3. Т.Н. Рыбак, М.С. Лаврентьевой Стандартизация аудиторской деятельности // Главная книга. - 2013. №6.
4. Министерство финансов РБ, аудиторская деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/inter_standards/. - Дата доступа: 23.05.2014г.
Майтесян Т.А. студент 1 курса Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНЫЙ
ПРОЦЕСС Аннотация
В данной статье рассматривается эффективность государственного регулирования экономики РФ и роль государства в регулировании рыночной экономики.
Ключевые слова: Экономическая эффективность, макроэкономические показатели, регулирующая роль государства.
Эффективная рыночная экономика не может быть создана без активной регулирующей роли государства.
Переосмысление роли государства к экономике — явление, характерное не только для России. Оно касается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран.
Рыночный механизм развития экономики не может справиться с ростом проблем свободной рыночной системы и что государственное регулирование не ограничивает свободу этого рынка, а ограничивает его анархию и стихию. Возник своеобразный симбиоз рыночной системы и государства на основе признания факта, что рынок, как и любая хозяйственная система, далеко не идеальный механизм.
Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.
Чтобы определить эффективность или неэффективность государственного регулирования нам нужно посмотреть макроэкономические показатели и реальный уровень жизни населения.
Удвоение ВВП за десять лет считалось одним из основных направлений российской политики. С 2001 по 2010 год рост реального ВВП составил 59,2 процента.
Рост ВВП России в 2013 г. составил 1,3%.
Прогноз МЭР по росту ВВП на 2014 год составляет 2,5%, По неофициальным данным рост ВВП России в текущем году составит 0,6 процента. Такой результат возможен при сценарии с оттоком капитала в 100 миллиардов долларов за год. На 2015 год - 2,8%, на 2016 год - 3,3%. Прогнозы на 2014-2015 годы были ухудшены в конце 2013 года с учетом стагнации в российской экономике. Всемирный банк, в свою очередь, допустил даже падение ВВП на 1,8 процента в случае неблагоприятного развития событий и усиления режима санкций против РФ.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Государственный внешний долг России значительно сократился с 2005 г. по 2011 год. С 2001 года по 2011 год его сокращение составило более 70%, а в абсолютном выражении - 98,3 млрд.$. В 2012 году его снижение составило 7,5%.
Ниже представлены графики годовой инфляции России с 1990 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода.
В целом, как легко заметить, прослеживается некоторая тенденция к снижению с пиками по 15-20% годовых в кризисные годы — то есть в начале двухтысячных (последствия дефолта 1998 года) и 2008. В последние же годы уровень обесценивания денежной массы приближается к цивилизованному уровню 5%.
После недавних событий, связанных с Украиной, прогнозы на дальнейшие перспективы развития претерпели изменения. Падение рынков и обвал рубля из-за ситуации с Украиной лишают экономику России и без того слабой возможности роста. Некоторые эксперты утверждают, что страну ждет рецессия. Официальный прогноз ВВП в 2014 г - 2,5%. Однако, этот
64202004 2005
1-1
П I
III
Ypoeei-t инфляции по годам за последние 10 лет, Россия, % www.statbu rea u .org
показатель, возможно, будет снижен как минимум на 2%. С начала 2014 года статистика демонстрировала падение ключевых макроэкономических показателей до четырехлетнего минимума. Инвестиции в январе упали в сравнении с январем прошлого года на 7%. По оценке Минэкономразвития, рост экономики в годовом сравнении (январь 2014 года — к январю 2013 года) сократился до 0,7%, по отношению к декабрю спад составил 0,5%.
Также, Банк России прогнозирует отток капитала из России по итогам 2014 года на уровне 85-90 миллиардов долларов.
Опок капитала in России
в миллиардах долларов в квартал
2009 2010 2011 2012 2013 2014
10
ГГ,',|,,1Г"|"
-40
-50
-«0
-70
-70
-80
НСГОЧНП: BLOCW"' «6 Л)И
За 1 квартал 2014 года отток составил 63 миллиарда долларов, причем две трети его части пришлось на внутреннюю конвертацию и покупку наличной валюты населением и компаниями.
Активное вмешательства государства в рыночный процесс необходимо, так как без его участия невозможно довести начатые реформы до конца. Поэтому в России, регулирующая роль государства не должно ослабевать.
Россия целеустремленно продвигается вперед, чтобы на уровне ведущих мировых держав войти в новый период экономического развития -инновационный период. Поэтому объединив все свои силы нужно усилить роль всех государственных институтов, отечественного капитала, науки, производства и т.д.
Безусловно, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует та самая грань, которую не нужно переходить государству. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, которые разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами).
На сегодняшний день в России уже действует программа социально-экономического развития до 2020 года, которая была одобрена в ноябре 2008 года. Достигнутые российской экономикой за последние 8 лет результаты оптимистичны. Рост ВВП в целом за весь период составил около 70%, промышленности - 75%, инвестиций - 125%. Благодаря этим показателям Россия вернулась в «десятку» наиболее развитых в экономическом отношении стран мира. В 2000 году в России за чертой бедности находилось более 30% населения, то сейчас этот показатель составляет примерно 14%. Средняя заработная плата за восемь лет выросла с 2,2 тыс. руб. до 12,5 тыс. руб., средний размер пенсий - с 823 руб. до 3,5 тыс. руб.
Напоследок хочется отметить, строя рыночную экономику, Россия должна искать свой путь, учитывающий её особенности и исторические традиции, а не идти по пути других стран. Мы должны разработать абсолютно новую стратегию, взяв все самое лучшее у других стран, не повторяя их ошибки, а также нужно не забывать учитывать особенности экономического положения России.
Макаров В.В.
Саяхова Э.В. старший преподаватель ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ
Россия, г. Уфа
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ
ПОТОКАМИ
Современные методы планирования, учета и контроля денежных потоков позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства. Первоочередная задача в новых условиях - эффективное управление денежными потоками. Очевидно, что розничные предприятия и их поставщики ставят несколько разные цели, первым нужно эффективно распорядиться имеющимися средствами, вторым - взыскать дебиторскую задолженность и принять меры к сдерживанию ее дальнейшего роста .[1]
Денежный поток - это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Поступление (приток) денежных средств называется положительным денежным потоком. Выбытие (отток) денежных средств называется отрицательным денежным потоком. Разность между положительным и отрицательным денежными потоками по каждому виду деятельности или хозяйственной деятельности организации в целом называется чистым денежным потоком.
Предложения по совершенствованию управления денежным потоком предприятии могут быть сведены к следующему:
1. Основываясь на результатах прямого анализа движения денежных средств, руководство организации» может корректировать свою финансовую политику в отношениях с дебиторами и кредиторами, принимать решения по формированию необходимых объемов производственных запасов, созданию резервов, реинвестированию прибыли, ее распределению и потреблению с учетом имеющихся финансовых возможностей и уровня обеспеченности денежными ресурсами.
На анализируемом предприятии обязательно должна существовать тщательно продуманная политика предоставления товарных кредитов и