ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В.В. КРИСЮК,
преподаватель
Калининградский государственный технический университет
Вопросы экономической безопасности как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах и областях в настоящее время стоят достаточно остро. Не является исключением и Калининградская область. Неслучайно в последнее время этому региону уделяется много внимания со стороны федеральных властей.
Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.
Площадь Калининградской области—15,1 тыс. кв. км. Она является одной из самых маленьких территорий в России, но по плотности населения — одной из густонаселенных (63 человека на один кв. км, в целом по России — 8,3 человека на один кв. км).
На севере и востоке область граничит с Литовской Республикой, на юге — сРеспубликой Польша, на западе область ограничивает побережье Балтики.
1995 1996 ^^^ Литва
1999 2000 Польша
2002 2003 ^Россия
Источник: Программа социал ьно-эконом ическогоразвития Калининграде кой области на 2007 - 2016 гг.
Рис. 1. Темпы ростаВВП и ВРП в% к 1995 г.
Ближайший областной центр России, Псков, находится от Калининграда на расстоянии 800 км, от Москвы — 1 289 км. Для сравнения: до Варшавы — 400 км, до Берлина — 600 км.
Калининградская область в силу своего геополитического положения находится в особых условиях. При неблагоприятной политической ситуации она сразу оказывается экономически изолированной от основной территории России и, следовательно, проблема обеспечения ее экономической безопасности более актуальна, чем в других регионах Российской Федерации. Соседние государства, Польша и Литва, более экономически развиты, и уровень жизни населения у них выше, что предъявляет дополнительные требования к Калининградской области. Область представляет Россию в Европе и в перспективе не должна по своему развитию уступать европейским странам.
Оторванность области от остальной территории повлекла за собой экономические потери для предприятий и населения региона, обусловлен-
177,8
ные разрывом сложившихся экономических связей, возникновением пограничных и таможенных барьеров. Это явилось дополнительным негативным фактором, приведшим к падению объема производства и разрушению прежнего производственного потенциала, имевшего место в начале 1990-х гг. (рис. 1). В Калининградской области этот процесс носил более серьезный характер, чем в основной части России.
Понятие «экономическая безопасность» стало появляться в России с момента прове-
%
1997
1998
дения активных реформ в экономике. Категория экономической безопасности хорошо и давно известна в практике деятельности управленческих структур стран запада. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Она является частью системы национальной безопасности.
Обеспечение национальной экономической безопасности предполагает гарантированную защиту национальных интересов, пропорциональное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.
Понятие национальной безопасности существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая, экономическая и другие виды безопасности. Все эти составляющие национальной безопасности тесно взаимосвязаны. Но все-таки основой национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность.
Только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития в современном мире.
Экономическую безопасность разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя представляет собой гарантированную защиту от преднамеренных и случайных угроз, исходящих от иностранных государств, экономических или политическихсубъектов.
2000 2001
■ Российская федерация Северо-Западный федеральный округ ^Калининградская область
Источник: Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007 — 2016 гг.
Рис. 2. Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.
Следует отметить, что в СССР вопрос об экономической безопасности трактовался достаточно односторонне и характеризовал действия исключительно внешних факторов, ведь угрозы экономической стабильности государства, по мнению идеологов того периода, были только внешние.
Внутренняя экономическая безопасность означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к случайным и преднамеренным угрозам вследствие различных процессов, которые происходят внутри государства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» экономическая безопасность России — это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Исходя из этого, определяя понятие экономической безопасности, можно говорить об экономической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации, отдельных предприятий, организаций и т. д. И следующим, наиболее существенным, объектом экономической безопасности будет экономическая безопасность отдельного региона, республики, области РФ.
Экономическая безопасность как сложная система состоит из следующих 107,1 подсистем: финансовая; торговая; технологическая; сырьевая; продовольственная; информационная; энергетическая; экологическая.
На данный период времени по своему экономическому развитию и, следовательно, по уровню обеспечения экономической безопасности Калининградская область отстает от среднероссийских показателей и показателей по Северо-Западному федеральному округу (рис. 2).
Кроме того, сравнение подушевого ВРП области с показателями подушевого ВВП
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика аз
соседних стран (рис. 3), исчисленных по паритету покупательной способности, показывает значительное отставание от ближайших соседей.
Не будем проводить дальнейшего анализа критериев и показателей экономической безопасности Калининградской области, так как уже по величине валового регионального продукта на душу населения можно говорить, что состояние экономики области, ее экономическая безопасность находятся не на должном уровне.
Одной из главных составляющих внутренней экономической безопасности как государства, так и региона является продовольственная безопасность.
В тексте обновленного исследования «Право на достаточное питание и на свободу от голода», подготовленного в рамках Комиссии по правам человека экономического и социального совета ООН, представленного и одобренного на 51-й сессии Подкомиссии по предупреждению дискриминации Комиссии по правам человека ЭКОСОС в июне 1999 г., содержится следующее определение продовольственной безопасности: «В настоящее время под продовольственной безопасностью понимается доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровья и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются сравнительно стабильными, и каждый нуждающийся человек может получить продовольствие» [2].
На практике различают следующие уровни продовольственной безопасности: глобальный, межнациональный, государственный, региональный, социальных групп, семейный.
С точки зрения национальной безопасности, наибольший интерес вызывает продовольственная
д 6000
£1 СО
Ш 5000
□ Калининградская область □Литва □Польша
Источник: Программа социально-экономического развития Кшшнин^>адскойобласти на 2007 — 2016 гг.
Рис. 3. ВВП (ВРП)на П™У населения, евро
безопасность на уровне отдельной страны и как ее составляющая — региональная продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность страны складывается из продовольственной безопасности отдельных территорий, регионов (применительно к России — это область, край, республика). Именно на региональном уровне закладывается та основная база, без которой решение национальной продовольственной проблемы невозможно.
Вопрос о региональной продовольственной безопасности в конце 1990-х гг. являлся спорным. Многие исследователи отрицали само понятие «региональная продовольственная безопасность», признавая лишь понятие продовольственной безопасности страны. На данный момент дискуссий по этому поводу уже не возникает. Проблемы обеспечения региональной продовольственной безопасности стали объектом многих научных исследований.
Поскольку регионы России находятся в различном геополитическом положении, имеют различные экономические и климатические потенциалы, то система продовольственной безопасности должна разрабатываться как для России в целом, так и для всех ее субъектов. И в этом отношении для Калининградской области понятие региональной продовольственной безопасности не вызывает ни у кого сомнения.
Конечной целью продовольственной безопасности является потребление продуктов питания. В табл. 1 показано фактическое потребление основных продуктов питания в Калининградской области в сравнении с Российской Федерацией, с Польшей, с Германией. И если по сравнению с Россией все выглядит не так уж и плохо, то до показателей Польши и тем более Германии еще далеко (необходимо иметь в виду, что мясо по Калининградской области и России учитывается с субпродуктами и
-------------------------салом). В последнем
столбце данной таблицы показан процент потребления конкретных продуктов от рекомендованных медициной рациональных норм потребления. Потребление почти всех продуктов меньше рациональных норм, например молока и молочных продуктов потребляется почти в два раза меньше нор-
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год, кг
Продукты Калининград 2004 г. РФ 2004 г. Польша 2000 г. Германия 2000 г. Рациональная норма* % от нормы в Калининграде
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо (без сала и субпродуктов) 62 53 63 88 81 76,5
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 228 233 309 430 392 58,2
Яйца и яйцепродукты штук 186 242 182 225 292 63,7
Рыба и рыбопродукты 16 12 14 23,7 67,5
Сахар 39 37 42 33 41 95,1
Масло растительное 9,2 11,6 18 18,3 13 70,8
Картофель 128 128 131 73 118 108,5
Овощи и бахчевые 108 99 120 87 146 74,0
Фрукты и ягоды 45 45 54 136
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) 98 96 119 79 110 89,1
Примечание: В РФ и Калининградской области мясо включает субпродукты и сало.
*Нормы физиологических потребностей в пищевых продуктах, институт питания, утверждены Минздравом СССР 28 мая 1991 г. Источник: Облкомстат Калининградской области.
мы. Только по картофелю этот показатель на 8,5 % больше рациональной нормы потребления.
Среди показателей продовольственной безопасности особое место занимает уровень самообеспеченности или уровень продовольственной зависимости. Для анклавной зоны, какой является Калининградская область, это особенно важно.
Нестабильность военно-политического положения, наращивание военного присутствия НАТО на границах региона, отсутствие долговременных соглашений и нерешенность транзитного вопроса заставляют более серьезно подходить к данному вопросу. Чем экономически более развита будет Калининградская область, чем более она будет самодостаточна, тем больше гарантий ее безопасности. Одним из важных моментов является продовольственная самообеспеченность. Имея слабо развитый аграрный сектор, и при отсутствии резервных запасов продовольствия область легко может оказаться заложницей неблагоприятной политической ситуации.
Генеральная ассамблея ООН разработала на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению безопасности в мире». В частности, рекомендуемый «потолок» продовольственной безопасности составляет 16 % импортируемой продукции в общем потреблении (в США — 17 %.).
В Калининградской области этот показатель в 2005 г. был равен соответственно:
1) овощи — 38 %;
2) молоко — 17 %;
3) яйца — 2 %;
4) картофель — 11 %.
Уровень самообеспеченности зависит прежде всего от состояния собственного аграрного производства и перерабатывающей промышленности. К сожалению, состояние аграрного сектора оставляет желать лучшего. При низком уровне производства происходят незначительные колебания производства сельскохозяйственной продукции (рис. 4). Так, производство продукции сельского хозяйства за
ш 9000
0,5
108
106
104
102
100
98
96
94
92
90
□□валовая продукция сельского хозяйства, млн. руб.
динамика валовой продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году
Источник: Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007 - 2016.
Рис. 4. Динамика валовойпродокциисельского хозяйства (2000 — 2005 гг.)
последние 5 лет (к 2000 г.) выросло на 0,6 %, производство продукции растениеводства сократилось за тот же период на 2 %, а продукции животноводства возросло на 2,3 %.
Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности в 2005 г. составил 8,2 млрд руб. (100,5 % к 2004 г. в действующих ценах), в том числе животноводства — 4,0 млрд руб. (49 %), растениеводства — 4,2 млрд руб., или 51 % от всей валовой продукции сельского хозяйства.
Но если в денежном выражении мы видим рост валовой продукции сельского хозяйства начиная с 2001 г., то в натуральном выражении все выглядит несколько иначе. Падает производство скота и птицы на убой (сократилось на 10 %), снижается надой молока (табл. 2). В животноводстве за последние пять лет повысилось только производство яиц (на 23 %).
Снижение валовых объемов продукции животноводства связано главным образом со снижением
Таблица2
Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий
Годы Скот и птица на убой (в живом весе), тыс. т Молоко, тыс. т. Яйца, млн шт.
2001 43,8 223,8 208,7
2002 42,6 203,7 235,9
2003 43,2 188,5 206,3
2004 42,4 190,5 185,8
2005 39,6 175,6 257,0
Источник: Облкомстат Калининградской области.
поголовья сельскохозяйственных животных (рис. 5).
В растениеводстве проявляется положительная тенденция роста валовой продукции (табл. 3), что объясняется ростом урожайности сельскохозяйственных культур при отрицательной динамике посевных площадей (рис. 6).
В неудовлетворительном состоянии также находятся сельскохозяйственные угодья. Почти половина площадей не обрабатывается. В настоящее время 35 % сельскохозяйственных угодий с неудовлетворительным состоянием земель трер°ютр0°отпо мелиоративным и агрохимическим мероприятиям.
Важным показателем продовольственной безопасности региона являются размеры запасов продовольствия. По мнению экспертов Международной организации по продовольствию ФАО при ООН, основным показателем продовольственной безопасности государства является размер переходящих запасов зерна, оставшихся на хранении до уборки следующего урожая, и производства зерна на душу населения. Безопасным считается запас, соответствующий 60 дням потребления зерна, или 17 — 20 %.
В Калининградской области таких резервных фондов просто нет. В 2005 — 2006 гг., в связи с проблемой сбыта зерна производителями, правительство имело некоторый резерв для рыночных интервенций. Но в настоящее время регионального резерва нет. Это объясняется отсутствием необходимых складских помещений и организационными причинами.
Как следует из вышесказанного, уровень продовольственной безопасности в Калининградской области не соответствует ее положению и возложенным задачам и требует вмешательства как региональных, так и федеральных государственных органов. Что, главным образом, связано с состоянием агропромышленного комплекса в целом и в большей мере с состоянием сельскохозяйственного производства.
Перед началом Второй мировой войны территория нынешней Калининградской области
0
Таблица 3
Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий; урожайность с убранной площади)
Зерновые Картофель Овощи
Годы Валовой сбор (в весе после Урожайность, Валовой Урожайность, Валовой Урожайность,
доработки, тыс. т) ц с 1 га сбор, тыс. т ц с 1 га сбор, тыс. т ц с 1 га
2001 165,2 20,3 117,5 84 72,2 177
2002 139,8 19,3 166,6 118 70,3 174
2003 220,0 22,9 153,6 111 92,1 237
2004 287,4 27,1 133,9 105 81,5 240
2005 245,7 28,9 123,3 99,5 82,4 245
Источник: Облкомстат Калининградской области.
принадлежала Восточной Пруссии, которая также не имела общих границ с основной территорией Германии. Но в то время политики смогли договориться, и был создан коридор, позволяющий беспрепятственно проезжать из Восточной Пруссии в Германию. Восточная Пруссия была самой большой сельскохозяйственной провинцией Германии. Сельское хозяйство специализировалось по двум направлениям: по производству зерна (в основном рожь и овес), картофеля, а также продукции животноводства.
В 1936 г. на душу населения в Восточной Пруссии производилось: ржи — 263 кг, пшеницы — 69 кг, овса — 123 кг, ячменя — 57 кг, картофеля — 1 075 кг. Животноводство являлось вторым направлением развития сельского хозяйства.
Средний годовой надой молока от одной коровы в 1937 г. достиг 2905 л [3]. Как видим, сельское хозяйство в то время было достаточно хорошо развито, что говорит о достаточно большом производственном потенциале сельского хозяйства Калининградской области.
Как уже указывалось выше, уникальность расположения Калининградской области накладывает свой отпечаток и на обеспечение продовольственной безопасности в этом регионе. Отсутствие сухопутных границ с другими субъектами Федерации делаеттоварообмен с ними затруднительным и пол-
ностью зависимым от грузовой тарифной политики ближайших соседей — Литвы, а в какой-то степени и Польши. Провоз товаров через территорию этих стран сказывается на их конечной стоимости.
И в то же время, исходя из своих личных интересов и выгоды, наши соседи могут в любой момент поменять тарифы или даже перекрыть поставки товаров из остальной части России. Морской путь занимает очень много времени и нерентабелен. Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, вполне будет оправданно, касаясь Калининградской области, ввести понятие «внутренний импорт». Это внесет ясность в грузопотоки, входящие и выходящие из области. Совершенно логичным и последовательным шагом будет ввести и понятие «внутреннего экспорта».
Это придаст особую специфичность понятию продовольственной безопасности Калининградской области по сравнению с другими регионами. Продовольственная безопасность области по своему содержанию стоит ближе к понятию продовольственной безопасности страны, чем к понятию продовольственной безопасности региона. И вместе с тем набор методов по ее улучшению мало отличается от регионального подхода.
Разумным будет в вопросах, касающихся продовольственной безопасности Калининградской области, выбрать стратегическое направление на максимальное самообеспечение региона продовольствием. А такое возможно только при хорошо развитом _#_крс сельскохозяйственном производстве. ф Свиньи Розничные цены на продовольствие за последние четыре года увеличились в Калининградской области в 1990 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 два-три раза. Закупочные цены росли
Источник: Облкомстат Калининградской области. гораздо медленнее, а зерно подешеве-
Рис. 5. Поголовье КРС и свиней в Калининградской области на конец года, ло в два раза [4], что никак не улучши-
тыс. голов ло положение аграрного сектора.
Рост цен на продовольствие ухудшил положение значительной части населения региона, снизился уровень продовольственной безопасности.
Нельзя сказать, что власти сидели сложа руки. С учетом важности данной проблемы принимались шаги к ее решению. Так, в июне 2002 г. администрация выпустила постановление «Об утверждении основных направлений развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2002 — 2005 годы». Но этого явно недостаточно. Сейчас уже можно констатировать, что основные цели и задачи данного документа так и не были достигнуты.
В Калининградской области реализуются крупномасштабные бизнес-проекты. Завершается строительство первой очереди завода по производству сложных комплексных удобрений. Их применение повышает качество и урожайность сельхозкультур, выращиваемых на территории области. В роли инвестора выступает компания ЗАО «АРВИ НПК». Теперь калининградские сельхозтоваропроизводители получат возможность получать минеральные удобрения на месте, экономя на их транспортировке из других регионов России. Осуществляется и ряд других проектов. Для развития сельского хозяйства очень важное значение имеет возможность доступа производителей к кредитам. В рамках национальной программы «Развитие АПК» предусматривается с 2006 г. субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными производителями в российских банках, в размере 95 % ставки рефинансирования. Данные субсидии позволяют крестьянам приобретать технику, скот, ГСМ, удобрение, оборудования и т. д. на кредиты под очень низкие проценты. Данная форма позволяет субсидировать и личные подсобные хозяйства населения. Это очень заметный и важный шаг для
450 400 350 300 250 200 150 100 50
416,3
349 6
314,2
267,7 262,1 262,8
228,3 232,5 240,1 225,4
1990 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Источник: Облкомстат Калининградской области. Рис. 6. Посевные площади в Калининградской области, тыс.га
решения проблемы продовольственной безопасности как для Калининградской области, так и для других регионов России. Не зря многие фермеры стремятся получить данное субсидирование.
Другой не менее важной проблемой развития аграрного производства является проблема сбыта продовольствия местными товаропроизводителями. На сегодняшний момент крестьяне не знают, кому продать зерно урожая прошлого года. Перекупщики зерна предлагают за него цену, не превышающую даже его себестоимости. К сложившейся ситуации привела непродуманная политика в области закупок зерна и муки. Согласование целей различных подсистем продовольственной безопасности (в нашем примере производителей зерна, мукомольных производств и хлебозаводов) согласно предложенной нами модели управления продовольственной безопасностью региона позволило бы ликвидировать данную проблему уже на стадии ее возникновения.
Очень сильное давление на местных производителей продовольствия оказывает внешний фактор. Демпинговые поставки продовольствия из соседних стран с более развитым аграрным сектором внесли немалый вклад в деградацию собственного производства. Разумное ограничение внешнего импорта продовольствия даст возможность развиваться собственному производству. При этом надо учитывать прогноз урожая, себестоимость продукции и цены в розничной торговле. Формами такого регулирования могут быть установление квот, таможенных тарифов и т. д. Все зависит от конкретных условий. Определение конкретных форм и их числовых показателей является многовариантной задачей с многими неизвестными. Для решения подобных задач крайне необходимо создать, как указывалось выше, центр мониторинга продовольственной безопасности региона или поручить выполнение данных функций отделу учета и экономики при министерстве сельского хозяйства области.
Первостепенную роль в любой отрасли экономики играют кадры. Подготовка высококлассных специалистов, способных работать в рыночных условиях, должна стать одним из приоритетных направлений решения проблемы продовольственной безопасности в регионе. В области два вуза готовят специалистов
Посевные площади, тыс. га
с высшим образованием для сельского хозяйства: КГТУ и филиал Санкт-Петербургского университета. Но подготовка кадров осуществляется не на должном уровне. Скудная материальная база, невысокий престиж профессии и, самое главное, ничтожные перспективы дальнейшего трудоустройства не повышают уровня подготовки специалистов. После окончания лишь 15 — 20 % выпускников идут работать по специальности. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, требуется значительное вмешательство государственных органов.
Создание сети консультационных служб даст возможность товаропроизводителям лучше ориентироваться в постоянно меняющихся рыночных условиях.
Системный подход к процессу управления продовольственной безопасности региона предполагает достаточное знание фактического состояния управляющих подсистем и их способности реагирования на те или иные управляющие факторы, иначе управление будет малоэффективным и высокозатратным. Наиболее слабой системой в нашем примере является подсистема производства сельскохозяйственной продукции. Потенциальные ее возможности за последние 15 лет очень снизились. По мнению специалистов, происходит истощение плодородия земли: мы больше забираем от земли, чем вносим. В недостаточном объеме проводятся мелиоративные работы и работы по повышению плодородия почвы. Основные фонды выработали свой ресурс. Во многих хозяйствах не хватает техники, оборудования. Критической остается демографическая ситуация на селе. Практически во многих районах уже некому работать. Очень слаба социальная инфраструктура. Эти проблемы не решить в одночасье. Для их решения потребуются новые национальные или региональные программы.
В современном состоянии сельское хозяйство области слабо реагирует на инновации. Сказывается и отсутствие руководителей, способных правильно управлять имеющимися в их распоряжении экономическими ресурсами. Есть деньги, но их некому давать.
Учитывая большие трудности в решении проблем обеспечения населения региона продовольствием и в поднятии собственного аграрного производства, необходимо разрабатывать и создавать долгосрочные региональные программы развития. В США национальные программы определяют стратегию развития сельского хозяйства. В последнее время такой подход сделан и в Российской
Федерации (национальная программа «Развитие АПК»). Применительно к Калининградской области целесообразным было бы разработать отдельную региональную программу обеспечения продовольственной безопасности.
В области принят Закон Калининградской области от 28 декабря 2006 г. № 115 «Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007 — 2016 годы». В этой программе планируется увеличить за десять лет производство зерна в восемь раз, картофеля — в два раза, молока— в три раза, мяса — в пять раз. Намечена технологическая модернизация сельского хозяйства, и за счет этого предполагается повышение производительности труда на 100 % к уровню 2016 г.
Столь амбициозные проекты заставляют, увы, сомневаться в их осуществлении. Для достижения таких показателей необходим очень большой поток инвестиций в агропромышленный комплекс. А привлечь инвесторов достаточно сложно. Обеспечить конкурентоспособность в сложившихся условиях, учитывая высокопроизводительное сельское хозяйство стран — членов ЕС и открытость границ, будет непросто. Отсутствие квалифицированных трудовых ресурсов также будет достаточно серьезным препятствием. Местный трудовой потенциал за последние 15 лет частично деградировал, значительная его часть перешла работать в другие отрасли экономики. Массовая миграция русскоязычного населения из стран Прибалтики, согласно вышеуказанной программе, на наш взгляд, тоже маловероятна — уровень жизни там гораздо выше и доходы в два-три раза превышают калининградский уровень. Земельный вопрос в Калининградской области тоже еще не до конца решен. Из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы рынок земли отсутствует.
Но в любом случае, если будет достигнуто повышение производства сельскохозяйственной продукции, можно будет говорить о повышении уровня как экономической, так и продовольственной безопасности Калининградской области. И это будет лучше, чем медленная стагнация, имевшая место последние пять лет.
Для повышения уровня продовольственной безопасности в регионе необходимо повышение роли государственного регулирования агропромышленного комплекса, которое должно быть направлено на ликвидацию негативных причин и, на наш взгляд, должно включать следующие слагаемые:
• создание рыночной инфраструктуры;
• регулирование таможенной политики;
• прямую бюджетную государственную поддержку в виде дотаций и компенсаций;
• государственные капитальные вложения;
• товарные кредиты;
• льготные кредиты;
• закупку спецпотребителями и в государственные
фонды;
• гибкую ценовую политику;
• регулирование взаимоотношений между партнерами.
Для своевременного принятия решений по корректировке уровня продовольственной безопасности региона необходимо проводить мониторинг его показателей с определенной периодичностью.
Данные для расчетов показателей продовольственной безопасности могут быть получены из различных ведомств. Сводная информация содержится в областном Управлении по государственной статистике. Информация, касающаяся производства продуктов питания, — в Министерстве сельского хозяйства и рыболовства. Информация о наличии продовольствия на потребительском рынке и о ценах на него — в Министерстве промышленности, малого предпринимательства, потребительского рынка, туризма. Данные об импорте и экспорте продовольствия в Калининградскую область имеются в Таможенном комитете. Информация о социальном положении разных слоев общества — в Министерстве социальной политики и труда.
На данный момент непосредственно вопросами обеспечения продовольственной безопасности Калининградской области и ее мониторинга никто не занимается. Ряд государственных органов обеспечивает решение тех или иных вопросов, касающихся продовольственной безопасности, в пределах своей компетенции. Так, например, министерство сельского хозяйства занимается вопросами производства продуктов питания и их переработки. Вопросами наличия продовольствия на потребительском рынке, его ввоза и вывоза на территорию области занимаются другие органы государственной власти. Единого координационного органа нет. И часто наблюдается рассогласованность действий различных структур.
Для обеспечения четкого функционирования и для оперативного решения вопросов, касающихся продовольственной безопасности региона, мы считаем необходимым создание оперативного центра мониторинга продовольственной безопасности региона (или решение этих вопросов возложить на одно из подразделений правительства области).
Он будет производить сбор необходимой информации, рассчитывать показатели, делать прогнозы развитию ситуации. И на этом основании вырабатывать необходимые решения. В пределах своей компетенции давать указания соответствующим органам власти или выходить с предложениями к руководству нашего региона. Данный рабочий орган должен выполнять следующие задачи:
1) осуществлять текущий мониторинг продовольственной безопасности региона;
2) делать анализ состояния продовольственной безопасности региона;
3) делать прогноз развития агропромышленного комплекса, экспорта и импорта продовольствия и потребления продуктов питания населением области;
4) выходить с предложениями к руководству области по улучшению ситуации в продовольственной безопасности;
5) давать конкретные рекомендации соответствующим службам по повышению уровня продовольственной безопасности;
6) выходить с предложениями о создании специальных программ, затрагивающих проблемы производства и потребления продовольствия в регионе;
7) публиковать периодические отчеты о состоянии продовольственной безопасности области и о качестве продуктов питания. Координирование вопросов, касающихся
продовольственной безопасности, необходимо будет возложить на департамент или совет по продовольственной безопасности. В его состав, согласно действующей структуре управления, должны входить: министр сельского хозяйства, министр промышленности, малого предпринимательства, потребительского рынка, туризма, министр социальной политики и труда и ряд других руководителей. Возглавлять совет должен один из заместителей губернатора (вице-премьер). Упрощенная модель управления продовольственной безопасностью показана на рис. 7.
Непосредственно объекты управления продовольственной безопасностью объединены в три подсистемы. Безусловно, эти подсистемы взаимосвязаны между собой, но вместе с тем каждая из них имеет свои цели и задачи, которые не всегда совпадают, а очень часто могут и противоречить друг другу. Например, подсистема производства продовольствия заинтересована в наращивании объемов производства. Для подсистемы потребления не всегда важным является вопрос происхожде-
Рис. 7.Модель управления продовольственнойбезопасностью региона
ния продовольствия, своего оно производства или импортного, что очень часто наблюдаетсяв таких крупныхгородах,как Москваи С анкт-Пете рбург. Закупая импортное продовольствие, руководство тем самым подрывает свою подсистему производства продовольствия.Что, в конечном итоге, приводит к снижению жизнеспособности всей системы продовольственной безопасности. В этом ракурсеоченьважносделать правильную оценку связей внутри системы, и в нашем сл^ае — меязду подсистемами.
На основании данных центра мониторинга и егопредложений советдолженпринимать необходимые управленческиерешения иконтролировать
их выполнение или выходить с предложениями в вышестоящие органы для исправления ситуации.
Практическая реализация предложенной модели управления продовольственной безопасностью региона в совокупности с другими направлениями деятельности позволит, как мы думаем, решить проблему обеспечения как продовольственной, так и экономической безопасности Калининградской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Действующее международное право. Т. 2. — М.: Международные отношения, 2002. С. 104.
2. Закон Калининградской области от 28 декабря 2006г. № 115.
3. В. С. Бильчак, В. Ф. Захаров. Региональная экономика. Янтарный сказ. — Калининград. 1998 С. 71.
4. А.Л. Гусев. Об упущенных возможностях. — Эксперт Северо-Запада. №24. 27 июля 2005 г. С. 44 - 45.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимостьоднойпубликации-2950руб.(втомчисле НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. Приединовременнойоплате публикациигодовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]