УДК 338
DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-35-39
Экономическая безопасность региональной социально-экономической системы и механизм достижения её предпочтительного состояния
Морозов И.В.
Аспирант кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета (Йошкар-Ола)
В современных реалиях проблема поддержания экономической безопасности является актуальной для всех без исключения государств и напрямую связана с сохранением ими суверенитета и субъектности. Для России этот процесс обременен значительными дополнительными издержками объявленной в 2022 г. коллективным Западом экономической войны и для эффективного решения задачи достижения приемлемого уровня экономической безопасности в стране создана общенациональная трехуровневая система, ключевой частью которой являются субъекты Российской Федерации. В пределах предоставленных российским законодательством полномочий власти регионов через созданный ими механизм реализуют собственную политику в данной сфере, оказывая значительное влияние на состояние общенациональной экономической безопасности. Раскрытие заявленной темы позволит выявить роль и значение субъектов РФ в процессе обеспечения экономической безопасности и качественно повысить эффективность государственного управления. Применяя доказательный подход в статье классифицируются угрозы экономической безопасности региональных социально-экономических систем, определяются механизмы и инструменты решения задач по эффективному им противодействию. Используя факторный анализ в работе обосновывается необходимость комплексного подхода к решению проблем обеспечения региональной экономической безопасности, предполагающего наличие у субъектов РФ собственных стратегий и концепций, а также соответствующей нормативно-правовой базы.
Ключевые слова: экономическая безопасность региона, внешние и внутренние угрозы, концепция обеспечения экономической безопасности, механизм обеспечения экономической безопасности, показатели состояния экономической безопасности
Для цитирования: Морозов И.В., Шлычков В.В. Экономическая безопасность региональной социально-экономической системы и механизм достижения её предпочтительного состояния //Вестник экономики,
Шлычков В.В.
Начальник Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Владивостоке
права и социологии. 2024. № 3. С. 35-39. ЕЮ1: 10.24412/1998-5533-2024-3-35-39.
В международный экономико-политологической оборот понятие «экономическая безопасность» ввел Президент США Ф.Д. Рузвельт, который в 1934 г. в рамках провозглашенного курса на усиление регулятивной роли государства в национальной экономике и в целях эффективного противодействия социально-экономическим вызовам и угрозам, связанным с Великой депрессий, учредил Комитет по экономической безопасности [1], тем самым создав для мирового научного сообщества новое направление для исследования. Основной задачей нового органа власти было объявлено восстановление конкурентоспособности американской экономики, решить которую планировалось путем стимулирования развития её традиционно приоритетных отраслей и масштабной финансовой государственной поддержки корпораций.
Реализуя объявленный 32-м Президентом США «Новый курс», власти страны в значительной мере отказались от принципа невмешательства в экономику и разработали достаточно эффективную антикризисную программу, впервые создав государственные институты регулирования рынка, а в целях предупреждения потенциальных кризисных проявлений начали применять новые инструменты прогнозирования развития национальной экономической системы, основанные на комплексной оценке социально-экономических процессов и превентивном выявлении потенциальных вызовов и угроз. Именно анализ итогов этой деятельности властей США, сформулированных в трудах Ф.Х. Най-та, А.С. Пигу, Э.Г. Чемберлина, Дж.М. Кейнса, Й.А. Шумпетера и др., заложил научно-методическую базу для изучения новой научной дисциплины - экономической безопасности.
Теоретические основы понятий «экономическая безопасность», «экономическая безопасность регионов» и отдельных связанных с ними категорий
Представители советских общественно-политических наук в силу отсутствия актуальности данной проблематики для существующей в СССР командно-административной системы управления практически не уделяли экономической безопасности пристального внимания, решая возникающие отдельно связанные с ней задачи в рамках изучения иных разделов экономической науки. После демонтажа Советского Союза и взятием Россией курса на построение демократического социально-ориентированного государства с рыночной экономикой российские ученые начали интенсивную научно-теоретическую разработку этой темы, постоянно наращивая свои усилия в силу возрастания её значимости для дальнейшего эффективного социально-экономического развития страны. Как следствие, отечественная науки на сегодня располагает развернутым теоретическим и методологи-
ческим обоснованием проблем экономической безопасности в работах Л.И. Абалкина, А.И. Архипова, Ф.Н. Борисевича, Е.М. Бухвальда, В.И. Видяпина, А.Е. Городецкого, М.Ю. Глазьева, А.Н. Илларионова, К.Х. Ипполитова, О.А. Мироновой, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова, В.В. Шлычкова, Н.Д. Эри-ашвили и многих других [2-5].
Несмотря на отдельные расхождения в трактовках и акцентах, в настоящее время большинство российских ученых исходят из того, что экономическая безопасность является ключевым элементом и экономическим фундаментом общей системы национальной безопасности, которая «обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов» [6, п. 27] и позволяет сегодня России сохранять свой государственный суверенитет и независимость, эффективно противодействуя актуальным геополитическим и геоэкономическим вызовам и внутренним угрозам.
Официальная трактовка понятия «экономическая безопасность» дана в обновлённой «Стратегии экономической безопасности», которая определят её как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [7]. Разделяя точку зрения ряда авторов о том, что «экономическая безопасность на сегодняшний день представляет собой многоуровневую систему вертикального и горизонтального взаимодействия субъектов» [8], авторы настоящей работы, опираясь на общенаучный метод, выделяют следующие уровни экономической безопасности:
- мегауровень (зона влияния протекающих геополитических и геоэкономических процессов);
- макроуровень (суверенное государство);
- мезоуровень (регион, отрасль, муниципалитет);
- микроуровень (субъект финансово-хозяйственной деятельности в лице предприятия, домохозяйства или отдельной личности).
При этом все перечисленные уровни образуют целостную глобальную структуру обеспечения экономической безопасности, компоненты которой находятся между собой в постоянном взаимодействии и корреляционной зависимости, оказывая как позитивное, так и негативное воздействие на состояние каждого отдельно взятого элемента или конкретного субъекта. Причем находящиеся в постоянно усиливающейся конкуренции субъекты осуществления экономической политики, как правило, стремятся максимизировать свои преимущества и достичь предпочтительных для них целей не только благодаря собственным усилиям, но в том числе и за счет ущемления прав и законных интересов дру-
гих участников хозяйственной деятельности, что нацеливает последних на выработку и реализацию собственной стратегии по противодействию формирующихся для них актуальных вызовов и угроз, которые в самом широком плане можно разделить на внешние и внутренние. Таким образом, с высокой степенью достоверности, можно заявлять о том, что именно результативное и эффективное сопротивление акторов этим вызовам и угрозам в современных реалиях геополитической турбулентности и обострения соперничества за глобальные рынки является обязательным условием сохранения ими независимости и субъектности.
Экономическая безопасность регионов РФ как элемент достижения национальных целей и задач развития страны в долгосрочной перспективе
На сегодняшний день в России сформировалась единая трехуровневая система управления процессом обеспечения национальной экономической безопасности во главе с Президентом РФ и состоящая из федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти субъектов и местного самоуправления. При этом закрепленная в ст.1 Конституции РФ «федеративная» форма национально-государственного устройства [9] предопределила особую роль российских регионов в общественной жизни страны в целом и вопросах обеспечения экономической безопасности, в частности, а состояние их экономической безопасности, является важнейшим фактором для всей Федерации, т.к. данный показатель оказывает значительный синергетический эффект на устойчивость и надежность всей социально-экономической системы России.
Являясь значимыми и активными элементами общегосударственной системы, регионы РФ в сфере обеспечения экономической безопасности осуществляют свою деятельность в рамках российского законодательства и на основании общефедеральной Стратегии, используя при этом единые методы и инструменты, однако имея самостоятельный объект управленческого воздействия - социально-экономическую систему региона. При этом Стратегия обязывает субъекты федерации «осуществлять самостоятельную политику обеспечения экономической безопасности» [7].
Экономическая безопасность российских субъектов обеспечивается через механизм выявления потенциальных и реальных угроз для социально-экономической региональной системы и выработке на основе их оценки актуальных и эффективных мер по противодействию им, в целях купирования и последующей нейтрализации отрицательных факторов, а также параллельной поддержки драйверов роста и укреплении социально-экономического потенциала, позволяющих повысить общую «сопротивляемость» к любому негативному воздействию.
К сожалению, на наш взгляд, данный аспект достижения желаемого состояния экономической безопасности не всегда верно оценивается экспертным сообществом и в научной литературе встречается мнение о том, что «экономическая безопасность государства зависит главным образом от экономических процессов, происходящих во внешней среде» [4, с. 67]. В свою очередь, авторы настоящей работы разделяя мнение о том, что «экономические успехи любого государства определяются в основном тем, что происходит у него внутри» [10], считают возможным транспонировать данный постулат и на региональные системы, рассматривая процесс укрепления потенциала региона в качестве эффективного метода повышения уровня его экономической безопасности [11].
Субъектами процесса обеспечения региональной экономической безопасности являются органы государственной власти и управления соответствующих регионов и органы власти расположенных на их территории муниципалитетов, которые должны не допустить перерастания потенциальных дестабилизирующих факторов в реальные угрозы устойчивости и надежности региональной социально-экономической системы.
Необходимо признать, что результативность любых антикризисных шагов в значительной степени определяется четко сформулированной классификацией существующих и потенциальных угроз для региона, которые условно можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние угрозы, на наш взгляд, подразделяются на:
- геополитические;
- геоэкономические;
- общенациональные (исходящие от деятельности российских субъектов, находящихся вне юрисдикции региональных властей, федеральных органов государственной власти и управления, других субъектов Федерации, корпораций и т.д.).
Внутренние угрозы разделяются на:
- социальные угрозы (отрицательная демографическая динамика и рост миграции; дисбаланс рынка труда; диспропорция в уровнях дохода относительно других субъектов РФ; снижение качества и уровня жизни, коррупция и т.д.);
- финансово-экономические угрозы (продовольственная безопасность; нестабильность региональных рынков; технологическое отставание; износ основных фондов и спад РВП; разрушение инфраструктуры; увеличение регионального госдолга и долга муниципалитетов при росте дефицита регионального и расположенных в нем муниципальных бюджетов; информационная безопасность; снижение инвестиционной активности субъектов и рост объемов неплатежей; снижение экспортного потенциала и интенсивности межрегиональной кооперации; рост доли «серых» зон региональной экономики т.д.);
- экологические.
И если внешние угрозы для регионов формируются в результате изменений геополитической и геоэкономической ситуации или действий субъектов, находящихся вне юрисдикции региональных властей, то источниками внутренних, как правило, являются столкновения частных интересов субъектов (предприятия, домохозяйства, физические лица и т.д.), осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на их территориях.
Текущее состояние экономической безопасности региона фиксирует актуальное «самочувствие» его социально-экономической системы, определяемое на основании ряда показателей и критериев, колебания пороговых значений которых будет сигнализировать о векторе его изменения в краткосрочной перспективе, а выявление и последующий анализ диагностированных тенденцией будет указывать на наиболее вероятное направление трансформации в кратко- и долгосрочной перспективах. В этой связи как никогда возрастает роль постоянно проводимого мониторинга «качественных» и «количественных» характеристик экономической безопасности региона, который необходим для формирования и обновления базы данных, оценка коей в конечном итоге позволит региональной власти повысить эффективность управления рисками на соответствующих территориях.
Несмотря на наличие вариативности российских экспертов и исследователей в вопросах выбора показателей, авторы настоящей работы придерживаются мнения о том, что они должны быть универсальны для всех субъектов РФ и определяться в рамках действующей «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Однако при разработке собственной концепции и выработке стратегии обеспечения экономической безопасности региональные власти, бесспорно, могут установить дополнительные критерии и поправочные коэффициенты действующих показателей Росстата, позволяющие наиболее полно учесть исторические, географические и экологические особенности конкретного региона, а также специфику и структуру его социально-экономического потенциала.
Выводы:
1.Экономическая безопасность регионов является неотъемлемой частью национальной экономической безопасности, которая в значительной мере определяется эффективностью усилий властей субъектов РФ и адекватностью проводимой ими политики по достижению точки защищённости региональной социально-экономической системы от любых внешних и внутренних угроз.
2.Эффективная региональная политика по достижению предпочтительного состояния экономической безопасности должна базироваться на комплексном подходе, использовании цифровых
Экономика
технологий и ИИ, учете федеральной заинтересованности и гармонизации интересов самого широкого круга экономических агентов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в юрисдикции региональных властей.
3. Для укрепления экономической безопасности региональной социально-экономической системы и повышения эффективности деятельности по противодействию формирующимся угрозам каждому региону необходимо создать систему управления экономической безопасностью и разработать соответствующую нормативно-правовую базу, собственные стратегию и концепцию по обеспечению экономической безопасности, определяющие её показатели, а также механизмы, инструменты и методы достижения, сформулированных в них целей.
Литература:
1. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, Центр финансовых исследований, 2015. 46 с.
2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16
3. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. 60 с.
4. Экономическая безопасность в новой реальности. Теория и методология / [О.А. Миронова и др.]; под ред. О.А. Мироновой, В.Л. Поздеева. М.: ЮНИТИ-Дана, 2024. 407 с.
5. Шлычков В.В., Зарезнов Д.А., Квасников В.А. Экономическая безопасность России - актуальные угрозы и контрмеры для их эффективного преодоления // Human Progress. 2023. Т. 9. № 6. С. 12. DOI: 10.34709/IM.196.12.
6. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Гарант.
7. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Гарант.
8. Шлычков В.В., Батайкин П.А., Зарезнов Д.А. Об отдельных аспектах обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности России в условиях внешнеэкономических санкций и проведения СВО // Вестник Удмуртского университета. 2023. Т. 33. Вып. 4. С. 651-658. DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-651-658.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС Гарант.
10. Родрик Д. Сделай сам: почему хорошую экономическую политику нельзя навязать извне. - URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/12 /08/2016/57add3739a794784a22e46ac (дата обращения 12.09.2019).
11. Морозов И.В. Воспроизводство экономического потенциала региона в условиях цифровой экономики. Казань: ООО «Эксперт 16», 2023. 235 с.
Economic Security of the Regional Socio-Economic System and the Mechanism for Achieving its Preferred State
Morozov I.V.
Volga Region State Technological University (Yoshkar-Ola)
Shlychkov V.V Interregional branch of the Federal State Institution "Center for Ensuring the Activities of the Treasury of Russia" in Vladivostok
In modern realities, the problem of maintaining economic security is relevant for all States without exception and is directly related to their preservation of sovereignty and subjectivity. For Russia, this process is burdened with significant additional costs of the economic war declared by the collective West in 2022, and in order to effectively solve the problem of achieving an acceptable level of economic security, a nationwide three-tier system has been created in the country, of which the subjects of the Russian Federation are a key part. Within the limits of the powers granted by Russian legislation, the regional authorities, through the mechanism they have created, implement their own policy in this area, having a significant impact on the state of national economic security. The disclosure of the stated topic will reveal the role and importance of the subjects of the Russian Federation in the process of ensuring economic security and qualitatively improve the efficiency of public administration. Applying an evidence-based approach, the article classifies threats to the economic security of regional socio-economic systems, defines mechanisms and tools for solving problems to effectively counter them. Using factor analysis, the paper substantiates the needfor an integrated approach to solving the problems of ensuring regional economic security, assuming that the subjects of the Russian Federation have their own strategies and concepts, as well as an appropriate regulatory framework.
Keywords: economic security of the region, external and internal threats, the concept of ensuring economic security, the mechanism of ensuring economic security, indicators of the state of economic security