Научная статья на тему 'Экомузей музей времени и пространства: западноевропейский образец и Восточная модель'

Экомузей музей времени и пространства: западноевропейский образец и Восточная модель Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
508
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экомузей музей времени и пространства: западноевропейский образец и Восточная модель»

И. А. Куклинова

Экомузей - музей времени и пространства: западноевропейский образец и восточная модель

XX век привнес много нового в теорию и практику музейного дела: от полного отрицания музея как института модернистами до его апологетики и признания эпохи постмодерна временем тотальной музеефикации, когда музей может заинтересоваться любым явлением действительности. Музейным сообществом в разных странах обсуждается вопрос о кризисе музея традиционного, растет количество музеев, ширится их профильная и видовая принадлежность. Одной из новых групп музеев, рожденных второй половиной XX века, представляются экомузеи, являющиеся, по сути, разновидностью музеев под открытым небом.

Родились экомузеи во Франции, в которой традиционных музеев под открытым небом, прообразом которых являлся шведский Скансен, не существовало. Во второй половине 1960-х гг. в связи с усилившимися тенденциями децентрализации в нескольких сельскохозяйственных регионах страны создаются так называемые региональные природные парки. С самого начала проявились отличия нового французского изобретения: традиционная жизнь музеефицировалась in situ, внимание уделялось не только культурному наследию, но также изучению традиционного природного окружения. Наиболее известными региональными природными парками стали: Мон д’Арре (Monts d’Arree), Гранд-Ланд (Grande Lande), Нижняя Сена (Basse Seine). Имея в виду, что с первых дней существования новых музеев в их деятельности особую роль играла проблема поиска путей гармонизации отношений между человеком и его окружением (природным и рукотворным), вскоре, уже в 1971 г. они были названы экомузеями. Следующим важным шагом стало создание первого экомузея в городской общине - Ле-Крезо Монсо-ле-Мин - (музей человека и промышленности) в 1971-1974 гг. Реализация идеи экомузея в городской общине доказала многогранность родившегося феномена. В дальнейшем тематика экомузеев продолжала расширяться. Создаются они и в городской среде, не связанной с промышленностью и населенной в основном теми, кто совсем недавно обосновался в городских кварталах. Это, прежде всего, экомузеи парижских пригородов: Курнев (La Courneuve), Фрэн (Fresnes), Сен-Кентэн-ан-Ивлин (Saint-Quentin-en-Yvelines). Есть в настоящее время во Франции экомузеи, которые разрабатывают морскую тематику: экомузей Сен-Назер (Saint-Nazaire) и Марэ Салан (Marais Salant). В 1991 г. в стране была создана Ассоциация экомузеев и общин-

ных музеев Франции414, на сегодняшний день во Франции функционирует несколько десятков таких музеев.

Остановимся подробнее на определении нового феномена в музейном мире. Естественно, что ставшие классическими дефиниции экомузея появились именно во Франции. Трижды (в 1973, 1976 и 1980) формулировал представление об экомузее известный музейный новатор, бывший директор Международного Совета музеев (ИКОМ) Ж.-А. Ривьер. В результате последняя редакция 1980 г. носит название «Эволюционное определение экомузея»415. Это чрезвычайно широкое и пространное определение ориентировано на дальнейшие трансформации феномена, у истоков которого стоял и сам Ж.-А. Ривьер. Акцент французским специалистом делается на следующих моментах: активное участие местного населения в создании и функционировании экомузея, неразрывность природных и культурных составляющих, характеризующих традиционную жизнь, способность экомузея быть исследовательской лабораторией, школой, присущие ему черты заповедной территории. Особый интерес для нас представляет декларируемая Ж.-А. Ривьером возможность экомузея быть и музеем времени, подобно традиционному музейному учреждению, и музеем пространства, музеефицирующим и интерпретирующим его. Экомузей обеспечивает связь веков, поскольку изучается вся история данной территории: это и время, когда на ней еще не существовало человеческой жизни, и все периоды освоения человеком этого пространства. Такие исследовательские задачи продиктованы направленностью экомузея на решение стоящих перед территориями социально-экономических задач: только зная прошлое, опираясь на его опыт и традиции, община способна решать возникающие современные проблемы и грамотно планировать будущее.

Свое определение предложил и другой специалист по экомузеям Ю. де Варин: «Экомузей - форма участия общественности в планировании развития и в самом развитии общины»416. В данном случае и для Ю. де Варина основной в новом музее становится его антропологическая составляющая, возможность отвечать на актуальные проблемы социально - экономического развития. Безусловно, такие задачи могут решаться только на основе усвоения опыта прошлого. Первым Ю. де Варин предложил и сравнение музея традиционного и экомузея, которое наглядно демонстрирует новаторство последнего. Характеристикам «коллекция-

414 См. сайт ассоциации: URL: www.fems.asso.fr.

415 Ривьер Ж. А. Эволюционное определение экомузея // Museum. 1985. № 148. С. 2-3.

416 Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных странах // Культура и искусство за рубежом: экспресс-информ. М., 1987. Вып. 4. С. 2.

здание-публика», детерминирующим музей традиционный, французский специалист противопоставляет триаду «наследие-место-население», описывающую сущностные особенности экомузея417. Уже в 2005 г., развивая свою позицию, Ю. де Варин утверждал: «Новый музей отличается от традиционного тем, что делает акцент на территории (памятном месте, окружающей среде), а не на здании; на наследии, а не на коллекции; на общине, а не на публике. Именно территория определяет и часто дает название музею, а не этикетка „экомузей“, точной модели которого не

418

существует» .

В годы становления феномена попытался определить экомузей и тогдашний президент Национального фонда исторических памятников и достопримечательностей Франции М. Керьен: «Экомузей - социальнокультурное учреждение, в задачи которого входит всестороннее выявление совокупности социальных и культурных аспектов, характеризующих местное население»419. По мнению М. Керьена, «его подлинное достояние - коллективная память, из нее возникает самобытность, которая в своем своеобразии противостоит как настоящему, так и будущему»420. Таким образом, М. Керьен акцентирует внимание на многоаспектном изучении местного населения и его наследия и на нематериальные составляющие наследия каждой конкретной общины. Безусловно, в освоении опыта прошлого и прогнозировании преемственности развития велика роль и самого местного населения, и музейных специалистов, оказывающих общине в этом профессиональную помощь.

На сегодняшний день на сайте Министерства культуры Франции встречаем более институционально выверенное определение данного вида музеев: «Экомузей - культурное учреждение, обеспечивающее на постоянной основе на данной территории с участием населения функции исследования, сохранения, представления и использования комплекса культурных и природных ценностей, типичных для основанных на них среды и образа жизни»421. Таким образом, несмотря на всю нетрадицион-ность подобного музея, за ним закрепляется, как за всяким музеем, статус научного учреждения, он связывается с конкретной территорией, делается акцент на участии местного населения в его функционировании, заложено и внимание не только к материальному, но и нематериальному наследию.

417 Maggi M., Falletti V. Ecomuseums in Europe: What they are and what they can be. Istituto ricerche economico-sociali del Piemonte, 2000. P. 11. URL: http://www.213.254.4.222.cataloghi.pdfires.535.pdf.

418 Varine H. de // Les nouvelles de l’ICOM. 2005. № 3. P. 6.

419 Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных странах. С. 3

420 Керьен М. О природе феномена // Museum. 1985. № 148. С. 18

421 URL: www.culture.gouv.fr.pdf.

По мере распространения экомузеев по всему земному шару увеличивалось и количество определений, ширилось понимание феномена и заложенных в нем потенциальных возможностей. В наше время все чаще акцент с решения проблем социально-экономического развития региона переносится на вопросы культурной идентификации и самобытности территорий, на которых создаются подобные музеи.

Во многом именно такими задачами продиктовано создание экомузеев в странах Востока, в первую очередь, в Китае. Первый из китайских экомузеев был создан в 1995 г. в Сога (округ Лиужи, провинция Гуйчжоу). Интерес к экомузеям в этой стране не случаен: китайское общество все острее ощущает, насколько высокую цену приходится платить за экономические успехи: остро заявляют о себе экологические проблемы, перемены, приходящие даже в удаленные уголки страны, начинают угрожать культурным традициям некоторых этнических групп. Европейские специалисты, в том числе и цитировавшийся уже Ю. де Варин, бывающие в Китае на международных конференциях и изучающие опыт китайских экомузеев, отмечают, что сегодня в Китае постиндустриальная цивилизация стремительно врывается в жизнь сообществ (чаще всего представляющих этнические меньшинства), долгое время остававшихся островками доиндустриального развития, вдали от городов и современных средств коммуникации422. Экомузей в данном случае - возможность сохранить этническое своеобразие путем утверждения культурной идентичности, в то же самое время включая механизмы современного динамичного развития региона. Эта проблема тем более актуальна и непроста, что Китай - страна многонациональная и густо населенная, даже небольшие по китайским меркам этносы - это миллионы человек, а территории, на которых создаются экомузеи - это наиболее отсталые сельскохозяйственные районы. В связи с этим решение о создании экомузеев, которые помогут, сохранив культурное многообразие Китая, придать новый импульс развития этим территориям, было принято на правительственном уровне, в отличие и от французского образца, и от других стран, где функционируют экомузеи. Китайские музейные специалисты обратились к международному опыту и начали создание экомузеев на территориях, населяемых некоторыми этническими меньшинствами: монголами, дун, мяо, яо, хани, буи. На сегодняшний день в этой стране

_ 423

создано уже 7 экомузеев , существуют планы дальнейшего развития сети

422 A few remarks by Hugues de Varine on various subjects discussed at the con-ferece and on observations made during field visits. URL: http://www.interactions-online.com/page_news.php?id_news= 177&filtre_visu=0&pr.

423 Donghai Su Ecomusees en Chine // Les nouvelles de l’ICOM. 2005. № 3. P. 7.

экомузеев424, проводятся международные конференции по проблемам функционирования этой группы музеев.

Сформулирован в Китае и свой взгляд на феномен экомузея. Своеобразной попыткой дать дефиницию феномена экомузея можно считать «принципы Лиужи»425, разработанные для первых китайских экомузеев в середине 1990-х гг. и характеризующие основы функционирования экомузеев в Китае. Эти принципы предполагают:

- Жители деревень являются единственными носителями своих культур. Они обладают правом их интерпретировать и узаконивать.

- Культурный смысл ценностей может быть определен только человеческим восприятием и интерпретацией, которые основаны на знании.

- Участие публики - фундаментальный закон для экомузеев. Культура - общая и универсальная ценность, которая должна управляться демократически.

- При возникновении конфликта между туризмом и сохранением культуры, приоритет получает культура. Подлинное наследие не может продаваться, но изготовление качественных сувениров, опирающееся на местное ремесло, должно поощряться.

- Серьезное внимание уделяется всеобъемлющему долгосрочному планированию. Экономических мотивов, носящих краткосрочный характер и разрушающих культуру в долгосрочной перспективе, необходимо избегать.

- Сохранение культурного наследия должно быть интегрировано в ансамблевый подход к окружению. Особое внимание должно уделяться традиционным техникам и материалам.

- Посетители имеют моральную обязанность вести себя уважительно. Они должны получать кодекс поведения.

- Нет общих критериев для экомузеев. Они отличаются в зависимости от особых культур и ситуации общины, которую они представляют.

- Социальное развитие - необходимое условие для создания экомузеев в сердце «живых» общин. Благосостояние жителей должно улучшаться, не вредя традиционным ценностям.

«Принципы Лиужи», повторяя по-своему многие положения дефиниций французских музееведов, в то же самое время высвечивают и некоторые особенности китайских экомузеев, проистекающие из специфики развития региона. Так, подчеркивается общий для всех экомузеев прин-

424 Rong Xiaoning Ecomuseums in Guangxi : Establishment, Exploration and Expectations. URL: http://www.interactions-online.com/page_news.php?id_news=

173&filtre_visu=5&pr.

425 Ibid.

цип активного участия населения во всех направлениях их деятельности, научный подход к осмыслению материала, интерес к традиционным занятиям местного населения, долгосрочное планирование развития территории, отсутствие жестких профильных и институциональных рамок феномена. Кроме того, особым образом звучит проблема взаимоотношения жителей экомузея и пришлых посетителей - туристов, включая вопросы уважительного отношения к местному населению, руководство долго -срочными программами, способствующими культурному развитию территорий, а не сиюминутной экономической выгодой, в то же самое время - утверждение, что изучение и популяризацию культурной самобытности должны приводить и к росту благосостояния жителей вследствие более динамичного культурного развития. Почему таким проблемам уделяется внимание в «принципах Лиужи» - ответ на этот вопрос мы находим у того же Ю. де Варина. Интересны его замечания, высказанные по итогам Международной конференции по экомузеям, прошедшей в июне 2005 г. в Гуйяне (Китай)426. Знакомство с китайскими экомузеями позволило Ю. де Варину поставить вопрос о возможных опасностях, таящихся для материального и нематериального наследия общин, которые совсем недавно стали открыты миру благодаря развитию туризма. Во-первых, это искушение, которому могут подвергаться обладатели тех или иных традиционных предметов со стороны коллекционеров, предлагающих за них значительные деньги. При этом это могут быть как настоящие жемчужины местной культуры (например, «бронзовые барабаны» провинции Нандан Яо, играющие важную роль в религиозной жизни общины и передающиеся от отца к сыну на протяжении 12 поколений), так и вещи вполне обыденные, но имеющие ценность для коллекционера традиционной культуры. Как считает Ю. де Варин, специалисты, работающие в таких общинах, должны разрабатывать механизмы, препятствующие подобным последствиям массового туризма. Во-вторых, французский специалист видит угрозу общинному наследию в силу такого взаимодействия со сферой туризма, как производство и продажа сувениров. Рост спроса на сувениры приводит к производству ограниченного количества образцов традиционной продукции, которые могут удовлетворить неграмотный глаз туриста, но не только утрачивают свое культурное содержание, становясь простыми сувенирами, но и зачастую теряют качество. И в данном случае велика роль специалистов, способных объяснять местным жителям разницу между рынком традиционным и туристским и изучать возможные организационные формы производства сувенирной продукции, способные сохранять качество ремесленных изделий, развивать творческий потенциал производителей и в то же время позволяющие по-

426 А £е%г гешагкз Ьу Н^ие8 (!е Уаппе...

лучать экономическую выгоду от общения с туристами. Задается французский специалист и еще одним вопросом: каково будет место деревень, превращенных в экомузеи, в будущем тех национальных культур, которые они призваны изучать и показывать? Насколько велико будет влияние процессов, происходящих в них, на сохранение всей культуры в целом? Ю. де Варин видит необходимость превращения их в подлинные «национальные культурные центры», центры документации и исследования наследия региона, которые должны вести свою работу в тесной связи

427

с университетами и другими научными учреждениями страны .

Подводя некоторые итоги, мы можем констатировать, насколько дальновидными были в 1970-х гг. те специалисты, что стояли у истоков зарождения и оформления экомузеев как самостоятельного явления. Феномен, родившийся во вполне определенных условиях и обстоятельствах во Франции, многое переоценивавшей в своей общественной жизни после событий 1968 г., смог распространиться на другие страны и континенты. Где-то (как в Швеции и Норвегии) на первый план выходят экологические проблемы, которые позволяет решать формат экомузея. Где-то (как в Италии) экомузей позволяет изучать традиционные занятия той или иной территории. А в Китае на первый план выходят вопросы, связанные с сохранением традиционных национальных культур, которым угрожает наступающая и на удаленные регионы глобализация. Но в каждом из этих вариантов есть и общее: экомузей изучает и интерпретирует историю развития определенной территории (являясь одновременно музеем времени и пространства), активно вовлекая в свою деятельность местных жителей, тем самым оставаясь одним из самых современных и актуальных вариантов института музея.

427 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.