Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ IT-СТАРТАПА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ IT-СТАРТАПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-СТАРТАП / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ / БИЗНЕС-ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / IT-STARTUP / ENTREPRENEUR / ECONOMIC EFFICIENCY / BUSINESS MODEL / PROCESS CONTROL / BUSINESS EFFICIENCY / INNOVATIVE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Светлана Анатольевна, Чернявская Екатерина Юрьевна, Гапоненко Юлия Владимировна

В данной статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы реализации эффективного процесса запуска IT-стартапа. Авторами проведено исследование современных проблем, возникающих при процессе запуска IT-стартапа, формировании векторных приоритетов в повышении эффективности и достижении поставленных IT-стартапом задач. Рассмотрены теоретические особенности запуска IT-стартапа и то, как они влияют на эффективность предпринимательской деятельности. Сегодня основатели IT-стартапов имеют доступ к широкому спектру инструментов, которые предлагают исторический и прогнозный анализ данных, чтобы стимулировать лучшее принятие решений. Однако предприниматели испытывают трудности с доступностью этих ресурсов. Предпринимателю-собственнику IT-стартапа необходимо начать контролировать бизнес-аналитику и сделать этот процесс одним из приоритетных уже сейчас. Многие основатели IT-стартапов знают, что в данных их компаний содержится важная информация, но они ошибаются, полагая, что не могут позволить себе дополнительный программный инструмент. Они предполагают, что смогут найти время, чтобы самостоятельно просмотреть информацию и найти идеи. К сожалению, эти благие намерения редко приводят к действию. Статистически 56 % IT-стартапов малого и среднего бизнеса крайне редко проверяют данные своей эффективности. Разбираясь в причинах такого неправильного использования, полные 33 % опрошенных сказали, что причина, по которой они не смотрели свои данные, заключалась в том, что в методической литературе отсутствует или недостаточно развита тема эффективности IT-стартапа, нет перечня показателей и качественных характеристик расчета. В связи с этим проведенное исследование в статье актуально и своевременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-STARTUP'S ECONOMIC EFFICIENCY

This article discusses the current problems of implementing an effective process for launching an IT-startup. The authors conducted a study of modern problems that arise during the launch of an IT-startup, the formation of vector priorities in improving efficiency and achieving the goals set by the IT-startup. Theoretical features of launching an IT-startup are considered; and their influence on the efficiency of business activity is evaluated. Today, founders of IT-startups have access to a wide range of tools that offer historical and predictive data analysis to encourage better decision making. However, entrepreneurs have difficulty accessing these resources. An entrepreneur - owner of an IT-startup needs to start monitoring business analytics and make this process a priority immediately. Many founders of IT-startups know that their company data contains important information, but they are mistaken in thinking that they cannot afford an additional software tool. They assume that they will be able to take the time to go through the information themselves to find ideas. Unfortunately, these good intentions rarely lead to action. Statistically, 56 percent of small and medium-sized IT-startups report that they very rarely check their performance data. Understanding the reasons for such misuse, the total 33 percent of respondents said that the reason why they did not look at their data was that in methodological literature there is no information of the IT-startup's efficiency or this topic is poorly developed. There is also no list of indicators and qualitative characteristics of the calculation. In this regard, the research conducted in the article is relevant and timely.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ IT-СТАРТАПА»

вопросы инновационной экономики

>

Том 10 • Номер 1 • Январь-март 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Первое

экономическое издательство

экономическая эффективность 1Т-стартапа

Савина С.А. 1, Чернявская Е.Ю. 2, Гапоненко Ю.В. 2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Волгоградский филиал, Волгоград, Рос-

В данной статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы реализации эффективного процесса запуска ^-стартапа. Авторами проведено исследование современных проблем, возникающих при процессе запуска ^-стартапа, формировании векторных приоритетов в повышении эффективности и достижении поставленных ^-стартапом задач. Рассмотрены теоретические особенности запуска стартапа и то, как они влияют на эффективность предпринимательской деятельности. Сегодня основатели ^-стартапов имеют доступ к широкому спектру инструментов, которые предлагают исторический и прогнозный анализ данных, чтобы стимулировать лучшее принятие решений. Однако предприниматели испытывают трудности с доступностью этих ресурсов. Предпринимателю-собственнику ^-стартапа необходимо начать контролировать бизнес-аналитику и сделать этот процесс одним из приоритетных уже сейчас. Многие основатели ^-стартапов знают, что в данных их компаний содержится важная информация, но они ошибаются, полагая, что не могут позволить себе дополнительный программный инструмент. Они предполагают, что смогут найти время, чтобы самостоятельно просмотреть информацию и найти идеи. К сожалению, эти благие намерения редко приводят к действию. Статистически 56% ^-стартапов малого и среднего бизнеса крайне редко проверяют данные своей эффективности. Разбираясь в причинах такого неправильного использования, полные 33% опрошенных сказали, что причина, по которой они не смотрели свои данные, заключалась в том, что в методической литературе отсутствует или недостаточно развита тема эффективности ^-стартапа, нет перечня показателей и качественных характеристик расчета. В связи с этим проведенное исследование в статье актуально и своевременно.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ^-стартап, предприниматель, экономическая эффективность, бизнес-модель, управление процессом, бизнес-эффективность, инновационные услуги.

введение

Недавний медленный экономический рост и продолжающийся глобальный финансовый кризис подтолкнули страны и компании к поиску новых путей улучшения их экономики и повышения их способностей к инновациям. В основе этого нововведения лежат, без сомнения, стартапы. Такие компании, как Facebook, Google, Uber, AirBnb, Twitter и WhatsApp, разрушают традиционные отрасли с новыми инновационными услугами, с обширным венчурным капиталом. Все

сия

2 Волгоградский институт бизнеса, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

IT-startup's economic efficiency

Savina S.A. 1, Chernyavskaya E.Yu. 2, Gaponenko Yu.V. 2

1 Volgograd Institute (branch) of PRUE, Russia

2 Volgograd Institute of Business, Russia

2

они построили свой бизнес на измерении показателей доходности и эффективности деятельности, без мониторинга которых невозможно долгосрочное развитие и поступательный рост любого бизнеса. Вопросы экономической эффективности IT-стартапа требуют дополнительного исследования и разработки.

Целью исследования стала разработка определения IT-стартапов исходя из особенностей российской теории и практики предпринимательства, обоснование экономической эффективности проектов в IT-сфере.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать существующие и дать авторское определение IT-стартапа;

• изучить основы и особенности IT-стартапов в зарубежной практике;

• предложить авторское видение и модель жизненного цикла IT-стартапа;

• предложить методику оценки экономической эффективности IT-стартапа. IT-стартапы являются неотъемлемой частью благосостояния любого сообщества

или региона, с которыми они связаны: в США стартапы рассматриваются как очень

ABSTRACT:_

This article discusses the current problems of implementing an effective process for launching an IT-startup. The authors conducted a study of modern problems that arise during the launch of an IT-startup, the formation of vector priorities in improving efficiency and achieving the goals set by the IT-startup. Theoretical features of launching an IT-startup are considered; and their influence on the efficiency of business activity is evaluated. Today, founders of IT-startups have access to a wide range of tools that offer historical and predictive data analysis to encourage better decision making. However, entrepreneurs have difficulty accessing these resources. An entrepreneur - owner of an IT-startup needs to start monitoring business analytics and make this process a priority immediately. Many founders of IT-startups know that their company data contains important information, but they are mistaken in thinking that they cannot afford an additional software tool. They assume that they will be able to take the time to go through the information themselves to find ideas. Unfortunately, these good intentions rarely lead to action. Statistically, 56 percent of small and medium-sized IT-startups report that they very rarely check their performance data. Understanding the reasons for such misuse, the total 33 percent of respondents said that the reason why they did not look at their data was that in methodological literature there is no information of the IT-startup's efficiency or this topic is poorly developed. There is also no list of indicators and qualitative characteristics of the calculation. In this regard, the research conducted in the article is relevant and timely.

KEYWORDS: IT-startup, entrepreneur, economic efficiency, business model, process control, business efficiency, innovative services

JEL Classification: 031, M21, L26 Received: 18.02.2020 / Published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Savina S.A. (Rjirf19750rambler.ru)

CITATION:_

Savina S.A., Chernyavskaya E.Yu., Gaponenko Yu.V. (2020) Ekonomicheskaya effektivnost IT-startapa [IT-startup's economic efficiency]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (1). - 51 1-520. doi: 10.18334/vinec.10.1.100702

стабильные создатели рабочих мест, которые приносят примерно 3 миллиона новых рабочих мест в год [1] (ЛНву, 2015). В целом финансовые, социальные и психологические преимущества новых предприятий были подтверждены несколькими исследованиями [2] (Вопйатвпко, 2015). Однако в дополнение к тому, чтобы быть просто стабильными создателями работы, стартапы на самом деле тянут растущую численность рабочей силы до интересных и высокоразвитых рабочих мест. Кроме того, в мировой практике повысилась потребность в сообществах и программах образования в области предпринимательства, что связано с растущим интересом к выбору предпринимательства в качестве карьерного пути на раннем этапе.

Предпринимательство как область исследований является относительно широким, оно изучается с нескольких точек зрения, включая финансовые, организационные и психологические [3] (УаНапоуа, 2017). За последние 15 лет растет интерес к психологии предпринимательства. Исследования в этой области сравнили предпринимателей и сотрудников крупных корпораций и сосредоточились на личностных чертах, компетенциях, познаниях, условиях окружающей среды, мотивах и стимулах [4] (Оаввшап, 2016). Тем не менее мало что было изучено в отношении эффективности стартапов и компаний на ранних стадиях. Совершенно очевидно, что необходимы дополнительные исследования по данной проблеме.

Исследование 1Т-стартапов включает несколько различных областей. Первые перспективы были в основном психологическими и сосредоточенными на отдельных лицах [5] (ОоЫЪву, 2016). С тех пор путь исследований расходится с упором на экономические и стратегические теории [6] (ЕуйоЫшоуа, КоЬувкву, 2017).

Предпринимательство и 1Т-стартапы получили различные определения на этом пути. Расширение взглядов на 1Т-стартапы должно включать в себя всю совокупность предпринимательского опыта, то есть поведения, необходимого для функционирования фирмы, ее эффективности и психологических и непсихологических результатов.

Стартап - это 18-месячные компании, которые получили инвестиции в венчурный капитал и еще не нашли товарный рынок [7] (¡ткакоу, 2015). Также есть версия, что стартапы пытаются агрессивно развиваться, масштабируя высокотехнологичные инновации на подходящих рынках [8] (КотаЫву, Лп1$1шоу, 2018).

ОБ АВТОРАХ:_

Савина Светлана Анатольевна, доцент кафедры экономики, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (Р]1гИ975йгатЫег.ги)

Чернявская Екатерина Юрьевна, доцент кафедры финансово-экономических дисциплин, кандидат социологических наук, доцент (Р]И1975йгатЬ[егш)

Гапоненко Юлия Владимировна, доцент кафедры финансово-экономических дисциплин, кандидат экономических наук, доцент (Р]1гИ975йгатЫег.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность 1Т-стартапа // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 51 1-520. с1о1: 10.18334/утес.10.1.100702

Стартап обладает следующими свойствами: работает мало времени, имеет ограниченные ресурсы, зависит от множественных факторов, бизнес-модель легко изменяема и адаптируется под потребности рынка. В итоге стартапу можно дать следующее определение: молодая и небольшая компания, которая ищет подходящий товарный рынок с намерением масштабировать свой бизнес на международном уровне, возможно, увеличив финансирование. Это определение находится на общем уровне и не содержит строгих числовых ограничений.

Принципиальные отличия ИТ-стартапа от традиционного проекта:

1) ключевым активом 1Т-стартапа является нематериальный актив, в связи с чем компания не обладает никаким залоговым имуществом, кроме доли в компании;

2) планы ИТ-стартапа на посевной стадии проекта строятся полностью на гипотезах, а не фактах прошлых периодов работы компании;

3) риск невыполнения инвестиционных планов крайне высокий в связи с высоким уровнем неопределенности;

4) возможности извлечения сверхприбыли для инвестора и получения ликвидной доли компании с многомиллионной акционерной стоимостью бизнеса [9] (^пу^, Tekuchyova, 2019).

Основываясь на принципиальных отличиях ИТ-стартапа от традиционного бизнеса, представляется возможным сформулировать главный вывод: инвестору нечего анализировать для принятия инвестиционного решения, кроме команды проекта, ее опыта и видения относительно бизнес-модели проекта, ее перспективности и планов превращения проекта в крупный 1Т-бизнес. Основываясь на обозначенном выше тезисе, можно сделать следующие выводы, позволяющие сформулировать требования к бизнес-плану 1Т-стартапа [10] (Limitovskiy, 2016):

1) бизнес-план ИТ-проекта - это презентация, которая должна сопровождать рассказ инициатора инвестиционного проекта, слайды которой помогают убеждать инвестора в правоте выдвинутых инициатором гипотез;

2) слайды инвестиционной презентации должны иметь максимально верифицированные гипотезы, подтвержденные финансовыми расчетами и рыночной аналитикой;

3) бизнес-план должен быть гибким, позволяющим инвестору оценить изменения выходных параметров проекта (экономические и инвестиционные показатели) в случае появления дополнительных рисков, в случае снижения или увеличения объема инвестиций относительно запрашиваемых инициатором изначально и др.

В случае если инвестор выразит интерес к проекту, ему станет интересно погрузиться в детали. В этом случае инвестору может быть предоставлена финансовая модель проекта, в которой он может посмотреть на полный перечень гипотез, которые легли в основу бизнес-планирования, оценить степень достоверности данных гипотез, посмотреть правильность расчетов всех показателей проекта, смоделировать различные сценарии развития проекта [11] (Nedzvetskiy, 2017).

Таким образом, необходимым и достаточным пакетом бизнес-плана ИТ-стартапа является финансовая модель проекта и инвестиционная презентация. Качество проработки этих двух документов может либо повысить вероятность привлечения инвестиций, либо ее снизить, в случае если документы подготовлены непрофессионально.

Тем не менее главным фактором привлечения инвестиций, как и во все времена, являются не документы, а команда с ее релевантным опытом, уникальная бизнес-идея, проработанные планы развития проекта. От качества именно этих ресурсов и зависит в первую очередь успешность или неуспешность реализации проекта, а вследствие этого и вероятность привлечения инвестиций в проект [12] (Nikulina, Yakhshibekyan, 2016).

Жизненный цикл IT-стартапа начинается с фазы основания, в которой основатели ответственны за идеи, производя минимально жизнеспособный продукт (MVP) и обеспечивая первоначальное (предварительное) финансирование. За этим следует этап после основания, на котором нанимаются первые сотрудники, а стартап превращается в настоящую компанию с разными сотрудниками, имеющими разные задачи. Это также фаза, в течение которой происходит первое крупное финансирование. На третьем этапе первоначального роста компания набирает первую большую группу сотрудников, скорее всего, достигает своего товарного рынка и начинает получать доход. Наконец, на последнем этапе жизненного цикла IT-стартапа компания набирает свою следующую большую группу сотрудников и начинает прибыльно работать. Отсюда компания либо продолжает рост, либо возвращается к предыдущему этапу или полностью завершает свой бизнес [13] (Rulyova, 2018).

После проведенного исследования авторы сделали выводы, что жизненный цикл IT-стартапа отличается от обычного жизненного цикла проекта. Представим его на рисунке.

Рисунок. Жизненный цикл IT-стартапа (авторское видение) Источник: составлено автором.

Так, авторы считают, что в процессе развития IT-стартапа выделяются 5 этапов:

1. Начальный этап, или Pre-Seed stage. На данном этапе происходят поиск идеи и разработка технических способов ее реализации. Инициативная группа производит анализ рынка, пишет бизнес-план, формулирует техзадание. Далее следуют: создание прототипа продукта, тестирование его версий, изучение спроса и поиск источников финансирования. Если не удается найти инвестора, проект «затухает». Увы, с большинством стартапов именно это и случается.

2. Запуск, или Startup Stage. Итак, инвестор найден, продукт можно выпускать на рынок. Оказавшись в рыночных условиях, продукт должен доказать свое преимущество перед аналогами. Но на этом этапе обойти конкурентов не так-то просто. Создателям стартапа следует проявить упорство, продемонстрировать творческое мышление и деловую хватку. Именно сейчас проект подвергается наибольшему риску. Если целевая аудитория останется равнодушной, его история на том и завершится.

3. Рост, или Growth Stage. Допустим, проект выжил в конкурентной борьбе. Продукт пользуется спросом и потихоньку захватывает рыночную нишу, на которую ориентировались его разработчики. НастаеФт время выходить на точку безубыточности и приносить инвесторам кое-какую прибыль.

4. Расширение, или Expansion Stage. Цели, отраженные в бизнес-плане, наконец-то достигнуты. Но компания-разработчик на этом не останавливается - она продолжает продвигать свое детище на новых рынках. Ее позициям уже ничего не угрожает: она узнаваема, ее продукция пользуется стабильным спросом, доходы постепенно растут.

5. Выход, или Exit Stage. Когда компания достигает пика своего развития, инвесторы, осуществившие финансирование проекта, отказываются от своей доли в этом бизнесе и продают ее более крупным игрокам. Этот шаг приносит им хорошую прибыль. Можно сказать, ради этого момента они и вкладывают деньги в перспективное начинание. Впрочем, отдельные инвесторы сохраняют свою долю и используют ее в качестве источника постоянного дохода [14] (Sytnik, Antonichev, 2015).

Деловая среда в настоящее время очень конкурентоспособна. Чтобы не отставать от этой конкуренции, IT-стартап должен работать максимально эффективно. Эффективность еще более важна для малых предприятий, поскольку они работают на ограниченных ресурсах по сравнению с существующими компаниями. Вот способы, с которыми IT-стартап может стать более эффективным.

1. Предоставление сотрудникам неограниченного и безопасного доступа к информации.

Малые предприятия-1Т-стартапы имеют преимущество перед более крупными, потому что они могут быстро вносить изменения, не оказывая негативного влияния на их деятельность. Однако IT-стартапы могут потерять это преимущество, если их сети часто отключаются, работают медленно и не защищены. Доступная и безопасная сеть, поддерживаемая интеллектуальными маршрутизаторами и коммутаторами, позволяет сотрудникам IT-стартапа получать информацию и инструменты, которые им необходимы для справедливой конкуренции с другими предприятиями.

2. Проведение ежедневных встреч.

Предприниматель IT-стартапа должен встречаться со своими сотрудниками не менее 10 минут в день. Это может быть либо утром до начала работы, либо вечером после работы. Такие собрания должны быть использованы для обсуждения вопросов и обмена информацией, которая может держать всех в курсе. Это может включать в себя сводку ключевых показателей эффективности, признание достижений и определение потенциальных областей для улучшения.

3. Разбиение больших проектов на мелкие детали.

Большой проект, который требует обширных ресурсов и времени, может быть ошеломляющим для сотрудников. Скорее всего, они истощатся и выполнят задачу с меньшим энтузиазмом. Хороший подход к тому, чтобы сделать их более эффективными и продуктивными, состоит в том, чтобы разбить проект на более мелкие части и назначить каждому сотруднику конкретный подпроект с конкретными сроками.

4. Автоматизация всех доступных процессов.

Автоматизация позволяет сотрудникам выполнять задачи одинаково, что обеспечивает высокое качество и надежные результаты. Это также уменьшает время, необходимое для выполнения конкретной задачи. Это позволяет выполнять множество задач в одно и то же время, что повышает производительность процесса.

5. Своевременное получение обновления технологий.

Руководитель IT-стартапа должен понимать и контролировать вопрос, позволяет ли имеющееся оборудование эффективно работать команде. Если нет, то необходимы внесение улучшений, покупка нового оборудования, программного обеспечения, которое поможет получить преимущество над конкурентами.

6. Оптимизация маркетинговых стратегий.

Социальные сети быстро становятся одним из основных инструментов онлайн-маркетинга . Использование таких платформ для продвижения IT-стартапа очень важно. Учетные записи в социальных сетях должны соответствовать целям бизнеса и его стандартам.

Выполнение данных предписаний - первый шаг на пути достижения высоких показателей эффективности IT-стартапа. Повышение эффективности продаж IT-стартапа -лучший способ понять экономику данного бизнеса. Для собственника бизнеса это ответ на вопрос о том, может ли бизнес когда-либо масштабироваться. Суровая правда в том, что, если это невозможно, инвесторы не будут заинтересованы [15] (Sauermann, 2017).

Эффективность продаж измерить проще, чем другие связанные понятия, такие как CAC (стоимость привлечения клиентов) или LTV (стоимость в течение жизни). Это связано с несколькими моментами:

CAC действительно трудно измерить, особенно новый CAC. В организации САС иногда бывает трудно распределить эти затраты на то, что представляет собой этот новый CAC, в отличие от перепродажи или перекрестных продаж в рамках одной организации. Продавцы почти всегда пытаются преследовать две цели:

• попытка приобрести новых клиентов;

• продажа внутри существующего клиента (больше мест в установленном отделе или расширение до нового подразделения).

Эффективность продаж, с другой стороны, учитывает всю чистую новую ARR (годовой периодический доход), которая включает ARR новых клиентов, а также ARR расширения.

LTV пытается измерить ценность клиента с течением времени, принимая во внимание как повторные покупки, так и возможный отток. Это дает хорошее представление о конечной ценности этого клиента для вашего бизнеса с течением времени. Проблема с LTV в САС заключается в том, что точки данных, которые можно использовать для предположения оттока и повторного поведения при покупке, не очень устойчивы: мало компаний САС, у которых достаточно клиентов, чтобы действительно сделать эти цифры надежными.

IT-стартапы должны сосредоточиться на единичной экономике продаж на ранней стадии. Когда бизнес масштабируется, он редко дает большую эффективность, а чаще всего рост бизнеса просто означает больше потерь.

Заключение

Таким образом, авторское определение и понимание IT-стартапа заключается в том, что это менее чем 18-месячные IT-компании, которые получили инвестиции в венчурный капитал (VC) и еще не нашли товарный рынок (PMF). В среднем продолжительность функционирования данного вида бизнеса - 4-5 лет. Эффективный IT-стартап работает быстрее и точнее. Это приводит к увеличению объемов продаж, удовлетворенности клиентов и улучшению морального состояния сотрудников. Эффективность продаж авторы предлагают измерять с помощью таких связанных понятий, как CAC (стоимость привлечения клиентов) или LTV (стоимость в течение жизни). Обсуждаемые выше вопросы помогут начинающему собственнику IT-стартапа выработать стратегию, которая сделает его бизнес более эффективным на конкурентном рынке.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алиев Т.Х. Финансирование стартапов в экономике Российской Федерации: про-

блемы и перспективы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. - № 4 (76). - с. 81-88.

2. Бондаренко Т.Г. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Интернет-

журнал Науковедение. - 2015. - № 5 (30). - с. 13. - doi: 10.15862/83EVN515 .

3. Вартанова Л.А. Источники финансирования малых инновационных компаний

(стартапов) // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. - 2017. - № 2. - с. 83-96. - doi: 10.18334/grfi.4.2.38036 .

4. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. -

432 с.

5. Голубев А.А. Экономика, финансирование и управление инновационной деятель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ностью: учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2016. - 143 с.

6. Евдокимова С.С., Кобышев М.С. Современные модели финансирования стартапов //

Финансы и кредит. - 2017. - № 6 (726). - с. 341-352. - doi: 10.24891/fc.23.6.341.

7. Иншаков М.О. Инновационные стартап-проекты: опыт, оценка, противоречия

реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2015. - № 2. - doi: 10.15688/jvolsu3.2015.2.7.

8. Кораблев А.Ю., Анисимов И.В. ICO как средство привлечения инвестиций для

стартапов в России // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2018. - № 1 (22). - p. 18-21.

9. Корзюк Д.И., Текучёва С.Н. Стартапы в России: актуальные вопросы развития //

International journal of professional science. - 2019. - № 7. - с. 15-38.

10. Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках. - М.: Юрайт, 2016. - 486 с.

11. Недзвецкий Н.С. Инновационный стартап как объект венчурного финансирования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - с. 124-131.

12. Никулина О.В., Яхшибекян А.А. Совершенствование механизма финансирования инновационных проектов в форме создания и развития стартапов // Инновации. -2016. - № 10 (216). - с. 93-104.

13. Рулёва А.А. Стартапы в Республике Беларусь: Актуальные вопросы развития // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2018. -№ 1 (34). - с. 179-189. - doi: 10.24441/2079-7958-2018-13421.

14. Сытник А.А., Антоничев А.В. Сущность венчурных инвестиций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. -2015. - № 2. - с. 132-137.

15. Sauermann H. Fire in the belly? Employee motives and innovative performanœ in startups versus established firms // Strategk Entrepreneurship Journal. - 2017. - p. 423-454.

16. Roa^ M., Sauermann H. Founder or joiner? The role of preferenœs and œntext in shaping different entrepreneurial interests // Management Srienœ. - 2015. - № 9. - p. 21602184.

REFERENCES:

Aliev T.Kh. (2015). Finansirovanie startapov v ekonomike Rossiyskoy Federatsii: prob-lemy i perspektivy [Finandng of startups in eœnomy of the Russian Federation: problems and prospers]. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (4 (76)). 81-88. (in Russian). Bondarenko T.G. (2015). Startapy v Rossii: aktualnye voprosy razvitiya [Startups in Russia: the urgent issues of development]. Naukovedenie. 7 (5 (30)). 13. (in Russian). doi: 10.15862/83EVN515 .

Evdokimova S.S., Kobyshev M.S. (2017). Sovremennye modeli finansirovaniya starta-pov [Modern models of startup financing]. Finance and credit. 23 (6 (726)). 341-352. (in Russian). doi: 10.24891/fc.23.6.341.

Gassman O. (2016). Biznes-modeli: 55 luchshikh shablonov [Business model: 55 best templates] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Golubev A.A. (2016). Ekonomika, finansirovanie i upravlenie innovatsionnoy dey-atelnostyu [Economics, financing and management of innovative activity] Saint Petersburg: SPbGU ITMO. (in Russian).

Korzyuk D.I., Tekuchyova S.N. (2019). Startapy v Rossii: aktualnye voprosy raz-vitiya [Startups in Russia: current development issues]. Nternational Journal Of Professional Science. (7). 15-38. (in Russian).

Limitovskiy M.A. (2016). Investitsionnyeproekty i realnye optsiony na razvivayushchikh-sya rynkakh [Investment projects and real options in emerging markets] Moscow: Yurayt. (in Russian).

Nedzvetskiy N.S. (2017). Innovatsionnyy startap kak obekt venchurnogo finansirovaniya [Innovative startups as the main object of venture investment: basic and specific characteristics]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 124-131. (in Russian).

Nikulina O.V., Yakhshibekyan A.A. (2016). Sovershenstvovanie mekhanizma finansi-rovaniya innovatsionnyh proektov v forme sozdaniya i razvitiya startapov [Improving the mechanism of financing of innovative projects in the form of the creation and development of start-ups]. Innovations. (10 (216)). 93-104. (in Russian).

Roach M., Sauermann H. (2015). Founder or joiner? The role of preferences and context in shaping different entrepreneurial interests Management Science. 61 (9). 2160-2184.

Rulyova A.A. (2018). Startapy v Respublike Belarus: Aktualnye voprosy razviti-ya [Startups in the Republic of Belarus: Actual problems of development]. Startups in the Republic of Belarus: actual issues of development. (1 (34)). 179-189. (in Russian). doi: 10.24441/2079-7958-2018-13421.

Sauermann H. (2017). Fire in the belly? Employee motives and innovative performance in start-ups versus established firms Strategic Entrepreneurship Journal. 423-454.

Sytnik A.A., Antonichev A.V. (2015). Sushchnost venchurnyh investitsiy [Essence of Venture Investments]. Izvestiya saratovskogo universiteta. novaya seriya. seriya: ekonomika. upravlenie. pravo. 15 (2). 132-137. (in Russian).

Vartanova L.A. (2017). Istochniki finansirovaniya malyh innovatsionnyh kompaniy (startapov) [Sources of financing for small innovative companies (startups)]. Global Markets and Financial Engineering. (2). 83-96. (in Russian). doi: 10.18334/ grfi.4.2.38036 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.