УДК 658.013
А.М.ИВАНОВ
Экономический факультет, аспирант кафедры организации и управления
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
КОМПАНИИ
Рассмотрены теоретические основы диверсификации компании, как диверсификация производства, так и диверсификация продукции. Обоснована необходимость диверсификации ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», которая обусловлена ограниченностью местных медно-никелевых руд, колебаниями конъюнктуры на мировом рынке металлов, возможностью и целесообразностью максимального использования созданного ранее производственного потенциала. В ОАО «Кольская ГМК» кроме производства никеля, меди и кобальта предлагается организовать выпуск металлического титана и его сплавов, пигментной двуокиси титана, металлического хрома и его сплавов, феррованадия и других видов продукции с более высокой добавленной стоимостью. Это будет способствовать повышению экономической эффективности работы и устойчивости компании.
The article studies theoretical bases of company diversification: product line diversification and diversification of product. The necessity of diversification at the OAO «Kolskaya GMK» is justified. This necessity is explained with limited quantity of locally-mined copper-nickel ores, fluctuations in the world metal markets, possibility and expedience of maximal use of existing production facilities. The article offers to introduce production of metallic titanium and its alloys, pigment titanium dioxide, metallic chromium and its alloys, ferrovanadium and other kinds of produce with higher added value alongside with traditional nickel, copper and cobalt production at the OAO «Kolskaya GMK». This will contribute to the increase in economic efficiency and stability of the company.
Основными целями компании являются: максимизация прибыли, финансовая устойчивость, рост доходности, достижение определенной рыночной доли и т.д.
Одна из возможностей увеличения прибыли - расширение доли рынка. Решение этой задачи возможно на основе диверсификации компании.
Диверсификация компании включает диверсификацию производства и диверсификацию продукции. Диверсификация производства подразумевает организацию новых производств, диверсификация продукции - расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
Выбор той или иной формы диверсификации должен быть хорошо обоснован и тщательно спланирован: проанализированы имеющиеся возможности компании, ее сильные и слабые стороны; угрозы со стороны конкурентов; сформулированы цели, стратегии и программы компании.
ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» - одна из ведущих компаний медно-никелевой отрасли цветной металлургии страны и одна из крупнейших мировых производителей меди, никеля, кобальта и драгоценных металлов. Учредителями компании являются два дочерних предприятия ОАО «Норильский никель»: АО «Комбинат «Печенганикель» и АО «Комбинат «Североникель», представляющих собой единый производственно-технологический комплекс - начиная от добычи, обогащения руды и заканчивая выпуском товарной продукции. Предприятия компании являются градообразующими, в производстве занято свыше 17 тыс. человек, общая стоимость производимой продукции 500 млн долл. США в год.
Диверсификация производства становится неотъемлемой частью стратегии этой металлургической компании и обусловлена ограниченностью местных медно-никелевых
174 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.159. Часть 1
руд, колебаниями конъюнктуры на мировом рынке металлов, возможностью и целесообразностью максимального использования созданного ранее производственного потенциала.
В ОАО «Кольская ГМК» кроме производства никеля, меди и кобальта предлагается организовать выпуск металлического титана и его сплавов, пигментной двуокиси титана, металлического хрома и его сплавов, феррованадия и других видов продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Это обусловлено тем, что после распада СССР Россия осталась без собственных разрабатываемых месторождений стратегически важного сырья - титано- и хромсодер-жащих руд.
В настоящее время основное количество этих необходимых видов продукции страна вынуждена импортировать, так как действующее производство не может удовлетворить спрос внутреннего рынка (см. рисунок). В перспективе потребность страны в этой продукции будет возрастать.
Кольским научный центром РАН предложено решить проблему диверсификации путем создания стратегического альянса ОАО «Кольская ГМК» и ОАО «Апатит». Исключительно перспективным представляется комбинирование отходов и попутных продуктов ОАО «Апатит» (ильменитовые и титаномагнетитовые концентраты) с полу-
П, И, тыс.т • 80 0
600 •к 400 •
200 •' 0 •
1995 1996 1997 1998 1999 Год
Динамика производства П товарной хромовой
руды (1) и феррохрома (2) в России, а также импорта И товарной хромовой руды (3)
чением на комбинате «Североникель» новых видов ценной продукции - металлического титана и его сплавов, пигментной двуокиси титана.
Диверсификация компании будет способствовать повышению экономической эффективности работы и устойчивости ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» на рынке металлов, обеспечивая рост через увеличение рыночной доли компании. Это позволит предприятию снять зависимость от конъюнктуры рынка, т.е. потери от реализации одного из выпускаемых продуктов будут покрываться выгодой от реализации другого. Повышение устойчивости компании приведет не только к увеличению прибыльности и конкурентоспособности, но и к решению социально-экономических проблем как региона, так и России в целом.
Научный руководитель д.э.н. проф. В.А.Федосеев
- 175
Санкт-Петербург. 2004