Научная статья на тему 'Экологостатистические характеристики автомобильного двигателя'

Экологостатистические характеристики автомобильного двигателя Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГЛЕВОДОРОДНЫЕ ОСТАТКИ / ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ / АВТОТРАНСПОРТ / HYDROCARBON RESIDUES / EXHAUSTED GASES / MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Базарский О. В., Шпилёва Е. В.

Исследованы зависимости экологического состояния автопарка г. Воронежа по содержанию углеводородных остатков для различных возрастных групп автомобилей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Базарский О. В., Шпилёва Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKOLOGOSTATISTICHESKY CHARACTERISTICS OF THE AUTOMOBILE ENGINE

Dependences of an ecological condition of a motor-vehicle pool of Voronezh under the maintenance of the hydrocarbon residues for various age groups of cars are investigated

Текст научной работы на тему «Экологостатистические характеристики автомобильного двигателя»

УДК 504.3.054:656.13

ЭКОЛОГОСТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

О.В. Базарский, Е.В. Шпилёва

Исследованы зависимости экологического состояния автопарка г. Воронежа по содержанию углеводородных остатков для различных возрастных групп автомобилей

Ключевые слова: углеводородные остатки, отработавшие газы, автотранспорт

При изучении характеристик загрязнения окружающей среды автотранспортом [1,2] фундаментом модели являются экспериментально измеренные статистические характеристики выбросов «усредненного двигателя». Экологостатистические характеристики такого двигателя плохо изучены.

Цель работы - экспериментальное изучение содержания углеводородных остатков (СхНу) в автомобильных выбросах, имеющих наибольшую экологическую опасность.

В соответствии с принятыми нормативами [3] измерения производились на холостом ходу (ХХ-спл.) и повышенных оборотах (ПО-штр.)

В соответствии с принятыми стандартами все автомобили были разделены на три возрастные группы: А - от 0 до 7 лет эксплуатации, В - от 7 до 15 лет, С - свыше 15 лет.

Для каждой возрастной группы строились гистограммы повторяемости каждого экологического ранга. Результаты измерений лежали в пределах двух стандартных ошибок, т. е. доверительная вероятность измерений 0,9.

Р

п

Рис. 1. Гистограммы повторяемости для автомобилей группы А

Базарский Олег Владимирович - ВАИУ, д-р физ.-мат. наук, профессор, тел. (473) 223-69-59 Шпилёва Елена Васильевна - ВАИУ, ст. преподаватель, е-шай: shpilyowa@yandex.ru

Для «молодых» автомобилей группы А «рис.1» экспоненциальное распределение на XX связано с различной эффективностью конструкции двигателя и наличием систем снижения токсичности отработавших газов. Также очевидно, что на ПО процент автомобилей, имеющих малую токсичность выброса СхНу повышается, а перегиб кривой определяется наличием «молодых» автомобилей устаревшей конструкции.

Рис.2. Гистограммы повторяемости для автомобилей группы В

Для автомобилей группы В «рис.2» видно, что на ХХ повторяемость также экспоненциальная, но кривая лежит несколько выше, что свидетельствует о незначительном ухудшении экологии двигателей. Экспоненциальная кривая для ПО здесь понижается, что свидетельствует о существенном ухудшении эффективности работы систем снижения токсичности отработавших газов и приближении экологического состояния иномарок к отечественным автомобилям.

Для «старых» автомобилей группы С «рис.3» видно, что экологическая эффективность этих автомобилей, вне зависимости от их конструкции, одинакова, и их можно разделить на два класса «старых» автомобилей: экологически пригодные - выброс СхНу у которых не превышает предельно допустимый, и экологи-

чески опасные, которые составляют 21% от числа старых автомобилей и 5,3% от их общего числа.

Рис.3. Гистограммы повторяемости для автомобилей группы С

Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы:

1. Экологический контроль содержания СхНу целесообразно производить только на хо-

лостом ходу, т. к. в среднем экологические характеристики автопарка не зависят от режима работы двигателя.

2. Для оптимизации Российской экологической ситуации следует улучшить качество отечественного топлива и уменьшить средний возраст автопарка. Для этого необходимо: а) серьезно ужесточить наказания за продажу некондиционного топлива при регулярном контроле автозаправок; б) обменивать автомобили со временем эксплуатации большим 15 лет на новый «народный» отечественный автомобиль с зачетом некоторой части его стоимости. Одновременно ввести экологический налог на эту категорию автомобилей.

Литература

1. Якубовский Ю.А. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды.- М.: Транспорт, 1979.- 197с.

2. Луканин В. Н., Трофименко Ю. В. Прмышленно-транспортная экология.-М.: Высшая школа, 2001.- 295с.

3. Краткий автомобильный справочник.- М.: Транс-консалтинг,1994.-254с.

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

EKOLOGOSTATISTICHESKY CHARACTERISTICS OF THE AUTOMOBILE ENGINE О.V. Bazarsky, E.V. Shpilyova

Dependences of an ecological condition of a motor-vehicle pool of Voronezh under the maintenance of the hydrocarbon residues for various age groups of cars are investigated

Key words: hydrocarbon residues, exhausted gases, motor transport

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.