Научная статья на тему 'Экономическая активность населения как фактор развития экономики региона'

Экономическая активность населения как фактор развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3599
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая активность населения как фактор развития экономики региона»

Кутаев Ш.К.

Экономическая активность населения как фактор развития экономики региона 1

Экономически активное население (ЭАН) - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется к обследуемому периоду.2

На современном этапе социально-экономического развития основная цель политики занятости в повышении экономической активности населения заключается в том, чтобы в максимальной степени содействовать реализации права граждан на труд и переход к эффективной занятости. Выбор приоритетов политики занятости в обозримой перспективе будет определяться переходным характером российской экономики, в которой становление рыночных отношений, в том числе и рынка труда, ещё не закончено. Актуальность формирования эффективной занятости в России как неотъемлемой черты рыночной экономики указывает на ответственность государства за расширение возможностей трудоустройства экономически активных граждан.

В современных условиях социально-экономического развития государственная политика занятости должна решать следующие задачи:

-превышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

-обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование;

-усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующие изменения трудовой мотивации (высокоэффективный труд - высокие заработки);

-профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности. Профобучение является важным элементом рынка труда, направленным на защиту населения от негативных последствий реформы;

-максимально возможное привлечение к общественным работам и другим временным работам;

-совершенствование учета безработных и предоставления пособий по безработице;

-оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям;

-эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости;

-расширение гибкости рынка труда, как по формам занятости, так и режимам труда.

Ориентация на сбалансированное решение экономических и социальных проблем занятости предполагает, прежде всего, усиление реальной интеграции политики занятости в общую схему социально-экономического развития, как на федеральном уровне, так и на региональном. В современных условиях не только теория, но и практика свидетельствуют о том, что одно из приоритетных направлений управления заключается в проведении целенаправленной социальной политики.

Социальный фактор лишь тогда действует стимулирующе, когда он управляем, причем экономически. Только на такой основе возможны ощутимые положительные изменения. В противном случае негативные последствия реформы (а они преимущественно таковы) постоянно будут перекрывать ее позитивные результаты и сводить на нет ее социальную направленность. С учетом сложного экономического положения и необходимости в кратчайшие сроки реанимировать производство, прежде всего промышленность, основным стержнем социальной политики в ближайшее время должна стать линия на всестороннюю поддержку экономически активного населения. Это позволит сдвинуть с мертвой точки проблему мотивации труда, сформирует более или менее приемлемые условия решения других проблем. Приоритетными направлениями повышения экономической активности населения следует считать:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения;

- искоренение уравнительных тенденций, значительно снижающих трудовую мотивацию работников;

- развитие многообразных форм занятости, адекватных многоукладной экономике;

- стимулирование трудовой активности рабочих и служащих на предприятиях всех форм собственности;

- обеспечение беспрекословного и своевременного выполнения социальных программ в отношении детей - потенциальной рабочей силы;

- снижение налоговой нагрузки и произвола чиновников, являющегося основным тормозом в развитии малого предпринимательства;

- повышение общеобразовательного уровня людей.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого хозяйственного рыночного механизма в сочетании с государственным механизмом регулирования.

Одним из самых негативных проявлений проводимых реформ - это «экономия» на заработной плате, как со стороны работодателей, так и государства. Это приводит и к относительному, и к абсолютному обнищанию основной массы наемных работников и является тормозом дальнейших преобразований.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №04-06-80097а)

2 Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 20.

Сложившийся уровень заработной платы в Республике Дагестан, ни по каким параметрам не соответствует требованиям рыночной экономики и не позволяет повышать долю налогов и отчислений с нее в социальные фонды, как это имеет место во многих развитых странах. Причем действующие ныне ставки подоходного налога и тарифы взносов работодателей во внебюджетные социальные фонды сдерживают рост и без того низкой заработной платы. В результате часть трудовых доходов, а они в нормальной ситуации должны полностью выражаться в форме оплаты труда, уходит в тень, не отражаясь в отчетности и искажая статистику денежных доходов населения. Низкий уровень зарплаты предопределяет неудовлетворительную структуру расходов населения (в основном питание и покупка предметов первой необходимости) и тормозит реформы в социальной сфере.

Создавшаяся ситуация не позволяет обеспечить материальную основу не только для нормального воспроизводства работника и членов его семьи, но и для формирования рыночных механизмов решения многих проблем, в том числе и социальных. Необходимо изменить отношение к заработной плате и рассматривать ее как инвестиции в жизнедеятельность человека. Только при таком условии эффект от проводимых реформ может стать ощутимым.

Прежде чем обосновывать размеры предполагаемого повышения уровня заработной платы, следует определить этапность решения этой задачи и сформулировать конкретную цель для каждого из них, а именно:

1. Сдерживание обнищания наемных работников путем восстановления покупательной способности заработной платы до того уровня, который был достигнут в дореформенном периоде.

2. Увеличение заработной платы с целью повышения ее воспроизводственной и стимулирующей функций. Создание базы для проведения рыночных преобразований в социальной сфере.

3. Обеспечение необходимых и достаточных условий систематического роста реальной заработной платы - основы материального благосостояния работающего населения.

Наиболее корректным, на наш взгляд, способом обоснования размеров повышения заработной платы на первом этапе является определение масштабов происшедшего за годы реформ падения ее покупательной способности и определение траектории ее вывода на соответствующий уровень. Получение целевых ориентиров для реализации второго этапа потребует увязки предполагаемого роста заработной платы с новыми направлениями ее использования (платность услуг образования, здравоохранения, развитие накопительной пенсионной системы и т.п.). Третий этап целиком и полностью будет зависеть от экономических возможностей и результатов, достигнутых на первых двух этапах (повышение мотивации труда и т.п.).

В настоящее время уровень оплаты труда в России столь низок, что требуется его повышение не на проценты, а в разы. Как известно, основным экономическим условием этого является рост производительности труда. Тем не менее, даже в классической рыночной экономике допускается опережающее увеличение заработной платы в целях повышения мотивации труда и роста его эффективности.

В историю вошло высказывание Г. Форда: «Бизнес с низкими заработками всегда находится под угрозой». Судя по размеру средней заработной платы, в условиях современной России «под угрозой» находится вся ее экономика. Поэтому проблема повышения уровня оплаты труда (как прямо, так и с помощью косвенных рычагов - налогообложения, ценообразования и т.п.) имеет в настоящее время принципиально важное значение.

Восстановление роли доходов от трудовой деятельности в качестве основного источника благосостояния населения - это серьезнейшая проблема, решение которой должно стать не только одной из главных задач социального управления, но и важнейшим приоритетом макроэкономической политики государства.

Регионы обладают достаточными полномочиями, чтобы корректировать с учетом конкретных условий общефедеральную финансово-кредитную, инвестиционную и социальную политику. Для проведения эффективной политики занятости большое значение имеет ее согласование именно с указанными направлениями макроэкономического развития. Приобретает исключительную актуальность (если рост эффективности труда признать одним из главных приоритетов государственной политики занятости) согласование целевых установок этой политики с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях. Важно ориентироваться на более полное использование человеческого капитала, на повышение эффективности труда. Это зависит не только от того, начнётся ли экономический рост, но и от того, насколько энергично будет улучшаться система регулирования трудовых отношений, занятости и рынка труда. Однако движение к эффективной занятости сопряжено с необходимостью преодоления накопившихся деформаций в трудовой сфере, с неизбежностью масштабного перемещения рабочей силы и борьбой со структурной безработицей, что потребует крупных вложений в поддержание и развитие человеческого капитала.

В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт промышленно развитых стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является проведение активной политики, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, профессиональное обучение и консультирование, развитие предпринимательства и самозанятости.

Внимание, уделяемое промышленно развитыми странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4% ВВП в США и Канаде, до 2% в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная политика увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего

места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что занятость значительной части населения не может быть обеспечена без активного вмешательства государства. Для проведения и развития экономических преобразований важное значение имеет высокоразвитый научный потенциал России, который в современном мире выступает в качестве стратегического ресурса. Поддержание и содействие его развитию является приоритетным направлением достижения стабильного развития российской экономики. Применение тех или иных мер регулирования рынка труда зависит от выбора общих экономических приоритетов и состояния конкретных отраслей. В отсутствии таких приоритетов бессмысленно предлагать перспективную программу реформирования занятости.

Построение политики, в центре которой находится удовлетворение материальных и духовных потребностей экономически активного населения и, прежде всего наемных работников, позволит цивилизованно подойти к последовательному решению социальных проблем и главное создаст благоприятные условия для снятия социальной напряженности в производственном секторе экономики, развитие которого и определяет в конечном итоге наши возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.