Научная статья на тему 'Экономическая эффективность контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте'

Экономическая эффективность контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1610
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСіБ РОЗРАХУНКУ СОБіВАРТОСТі / ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖіВ КОНТЕЙНЕРНИМИ ПОїЗДАМИ / METHOD OF CALCULATING THE COSTS / RAIL FREIGHT CONTAINER SERVICES / СПОСОБ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ / ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ КОНТЕЙНЕРНЫМИ ПОЕЗДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенко А.С., Музыкина Г.И., Бех П.В.

Представлен способ расчета себестоимости перевозок грузов контейнерными поездами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савенко А.С., Музыкина Г.И., Бех П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF CONTAINER TRANSPORTATION BY RAILWAY TRANSPORT

The article presents a method of calculating the costs of rail freight container services.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте»

УДК 656.225

А. С. САВЕНКО, Г. И. МУЗЫКИНА, П. В. БЕХ (ДИИТ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Наведено споаб розрахунку co6iBapTOcri перевезень вантаж1в контейнерними повдами. Представлен способ расчета себестоимости перевозок грузов контейнерными поездами. The article presents a method of calculating the costs of rail freight container services.

В настоящее время перед железными дорогами Украины стоит важная задача - обеспечение конкурентоспособности с другими видами транспорта. Особенно остро это касается контейнерных перевозок.

Для привлечения большего количества клиентуры необходима гибкая оптимизация железнодорожных контейнерных перевозок, начиная от планирования и заканчивая получением прибыли.

Эффективность и качество плана перевозок в значительной мере зависят от выбранного критерия оптимальности.

Критерий или показатель оптимальности представляет собой предельную меру экономического эффекта принимаемого решения при сравнительной оценке возможных вариантов (альтернатив) решений и выборе наилучшего (оптимального).

При текущем же планировании перевозок, когда размещение, размеры и условия производства и потребления продукции заранее обусловлены и при разных вариантах взаимного прикрепления остаются неизменными, оптимизации подлежат только транспортные затраты; р = ух у ^т1п'

7

где Е . - затраты на перевозку единицы продукции из пункта производства 1 в пункт потребления у, грн/т; х. - объем перевозки продукции, доставляемый из пункта / в пункт/, т.

Величина Е. может иметь различную «начинку». Так, в практике текущего планирования грузопотоков она выражается сейчас чаще всего минимумом затрат транспортной работы в тонно-километрах, в основе которых фактически лежат кратчайшие расстояния перевозок грузов. Тогда эта функция примет вид

Р = ТТ1 Ух у ^ т1п,

7 }

где - кратчайшее расстояние перевозки груза между пунктами 7 и у, км.

Однако кратчайшее расстояние перевозки не всегда является наиболее выгодным по затратам или по наивыгоднейшим вариантам перемещения груза.

Поэтому для улучшения планирования грузопотоков используются стоимостные (себестоимость перевозки, приведенные затраты, тарифы) и натуральные (время доставки, расход топлива и электроэнергии) показатели оптимальности. Целевая функция плана перевозок в этих случаях может иметь вид

р=ЕЕ суху ^ т1п, 7 ]

или

7 ]

где С у - себестоимость перевозки груза между пунктами 7 у, грн/т-км; - время доставки груза по участку, ч.

Расчет и анализ себестоимости железнодорожных перевозок производят следующими методами:

- метод расчета расходов по отдельным статьям номенклатуры (метод непосредственного расчета);

- метод единичных расходных ставок;

- метод укрупненных расходных ставок;

- метод коэффициентов изменения сред-недорожной себестоимости перевозок;

- метод удельных весов расходов;

- метод коэффициентов влияния.

Метод единичных расходных ставок наиболее часто используют в расчетах.

Расходные ставки - это зависящие расходы, приходящиеся на единицу калькуляционного (расчетного) измерителя. Их рассчитывают по среднедорожным данным. Схема расчета себестоимости грузовых перевозок, перечень калькуляционных измерителей и формулы их расчета приведены в табл. 1.

Таблица 1

Калькуляционная таблица определения себестоимости грузовых перевозок методом единичных расходных ставок

Измеритель Расходная ставка, грн Формула расчета величины измерителя Зависящие расходы, грн

Вагоно-километры епБ „Б = Ь Чн епБ пБ

Вагоно-часы епН пН = пБ (1 + ^ ' V 1 Ь ) епН пН

Локомотиво-километры еМБ МБ = пОЧбр (1 + Рл ) Обр емз МБ

Локомотиво-часы еМН мн = О%р (1+Рл) ОбрУуч ( * У ^ 1 | ст^уч 2Ь ) емн МН

Бригадо-часы локомотивных бригад еМИ МИ = пБчбр ОбрУуч ( ЪУ \ 1 | бр уч еми МИ

Тонно-километры брутто ер1 р1 = пБЧбр +л ^ °бр ер1Р1

Расход электроэнергии (топлива) е ( * э(т) э (т)=аэ(т)пБЧбр \ 1+-1 Обр) еэ(т) э ( т )

Себестоимость перевозки грузов в движении (без учета начальных и конечных операций) контейнерным поездом на расстояние 8 можно вычислить по формуле:

С = е

№бр ь

пБ

пБ

+ е

+е>.

Чн пБЧбр

Обр

пН

1 + ■

^трУуч

уч V

(1 + Рл )

пБЧбр ОбоЧ

(1 + Рл)

уч

1+-

^ст Ууч 21

+е,

пБЧбр (. %Ууч ^

'МИ

<2бру-

1+-

уч V

+ ер1пБЧбр

1+-

р

Об

+еэ(т )а э(т )пБЧбр

1+-

р

Обр

локомотивов; Р - масса локомотива, т; а.

(т )

норма расхода электроэнергии (топлива). Преобразуем формулу в следующий вид:

Ж°брь пБЧбр ( (1 , в ) , С = е--+- {еМБ (1 + Рл ) +

Об

+(Обр + р )(<

'р1 + еэ(т )а э(т)

+

~еМН (1 + Рл) + — епН +

'уч

ь

2^ст еМН (1 + Рл ) + %реМй +

ббр^тр Чбр

'пН

где N - количество поездов; Обр - масса поезда брутто, т.; чн - нагрузка на вагон нетто, т; Ь -длина участка, км; ууч - участковая скорость, км/ч; /тр - средняя продолжительность стоянки транзитных поездов на технических станциях, ч; чбр - нагрузка на вагон брутто, т; Рл - коэффициент вспомогательного пробега поездных

В тех случаях, когда условия перевозок существенно отличаются от среднедорожных, расходные ставки корректируются одним из двух способов — либо рассчитываются непосредственно для данных условий перевозок (по типам вагонов, сериям локомотивов и т. д.), либо корректируются с помощью коэффициентов среднедорожных ставок. Коэффициенты корректировки учитывают изменение расходов для конкретных условий перевозок по сравнению с их среднедорожной величиной.

Расчет себестоимости при перевозках грузов в контейнерах имеет свою специфику. Она заключается в том, что с точки зрения железнодорожного транспорта, вагоны, перевозящие как груженые, так и порожние контейнеры, рассматриваются как груженые. Общие положения методики расчета себестоимости контейнерных перевозок следующие:

- для тарифных целей рассчитывают величину зависящих расходов. Эти затраты для груженых и порожних вагонов и контейнеров включают расходы по начальным и конечным операциям, по передвижению подвижного состава, по операциям формирования на технических станциях. Кроме того, для порожних контейнеров следует учитывать расходы по пробегу порожних вагонов к пунктам отправления порожних контейнеров;

- для контейнеров, не принадлежащих УЗ, из затрат следует исключать расходы по их ремонту и амортизации;

- расчеты расходов по перевозке контейнеров производят по операциям перевозочного процесса методом единичных расходных ставок;

- при расчетах корректируют расходы в зависимости от количества контейнеров, перевозящихся на одной платформе;

- величины стоимостных нормативов и технико-эксплуатационных показателей принимают по конкретным условиям перевозок контейнерных поездов.

Используя полученную формулу, можно достаточно легко рассчитать оптимальную себестоимость перевозок (без учета начальных и конечных операций) ускоренным контейнерным поездом, в зависимости от массы поезда и дальности перевозки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Луговой П. А. Основы технико-экономических расчетов на железнодорожном транспорте / П. А. Луговой, Л. Г. Цыпин, Р. А. Аукуционек. -М.: Транспорт, 1973. - 232 с.

2. Пасчник В. I. Теоретичш основи економiки експлуатацшно! дшльносп залiзниць: Моно-графiя. - К.: Наук. свгг, 2003. - 222 с.

3. Макаренко М. В. Краткий справочник показателей эксплуатационной работы железных дорог Украины. - К.: Юникон-Пресс, 2001. - 154 с.

4. Белов И. В. Экономика железнодорожного транспорта: Учебн. для вузов ж-д.трансп / И. В. Белов, Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда и др.; Под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Три-хункова. - М.: УМК МПС России, 2001. - 600 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редколлегию 23.05.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.