Научная статья на тему 'Экономическая дипломатия современной России в отношении США'

Экономическая дипломатия современной России в отношении США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
975
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савойский Александр Геннадьевич

В статье рассматривается развитие российско-американских экономических отношений в период с 1990 по 2007 годы. Дано авторское определение понятию «современная экономическая дипломатия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USA IN ECONOMICAL DIPLOMACY OF MODERN RUSSIA

The article focuses on formation and development of the Russian-American economic relations from 1990 to 2007. There is the author's definition of "modern economic diplomacy".

Текст научной работы на тему «Экономическая дипломатия современной России в отношении США»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ США

А.Г. САВОЙСКИЙ

Институт мировой экономики и международных отношений Российская Академия наук ул. Профсоюзная, 23, 117997 Москва, Россия

В статье рассматривается развитие российско-американских экономических отношений в триод с 1990 по 2007 годы. Дано авторское определение понятию «современная экономическая дипломатия».

Современная экономическая дипломатия представляет собой сочетание политических и экономических средств внешнеполитического курса государства, совокупность форм и методов его осуществления в использовании внутренних ресурсов для воздействия на политику других стран путём заявлений, переговоров или участия в деятельности международных организаций на самых различных уровнях с целью продвижения экономических интересов за рубежом и интеграции в мировую экономику.

Экономическая дипломатия претерпела значительную эволюцию в своём развитии. Если раньше в мире шла борьба за раздел территорий и рынков сбыта или захват колоний со всеми их природными ресурсами, то сейчас предметом для дискуссий является курс валют, цена на нефть на мировом рынке, вступление в ВТО и ЕС, претензии ряда государств на Арктику, где энергетические ресурсы сопоставимы с Саудовской Аравией, а конфликтом международного масштаба стало преследование американской корпорации Microsoft со стороны Евросоюза, потребовавшего раскрыть часть своей внутренней технической информации и не злоупотреблять монопольным положением. Политика и экономика всегда идут рядом и оказывают друг на друга существенное влияние.

У истоков двусторонних отношений молодой демократической России с Соединёнными Штатами Америки стояли 1-й Президент РФ Б.Н.Ельцин (1991-1999), 41-й Президент США Дж.Буш (1989-1993) и 42-й Президент США У.Д.Клинтон (1993-2001).

Период с 12 июня 1990 года - официальной даты принятия Декларации о государственном суверенитете России, что в значительной степени ускорило окончательный распад СССР во главе с Президентом М.С.Горбачёвым - по 31 декабря 1999 года представляет собою начальный этап российско-американских отношений.

В 90-х годах прошлого века, в связи с изменившейся геополитической и экономической ситуацией в стране, были подписаны многие ключевые российско-американские документы, составившие новую организационно-

правовую основу для торгово-экономического сотрудничества между Россией и США.

Первые годы в отношениях России и США политологи связывают с окончанием периода «холодной войны». Президенты РФ и США заявили в феврале 1992 года, что больше не считают друг друга потенциальными противниками.

Российско-американские экономические отношения начала 90-х годов XX столетия имели второстепенное значение для Москвы и третьестепенное значение для Вашингтона. Иа долю Соединённых Штатов приходилось примерно 5,5% российской внешней торговли - в несколько раз меньше, чем на долю ЕС и стран СНГ. Американские частные инвестиции оказались более заметными, но в целом играли незначительную роль в российской экономике. Доля России в американской внешней торговле и зарубежных инвестициях составила менее половины процента [3. С. 142-143; 5, С. 815].

В экспорте России в США преобладали сырьё и товары первичной переработки: алюминий, чёрные металлы, никель, драгоценные камни. В импорте России из США - мясо и мясные субпродукты, в основном, куриные окорочка; оборудование; прохладительные напитки, например «Пепси»; табачные изделия. Практически прекратились крупномасштабные поставки американского зерна, занимавшие ведущее место в советском импорте из США, поскольку резкое сокращение поголовья скота в России привело к значительному уменьшению потребностей в кормовом зерне; было заторможено развитие фермерства и птицеводства, следствием чего стало затруднение процесса формирования сообщества фермеров в России.

Выжидательная позиция американской Администрации Дж. Буша-старшего сменилась политикой «двойных стандартов» следующего Президента США У.Д.Клинтона. Две модели составляли основу внешнеполитического курса официального Вашингтона: «заботливый отец» и «суровый шериф», принцип «кнута и пряника» или «морковки и палки», как выражаются американцы. Однако именно в этот период России удалось интегрировать в мировую экономическую и политическую систему, в частности, в Международный валютный фонд (МВФ), Группу Всемирного банка (МБ), Парижский клуб, Программы «Партнёрство во имя мира», «Региональная инициатива» и прочее. При активном участии Клинтона Россия превратила «Большую семёрку» в «Большую восьмёрку» (Денвер, штат Колорадо, США, июль 1997).

Период становления экономической дипломатии России в отношении США характеризуется сочетанием российской внешней политики (двусторонней, многосторонней) с экономическими отношениями между двумя государствами, основываясь на принципах дипломатической практики и совместного участия в деятельности международных организаций. Внешняя политика России и США в 1990-х годах имела общие интересы в следующих вопросах: продвижение НАТО на Восток, политическая ситуация на постсоветском пространстве, война в Ираке, Косовский кризис на Балканах.

Российско-американские экономические отношения вместили в себя экспорт-импорт различных товаров и услуг, сотрудничество в аэрокосмическом и топливно-энергетическом секторах, техническую и финансовую помощь Соединённых Штатов в поддержании российских реформ, ликвидации оружия массового уничтожения (ОМУ) и конверсии оборонной промышленности (Программа Нанна-Лугара), взаимодействие в рамках межправительственной Комиссии «Гор-Черномырдин».

Инвестиционная политика на начальном этапе отношений исходила от Соединённых Штатов. Американцы оказывали прямую гуманитарную помощь в закупках продовольствия, а также техническую помощь в различных сферах.

С приходом к власти в Российской Федерации Президента Владимира Путина, а в США - Президента Джорджа Буша-младшего наступил период симпатий и дружеских отношений между президентами, а с ним - и этап декларативности российско-американских экономических отношений, сменившийся периодом прагматизма и стратегического партнёрства в экономике.

Уже в ноябре 2001 года президенты России и США подписали Совместное заявление о новых российско-американских отношениях в экономической сфере. В своих взаимоотношениях обе державы вышли на качественно новый уровень взаимовыгодного, доверительного и предсказуемого партнёрства на основе взаимного уважения и осознания специфики национальных интересов друг друга.

В последние годы, наряду с активным взаимодействием в политике между Россией и США, всё больший вес для Российской Федерации приобретают двусторонние торгово-экономические связи. В этой области наметился прогресс, весьма заметна динамика в объёмах и структуре поставляемых Россией в США товаров и услуг. Если к началу третьего тысячелетия Россия занимала лишь 31-е место в списке американских торговых партнёров, где-то между Никарагуа и Гондурасом, то в настоящее время Российская Федерация переместилась на 26-е место, а США перешли с 5 позиции на второе место по отдельным показателям в торговле с Россией [1. С. 105]. В 2000 году товарооборот между Россией и США составлял всего 9.751 млн. долл., к концу 2006 года он увеличился в 2,5 раза и достиг 24.500,5 млн. долл., причём Российская Федерация в 2006 году ввезла в США товаров и предоставила услуг на 15.066,5 млн. долл. больше. Объём экспортируемых товаров и представленных для США услуг увеличился с 7.658,5 млн. долл. в 2000 году до 19.783,5 млн. долл. в 2006 году [6].

Особенно успешно в период с 2000 по 2007 год развивалось взаимовыгодное сотрудничество в аэрокосмической отрасли. Об этом свидетельствует, в частности, успешный запуск и эксплуатация Международной космической станции (МКС). Совместные российско-американские полёты в космос, коммерческие запуски искусственных спутников Земли, участие в совместных проектах «Морской старт», а с 2004 года - «Земной старт»; осуществление программ по исследованию планеты

Марс; совместная разработка и производство авиационной техники - таков далеко не полный перечень российско-американского сотрудничества в этой области. Однако политические игры официального Вашингтона вокруг отмены Поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, неоправданное затягивание решения вопроса о вступлении России в ВТО, введение экономических санкций против российского авиаконцерна «Сухой» и других компаний привели к замораживанию выгодного коммерческого контракта в 3 млрд. долл. на закупку самолётов «Боинг». Предпочтение российской стороной самолётов европейского производства «Аэробус» нанёс заметный ущерб американским интересам, как, впрочем, и замораживание 12-миллиардного Штокмановского проекта по разработке природного газа, за право участия в котором соревнуются компании «Шевро» и «Конако-Филлипс».

С 2002 года начался новый российско-американский энергетический диалог. Предпочтения американских компаний сконцентрировались на ресурсодобывающих отраслях, финансовом и страховом секторе. Так, американские компании «Амоко», «Тексако» и «Эксон» совместно с «Газпромом» приступили к добыче нефти на Тимано-Печорском месторождении, на освоение которого потребуется инвестиций на сумму свыше 20 млрд. долл. Успешно сотрудничают компании «Конако-Филлипс» и «ЛУКойл», «Экссон-Мобил» с «Роснефтью» и другими партнёрами в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на основе Соглашения о разделе продукции с инвестициями в 25 млрд. долл. Проект «Сахалин-3» совместно с компаниями США «Экссон-Мобил» и «Тексако» временно заморожен. Американская компания «Конако-Филлипс» инвестировала более 550 млн. долл. в СП «Северное Сияние», занятое разработкой Ардолинского комплекса нефтяных месторождений в Коми. Есть и другие проекты, например, разработка месторождений и создание трубопроводной инфраструктуры в направлении Западная Сибирь - Берингов пролив. Одним из совместных американо-российских инвестиционных проектов стал сданный в эксплуатацию нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» Каспийского трубопроводного консорциума.

Весьма заметно российско-американское сотрудничество в пищевой промышленности по производству безалкогольных напитков на территории России («Кока-Кола», «Пепси»), продуктов общественного питания («Макдональдс»), пищевых продуктов («Марс»), кормов для животных («Педигри», «Вискас»), табачных изделий («Филипп Моррис», «Ар. Джи. Петро»); автотракторном секторе (корпорации «Дженерал моторе», «Катерпиллар», «Форд»), в сфере электроники и телекоммуникационных систем («Майкрософт», «Моторола») и других направлениях.

Наибольшая активность российско-американского внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества отмечалась в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на Сахалине, в Республике Коми, Татарстане, Брянской, Самарской, Тульской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, а также в

ряде других регионов. В 2005 году активизировалось сотрудничество с американскими компаниями в Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, Башкирии; Ростовской, Челябинской, Свердловской, Архангельской, Мурманской, Новосибирской, Томской областях [4].

Для России Соединённые Штаты Америки - очень важный партнёр, вообще и в частности, как участник многих международных организаций, как мировой финансовый центр, в связи с определённой долларизацией российской экономики. Ведь российский золотовалютный резерв в виде ценных бумаг частично хранится в американских банках, а сейчас там находится и часть Стабилизационного фонда России.

Примечательно и то, что Россия сама сегодня становится всё более важным инвестором в бизнес и экономику США. Об этом свидетельствует не столько покупка недвижимости в США российскими гражданами, сколько приобретение «ЛУКойлом» 60% акций американской компании «Гетти петролеум» с сетью бензоколонок, покупка российской компании «Евраз» американской «Орегон Стил» за 2,3 млрд. долл. Торговые отношения между Россией и США всё больше превращаются в улицу с двусторонним движением [8].

Потенциал России и США в торговле, инвестировании, энергетическом диалоге, научно-техническом сотрудничестве столь велик и не использован до конца обеими странами, что наносит немалый ущерб экономическому развитию с обеих сторон и является, пожалуй, самой актуальной проблемой двусторонних отношений в наши дни.

Таким образом, экономическая дипломатия России как средство внешней политики по отношению к другим государствам и, прежде всего, к США, приобретает на современном этапе особое значение. И хотя между Российской Федерацией и США существуют серьёзные различия как в политической, так и в экономической сфере, для России выгодно экономическое сотрудничество с Соединенными Штатами, которое состоит в развитии торговли, привлечении капитала и расширении научно-технических связей. Российская Федерация заинтересована в американских инвестициях, технологиях, ноу-хау, которые бы способствовали модернизации отечественной экономики, её выходу из кризиса и интеграции в мировое экономическое сообщество. Научно-промышленный потенциал России в сочетании с богатейшими природными ресурсами и достаточно квалифицированной рабочей силой открывают потенциальные возможности для взаимовыгодного российско-американского сотрудничества.

Весьма невысокий на современном этапе уровень развития торгово-экономических отношений между Россией и США (доля РФ в американской внешней торговле - менее 1%, а доля США в российском - примерно 10%) [2. С. 807] объясняется рядом причин, среди которых: слишком малый срок после образования нового демократического государства и выхода отечественной экономики из кризиса, значительная отдаленность территории США, относительная неразвитость российского рынка, неконкурентоспособность отечественной продукции на американском рынке,

а также сохранение дискриминационных подходов и различного рода политических ограничений США по отношению к России и прочее. На протяжении 33 лет американцы так и не отменили действие Поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, связанной с запретом эмиграции из СССР, совершенно абсурдную в наши дни, отменив, однако, данную Поправку в отношении Киргизии, Грузии, Армении и Украины.

В 2007 году Россия превратилась из страны-кредитора в государство-донора и вошла в десятку стран мира, наиболее развитых в экономическом отношении. Однако Москва пока не может соперничать экономически с Вашингтоном. В глобальной экономике XXI века США занимают ведущие позиции. Официальный Вашингтон играет также лидирующую роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Всемирной торговой организации ('ВТО'». Опганизапии экономического сотрудничества и

Г X \ / ' 1. л. т ■ ■

развития (ОЭСР). От США зависят многие условия, касающиеся интеграции России в эти международные организации, особенно в последние две.

На словах, американцы заинтересованы в стабильной, экономически сильной России. На самом деле, от США исходит процесс затягивания вступления Российской Федерации в ВТО даже после подписания в ноябре 2006 года во вьетнамском Ханое двустороннего Соглашения о вступлении России в ВТО, которое до сих пор не ратифицировано Конгрессом США. При этом американцы весьма активно обсуждают вопросы российских поставок ядерных технологий в Иран, а также обычных вооружений и ракет в Иран и Сирию.

Секретность информации не позволяет, к сожалению, определить, что выгоднее сегодня для Российской Федерации: строительство атомного реактора для электростанции в иранском Бушере и продажа оружия «странам - изгоям» в глазах США или вступление России в ВТО и ОЭСР. После неоднократных заявлений МИД России и официального выступления Президента РФ В.В. Путина о том, что в Иране нет программы по изготовлению ядерного оружия, эта точка зрения, наконец, нашла свое отражение во внешней политике США.

России также удалось приостановить распространение элементов американской ПРО в Европе и перехватить инициативу, предложив использовать для этого уже имеющийся полигон в Азербайджане. Озабоченность США в защите европейцев с юга от, якобы, возможной ядерной угрозы, исходящей от Ирана, перестала в наши дни соответствовать мотивам размещения ПРО в европейских государствах. Американцев теперь больше волнуют лидирующие позиции России на европейском рынке энергоресурсов, возможное использование энергетической мощи в политических целях, как и претензии Российской Федерации на часть Арктики, прилегающей к Северному полюсу. Россия призывает делить арктический шельф по нормам международного права на основании Конвенции ООН по морскому праву, где записано: вся прибрежная двухсотмильная зона - целиком в распоряжении стран, к которым она примыкает. Дальше, к Северному полюсу - ничейная земля. Однако США, не

подписавшие до сих пор данную Конвенцию, а также Канада, Дания и Норвегия уже давно поделили на карте эту ничейную территорию между собой с несметными запасами нефти, газа, золота и алмазов. Метровый титановый флаг России уже установлен на дне Ледовитого океана, точно в точке Северного полюса. Направляя с 2001 года в Комиссию ООН по границам континентального шельфа свои обоснованные требования о расширении арктических границ, России предстоит до 2010 года исследовать эхолотом океаническое дно в 24 тыс. км и научно доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континентального шельфа, а именно: Сибирской платформы [7, 9].

Настроение официального Вашингтона всегда было трудно предугадать. Существует ли, к примеру, твёрдая гарантия против замораживания российского золотовалютного резерва в виде ценных бумаг и части Стабилизационного фонда России в американских банках? Эта проблема тоже входит в современную экономическую дипломатию, как часть большой мировой политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей // Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Рогов С.М. Россия и США на пороге XXI века // Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, А.Ю.Мельвиль и др.]; Моск. гос. ин-т международ. отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. Ред. А.В.Торкунов. - М.: Просвещение, 2005.

3. Россия в цифрах 1996. - М., 1996.

4. Торгово-экономическое сотрудничество России с США // БИКИ. -05.09.2006. -№ 100 (9046).

5. Statistical Abstract of the United States 1995. - Wash., 1996.

6. U.S. Census Bureau. U.S. International Trade in Goods and Services, Series FT 900 / Trade in Goods (Imports, Exports and Trade Balance) with Russia // Интернет-ресурс - http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4621 .html.

7. Арктика останется российской // Интернет-ресурс. 7.08.20007 -http://news.mail.ru/politics/1397368.

8. Бернс У., Посол США в РФ. 200 лет установлению дипломатических отношений между США и Россией // Вашингтонский файл, материалы Госдепартамента США. Интернет-ресурс. 12.02.2007 http://usinfo.state.gov/russian.

9. Российские полярники обнаружили вторую Саудовскую Аравию // Интернет-ресурс. 8.08.2007 -http://news.mail.ru/society/1398838.

THE USA IN ECONOMICAL DIPLOMACY OF MODERN RUSSIA

A.G. SAVOYSKIY

Institute of World Economy and International Relations Russian Academy of Sciences

Profsouznaya St., 23, 117997 Moscow, Russia

The article focuses on formation and development of the Russian-American economic relations from 1990 to 2007. There is the author’s definition of “modem economic diplomacy”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.