Научная статья на тему 'Экономическая эффективность лизинга ВС при различных схемах формирования лизинговых платежей'

Экономическая эффективность лизинга ВС при различных схемах формирования лизинговых платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются общие и различные интересы, а также экономические приоритеты для каждого из субъектов договора лизинга - авиакомпании, лизингодателя и банка. Сформулированы параметры, влияющие на эффективность договора лизинга: фиксированные параметры и «гибкий» параметр, допускающий повышение эко-номической эффективности лизинга. Представлены аналитические расчеты различных вариантов схем формирова-ния лизинговых платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF LEASING OF AN AIR VESSEL AT VARIOUS SCHEMES OF FORMATION OF LEASING PAYMENTS

In clause the general and various interests, and also economic priorities for each of subjects of the contract of leasing -airlines, leasing company and bank are considered. The parameters influencing efficiency of the contract of leasing are formulated: the fixed parameters, and the "flexible" parameter supposing increase of economic efficiency of leasing. Analytical calculations of various variants of schemes of formation of leasing payments are presented.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность лизинга ВС при различных схемах формирования лизинговых платежей»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 336.01

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЗИНГА ВС ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Е.Ю. ЗАХАРОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

В статье рассматриваются общие и различные интересы, а также экономические приоритеты для каждого из субъектов договора лизинга - авиакомпании, лизингодателя и банка. Сформулированы параметры, влияющие на эффективность договора лизинга: фиксированные параметры и «гибкий» параметр, допускающий повышение экономической эффективности лизинга. Представлены аналитические расчеты различных вариантов схем формирования лизинговых платежей.

Схема формирования лизинговых платежей - договорное соглашение на добровольной основе между авиакомпанией-лизингополучателем и лизингодателем. Очевидно, что для заемщика (а в роли заемщика выступает авиакомпания) стремление снижения объема выплат по обслуживанию задолженности является естественным желанием. Для заимодавца - получить назад вложенные средства, с вознаграждением - процентами или маржей и в оговоренный срок. Причем характерно, что для многих заимодателей, чем меньше срок, тем охотнее они финансируют инвестиционный проект.

Схемы, связанные с погашением задолженности - это итог компромисса субъектов инвестиционного процесса. Важно прийти к взаимовыгодному договору, учитывая интересы субъектов инвестиционного проекта. Сформулируем общие интересы кредитора и дебитора:

1. Стабильное устойчивое экономико-финансовое положение авиакомпании.

2. Срочность и возвратность заемных средств. Так как при лизинге обычно задействовано и третье лицо - банк, финансирующий лизинговую сделку, то для банка-кредитора уменьшение срока лизинга - означает уменьшение риска. Кроме того, быстрее возвращенные средства будут инвестированы в другой проект, и тем самым, повыситься оборачиваемость на рынке инвестиционных услуг. Для авиакомпании это положение значит, что сократится общий объем платежей.

3. Увеличение объема инвестиций на рынке инвестиционных услуг и увеличение оборачиваемости инвестиционных средств. Развитие этого положения приведет к тому, что у авиакомпании появится возможность выбора среди заимодавцев, кредитор будет иметь большую прибыль за счет большего оборота инвестиционных услуг.

Различные интересы субъектов инвестиционного проекта при заключении договора сформулированы в табл. 1.

Анализируя виды лизинга в ГА, преимущества и недостатки лизинговых договоров, показатели, на которых базируется оценка экономической эффективности лизинга можно сформулировать параметры, влияющие на эффективность договора лизинга.

К фиксированным параметрам относятся: возмещаемая стоимость ВС - К; годовая ставка по кредитам и комиссионное вознаграждение лизингодателя - I; период лизинга - Т; количество выплат в год - т (может быть и не фиксированным параметром). Фиксированные параметры

- являются результатом договора между субъектами лизинговых отношений (поставщика ВС, лизинговой компании (ЛК), организации, кредитующей лизинговую компанию, авиакомпании), а также зависят от макроэкономических параметров. Количество выплат в год и схема формирования лизинговых платежей, оговаривается совместно между авиакомпанией (лизингополу-

чателем) и лизингодателем. Вид, размер и график перечисления лизинговых платежей определяются условиями компромиссного двухстороннего лизингового договора. Основными гибкими параметрами являются параметры, касающиеся схемы лизинговых платежей, допускающей повышение экономической эффективности лизинга: сокращение расходов по платежам в начальный период лизинга; наличие равномерной финансовой нагрузки на авиакомпанию; снижение доли лизинговых платежей в составе эксплуатационных расходов; уменьшение суммарных расходов за лизинг ВС.

Таблица 1

Различия интересов субъектов договора лизинга

Кредитор - банк Лизингодатель - лизинговая компания Лизингополучатель - Авиакомпания

Увеличение ссудного процента или маржи Увеличение маржи Уменьшение ссудного процента

Уменьшение срока кредитования Уменьшение срока договора лизинга Увеличение срока использования инвестиций

Создание иллюзии привлекательности условий инвестиционных проектов - различия в понятиях номинальной и эффективной процентных ставок. Создание иллюзии привлекательности условий инвестиционных проектов - отсутствие информации о включении в состав лизинговых платежей НДС, налога на имущества, комиссий за транзакции, накладных и прочих расходов лизинговой компании Прозрачность условий инвестиционных проектов

Использование выгодных для себя моделей формирования возвращаемых дебитором сумм Использование выгодных для себя моделей формирования возвращаемых кредитору сумм Использование выгодных для себя моделей формирования возвращаемых кредитору сумм

Общая сумма лизингового платежа в у-м периоде состоит из составляющих, допускающих снижение лизингового платежа - показатели РД, и составляющих, рассчитанных на основе показателей Ру 1 - показателей Ру2.

ЛП = ВД + ПК +НЛК + НИ + %ТА +НДС (1)

^____..___) К 7

у ----------V-----------

Составляющие лизингового Составляющие лизинго-

пл атежа, д о пус к аю щ и е сни - в о го пл атежа - Ру2 , за в и - ,

жение ЛП - Ру 1 сящие от Ру 1

где ЛП - общая сумма лизингового платежа в у-м периоде; ВД - возврат основного долга (возмещаемая стоимость ВС); ПК - проценты за кредит плюс маржа лизинговой компании; НЛК -накладные расходы лизинговой компании; НИ - налог на имущество; %ТА - комиссия за трансакцию по кредитам; НДС - налог на добавленную стоимость.

Рассмотрим показатели группы Ру1. В имеющейся финансовой практике имеются две основные схемы формирования лизинговых платежей: выплаты аннуитетами (платежи постоян-

ными суммами на протяжении всего периода договора) и выплаты по регрессивной схеме (платежи уменьшаются с течением времени договора).

Для выплат аннуитетами, в свою очередь, можно применить следующие схемы: «процентной дискретности» (традиционно используемой) и «временной дискретности»[1].

Основные схемы формирования периодических лизинговых платежей представлены на рис. 1.

СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

МОДЕЛЬ АННУИТЕТА ВРЕМ ЕННОЙ ДИСКРЕТНОСТИ - Рврем _К ((1 + ,)■ ' - _ 1) Р] 1 _ (1 + ,)_Т ( ) МОДЕЛЬ АННУИТЕТА ПРОЦЕНТНОЙ ДИСКРЕТНОСТИ - Р"роц К ^у_ Г ( , _ Т. (3) 1 _ 1 1 + ^ ] МОДЕЛЬ ПЛАТЕЖА ПРИ РЕГРЕССИВНОЙ СХЕМЕ - Ррегр Р_т\к^(У_1¥- (4) 1т ^ 1т ] т

Рис. 1. Схемы формирования возвратных платежей

Проведем аналитические расчеты различных вариантов схем формирования лизинговых платежей и выберем схему, направленную на снижение расходов в части периодических лизинговых платежей. Она должна удовлетворять следующим принципам:

1. Сокращение расходов по платежам в начальный период лизинга, вследствие следующих причин:

- в начальный период лизинга ценность денег, полученных в результате эксплуатации воздушного судна наиболее высока, т.к. при дальнейшей оценке показателей эффективности лизинга используется концепция дисконтирования;

- в первый год кроме периодических платежей могут выплачивается первоначальные платежи (например, за юридические и консультационные услуги, страхование) и предоплата (всего обычно 20% от стоимости воздушного судна);

- первоначальные платежи и предоплата - величины фиксированные и их списание в составе себестоимости продукции возможно либо в первый год, либо равномерно на протяжении всего договора или их выплачивают в виде единовременных затрат перед передачей самолета лизингодателем авиакомпании. Периодические же платежи допускают изменение их размера в зависимости от схемы их формирования;

- в первый год лизинга ВС возможны некоторые дополнительные расходы или затруднения с эксплуатацией ВС, неучтенные в инвестиционном анализе. Например, расходы на обучение обслуживающего персонала и летного состава, приобретение специальной техники и др., а также с недополучением планируемой прибыли от эксплуатации самолета в связи с падением спроса из-за различных экономических просчетов или социально-политических конфликтов и т.д.;

- на устранение непредвиденных расходов в начальный период, объемов накопленной прибыли от эксплуатации ВС недостаточно, поэтому возможно снижение показателей эффективности лизинга.

- снижение эксплуатационных расходов по статье лизинговых платежей в начальный период допускает снижение тарифов или увеличение расходов по другим, «дополнительным» статьям, например, «Расходы на рекламу» и др.

2. Выявление схем, допускающих равномерную финансовую нагрузку на авиакомпанию (лизингополучателя).

3. Снижение доли лизинговых платежей в составе эксплуатационных расходов.

4. Снижение суммарных расходов за весть период лизинга.

5. Выявление схем, учитывающих неравномерность ценности денег во времени.

Для сравнительной оценки различных вариантов схем формирования лизинговых платежей в качестве примера возьмем данные по финансовому лизингу самолета типа Ту-334: цена ВС -12000 тыс. долл. США; периодичность погашения - ежеквартальная; период лизинга - 4 года; проценты за кредит банка - 7% годовых; маржа ЛК - 2 % в год. Ставки налогов и сборов: налог на прибыль - 24%; налог на добавленную стоимость - 18%; налог на имущество - 2,2 %; накладные расходы - 0,227 %; комиссия за транзакцию - 0,75%.

Основные расчеты представлены в табл. 2-4. Сравнительные результаты расчетов сведены в табл. 5, где для удобства анализа представлены и нормы сравнения.

Таблица 2

Инвестиционный план при схеме формирования лизинговых платежей с аннуитетом временной дискретности, тыс. долл. США

Текущий квартал июл.04 окт.04 апр.05 апр.07 июл.07 янв.08 апр.08 Всего

Номер квартала 0 1 2 4 12 13 15 16

Доходы

Выручка с НДС 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 30189,12

То же с учетом дисконтирования 1840,8 1795,90 1709,36 1402,96 1368,74 1302,78 1271,01 24632,44

Расходы

Эксплуатационные расходы 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 4000,00

ВСЕГО ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, БЕЗ НДС 1 010,35 1 005,36 995,01 948,34 941,86 928,41 921,45 15 493,80

Налог на прибыль 37,63 39,04 41,97 55,19 57,03 60,83 62,81 792,32

НДС на ЛП 181,86 180,96 179,10 170,70 169,53 167,11 165,86 2 788,88

НДС в бюджет 105,96 106,86 108,72 117,12 118,29 120,71 121,96 1 816,24

Предоплата 1,21

Итого, расходы 1585,80 1582,22 1574,81 1541,35 1536,70 1527,07 1522,07 24891,24

Тоже с учетом дисконтирования 1547,12 1505,98 1426,70 1146,08 1114,75 1054,39 1025,31 20338,60

Результат реализации проекта (СрВРЕМ) 301,02 304,60 312,01 345,47 350,12 359,75 364,75 5297,88

Тоже нарастающим итогом 301,02 605,63 1225,90 3868,39 4218,51 4933,14 5297,88

Результат с учетом дисконтирования 293,68 289,92 282,67 256,88 253,98 248,40 245,70 4293,84

То же нарастающим итогом (КРУВРЕМ) 0 293,68 583,61 1152,53 3294,60 3548,58 4048,14 4293,84

Таблица 3

Инвестиционный план при схеме формирования лизинговых платежей с аннуитетом процентной дискретности, тыс. долл. США

Текущий квартал июл.04 окт.04 апр.05 апр.07 июл.07 янв.08 апр.08 Всего

Номер квартала 0 1 2 4 12 13 15 16

Доходы

Выручка с НДС 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 30189,12

То же с учетом дисконтирования 1840,8 1795,90 1709,36 1402,96 1368,74 1302,78 1271,01 24632,44

Расходы

Эксплуатационные расходы 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 4000,00

ВСЕГО ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, БЕЗ НДС 1 016,72 1 011,76 1 001,47 954,83 948,32 934,82 927,81 15 597,14

Налог на прибыль 35,82 37,23 40,14 53,35 55,20 59,02 61,00 763,05

НДС на ЛП 183,01 182,12 180,26 171,87 170,70 168,27 167,01 2 807,48

НДС в бюджет 104,81 105,70 107,56 115,95 117,12 119,55 120,81 1 797,64

Предоплата 1,21

Итого, расходы 1590,37 1586,81 1579,43 1546,00 1541,34 1531,66 1526,64 24965,31

Тоже с учетом дисконтирования 1551,58 1510,35 1430,89 1149,54 1118,12 1057,56 1028,38 20399,04

Результат реализации проекта (СВ’ПР°Ц) 296,45 300,01 307,39 340,82 345,48 355,16 360,18 5223,81

Тоже нарастающим итогом 296,45 596,46 1207,50 3812,71 4158,20 4863,63 5223,81

Результат с учетом дисконтирования 289,22 285,55 278,48 253,42 250,62 245,23 242,63 4233,40

То же нарастающим итогом ^РУ^0^) 0 289,22 574,78 1135,22 3247,03 3497,65 3990,77 4233,40

Таблица 4

Инвестиционный план при регрессивной схеме формирования лизинговых платежей,

тыс. долл. США

Текущий квартал июл.04 окт.04 апр.05 апр.07 июл.07 янв.08 апр.08 Всего

Номер квартала 0 1 2 4 12 13 15 16

Доходы

Выручка с НДС 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 1886,82 30189,12

То же с учетом дисконтирования 1840,80 1795,90 1709,36 1402,96 1368,74 1302,78 1271,01 24632,44

Расходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксплуатационные расходы 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 250,00 4000,00

ВСЕГО ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, БЕЗ НДС 1 147,52 1 122,76 1 073,26 875,25 850,50 801,00 776,25 15 390,13

Налог на прибыль -1,22 5,79 19,81 75,89 82,90 96,92 103,93 821,68

НДС на ЛП 206,55 202,10 193,19 157,55 153,09 144,18 139,73 2 770,22

НДС в бюджет 81,27 85,72 94,63 130,27 134,73 143,64 148,09 1 834,90

Предоплата

Итого, расходы 1684,12 1666,38 1630,89 1488,96 1471,22 1435,74 1418,00 24816,92

Тоже с учетом дисконтирования 1643,04 1586,08 1477,51 1107,13 1067,25 991,33 955,20 20370,28

Результат реализации проекта (СБРЕГР) 202,70 220,44 255,93 397,86 415,60 451,08 468,82 5372,20

Тоже нарастающим итогом 202,70 423,14 917,25 3603,35 4018,95 4903,37 5372,20

Результат с учетом дисконтирования 197,76 209,82 231,86 295,83 301,48 311,46 315,81 4262,16

То же нарастающим итогом (МРУРЕГР) 0 197,76 407,58 860,61 3026,72 3328,21 3946,35 4262,16

Таблица 5

Основные результаты расчетов лизинговых платежей и эффективности лизинга ВС при различных схемах формирования лизинговых платежей

Принцип Нормы для снижения ЛП и увеличения КРУ Схема аннуитетных платежей «временной дис- Схема аннуитетных платежей «процентной Регрессивная схема

кретности» дискретности»

Равномерность финансовой нагрузки для АК Платежи одинаковыми суммами Аннуитеты Аннуитеты Изменяются -снижаются в каж-

(аннуитетами) дом квартале

Ежеквартальные периодические платежи - группа Р^ Наименьший периодический платеж Наименьшая в 912,86 (наименьший) 919,19 (средний). 1050,00 в первом квартале, далее -снижаются

Остаточная стоимость ВС в первом квартале начале периода лизинга (служит основой для налога на имущество) 11376,50 (средняя) 11380,81 (наибольшая) 11250,00 (наименьшая)

Величина возмещаемой стоимости ВС - Изменяется (увеличивается) Изменяется (увеличивается) Одинаковая - 750 тыс. долл.

Величина процентов - Снижается Снижается Снижается

Сумма ежеквартальных периодических 14707,01 (наибольшая) 1550,00 (наименьшая)

лизинговых платежей Р^1 за весь период лизинга ВС Наименьшая 14605,76 (средняя)

Расходы авиакомпании за лизинг ВС в Наименьшие 1010,35 (наимень- 1016,72 1147,52

первом квартале (Р-|1 + Рр), без НДС шие) (средние) (наибольшие)

Сумма расходов авиакомпании за весь Наименьшие 15493,80 15597,14 (наи- 15390,13 (наи-

период лизинга ВС (Р,1+ Рр) (средние) большие) меньшие)

Денежный поток в первом квартале Наибольшая 301,02 (наибольший) 296,45 (средний) 202,7 (наименьший)

Дисконтированный денежный поток в первом квартале (коэффициент дисконтирования - 0,1) Наибольший 293,68 (наибольший) 289,22 (средний) 197,76 (наименьший)

КРУ Наибольшая 4293,84 4233,40 4262,16

(наибольшая) (наименьшая) (средняя)

Проанализируем различные схемы формирования лизинговых платежей на основе сформулированных параметров, допускающих повышение экономической эффективности лизинга ВС.

1. Сокращение расходов по платежам в начальный период лизинга. Снижение периодических платежей в начальный период лизинга определится величиной АР нач.

Разница между платежом регрессивной схемы и аннуитетом «процентной дискретности» в первый квартал составит: АР нач = 1050 - 919,19 = 130 (тыс. долл.). Разница между платежом регрессивной схемы и аннуитетом «временной дискретности» в первый квартал составит: АР нач = 1050 - 912,86 = 137,14 (тыс. долл.). Разница между аннуитетами: АР нач = 919,19 - 912,86 = 6 (тыс. долл.) Предпочтительной является схема аннуитетов временной дискретности.

2. Схемы, обеспечивающие равномерную финансовую нагрузку на авиакомпанию. Равномерную финансовую нагрузку на авиакомпанию в течение всего периода лизинга допускают аннуитетные периодические платежи, тогда как «регрессивные» периодические платежи предполагают выплату большей части стоимости лизингового контракта в первый год (рис. 2).

Кварталы

Рис. 2. Финансовая нагрузка на авиакомпанию в зависимости от схемы ЛП

4. Снижение доли лизинговых платежей в составе эксплуатационных расходов. Согласно третьему принципу «Снижение доли лизинговых платежей в составе эксплуатационных расходов» расчеты, представленные в табл. 2-4, а также вышеизложенные положения доказывают, что в начальный период лизинга ВС схема аннуитетных платежей допускает их снижение, тогда, как при регрессивной схеме доля лизинговых платежей в составе эксплуатационных расходов будет большей.

С течением времени расходы по статье периодических лизинговых платежей при регрессивной схеме будут снижаться. Их сумма за весь период лизинга будет меньше, чем при аннуитетных платежах. Но эффект от снижения расходов с течением времени будет не столь актуален, так как ценность денег уменьшается (согласно концепции дисконтирования).

Снижая эксплуатационные расходы в начальный период лизинга (за счет периодических лизинговых платежей), повышается прибыль, что в свою очередь, отразится на показателях эффективности лизинга. Выбор схемы формирования лизинговых платежей авиакомпании должен основываться на ее современном и прогнозируемом финансовом состоянии и объеме работ, а также на ее стратегии развития.

4. Уменьшение суммарных расходов за лизинг ВС. Согласно четвертому принципу «Уменьшение суммарных расходов за лизинг ВС», расходы за лизинг при регрессивной схеме формирования лизинговых платежей будут меньше, чем при схеме аннуитетных платежей. В долларовом эквиваленте эта разница составит: 15493,80-15390,13=103,67 тыс. недисконтиро-ванных долларов США. Но суммарные расходы за лизинг рассчитываются в настоящее время

на шестнадцатиквартальную перспективу. Поэтому, учитывая концепцию дисконтирования,

современная стоимость этой разницы - РУ в настоящее время составит: 103,67 тыс.

16 ’

(1 + 0,1)т

долларов США (где 0,1 - коэффициент дисконтирования). Если предположить, что изменение ценности денег во времени (коэффициент дисконтирования) составит 1000%, то разница эта через восемь лет будет весьма малой величиной РУ = 0,0048 . При увеличении срока лизинга эта разница сократится еще больше.

5. Определение схем, учитывающих неравномерность ценности денег во времени. Стоимость финансовых ресурсов наиболее высока в начальный период лизинга, т.к. дисконтная составляющая денежного потока - СЕ, основного показателя эффективности лизинга, с течением времени увеличивается, и, следовательно, приведет к снижению результирующего показателя эффективности лизинга ЫРУ. В основу аннуитетных платежей заложена финансовая эквивалентность денег с течением времени, тогда как при регрессивной схеме - нет.

6. Наибольший денежный поток в начальный период лизинга. При определении эффективности лизинга рассчитывается показатель денежного потока, генерируемого проектом лизинга ВС - СЕ. Он состоит из разницы доходов и расходов, в состав которых входят в полном объеме лизинговые платежи (без учета НДС) на каждом временном интервале - у, равного одному кварталу. Таким образом, на эффективность лизинга в большей степени влияет снижение расходов в начальный период лизинга, что приведет к увеличению базового показателя расчета экономической эффективности инвестиций - денежного потока СЕ. Такому требованию удовлетворяет только схема аннуитетных лизинговых платежей. Наибольший денежный поток в начальный период лизинга (за первый год) у договора лизинга, где используется схема аннуитетных лизинговых платежей «временной дискретности».

7. Наибольшая чистая дисконтированная стоимость - МРУ. Результирующим показателем, оценивающим эффективность лизинга, является чистая дисконтированная стоимость -ЫРУ - накопленный дисконтиованный денежный поток за весь период лизинга. Именно он служит основой для ранжирования эффективных и неэффективных проектов. Чем выше этот показатель, тем предпочтительнее является проект. Несмотря на то, что сумма ежеквартальных периодических лизинговых платежей за весь период лизинга ВС наименьшая у регрессивной схемы формирования лизинговых платежей, чистая дисконтированная стоимость - ЫРУ наибольшая у аннуитетов «временной дискретности». В случае применения схемы аннуитетных платежей «временной дискретности» - ЫРУЗРЕМ = 4293,84 тыс. долл. США. При применении схемы аннуитетных платежей «процентной дискретности» -

ЫРуЛРОЦ = 4233,40 тыс. долл.

США. В случае регрессивной схемы с постоянной составляющей возмещаемой стоимости ВС ЫРУЕГР = 4262,16 тыс. долл. США. Итак, ЫРУВРЕМ > ЫРУРЕГР > ЫРУПРОЦ. Экономическая эффективность проекта лизинга ВС при использовании схемы формирования аннуитетных лизинговых платежей «временной дискретности» выше, чем при использовании схемы аннуитетных платежей «процентной дискретности» и схемы с постоянной составляющей возмещаемой стоимости ВС. Разница составляет ЫРУВРЕМ - ЫРУПРОЦ = 60,44 тыс. дисконтированных долларов США. Разница составляет ЫРУВРЕМ - ЫРУРЕГР = 31,68 тыс. дисконтированных долларов США. Разница составляет ЫРУЕГР - ЫРУ7РОЦ = 28,76 тыс. дисконтированных долларов США. Экономический эффект представлен на рис. 3.

Для удобства оценки различных вариантов схем формирования лизинговых платежей, составлена матрица, представленная в табл. 6, где по результатам расчетов проведена сравнительная оценка основных параметров, допускающих повышение экономической эффективности лизинга ВС.

70

60

50

40

30

20

10

0

Рис. 3. Экономический эффект при различных схемах формирования лизинговых платежей

Таблица 6

Матрица сравнительной оценки основных параметров, допускающих повышение экономической эффективности лизинга ВС при различных схемах

Параметр Схема аннуитетных платежей «временной дискретности» Схема аннуитетных платежей «процентной дискретности» Регрессивная схема

Сокращение расходов по платежам в начальный период лизинга + - -

Схемы, обеспечивающие равномерную финансовую нагрузку на авиакомпанию + + -

Снижение доли лизинговых платежей в составе эксплуатационных расходов; + - -

Снижение суммарных расходов за лизинг ВС (недисконтированных) - - +

Схемы, учитывающие неравномерность ценности денег во времени + + -

Наибольший поток платежей в начальный период лизинга + - -

Наибольшая МРУ + - -

В результате проведенного анализа можно сделать вывод: схема, обеспечивающая наибольшую экономическую эффективность договора лизинга для авиакомпании по всем допускающим параметрам - схема аннуитетных платежей временной дискретности.

ECONOMIC EFFICIENCY OF LEASING OF AN AIR VESSEL AT VARIOUS SCHEMES OF

FORMATION OF LEASING PAYMENTS

Zaharova E. Ju.

In clause the general and various interests, and also economic priorities for each of subjects of the contract of leasing -airlines, leasing company and bank are considered. The parameters influencing efficiency of the contract of leasing are formulated: the fixed parameters, and the "flexible" parameter supposing increase of economic efficiency of leasing. Analytical calculations of various variants of schemes of formation of leasing payments are presented.

Сведения об авторе

Захарова Елена Юрьевна, окончила МГТУ ГА (1997), кандидат экономических наук, доцент МГТУ ГА, автор 24 научных работ, область научных интересов - экономика, управление авиатранспортными ресурсами, инвестиционное проектирование.

60,44

31 68 20 76

’ 20,76

Разница NPV(BpeM)-NPV (проц) Разница NPV(BpeM)-NPV (регр) Разница NPV(perp)-NPV (проц)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.