УДК 339.9 ББК 65.5
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ ЗАПАДНЫХ СТРАН: К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Н. Н. Решетникова
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Раскрывается понятие международного бизнес-взаимодействия и влияние санкций западных стран на его развитие. Автором рассмотрены последствия санкционных ограничений в отношении ключевых отраслей России, методы преодоления экономической изоляции, пути восстановления и совершенствования экономической безопасности России. Для поддержания конкурентоспособности и расширения масштабов производства деловая активность приобретает международную направленность. Автор приходит к выводу о том, что потенциальные возможности, открывающиеся в условиях кризиса международных отношений, не уступают и даже превышают возможности, утраченные по той же причине.
Я Ключевые слова: бизнес-взаимодействие, бизнес-услуги, интернационализация, экономическая безопасность, санкции, санкционная политика, кризис, взаимодействие со странами Запада.
ECONOMIC SECURITY UNDER SANCTIONS PRESSURE OF WESTERN COUNTRIES:
THE ISSUE OF INTERNATIONAL BUSINESS COOPERATION
N.N. Reshetnikova
Don State Technical University, Rostov-na-Donu, Russia
The article reveals the notion of international business interaction and the impact of sanctions of Western countries. Under the pressure of the Western countries, starting from 2014, the issues of influence of factors determining the trends of the world market of business tourism are relevant for the modern segment of the world economy system, each of the factors deserves a separate observation and research. The reason for this is the sanctions imposed on Russia. This article examines the consequences of sanctions restrictions on key Russian industries, methods for overcoming economic isolation, ways to restore and improve Russia's economic security.
The relevance of the study is determined by the transition of the world economy to modern innovative principles of tourism organization, where a significant reorganization takes place, synergies are planned for the tourism functionalities, cardinally new segments of the tourism industry are designated.
Keywords: business interaction, business services, internationalization, economic security, sanctions, sanctions policy, crisis, interaction with Western countries.
Глобализационные процессы, переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу создают новые условия для функционирования и развития, как всей мировой экономики, так и отдельных отраслей социально-экономической структуры мирохозяйственных отношений. В условиях формирования деловой инфраструктуры, стимулирующей предпринимательскую активность в региональ-
ной среде, происходит кардинальный сдвиг интеграционного вектора развития экономики.
Здесь особую актуальность приобретает вопрос ограниченности внутренних рынков сбыта и факторов производства своих государств, испытывающих национальными предприятиями. Для поддержания конкурентоспособности и расширения масштабов производства деловая активность приобретает международную направ-
ленность. В экономической науке этот процесс принято именовать интернационализацией деловой активности предприятия.
Актуальность исследования обусловлена переходом мировой экономики на современные инновационные принципы организации туризма, где происходит существенная реорганизация, намечается синергетика функционала туризма, обозначаются кардинально новые сегменты туристской индустрии. По нашему мнению, одним из таких относительно новых сегментов является деловой туризм, бизнес-туризм, MICE-индустрия. Быстрое развитие, увеличение потока бизнес-туристов, количества бизнес-мероприятий обусловили интерес к вопросу интернационализации бизнес-улсуг и бизнес-процессов делового туризма в условиях глобализации регионального туристического рынка.
Важным для понимания сущности делового туризма, по нашему мнению, является его определение, используемое в работе А. Ю. Александровой. По мнению этого автора, изложенному в книге «Международный туризм», деловой туризм выступает как вид туризма, «охватывающий путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования». А. Ю. Александрова делает акцент на том, что, в отличие от культурно-познавательного, исторического туризма, мотивацию к поездке определяет не сам турист, а непосредственно третье лицо или организация (руководитель, ассоциация, агентство по организации бизнес-туров), где бизнес-турист отправляется в путешествие по направлению совершения деловой поездки [1. C. 187].
Согласно определению Всемирной организации по туризму (ВТО), «к деловому туризму относятся поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации дипломатического или иного характера, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах и другие служебные поездки (установка и наладка оборудования, заключение контрактов и т. д.)» [8. C. 137].
По нашему мнению, наиболее точным здесь выступает определение, данное ВТО.
Актуальным и быстроразвивающимся сектором мирового рынка делового туризма является MICE-индустрия, представляющая комплекс из четырех основных элементов: Meetings — встречи, Incentives — поощрительные поездки/туры, Conferences — рынок конференций, Events/Exhibitions — крупные региональные, национальные, глобальные мероприятия/выставки. MICE — один из самых быстроразвивающихся, динамичных рынков мирового оборота туристических услуг [6. C. 61].
Применительно к туристическим услугам в данной статье особое внимание уделяется бизнес-процессам, бизнес-услугам в деловом туризме и вопросу их интернационализации.
Процессы глобализации и международной конкуренции на рынке товаров и услуг ставят все большее количество национальных предприятий в рамки ограниченности внутренних рынков сбыта и факторов производства своих государств. В целях сохранения конкурентоспособности производимых товаров и услуг и расширения масштабов производства деловая активность предприятий приобретает интернациональную направленность. В науке этот процесс характеризуется интернационализацией деловой активности предприятия.
Проблемы интернационализации деловой активности предприятий привлекали внимание научных кругов уже в начале второй половины ХХ в.
Весомый вклад в изучение проблематики внесли такие западные экономисты, как С. Ан-дерссон, К. Норстрем, Б. Овиат, П. МакДугалл. Их исследования направлены на построение теоретических моделей и стратегий интернационализации компаний, изучение вопросов превращения национальных фирм в транснациональные компании/корпорации (ТНК) [2, с 1723].
Исследованию вопросов интернационализации деловой активности российских компаний и становления на их основе ТНК посвящены работы А. Кузнецова, А. Либмана, Б. Хейфеца. При этом ученые сосредоточили внимание в основном на анализе зарубежной деловой активности крупных сырьевых компаний, практически оставляя без внимания предприятия других отраслей экономики, в том числе проблематику формирования стратегий их интернационализации.
Зарубежные ученые Л. Велч и Р. Люстарин [11] предложили следующую трактовку понятия, согласно которой интернационализация деловой активности предприятия представляет собой «процесс возрастания вовлеченности фирмы в международную деятельность».
Данное определение является наиболее точным, лаконичным и вместе с тем носит достаточно обобщенный характер, включая в себя возможные проявления зарубежной деловой активности предприятия. Это понимание интернационализации деловой активности предприятия получило распространенность и актуальность в работах западных исследователей.
Представив актуальные и наиболее точные, по мнению автора, определения интернационализации деловой активности предприятий, целесообразно в свете данного исследования ввести
определение интернационализации бизнес-услуг делового туризма.
Таким образом, сформулировав авторские основополагающие тезисы для определения понятия интернационализации бизнес-услуг делового туризма, рассмотрим изученный процесс на практике, на примере российского региона — Ростовской области.
Донской рынок туристических услуг характеризуется направленностью на прием и обслуживание бизнес-туристов, в связи с чем в регионе особое значение уделяется развитию деловой инфраструктуры и бизнес-процессов. Деловой туризм в Ростове-на-Дону как административном, территориальном центре Ростовской области развивается быстрыми темпами и имеет тенденцию к интернационализации за счет увеличивающегося потока иностранных бизнес-туристов. Назрела необходимость коррекции ведения бизнеса в данном перспективном направлении.
Интеграция Донского бизнеса в глобальное экономическое пространство не новый этап развития бизнеса в регионе. С учетом стратегически и экономически выгодного с точки зрения развития международной торговли и предоставления услуг иностранным партнерам, географического положения области Ростовская область всегда являлась активным участником внешнеэкономической деятельности, демонстрируя высокие показатели развития международных экономических отношений.
Создание благоприятных условий для участия регионального бизнеса в международных экономических отношениях, инфраструктурном обновлении городских территорий, привлечении в регион новых инвестиций и компаний, активизации региональной торговли и увеличении мощности аэропортов и гостиниц, является стимулом и фактором интернационализации бизнес-услуг делового туризма в условиях глобализации регионального туристического рынка.
На фоне нестабильности мировой экономики, обусловленной обострившимися политическими разногласиями, можем наблюдать развитие взаимовыгодных отношений в рамках интеграционного объединения, где России необходимо уделить особое внимание национальной экономической безопасности. В результате введения антироссийских санкций приходится пересмотреть систему международного бизнес-взаимодействия как интегрирующего элемента. Влияние санкций на экономику России отражается на различных сферах жизни населения. Первоочередной задачей в сложившихся условиях является обеспечение благосостояние граждан, что является основным показателем развитости
государства в рамках национальной экономической безопасности.
В условиях санкционного давления западных стран начиная с 2014 г., вопросы влияния факторов, определяющих тенденции мирового рынка делового туризма, являются актуальными для современного сегмента системы мировой экономики, каждый из факторов заслуживает отдельного наблюдения и исследования. Причиной этого являются введенные в отношении РФ санкции. Здесь рассмотрим последствия санкцион-ных ограничений в отношении ключевых отраслей России, методы преодоления экономической изоляции, пути восстановления и совершенствования экономической безопасности России.
Структурная трансформация международного бизнес-взаимодействия, необходимость непрерывного двустороннего участия бизнеса и государства в процессе выстраивания международных экономических отношений сформировали новые глобальные тренды мировой экономики. Особенно актуальной в условиях антироссийских санкций и обостренно усложнившейся ситуации в работе с западными странами для ряда участников глобальной системы бизнес-взаимодействия стала тенденция переоценки и видоизменения поиска новых бизнес-контактов и построения международного диалога в развитии мирохозяйственных связей. По словам министра экономического развития РФ Максима Ореш-кина, «человек является ключевой ценностью будущей конкурентной экономики, а будущую глобальную конкуренцию выиграют страны, которые будут делать акцент на повышении мобильности населения» [10].
Взаимоотношения между Россией и странами Запада имеют долгую историю, и невозможно отрицать тот факт, что сейчас они носят напряженный характер.
В марте 2014 г. Крым был присоединен к территории Российской Федерации путем проведения референдума, в котором большая часть населения, а это: 96,77 % избирателей из 8271 чел., участвующих в голосовании, проголосовала «за» объединение с Россией.
США, а также большинство стран Европейского союза посчитали присоединение незаконным и в ответ ввели санкции, направленные на ослабление экономической независимости и национальной экономической безопасности России.
Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т. е. ограничения накладываются не на государство в целом как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица. Также отдельно следует отметить, что санкции исходят
не только от суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций [4. С. 902].
В сложившихся политических условиях вопрос обеспечения экономической безопасности, защиты национальных интересов России приобретает особую остроту.
Для поддержания и усиления экономической безопасности необходима стратегическая устойчивость национальной экономики, предполагающая создание определенных гарантий и условий для предпринимательской и инновационной активности, способность экономической системы к саморазвитию и прогрессу, к созданию благоприятного климата для инвестиций и инноваций, модернизации производства, повышения производительности труда [3, с.20].
Для России зависимость от экономически развитых стран просматривается в ряде важнейших сфер, таких как обеспечение страны стратегически важными товарами: лекарствами, продовольствием, технологиями, комплектующими для машин и оборудования и т. п. Так, на лекарственном российском рынке доля импортной продукции превышает 70 %. Цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства.
Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: в Европу через трубопроводы поступает 64,7 % российского газа, в страны постсоветского пространства — 27,85 %, оставшаяся доля — в Азию в виде сжиженного природного газа [4. С. 903].
Отечественные сырьевые компании полностью зависимы от европейского газового рынка, в то время как доля российского газа в структуре европейского импорта составляет 34,46 %. США активно осваивают сланцевые месторождения и заинтересованы в том, чтобы Европа постепенно стала переходить на американский сланцевый газ [5. С. 147].
Отношения с Западом затруднены, экономические связи частично нарушены. Поэтому России следует открыть для себя рынок Юго-Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Вьетнам — страны АСЕАН, с одной стороны, и рынки Южной Америки и Индии, с другой [7, С. 142].
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что России нужно изменить сырьевой характер внешнеэкономического обмена на обмен технологиями, продовольствием, продуктами тяжёлой промышленности с другими странами. Также необходима диверсификация не только внешнеэкономических связей, но и самой структуры внешнеэкономического обмена. Помимо этого, следует выработать положительный имидж государства, который будет
пропагандироваться в СМИ, а также в тех же целях финансировать социальную и образовательную сферу.
Следует подчеркнуть, что санкции в отношении России негативно сказываются также и на западном бизнес-сообществе. Особенно после закона, подписанного Дональдом Трампом 2 августа 2017 г., в котором говорится о том, что президент США может вводить санкции против международных компаний, сотрудничающих с российскими госкорпорациями и предприятиями с государственным участием.
Речь идет прежде всего о возможности введения новых санкций в энергетической отрасли, при этом документ предписывает властям рассмотреть введение рестриктивных мер и в отношении компаний из железнодорожного, горнодобывающего и металлургического секторов.
На данный момент подавляющее число предприятий-членов Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) крайне негативно оценивают новые санкции США против России. По мнению предпринимателей, подписанный президентом США Дональдом Трампом законопроект уже оказывает отрицательное влияние на деловой климат в России, лишая европейский бизнес определенности, предприниматели надеются, что власти ФРГ и других стран ЕС примут меры по защите интересов своих компаний.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего европейском рынке, т. к. транснациональные компании стран развитых экономик не заинтересованы в уменьшении своей доли и росте конкуренции на мировом рынке. В свою очередь Россия должна направить все свои силы на то, чтобы не оказаться в экономической изоляции, стабилизировать экономику, выстроить стратегию экономического развития и сотрудничества с потенциальными странами-партнерами.
Говоря об экономической безопасности и развитии международного бизнес-взаимодействия, следует отметить, что увеличение числа бизнес-контактов в условиях кризиса, рост роли человеческого капитала в создании добавленной стоимости означают, что особо важное значение в экономическом успехе играет фактор развития и реализации потенциала каждого человека. Для развития человека как участника глобальной мировой экономики необходима соответствующая среда, образовательная, среда общения и получения впечатлений. В настоящий момент эту роль среды для развития и двигателя экономики вперед начинают играть города-лидеры. Наиболее
конкурентоспособные в глобальной экономике города создают сейчас наднациональную лигу и начинают конкурировать между собой за таланты и капитал. Эти города уже в значительной степени независимы от тех государств, где они находятся. Этот тренд будет усиливаться еще и потому, что растет мобильность населения. По разным оценкам, мобильность населения с 2010 по 2020 г. вырастет на 40—50 % [9].
Проведя всесторонний анализ сложившейся ситуации в сфере международного бизнес-взаимодействия и роли России как субъекта данного направления развития мировой экономики, авторы приходят к выводу о том, что потенциальные возможности, открывающиеся в условиях кризиса международных отношений, не уступают и даже превышают возможности, утраченные по той же причине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов / А. Ю. Александрова — М. : Аспект Пресс, 2005. — 203 с.
2. Алифанова, Е. Н. Развитие системы индикаторов национальной финансовой безопасности / Е. Н. Алифа-нова, Ю. С.Евлахова // Финансы и кредит. — 2017. — Т. 23, № 29 (749). — С. 1723—1736.
3. Змияк, C. С. Инновационная составляющая совершенствования регулирования мирового и российского рынка труда в свете требований международной организации труда / С. С.Змияк, В. Ю. Иванов, А. С.Бутова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. — № 7 (74). — С. 17—22.
4. Канкулова, Л. А. Международный деловой туризм как фактор активизации внешнеэкономической деятельности региона в условиях санкционного давления Западных стран / Л. А. Канкулова, Н. Н. Решетникова // Конкурентоспособность в глобал. мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 10 (57). — С. 902—905.
5. Качановская, Д. А. Экономическое развитие стран-экспортеров энергоресурсов в контексте тенденций развития мировой энергетики / Д. А. Качановская, П. М. Таранов // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь» : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — М., 2017. — С. 146—149.
6. Морозова, Н. Н. К вопросу MICE-индустрии в структуре регионального рынка туристических услуг / Н. Н. Морозова // Регион. экономика: теория и практика. — 2012. — № 18. — С. 61—64.
7. Проблемы и тенденции трансформации мировой экономики : монография / Н. Д. Елецкий, Е. Коварова, Т. В. Жукова и др. — Ростов н/Д., 2015, 273 с.
8. Решетникова, Н. Н. Международное бизнес-взаимодействие России в рамках национальной экономической безопасности под влиянием санкционного давления Западных стран / Н. Н. Решетникова, З. М. Евлоева // Грани международного взаимодействия: экономика, политика, культура : материалы межвуз. науч.-практ. студен. конф. — Ростов н/Д., 2017. — С. 135—139.
9. Глазьев, C. Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России : доклад / C. Ю. Глазьев // «БИЗНЕС Online». — URL: https://www.business-gazeta.ru/article/140998 (дата обращения: 27.02.2017).
10. Орешкин назвал ключевые тренды экономики завтрашнего дня. — URL: https://rg.ru/2017/10/17/oreshkin-nazval-kliuchevye-trendy-ekonomiki-zavtrashnego-dnia.html (дата обращения: 17.02.2018).
11. Welch, L.S. Internationalization: evolution of a concept' / L.S. Welch, R. Loustarinen // Journal of General Marketing. — 1988. — Vol. 14, no. 2. — Pp. 36—64.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Решетникова Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый мониторинг и финансовые рынки» Ростовского государственного экономического университета РГЭУ («РИНХ»), г. Ростов-на-Дону, Россия, старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения» Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, Россия. nata.dstu@yandex.ru
REFERENCES
1. Aleksandrova A.J. Mejdunarodny turizm: uchebnoe posobie dlya vuzov [International tourism]. Moscow, Aspect Press Publ., 2005. 203 p. (In Russ.)
2. Alifanova Ye.N., Evlahova J.S. Razvitie sistemy indicatorov natcionalnoy finansovoy bezopasnosti [Developing a system of indicators of national financial security]. Finansy I kredit [Finance and credit], 2017, vol. 23, no. 29 (749), pp. 1723—1736. (In Russ.).
3. Zmiyak S.S., Ivanova V.J., Butova A.S. Innovacionnaya sostavlyaushaya sovershenstvovaniya regulirovaniya mirovogo i rossiyskogo rynka ytuda v svete trebovanii mezhdunarodnoy organizacii truda [Innovative component of improving regulation of the world and Russian labor market in the light of the requirements of the international labor organization]. Nauka I obrazovanie: hozyastvo I ekonomika; preprinimatelstvo; pravo i upravlenie [Science and education: economy; enterprise; law and management], 2016, no. 7 (74), pp. 17—22. (In Russ.).
4. Kankulova L.A. Reshetnikova N.N. Mezhdunarodny delovoy turizm kak factor activizacii vneshneekonomicheskoy deyatelnosti regiona v usloviyah sankcionnogo davleniya Zapadnyh stran [International business tourism as a factor encouraging foreign trade region in the conditions sanctions pressure of Western countries]. Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tehnologii [Competitiveness in the Global World: Economics, Science, Technology], 2017, no. 10 (57), pp. 902-905. (in Russ.).
5. Kachanovskaya D.A., Taranov P.M. Ekonomicheskoe razvitie stran-eksporterov energoresursov v kontekste tendencii razvitiya mirovoy energetiki [Economic development of energy-exporting countries in the context of trends in global energy]. Sotrudnichestvo Kitaya i Rossii v ramkah iniciativy "Odin poyas, odin put'" [Cooperation between China and Russia within the framework of the One-Belt, One Way Initiative]. Moscow, 2017. Pp. 146—149. (In Russ.).
6. Morozova N.N. K voprosy MICE-industrii c structure regionalnogo rynka turisticheskih uslug [To the issue of mice-industry in the structure of the regional market of tourist services] Regionalnaya economika: teoriya I practika [Regional Economics: Theory and Practice], 2012, no. 18, pp. 61—64. (In Russ.).
7. Eletsky N.D., Kovarova Ye., Zhukova T.V. et al. Problemy i tendencii transformacii mirovoy economiki [The world economy transformation: problems and trends]. Rostov-na-Donu, 2015. 273 p. (In Russ.).
8. Reshetnikova N.N., Evloeva Z.M. Mezhdunarodnoe biznes-vzaimodeystvie Rossii v ramkah nacionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti pod vliyaniem sankcionnogo davleniya Zapadnyh stran [International business cooperation of Russia within the framework of national economic security under pressure of the Western countries sanctions]. Grani mezhdunarodnogo vzaimodeystviya: ekonomika, politika, kultura [Facets of international cooperation: Economics, politics, culture]. Rostov-na-Donu, 2017. Pp. 135—139.(In Russ.).
9. Glazyev S.Yu. O neotlozhnyh merah po ukrepleniyu ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [ On urgent measures to strengthen Russia's economic security»]. Bisnes Online [Business Online]. Available at: https://www.business-gazeta. ru/article/140998, accessed 27.02.2017 (In Russ.).
10. Oreshkin nazval kluchevye trendy ekonomiki zavtrashnego dnya [Oreshkin called the key trends in the economy of tomorrow]. Available at: https://rg.ru/2017/10/17/oreshkin-nazval-kliuchevye-trendy-ekonomiki-zavtrashnego-dnia. html, accessed 17.02.2018 (In Russ.).
11. Welch, L.S., Loustarinen R. Internationalization: evolution of a concept'. Journal of General Marketing, 1988, vol. 14, no. 2, pp. 36—64.