки обязательным условием будет наличие сертификата соответствия стандартам серии ISO. Российские компании в большинстве своем страдают тем, что внедряют принципы ISO в свои производственные процессы только формально, чтобы пройти сертификацию и получить выход на глобальный рынок, не способствуя созданию реально работающей системы менеджмента качества, способной обеспечить в долгосрочной перспективе значительный коммерческий успех [1].

Оценка экономического эффекта от повышения показателей качества не представляет большой сложности, поскольку эффект выражается в понятных финансовых величинах: рост объема продаж, увеличение доли присутствия предприятия на рынке, сокращение издержек производства и эксплуатации и т. п. Проблема в том, чтобы определить, следствием какой инициативы является рост экономических показателей [5].

Так, например, бывает довольно сложно оценить, появились ли новые клиенты благодаря повышению качества продукции или же все дело в успешной рекламной компании.

Еще сложнее заранее оценить экономический эффект, который принесет внедрение СМК на предприятии. Для этого нужен комплекс дополнительных маркетинговых исследований и сложные аналитические расчёты.

Однако установлено, что существенный рост экономических показателей может произойти в случае внедрения на предприятии СМК, которая стимулирует повышение качества внутренней работы и производственных процессов, когда всю деятельность предприятия приводят в строгое соответствие со стандартами и процедурами, установленными в СМК. Тогда имеют место следующие экономические эффекты:

- существенно сокращаются издержки производства (до 20-40%) за счет снижения потерь от брака и уменьшения затрат на осуществление контрольных мероприятий;

- увеличивается объем производства и продаж продукции (услуг) за счет роста производительности

труда;

- сокращается время на выявление проблем и их решение, и, как следствие - снижается количество сложных проблем благодаря прозрачности процессов предприятия;

- обеспечивается соответствие продукции актуальным требованиям рынка (потребителей), что приводит к увеличению всех экономических показателей.

Высокое качество продукции можно успешно использовать для получения долгосрочных, но чаще всего - перспективных, кратковременных экономических эффектов. Для продления эффекта по времени, нужно обеспечит стабильное и непрерывно растущий уровень качества продукции (услуг).

Кроме общих экономических эффектов, приходящих с высоким качеством продукции, следует выделить ряд эффектов, которые проявляются при исправлении недостаточного качества продукции:

- снижаются производственные затраты на исправление дефектной продукции;

- не допускается использование в производственном процессе изначально некачественного сырья;

уменьшаются:

- потери отбракованной готовой продукции;

- затраты на исправление дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей;

- расходы на гарантийное обслуживание и ремонт и др.

Таким образом ясно, что внедрение и отладка на предприятии СМК потребует значительных временных и материальных ресурсов. Однако преимущества, а также экономическая эффективность реально работающей системы менеджмента качества для компаний, стремящихся охватить как можно больший внутренний, а также международный рынок, в долгосрочной перспективе неоспоримы.

Если говорить о современной экономике, то соответствие организации стандарту ISO 9001, по факту, является минимально необходимой базой, открывающей перед компанией крупные рынки. Сертификат при этом является лишь документальным, независимым подтверждением достижения компанией требуемого уровня.

Список используемой литературы:

1. Гумеров А.В. Система менеджмента качества в общей системе управления промышленным предприятием // Российское предпринимательство. - 2010. -№10 - С.68-72.

2. Маколов В.И. Проблемы систем менеджмента качества российских организаций в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. -№26 - С. 16-25.

3. Попова Л.Ф. Совершенствование управления качеством по циклу PDCA // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - С68-72.

4. Усик Н.И., Белокуров А.Э., Василенок А.В. Важность системы менеджмента качества на предприятиях // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2016. -№4 - С.70-77.

5. Хорев А. И., Самогородская М.И. Методологические аспекты оценки экономической эффективности системы менеджмента качества субъектов хозяйствования // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. -№4 - С. 314-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.