Научная статья на тему 'Эконометрический анализ цен акций ПАО «Аэрофлот»'

Эконометрический анализ цен акций ПАО «Аэрофлот» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ДАННЫХ / УРАВНЕНИЕ РЕГРЕССИИ / ЛИНИЯ ТРЕНДА / DATA ANALYSIS / REGRESSION EQUATION / TREND LINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белалов М.В.

Моделируются цены на акции ПАО «Аэрофлот» по 360 данным временного ряда с 06.01.2014 по 31.12.2014. В процессе работы было установлено, что текущая цена на акцию на 97 % зависит от цены за прошлый день. Остатки гомоскедастичны. Построенная модель позволяет делать прогноз на 2 недели с ошибкой не превышающей 5 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMETRIC ANALYSIS OF PRICES OF SHARES OF JSC «AEROFLOT»

Modeled the share price of JSC «Aeroflot» of 360 time series 01.06.2014 to 12.31.2014. In operation, it has been found that the current price per share of 97 % of the price depends on the preceding day. Remains homoscedasticity. The constructed model allows you to make a forecast for 2 weeks with an error not exceeding 5 %.

Текст научной работы на тему «Эконометрический анализ цен акций ПАО «Аэрофлот»»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 338.27

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕН АКЦИЙ ПАО «АЭРОФЛОТ»

М. В. Белалов Научный руководитель - С. И. Сенашов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sen@sibsau.ru

Моделируются цены на акции ПАО «Аэрофлот» по 360 данным временного ряда с 06.01.2014 по 31.12.2014. В процессе работы было установлено, что текущая цена на акцию на 97 % зависит от цены за прошлый день. Остатки гомоскедастичны. Построенная модель позволяет делать прогноз на 2 недели с ошибкой не превышающей 5 %.

Ключевые слова: анализ данных, уравнение регрессии, линия тренда.

ECONOMETRIC ANALYSIS OF PRICES OF SHARES OF JSC «AEROFLOT»

M. V. Belalov Scientific Supervisor - S. I. Senashov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: sen@sibsau.ru

Modeled the share price of JSC «Aeroflot» of 360 time series 01.06.2014 to 12.31.2014. In operation, it has been found that the current price per share of 97 % of the price depends on the preceding day. Remains homoscedasticity. The constructed model allows you to make a forecast for 2 weeks with an error not exceeding 5 %.

Keywords: data analysis, regression equation, the trend line.

ПАО «Аэрофлот» - крупнейшая авиакомпания и национальный перевозчик России, выполняющий внутренние и международные рейсы из московского аэропорта «Шереметьево». Является одной из старейших авиакомпаний в мире, начиная свою историю с 1923 года. После распада СССР контрольный пакет акций находится под контролем государства.

С апреля 2006 года «Аэрофлот» является полноправным членом авиационного альянса «SkyTeam». Также «Аэрофлот» вместе со своими дочерними авиакомпаниями «Россия», «Донавиа», «Аврора», «Оренбургские авиалинии» и «Победа» образует один из крупнейших в России авиационных холдингов - Группа «Аэрофлот».

Аэрофлот обладает самым молодым парком в Европе и одним из самых молодых парков в мире. Большую часть составляют самолёты семейства А320, А330 и Sukhoi SuperJet-100. По состоянию на 01.12.2015 г. в Аэрофлоте эксплуатируется 166 самолётов, средний возраст ВС составляет 4,2 года. Аэрофлот продолжит обновление авиапарка за счёт дальнемагистральных самолётов нового поколения: 22 ВС Boeing B787 «Dreamliner» и 22 ВС Airbus A350.

С 27 марта 2016 года авиакомпания «Аэрофлот» начнет выполнять рейсы из аэропорта «Домодедова» [2].

Для анализа были взяты данные по ценам акций компании ПАО «Аэрофлот» (MCX: AFLT) в период 01.01.2014 по 01.01.2015 [1; 2].

Была получена следующая итоговая статистика:

Средняя цена за акцию компании в течение года составляет 58,68 рублей. Наибольшая цена в анализируемый период составляла - 87,87 рублей за акцию была зарегистрирована 13.01.2014, наименьшая цена - 29.81 рублей за акцию, зарегистрирована 17.12.2014. Наиболее часто встречающаяся цена - 83,24 рубля.

Секция «Информационно-экономические системы»

Величина асимметричности положительна, следовательно имеет место правосторонняя асимметричность данных. Показатель эксцесса меньше нуля наблюдается относительно сглаженное распределение. Коэффициент вариации равен 25 % что говорит об однородности данных, разброс данных относительно средней невелик. Данные были разбиты на 20 групп с длинной интервала 2.90. Наибольшее число данных находится в интервале от 53,03 рубля до 55,94 рубля акцию.

Анализ данных показал, что за рассматриваемый период они являются условно стационарными. Поэтому было построено уравнеие авторегрессии. Остатки гомоскедастичны [3-5].

Уравнение авторегрессии имеет вид

Yt = 0.71Yt-i + 40.71.

Полученное уравнение можно использовать для прогноза, пока ошибка прогноза не превышает 5 %. Таким образом, уравнение позволило сделать прогноз на 2 недели (фактические цены были взяты с сайта Московская биржа)

Библиографические ссылки

1. «Московская биржа» - биржевая группа [Электронный ресурс]. URL: http://moex.com (дата обращения: 08.04.2016).

2. «Аэрофлот» - Российские авиалинии [Электронный ресурс]. URL: http://www.aeroflot.ru (дата обращения: 08.04.2016).

3. Kovalev V. F., Pustovalov V. V., Senashov S. I. Differential Equations. 1993. Т. 29. С. 1521.

4. Худяева Т. В., Сенашов С. И. Анализ динамики поступления налогов и сборов по УФНС России по Красноярскому краю // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 1. С. 440.

5. Александрова У. А., Сенашов С. И. Анализ статистики посещаемости сайта типичного Красноярского кинотеатра // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 1. С. 356.

© Белалов М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.