Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2024
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И.В. КАРАВАЕВА
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, зав. кафедрой экономической теории ФГБУН Институт экономики РАН
М.Ю. ЛЕВ
кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ (по материалам конференции «VIII Сенчаговские чтения»)1,2
В статье изложены основные ориентиры и результаты научных дискуссий, развернувшихся в ходе мероприятия, состоявшегося в апреле 2024 г. (Российская Федерация, г. Москва, ИЭ РАН), - VIII Всероссийской научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов и аспирантов, посвященной наследию заслуженного экономиста России, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН В.К. Сенчагова. Представленный материал отражает процесс развития мнений и формирования в научном сообществе новых направлений теоретических и организационно-практических исследований экономической безопасности России и ее регионов. На конференции обсуждались проблемы экономической безопасности России в рамках следующих дискуссионных направлений: стратегические приоритеты национальной безопасности современной России в экономическом и социальном аспектах; институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления; экономика в условиях санкций и частичной экономической мобилизации через
1 Статья подготовлена по материалам выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «УП Сенчаговские чтения. Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития», состоявшейся 9-10 апреля 2024 г. в Москве на базе Института экономики РАН.
2 Работа выполнена в рамках темы государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00.
призму экономической безопасности; новые ориентиры экономической безопасности регионов России. Широкое и активное участие научной общественности (на форуме присутствовали исследователи из 29 городов России и Республики Беларусь, 56 государственных университетов, академий, институтов и организаций), серьезность и значимость представленных результатов исследований подтвердили роль и важность экономической безопасности как ядра общей системы национальной безопасности страны, инструмента диагностики и анализа состояния экономической системы перед лицом вызовов, угроз и рисков развития современного российского общества. Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, вызовы, угрозы и риски социально-экономического развития, санкции, мобилизационная экономика, гибридное противостояние.
УДК: 330.342.3, 338.001.36, 338.22.01 БОЫ: адЫШ
Э01:10.52180/2073-6487_2024_5_233_249
В апреле 2024 г. на базе Института экономики Российской академии наук и при организационном и научном участии Института проблем рынка Российской академии наук, Российской академии естественных наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и журнала «Экономическая безопасность» была проведена очередная Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов на тему: «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития»3,4.
Конференция проводилась по четырем секционным направлениям:
• институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления;
• стратегические приоритеты экономической безопасности в экономическом и социальном аспектах: тенденции развития;
• экономика в условиях санкций и частичной экономической мобилизации через призму экономической безопасности;
• экономическая безопасность регионов России.
3 Подробная резолюция по итогам конференции освещена в статье [1].
4 Программа Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения»-2024. (Microsoft Word - 04.04.24 \317\ 320\316 \303\ 320\ 300 \314\314\300_ Vin\321\345\355\367.\367\362..doc)(inecon.org) (дата обращения: 05.10.2024).
Основными вопросами, которые рассматривались на конференции, стали:
- возможности регулирования различных аспектов экономической безопасности в связи с необходимостью развития национальной экономики в условиях усиления гибридных войн и геополитического противостояния;
- новые направления развития теоретического аппарата экономической безопасности, в том числе эволюция его институциональных основ, а также новые методы и методики обеспечения экономической безопасности в контексте взаимодействия с государственным стратегическим планированием и национальной системой управления рисками;
- перспективные направления модернизации системы экономического и финансового регулирования на общегосударственном и региональном уровнях, обеспечивающие формирование технологического суверенитета России, и увеличение вклада регионов в решение этой задачи;
- важнейшие тенденции развития социальной составляющей экономической безопасности современной России.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель председателя оргкомитета конференции И.В. Караваева -д.э.н., профессор, действительный член РАЕН, г.н.с. сектора экономической безопасности Института экономики РАН. Она отметила, что руководители оргкомитета конференции «VIII Сенчаговские чте-ния-2024» - д.э.н., профессор А.Е. Городецкий и д.ф.-м.н., профессор С.Н. Митяков - в настоящий момент принимают участие в заседании Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации и просят передать сердечное приветствие участникам конференции и пожелание эффективной работы.
И.В. Караваева, выступившая на пленарном заседании конференции с докладом «К 300-летию РАН. Теория экономической безопасности в российской академической науке», изложила основные направления развития теоретических исследований проблем экономической безопасности в российской академической науке постсоветского периода. Она отметила, что масштабность и направленность исследований в рамках проблематики экономической безопасности в отечественных академических исследованиях отчетливо взаимоувязаны с актуальными ориентирами экономического развития. Особое внимание в докладе было уделено теоретическому обоснованию причин формирования новых вызовов и угроз экономической безопасности России, главными среди которых были пандемия СОУГО-19, процессы ужесточения внешнего санкционного давления и гибридного противостояния России и стран Запада. В результате появления этих вызовов проблема обеспечения
экономической безопасности нашей страны, а также необходимость развития теоретико-методологической базы данного направления исследований еще более актуализировались. В докладе также обоснован рост социального и социально-политического факторов в стратегии экономической безопасности России как суверенного государства, охарактеризованы основные проявления, тенденции и противоречия данного процесса (данное положение подробно раскрыто в работе [2, с. 321-325]).
Особого внимания заслуживает классификация этапов развития теории экономической безопасности в российской академической науке, предложенная И.В. Караваевой. Она полагает, что к первому, начальному этапу следует отнести исследования в Институте экономики РАН, а именно развернувшуюся полемику 1993-1995 гг. на страницах журнала «Вопросы экономики» и участие Л.И. Абалкина [3], В.К. Сенчагова, В.А. Богомолова, Е.А. Олейникова, Б.В. Губина и других исследователей в разработке экономических идей концепции и стратегии национальной безопасности РФ в 1994-1996 гг. и 1997-2000 гг., что нашло свое отражение в концепциях национальной безопасности РФ, принятых соответственно в 1997 г.5 и в 2000 г.6 [4]. Следует напомнить, что в основополагающей статье академика Л.И. Абалкина «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение» (1994 г.) было определено понятие «экономическая безопасность» как «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [3, с. 12].
К следующему этапу эволюции теории экономической безопасности И.В. Караваевой отнесен период кризисов 2008-2014 гг., «в рамках которого самое широкое развитие получили: методы обеспечения эффективной конкуренции и снижения рисков развития; возможности регулирования глобальных миграционных рисков; возрастание значимости социальной составляющей в решении задач экономической безопасности. В этот период также ощутимо возрастает значение категории «финансовая безопасность», которая воспринимается как необходимое дополнение к обеспечению национальной экономической безопасности» [2, с. 65] через институциональные преобразования в финансовой сфере.
5 Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. Ст. 5909.
6 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
Третий этап эволюции теории экономической безопасности включает 2019-2021 гг., когда С0УГО-2019 становится катализатором новой системы ценностей в экономике и репетицией гибридного противостояния. Впервые практически во всех странах социальный фактор воспринимается не как некое дополнение к обеспечению национальной экономической безопасности, а как ее приоритетная составляющая [5, с. 56-58]. В условиях пандемии 2019-2021 гг. наблюдается развитие нового направления в обеспечении экономической безопасности - приоритетность реализации задач сохранения жизни и здоровья населения по отношению к задачам сохранения экономической устойчивости (прибыльности) бизнеса. Параллельно формируется система ограничителей и регуляторов, направленных на реструктуризацию производственных и потребительских контактов между участниками различных регионов мирового рынка.
На четвертом, современном этапе эволюции теории экономической безопасности (2022-2024 гг. и далее), социальный фактор как обязательная составляющая экономической безопасности замещается социально-политическим фактором. Формируются новые приоритеты экономической безопасности России как суверенного государства, главными среди которых являются:
- построение многополярного мира - развитие процессов новой регионализации (геоэкономической фрагментации) мировой экономики на основе объединения экономических и социально-политических интересов сотрудничающих государств;
- защита отечественных природных и экономических ресурсов (энергоресурсы, ресурсы Арктики, запасы пресной воды, лесные ресурсы, территории интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированные трудовые ресурсы и др.);
- защита российского рынка и российского общества от активного применения агрессивных методик информационного влияния;
- защита от навязывания искусственной среды потребления товаров и услуг («зеленая экономика», поощрение трансгендерной медицины, фармацевтики, образования, медиа-услуг и пр.);
- возрастание роли государства как хозяйствующего субъекта и инициатора формирования новых регулирующих институтов экономического развития на национальном и межгосударственном уровнях, а также институтов обеспечения технологического суверенитета и промышленной безопасности суверенных государств.
В докладе «Вызовы трансформации мировой финансовой системы для российской экономики» С.Н. Сильвестров - член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, заслуженный экономист Российской Федерации, директор Института экономической поли-
тики и проблем экономической безопасности, профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации - отметил, что усиление роли англо-американских институциональных монополий, доминирующих в мировой экономике и финансах, затрудняет привлечение материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов с внешних рынков на благоприятных условиях и угрожает введением санкций за несоблюдение международных норм. Вызовы и риски институциональной монополизации глобальной финансовой системы включают правила и стандарты, при помощи которых устанавливаются и поддерживаются условия для неравного обмена, ограничения конкуренции и барьеров для входа на международные рынки. В их числе [6]:
- глобальный корпоративный контроль со стороны немногочисленных финансово-промышленных группировок;
- бумажно-валютный (долларовый) стандарт, биржевое ценообразование на рынках товарно-сырьевых ресурсов;
- мировой межбанковский валютный рынок ФОРЕКС;
- плавающая ставка - LIBOR (London Interbank Offered Rate), (реформа в 2022 г.);
- американские рейтинговые агентства (Moody's, S&P, Fitch и др.);
- англо-американское право;
- англо-американские аудиторские стандарты;
- офшорные юрисдикции.
Современная глобальная финансовая система является одним из основных продуцентов рисков и угроз для стабильности и укрепления потенциала российской экономики. Западными странами активно применяется ESG-подход7 к трансформации глобального управления, включающий ESG-систему управления экологическими, социальными и управленческими рисками на основе соблюдения западных норм экологической, социальной и управленческой безопасности.
Финансовая конструкция ESG расширяет области контроля со стороны существующих глобальных финансовых институтов. В финансовую конструкцию ESG входят центральные банки, создавшие специальную группу по регулированию «зеленой» экономики (Network for Greening the Financial System - NGFS), из которых 60% банков не ограничиваются темой климата и используют более широкий подход на основе ESG-принципов. Последствия такой «стандартизации» выражаются в формировании барьеров входа на внешние рынки нежелательных контрагентов и в санкционном давлении.
7 Аббревиатуру ESG (environmental, social, governance) можно расшифровать как «природа, общество, управление». Это свод правил, ограничений и подходов к ведению бизнеса, которые способствуют его устойчивому развитию.
В завершение доклада С.Н. Сильверстов представил стратегические задачи на перспективу:
- задача № 1: создание системы мониторинга финансово-экономических угроз Российской Федерации. Система мониторинга финансово-экономических угроз представляет собой комплекс средств сбора, анализа и оценки внутренней и внешней открытой информации, влияющей на финансовую и экономическую безопасность Российской Федерации. Данная система позволит иметь актуальную, обобщенную и доступную информацию о потенциальных угрозах. Пользователям системы обеспечивается совместный доступ к унифицированной информации при принятии решений как в повседневной деятельности, так и в условиях целенаправленного финансового воздействия (агрессии);
- задача № 2: создание инструментов защиты финансовой системы и экономики России от деструктивного внешнего воздействия. Результат работы системы мониторинга финансово-экономических угроз позволит накопить уникальную базу фактологической информации и специализированных прогнозных знаний, что даст возможность разработать методики оперативного и стратегического реагирования на планируемые и проявленные угрозы финансово-экономической сфере Российской Федерации. Данная система позволит создать комплексы средств защиты, задействование которых способно минимизировать риски и потенциальные потери для финансового сектора и экономики России (в случае деструктивного внешнего воздействия);
- задача № 3: создание инструментов финансового и экономического противодействия внешним угрозам. Комплексная планомерная реализация предыдущих этапов позволит сформировать рейтинги стран и прочих институтов с потенциальной угрозой для Российской Федерации, определить критически важные точки влияния на этих акторов и создать средства и инструменты превентивного воздействия для пресечения финансового воздействия в отношении Российской Федерации. Данная система также позволит снизить риски для финансовой системы и экономики Российской Федерации, усилить ее, создать инструменты стабилизации на длительные периоды времени, а в случае невозможности полной блокировки внешнего воздействия - восстановить экономику за короткий интервал времени. Система мониторинга финансово-экономических угроз, средств и инструментов противодействия позволит оценить последствия для Российской Федерации от применения превентивных воздействий на «финансового агрессора».
Тема цифровизации экономики, исследования научно-технологической сферы в аспекте экономической безопасности в условиях мобилизационного развития была представлена в докладах П.И. Бурака, С.Н. Митякова, С.В. Шкодинского.
В докладе «Цифровые экосистемы современной экономики в аспекте экономической безопасности» П.И. Бурак - д.э.н., профессор, президент Российской академии естественных наук, директор АО «Институт региональных экономических стратегий» - рассмотрел роль цифровых платформ современной экономики, которые играют ведущую роль в управлении надежным и устойчивым функционированием цифровых экосистем, являясь институтами, определяющими взаимосвязанность, эффективность, конкурентоспособность, интеграцию, ассимиляцию, коэволюцию и адаптацию фирм различной экономической принадлежности. В экосистемах осуществляют деятельность как фирмы традиционной рыночной экономики (фирмы аналоговой, индустриальной экономики), так и фирмы, которые прошли этап цифровой трансформации (цифровые фирмы). Технологически и информационно зрелые фирмы определяются экосистемами в качестве управляющих цифровых платформ. Цифровые платформы реализуют свою деятельность в различных функциональных форматах на микро-, мезо-, макро- и мега-уровнях современной цифровой экономики. Выделяются пять основных типов участников цифровых платформ: заказчики (бенефициары), владельцы (собственники), менеджеры (провайдеры), разработчики (программно-информационного ядра и периферийных элементов) и пользователи (потребители и поставщики работ, товаров и услуг).
Развитие цифровых экосистем предоставляет беспрецедентные возможности для бизнеса современной эпохи, однако при этом возникает потребность в интегрированных управленческих цифровых платформах. Эти платформы задают необходимые параметры для формирования экосистем, способствующих генерации ценностей для их участников. Главенствующая задача таких платформ заключается в обеспечении благоприятных условий для взаимодействия конечных пользователей, облегчая процесс осуществления транзакций. Через цифровые платформы происходит обмен информацией, расширение экосистем за счет подключения новых пользователей от различных компаний, что в свою очередь способствует экономическому преуспеванию участников на широком спектре онлайн-рынков. Применение синдинического метода может быть направлено на изучение причин возникновения рисков в цифровых платформах даже при наличии строгих мер контроля. Этот аналитический подход предлагает стратегии для повышения экономической безопасности цифровых платформ, выявляя системные пробелы, дефициты и разногласия между участниками, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на
деятельность цифровых платформ во всех фазах их жизненного цикла. Эффективность синдинического метода особенно высока при анализе комплексных структур, таких как цифровые платформы и экосистемы. Преимущества синдинического метода заключаются также и в его комплексном, многоаспектном и мультидисциплинарном характере. Он эффективно способствует идентификации потенциальных рисков в системах различной степени сложности, облегчает достижение консенсуса по вопросам безопасности и учитывает, как человеческие, так и организационные факторы на разных уровнях управления. Метод интегрирует пространственно-временные концепции в контексте создания и развития инфраструктуры и предлагает выработку эффективных организационных стратегий для минимизации рисков (основные положения доклада также см.: [7]).
В своем докладе «Мобилизационная экономика в системе обеспечения экономической безопасности России» С.В. Шкодинский - д.э.н., профессор, зав. лабораторией промышленной политики и экономической безопасности Института проблем рынка РАН, профессор кафедры «Бизнес-информатика» МГТУ им. Н.Э. Баумана - рассказал о применении различных моделей мобилизационной экономики в России и других странах мира, а также о возможности их сравнения с помощью системы критериев.
В частности, анализируя перспективы Большого Евразийского Партнерства (БЕП), докладчик представил механизм реализации сценария БЕП с технологическим локомотивом в лице Китая и РФ как курс на создание Евразийского финансового агломерата со своей валютой, которая станет альтернативой американскому доллару [8, с. 52, 60], тем самым снизив мировую финансово-экономическую зависимость от одной страны усилением присутствия и защиты интересов стран-членов в ВТО, МВФ, ОЭСР и других подобных организациях. В рамках БЕП, по мнению С.В. Шкодинского, может быть сформирована система управления торговыми интересами стран-членов на основе гибкого механизма целевого содействия экономическому развитию государств-членов ЕАЭС, который заключается в построении национальных карт приоритетных отраслей развития, оценки их жизненного цикла и потенциала в перераспределении инвестиционных потоков и создании финансово-промышленных групп и кластеров в сопряженных отраслях для построения целостных цепочек создания продукта8.
8 Шкодинский С.В. Мобилизационная экономика в системе обеспечения экономической безопасности России // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Институт проблем рынка Российской академии наук. Научные доклады сотрудников ИПР РАН (Всероссийская научно-практическая конференция «УП Сенчаговские чтения»). http://www.ipr-ras.ru/wp-content/uploads/2024/04/ Презентация-Шкодинского-С.В.-9.04.2024.pdf (дата обращения: 05.10.2024).
Тема цифровизации также получила развитие в докладе «Диагностика мобилизационного развития научно-технологической сферы страны в условиях санкционного давления: стартовые условия», авторами которого являются С.Н. Митяков, д.ф.-м.н., профессор, действительный член РАЕН, директор Института экономики и управления Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, и А.В. Засобин - ассистент кафедры «Цифровая экономика» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.
На конференции было отмечено, что важнейшим условием обеспечения социально-экономической безопасности является сохранение и развитие национального человеческого потенциала, за что в немалой степени отвечает сфера труда, которая сталкивается сегодня с рядом серьезных вызовов. C докладом на тему «Благополучие, связанное с работой, в системе социально-экономической безопасности» выступила И.В. Соболева - д.э.н., г.н.с., руководитель Центра развития человеческого потенциала ИЭ РАН. В макроэкономическом аспекте самым серьезным вызовом является кадровый голод, резко обострившийся под влиянием совокупности разноплановых факторов. В социальном аспекте, с учетом снижения уровня безработицы до аномально низких значений, наиболее очевидной проблемной зоной сферы труда выступает недостаточный уровень доходов от занятости. Однако при этом в тени остаются немонетарные аспекты положения человека в сфере труда, такие как гарантии занятости, условия труда, возможности самореализации и карьерного роста.
Стремительное наступление цифровой экономики благоприятствует росту вариативности условий и форм занятости, что с одной стороны, расширяет возможности для более полного учета индивидуальных требований к рабочим местам, с другой - генерирует дополнительные риски в области соблюдения прав и гарантий в сфере труда. Таким образом, на социально-экономическое положение трудящихся в сегодняшней России воздействует довольно широкий круг факторов, в разной степени затрагивающих различные категории работников.
Для формирования целостной картины социального самочувствия трудящегося населения исследователи все чаще привлекают методологическую концепцию благополучия, связанного с работой (work-related wellbeing), которая наряду с достаточностью дохода от занятости обращает специальное внимание на немонетарные аспекты положения человека в сфере труда. Ряд исследователей трактуют благополучие, связанное с работой, узко выделяя три аспекта, характеризующие процесс труда сквозь призму восприятия работника: интерес к выполняемой работе, испытываемый стресс и удовлетворенность работой в целом. Наиболее продуктивной является интегральная трактовка благополучия, связанного с работой, включающая широкий
круг аспектов, в том числе возможности самореализации и карьерного роста, а также финансовые результаты трудовой деятельности [9].
На основе данных комплексного наблюдения условий жизни населения, в том числе и с привлечением других материалов Росстата, в докладе отслеживаются тенденции изменения объективных и субъективных составляющих благополучия, связанного с работой, для различных категорий трудящегося населения. Выявляются уязвимые зоны, снижающие благополучие, и категории работников, для которых это негативное влияние проявляется наиболее сильно. Показано, что в период обострения кадрового голода в демографическом разрезе позитивные сдвиги профиля благополучия, связанного с работой, характерны, прежде всего, для младших возрастных когорт и лиц старших возрастов, а в аспекте форм занятости - для работников, занятых на стандартных условиях.
Интересный теоретический аспект в своем докладе «Политическая экономия экономической безопасности государства» анонсировал Ю.Г. Павленко - д.э.н., профессор, г.н.с. Института экономики РАН. Ю.Г. Павленко отметил, что политическая экономия тесно связана с изучением проблем социально-экономического развития государства, и соответственно с обеспечением и укреплением его экономической безопасности [10]. Данный подход предполагает акцентирование внимания на взаимоотношениях экономики и политики в контексте взаимозависимости экономических базисных отношений с социально-политической, социально-культурной надстройкой. Задача нивелирования и сглаживания противоречий представляется приоритетной с учетом развития и обострения современных глобальных вызовов. Таким образом, экономическую безопасность следует трактовать в качестве необходимого условия обеспечения субъектности российского государства в геоэкономическом и геополитическом контекстах.
На конференции широко обсуждалась тема региональной экономической безопасности.
В рамках своего выступления на тему «Экономическая безопасность и агломерации в пространственном развитии России» Е.М. Бухвальд - д.э.н., профессор, г.н.с. Института экономики РАН, руководитель Центра федеративных отношений и регионального развития - и О.Н. Валентик - н.с. Института экономики РАН - привели статистические данные, согласно которым в настоящее время в России насчитывается 155,5 тыс. населенных пунктов, из которых 80,2 тыс. (более половины) - с численностью населения до 100 чел. С 2020 г. численность сельского населения сократилась на 588 тыс. чел., в т. ч. на 194 тыс. чел. за 2023 г. Одновременно увеличилось число населенных пунктов без населения - до 24,8 тыс. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 42 агломераций составила 44% от ВРП субъектов РФ в 2022 г. ВДС Московской и Санкт-
Петербургской агломераций суммарно в 2022 г. составила 25,2 трлн руб. (21,2% от ВРП регионов и 48,1% от ВДС 42 агломераций) [11].
Рассматривая существующие виды агломераций (малую агломерацию с населением от 250 тыс. чел.; крупную агломерацию (500 тыс. -1 млн чел. населения); крупнейшую агломерацию (более 1 млн чел. населения)), Е.М. Бухвальд предложил снизить нижний порог агломерации (до 50-100 тыс. чел.) и ввести понятия «средней» (городской) и сельской агломерации. Критикуя существующую практику агломерирования с точки зрения ее соответствия требованиям формирования оптимальной структуры местного самоуправления, автор доклада считает ее одним из многочисленных примеров, когда «эта практика, особенно в сфере управления ключевыми социально-экономическими процессами, далеко не в полной мере соответствует высоким требованиям по обеспечению национальной и экономической безопасности».
При этом остается непроработанным целый ряд вопросов, в том числе следующие [11, с. 1062]:
1. Какие позитивные экономические и социальные эффекты ожидают на местах от процессов агломерирования?
2. Как процедурно следует осуществлять нормативно-правовое закрепление статуса агломерации и необходимо ли такое закрепление?
3. В чем заключается практический смысл дифференциации агломераций по категориям (крупнейшие, крупные и др.)?
4. Предоставляют ли агломерации некую «гарантию» усиления кооперационных связей на территории, и какое влияние здесь имеют механизмы ГЧП?
5. Нужны ли особые институты управления агломерациями и как должно происходить их взаимодействие с органами публичной власти конкретного субъекта Российской Федерации?
Кроме того, Е.М. Бухвальд отметил факторы, позволяющие преодолеть негативные социально-экономические тренды, связанные с процессами агломерирования:
1. Утверждение принципа экономической мотивации всех действий, направленных на создание агломераций, включая учет мнения населения и отдельных муниципалитетов.
2. Разработка нормативных документов, позволяющих включить агломерации в единый социально-экономический комплекс субъекта РФ.
3. Распределение полномочий органов управления агломерациями с действующими структурами субрегионального и муниципального управления.
С целью предотвращения возможных негативных социально-экономических тенденций развития предлагается принять федеральный закон «Об агломерациях» с обязательным его согласованием с законами субъектов Российской Федерации.
Тематика экономической безопасности регионов была представлена на конференции в докладе «Диагностика экономической безопасности регионов с позиции оценки резилиенс-устойчивости и потенциала развития», подготовленном Е.В. Караниной - д.э.н., профессором, зав. кафедрой финансов и экономической безопасности Вятского государственного университета.
Автор отметила, что в 1970-е годы в исследованиях по экологии зародилась концепция стрессоустойчивости (resilience), которая позже стала использоваться и в других научных направлениях, в том числе в психологии, экономике, политологии. Резилиенс-диагностика как диагностика обеспечивает детальное понимание устойчивости на всех уровнях функционирования системы. Резилиенс можно рассматривать как способность системы развиваться и расти в очень трудных условиях. «Безопасность» экономической системы характеризует определенную резистентность и резилиенс-устойчивость - способность системы сопротивляться негативным воздействиям внешней и внутренней среды и при окончании такого воздействия возвращаться на допустимый уровень функционирования системы в течение краткосрочного, в крайнем случае, среднесрочного периода. Отметив актуальность проблемы резилиенс-диагностики в ситуации участившихся природных и рукотворных катаклизмов, автор доклада представила систему оценок уровня безопасности социально-экономической системы региона и методику ее исчисления.
Актуальные вопросы региональной экономической безопасности также нашли отражение в докладах9:
- «Состояние экономической преступности в АПК (региональный аспект)» (авторы - С.А. Коноваленко - к.э.н., доцент, профессор кафедры экономической безопасности; М.Н. Трофимов - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя);
- «Управление ресурсным потенциалом региона через воздействие на объем мультипликативных эффектов» (В.В. Еремин - к.э.н., в.н.с. Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ);
- «Бюджетная безопасность регионов» (Е.А. Ермакова - д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы и банковское дело» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина);
9 Содержание и анализ докладов представлены в Программе Конференци. Программа Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чте-ния»-2024. (Microsoft Word - 04.04.24 \317\ 320\316 \303\ 320\ 300 \314\314\300_ Vin\321\345\355\367.\367\362..doc)(inecon.org) (дата обращения: 05.10.2024).
- «Оценка экономической безопасности Луганской Народной Республики в условиях интеграции» (Т.Н. Кислая - к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности Луганского государственного университета им. В.И. Даля);
- «Экономическое пространство региона: безопасность (мезо-эконо-мическое измерение)» (И.Н. Сычева - д.э.н., профессор, директор Института экономики и управления Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова) и в ряде других докладов.
По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой отмечено, что происходящие в мире перемены - системный кризис существующей модели глобального регулирования, коронакри-зис, потрясший мир в 2020-2022 гг., резко возросший уровень геополитической конфронтации между Западом и Россией в 2014-2024 гг., переход от гибридной войны к открытому военному противостоянию - еще раз подтверждают роль и значимость экономической безопасности как ядра общей системы национальной безопасности РФ.
На наших глазах формируются новые базовые риски и вызовы экономической безопасности России как суверенного государства. В условиях исчерпания модели глобализации и лидерства «золотого миллиарда» идет активный процесс геоэкономической фрагментации мировой экономики и изменения системы экономических и социально-политических приоритетов государств.
Существенные изменения геополитической ситуации и условий социально-экономического развития России, а также произошедшие изменения в нормативно-правовом обеспечении процесса формирования системы документов стратегического управления обусловливают необходимость подготовки новой редакции «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
ЛИТЕРАТУРА
1. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность России: актуальные риски и долгосрочные приоритеты социально-экономического развития (Резолюция по итогам Всероссийской научно-практической конференции VIII Сенчаговские чтения) // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 6. С. 1327-1338. Б01: 10.18334/ес8ес.7.6.121268.
2. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования: Монография / под общ. ред. А.Е. Городецкого, И.В. Караваевой. М.: Институт экономики РАН, 2023.
3. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16.
4. Караваева И.В. Теория экономической безопасности суверенного государства в российской академической науке - к 300-летию РАН // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 4. С. 745-770. DOI: 10.18334/ecsec.7.4.120960.
5. Караваева И.В. Системный кризис 2022: теоретический аспект // Федерализм. 2022. № 2 (106). С. 46-61. DOI: 10.21686/2073-1051-2022-2-46-61.
6. Сильвестров С.Н. Управление глобальными рисками устойчивого развития // Развитие и безопасность. Нижний Новгород, 2023. № 2 (18). С. 4-13.
DOI: 10.46960/2713-2633_2023_2_4.
7. Бурак П.И., Бауэр В.П. Синдинический метод выявления и анализа опасностей для участников цифровых платформ // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 3. С. 499-522. DOI: 10.18334/ecsec.7.3.120754.
8. Шкодинский С.В., Продченко И.А. Мобилизационная экономика: ее возможности и ограничения в обеспечении устойчивого развития России в условиях санкционных вызовов коллективного Запада // Проблемы рыночной экономики. 2023. № 1. С. 48-67. DOI: 10.33051/2500-2325-2023-1-48-67.
9. Соболева И.В. Качество занятости и благополучие, связанное с работой: подходы к измерению // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 3. С. 7-25. DOI: 10.52180/2073-6487_2024_3_7_25.
10. Павленко Ю.Г. Политэкономия социального государства в контексте государственного патернализма: Научный доклад. М.: Институт экономики, 2021.
11. Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Экономическая безопасность и агломерации
в пространственном развитии России // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 5. С. 1055-1074. DOI: 10.18334/ecsec.7.5.121081.
REFERENCES
1. Gorodetsky A.E., Karavaeva I.V., Lev M.Yu. Economic Security of Russia: Current Risks and Long-Term Priorities of Socioeconomic Development (Resolution on the Results of the All-Russian Scientific and Practical Conference VIII Senchag Readings) // Economic Security. 2024. Vol. 7. No. 6. Pp. 1327-1338. DOI: 10.18334/ecsec.7.6.121268. (In Russ.).
2. Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation: Monograph / edited by A.E. Gorodetsky, I.V. Karavaeva. Moscow: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2023. (In Russ.).
3. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection // Problems of Economics. 1994. No. 12. Pp. 4-16. (In Russ.).
4. Karavaeva I.V. Theory of Economic Security of a Sovereign State in Russian Academic Science - on the Occasion of the 300th Anniversary of the Russian Academy of Sciences // Economic Security. 2024. Vol. 7. No. 4. Pp. 745--70. DOI: 10.18334/ ecsec.7.4.120960. (In Russ.).
5. Karavaeva I.V. Systemic Crisis of 2022: Theoretical Aspect // Federalism. 2022. No. 2 (106). Pp. 46-61. DOI: 10.21686/2073-1051-2022-2-46-61. (In Russ.).
6. Silvestrov S.N. Managing Global Risks to Sustainable Development // Development and Security. Nizhny Novgorod, 2023. No. 2 (18). Pp. 4-13. DOI: 10.46960/2713-2633_2023_2_4. (In Russ.).
7. Burak P.I., Bauer V.P. Syndynic method for identifying and analyzing dangers for participants in digital platforms // Economic Security. 2024. Vol. 7. No. 3. Pp. 499-522. DOI: 10.18334/ecsec.7.3.120754. (In Russ.).
8. Shkodinsky S.V., Prodchenko 1A. Mobilization economy: its possibilities and limitations in ensuring sustainable development of Russia in the context of sanctions challenges of the collective West // Problems of market economy. 2023. No. 1. Pp. 48-67.
DOI: 10.33051/2500-2325-2023-1-48-67. (In Russ.).
9. Soboleva 1. V. Quality of employment and work-related well-being: approaches to measurement // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2024. No. 3. Pp. 7-25. DOI: 10.52180/2073-6487_2024_3_7_25. (In Russ.).
10. Pavlenko Yu.G. Political economy of the welfare state in the context of state paternalism: Scientific report. Moscow: Institute of Economics, 2021. ISBN: 978-5-9940-0717-4.
(In Russ.).
11. Bukhvald E.M., Valentik O.N. Economic Security and Agglomerations in the Spatial Development of Russia // Economic Security. 2024. Vol. 7. No. 5. Pp. 1055-1074. DOI: 10.18334/ecsec.7.5.121081. (In Russ.).
Дата поступления рукописи: 01.07.2024 г. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Караваева Ирина Владимировна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора экономической безопасности, зав. кафедрой экономической теории ФГБУН Институт экономики РАН, Москва, Россия [email protected]
Лев Михаил Юрьевич - кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН, Москва, Россия ORCID: 0000-0001-9891-3024 [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Irina V. Karavaeva - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Chief Researcher of the Economic Security Sector, Head of the Department of Economic Theory, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected]
Mikhail Yu. Lev - Cand. Sci. (Econ.), Professor, Leading Researcher at the Economic Security Sector, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
ORCID: 0000-0001-9891-3024 [email protected]
ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: CURRENT RISKS
AND LONG-TERM PRIORITIES (BASED ON THE CONFERENCE
PROCEEDINGS «VIII SENCHAGOV READINGS»)
The article presents the main guidelines and results of the scientific discussions that unfolded during the event held in April 2024 (Russian Federation, Moscow, IE RAS) - the
VIII All-Russian scientific and practical conference of scientists, specialists, university professors and postgraduate students, dedicated to the legacy of the Honored Economist of Russia, Doctor of Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences V.K. Senchagov. The presented material reflects the process of opinions development and formation in the scientific community of new directions of theoretical and organizational-practical research of the economic security of Russia and its regions. The main focus of the conference was the discussion of the problems of economic security of Russia: long-term priorities and modern risks of socio-economic development within the framework of the following discussion areas: strategic priorities of national security of modern Russia in economic and social aspects; economic security institutions: evolution of tasks, functions, management mechanisms; - economy under sanctions and partial economic mobilization through the prism of economic security; new benchmarks for economic security in Russian regions. The broad and active participation of the scientific community (researchers from 29 cities of Russia and the Republic of Belarus, 56 state universities, academies, institutes and organizations attended the forum), the seriousness and significance of the presented research results confirmed the role and importance of economic security as the core of the country's overall national security system, a tool for diagnosing and analyzing the state of the economic system in the face of challenges, threats and risks in the development of modern Russian society.
Keywords: national security, economic security, challenges, threats and risks of socio-economic development, sanctions, mobilization economy, hybrid confrontation. JEL: D81, E60, F52.