А.А. Бежовец, канд. экон. наук, доцент,
Н.М. Абрамов, канд. экон. наук, доцент,
кафедра менеджмента, организации
бизнеса и инноваций,
Алтайский государственный университет,
г. Барнаул, Россия,
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье приводится определение экономической диагностики, раскрываются ее основные задачи. Авторами делается вывод о том, что на практике меняется функциональная ориентированность экономической диагностики, контрольная функция становится второстепенной, а на первый план выдвигаются аргументация управленческих и инвестиционных решений, анализ потенциальных вариантов вложения капитала и оценка целесообразности этих действий. В статье подробно исследованы критерии и понятие инновационной организации. Авторы рассматривают диагностику инновационной деятельности как процесс, выделяя ряд этапов: изучение инновационного потенциала предприятия, анализ инновационной активности предприятии и оценка результатов инновационной деятельности. Экономическая диагностика инновационной организации подразумевает использование не только финансовых показателей. Диагностика инновационного потенциала предприятия наряду с анализом финансового компонента включает рассмотрение научно-исследовательского, технологического, кадрового и организационного компонентов. Диагностика инновационной активности организации позволяет отслеживать динамику финансовых вложений в инновационные проекты и их количество в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Итогом диагностики становится вывод о целесообразности подготовки и принятия тех или иных управленческих решений, способствующих увеличению результативности инновационной деятельности и стабильности работы предприятия. В статье обозначены основные экономические интересы различных участников инновационного процесса.
Ключевые слова: инновационная организация, диагностика, инновационная деятельность, экономическая диагностика, инновационный потенциал, инновационная активность, показатели инновационной деятельности, этапы диагностики.
На современном этапе развития экономики инновационная деятельность является необходимым условием достижения успеха для любой организации. К сожалению, в России общая доля предприятий, выстроивших свою бизнес-модель, основываясь на НИОКР, невелика. Так, по данным Высшей школы экономики, российская инновационная сфера на мировом рынке характеризуется крайне низкими параметрами экспорта инновационных продуктов. Подавляющая часть российского экспорта приходится на товары, не подвергавшиеся технологическим изменениям,
что говорит о слабых конкурентных позициях инновационных организаций на внешних рынках. Объем экспорта инновационной продукции в 2015 году оценивался в 845,3 млрд р., что составило всего лишь 8,9% в общем объеме экспорта.1 Это выдвигает на первый план необходимость более эффективного управления инновационной деятельностью организаций. На наш взгляд, таким инструментом выступает экономическая диагностика данной деятельности.
Экономическая диагностика применяется в следующих целях:
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
— оценка уровня инновационной актив- гибкости; использует любые факторы изме-ности и стабильности организации; нения внутренней и внешней среды к сво-
— анализ динамики уровня инноваци- ей выгоде в результате инновационной вос-онной активности в зависимости от различ- приимчивости; имеет собственную систему
ных технико-экономических факторов;
— обнаружение потенциальных способов увеличения уровня инновационной активности, продуктивности инновационной деятельности и стабильности функционирования организации.
Таким образом, экономическая диагностика инновационной деятельности является одним из важнейших инструментов экономического исследования, а учёт её результатов способствует принятию более взвешенных управленческих решений, нацеленных на усиление эффективности работы организации. Кроме того, экономическая диагностика инновационной деятельности может быть использована в качестве метода оценки деловых качеств и профессионального мастерства руководителей предприятия, структурных подразделений, отвечающих за инновационную деятельность, и отдельных сотрудников.
Согласно толкованию, представленному в «Большом энциклопедическом словаре», диагностика (от греч. diagnostik6s - способный распознавать) - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.2 В экономической литературе под диагностикой организации понимают исследования, направленные на определение отклонений от требуемых количественных и качественных характе- -
ристик, выявление причин отклонений и разработку направлений развития.3
Критерии инновационной организации хорошо раскрыты в работе Н.П. Масленниковой.
В России общая доля предприятий, выстроивших свою бизнес-модель, основываясь на НИОКР, невелика.
Инновационная организация имеет высокую скорость изменений под влиянием внешней среды в результате инновационной активности и организационной гибкости.
экспертизы для оценки выбора инноваций и использует различные формы инноваций и инновационной активности. Инновационная политика инновационной организации направлена на повышение инновационной активности и инновационной вос-приимчивости.4
Экономическая диагностика инновационной деятельности организации представляет собой комплексное исследование экономических показателей деятельности организации, базирующееся на рассмотрении отдельно взятых результатов инновационной деятельности. Целью такого исследования являются определение перспектив развития предприятия и оценка результатов управленческих решений, принимающихся на данном этапе его развития. В результате диагностики делаются выводы о необходимости создания нового или усовершенствования уже существующего продукта, внедрения какого-либо технологического процесса.
На современном этапе развития научных исследований содержание экономической диагностики постоянно варьируется и адаптируется к особенностям развития экономики Российской Федерации, введению в отношении нашей страны финансовых и технологических санкций, усилению воздействия внешнеполитических факторов на результаты хозяйственной деятельности и её риски. Как отмечает О.Н. Соколова, меняется целевая направленность экономической диагностики: «контрольная функция уходит на второй план, и основной упор делается на переход к обоснова-
По ее мнению, инновационная организа- нию управленческих и инвестиционных ре-
ция имеет высокую скорость изменений под шений, направлений возможного вложения
влиянием внешней среды в результате инно- капитала и оценке их целесообразности».5
вационной активности и организационной В частности, изменяется функциональная
ориентированность экономической диагностики: контрольная функция становится второстепенной, а на первый план выдвигаются аргументация управленческих и инвестиционных решений, анализ потенциальных вариантов вложения капитала и оценка целесообразности этих действий.
Выбор показателей инноваций представляется нам одной из главных проблем комплексной экономической диагностики, поскольку метрика инноваций решает следующие важные задачи экономической диагностики.
Совокупность различных экономических показателей представляет собой объективные числовые данные, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Анализ этих данных принципиально важен, поскольку многие инновационные проекты рассчитаны на долгосрочную перспективу и влекут за собой серьезные риски.
Показатели инновационной деятельности отражают стратегические интересы компании, позволяют внедрить инновации в текущие рабочие процессы и выстроить отношения между генераторами новых идей и управленческим персоналом.
Показатели способствуют справедливому распределению ресурсов внутри организации. Планирование позволяет установить ожидания в отношении инновационных перспектив организации, а сравнение плановых показателей за определенные периоды помогает выявить те процессы, финансирование которых не оправдывает ожиданий.
Показатели иннова- —
ционной деятельности обеспечивают дополнительную мотивацию персонала - чётко поставленные, понятные цели способствуют проявлению инициативы и побуждают работников к достижению результата.
Мы полагаем, что проводить диагностику инновационной деятельности организации тов, возможность привлечения кредитных следует поэтапно. средств и финансовой поддержки в рамках
На первом этапе проводится диагнос- государственной поддержки инновационной тика инновационного потенциала пред- деятельности);
Планирование позволяет установить ожидания в отношении инновационных перспектив организации, а сравнение плано вых показателей за определенные периоды помогает выявить те процессы, финансирование которых не оправдывает ожиданий.
приятия. В первую очередь оценивается рациональность распределения средств между его главными компонентами. Также определяется роль собственного капитала в создании и расширении инновационных возможностей. Далее осуществляются диагностика влияния базовых экономических детерминант на преобразование структуры инновационного потенциала за текущий период и сравнение с предшествующим периодом. В ходе такого анализа обнаруживаются вну-триорганизационные резервы, которые можно направить на увеличение инновационного потенциала организации.
Величину инновационного потенциала можно определить по формуле, которая имеет следующий общий вид: п
Р = У к. Ж,
'-' г г' 1 = 1
где Р - инновационный потенциал организации;
п - число составляющих инновационного потенциала;
Ж. - 1-я составляющая инновационного потенциала;
к. - весовой коэффициент 1-й составляющей инновационного потенциала, определяемой экспертным путем, при этом сумма весовых коэффициентов равна единице.
В общем виде инновационный потенциал организации включает в себя следующие компоненты:
— научно-исследовательский (численность специалистов и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);
— технологический (состояние оборудования, уровень автоматизации производства);
— финансовый (обеспеченность собственными источниками финансирования проек-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
— кадровый (квалифицированность персонала, достаточная для выполнения инновационных проектов, затраты на его обучение и подготовку);
— организационный (обеспеченность специализированными подразделениями, ко -торые непосредственно участвуют в инновационном процессе).
На втором этапе осуществляется анализ инновационной активности предприятия. Для этого отслеживаются динамика финансовых вложений в инновационные проекты и их количество в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Определяются основные причины изменения этих показателей и внутренние возможности увеличения инновационной активности предприятия.
Третий этап представляет собой оценку результатов инновационной деятельности и включает в себя:
— анализ эффективности реализованных компанией инновационных проектов;
— учёт воздействия инноваций на эффективность деятельности предприятия в целом;
— выявление возможных способов улучшения этих показателей.
Оценка проводится в форме статистического наблюдения № 4 - инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Согласно данному приказу Росстата РФ, к результирующим показателям инно-
вационной деятельности относятся расширение ассортимента товаров, работ, услуг; сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение; улучшение качества товаров (работ, услуг); замена снятой с производства устаревшей продукции; увеличение занятости; повышение гибкости производства; рост производственных мощностей; сокращение затрат на заработную плату и материальных затрат; повышение энергоэффективности производства; улучшение условий и охраны труда; сокращение времени на взаимодействие с клиентами или поставщиками; повышение мотивации к осуществлению инновационной деятельности; улучшение информационных связей внутри организации или с другими организациями; снижение загрязнения окружающей среды; обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам; маркетинговые инновации, связанные с внедрением товаров, работ, услуг на новые рынки сбыта, в новые группы потребителей и на новые географические рынки.6
Итогом диагностики становится вывод о целесообразности подготовки и принятия тех или иных управленческих решений, способствующих увеличению результативности инновационной деятельности и стабильности работы предприятия.
Отметим, что в процессе проведения диагностики на первый план могут выдви-
гаться те или иные её аспекты - в зависимости от экономических интересов участников инновационного процесса. Результаты диагностики инновационной деятельности организации могут быть использованы:
1. Инвесторами, которых прежде всего интересуют выгодность финансовых вложений в инновационные проекты и уровень риска потери инвестиций. В данном аспекте важную роль играют высокий уровень инновационной активности и инновационного потенциала, а также
наличие положительного опыта реализации инновационных проектов, поскольку все это способствует повышению доверия к организации и привлечению дополнительных инвестиций, которые могут быть потрачены на развитие инновационной деятельности.
Потенциальных инвесторов при проведении диагностики инновационной деятельности интересуют:
— факторы успеха инновационной деятельности организации в прошлом и ее перспективы;
— факторы, влияющие на изменение инновационного потенциала, и его современное состояние;
— вектор изменений основных показателей инновационной деятельности организации;
— положение организации в рейтинге по соответствующей отрасли производства;
— перспективы реализации конкретных инновационных проектов на фоне генеральных тенденций развития рынка.
2. Управленческим звеном организации - менеджерами и руководителями, которые используют информацию об инновационной деятельности (результаты, динамика, состояние инновационного потенциала организации и т.д.) в процессе принятия управленческих решений, призванных обеспечить прирост эффективности инновационной деятельности и стабильность развития предприятия в целом. В ходе проведения
Пользователи, принадлежащие к разным группам, имеют разный уровень доступа к информации об инновационной деятельности организации, что, безусловно, влияет на качественные характеристики результатов диагностики. В реальной практической деятельности внутренняя и внешняя диагностика, как правило, проводятся параллельно.
диагностики инновационной деятельности управленческое звено организации стремится к решению следующих задач:
— выработка стратегии инновационной деятельности организации;
— целесообразная организация этой деятельности;
— увеличение эффективности управления инновационным потенциалом.
3. Покупателями и заказчиками, которым необходимо убедиться в надежности деловых связей с компанией и наличии перспектив их дальнейшего развития.
4. Работниками предприятия, для которых показатели инновационной деятельности являются гарантом стабильности предприятия - его прибыльности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.
5. Акционерами и собственниками, для которых текущие результаты инновационной деятельности предприятия являются показателем его стабильности в будущем, а значит - определяют наличие доходов от деятельности этого предприятия и степень риска при покупке его акций.
6. Органами государственной власти, которые ведут статистическое наблюдение и осуществляют управленческие функции по распределению ресурсов и регуляции инновационной деятельности предприятий на государственном уровне. Так, по мнению Е.А. Тимощенко, А. А. Цымбала, именно через экономическую диагностику государство может эффективно реализовывать свою регулятивную функцию, связанную прежде всего с законодательным стимулированием инновационной деятельности предприятий.7
7. Общественностью - прессой и различными общественными организациями, которые используют результаты диагностики в качестве источника информации для оценки вклада той или иной организации в инновационную деятельность региона и страны в целом.
Всех перечисленных выше пользователей результатов экономической диагностики условно можно разделить на внешних и внутренних. Внешними пользователями являются потребители, инвесторы, общественность и государственные органы, внутренними - руководство организации, ее персонал и собственники. Разумеется, пользователи, принадлежащие к разным группам, имеют разный уровень доступа к информации об инновационной деятельности организации, что, безусловно, влияет на качественные характеристики результатов диагностики.
В реальной практической деятельности внутренняя и внешняя диагностика, как правило, проводятся параллельно. Тем не менее, между ними есть существенные отличия. Внутренняя диагностика осуществляется соответствующими службами организации, консультантами, а её результаты применяются для менеджмента инновационной деятельности организации в целом - планирования, контроля, рационального распределения ресурсов и т.д. В свою очередь, внешняя диагностика направлена на анализ возможностей выгодного инвестирования, максимального увеличения прибыли и др.
Иными словами, главное различие между внешней и внутренней диагностикой инновационной деятельности состоит в тех целях и задачах, которые ставят перед собой субъекты диагностики. В результате применения определенных методов и приёмов диагностики на основании относительно небольшого числа факторов субъекты диагностики извлекают информацию, необходимую для принятия целесообразных и обоснованных решений.
Таким образом, экономическая диагностика выступает важным инструментом эффективного управления инновационной деятельностью в организации, а учёт её результатов способствует принятию более взвешенных управленческих решений, нацеленных на усиление эффективности работы организации. Кроме того, экономическая диагностика инновационной деятельности может быть использована в качестве метода оценки деловых качеств и профессио-
нального мастерства руководителей предприятия, структурных подразделений, отвечающих за инновационную деятельность, и отдельных сотрудников. Мы приходим к выводу, что экономическая диагностика инновационной организации не ограничивается использованием только финансовых показателей. Диагностика инновационного потенциала предприятия наряду с анализом финансового компонента включает рассмотрение научно-исследовательского, технологического, кадрового и организационного компонентов. Диагностика инновационной активности организации позволяет отследить динамику финансовых вложений в инновационные проекты и их количество в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, а также выявить основные причины изменения показателей и внутренние возможности увеличения инновационной активности организации. (ffc
Литература
1. Выпуск инновационной продукции организациями промышленного производства [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/ data/2017/01/25/1113618150/NTI_N_37_25012017. pdf (дата обращения: 13.02.2017).
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
3. Акимочкина Т. А. Человеческий капитал организации: система диагностики: моногр. Барнаул, 2007. 127 с.
4. Масленникова Н.П. Признаки инновационной организации // Вестник государственного университета управления. 2014. № 14. С. 59-66.
5. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Кно-Рус, 2013. 208 с.
6. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 25 сентября 2015 г. № 442 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 4 - инновация "Сведения об инновационной деятельности организации"».
7. Тимощенко Е.А., Цымбал А.А. Экономическая диагностика инновационной деятельности предприятий // Инновации. Менеджмент. Маркетинг Туризм / Сочин. гос. ун-т. 2013. № 1. С. 250251.
ECONOMIC DIAGNOSTICS OF INNOVATIVE ORGANIZATION
A.A. Bezhovets, Candidate of Economics, Docent, N.M. Abramov, Candidate of Economics, Docent, The department of management, organization of business and innovations,
Altai State University, Barnaul, Russia, [email protected]
The article presents the definition of economic diagnostics and exposes its basic objectives. The author comes to the conclusion that there is a functional orientation of economic diagnostics in practice; the control function becomes a secondary one, now the first position is occupied with argumentation of managerial and investment decisions, analysis of potential investment spheres and assessment of these activities' reasonability. The authors consider the diagnostic of innovative activity as a process, separating out the next stages as: analysis of enterprise's innovative potential, analysis of innovative activity and assessment of innovative activity's outcomes. The economic diagnostic of innovative organization is not limited with application of financial indices only; it also includes scientific-research, technological, personnel and organizational components. The diagnostics of organization's innovative activity observes a dynamics of financial investment in innovative projects and their quantity in reporting period in comparison with a previous one. The result of this diagnostics is a conclusion about reasonability of preparation and making this or that managerial decision promoting increase of innovative activity's efficiency and stable work of an enterprise. The article exposes basic economic interests of different participants of innovative process.
Key words: innovative organization, diagnostics, innovative activity, economic diagnostics, innovative potential, innovative activity, innovative activity indices, diagnostics stages.
References
1. Vypusk innovacionnoj produkcii organizacijami promyshlennogo proizvodstva [The output of innovative products by the organizations of industrial production]. Availble at: https:// issek.hse.ru/data/2017/01/25/1113618150/ NTI_N_37_25012017.pdf (accessed: 13.02.2017).
2. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' / pod red. A.M. Prohorova [Big encyclopaedic dictionary, ed. of A. M. Prokhorov]. Moscow, Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija Publ., 2000, 1456 p.
3. Akimochkina T.A. Chelovecheskij kapital orga-nizacii: sistema diagnostiki: monogr. [Human capital of the organization: diagnostics system: monograph]. Barnaul, 2007, 127 p.
4. Maslennikova N.P. Priznaki innovacionnoj organizacii [The characteristics of innovative organizations]. Vestnik gosudarstvennogo univer-siteta upravlenija - Vestnik of state University of management. 2014, no. 14, pp. 59-66.
5. Sokolova O.N. Innovacionnyj menedzhment: ucheb. posobie [Innovation management: textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2013, 208 p.
6. Prikaz Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj sta-tistiki ot 25 sentjabrja 2015 g. № 442 «Ob utverzh-denii formy federal'nogo statisticheskogo nabljude-nija № 4 - innovacija "Svedenija ob innovacionnoj dejatel'nosti organizacii"» [The order of Federal service of state statistics dated September 25, 2015 No. 442 "About the statement of forms of Federal statistical supervision No. 4 an innovation "Data on innovative activity of the organization""].
7. Timoshhenko E.A., Cymbal A.A. Jekono-micheskaja diagnostika innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij [Economic diagnosis of companies ' innovative activity]. Innovacii. Menedzhment. Marketing. Turizm - Innovations. Management. Marketing. Tourism. Sochi state University Publ., 2013, no. 1, pp. 250-251.