Научная статья на тему 'Экономическая эффективность использования Кузнецких углей марки Тсш в смеси с ростовскими марки Аш на «Новочеркасской ГРЭС»'

Экономическая эффективность использования Кузнецких углей марки Тсш в смеси с ростовскими марки Аш на «Новочеркасской ГРЭС» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Эдельман Валерий Иосифович, Говсиевич Евгений Романович, Мельников Алексей Петрович, Таран Эдуард Анатольевич, Голланд Александр Эрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность использования Кузнецких углей марки Тсш в смеси с ростовскими марки Аш на «Новочеркасской ГРЭС»»

© В.И. Эдельман, Е.Р. Говсиевич, А.П. Мельников, Э.А. Таран,

А.Э. Голланд, В.В. Лихтенвальд, О.В. Чубин,2002

УДК 65.011.12.003.13

В.И. Эдельман, Е.Р. Говсиевич, А.П. Мельников, Э.А. Таран, А.Э. Голланд, В.В. Лихтенвальд, О.В. Чубин

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЗНЕЦКИХ УГЛЕЙ МАРКИ Тсш В СМЕСИ С РОСТОВСКИМИ МАРКИ Аш НА «НОВОЧЕРКАССКОЙ ГРЭС»

граничения ресурсной базы отдельных видов топлива, связанные с истощением их запасов и с кризисными явлениями в области производства топливных ресурсов вызывают необходимость изменения первоначально определенной топливной базы производства электро- и теп-лоэнергии на ТЭС и рассмотрения возможности и экономической целесообразности использования дополнительных источников топлива, в том числе дальнепривозных (взаимозаменяемых) углей.

Факторы, способствующие созданию благоприятных экономических условий для использования и повышения доли в топливных балансах тепловых электрических станций, по сравнению с местными углями, дальнепривозных углей:

• удорожание местных углей;

• значительное ухудшение качества местных углей;

• дефицит местных углей;

• высокое качество дальнепривозных углей;

• более высокие технико-экономические показатели добычи дальнепривозных углей по сравнению с местными углями;

• снижение затрат на использование дальнепривозных углей на ТЭС.

В качестве перспективного источника высококачественных углей для производства электро- и теплоэнергии на ТЭС в различных регионах РФ рассматриваются угольные месторождения Кузнецкого бассейна.

До настоящего момента существовала широкая практика использования высококалорийных, малозольных и низкосернистых Кузнецких углей для производства электро- и теплоэнергии на ТЭС в различных регионах, в том числе значительно отдаленных от районов добычи указанных углей, в частности в Центральном регионе и на Украине.

Цель настоящей работы - определение экономической целесообразности и конкретных техникоэкономических условий эффективного использования Кузнецких углей марки Тсш на Новочеркасской ГРЭС.

2.1. В качестве основного критерия оценки экономической целесообразности использования Кузнецких углей марки Тсш на Новочеркасской ГРЭС использовалась величина изменения затрат на производство электро - и

теплоэнергии при переходе от базового варианта без использования Кузнецкого угля к различным вариантам организации сжигания Кузнецкого угля Тсш на Новочеркасской ГРЭС.

2.2. При оценке экономической целесообразности использования Кузнецких углей марки Тсш на Новочеркасской ГРЭС рассматривался весь топливный баланс указанной ГРЭС, в том числе с учетом использования газо-мазутного топлива.

2.3. Учитывалась перспектива изменения цен на различные виды топлива.

2.4. Производилась оценка максимально допустимых граничных величин цены на Кузнецкий уголь Тсш, при которых рассматриваемый вариант сжигания Кузнецкого угля в существующих технико-экономических условиях по сравнению с вариантом работы ГРЭС без использования Кузнецкого угля не приводит к получению отрицательного эффекта.

2.5. Учитывалась зависимость удельных расходов топлива на отпуск электро- и теплоэнергии от теплоты сгорания угля.

2.6. Анализировалась технологическая схема производства ГРЭС.

2.7. Прорабатывались варианты разгрузки, складирования, приготовления и подачи угольного топлива на пылесистемы энергоблоков.

Основные технико-экономические показатели базовых и предлагаемых вариантов топливоподачи Кузнецких углей на Новочеркасской ГРЭС для обоснования экономической целесообразности и условий использования Кузнецкого угля марки Тсш приведены в таблице.

В расчетах приняты два базовых варианта работы Новочеркасской ГРЭС с использованием только Ростовского угля Аш и газо-мазутного топлива:

• в первом базовом варианте отпуск электро- и теп-лоэнергии (5854 млн кВт.ч и 94 тыс. Гкал) принят в соответствии с прогнозом поставок топлива на 2000 г. и уровнем использования Ростовского угля Аш - 2650 тыс. т;

• во втором базовом варианте отпуск электроэнергии с шин принят равным планируемой и согласованной с ФЭК РФ величине - 8696 млн кВт.ч.

Во втором базовом варианте и в рассматриваемых вариантах 1, 2 и 3 отпуск теплоэнергии принимаем постоянным и равным планируемому его значению на 2000 г. (139 тыс. Гкал)

Цена на мазут в рассматриваемых вариантах работы Новочеркасской ГРЭС принимается равной 1270 руб/тут и 1500 руб/т с учетом повышения цены на ближайшую перспективу.

Цена на Кузнецкий уголь марки Тсш рассматривается в трех вариантах:

• на уровне 399руб/тут или 353 руб/т (вариант 1, таблица);

ВАРИАНТЫ РАСЧЁТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ЗАМЕЩЕНИЯ УГЛЯ МАРКИ АШ НА УГОЛЬ МАРКИ ТСШ

Показатели Единицы измерения База 1 База 2 Вар.1 Вар.2 Вар.3

Отпуск электроэнергии с шин млн кВт.ч 5854 8696 8696 8696 8696

Отпуск теплоэнергии с коллекторов тыс Гкал 94 139 139 139 139

Удельный расход топлива на отпуск электроэнергии г/кВт.ч 408,2 408,2 396,9 396,9 396,9

Удельный расход топлива на отпуск теплоэнергии кг/Гкал 212,5 212,5 206,6 206,6 206,6

Суммарный расход топлива тыс. тут 2410 3579 3480 3480 3480

в том числе: угля тыс. т 2650 3936 4388 4388 4388

тыс. тут 1817 2699 3356 3356 3356

% 75,4 75,4 96,45 96,45 96,45

Ростовского Аш тыс. т 2650 3936 2650 2650 2650

тыс. тут 1817 2699 1817 1817 1817

% 75,4 75,4 52,25 52,25 52,25

Кузнецкого Тсш тыс. т - - 1738 1738 1738

тыс. тут - - 1539 1539 1539

% - - 44,20 44,20 44,20

мазута тыс. тут 313 465 65,6 65,6 65,6

% 13,0 13,0 1,88 1,88 1,88

газа тыс. тут 279 415 58,4 58,4 58,4

% 11,6 11,6 1,67 1,67 1,67

мазута + газа % 24,6 24,6 3,55 3,55 3,55

Средняя теплота сгорания угля ккал/кг 4800 4800 5355 5355 5355

Теплота сгорания угля Аш ккал/кг 4800 4800 4800 4800 4800

Теплота сгорания угля Тсш ккал/кг - - 6200 6200 6200

Цена мазута руб/тут 1270 1270 1270 1270 1500

Цена газа руб/тут 266 266 266 266 322

Цена ростовского угля Аш руб/тут 350 350 350 350 350

руб/т 240 240 240 240 240

Цена кузнецкого угля Тсш руб/тут - - 399 521 551

руб/т - - 353 462 488

Суммарные затраты на топливо, приведенные руб/тут 460 460 406 460 460

• на уровне 521 руб/тут или 462 руб/т, определяемом, исходя из условия равенства затрат на топливо, приведенных к 1 тут при использовании Кузнецкого угля марки Тсш и без него (вариант 2, табл. №1).

• на уровне 551 руб/тут или 488 руб/т, определяемом, исходя из прогнозируемых цен на мазут и газ, и из условия равенства затрат на топливо, приведенных к 1 тут при использовании Кузнецкого угля марки Тсш и без него (вариант 3, табл. №1)

Теплота сгорания Кузнецкого угля марки Тсш - 6200 ккал/кг, зольность рабочей массы 17%.

Сравнение базовых вариантов 1 и 2 и вар.1 в табл. №1 показывает, что при цене мазута 1270 руб/тут и газа 266 руб/м3 и заданной цене Кузнецкого угля марки Тсш 399 руб/тут или 353 руб/т могут быть заметно снижены суммарные затраты на топливо, приведенные к 1 тут: с 460 руб/тут до 406 руб/тут (на 11,7%), а при прогнозируемых ценах на мазут и газ соответственно 1500 и 322 снижение затрат возможно до 393 руб/т (14,6%).

Сравнение базовых вариантов 1 и 2, и предлагаемого варианта 2 показывает, что при цене мазута 1270 руб/тут максимально допустимая цена на Кузнецкий уголь марки

Тсш, при которой затраты на производство электро- и теплоэнергии остаются не выше затрат для базового варианта, равна 521 руб/тут или 462 руб/т, и при прогнозируемых ценах мазута и газа соответственно 1500 и 322 увеличение цены Кузнецкого угля возможно до уровня 551 руб/тут или 488 руб/т.

Следует отметить, что в цене угля 488 руб/т скрыт резерв на возможные повышения железнодорожного тарифа в размере 10-15% от ныне действующих.

Анализ технико-экономических показателей Новочеркасской ГРЭС за 1999-2001 гг. и результаты расчетов технико-экономических показателей рассматриваемой ГРЭС при замещении части Ростовского угля Аш Кузнецким углем марки Тсш показывают, что существует экономическая целесообразность использования Кузнецких углей марки Тсш на Новочеркасской ГРЭС.

В основе экономической целесообразности использования Кузнецких углей марки Тсш на Новочеркасской ГРЭС лежит замещение Кузнецким углем значительной части газо-мазутного топлива в ее топливном балансе (в 7-8 раз).

Как видно из расчетов, данные по ценовой составляющей поставок топлива на ГРЭС за 1999-2000 г и реально прогнозируемые на ближайшую перспективу 2001-2002 гг., характеризуются диапазоном изменения, определяющим эффективность использования того или иного топлива:

Следует ожидать и повышения затрат на услуги МПС. При прогнозируемых ценах и сохранения уровня рентабельности работы ГРЭС повышение тарифов перевозки допустимо в диапазоне 10-15%.

В случае повышения цен на уголь до прогнозных уровней и тарифов перевозки работа ГРЭС будет затратной и убыточной. Цена условного топлива на станции приближается к 500 рублевой отметке.

Перед отраслью стоит задача повышения отпускных тарифов электроэнергии на 25-35%.

Выводы:

1. Технологический и технический потенциал ГРЭС, а также механизмы и оборудование, выпускаемое отечественной горно-машинострои-тельной отраслью, позволяют осуществить на практике схему разгрузки горной

массы с последующим смешиванием разных по калорийности углей в достаточно однородную массу для качественного пылеприготовления.

2. Высокий коэффициент размолоспособности и достаточно низкая зольность кузнецких углей обеспечивают повышение производительности шаровых мельниц, значительно снижают энергопотребление на пылеприготов-ление и увеличивают ресурс механизмов.

3. За счет снижения средневзвешенной зольности твердого топлива обеспечивается более равномерная подача пыли на исполнительный орган котлоагрегата-горелки, что в свою очередь позволяет поддерживать стабильный режим сгорания топлива в котле.

4. Приближение теплоты сгорания твердого топлива к проектным показателям способствуют снижению удельного расхода топлива на выработку электро и теп-лоэнергии, повышению нагрузки на котлоагрегат.

5. Повышение температуры внутри котла до проектных значений значительно улучшает процесс плавления золы и вывода шлакообразований.

Снижаются затраты на гидрозолоудаление, золоулавливание, золоотвалы и ремонт основного и вспомогательного оборудования котельного цеха. При заданной годовой мощности 9370 млн.кВт.ч вышеперечисленные затраты сокращаются на 6.883 млн. руб.

6. Улучшается экологическая составляющая технологического процесса за счет снижения вредных выбросов в атмосферу.

7. В сложившейся обстановке дефицита сырьевых ресурсов в РФ, в частности: газо и нефтедобывающих отраслях, частичное замещение газо-мазутного топлива на энергосистемах РАО «ЕЭС России» является глобальной задачей в реструктуризации отрасли.

Цена топливной составляющей, руб/тут Год

1999 2000 2001-2002 прогноз

мазут 632 1270 1500-1700

газ 219 266 322-350

ростовский уголь 270 350 390-420

в т.ч. ж/д тариф 20 20 24-28

кузнецкий уголь 399 521 551-590

в т. ч. ж/д тариф 190 216 250-270

цена условного топлива 310 406-460 500-550

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ----------------------------------------------------------------------------------

Эдельман Валерий Иосифович - доктор экономических наук, профессор, генеральный директор ОАО «НИИЭЭ», Москва.

Говсиевич Евгений Романович - кандидат экономических наук, зав. лабораторией ОАО «НИИЭЭ», Москва. Мельников Алексей Петрович - ст. научный сотрудник ОАО «НИИЭЭ», Москва.

Таран Эдуард Анатольевич - Промышленно-коммерческая группа «РАТМ», Новосибирск.

Голланд Александр Эрихович - начальник управления, ХК «РАТМ», Москва.

Лихтенвальд Василий Васильевич - директор ХК «РАТМ», Москва.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чубин Олег Васильевич - менеджер, ХК «РАТМ», Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.