УДК 346.548
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
© Галина Петровна ЖУРАВЛЕВА
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Экономическая теория», заслуженный деятель науки РФ, e-mail: [email protected] © Валентина Викторовна СМАГИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике, e-mail: [email protected]
Экономическая модель каждой страны формируется с использованием экономических, культурных и политических особенностей исторически обусловленного развития стран, формирования предпочтительной в этих целях информационной, правовой и силовой инфраструктур. Сегодня идет напряженная борьба за контроль на международном рынке. Поэтому экономические интересы каждой страны должны отражать ее внутренние потребности государств, учитывая те реальные угрозы, которые несут мировые хозяйственные отношения.
Ключевые слова: экономическая безопасность; национальные интересы; показатели экономической безопасности.
Проблема экономической безопасности стала активно обсуждаться учеными и политиками России как серьезнейшая проблема современности в конце прошлого столетия в связи с нарастанием темпов глобализации в мире.
По вопросу о сущности экономической безопасности в современной российской литературе существует достаточно широкий спектр мнений. Профессор В.К. Сенчагов определяет «сущность экономической безопасности как такое состояние экономики и института власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [1, с. 714].
Не впадая в дискуссию, согласимся со следующим определением.
Сущность экономической безопасности России состоит в возможности и способности экономики обеспечить достойное качество жизни населения на уровне развитых стран мира, социально-экономическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах
всех видов ресурсов и неистощимом использовании природных факторов [2].
Среди важнейших составляющих экономической безопасности государства в условиях глобализации следует назвать безопасность:
- энергетическую;
- валютно-финансовую;
- продовольственную;
- экологическую;
- интеллектуально-технологическую и информационную.
Энергетика в современном мире играет большую роль в удовлетворении потребностей и социально-экономическом развитии страны [3]. При этом потребление энергоресурсов растет, что создает противоречия между странами, имеющими энергетические ресурсы, и государствами, вынужденными их импортировать.
Энергетический комплекс, являясь одной из составляющих независимости государства, не только гарантированно обеспечивает население и предприятия своей продукцией по относительно низким ценам, тем самым косвенным образом субсидируя всю отечественную промышленность, но и служит основным источником золотовалютных поступлений и запасов нашей Родины за счет экспорта природного газа, нефти и их производных.
Обладая не менее 30 % мировых запасов природного газа и 10 % нефти, российская экономика испытывает многолетний дефицит капиталовложений. Потребность нефтегазового комплекса в инвестициях составляет 17-20 млрд долл. в год, а объем всех реальных российских инвестиций вдвое меньше. В современной России добыча нефти и газа имеет выраженную экспортную направленность.
Валютно-финансовой безопасности соответствует крепкая национальная валюта. Укрепление национальной валюты в РФ в начале XXI в. помогло обуздать инфляцию. В то же время непрекращающееся укрепление рубля приводит к замещению внутреннего производства импортом, что вызывает сокращение и снижение производства на российских предприятиях, снижение доходов населения, рост безработицы. Современный международный опыт свидетельствует о положительном влиянии на экономику и ее безопасность удержание или даже ослабление курса национальной валюты (в Китае и Японии).
Продовольственная безопасность предполагает предупреждение чрезмерной зависимости страны от импорта продуктов питания.
Проблема в том, что в развитых странах (прежде всего, в США и странах Евросоюза) в последние десятилетия интенсификация производства привела к избытку ряда видов продукции. Это вызвало потребность в расширении рынка сбыта, в т. ч. и с применением недобросовестной конкуренции между странами монополистами и спровоцировало обострение отношений между развивающимися странами, имеющими возможность поставлять часть продукции за рубеж.
Экологическая безопасность включает такие компоненты окружающей среды, как здоровье воздушной и водной среды, плодородие почвы, в достаточном объеме и требуемого качества природных ресурсов - биологических и минеральных, которые необходимы для развития национальной экономики мирового хозяйства, требуемых генофондом. Перспективы экологической безопасности -сохранение окружающей среды для будущих поколений [4].
Основными методами ее обеспечения на современном этапе развития человечества могут и должны стать рыночные, поскольку
вредные технологии затратны и уже сегодня перестали быть экономически и социально выгодными. Потребители (хозяйственные субъекты) выражают готовность оплачивать включенные в цену товара расходы, связанные с использованием новой технологии для усиления защиты окружающей среды.
Безопасность в интеллектуально-технологической сфере направлена на предотвращение или минимизацию угрозы злоупотреблений в использовании патентов на изобретения, конфиденциальной информации (ноу-хау), товарных знаков и других видов интеллектуальной собственности.
В настоящее время жизнь общества характеризуется всевозрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации, которая существенным образом зависит от информационного обеспечения безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Роль информации в развитии общества постоянно увеличивается и, как следствие, ведет к наращиванию информационных угроз безопасности личности, общества, государства.
Т ехнологически-информационное обеспечение безопасности - это совокупность аппаратных и программных средств, создающих доступ, конфиденциальность, сохранность информации в современных информационных (компьютерных) сетях. Речь идет о специфическом социотехническом феномене, который в 1970-е гг. именовался «компьютерной безопасностью», в 1980-е гг. - «безопасностью данных», а сегодня получил название «информационная безопасность» или «информационное обеспечение безопасности».
«Информационное обеспечение безопасности» достигается мерами по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе, в результате чего ее целью
становится обеспечение безопасности функционирования информационных систем. Главным объектом защиты является сама информация, а также информационная инфраструктура.
Социокультурный подход в качестве главных объектов безопасности выделяет личность, общество, государство и ориентирован на удовлетворение их информационных потребностей и интересов.
Для оценки экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения, т. е. предельные величины, критическая масса которых представляет реальную угрозу для экономической безопасности страны.
Так, в экономике России уровни падения ВВП, доли импортных продуктов питания, удельного веса в экспорте товаров обрабатывающей и высокотехнологичной продукции превышают предельно-критические значения показателей в мировой практике на 10-28 %, а по доле государственных ассигнований на науку - в 6,2 раза. Это угрожает нашей стране деиндустриализацией экономики, разрушением интеллектуального капитала, падением инвестиционной активности. Для обеспечения экономической безопасности и повышения уровня жизни населения в ближайшие 2-3 года прирост ВВП должен составлять 2-3 %, а через 5-7 лет - 7-10 %. Не менее важным показателем для экономической безопасности России выступает уровень инфляции, не превышающий 5-6 % в год. Существенно подрывает экономическую безопасность России рост криминализации, которая охватила более 40 % предприятий и 70 % коммерческих услуг. Для обеспечения экономической безопасности необходимо укрепление государственной власти и повышение доверия к ее институтам.
Экономическая безопасность - это не только характеристика состояния макроэкономической системы, но и целевая функция политики, отражающая защищенность национальных экономических интересов.
Национальные интересы России как и любой другой страны включают основополагающие цели: государственную независимость, защиту территории, процветание народа и его благополучие, совершенствование жизнедеятельности, сохранение и развитие культурно-духовных ценностей.
Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.
Россия является:
- с точки зрения исторической - наследницей Древней Руси, Московского царства, Российской империи и Союза ССР;
- с точки зрения геополитической -территорией, занимающей уникальное географическое положение в Евразии, что в сочетании с продуманной политикой дает ей возможность играть важную стабилизирующую роль в глобальном балансе сил;
- с точки зрения экономической -страной, обладающей мощным ресурсным потенциалом, включая интеллектуальные и природные богатства, которые могут обеспечить поступательное развитие в качестве суверенного государства и необходимую хозяйственную автономию;
- с точки зрения национальной - многоэтнической общностью, объединяемой исторической судьбой русского и других народов, которые взаимодействуют в едином государстве на равноправной основе;
- с точки зрения мировоззрения - хранительницей многовековой духовной традиции.
Иерархия национальных интересов, их временные и пространственные параметры могут уточняться с изменениями внутренних и внешних условий.
На современном этапе высшим национальным интересом России является обеспечение духовно-культурного развития человека, устойчивого роста благосостояния и благополучия на основе соблюдения его прав и свобод, стимулирования его общественной ответственности за поступки деятельности.
Приоритетными внутренними условиями реализации интересов являются развитие личности, укрепление конституционного строя, обеспечение территориальной целостности, реализация права на благоприятную окружающую среду и права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью: авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Приоритетными внешними условиями реализации интересов являются: налаживание и развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества, обеспечение способности к сдерживанию и отражению любой внешней агрессии, активное и полноправное участие в такой системе международных отношений, место в которых в наибольшей степени соответствует исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости России, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям [5].
Единство экономического пространства, масштабность и разнообразие внутреннего рынка должно стать национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов выступают основой развития российской экономики.
Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России должны быть направлены на обеспечение и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе эффективности производства, что приведет к значительному экономическому росту.
Формирование экономических интересов определяется множеством факторов жизнедеятельности, которые характеризуются как индивидуально -эгоистическими принципами (выживание, стабилизация, развитие), так и отношениями взаимодействия (преимущество, предпочтение, устойчивость, рациональность).
Они становятся весомым компонентом укрепления национальной безопасности, обязательным условием сохранения государственности и важной предпосылкой предотвращения региональных конфликтов. Напомним, что «экономизация» международной жизни была отмечена довольно давно. Еще в 1912 г. известный русский философ С.Н. Булгаков отмечал, что одной из отечественных черт исторического самочувствия нашей эпохи является, бесспорно, экономизм. Необходимо экономизировать внешнюю политику так же, как это делается в других странах, ибо в этом заложен значительный резерв повышения эффективной российской «дипломатии».
В мировом пространстве звенья хозяйственных систем действуют подчас согласованно в силу объективного совпадения интересов. Эти звенья составляют самовоспроиз-водящуюся целостность, формирующую
правила игры, язык, технологии влияния, организационные структуры и коммуникации. Они создают условия экономическим интересам, интегрирующим крупный международный капитал, и действуют в масштабах мирового рынка. Таким образом, и политика обретает глобальный характер, причудливо переплетаясь с политикой различных стран и их межгосударственных союзов.
Экономическая модель каждой страны формируется в напряженной борьбе между представителями транснационального и национального капиталов, мировой олигархией и национальной элитой за контроль над институтами государственной власти. У них разные (часто противоположные) интересы и ценности, различные инструменты воздействия на экономику.
Широкий спектр упомянутых выше вопросов лишь частично отражает аспекты жизнедеятельности человека, общества и государства. Эти аспекты определяют мотивы поведения по обеспечению жизненных интересов и являются составными элементами защищенности безопасности хозяйственного развития. Имея экономическую основу, они проявляются на всех уровнях: межгосударственном, национальном, региональном, местном, на уровне домохозяйства и отдельного индивида.
На уровне мирового сообщества важнейшей задачей интересов безопасности хозяйственных систем является обеспечение такого развития, которое бы сбалансированно решало все задачи современности - ликвидацию голода и нищеты, неразрушение среды, стабильного эффективного развития; ликвидацию терроризма, улучшение взаимоотношений между народами, расами, религиозными направлениями и др.
На уровне национальной экономики к таким задачам относят в первую очередь создание и поддержание эффективной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни: нахождение своей «ниши» в международном разделении труда, рациональное использование «национальных преимуществ» в международной торговле и т. д.
Экономические интересы обусловливают такое состояние национальной экономики, занимающей свое место в международном разделении труда, когда население имеет достаточно высокий уровень жизни для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для обеспечения здоровья населения и устойчивости среды обитания.
На региональном уровне проблемы интересов жизнедеятельности выражаются в нахождении и использовании местных преимуществ во внутригосударственном и внешнеторговом обмене, в использовании особенностей региона для повышения уровня жизни населения.
На местном уровне решаются проблемы по обеспечению условий благоприятной жизнедеятельности населения; регулирования деятельности предприятий и компаний, находящихся в данном районе; использованию местных возможностей для более полного обеспечения социальных гарантий, помощи малообеспеченным семьям.
На уровне домашнего хозяйства регулируются доходы семьи; осуществляется современная, прогрессивная налоговая политика; решаются экономические проблемы семейного бюджета, удовлетворения социальных потребностей и т. п. В отношении индивидуума, отдельной личности они конкретизируются должной оплатой труда, сохранением здоровья и условий интеллектуального обогащения, воспитанием ответственности за себя и семью.
В общем круге проблем национальных интересов экономическая компонента приобретает роль ведущей в силу основополагающего значения экономического потенциала в хозяйственной деятельности и мировых отношениях. Во-первых, она является определяющей в развитии производства и рыночных отношений, обмена товарами и услугами. Во-вторых, формирующей обеспечение превентивных мер и защитно-охранительных мероприятий. В-третьих, она позволяет регулировать агрессивные или твор-ческо-интеллектуальные намерения и поступки.
В литературе и хозяйственной практике сложились определенные понятия интересов с позиции обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта по отношению к тем или иным сферам деятельности: обеспечен-
ность ресурсами потребителя (энергетическая, продовольственная), поддержание
должного качества окружающей природной среды (экологическая), регулирование процессов передачи знаний (информационная, интеллектуальная) или общественной жизни (политическая, военная, криминальная),
функционирование финансовой системы (банковская, денежно-кредитная).
Современное экономическое развитие в мире характеризуется сочетанием двух противоречивых тенденций: 1) подчинения экономики всех стран интересам международной финансовой олигархии и транснационального капитала; 2) конкуренции национальных экономик самостоятельных государств. Эти тенденции создают в каждой стране сложные комбинации интересов, действия внешних и внутренних факторов. Результаты и последствия различаются от полной колониальной зависимости с безраздельным доминированием транснационального капитала (страны африканского континента) до экономической мощи США, Германии, Японии, где хозяйственная политика исходит в основном из интересов национального капитала и отечественных товаропроизводителей. Между этими полюсами расположились страны, пытающиеся сформировать определенные ниши для развития собственного капитала в условиях постоянного давления со стороны транснациональных корпораций и страны, в той или иной мере сочетающие политику привлечения иностранного капитала при отказе или отстаивании национального суверенитета и интересов в стратегии развития.
Экономическая модель каждой страны формируется в напряженной борьбе с использованием инструментов воздействия на экономику за контроль над институтами государственной власти. Среди этих инструментов - методы и средства, опирающиеся на изучение и использование экономических, культурных и политических особенностей исторически обусловленного развития стран, подчинения конкурентных преимуществ каждой из них своим интересам, формирования предпочтительной в этих целях информационной, правовой и силовой инфраструктур. Контролируя более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные производственные отрасли (нефтяную, электротехническую, автомобилестрое-
ние и иные виды индустрии), международная финансовая олигархия и крупный транснациональный капитал представляют внушительную экономическую силу.
Поэтому экономические интересы должны отражать внутренние потребности государств и учитывать те реальные угрозы, которые несут мировые хозяйственные отношения.
Итак, экономические интересы, прежде всего, определяют направление развития хозяйственной деятельности, мотивы поведения и функционирование хозяйствующего субъекта, а также обострение или гармоничность отношений между участниками хозяйственного процесса.
Отстаивание интересов, обеспечение достижения их целей зависят от постановки и решения не абстрактных, а четко конкретизированных задач безопасности жизнедеятельности хозяйственных систем. При этом ранее преобладавшие защитные (ограничи-тельно-наказательные) функции по отношению к надеждам на безопасность трансформируются в наиболее технологичные процедуры воздействия непосредственно на процессы достижения поставленной цели или соответствующие ситуационной обстановке результаты. Различие интересов, целей и задач, способов и методов их удовлетворения обусловило расширение области и направлений безопасности функционирования хозяйствующих субъектов от масштаба личности до общечеловеческих.
Соблюдение интересов хозяйствующих субъектов исходит из анализа факторов-
следствий улучшения жизни людей, способных влиять на изменение условий жизнедеятельности: комфорт, занятость, права человека и свободы, качество среды обитания:
- прямо - через быт, обеспечение продовольствием и промышленными товарами;
- косвенно - через пользование природно-ресурсным потенциалом.
В России этому благоприятствуют все объективные условия: имеются квалифицированные кадры, разнообразные и достаточные природные ресурсы, мощный производственный и научно-технический потенциал.
1. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М., 2010.
2. Рубцова Л.Н. Вопросы экономической безопасности на современном этапе // Экономический вестник. 2004. № 1. С. 25-30.
3. Круглов А.А. Обеспечение энергетической безопасности // Современное управление. 2007. № 2.
4. Белокрылова О.С., Лебедева О.В. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности в условиях открытости экономики. Ростов н/Д, 2004.
5. Гришин В.И., Журавлева Г.П., Смагина В.В., Юрьев В.М. Волатильность экономической теории: новая модель российской экономики: монография. Москва; Тамбов, 2011.
Поступила в редакцию 11.04.2013 г.
UDC 346.548
ECONOMIC SECURITY OF STATE: NATIONAL INTERESTS
Galina Petrovna ZHURAVLEVA, Russian Economical University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Head of Scientific School “Economical Theory”, Honored Worker of Science of Russian Federation, e-mail: [email protected]
Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Corporate Policy; e-mail: [email protected]
The economic model of each country formed with the use of economic, cultural and political context of a historically conditioned the development of the countries forming the preferred for this purpose information, legal and power infrastructures. Today there is an intense struggle for control on the international market. Therefore, the economic interests of each country should reflect above all its internal needs of those given the real threats that are global economic relations.
Key words: economic security; national interests; indicators of economic security.