Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN217.pdf
Статья опубликована 18.04.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кравец А.В. Эконометрическая модель темпов роста ВВП США за период с 1965 по 2015 год // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33
Кравец Александр Витальевич1
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, Новосибирск
Доцент кафедры «Региональной экономики и управления»
Кандидат социологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4694-0973 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=355106
Эконометрическая модель темпов роста ВВП США за период с 1965 по 2015 год
Аннотация. Установление зависимости темпов роста валового внутреннего продукта от независимых факторов является важной задачей, решение которой позволяет установить те факторы, которые вносят наибольшее влияние на темпы его роста в определенный период времени, изучить динамику валового внутреннего продукта, осуществить прогнозирование темпов роста валового внутреннего продукта на будущее. Наилучшим инструментарием в этом случае является построение множественных регрессионных моделей. Регрессионный анализ, кроме проведения прогнозов позволяет анализировать временные ряды, проведение проверок построенных гипотез, выявлять скрытые взаимосвязи в используемых данных. В статье описывается построенная регрессионная модель зависимости темпов роста валового внутреннего продукта Соединенных Штатов Америки от темпов роста потребления товаров, услуг, инвестиций в основной капитал, экспорта, импорта и затрат государства. Построенная модель носит линейный характер и воспроизводится линейным уравнением множественной линейной регрессии. В темпы роста валового внутреннего продукта Соединенных Штатов Америки наибольшее влияние оказывают темпы потребления товаров, услуг и государственные расходы в рамках Кейнсианской теории.
Ключевые слова: регрессионная модель; валовой внутренних продукт; темпы роста; товары; услуги; инвестиции; экспорт; импорт
Построение множественной регрессионной модели зависимости валового внутреннего продукта Соединенных Штатов Америки от независимых переменных проходил по следующим этапам [8], [14]. Определялись независимые факторы (предикторы), определяющие темпы роста ВВП. Сбор статистических показателей темпов роста ВВП США и возможных независимых переменных модели множественной регрессионной модели. Анализ динамики темпов роста ВВП США и независимых переменных модели, определение описательных
1 630117, Новосибирск, ул. Арбузова 8, кв. 88
статистик зависимой и независимых переменных эконометрической модели. Построение и верификация построенной регрессионной модели, проверка реалистичности полученной модели путем сравнения действительных и расчетных значений динамики валового внутреннего продукта Соединенных Штатов Америки. Анализ влияния государственных расходов Соединенных Штатов Америки на темпы роста ВВП США, а также изменение структуры государственных расходов США (расходы Федерального Правительства, связанные с обороной, расходы Федерального правительства, не связанные с обороной, расходы штатов и муниципалитетов США) [13], [11].
Для построения множественной регрессионной модели использован период развития экономики Соединенных Штатов Америки с 1965 по 2015 год. Исходные данные - официальная статистика Федерального Правительства США (U.S. Government Publishing Office), опубликованная на сайте https://www.gpo.gov (таблица 1).
Таблица 1
Исходные данные для построения множественной регрессионной модели (составлено автором на основе официальной статистики Федерального Правительства США, U.S.
Government Publishing Office, опубликованная на сайте https://www.gpo. gov)
Год Темпы роста ВВП США, в % к Темпы роста потребления товаров, в % к предыдущему году Темпы роста потребления услуг, в % к Темпы роста инвестиций в основной капитал, в % Темпы роста экспорта, в % к Темпы роста импорта, в % к Темпы роста государственных расходов, в % к
предыдущему предыдущему к предыдущему предыдущему предыдущему
году году предыдущему году году году
году
1965 6,50 7,10 5,50 10,40 2,80 10,60 3,20
1966 6,60 6,30 4,90 6,20 6,90 14,90 8,70
1967 2,70 2,00 4,10 -0,90 2,30 7,30 7,90
1968 4,90 6,20 5,30 7,00 7,90 14,90 3,40
1969 3,10 3,10 4,40 5,90 4,90 5,70 0,20
1970 0,20 0,80 3,90 -2,10 10,70 4,30 -2,00
1971 3,30 4,20 3,50 6,90 1,70 5,30 -1,80
1972 5,20 6,50 5,80 11,40 7,80 11,30 -0,50
1973 5,60 5,20 4,70 8,60 18,80 4,60 -0,30
1974 -0,50 -3,60 1,90 -5,60 7,90 -2,30 2,30
1975 -0,20 0,70 3,80 -9,80 -0,60 -11,10 2,20
1976 5,40 7,00 4,30 9,80 4,40 19,50 0,50
1977 4,60 4,30 4,10 13,60 2,40 10,90 1,20
1978 5,60 4,10 4,60 11,60 10,50 8,70 2,90
1979 3,20 1,60 3,10 5,80 9,90 1,70 1,90
1980 -0,20 -2,50 1,60 -5,90 10,80 -6,60 1,90
1981 2,60 1,20 1,70 2,70 1,20 2,60 1,00
1982 -1,90 0,70 2,00 -6,70 -7,60 -1,30 1,80
1983 4,60 6,40 5,20 7,50 -2,60 12,60 3,80
1984 7,30 7,20 3,90 16,20 8,20 24,30 3,60
1985 4,20 5,30 5,30 5,50 3,30 6,50 6,80
1986 3,50 5,60 3,20 1,80 7,70 8,50 5,40
1987 3,50 1,80 4,50 0,60 10,90 5,90 3,00
1988 4,20 3,70 4,50 3,30 16,20 3,90 1,30
1989 3,70 2,50 3,20 3,20 11,60 4,40 2,90
1990 1,90 0,60 3,00 -1,40 8,80 3,60 3,20
1991 -0,10 -2,00 1,60 -5,10 6,60 -0,10 1,20
1992 3,60 3,20 4,00 5,50 6,90 7,00 0,50
1993 2,70 4,20 3,10 7,70 3,30 8,60 -0,80
1994 4,00 5,30 3,10 8,20 8,80 11,90 0,10
1995 2,70 3,00 3,00 6,10 10,30 8,00 0,50
Год Темпы роста ВВП США, в % к Темпы роста потребления товаров, в % к предыдущему году Темпы роста потребления услуг, в % к Темпы роста инвестиций в основной капитал, в % Темпы роста экспорта, в % к Темпы роста импорта, в % к Темпы роста государственных расходов, в % к
предыдущему предыдущему к предыдущему предыдущему предыдущему
году году предыдущему году году году
году
1996 3,80 4,50 2,90 8,90 8,20 8,70 1,00
1997 4,50 4,80 3,20 8,60 11,90 13,50 1,90
1998 4,50 6,70 4,60 10,20 2,30 11,70 2,10
1999 4,70 7,90 3,90 8,80 2,60 10,10 3,40
2000 4,10 5,20 5,00 6,90 8,60 13,00 1,90
2001 1,00 3,00 2,40 -1,60 -5,80 -2,80 3,80
2002 1,80 3,90 1,90 -3,50 -1,70 3,70 4,40
2003 2,80 4,80 2,20 4,00 1,80 4,50 2,20
2004 3,80 5,10 3,20 6,70 9,80 11,40 1,60
2005 3,30 4,10 3,20 6,80 6,30 6,30 0,60
2006 2,70 3,60 2,70 2,00 9,00 6,30 1,50
2007 1,80 2,70 2,00 -2,00 9,30 2,50 1,60
2008 -0,30 -2,50 0,80 -6,80 5,70 -2,60 2,80
2009 -2,80 -3,00 -0,90 -16,70 -8,80 -13,70 3,20
2010 2,50 3,40 1,20 1,50 11,90 12,70 0,10
2011 1,60 3,10 1,80 6,30 6,90 5,50 -3,00
2012 2,20 2,70 0,80 9,80 3,40 2,20 -1,90
2013 1,70 3,10 0,60 5,00 3,50 1,10 -2,90
2014 2,40 3,90 2,30 5,50 4,30 4,40 -0,90
2015 2,60 4,00 2,80 4,00 0,10 4,60 1,80
В качестве набора факторов модели зависимости ВВП США выбраны следующие:
Зависимые переменные: темпы роста Валового внутреннего продукта США (темпы роста реального валового продукта США по отношению к предыдущему году в %).
Независимые переменные: темпы роста потребления товаров (в % к предыдущему году); темпы роста потребления услуг (в % к предыдущему году); темпы роста инвестиций (в % к предыдущему году); темпы роста экспорта (в % к предыдущему году); темпы роста импорта (в % к предыдущему году); темпы роста государственных расходов и валовых инвестиций (Федеральное Правительство США, Правительства штатов США и муниципалитетов, в % к предыдущему году).
Описание результатов моделирования зависимости темпов роста США представлено в таблице 2.
Таблица 2
Основные параметры полученной регрессионной модели (составлено автором)
Variable Coefficient Std. Error z-Statistic Prob.
Темпы роста потребления товаров (фактор Х1) 0.275406 0.037017 7.439937 0.0000
Темпы роста потребления услуг (фактор Х) 0.237739 0.052247 4.550293 0.0000
Темпы роста инвестиций в основной капитал (фактор Х3) 0.183060 0.015053 12.16069 0.0000
Темпы роста Экспорта (фактор Х4) 0.086354 0.011155 7.741360 0.0000
Темпы роста Импорта (фактор Х5) -0.039019 0.012932 -3.017183 0.0026
Темпы роста государственных расходов США (фактор Хб) 0.256210 0.024783 10.33827 0.0000
Согласно полученным результатам, уравнение множественной линейной регрессии имеет следующий вид:
У = 0,275*Х1+0,238*Х2+0,183*Хз+0,086*Х4-0,039*Х5+0,256*Хб
Проверка статистической значимости полученного уравнения множественной регрессии по F-критерию Фишера (проверка нулевой гипотезы Н0 о статистической незначимости уравнения регрессии) дал следующие результаты: фактическое значение критерия Фишера Fфакт = 123,39 (0,9439/(1 -0,9439)*((51 -6-1)/6), Fтаб. = 2,31. Согласно полученному результату Fфакт > Fтаб. и нулевая гипотеза Н0 о статистической незначимости уравнения полученной множественной регрессии отклоняется. Коэффициенты полученной множественной регрессии являются значимыми (уровень значимости выше 0,01). Коэффициент детерминации квадрат) равен 0,9439, что означает долю дисперсии зависимой переменной, объясняемую полученной моделью зависимости, то есть объясняющими переменными [12].
Построение графика расчетных (по полученной модели) и фактических (табличных) темпов роста ВВП США за период с 1965 по 2015 год показано на рисунке 1.
Фактические и расчетные по модели темпы роста ВВП США за период с 1965 по 2015 гг.
я
\
к 1
V
V
Фактические темпы роста ВВП США Расчетные темпы роста ВВП США
1965 1969 1973 1977 1981 1985 1989 1993 1997 2001 2005 2009 2013 1967 1971 1975 1979 1983 1987 1991 1995 1999 2003 2007 2011 2015
Рисунок 1. Фактические и расчетные значения темпов роста ВВП США
(составлено автором)
Анализ периодов темпов снижения и увеличения валового внутреннего продукта США и сопоставляя последние с экономической политикой правительства США дал следующие результаты [4], [6], [7].
1965-1970 гг. - снижение темпов ВВП. В основу экономической политики США в этот период Дж. Кеннеди (1961-1963 гг.), Л. Джонсон (1963-1968 гг.) была положена кейнсианская модель использования дефицита Федерального бюджета в целях стимулирования
агрегированного спроса и как следствие стабилизация темпов роста ВВП США и в целом экономического роста. Это политика новых рубежей (Кеннеди) и политика великого общества (Джонсон).
Были проведены следующие мероприятия: 1961-1962 гг. увеличение государственных расходов на социальные нужды с целью повышения платежеспособного спроса населения США, продление сроков выплат пособия по безработице и повышение минимума заработной платы (с 1 до 1,25 долл.), удешевление строительства жилья, увеличение помощи низкодоходным группам населения. Был принят закон, обязывающий правительство США решать задачи подготовки и переквалификации рабочей силы (принятие закона о выделении федеральных средств на высшее образование и профессионально-техническое обучение). Разработаны и приняты программы помощи депрессивным регионам, переквалификации и переобучения безработных новым профессиям. Крупному бизнесу были предоставлены налоговые льготы с целью стимулирования инвестиционных вложений. Стимулировалось жилищное строительство в городах, выделялись жилищные субсидии.
1970-1973 гг. - увеличение темпов роста ВВП, 1973-1974 гг. - снижение темпов роста ВВП, 1974-1978 гг. - увеличение темпов ВВП. Это период провозглашения новой экономической политики (Р. Никсон, Дж. Форд (1969-1977 гг.) - замораживается рост заработной платы, жесткое регулирование цен на товары и услуги, ставки банковского процента (в течении 1972 года) [1], [10].
В результате принятых мер в краткосрочном периоде инфляционное давление ослабло, цены снизились. Однако, далее сработал эффект отложенного ценового давления, который спровоцировал новую инфляционную волну. В 1978 году был принят закон Хэмфри-Хокинса о полной занятости и сбалансированном росте, признававший необходимость увеличения централизованного планирования, осуществление контроля над ростом цен, безработицей. В 1969-1970 гг. борьба с инфляцией проводилась через создание бездефицитного бюджета, отказ от увеличения средств по стимулированию занятости, помощи малоимущим, на здравоохранение, образование, развитие городской инфраструктуры и развитие пригородных зон. Во второй половине 1974 года началась проводиться политика экономии государственных средств, за счет отказа от увеличения расходов на социальную сферу. В 1975 году правительством США было осуществлено повышение пенсий и пособий в зависимости от инфляции. Программой страхования по безработице было охвачено порядка 4,8 млн. человек. Программой продовольственных талонов пользовались порядка 19 млн. человек, была увеличена минимальная заработная плата, составившая около 2,3 доллара в час. Таким образом в этот период, также были использованы неокейнсианские идеи как антикризисные меры [5], [16], [18].
1978-1982 - снижение темпов роста ВВП. В этот период (Дж. Картер (1977-1980 гг.) основной целью экономической политики было объявлено сбалансирование федерального бюджета США за счет сокращения государственных расходов. В качестве первоочередных мер были выдвинуты - борьба с инфляцией и безработицей. Предусматривались налоговые льготы для американского бизнеса, в целях стимулирования инвестиционных вложений в экономику США. Правительство выступило за увеличение государственных расходов на создание новых рабочих мест (расширение общественных работ), обучение и квалификационная переподготовка безработных). Однако, в реальности, в результате лоббирования интересов крупного бизнеса, экономическая политика претерпела существенные изменения. Существенного сокращения налога на малоимущие слои населения США не произошло, но вместо этого были приняты новые налоговые льготы для крупного бизнеса и сокращены налоги на доходы состоятельных слоев населения США. В целом, политика Федерального правительства содействовала росту ВВП до 1979 года. Среднегодовые темпы роста составили
в этот период примерно 4%, одновременно росли прибыли крупного бизнеса. Безработица сократилась до 5,8%, однако положительная экономическая конъюнктура не сопровождалась снижением инфляционных процессов. Рост инфляции был обусловлен множеством причин, в том числе расходами Федерального правительства США на вооружения, при этом американский бизнес настаивал на сдерживании инфляции за счет уменьшения государственных расходов на социальные нужды, замораживание роста заработной платы. В результате давления монополистических кругов, в первую очередь связанных с военно-промышленным комплексом была принята антиинфляционная программа, которая заключалась в так называемых добровольных ограничениях - частный сектор должен воздерживаться от повышения цен на свои товары и услуги, а профсоюзные организации от требований по увеличению заработной платы рабочим.
1982-1984 гг. увеличение темпов роста ВВП, 1984-1991 гг. снижение темпов роста ВВП. Данный период (Р. Рейган, Дж. Буш-ст. (1980-1992 гг.) известен проведением экономической политики под названием «рейганомика». Создавалась новая экономическая модель, которая включала следующие основные направления: снижение налогового бремени на предпринимателей, сокращение государственных расходов, за исключением расходов на национальную оборону, ликвидация ограничений предпринимательской деятельности и проведение рестриктивной финансовой политики. В этот период экономическая политика осуществлялась с позиций неоконсерватизма и монетаризма. Произошла переориентация бюджетной политики на баланс доходов и расходов. Вместе с тем, существенно возрастают государственные расходы на национальную оборону (до 300 млрд. долларов), происходит сокращение число лиц, которые получали федеральную помощь по причине потери работы (с 75% до 45%), число лиц, которые получали продовольственные талоны (уменьшилось на 700 тысяч человек).
1991-1999 гг. увеличение темпов роста ВВП. Соединенные Штаты Америки в этот период добились высоких показателей экономического роста и продолжительным экономическим подъемом (Б. Клинтон (1992-2000 гг.). Так называемая новая экономика показала высокие темпы роста производства, это повлияло на рост заработной платы и сокращению количества безработных. В это время была создана страховочная сеть, которая защищала американцев при потере рабочего места, потери трудоспособности или кормильца. Значительные государственные расходы были направленны на поддержку науки, в результате чего США занимают ведущее место в мире по развитию информационных технологий и биотехнологии.
В этот период в США было создано свыше 20 миллионов рабочих мест и ликвидирован дефицит государственного бюджета США. Государственные расходы увеличились на 5 триллионов долларов, 66% населения США имели собственное жилье, треть населения получала пособие по программе государственного страхования.
1999-2001 гг. снижение темпов роста ВВП, 2001-2004 гг. увеличение темпов роста ВВП, 2004-20009 гг. снижение темпов ВВП США. В этот период в экономической политике США преобладали черты «рейганомики» (Дж. Буш-мл. (2000-2008 гг.). Промсходила либерализация экономики, сокращение налогов, проводились реформы в области социального страхования за счет частичной приватизации в этой области. Был принят закон о снижении налогов (за 10 лет на 1,35 трлн. долл.), для среднего класса налоги сокращены на 1000 долларов в месяц, в 2 раза были сокращены налоговые сборы на дивиденды крупных корпораций (целью этого было стимулирование инвестиций в экономику США, однако процесс бегства капитала из США продолжился, в результате чего было потеряно 3 млн. рабочих мест за 3 года). Происходил рост государственных расходов на национальную оборону (военные расходы), в 2006 году он составлял 427 млрд. долларов (при росте бюджетного дефицита) [15], [17], [18].
2009-2011 гг. увеличение темпов роста ВВП, 2011-2015 гг. стабилизация темпов роста ВВП. Программа Обамы получила название «Новые рубежи. Потому что мы можем это вместе», что указывало на новаторский курс данной программы (Б. Обама (2008-2016 гг.). Основными положениями данной программы было стимулирование экономики (до 1 млрд. долларов инвестиций в экономику США) на строительство дорог, школ, общественных зданий, налоговые льготы фирмам, которые создают новые рабочие места, сокращение налогового бремени, реформа здравоохранения (90% населения впервые должны получить доступ к медицинским услугам и общие расходы государства составили 1 трлн. долларов), инвестирование программ по новым видам источников энергии. По результатам первого срока Обамы били достигнуты следующие результаты: начался экономический рост (2010 г. - 2,7%, 2011 г. - 3%); инфляция составила в 2010 г. - 1,5%, в 2011 г. - 3%, увеличился рост объема производства и розничной торговли. Принята программа («Обамакэр»), расходы на которую составили 17% Валового продукта США (2,8 трлн. долларов).
Современный этап социально-экономического развития Соединенных Штатов Америки наглядно демонстрирует тот факт, что Федеральная контрактная система США и связанная с ней государственно-экономическая деятельность - это свидетельство изменения экономической роли, характера и направлений хозяйственной деятельности капиталистического государства [2], [3]. Если в XIX веке это государство выступало в форме «совокупного капиталиста» и лишь периодически, временно выступало заказчиком товаров и услуг, в основном военного характера, то на рубеже XX-XXI веков, в условиях формирования глобальной экономической мировой системы, обострения всех форм конкуренции - это гигантский банкир, предприниматель, заказчик товаров, услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторский разработок, производимых национальной экономикой США для всех нужд государственного потребления [11].
В целом именно эта система способствует соединению государства и частного капитала через механизм его экономико-правового регулирования хозяйственной деятельности и служит целям обеспечения мирового технологического, экономического и военного лидерства Соединенных Штатов Америки [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке / СПб.: Питер. -2008. - 768 с.
2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Распределительные модели рыночной экономики / Е.В. Балацкий, Н.А. Екимова // TERRA ECONOMICUS. - 2016. - Том 14. - №2. -с. 48-69.
3. Белокрылова О.С. Совершенствование институциональных условий функционирования рынка государственных и муниципальных закупок в контексте снижения рисков / О.С. Белокрылова // TERRA ECONOMICUS. - 2016. - Том 14. - №4. - с. 73-83.
4. Бреннер Р. Экономика глобальной турбулентности: развитые капиталистические экономики в период от долгового бума до долгого спада, 1945-2005 / Р. Бреннер / М.: ВШЭ. - 2014. - 552 с.
5. Вольчик В.В. Междисциплинарность в экономической науке: между ипериализмом и плюрализмом / В.В. Вольчик // TERRA ECONOMICUS. - 2015. -Том 13. - №4. - с. 52-64.
6. Иванян Э.А. История США / Э.А. Иванян / М.: Дрофа. - 2004. - 576 с.
7. Канинская Г.Н. История стран Европы и США в первом десятилетии XXI века / Г.Н. Канинская / Ярославль: ЯрГУ. - 2015. - 80 с.
8. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика / Н.Ш. Кремер, Путко Б.А. / М.: Юнити-Дана. - 2002. - 311 с.
9. Мельников В.В. Проблема оппортунизма в государственных закупках / В.В. Мельников // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES. - 2013. - Т.5. - №3. - с. 114-124.
10. Мельников В.В. Становление системы правительственных закупок России на рыночных принципах / В.В. Мельников // TERRA ECONOMICUS. - 2016. - Том 14. - №4. - с. 54-72.
11. Федорович В.А. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования / В.А. Федорович / М.: Наука. -2010. - 1055 с.
12. Филимоненко И.В. Моделирование зависимости роста ВВП от изменения структуры занятости в экономике России / И.В. Филимоненко // Вестник НГУ. Серия социально-экономические науки. - 2011. - Том 11. - Выпуск 1. - с. 16-25.
13. Шмаков А.В. Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений / А.В. Шмаков // Terra Economicus. - 2014. - Т. 12. - №3. - с. 29-47.
14. Andrikopoulos A. Four decades of the Journal of Econometrics: Coauthorship patterns and networks / A. Andrikopoulos // Journal of econometrics. 2016. - vol. 195. - №1. -p. 23-32.
15. Kiani K.M. On business cycle fluctuations in USA macroeconomic time series / K.M. Kiani // Economic modelling. - 2016. - vol. 53. - p. 179-186.
16. Kollias C. Defence and non-defence spending in the USA: stimuli to economic growth? Comparative findings from a semiparametric approach / C. Kollias // Bulletin of economic research. - 2015. - vol. 67. - №4. - p. 359-370.
17. Mallick S.K. Macroeconomic Effects of Inflationary Shocks with Durable and NonDurable Consumption / S.K. Mallick // Open economies review. - 2016. - vol. 27. - №5. - p. 895-921.
18. Кравец А.В. Кравец Александр Витальевич кандидат социологических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Россия, Новосибирский государственный университет экономики и управления Экономика США на современном этапе // THE US ECONOMY AT THE PRESENT STAGE, http://eee-region.ru/article/4937/ (доступ свободный).
Kravets Alexandr Vitalevich
Novosibirsk state university of economics and management, Russia, Novosibirsk
E-mail: [email protected]
Econometric model growth usa gross domestic product between 1965 and 2015 years
Abstract. The establishment of dependence of the growth rate of the gross internal product of independent factors is an important task, which allows you to set the factors that make the greatest impact on the growth rate in a certain period of time, to study the dynamics of the world's gross-domestic product, forecasting of GDP growth rates for the future. The best tools in this case is to build multiple regression models. Regression analysis in addition to conducting projections allows to analyze time series, holding a Pro-inspections of the constructed hypotheses, to identify hidden relations in the data used. The article describes the constructed regression model of dependence of the growth rate of the gross domestic product of the United States the rate of growth of consumption of goods, services, fixed capital investment, exports, imports, and expenditures. The model is linear and is reproduced by a linear equation of multiple linear regression. In the pace of US GDP growth have the biggest influence rate of consumption of goods, services and government spending in the framework of Keynesian theory.
Keywords: regression model; GDP; the goods; services; investment; exports; imports