УДК 504.3.054:656.13
ЭКОЛОГОСТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
О.В. Базарский, Е.В. Шпилёва
Исследованы зависимости экологического состояния автопарка г. Воронежа по содержанию углеводородных остатков для различных возрастных групп автомобилей
Ключевые слова: углеводородные остатки, отработавшие газы, автотранспорт
При изучении характеристик загрязнения окружающей среды автотранспортом [1,2] фундаментом модели являются экспериментально измеренные статистические характеристики выбросов «усредненного двигателя». Экологостатистические характеристики такого двигателя плохо изучены.
Цель работы - экспериментальное изучение содержания углеводородных остатков (СхНу) в автомобильных выбросах, имеющих наибольшую экологическую опасность.
В соответствии с принятыми нормативами [3] измерения производились на холостом ходу (ХХ-спл.) и повышенных оборотах (ПО-штр.)
В соответствии с принятыми стандартами все автомобили были разделены на три возрастные группы: А - от 0 до 7 лет эксплуатации, В - от 7 до 15 лет, С - свыше 15 лет.
Для каждой возрастной группы строились гистограммы повторяемости каждого экологического ранга. Результаты измерений лежали в пределах двух стандартных ошибок, т. е. доверительная вероятность измерений 0,9.
Р
п
Рис. 1. Гистограммы повторяемости для автомобилей группы А
Базарский Олег Владимирович - ВАИУ, д-р физ.-мат. наук, профессор, тел. (473) 223-69-59 Шпилёва Елена Васильевна - ВАИУ, ст. преподаватель, е-шай: shpilyowa@yandex.ru
Для «молодых» автомобилей группы А «рис.1» экспоненциальное распределение на XX связано с различной эффективностью конструкции двигателя и наличием систем снижения токсичности отработавших газов. Также очевидно, что на ПО процент автомобилей, имеющих малую токсичность выброса СхНу повышается, а перегиб кривой определяется наличием «молодых» автомобилей устаревшей конструкции.
Рис.2. Гистограммы повторяемости для автомобилей группы В
Для автомобилей группы В «рис.2» видно, что на ХХ повторяемость также экспоненциальная, но кривая лежит несколько выше, что свидетельствует о незначительном ухудшении экологии двигателей. Экспоненциальная кривая для ПО здесь понижается, что свидетельствует о существенном ухудшении эффективности работы систем снижения токсичности отработавших газов и приближении экологического состояния иномарок к отечественным автомобилям.
Для «старых» автомобилей группы С «рис.3» видно, что экологическая эффективность этих автомобилей, вне зависимости от их конструкции, одинакова, и их можно разделить на два класса «старых» автомобилей: экологически пригодные - выброс СхНу у которых не превышает предельно допустимый, и экологи-
чески опасные, которые составляют 21% от числа старых автомобилей и 5,3% от их общего числа.
Рис.3. Гистограммы повторяемости для автомобилей группы С
Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы:
1. Экологический контроль содержания СхНу целесообразно производить только на хо-
лостом ходу, т. к. в среднем экологические характеристики автопарка не зависят от режима работы двигателя.
2. Для оптимизации Российской экологической ситуации следует улучшить качество отечественного топлива и уменьшить средний возраст автопарка. Для этого необходимо: а) серьезно ужесточить наказания за продажу некондиционного топлива при регулярном контроле автозаправок; б) обменивать автомобили со временем эксплуатации большим 15 лет на новый «народный» отечественный автомобиль с зачетом некоторой части его стоимости. Одновременно ввести экологический налог на эту категорию автомобилей.
Литература
1. Якубовский Ю.А. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды.- М.: Транспорт, 1979.- 197с.
2. Луканин В. Н., Трофименко Ю. В. Прмышленно-транспортная экология.-М.: Высшая школа, 2001.- 295с.
3. Краткий автомобильный справочник.- М.: Транс-консалтинг,1994.-254с.
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
EKOLOGOSTATISTICHESKY CHARACTERISTICS OF THE AUTOMOBILE ENGINE О.V. Bazarsky, E.V. Shpilyova
Dependences of an ecological condition of a motor-vehicle pool of Voronezh under the maintenance of the hydrocarbon residues for various age groups of cars are investigated
Key words: hydrocarbon residues, exhausted gases, motor transport