Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Приграничный регион / экономическая безопасность региона / Сибирский федеральный округ / приграничное сотрудничество / Border region / economic security of the region / Siberian Federal District / border cooperation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рой Олег Михайлович

Россия располагает огромной площадью приграничных регионов, которые, с одной стороны, имеют возможности для налаживания делового сотрудничества с соседним государством, но, с другой, вынуждены реагировать на риски пограничного положения. Особую актуальность проблемы приграничного сотрудничества приобретают сегодня для регионов Сибирского федерального округа, поскольку в условиях активизации азиатского направления внешнеэкономической стратегии России возрастает роль сотрудничества сибирских регионов с регионами Казахстана, Монголии и Китая. Целью статьи является оценка характера экономической безопасности приграничных регионов Сибири – Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и республик Алтая и Тывы – с точки зрения соответствия ключевым критериям трансграничного положения – населенности, обустроенности границ, структуры товарооборота и пр. В статье выделены основные признаки экономической безопасности приграничного региона, сформулированы ее количественные и качественные характеристики, выделены потенциальные угрозы и риски, требующие формирования специальной системы экономической безопасности приграничного региона. Проведено разделение между потенциальными и актуальными угрозами экономической безопасности, рассмотрены каналы влияния социально-экономического развития приграничных регионов соседней страны на экономическую безопасность сибирских регионов. Также проведен сравнительный анализ приграничных регионов Сибирского федерального округа по ключевым параметрам экономической безопасности, на основе которого выявлены тенденции развития регионов, обозначены проблемные точки. В заключительной части статьи сформулированы перспективные направления налаживания приграничного сотрудничества регионов Сибири с регионами соседних государств в сложившихся условиях, высказаны рекомендации по развитию приграничных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY IN THE BORDER REGIONS OF SIBERIA

Russia has a huge area of border regions, which, on the one hand, have opportunities to establish business cooperation with a neighboring state, but, on the other hand, are forced to respond to the risks of a border location. The problems of cross-border cooperation are of particular relevance today for the regions of the Siberian Federal District, since in the context of the activation of the Asian direction of Russia's foreign economic strategy, the role of cooperation between the Siberian regions with the regions of Kazakhstan, Mongolia and China is increasing. The purpose of the article is to assess the economic security of the border regions of Siberia – the Omsk and Novosibirsk regions, the Altai Territory and the republics of Altai and Tyva – in terms of compliance with the key criteria of cross–border location population, border facilities, trade turnover structure, etc. The article highlights the main signs of economic security of the border region, formulates its quantitative and qualitative characteristics, identifies potential threats and risks that require the formation of a special system of economic security of the border region. The author makes a division between potential and actual threats to economic security, examines the channels of influence of social and economic development of the border regions of the neighboring country on the economic security of the Siberian regions. The article presents a comparative analysis of the border regions of the Siberian Federal District on key parameters of economic security, on the basis of which trends and problems of regional development were identified. In the final part of the article, the author formulated promising directions for establishing cross-border cooperation between the regions of Siberia and the regions of neighboring states in the current conditions, and made recommendations for the development of border regions.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ»

УДК 339.942 JEL: R12

DO110.24147/1812-3988.2023.21(3)29-39

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

О.М. Рой

Институт философии и права УрО РАН (Екатеринбург, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 2 мая 2023 г.

Дата принятия в печать 15 июня 2023 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Приграничный регион, экономическая безопасность региона, Сибирский федеральный округ, приграничное сотрудничество

Аннотация. Россия располагает огромной площадью приграничных регионов, которые, с одной стороны, имеют возможности для налаживания делового сотрудничества с соседним государством, но, с другой, вынуждены реагировать на риски пограничного положения. Особую актуальность проблемы приграничного сотрудничества приобретают сегодня для регионов Сибирского федерального округа, поскольку в условиях активизации азиатского направления внешнеэкономической стратегии России возрастает роль сотрудничества сибирских регионов с регионами Казахстана, Монголии и Китая. Целью статьи является оценка характера экономической безопасности приграничных регионов Сибири - Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и республик Алтая и Тывы - с точки зрения соответствия ключевым критериям трансграничного положения -населенности, обустроенности границ, структуры товарооборота и пр. В статье выделены основные признаки экономической безопасности приграничного региона, сформулированы ее количественные и качественные характеристики, выделены потенциальные угрозы и риски, требующие формирования специальной системы экономической безопасности приграничного региона. Проведено разделение между потенциальными и актуальными угрозами экономической безопасности, рассмотрены каналы влияния социально-экономического развития приграничных регионов соседней страны на экономическую безопасность сибирских регионов. Также проведен сравнительный анализ приграничных регионов Сибирского федерального округа по ключевым параметрам экономической безопасности, на основе которого выявлены тенденции развития регионов, обозначены проблемные точки. В заключительной части статьи сформулированы перспективные направления налаживания приграничного сотрудничества регионов Сибири с регионами соседних государств в сложившихся условиях, высказаны рекомендации по развитию приграничных регионов.

ECONOMIC SECURITY IN THE BORDER REGIONS OF SIBERIA

O.M. Roy

Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)

Article info

Received May 2, 2023

Accepted June 15, 2023

Type paper

Research paper

Keywords

Border region, economic security of the region, Siberian Federal District, border cooperation

Abstract. Russia has a huge area of border regions, which, on the one hand, have opportunities to establish business cooperation with a neighboring state, but, on the other hand, are forced to respond to the risks of a border location. The problems of cross-border cooperation are of particular relevance today for the regions of the Siberian Federal District, since in the context of the activation of the Asian direction of Russia's foreign economic strategy, the role of cooperation between the Siberian regions with the regions of Kazakhstan, Mongolia and China is increasing. The purpose of the article is to assess the economic security of the border regions of Siberia - the Omsk and Novosibirsk regions, the Altai Territory and the republics of Altai and Tyva - in terms of compliance with the key criteria of cross-border location - population, border facilities, trade turnover structure, etc. The article highlights the main signs of economic security of the border region, formulates its quantitative and qualitative characteristics, identifies potential threats and risks that require the formation of a special system of economic security of the border region. The author makes a division between potential and actual threats to economic security, examines the channels of influence of social and economic development of the border regions of the neighboring country on the economic security of the Siberian regions. The article presents a comparative analysis of the border regions of the Siberian Federal District on key parameters of economic security, on the basis of which trends and problems of regional development were identified. In the final part of the article, the author formulated promising directions for establishing cross-border cooperation between the regions of Siberia and the regions of neighboring states in the current conditions, and made recommendations for the development of border regions.

1. Введение. Резкое усиление напряженности на западных границах России, беспрецедентный объем санкционного давления на страну, мобилизационные меры федерального правительства по противодействию глобальным угрозам, требуют активного участия регионов в разработке специальной политики по защите их территории от негативных последствий, вызванных действиями недружественных государств. В этих условиях становится крайне важным нейтрализовать риски на других участках государственной границы, акцентировав внимание на исполнении обязательств органов региональной власти по поддержке сложившегося уровня материальной обеспеченности людей и их безопасности. Особое значение в современных условиях имеет участок государственной границы, примыкающий к регионам Сибирского федерального округа и охватывающий пространство, разделяемое с такими странами, как КНР, Монголия и Казахстан.

После принятия в 2022 г. Стратегии социально-экономического развития СФО развитие Сибири следует рассматривать в качестве единой сбалансированной системы производств, обеспеченной инженерной и социальной инфраструктурой и приемлемым уровнем социального благополучия1 [1]. Однако, возникает вопрос: насколько Сибирь сегодня способна проводить комплексную и сбалансированную политику по защите своей территории от влияния разного рода экономических и социальных рисков? Насколько согласуются приоритеты в развитии макрорегиона с новыми вызовами и готовностью регионов к осуществлению мер, направленных на поддержку безопасности их территорий? В конце февраля 2023 г. президентом России В.В. Путиным было заявлено о необходимости развивать региональные сегменты безопасности, в связи с чем руководители регионов получили дополнительные полномочия.

Чтобы проводить сбалансированную политику макрорегион должен иметь цельное представление об объекте регулирования. Интерес к приграничным регионам как к единому комплексу подтверждается непрерывностью государственной границы, ее обеспеченностью материальными и кадровыми ресурсами, относительной однородностью в рассредоточении центров государственного регулирования. Линия государственной границы должна быть непрерывной и дискретной, оди-

наково защищенной и равномерно распределенной между уполномоченными службами, ответственными за безопасность подведомственных территорий.

2. Обзор литературы. Вопросам экономической безопасности регионов посвящено значительное количество научной литературы. Наиболее значимыми результатами исследований в этой сфере выступают: разработка методологии оценки экономической безопасности региона, определение перечня индикаторов, способных произвести такую оценку, выявление базовых рисков, способствующих снижению степени экономической безопасности и пр. Являясь составной частью общей безопасности экономическая безопасность выражает способность региона адекватно реагировать на угрозы, связанные с нарастанием диспропорций и различий в характере ценовых и имущественных тенденций в развитии регионов, прилегающих к государственным границам соседних государств.

Имеются различные подходы к определению экономической безопасности региона. Так в статье Т.В. Усковой и И.А. Кондакова под этим понятием понимается «совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность экономики, устойчивость и поступательность её развития, степень независимости и интеграции с экономикой страны, а также способность региональных органов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты интересов хозяйствующих субъектов, поддержания социально-экономической стабильности территориального сообщества» [1, а 39]. По свидетельству М. Полоз-кова и Н. Епифановой «Чаще всего в число регионов-лидеров по экономической безопасности входят те регионы, в которых относительно диверсифицированная экономика с большой долей торговли в валовом региональном продукте (чаще в сочетании с обрабатывающим сектором), либо экономика с сырьевой направленностью» [2, с. 88]. По мнению М.Н. Руден-ко, главными признаками безопасности на региональном уровне является устойчивость его экономики, защищенность от внутренних и внешних угроз и ее адаптивность к внешним изменениям [3]. В работах отечественных авторов обращается внимание также на многообразии различных аспектов безопасности регионов и значительном числе разноплановых индикаторов ее оценки [4].

Особую актуальность вопросы экономической безопасности имеют для приграничных регионов, для которых близкое существование территорий с иным правовым режимом и административным управлением становится либо основой для реализации дополнительных возможностей трансграничного сотрудничества, либо источником множества институциональных ограничений. Приграничные субъекты Российской Федерации (а это 45 из 89) занимают 76,6 % территории страны. В них проживает свыше 43 % ее населения [5].

3. Гипотезы и методы исследования. Главным вопросом, нуждающимся в изучении в рамках настоящего исследования, является вопрос о критериях связности приграничных сибирских регионов в их способности реагировать на возможные риски, вызванные экономическими изменениями на территории прилегающих к государственным границам регионов соседних государств. Результатами исследования должны стать определение сильных и слабых сторон в осуществлении приграничными регионами своего права на осуществление внешнеэкономической деятельности, извлечения преимуществ региона от своего приграничного положения, выработка модели экономически безопасного приграничного региона. Методологической основой в решении этой задачи выступает сравнительный анализ приграничных регионов СФО по ключевым параметрам экономической безопасности с использованием баз региональной статистики.

4. Результаты исследования. Приграничные регионы не являются самостоятельными и обособленными субъектами внешнеэкономической деятельности, но именно они на своей территории принимают и воплощают материальные продукты сотрудничества смежных государств. Они также принимают на себя все возможные риски, которые выпадают на процессы осуществления такого сотрудничества. События 2022 г., связанные с проведением СВО на территории Украины, сделали актуальной проблему безопасности для значительного числа регионов России, находящихся на западных границах российской территории, где вопросы экономической безопасности стали одной составляющих глобальной проблемы. Помимо реальных военных угроз приграничные регионы сталкиваются с разрушением налаженных логистических каналов, пронизывающих пространство этих регионов, прекра-

щением поставок зарубежной продукции, не имеющей аналогов внутри страны, необходимостью адаптации населения этих регионов к ужесточению условий трансграничных перемещений и пр. [6].

Экономическая безопасность призвана обеспечить защиту приграничного региона от угроз двух типов - потенциальных и актуальных.

К потенциальным угрозам экономической безопасности приграничного региона можно отнести:

1. Зависимость от поставок на местные предприятия комплектующих из-за рубежа.

2. Различия в покупательной способности национальной валюты,

3. Коррупцию в таможенных органах,

4. Техногенное или природное разрушение инфраструктурных объектов приграничной зоны.

Актуальные угрозы проявляются в текущем режиме, а их нейтрализация выступает способом оперативного реагирования специальных служб региона на их проявление. К противодействию потенциальных угроз регион готовится заранее, вырабатывая превентивные меры, противодействующие их проявлению, тогда как актуальные угрозы должны отражаться по мере их возникновения. В научной литературе не выделяется каких-либо специфических признаков экономической безопасности приграничных регионов, которые отображают общие тенденции в развитии экономики страны в целом [7; 8]. Однако, изменение условий во взаимоотношениях между странами способно оказывать серьезное влияние на характеристики экономической безопасности в приграничных регионах [9]. Отмечается необходимость увязки оценки экономической безопасности с различными характеристиками угроз, идентифицированных с помощью системы общих, частных и специальных индикаторов.

Среди наиболее значимых характеристик экономической безопасности приграничного региона можно назвать:

• степень вовлеченности региона в систему национального разделения труда, обеспечивающего его цельность и самодостаточность;

• наличие положительного торгового баланса, обеспеченного собственными ресурсами;

• отсутствие признаков отсталости региона относительно других регионов, в том числе и находящихся за пределами государственной границы;

• миграционную устойчивость региона, проявляющуюся в стабильности его численности;

• глубокую интеграцию инженерной и социальной инфраструктуры региона в национальную производственную систему;

• независимость / зависимость местных производственных мощностей от ресурсной базы, формируемой за пределами национальных границ;

• уровень социальной обеспеченности региона, проявляющийся в показателях доли бедного населения и безработицы среди местного населения [10; 11].

Оценить экономическую безопасность приграничного региона можно на основе как количественных показателей, так и качественных, что предполагает выработку комплексного и всестороннего подхода к исследованию данного феномена. Кроме того, далеко не все количественные параметры находят отражение в официальных сводках статистических ведомств. Так, к примеру, важное значение для экономической безопасности региона имеют такие показатели, не всегда отображаемые в официальной статистике регионов, как: доля нерезидентов в структуре занятого населения региона, доля населения, живущего за чертой бедности, индекс цен на жизненно важную продукцию и др.

На основе измерения выделенных характеристик можно выделить несколько ключе-

вых индикаторов экономической безопасности приграничного региона, по которым можно выразить целый ряд его свойств. Причем эти индикаторы могут иметь как чисто экономический, так и социальный характер, проявляющийся в том числе и под влиянием изменения экономических значений. К перечню этих индикаторов следует отнести: показатели демографического прироста / убыли, плотности населения, объема ВРП, инвестиций в основной капитал, структуры торгового баланса и др. Однако, оценить характер экономической безопасности региона по индикаторам невозможно, поскольку значительное влияние на эти процессы оказывают неизмеримые факторы, факторы непрямого действия. Среди этих факторов можно выделить:

- политику государства, реализуемую через руководство федерального округа и действия территориальных подразделений органов федеральной власти,

- степень производственной кооперации предприятия региона с другими регионами страны, включенность их в кластерные объединения,

- степень интеграции региона в транспортную и энергетическую инфраструктуру страны и пр.

- характер обустроенности контрольно-пропускных пунктов, обеспечивающих, с одной стороны, надежную защиту, а с другой -благоприятные условия для делового сотрудничества.

Таким образом, можно представить перечень ключевых показателей экономической безопасности приграничного региона (табл. 1).

Таблица 1. Перечень ключевых показателей экономической безопасности приграничного региона

Table 1. List of key indicators of economic security of the border region

Показатель Характеристика

Валовый региональный продукт на душу населения Определяет базовый уровень социально-экономического развития региона, раскрывающий его производственный потенциал и степень социального благополучия.

Естественный и миграционный прирост / убыль Определяет привлекательность региона для потенциальных мигрантов и условия для воспроизводства населения.

Инвестиции в основной капитал Выражает экономическую самодостаточность региона, его ориентацию на внутренние источники развития.

Плотность населения Отображает спрос населения на присвоение пространственного ресурса , наличие производственных возможностей и условий расселения

Среднемесячная заработная плата Выражает уровень социального благополучия занятого населения, его потребительскую активность.

Окончание табл. 1 The end of Table 1

Показатель Характеристика

Уровень безработицы Доля населения, незанятого в производстве и функционально не привязанного к месту своего проживания

Прибыль/убыток местных предприятий Способность местного бизнеса получать прибыль и обеспечивать работой местное население

Торговое сальдо Соотношение экспорта и импорта во внешнеэкономической деятельности региона

Примечание. Составлено на основе обзора показателей региональной статистики

Представленные показатели не исчерпывают всего возможного перечня характеристик региона, не являются специфическими именно для приграничных территорий, но служат концептуальной основой для их сопоставления с другими регионами расположенными у государственной границы.

Экономическая безопасность в приграничных регионах СФО

Большое количество сибирских регионов являются приграничными. Только на границе с Казахстаном сосредоточено 4 сибирских региона: Омская, Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай. Граница с Монголией определяет приграничный статус Республики Тыва. А на участок границы с КНР выходит часть территории Республики Алтай.

Уровень социально-экономического развития выделенных регионов свидетельствует о значительных диспропорциях в их развитии, что затрудняет проводить согласованную политику в сфере их экономической защиты, координировать работу ведомств, ответственных за обеспечение безопасности в них. Регионы проявляют отличающуюся друг от друга готовность участвовать во внешнеэкономической

деятельности, проводить совместные с другими регионами мероприятия, заинтересованность граждан к поездкам в соседнюю страну.

В СФО показатели внешнеэкономической активности слабо коррелируют с приграничным статусом региона. Так, наибольшие значения экспортной экспансии демонстрируют регионы, не являющиеся приграничными - Кемеровская область, Иркутская область и Красноярский край. Так, в 2020 г. на Кемеровскую область приходилось 12,4 млрд долл. товарооборота с зарубежными странами, на Красноярский край - 8,9 млрд долл., на Иркутскую область - 7,28 млрд долл.2 [12]. Тогда как приграничная Тыва продемонстрировала в 2021 г. внешнеторговый оборот в размере всего 152,4 млн долл.3

Табл. 2 представляет базовые свойства приграничных регионов СФО, рассмотренные с точки зрения их положения относительно приграничных регионов соседней страны. В перечень этих свойств входят демографические характеристики региона и характеристики регионов по ту сторону границы, показатели их экономического потенциала, а также характеристики пропуска через границу.

Омская Новосибирская Алтайский край Республика Алтай Республика Тыва

Пограничное государство Казахстан Казахстан Казахстан Казахстан КНР Монголия Монголия

Длина границы, км 1 020 316,4 843,6 350 50 250 1 313

Численность населения, чел 1 831 881 2 780 200 2 131 019 210 797 332 600

Таблица 2. Базовые свойства приграничных регионов СФО, рассмотренные с точки зрения их положения относительно приграничных регионов соседней страны

Table 2. Basic properties of the border regions of the SFD, considered from the point of view of their position relative to the border regions of neighboring countries

Примечание. * Пограничные переходы России. URL: http://bpdub.su%D0%9F%D0%BE%D00/oB30/oD1%80%D0% B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE% D0%B4%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.9F.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0. B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.A0.D0.A4_.D0.B8_.D0.9C.D0. BE.D0.BD.D0.B3.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D0.B8; Внешнеэкономическая деятельность. Министерство экономического развития Новосибирской области. URL: https://econom.nso.ru/page/1612?ysclid=lg4z2cwo2o311458576; Итоги внешнеэкономической деятельности Омской области. URL: https://guit.omskportal.ru/oiv/mec/etc/extrel/International/Summary; Внешнеторговый оборот Алтайского края. URL: https://akstat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88% 20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%202015-2021(1).htm; Внешнеэкономическая деятельность. Республика Алтай. URL: https://altai-republic.ru/economy_finances/fo-reign-economic-activity/?ysclid=lg4zmxvkhd30643134; Итоги внешней торговли. Республика Тыва. URL: https://aves.rtyva.ru/upload/files/f07269fd-679f-4d20-8261-a3c1c13a189e.pdf.

Окончание табл. 2 The end of Table 2

Омская Новосибирская Алтайский край Республика Алтай Республика Тыва

Плотность населения, чел./км2 12,98 15,64 12,68 2,27 2,00

ВРП, млрд руб. 901,6 1 600 000 880,2 64,5 94,2

Приграничные регионы сопредельного государства СевероКазахстанская Павлодарская область Павлодарская Абайская Восточно-Казахстанская Восточно-Казахстанская Увсанурский, Завханский, Ховд-ский, Баян-Уль-гийский аймаки

Количество обустроенных КПП* 3-жд, 7-КПП 1- жд, 2- КПП 1-жд, 8-КПП - -

Количество приграничных муниципальных районов 9 4 12 3 5

Соотношение экспорт / им* порт, млн долл 996,8 / 414,2 3837,7/3749,6 1148,0/680,9 57,0/6,8 140, 1/12,2

Торговое сальдо + 582,6 + 88,1 +467 +50,2 - за 1 половину 2021 г. +128,0

Таким образом, только три региона СФО имеют прямой выход на соседнее государство через специально оборудованные контрольно-пропускные пункты позволяющие наладить прямое трансграничное взаимодействие с зарубежным государством. Этим государством является Республика Казахстан чья доля в осуществлении внешнеэкономических связей с Россией остается высокой.

Особое значение в контексте экономической безопасности имеет угроза санкционного давления, которая развернута по времени и не имеет строго заданных рамок. В этом смысле санкции выступают, с одной стороны, как потенциальная угроза, степень определенности которой не всегда можно сразу определить, а с другой, - как актуальная, т.е. требующая оперативных мер противодействия.

В апреле 2023 г. ФТС временно остановила публикацию статистики по экспорту и импорту. Последние данные о внешней торговле РФ представлены за январь 2022 г. Поэтому в настоящее время невозможно определить трансформацию внешнеэкономической политики приграничных регионов на основе данных официальной статистики.. Тем не менее уход западных компаний с российского рынка в меньшей степени, чем на западных границах изменил ситуацию, поскольку основная часть экспортных поставок сибирских регионов преимущественно была ориентирована на страны Юго-Восточной Азии, а объемы импорта из западных стран пока не оказали критического влияния на экономику сибирских регионов.

Показатели социально-экономического развития приграничных регионов Республики Казахстан и их влияние на экономическую безопасность сибирских регионов

Летом 2022 г. в Республике Казахстан была проведена административно-территориальная реформа, повлекшая за собой разукрупнение трех из пяти самых больших регионов Казахстана. Цель реформы заключалась в трансформации модели административно-территориального устройства Казахстана, направленной на снижение контрастов между плотностью населения областей, сокращение разницы в их социально-экономическом развитии: донорами республиканского бюджета являются только две области - Мангистауская и Атырауская, а также города республиканского значения Алматы и Астана.

В соответствии с реформой, из Алматин-ской области была выделена Жетысуская область со столицей в Талдыкоргане, а из Восточно-Казахстанской - Абайская с центром в г. Семее. Таким образом, на территории республики появилось два новых субъекта, примыкающих к российским границам. Одним из главных мотивов такого решения была необходимость усиления северо-восточных областей Казахстана, активизация работы по формированию экономической основы для развития этих регионов, отличающихся невысокой плотностью населения и относительно низкой степенью концентрации производства. Табл. 3 свидетельствует о заметном отставании новых регионов Казахстана от большинства сибирских приграничных областей, а также лидеров республиканской экономики - Атырауской, Западно-Казахстанской областей.

Таблица 3. Социально-экономические показатели приграничных с СФО регионов Казахстана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 3. Socio-economic indicators of the border regions of Kazakhstan

Численность, чел. Плотность, чел. на кв. км ВВП на душу, долл. Взяты за 9 мес. 2022 г. Соотношение экспорт / импорт в Россию тыс. долл

Жетысуская 698 987 5,89 2858,3 59741,1 / 37208,2

Абайская 638 300 3,44 5180,2 447728,7/ 316799,6

СевероКазахстанская 536, 4 5,66 5838,9 104228,1/ 452269,7

Павлодарская 747, 1 6,01 7438,3 923746,3/ 801780,7

Восточно-Казахстанская 717,1 7,33 8081,7 459749,1/ 1303271,1

Примечание. Составлено по: Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan (by branch): https://statgov.kz/official/industry/139/statistic/6.

Сравнительный анализ соотношения приграничных регионов России и Казахстана позволяет сделать несколько важных выводов:

1. Плотность населения приграничных районов Казахстана существенно ниже, чем в российских регионах.

2. Показатели ВРП также выше в большинстве приграничных российских регионов, чем в приграничных областях соседней республики.

3. В двух их 5 приграничных областей Казахстана имеет место отрицательное сальдо торгового обмена с Российской Федерации, а в остальных положительное значение не является высоким.

Одним из возможных направлений повышения экономического потенциала северовосточных областей Казахстана является развитие в них промышленной сферы, призванной обеспечить переработку сырья и содействовать производству готовой продукции. Открытие новых производств позволит привлечь сюда рабочую силу и стимулировать создание новых поселений. Однако, для достижения этой цели необходимы значительные ресурсы, которые в сложившихся условиях привлечь достаточно сложно.

Экономическая безопасность выступает балансом экономической выгоды и рисков, связанных с осуществлением трансграничных операций (табл. 4).

Таблица 4. Соотношение выгод и рисков в структуре экономической безопасности региона Table 4. The benefit-risk balance in the structure of economic security of the region

Выгоды Риски

Возможности формирования трансграничных кластеров Разрывы межгосударственных отношений вызывают угрозу на местном уровне

Обмен трудовыми ресурсами Рост нерегулируемой миграции

Туризм и возможности культурного обмена Бегство капитала

Приобретение продукции или технологии, отсутствующей у одной из сторон Перемещение за границу жизненно важной продукции из-за разницы цен

Проникновение запрещенных товаров и инфицированных животных

Перспективы развития приграничного сотрудничества сибирских регионов и КНР

Особое значение для налаживания приграничного сотрудничества с сибирскими регионами имеет Китайская Народная Республика, которая становится для России ведущим торговом партнером, роль которого будет только увеличиваться. Прокинутые на территорию Китая нитки газопроводов Силы Сибири 1-2 делают актуальной проблему обустройства маршрута прокладки труб, создание дополнительных производств, использующих доступный энергетический ресурс.

Несмотря на то, что длина границы с КНР для сибирских регионов невелика (для Республики Алтай граница составляет всего 50 км), для многих сибирских регионов Китай выходит сегодня на 1-е место по объему товарооборота среди стран дальнего зарубежья. И возможности для сотрудничества могли бы быть более значительными, если бы была налажена соответствующая инфраструктура, обеспечивающая более интенсивный трафик экономических и гуманитарных обменов между странами. Однако, этому препятствует два основных фактора: нехватка КПП и недостаточная обустроенность дорожной и логистической инфраструктуры. К примеру, на участке границы между Республикой Алтай отсутствует отвечающая необходимым требованиям дорога, соединяющая обе страны. Статус проекта приобретает задача возвести в пределах Кош-Агачского района Республики Алтай сухопутный пограничный переход между провинцией Синьцзян и Россией, что должно содействовать увеличению интенсивности торговых отношений между государствами. В настоящее время в Республике Алтай проживает чуть более 212 тыс. чел. что почти в 100 раз меньше населения, чем на территории китайского Синц-

зянского УАР, где проживает 22 млн чел. Выход на Синьцзян позволил бы выйти на всех крупнейших партнеров Юго-Восточной Азии - Монголию, Афганистан, Пакистан и Индию. В Синьцзяне открыто 17 КПП первой государственной категории и 12 КПП второй категории, среди которых самый крупный по товарообороту - Алашанькоу - находится на границе с Казахстаном (Алматинская область)4.

Модель экономической безопасности приграничного региона

Исследование проблем экономической безопасности, выполненное на примере приграничных регионов СФО, позволяет определить контуры концептуальной модели экономической безопасности приграничного региона.

Во-первых, теоретический смысл обретает идея выделения в регионе двух сторон - внешней и внутренней. Внутренняя сторона обеспечивает способность приграничного региона к воспроизводству и самоорганизации, тогда как внешняя - к реакции на внешние угрозы и адаптацию к изменениям среды. Границы внутренней стороны устанавливаются юрисдикцией государства в обеспечении условий развития региона и его полномочий в решении актуальных проблем развития подведомственной территории. Соблюдение правил внутренней безопасности способствует созданию резерва прочности экономики региона, его включенности в систему национального разделения труда. Внутренняя сторона экономической безопасности региона является свидетельством его самодостаточности и вовлеченности в процессы кооперации с другими национальными контрагентами. Выражается эта сторона в объемах торговли региона с другими регионами, вхождением местных предприятий в межрегиональные кластеры и соглашения. Внешняя сторона экономической безопасно-

сти обращена на способность региона преодолевать влияние нестабильной и быстроизме-няющейся среды. Ключом к оценке внешней безопасности региона выступает его уязвимость / неуязвимость по отношению к тенденциям, происходящим по ту сторону границы приграничного региона. Основой оценки внешней стороны экономической безопасности региона также является его зависимость / независимость от зарубежных источников сырья, эффективная работа таможенных органов и пр. В то же время состояние внутренней стороны выступает условием устойчивости стороны внешней, готовности региона уверенно участвовать в налаживании внешнеэкономических связей с регионами других государств.

Во-вторых, каждая из сторон имеет три степени измерения: экономическую маневренность, социальную устойчивость и географическую ценность. Экономическая маневренность выражает способность региона поддерживать стабильный уровень производства товаров и услуг на своей территории, формировать достаточный объем бюджетных и внебюджетных ресурсов на решение актуальных задач (внутренняя сторона), реализовывать собственную продукцию за границу, привлекать инвестиционные средства иностранных инвесторов (внешняя сторона) и пр. Социальная устойчивость воплощается в степени материальной обеспеченности жителей региона, его сравнительных с другими регионами, в том числе и зарубежными, преимуществах в получении доходов, качестве социальных услуг и пр. Географическая ценность проявляется в уникальных характеристиках приграничного региона (социокультурных, событийных), являющихся привлекательными как для жителей других регионов страны, так и представителей других стран. Кроме этого, предметом географической ценности выступают природные достопримечательности, месторождения, вызывающие интерес как у отечественных, так и зарубежных инвесторов.

В-третьих, составной частью модели экономической безопасности приграничного региона выступает качество развития его приграничных муниципальных образований, их вовлеченности в структуру национального разделения труда и в процессы международного сотрудничества.

5. Заключение. Исследование параметров экономической безопасности сибирских приграничных регионов не позволяет рассматривать эти регионы в качестве активных субъектов внешнеэкономической деятельности российского государства. Приграничные регионы, как и внутренние, следуют в общем фарватере федеральной политики России по налаживанию делового и гуманитарного сотрудничества с соседними странами. Географическая близость приграничного региона не раскрывает потенциальных возможностей в экономическом извлечении преимуществ от своего местоположения. В то же время Сибирский федеральный округ пока далек от намерений проведения согласованной макрорегиональной политики взаимодействия с пограничными государствами, не использует имеющиеся у субъектов федерации права на налаживание прямого сотрудничества с регионами соседних стран. В перспективе особую актуальность приобретает разработка специальной государственной программы по развитию приграничных регионов, реализация которой позволила бы повысить качество жизни на приграничных территориях, стимулировать создание производственных и торговых комплексов, в том числе и с участием представителей соседней страны, обустроить контрольно-пропускные пункты на государственной границе, активизировать трансграничное сотрудничество. Такая работа позволила бы государству компенсировать те потери, которые оно понесло вследствие разрывов экономических связей с европейскими странами и сформировать предпосылки для создания перспективной модели делового сотрудничества с азиатскими государствами.

Примечания

1 Strategy of social and economic development of the Siberian Federal District until 2035. URL: http://government.ru/docs/all/145780/.

Товарооборот Сибирского федерального округа. URL: https://ru-stat.com/date-Y2020-2021/RU06/ trade?ysclid=lfgabaa0t8213775240.

3 Итоги внешней торговли Pеспублики Тыва. URL: https: //aves.rtyva.ru/upload/files/1a7abc1f-879b-4139-b685-b75c9ecf861f.pdf.

4 Китай предлагает прорубить прямой торговый переход с Россией через Горный Алтай. URL: https://gorno-altaisk.ru/news/kitaj-predlagaet-pronjbit-pryamoj-torgovyj-perehod-s-rossiej-cherez-gornyj-altaj?ysclid=lf2egrr6hu709741384.

Литература

1. Ускова Т. В. Кондаков И. А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. -№ 2 (14). - С. 37-50.

2. Полозков М., Епифанова Н. Современные угрозы экономической безопасности приграничных территорий // Государственная служба. - 2015. - № 1 (93). - С. 88-92.

3. Руденко М. Н. Теоретические основы понятия «Экономическая безопасность региона» // Экономика и управление. - 2018. - № 2 (148). - С. 22-28.

4. Кораблева А. А. Экономическая безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение терминологии // Вестник Томского государственного университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 40. - С. 27-40.

5. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / под ред. Л. Б. Вардомского, С. В. Голунова. - М. ; Волгоград : НОФМО, 2002. - 572 с.

6. Лепеш Г. В. Современные угрозы безопасности границ и устойчивому развитию приграничных территорий // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2018. - № 4 (46). - С. 45-63.

7. Немирова Г. И. Экономическая безопасность приграничного региона // Вестник Оренбургского университета. - 2006. - № 8. - С. 211-217.

8. Угрозы и защищённость экономики России: опыт оценки / отв. ред. С. В. Казанцев,

B. В. Карпов. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2016. - 280 с.

9. Волошенко Е. В., Волошенко К. Ю. Оценка и измерение экономической безопасности приграничных регионов России: теория и практика // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10, № 3. -

C.96-118.

10. Шубина Н. В. Концептуальные подходы к пониманию экономической безопасности региона: сущность, структура, факторы и условия // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 2. - С. 288-307.

11. Мищенко В. В., Воробьева И. Н. Геоэкономические особенности развития приграничных регионов Сибирского федерального округа // Известия АлтГУ. - 2013. - № 2 (78). - С. 294-300.

12. Суслов В. И., Ковалева Г. Д. Глобальные и национальные факторы влияния на экспорт и импорт регионов на примере Сибирского федерального округа // Экономика региона. - 2021. -Т. 17, вып. 4. - С. 1302-1317. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-18.

References

1. Uskova T.V., Kondakov I.A. Threats to economic security of the region and ways to overcome them. Economic and social changes: facts, tendencies, prognosis, 2011, No. 2 (14), pp. 37-50. (in Russian).

2. Polozkov M., Epifanova N. Contemporary threats to the economic security of border territories. Gosudarstvennaya sluzba, 2015, no. 1 (93), pp. 88-92. (in Russian).

3. Rudenko M.N. Theoretical foundations of the concept of "Economic security of the region". Economy and management, 2018, No. 2 (148), pp. 22-28. (in Russian).

4. Korableva A.A. Economic security of the region in the system of types of regional security: specification of terminology. Herald of Tomsk university. Economy, 2017, No. 40, pp. 27-40. (in Russian).

5. Security and international cooperation in the belt of new borders of Russia, ed. L.B. Vardom-skiy, S.V. Golunov. Moscow, Volgograd, NOFMO, 2002. 572 p. (in Russian).

6. Lepesh G.V. Modern threats to the security of borders and sustainable development of border territories. Technical and technological problems of the service, 2018, No. 4 (46), pp. 45-63. (in Russian).

7. Nemirova G.I. Economic security of the border region. Herald of the Orenburg University, 2006, No. 8, pp. 211-217. (in Russian).

8. Threats and protection of the economy of Russia: experience in assessing / ed. S.V. Kazantsev, V.V. Karpov. Novosibirsk, IEOPP SO RAN, 2016. 280 p. (in Russian).

9. Voloshenko E.V., Voloshenko K.Yu. Evaluation and measurement of economic security of border regions of Russia: theory and practice. Baltiyskiy region, 2018, Vol. 10, no. 3, pp. 96-118. (in Russian).

10. Shubina N.V. Conceptual approaches to understanding the economic security of the region: essence, structure, factors and conditions. Herald of the UrFU. Series: Economy and management, 2017, No. 2, pp. 288-307. (in Russian).

11. Mishchenko V.V., Vorobyeva I.N. Geoeconomic features of the development of border regions of the Siberian federal district. Izvestiya AltSU, 2013, No. 2 (78), pp. 294-300. (in Russian).

12. Suslov V.I., Kovaleva G.D. Global and national factors influencing export and import of regions on the example of the Siberian federal district. Economy of the region, 2021, Vol. 17 (4), pp. 13021317. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-18. (in Russian).

Сведения об авторе

Рой Олег Михайлович - д-р социол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Адрес для корреспонденции: 620108, Россия, Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16 E-mail: roi_omsk@mail.ru ORCID: 0000-0003-1885-7865 ResearcherlD: S-3643-2016 РИНЦ AuthorlD: 641793

Для цитирования

Рой О. М. Экономическая безопасность в приграничных регионах Сибири // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2023. - Т. 21, № 3. - С. 2939. - DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21(3).29-39.

About the author

Oleg M. Roy - Doctor of Sociological Scieces, Professor, Leading Researcher

Postal address: 16, Sof'i Kovalevskoi ul., Yekaterinburg,

620108, Russia

E-mail: roi_omsk@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1885-7865

ResearcherlD: S-3643-2016

RSCI AuthorlD: 641793

For citations

Roy O.M. Economic security in the border regions of Siberia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2023, Vol. 21, no. 3, pp. 29-39. DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21(3).29-39. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.