Ахаладзе Ж.Т. студент 5 курса экономический факультет СФ БашГУ Иремадзе Э.О., научный руководитель, доцент кафедра математического моделирования СФ Башкирский государственный университет Российская Федерация, г. Стерлитамак ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «АЖЕМАК»
В настоящее время появляется все больше и больше предприятий различных сфер деятельности. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при значительно меньших затратах, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Для обеспечения прибыльности своего дела предприятию следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на современном рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли - возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.
Следовательно, прибыль, являясь непосредственной целью производства, характеризует одновременно и результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом. Анализ российской практики хозяйствования показывает, что неустойчивое финансовое положение наблюдается как у предприятий, переживающих спад производства и имеющих признаки неплатежеспособности, так и у предприятий, которые, наоборот, отличаются высоким ростом и оборачиваемостью капитала, но имеют высокий уровень условно-постоянных затрат и постепенно теряют прибыль.
Финансовая устойчивость предприятия предопределяется влиянием совокупности различных факторов. Многофакторная математическая модель позволяет достоверно и точно измерить в денежном выражении влияние контролируемых и неконтролируемых факторов на прибыль и выбрать стратегию управления, с помощью которой можно повысить прибыльность[1]. Применению данного метода предшествует уяснение целей измерения и анализа производительности, уточнение способов учета продукции и затрат, определение границ организационной системы, способов получения и сопоставления данных. За каждый период формируются данные об объемах продукции и затрат, ценах единицы и стоимости всего объема продукции и затрат.
В данной работе главным образом было уделено внимание проблемам, связанным с постановкой и решением задач моделирования экономических процессов с помощью хорошо известного корреляционно-регрессионного анализа [2], который является одним из методов первичной обработки, анализа и прогнозирования экономических данных.
В современных условиях каждое предприятие должно определить стратегию своей производственно-хозяйственной деятельности, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу, реализация которой обеспечит ему выживаемость и конкурентоспособность. Для оценки производственно-хозяйственной устойчивости предприятия необходим анализ его производственно-хозяйственного состояния.
Для статистического анализа рассматривались данные деятельности предприятия ООО Кирпичный завод «Ажемак», занимающегося выпуском облицовочного кирпича, строительством жилья и объектов социально-культурного назначения, организацией торговли.
Оценка финансовой устойчивости ООО «Кирпичный завод «Ажемак» проводится на базе финансовой отчетности предприятия за последний 5 лет. В работе анализируется решение вопроса о том, какие из ниже изложенных факторов наиболее сильно будут влиять на прибыль от продаж в предприятии. Было выбрано шесть основных количественных показателей, определяющих прибыль предприятия от торговой деятельности: объем выпуска продукции, реализация данной продукции, себестоимость проданных кирпичей, выручка от продаж, единица продукции на одного работника и чистая прибыль. В ходе корреляционно-регрессионного анализа
[2] выяснилось, что существенно значимыми из них являются себестоимость проданной продукции и выручка от продаж. Эти факторы были включены в регрессионную модель.
После проведенного корреляционного анализа уравнение регрессии приняло вид: у=-696,322-0,40567х3+0,619828х4 ;
где х3 -себестоимость проданной продукции; х4 -выручка от продаж
[3].
На основании данного уравнения были получены следующие результаты: увеличение себестоимости проданной продукции на 1% от своего среднего уровня приведет к уменьшению прибыли от продаж в среднем на 0,37% [4]; увеличение выручки от продаж на 1% от своего среднего уровня приведет к увеличению прибыли в среднем на 0,89%.
В современной экономике без прогноза не обойтись. [5] Любое серьезное решение, в особенности связанное с финансовыми показателями, требует прогноза, предвидения развития экономической ситуации. В настоящее время разработано много методов прогнозирования, которые с той или иной степенью надежности предсказывают будущие события. В экономике и бизнесе временные ряды —это очень распространенный тип данных. Во временном ряде содержится информация об особенностях и
закономерностях протекания процесса, а статистический анализ позволяет выявить закономерности и использовать их для оценки характеристик процесса в будущем, т.е. для прогнозирования.
В работе был составлен прогноз показателя прибыли от продаж предприятия на ближайшие три квартала, результатами прогнозных оценок стали следующие величины: на III квартал 2014 года прибыль от продаж предприятия ООО «Кирпичный завод «Ажемак» будет равна 2336,69 д.е.; на IV квартал 2014 года прибыль от продаж предприятия ООО «Кирпичный завод «Ажемак» будет равна 2184,10 д.е.; на I квартал 2015 года прибыль от продаж предприятия ООО «Кирпичный завод «Ажемак» будет равна 2109,76 д.е.
Руководству ООО «Кирпичный завод «Ажемак» следует обратить внимание на увеличение ассортимента выпускаемой продукции и снижение себестоимости, поскольку управление ими способно оказать значительное влияние на величину чистой прибыли.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что максимальная прибыль достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли—прибыльность каждой единицы выпуска. Предприятие стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход—на величину предельного дохода.
Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута, и предприятие может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Использованные источники:
1. Сакаева Э.З., Иремадзе Э.О., Григорьева ТВ.// Прогнозирование и анализ показателей финансовой устойчивости предприятия на основе математического моделирования. // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2010. №_3. С. 78-88.
2. Григорьева Т.В., Даминева P.M., Иремадзе Э.О.//_Экономические
исследования: анализ состояния и перспективы развития// Воронеж, 2009. Том 18
3. Иремадзе Э.О.// Имитационное моделирование финансовых показателей предприятия.// Монография. М-во образования и науки Российской Федерации, БашГУ, Уфа, 2011.
4. Иремадзе Э.О. //Эконометрические методы и задачи // учебное пособие,
М-во образования и науки Российской Федерации, БашГУ, Уфа, 2010. 5. Иремадзе Э.О. //Методы многомерного анализа статистических данных // учебное пособие, М-во образования и науки Российской Федерации, БашГУ, Уфа, 2012.
Ахаладзе Ж.Т. студент 5 курса экономический факультет СФ БашГУ Иремадзе Э.О., научный руководитель, доцент кафедра математического моделирования СФ Башкирский государственный университет Российская Федерация, г. Стерлитамак МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ «БАШКИРСКИЙ КИРПИЧ» НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ
В условиях рыночной экономики коммерческие предприятия являются основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Главной целью любого предприятия является получение максимального объема прибыли, соответственно, минимизация расходов и убытков. Планирование экономической деятельности предприятия позволяет руководству принимать решения об эффективности использования имеющихся ресурсов, о возможности изменения запасов сырья, о разработке и выпуске новой продукции, что позволит минимизировать затраты и увеличить прибыль. Финансовое состояние предприятия во многом определяется его располагаемым имуществом, а также, в какие активы вложен капитал и какую величину доходу он от них получает.
Составив экономико-математическую модель, выделен цель данной работы: выявление причин, отрицательно влияющих на финансовую деятельность, а также устранение недостатков производственного процесса; поиск резервов повышения уровня финансового состояния и платежеспособности предприятия; прогнозирование возможной прибыли, уровня рентабельности, учитывая реальные условия хозяйствования, а также наличие собственных пи заемных производственных ресурсов.
В данной работе объектом исследования является предприятие «Башкирский кирпич», производящий два вида строительного кирпича: керамический и силикатный. Нами представлена математическая модель данного производства и с помощью линейного программирования спроектирован оптимальный план выпуска продукции, проведен анализ использования ресурсов. Результаты исследования подтверждаются практическими планами.