Научная статья на тему 'Экономическая безопасность российской Федерации и таможенная политика: состояние, проблемы и направления их решения'

Экономическая безопасность российской Федерации и таможенная политика: состояние, проблемы и направления их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОРРУПЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / CUSTOMS POLICY / NATIONAL SECURITY / CUSTOMS BUSINESS / COMPONENTS OF ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко В. П., Бойко А. П.

В статье рассмотрены место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства, ее связь с таможенной политикой РФ. Представлены показатели экономической безопасности как важный фактор для анализа ее состояния, раскрыто содержание понятий «экономическая безопасность РФ» и «таможенное дело», показаны направления решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of the Russian Federation and customs policy: present-day situation, problems and ways of their solution

The article is devoted the role of customs security in the structure of national security and its connection with customs policy of the Russian Federation. The indicators of economic security are shown as important factor for analyze of economic security condition. The author describes notions «economic security of the Russian Federation» and «customs business» and show ways of deciding existing problems.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность российской Федерации и таможенная политика: состояние, проблемы и направления их решения»

ХХ^ ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА

В.П. Косенко, А.П. Бойко

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVП-XVШ вв.

Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Можно вспомнить, например, Жан-Жака Руссо, который в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что забота о самосохранении и безопасности - самая важная из всех забот государства. Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации».

Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.

Термин «национальная безопасность» впервые появился в США.

Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое.

В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».

Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г.

В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

Таким образом, в структуре национальной безопасности (рис. 1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Распад СССР показал, что для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др.

Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной мере способствуют стабилизации социальной сферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению деструктивных конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращению числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Экономическая составляющая оказывает существенное влияние на развитие политической системы общества, его готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.

Наука, образование, культура в состоянии в полной мере раскрывать свои потенции, быть ведущим фактором ускорения гуманистического развития общества только при условии опоры на соответствующий экономический потенциал. Так, в национальной безопасности экономическая составляющая представляет собой несущую опору, основной стержень, обеспечивающий функционирование всех элементов системы.

Сущность экономической безопасности проявляется в системе показателей (индикаторов) и критериев (табл. 1).

Выделяются такие показатели, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встро-енность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики и др.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного

Национальная безопасность

Демографическая безопасность Экологическая безопасность

Экономическая безопасность Политическая безопасность

Духовно-нравственная безопасность Оборонная (военная) безопасность

Информационная безопасность Социальная безопасность

Рис. 1. Структура национальной безопасности

сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качественного состояния национальной экономики в целом.

Таблица 1

Показатели экономической безопасности РФ

Показатели Пороговые значения Фактическое состояние Соотношение фактических и пороговых значений

Объем ВВП на душу населения в % от среднемирового 100% 25% 0,25

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 50% 0,71

Доля в промышленном производстве машиностроения 20% 15% 0,75

Объем инвестиций в % от ВВП 25% 13% 0,60

Расходы на научные исследования в % от ВВП 2% 0,5% 0,25

Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение) 6% 2,6% 0,43

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного уровня 7% 20% 2,86

Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения 8 раз Более 20 раз 2,5

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 1,2

Объем наличной иностранной валюты в % от объема наличных рублей 25% 100% 4

Доля импорта во внутреннем потреблении: - всего - в том числе продовольствия 30% 25% 53% 30% 1,77 1,2

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному уровню 1,5 раза 5 раз 3,3

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

В экономической литературе даются количественные характеристики уровней безопасного состояния экономики, их пороговые значения.

Приведенные в табл. 1 пороговые значения уровней экономической безопасности РФ применительно к началу XXI в., к сожалению, мало изменились. Если оценивать уровень внутреннего государственного долга, ослабление научно-технического потенци-

ала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию в доходах и нарастание безработицы, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечку финансовых средств за рубеж, то по этим показателям экономическая безопасность РФ продолжает снижаться.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности. Здесь по-прежнему сосредоточены высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

Содержание понятия «экономическая безопасность РФ» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы (рис. 2).

Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном (катастрофически снижающемся), но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За время реформ и годы застоя, непосредственно предшествующие им, получили развитие такие отрицательные черты, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

В условиях технологической революции, постоянного усложнения производственных процессов профессионализм, компетентность и нравственность человеческих ресурсов в значительной мере определяют экономическую безопасность общества.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. В результате значительного увеличения импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необхо-

Рис. 2. Содержание понятия «экономическая безопасность РФ»

димо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Вместе с тем промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80%.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

Ведущими направлениями в научно-технической сфере являются гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей ветви НТП, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. ориентация на те направления науки и техники, которые повышают качество жизни людей.

Развитые страны существенно продвинулись на пути снижения энергоемкости и металлоемкости общественного производства, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей может осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий и Интернета сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания. Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного перехода от энергосырьевого экспорта к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного технологического потенциала в мировую экономику, экспорту наукоемкой продукции и услуг.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем. Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубилась в результате избранного варианта проведения аграрной реформы.

Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Доля импортного продовольствия составляет 30%. По данным Минсельхозпрода, доля импорта мяса и мясопродуктов - 34%, молока и молокопродуктов - 18%, сахара (включая сахар-сырец) - 73%,

растительного масла - 42%, рыбы и рыбопродуктов - 50%. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, доля многих видов импортных товаров достигает 80%. Эти и другие данные показывают, что критический порог по продовольствию значительно превышен, что может привести и уже приводит к диктату цен, усилению инфляции, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.

Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости страны, которая может стать свершившимся фактом, если органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами не будут приняты эффективные меры по ее преодолению.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса.

Подчеркнем еще раз, что российская экономика все более приобретает топливно-сырьевую направленность, что является негативной тенденцией. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Рост внутреннего производства неизбежно вызывает увеличение потребления топливно-энергетических ресурсов. Между тем топливная промышленность в настоящее время не готова (за исключением, пожалуй, добычи газа) заметно увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и средние месторождения нефти вовлечены в эксплуатацию. Приросты разведанных запасов почти по всем видам топливных ресурсов в течение длительного периода не компенсировали добычу. Например, «Газпром» в последние 20 лет не вкладывал деньги в разработку крупных месторождений, поскольку вынужден был выступать в роли национального кредитора всей российской экономики. Необходима четкая и ясная структурная политика в топливно-энергетическом комплексе, которая определила бы приоритеты в отрасли, обеспечивающие экономическую независимость страны.

Выход из сложившегося положения и, в конечном счете, обеспечение экономической безопасности РФ не представляются возможными без четкой таможенной политики.

Таможенная политика как составная часть таможенного дела (рис. 3) выступает для таможенных органов внешней средой, задающей последним правовую основу их деятельности. Таможенная политика имеет своей целью регулирование внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Это регулирование осуществляется экономическими и административными методами. Природе рыночных отношений наиболее полно соответствуют экономические методы регулирования ВЭД, поэтому им отводится ведущая роль в этом процессе. Особую роль в системе экономических методов регулирования ВЭД играет система ввозных и вывозных пошлин. Но функция регулирования ВЭД, в том числе установление пошлин и прочих налогов на проведение внешнеэкономической деятельности, не является прерогативой таможенных органов. Таможенные органы могут высказывать свое мнение, вносить предложения по упомянутым вопросам, но принятие решений по вопросам регулирования ВЭД возложено на Правительство и Федеральное Собрание РФ.

Как видно из рис. 3, проведение таможенной политики в жизнь осуществляется с помощью экономических и административных рычагов. К первым относится механизм таможенно-тарифного регулирования. Он включает все пошлины и налоги на проведение ВЭД, а также таможенные режимы, особенно экономические с их четко очерченной и нормативно закрепленной системой льгот и требований, характерных для каждого из них.

Рис. 3. Содержание понятия «таможенное дело»

Непосредственно соприкасается с механизмом таможенно-тарифного регулирования проблема присоединения России к ВТО. Членство в ВТО предполагает в идеале максимальную либерализацию внешнеэкономических связей, существенную выгоду от которой получают наиболее развитые в техническом и технологическом отношении страны. Однако и для недостаточно развитых стран (например, для России) членство в ВТО сулит немалые дополнительные прибыли экспортным отраслям (например, предприятиям металлургии и частично химии в дополнение к энергосырьевым).

Для остальных отраслей народного хозяйства (особенно для АПК России) вступление в ВТО может оказаться просто губительным. Поэтому переговоры о вступлении в ВТО затягиваются на многие годы. Каждая из не очень развитых стран старается выторговать для себя особые льготы и привилегии, в частности право дотировать собственное сельское хозяйство. В этом случае особенно нужно учитывать не только состояние той или иной отрасли данной страны, но и национальные традиции. Перефразировав известную поговорку, можно сказать: что для испанца (француза, немца и т.д.) - хорошо, то для русского - смерть.

Если при вступлении в ВТО России разрешат дотировать собственное сельское хозяйство, то можно представить, чем закончится дело: две трети из этих дотаций не дойдут до адресата, а для получения оставшейся трети «вывернут душу наизнанку» (пример получения льготных лекарств и других пособий инвалидами и ветеранами труда у всех на слуху и в памяти).

Выше было сказано, что от вступления в ВТО выиграют экспортирующие отрасли. Но хорошо это или плохо с позиций экономической безопасности?

Ведь Россия экспортирует либо невоспроизводимое сырье, либо продукцию низших переделов. Эта практика абсолютно противоречит эффективной стратегии ВЭД, которая гласит: каждая страна, преследующая национальные, а не узко корыстные корпора-

тивные интересы, заинтересована в большей доле экспорта товаров с высокой степенью переработки и в меньшей доле экспорта сырьевых ресурсов. Для импорта действует обратное правило, которое можно сформулировать так: чем выше в экспортируемых товарах доля добавленной стоимости - результата собственного труда работников конкретной страны, тем лучше, выгоднее для данной страны.

Последним составным элементом таможенной политики являются административные методы регулирования, которые выполняют роль вспомогательных рычагов, дополняющих и усиливающих механизм экономического воздействия на ВЭД хозяйствующих субъектов. К их числу, как известно, относят квоты, лицензии, механизм валютного регулирования, а также сертификацию товаров. Этот рычаг в последнее время часто используется, как нам представляется, не для защиты национальной (экономической) безопасности, а в силу конъюнктурно понятой политической целесообразности (отказ от импорта вина из Грузии и Молдавии, мяса из Польши и т.д.). Возникает естественный вопрос - способствует ли национальной и экономической безопасности искусственная генерация врагов и недоброжелателей по всему периметру границ России?

Что касается непосредственной деятельности таможенных органов, то она, вероятно, как ни в одном другом ведомстве имеет две ярко выраженные и резко противоположные стороны: официально-парадную и теневую. Что касается официальной стороны, то тут все ясно: таможенные органы обеспечивают более 40% поступлений в доходную часть федерального бюджета, что является весомым вкладом в обеспечение экономической безопасности государства.

Суть теневой деятельности представляется целесообразным описать словами главы государства. Приведем выдержку из Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 2005 г.: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению» [1].

Существует множество недостатков и недочетов в деятельности таможенных органов: недостаточное оснащение таможенных постов техническими средствами таможенного контроля, неквалифицированное использование таможенной службой предварительной информации, неэффективное применение системы управления рисками и др. Все эти явления, как говорят, «имеют место быть» и в той или иной мере снижают экономическую безопасность государства и общества. Но все это - закономерные последствия существования главной причины, суть которой на одном из совещаний озвучил начальник Ростовской таможни Южного таможенного управления: «Никакую экономическую безопасность мы не сможем обеспечить без решения проблемы коррупции».

Именно этим обусловлены массовые случаи недостоверного декларирования, в том числе занижение таможенной стоимости; именно по этой причине объемы контрабанды лесоматериалов, по экспертным оценкам, достигают миллионов кубометров в год. Можно привести множество подобных примеров. По сведениям начальника Департамента экономической безопасности МВД России С.Г. Мещерякова, стоимость нелегальных поставок морепродуктов только в Японию равноценна трети стоимости товарной продукции всей рыбной отрасли России.

По мнению С.Г. Мещерякова, «одним из наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на отечественную экономику, по объемам экономической экспансии и сте-

пени организации является контрабанда товаров, произведенных в КНР. Нелегальная доставка товара в Россию осуществляется массированно - тысячи тонн в месяц. Спектр продукции, незаконно поставляемой китайскими торговцами на внутренний рынок, достаточно широк, но в первую очередь это изделия легкой промышленности, одежда и обувь. В настоящее время на российском рынке легальная доля отечественных производителей легкой промышленности из года в год снижается и составляет 10 процентов, иностранных - 15 процентов. Оставшиеся 75 процентов завозятся контрабандным путем либо с нарушением таможенных правил, что не просто наносит урон легкой промышленности, а ставит под угрозу само ее существование».

«На этом фоне по меньшей мере странно выглядят неоднократные попытки ряда депутатов Государственной Думы России значительно смягчить уголовную ответственность за контрабанду, сделав основным ее видом штрафы. При этом авторы ссылаются на закрепленные в УК России принципы гуманизма и справедливости. Такое обоснование представляется спорным, поскольку контрабанда несет существенную угрозу общественным интересам, защищаемым законом, наносит огромный ущерб экономике, создает опасность для потребителей товаров, ввезенных помимо государственного контроля» [2].

Главный вывод, который мы можем сделать, заключается в следующем: основную угрозу экономической безопасности России представляет коррумпированность аппарата государственной власти во всех ее трех ипостасях: исполнительной, законодательной и судебной.

Масштабы потерь, которые несет общество от элитарной преступности, характеризуют несколько выразительных цифр. В докладе фонда «ИНДЕМ», выполненном под руководством Г. Сатарова, ежегодная «цена» российской коррупции составляет не менее 30 млрд. долл., большая часть которых оседает в карманах чиновников исполнительной ветви власти [3].

В то же время известно, что за десятилетие реформ за счет отечественных инвестиций не был реализован ни один сколько-нибудь крупный проект. При этом, согласно оценкам, необходимая величина производственных инвестиций в ближайшие четыре-пять лет составит 400-500 млрд. долл.

Коррупция, подобно ржавчине, способна полностью разрушить государственный аппарат, вызвав его полную анемию, неспособность решать насущные проблемы общества. Симптомы этого состояния достаточно четко проявляются уже сейчас. Речь в данном случае идет уже не только об экономической, но и национальной безопасности России в целом.

Ведущие российские социологи видят причину тотальной коррумпированности нашего чиновничества в том, что в России при смене политического режима в 1991-1992 гг. не произошло смены элит. Этот фундаментальный политический факт предопределил многое в дальнейшем развитии событий. Фактически в стране произошла номенклатурная революция (наряду с криминальной), в ходе которой старая номенклатура, обменяв партбилеты на собственность, осталась у власти.

Таким образом, к концу XX столетия в России оказалась воспроизведена правящая элита того же интеллектуально нравственного убожества, но на совершенно иной социальной основе. Общий диагноз для этой элиты - паралич совести.

В результате, располагая богатейшими природными ресурсами, Россия не в состоянии обеспечить элементарно приемлемый жизненный уровень для большинства населения, а значительная часть национального достояния откровенно расхищается правящими кланами.

Каким образом можно обуздать коррупцию и изменить сложившееся положение в лучшую сторону? Существуют детально разработанные системы борьбы с коррупцией. В самом общем виде можно сказать, что ожидать кардинальных изменений можно только при условии смены элит, другими словами, при приходе к власти нового поколения.

Список использованных источников

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию, апрель 2005 г. Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://www.Internet.school.ru.

2. Контрабандисты угрожают экономической безопасности. Режим доступа: www.Vch.ru.

3. Независимая газета. 2001. 12 марта.

4. Глазьев С. Геноцид. М.: Терра, 1998.

5. Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела. М., 2005.

6. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. М., 2000.

7. Национальная безопасность. Актуальные проблемы: Курс лекций М.: АГШ, 1999.

8. Экономическая безопасность. Производство - финансы - банки. М.: ЗАО «Финстатин-форм», 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.