Научная статья на тему 'Экономическая безопасность Калининградской области'

Экономическая безопасность Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3083
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шулькина Т. М.

Приведены важнейшие индикаторы экономической безопасности Калининградской области. Проведен сравнительный анализ развития административно-территориальных образований региона по различным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic safety of the Kaliningrad region

The basic indicators of economic safety of the Kaliningrad region are revealed. The comparative analysis of development of administrative-territorial formations of region by various criteria. The author has carried out.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность Калининградской области»

Моделирование в управлении внешнеэкономической деятельностью

образования: Сб. материалов к заседанию экономической секции междунар. науч.-практ. конф. по проекту «Еврофакультет — Калининградская инициатива». Калининград: Изд-во КГУ, 2002. С.102—107.

Об авторе

Н.Ю. Бородавкина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта. УДК 332.055

Т.М. Шулькина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Приведены важнейшие индикаторы экономической безопасности Калининградской области. Проведен сравнительный анализ развития административно-территориальных образований региона по различным критериям.

The basic indicators of economic safety of the Kaliningrad region are revealed. The comparative analysis of development of administrative-territorial formations of region by various criteria. The author has carried out.

Для Калининградской области значение экономической безопасности (ЭБ) заключается в создании материальной основы жизнедеятельности региона, что особенно важно в условиях его оторванности от основной территории Российской Федерации. В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский союз обострились проблемы защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов области.

Именно в сфере обеспечения экономической безопасности должна быть сосредоточена деятельность государства по защите экономических интересов разноуровневых объектов социально-экономической системы региона. Немаловажное значение обеспечения экономической безопасности Калининградской области актуализируется в свете реализации национальных интересов РФ в Балтийском регионе. Прежде всего речь идет о сохранении единого экономического пространства после расширения ЕС и НАТО на восток.

Происходящие трансформации геополитического пространства Европы обостряют проблемы безопасного развития эксклавного региона, требуют выработки адекватных новым условиям управленческих решений в сфере экономической безопасности как на региональном, так и федеральном уровнях.

Исследования состояния экономической безопасности области, проведенные в соответствии с методикой сопоставления фактических и предельно допустимых (пороговых) значений индикаторов ЭБ, свидетельствуют о низком уровне ее обеспечения (табл. 1).

103

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 103 — 110.

104

Таблица 1

Важнейшие индикаторы ЭБ Калининградской области в 2004 году

Индикаторы экономической безопасности ЗТ ПЗ Калининградская область В среднем по субъектам РФ

ФС СФПЗ ФЗ СФПЗ

Падение ВРП к уровню 1990 года, % 30 40 51 0,78 68 0,59

Объемы инвестиций, % к ВРП 35 25 24,8 0,99 19 0,73

Расходы на научные исследования, % к ВРП 5 2 0,65 0,32 1,2 0,60

Глубина спада промышленного производства, % к 1990 году 40 50 61 0,82 56 0,89

Глубина спада производства сельхозпродукции, % к 1990 году 40 50 67 0,75 52 0,96

Доля машиностроения в промышленном производстве, % 35 20 14 0,7 18 0,9

Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции, % 15 6 1,5 0,26 7,2 1,2

Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, % 15 10 2,4 0,2 10,1 1,1

Степень износа основных фондов, % 50 70 80 0,87 75 0,93

Коэффициент обеспеченности финансовыми ресурсами 1,2 1 0,70 0,53 0,78 0,60

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, % 5 10 27,2 0,37 30,1 0,33

Уровень депопуляции, чел. 1 1,9 0,53 0,61 1,64

Децильный коэффициент 5 р. 10 р. 7,7 1,3 13,2 0,76

Уровень безработицы % 3 7 2 3,5 7,4 0,74

Примечание: ЗТ — значения "тревоги" индикаторов ЭБ; ПЗ — пороговые значения индикаторов ЭБ; ФС — фактическое состояние индикаторов ЭБ; СФПЗ — соотношение фактического и порогового значений индикатора ЭБ.

Как видно из таблицы 1, масштабы спада производства за последние 15 лет представляют серьезную угрозу экономической безопасности области (глубина спада промышленного производства с 1990 по 2004 год составила 61 %).

Усугубляет ситуацию структурная деформация экономики: доля обрабатывающей промышленности, имеющей ключевое значение для жизнеобеспечения населения и полноценного развития экономики региона, в 2004 году составляла 21 % в промышленном производстве (в среднем по РФ — 75 %, порог — 70 %). Доля машиностроения, в котором сосредоточены высокотехнологические производства, в 2004 году

составляла 14 % в промышленном производстве (порог — 20 %). Анализ данных об объемах промышленной продукции на душу населения по регионам Северо-Западного федерального округа показывает, что во всех регионах начиная с 1999 года отмечается рост. Однако темпы роста объема промышленной продукции на душу населения в 2004 году в Калининградской области ниже, чем в среднем по регионам СЗФО.

Следует отметить, что среди проблем экономической безопасности особое место занимает состояние научно-технического потенциала. Следствием процесса снижения инновационной активности (расходы на науку в 2004 году составили 0,65 % от ВРП, что в 1,4 раз меньше предельно допустимого значения) и разрушения научно-технического потенциала Калининградской области (из 43 крупных научно-исследовательских организаций области функционирует 16) является сокращение доли новых видов продукции в промышленном производстве (в 2004 году доля новых видов продукции в промышленном производстве составила 1,5 %, при пороге — 6 %, причем этот показатель в среднем по РФ равен 7,2 %; доля в экспорте высокотехнологичных видов продукции — 2,4 %, при пороге 10 %, а в среднем по РФ — 1,2 %).

Вызывает тревогу продолжающийся процесс деградации сельского хозяйства области (спад производства в сельском хозяйстве за период с 1990 по 2004 г. составил 67 %, что на 16 % больше, чем в среднем по РФ) порождает угрозу продовольственной безопасности (по основным продуктам питания сельское хозяйство Калининградской области обеспечивает население региона в среднем на 60 %), способствует росту зависимости от импортной продукции (доля импортных продуктов питания в 2004 году составила 60 %, в среднем по РФ — 30 %, пороговое значение индикатора — 25 %), отрицательно влияет на уровень жизни населения сельских районов области.

Кроме того, деструктивные процессы в реальном секторе экономики отражаются на состоянии социальной сферы. Последствия ухудшения условий жизнедеятельности большинства населения области приводят к ослаблению физического и психического здоровья людей; сокращению продолжительности жизни; люмпенизации малообеспеченных слоев населения; потере квалификации; росту социальной напряженности; формированию сепаратистских тенденций и другие.

Снижение жизненного уровня населения приводит к депопуляции региона, начавшейся в 1999 году. Несмотря на положительное сальдо миграции, население области за 1999 — 2004 годы сократилось на 0,6 %, что составляет 8,1 тыс. чел. Следует отметить, что постоянно растут показатели смертности населения. Естественная убыль населения в течение последних 4 лет увеличивается в среднем на 10 % в год. С 1996 года и по настоящее время отмечается постоянный рост заболеваемости практически по всем отслеживаемым категориям, в том числе в 2004 году по сравнению с 1996 годом количество инфекционных и паразитарных болезней возросло на 22 %, на 55 % — болезней эндокринной системы, расстройства пищеварительной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета и т. д.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2004 году составила 27,2 % населения, то есть 258,2 тыс. человек фактически находятся за чертой бедности. Сле-

105

106

дует отметить, что по сравнению с 2001 годом значение данного показателя сократилось на 13,5 %, однако остается неудовлетворительным с точки зрения экономической безопасности (порог — 10 %).

По сравнению с 1990 годом значительно снизилась покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения: по мясу — в 2,7 раза; по рыбе в 5,7 раза; по молоку — в 3,9 раза, по сахару — в 1,4 раза. В результате изменилась структура потребления основных продуктов питания населением области. Так, потребление мясопродуктов по сравнению с 1990 годом сократилось на 12 %; молочных продуктов — в 2 раза; рыбопродукции — на 17 %. На этом фоне возросло потребление картофеля — на 29 % и хлебных продуктов — на 33 %. Среднесуточный рацион жителя Калининградской области по сравнению с 1990 годом сократился в среднем на 1200 калорий и составляет 2150, что на 28,3 ниже порогового значения, установленного ФАО и соответствующих медицинских норм.

Особо тяжелая ситуация сохраняется в сельской местности. Так, среднемесячная заработная плата среднестатистического жителя Славского района в 2004 году была 2720,9 рублей, что составляет 45 % к среднеобластному уровню и 35 % к среднероссийскому уровню.

Одним из факторов, определяющих состояние экономической безопасности области, выступает равномерность развития административно-территориальных образований (АТО), входящих в ее состав. В рамках исследований по обеспечению экономической безопасности Калининградской области был проведен сравнительный анализ развития административно-территориальных образований региона по социально-демографическому, производственно-хозяйственному и финансовому критериям (табл. 2). Полученные результаты свидетельствуют о крайне неравномерном развитии городов и районов области, многие из которых с точки зрения экономической безопасности находятся в кризисной ситуации.

Таблица 2

Показатели, характеризующие социально-демографическую ситуацию в АТО Калининградской области в 2004 году (на 1000 населения)1, чел.

АТО Естественная убыль населения Миграционный прирост (+), убыль (-) Общий прирост (+), убыль (-) Уровень зарегистрированной безработицы, % Средняя начисленная з/п, на крупных и сред. предпр. руб.2

Калининградская область -6,7 4,0 - 3,7 1,6 6046,4

1Основные показатели развития городов и районов Калининградской области в 1999-2002 гг., ТОФСГ по Калининградской области, 2003, 2004 гг.; Основные показатели развития экономики и социальной сферы АТО Калининградской области, ТОФСГ по Калининградской области, 2004.

2 Среднемесячная начисленная заработная плата работников на крупных и средних предприятиях, руб.

Окончание табл. 2

АТО Естественная убыль населения Миграционный прирост (+), убыль (-) Общий прирост (+), убыль (-) Уровень зарегистрирован-ной безработицы, % Средняя начисленная з/п, на крупных и сред. предпр. руб.3

В том числе города:

Калининград -6,3 0,37 -,93 0,7 6562,7

Пионерский -7,5 5,9 -1,6 1,4 3887

Советск -13,0 5,4 - 7,6 1,5 4400

Городские округа В том числе:

Балтийский -1,4 7,2 5,8 1,9 4850

Светлогорский -4,5 5,0 0,5 2,0 4511

Светловский -4,7 5,3 0,6 2,5 4670

Районы В том числе:

Багратионовский -4,6 9,9 5,3 0,5 4120

Гвардейский -9,8 -1,3 -11,1 4,1 3220

Гурьевский -3,7 19,5 15,8 1,9 4945

Гусевский -7,0 5,8 -1,2 4,1 3310

Зеленоградский -7,1 3,0 -4,1 2,1 4124

Краснознаменский -7,0 14,6 7,6 3,0 3150

Неманский -11,4 16,0 4,6 5,2 3830

Нестеровский -2,3 9,1 6,8 1,4 4256

Озерский -7,4 -7,6 -15,0 2,5 3786

Полесский -8,9 12,1 3,2 3,3 3500

Правдинский -9,0 8,4 -0,6 1,1 2985

Славский -9,6 14,9 5,3 3,2 2721

Черняховский -8,7 10,5 1,8 2,6 2910

107

По совокупности социально-демографических показателей наиболее кризисная ситуация складывается в Советске, а также в Озерском и Неманском районах. Наиболее благоприятная — в Нестеровском и Гурьевском районах, а также в Балтийском городском округе.

В Калининградской области продолжает набирать силу процесс депопуляции. Если в 2003 году население области сократилось на 6996 человек, то за аналогичный период 2004 года уже на 7465 человек, что на 6,7 % больше. Наибольшая смертность населения в 2004 году отмечена в Неманском районе -20,5 и г. Советске — 20,4 чел. на 1000 человек населения (для сравнения наименьшая — в Нестеровском районе — 12,4 и Светлогорском округе — 11,4 (чел. на 1000 чел. населения). Наибольшая рождаемость традиционно отмечается в сельской местности: лидируют Нестеровский (10,1 чел. на тыс. чел населения), Краснознаменский

3 Среднемесячная начисленная заработная плата работников на крупных и средних предприятиях, руб.

Т.М. Шулькина

(9,7) и Гурьевский (9,6) районы. Таким образом, дифференциация АТО по показателю естественной убыли населения составляет 82,3 % (табл. 3).

Таблица 3

Дифференциация АТО по социально-демографическим показателям4

108

Показатель Значение отклонения, %

Естественная убыль населения, чел. (на 1000 чел. населения) 82,3

Миграционная привлекательность 150

Средняя начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях, руб. 60,8

Уровень зарегистрированной безработицы, % 90,4

Уровень преступности 72,3

Итого среднее отклонение по совокупности показателей 91,2

Наиболее привлекательными с точки зрения анализа миграционных потоков являются: Гурьевский (миграционный прирост — 19,5 чел. на 1000 чел. населения), Неманский (16), Славский (14,9), Краснозна-менский (14,6). Наименьшей популярностью среди мигрантов пользуются: Озерский (-7,6) и Гвардейский (-1,3). В этих районах отмечается миграционный отток населения.

Привлекательность тех или иных АТО Калининградской области определяется в первую очередь доступностью жилья и социально-экономическими условиями дальнейшей жизнедеятельности, а также зависит от уровня доходов мигрантов. Так, можно отметить, что населения Гурьевского района пополняется преимущественно за счет людей с доходами выше среднего. Большой процент в данном миграционном потоке занимают переселенцы из г. Калининграда, которых привлекает возможность строительства собственного дома в относительно экологически благополучной зоне, малоудаленной от областного центра. В Славский район переезжают в основном граждане с невысоким уровнем доходов, привлекаемые более низкой стоимостью жилья.

Анализ уровня качества жизни населения АТО Калининградской области позволяет говорить о том, что наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека созданы в г. Калининграде и других городах области (Светлогорске, Балтийске, Зеленоградске и др.). Из районов области можно выделить Багратионовский, Неманский и Гурьевский.

Существенная разница (в 2,5 раза) отмечается в оплате труда. Диапазон среднемесячной начисленной заработной платы работающих на крупных и средних предприятиях и организациях составляет от 6562,7 рублей в Калининграде до 2720,9 рублей в Славском районе. Из районов области наибольшая заработная плата у жителей Гурьевского района (4946 руб.) и Нестеровского (4256 руб.). Разница в оплате

4 Рассчитывается как разница значений показателя по наиболее и наименее благополучным АТО.

труда жителей АТО Калининградской области, по данным статистики, составляет 60,8 %. Однако, следует отметить, что данные приведены по крупным и средним предприятиям, которых в районах области мало. Таким образом, реально заработная плата большинства жителей сельских районов области значительно ниже.

По показателям обеспеченности населения жильем, врачами, школами, библиотеками, культурно-развлекательными заведениями и т. п. бесспорно лидирует областной центр. Из районов области можно выделить Черняховский, Багратионовский, Гурьевский и Неманский.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ криминогенной обстановки за ряд лет показал, что наибольшее число правонарушений в расчете на 10 тыс. человек совершается в Зеленоградском, Краснознаменском и Славском районах. Дифференциация АТО по данному показателю составляет в среднем 72,3 %.

Суммируя результаты анализа развития АТО, с определенной долей условности можно дать рейтинговую оценку уровня кризиса (рис.).

1GG-I У \

9G- 8G- / г

/ 1

7G- /

6G- ✓

5G- ✓

4G ✓

3G- ✓

2G-

1G ✓

G А

нормальное предкризисное кризисное критическое

□ Калининград

□ Светлогорский

□ Нестеровский

□ Краснознаменский

□ Пионерский

□ Черняховский

□ Светловский

□ Балтийский ■ Гурьевский

□ Зеленоградск

□ Багратионовский

□ Советск

□ Гвардейский

□ Полесский

□ Правдинский

□ Славский □Гусевский

□ Озёрский

□ Неманский

Рис. Оценка состояния экономической безопасности АТО Калининградской области

С целью преодоления неравномерного социально-экономического развития региона как единой социально-экономической системы, имеющей пространственные ограничения, видится целесообразным реализовать систему мер, направленных на повышение равномерности развития административно-территориальных образований Калининградской области. Для этого необходимо:

• инициировать комплексное научное исследования о изучению процессов, происходящих в демографической сфере региона (включая исследования физического и психического здоровья населения; соци-

1O9

110

альной активности и мотивационных механизмов различных слоев населения; специфики социального характера региона);

• разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на преодоления начавшегося процесса депопуляции в регионе;

• усовершенствовать финансовое обеспечение всех намеченных социальных программ, для чего необходимо разработать механизм концентрации средств, предназначенных для реализации социальных мероприятий, используя при этом возможности государственного казначейства, а также создание устойчивых внебюджетных источников поступления средств, в фонды социальной поддержки населения;

• создать надежную информационную базу для успешного осуществления намеченных мероприятий. Для этого ввести в практику деятельности администрации области и муниципальных образований систему мониторинга экономической безопасности по социальной сфере, а также ежеквартальный расчет и пересмотр величины минимального потребительского бюджета и его публикацию в средствах массовой информации;

• определить наиболее эффективные пути, средства и формы социальной помощи с учетом социально-демографических особенностей населения;

• обеспечить реализацию конкретных мероприятий по повышению жизненного уровня населения с учетом отраслевых и территориальных различий;

• оценивать процессы формирования угроз безопасному развитию региона и их влияние на социально-демографическую сферу области.

Закономерно, что среди угроз экономической безопасности важное место занимает проблема обеспечения эксклавного региона энергетическими ресурсами. Топливно-энергетический комплекс области обеспечивает потребность региональной экономики в электроэнергии лишь на 5 % (при том, что промышленный комплекс области работает не на полную мощность). Остальные 95 % электроэнергии поставляются из России через Литву из системы РАО ЕЭС России, в основном с Ленинградской АЭС. Природный газ область получает по ветке «Сияние Севера». Транзит электроэнергии способствует ее существенному удорожанию. Кроме того, гипотетически существует угроза приостановления транзита электроэнергии через территории сопредельных государств, а также изменения транзитных тарифов и норм. Энергетическая зависимость региона может стать мощным козырем в руках политических оппонентов.

Вступив в Евросоюз, Литва вынуждена перейти на европейскую систему энергоснабжения, подключившись к Балтийскому энергетическому кольцу, что значительно осложнит проблему обеспечения электроэнергией Калининградского региона.

Все эти и другие проблемы экономической безопасности требуют более углубленных научных исследований.

Об авторе

Т.М. Шулькина — канд. экон. наук, доц. РГУ им. И. Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.