УДК 338.24, ББК 65.290 © Р.Г. Смелик
Р.Г. Смелик
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
На основании действующих нормативных документов представлена современная трактовка «экономической безопасности». Сформулированы основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Выделены вызовы и угрозы, имеющие значительное влияние на уровень жизни населения. Систематизированы основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Выделены основные задачи по реализации направления, связанного с повышением уровня жизни населения. Систематизированы основные задачи по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала. Выделены показатели состояния экономической безопасности, имеющие непосредственное отношение к качеству жизни населения. Показана связь экономической безопасности страны с уровнем жизни населения. Доказано уменьшение реально располагаемых доходов населения на фоне снижения инфляции и роста социальных выплат. Представлена авторская позиция о причинах снижения уровня реально располагаемых доходов населения. Исследованы взаимосвязи таких показателей уровня жизни населения, как реально располагаемые денежные доходы, уровень инфляции, заработная плата, социальные выплаты. Представлена авторская позиция по вопросу соотношения политических решений на уровне государства и трансформации структуры заработной платы. Определено влияние на реально располагаемые доходы населения таких обязательных расходов, как налоги, коммунальные платежи и выплаты процентов по кредитам.
Целью исследования является выявление взаимосвязи между качеством жизни населения и состоянием экономической безопасности России. Задачами исследования выступают: анализ современного нормативного трактования понятия экономической безопасности в Российской Федерации; систематизация показателей качества жизни населения с точки зрения экономической безопасности; определение влияния увеличения социальных выплат и реально располагаемых доходов населения. Методы исследования: содержательный анализ основных нормативных документов в области экономической безопасности; анализ статистических данных качества жизни населения; системный анализ взаимосвязи показателей экономической безопасности и показателей качества жизни населения. Результаты исследования: доказана достаточно жесткая взаимосвязь между состоянием качества жизни населения и уровнем экономической безопасности; выявлены причины снижения качества жизни населения на фоне увеличения социальных выплат.
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, вызовы, показатели, социальные выплаты, уровень жизни, располагаемый доход, инфляция.
о 2017 года в Российской Федерации
Д отсутствовала единая нормативная трактовка понятия «экономическая безопасность». Это связано с тем, что существовавшая нормативная база, основывалась на понятии «общая безопасность» [1]. Такое положение давало возможность различным группам ученым определять «экономическую безопасность» по-разному. Одни ученые понимали под «экономической безопасностью» определенное состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и прогрессивного развития РФ. Другие ученые понимали под «экономической безопасность» независимость и неуязвимость экономических интересов РФ по отношению
к внутренним и внешним угрозам. Существовал подход, который определял «экономическую безопасность», как состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития. Этот экскурс можно продолжать и далее [2].
13 мая 2017 года вышел в свет Указ Президента Российской Федерации №208 «О
стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2013 года». Этим указом вводится единый методологический подход. Под «экономической безопасностью» понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных пространств, условии для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [3, с. 34].
В вышеназванном Указе сформулировано двадцать пять основных вызовов и угроз экономической безопасности России. Среди них выделяются внутренние угрозы, имеющие непосредственное отношение к уровню жизни населения. К ним необходимо отнести:
- недостаточно эффективное государственное управление
- высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
- сохранение значительной доли теневой экономики;
- усиление дифференциации населения по уровню доходов;
- снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
- усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;
- недостаточность трудовых ресурсов;
- неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития. [2]
Следует заметить, что наибольшее влияние на уровень жизни населения эти факторы оказывают различное влияние. По нашему мнению, наибольшее значение имеют следующие:
- усиление дифференциации населения по уровню доходов. Это означает рост разрыва по доходам между богатой часть населения и остальными группами;
- снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и как следствие, снижение качества человеческого потенциала. Это, фактически, означает снижение уровня жизни значительной части населения.
По нашему мнению, вышеназванный документ дает возможность в концентрированном виде сформулировать и осознать основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности и увязать их с уровнем и качеством жизни населения.
Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения
безопасности экономической деятельности, являются:
- снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
- профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;
- создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес - структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
- предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;
- повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
- противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно - промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:
- совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
- развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
- развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
- профессиональная ориентация граждан;
- снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;
- содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;
- совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды. [2]
Кроме того, уровень жизни населении отражается в показателях состояния экономической безопасности. В 208 Указе Президента РФ предложено сорок показателей. Непосредственно к уровню жизни населения относятся следующие:
- валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);
- индекс производительности труда;
- уровень инфляции;
- коэффициент напряженности на рынке труда;
- доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;
- доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
- распределение численности занятых в экономике по уровню образования;
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
- доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- уровень преступности в сфере экономики. [2]
По нашему мнению, далее необходимо
конкретизировать, наиболее важный из вышеперечисленных показателей.
Объём валового внутреннего продукта на душу населения.
По данным международного валютного фонда (МВФ) к 2017 году рейтинг стран по объёму ВВП на душу населения в долларах США выглядел следующим образом:
- Люксембург - 103 199$;
- Норвегия - 70 392$;
- США - 57 436$;
- Канада - 42 210$;
- Германия - 41 902$;
- Великобритания - 40 096$;
- Япония - 38 917$;
- Франция - 38 128$;
- Италия - 30 507$;
- Испания - 26 609.
Среднее значение этого показателя по странам «большой семёрки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония) составляло 41 314$. Россия в этом рейтинге занимает 67-е место. Показатель ВВП на душу населения составляет 8 928$. Ещё ниже этот показатель в Китае - 8 113$.
По мнению ведущих учёных, пороговое значение этого показателя с позиции экономической безопасности рассчитывается как отношение российского значения к среднему по «большой семёрке». Это отношение должно быть не менее 50 %. Фактическое значение показателя равно 21, 6 %, что значительно ниже порогового значения. Это свидетельствует о том, что значение показателя «Объём валового внутреннего продукта на душу населения» необходимо признать, как достаточно рискованное, и расценивать, как угрозу экономической безопасности.
Выделение этих показателей уровня жизни населения в качестве базовых критериев экономической безопасности свидетельствует о следующем. Одной из основных целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является повышение уровня и качества жизни населения.
В большинстве экономически развитых государств уровень жизни населения определяется уровнем реального располагаемых денежных доходов. Под этим показателем понимаются доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированных на уровень инфляции. Правительство Российской Федерации в 2017 году предприняло значительные усилия по сдерживанию инфляции. В результате к октябрю уровень инфляции достиг своего исторического минимума за последние годы и составил 2,7%. В этот же период происходил
рост основных составляющих уровня жизни населения. Так, заработные платы в реальном исчислении по отношению к 2016 году выросли на 4,3%, и достигли средней величины 38,3 тысячи рублей [4].
На несколько процентов возросли и социальные выплаты (пенсии, пособия). Все это должно привести к росту реально располагаемых денежных доходов, что упрочило бы экономическую безопасность страны. Однако данные статистики свидетельствуют об обратном процессе. Реально располагаемые доходы продолжают снижаться. В 2015 году это снижение составило 3,2%, в 2016 году - 5,9%. В 2017 году это снижение прогнозируется около 1,2% [4]. На первый взгляд ситуация парадоксальная. Однако, по мнению автора статьи никакого парадокса нет. Причин такого положения дел несколько.
Во-первых, российская экономика очень сильно зависит от политики. Реализация известных майских Указов Президента РФ об увеличении уровня оплаты труда привела к изменению структуры заработной платы. Как известно оплата труда состоит из постоянной части - оклад и переменной части -премии и надбавки. В 2014-2015 году посеянная часть была меньше, чем переменная. В статистических отчетах указывалась, как правило, постоянная часть, то есть оклады. Директивное указание увеличить заработную плату привело в 2017 году к увеличению окладов и снижению премий. Причем темп снижения премиальных выплат был выше темпов роста окладов. Таким образом, по отчетности происходит рост оплаты труда, а реально располагаемый доход падает.
Во-вторых, при расчете реально располагаемых доходов вычитаются обязательные платежи. К этим платежам необходимо отнести налоги, коммунальные платежи, выплаты процентов по кредитам. К концу 2017 года мы наблюдаем их рост.
В период 2016-2017 налоги продолжал расти. Введена новая процедура исчисления налога на недвижимое имущество от его кадастровой стоимости. Изменились правила исчисления налога на доходы физических лиц при продаже жилья. Вырос предел ставки торгового сбора. Увеличение минимального размера оплаты труда привело к увеличению фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей в пенсионный фонд. Фактически, страховые взносы превратились в целевые налоги. Произошел рост акцизов. В результате, по данным Федеральной налоговой службы собираемость налогов по итогам восьми месяцев 2017 года оказалась на 32% выше, чем за соответствующий период 2016 года [6].
Коммунальные платежи выросли в 2017 году примерно на 4 процента [5].
Продолжается рост кредитных займов среди населения и рост числа просроченных платежей по
кредитам. В конце 2016 года количество непогашенных кредитных займов составило 15%. В 2017 году эта цифра выросла до уровня 18,5%.
Действие вышеперечисленных факторов приводит к снижению реально располагаемых
доходов населения на фоне снижения инфляции и роста социальных выплат. Такая ситуация имеет отрицательное воздействие на уровень жизни населения, и в конечном счете, снижает уровень экономической безопасности России.
Библиографический список
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537).
2. Указ Президента РФ «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» №208, от 13.05.2017 г.
3. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность / под общ. ред. Гончаренко Л.П., Акупинина Ф.В. — М.: Изд. Юрайт, 2017. 478 с.
4. Коммерсантъ [Электрон. Текстовые данные]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3473783, //свободный.
5. Российская газета [Электрон. Текстовые данные]. - Режим доступа: https://rg.ru/, //свободный.
6. Экономика и бизнес [Электрон. Текстовые данные]. - Режим доступа: https://www.infox.ru/news/economy, //свободный.
References
1. The national security strategy of the Russian Federation until 2020 (approved by Presidential Decree No. 537 of May 12, 2009).
2. Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period until 2030" No. 208, dated May 13, 2017.
3. Goncharenko L.P. Ekonomicheskaja bezopasnost'[Economic security]/Under the Society. Ed. L.P. Goncharenko, Acupuncture F.V. Moscow: Izd. Yurayt, 2017. 478 p.
4. Kommersant [Merchant] Mode of access: https://www.kommersant.ru/doc/3473783.
5. Rossijskaja gazeta [Russian newspaper] Mode of access: https://rg.ru/.
6. Ekonomika i biznes [Economics and business] Mode of access: https://www.infox.ru/news/economy.
ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA LIVING STANDARDS OF THE POPULATION
Roman G. Smelik,
Professor, Omsk State University of F.M. Dostoevsky
Abstract. Based on the current regulatory documents, a modern interpretation of "economic security" is presented. The main challenges and threats to economic security are formulated. Challenges and threats that have a significant impact on the standard of living of the population have been identified. The main directions and tasks of the state policy in the field of ensuring economic security are systematized. The main tasks for realization of the direction connected with raising the standard of living of the population are singled out. Systematized the main tasks for implementing the direction related to development of human potential. Indicators of the state of economic security, directly related to the quality of life of the population, are singled out. The relationship between the country's economic security and the standard of living of the population is shown. The decrease in real disposable incomes of the population is proved against the background of a decrease in inflation and an increase in social payments. The author's position on the reasons for the decrease in the level of the real population's disposable incomes is presented. The interrelations of such indicators of a standard of living of the population, as actually available monetary incomes, a rate of inflation, a salary, social payments are investigated. The author's position on the correlation of political decisions at the state level and the transformation of the wage structure is presented. The impact on real disposable incomes of the population of such mandatory expenses as taxes, utility payments and interest payments on loans was determined.
The purpose of the study is to identify the relationship between the standard of living and the state of economic security in Russia.
The objectives of the study are: analysis of the current normative interpretation of the concept of economic security in the Russian Federation; systematization of quality indicators in terms of economic security; determining the impact of increasing social benefits and real social benefits and real disposable incomes.
Methods of research: substantive analysis of the main regulatory documents in the field of economic security; analysis of statistical data on the standard of living; system analysis of the relationship between economic security indicators and indicators of the standard of living. Results of the study:a rather rigid relationship between the state of the standard of living and the level of economic security is proved; the reasons for the decrease in the standard of living are revealed against the background of an increase in social payments.
Keywords: economic security, threats, challenges, indicators, social payments, standard of living, disposable income, inflation.
Сведения об авторе:
Смелик Роман Григорьевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление бизнесом и экономическая безопасность» ФГБОУ ВО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (644053, Российская Федерация, г. Омск, пл. Лицкевича, 1), e-mail: smelikrg@omsu.ru. Статья поступила в редакцию 25.01.2018 г.