Научная статья на тему 'Экологосоциальные аспекты микроэлементного дисбаланса у детей'

Экологосоциальные аспекты микроэлементного дисбаланса у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маймулов В. Г., Якубова И. Ш., Чернякина Т. С., Ловцевич С. М., Кузмичев Ю. Г.

Приведены результаты исследования медицинского осмотра младших школьников, получено, что все дети имели признаки поливитаминнополимикроэлементной недостаточности разной степе ни выраженности. В связи с этим наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является улучшение структуры питания, широкое применение витаминных препа ратов, различных белкововитаминноминеральных комплексов, в том числе входящих в состав био логически активных добавок (БАД) к пище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маймулов В. Г., Якубова И. Ш., Чернякина Т. С., Ловцевич С. М., Кузмичев Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологосоциальные аспекты микроэлементного дисбаланса у детей»

Маймулов В.Г., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С., Ловцевич С.М., Кузмичев Ю.Г., ПоляшоваА.С., Леонов А.В.

ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО ДИСБАЛАНСА У ДЕТЕЙ

Приведены результаты исследования медицинского осмотра младших школьников, получено, что все дети имели признаки поливитаминно-полимикроэлементной недостаточности разной степени выраженности. В связи с этим наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является улучшение структуры питания, широкое применение витаминных препаратов, различных белково-витаминно-минеральных комплексов, в том числе входящих в состав биологически активных добавок (БАД) к пище.

Согласно концепции сбалансированного питания стабильность химического состава организма является одним из важнейших и обязательных условий его нормального функционирования. Отклонения при поступлении в организм макро- и микроэлементов, а также нарушение их соотношений в рационе непосредственно сказываются на деятельности организма, могут снижать или повышать его сопротивляемость, а следовательно, способствовать адаптации (Авцын А.П. и др., 1991; Сусликов В.Л., 2002; Скальный А.В., 2003).

Анализ волос по 23 элементам выявил микро-элементный (МЭ) дисбаланс у детей младшего школьного возраста крупных промышленных городов (Н. Новгород, Санкт-Петербург), проживавших на микротерриториях разного экологического риска (территория 1 - относительное благополучие, территория 2 - повышенный уровень экологического риска).

Изучаемая группа МЭ была разделена на эс-сенциальные и токсичные, и обнаружена тенденция: у детей при снижении концентрации нескольких эссенциальных МЭ параллельно увеличивалась концентрация токсичных МЭ, что подтвердило известный факт их синергизма и антагонизма.

Анализ степени дисбаланса МЭ у детей, посещавших школы, размещенные на территориях с различной эколого-гигиенической ситуацией, показал, что принадлежность детей к школе является определяющим для формирования дисбаланса отдельных МЭ, содержание которых в волосах детей имело статистически значимое различие: Бе (р=0,0003), Ка (р=0,0016), Сё (р=0,0437), РЬ (р=0,0133).

Независимо от местопроживания и учебы детей было отмечено снижение эссенциальных МЭ - селена (у 40,1% детей, проживающих на территории 2 и 79,6% детей на территории 1), магния (у 25 и 14,3% детей соответственно), марганца (11,4% и 18,4%), фосфора (13,6% и 6,1%), кремния (29,6% и 18,4%), цинка (27,3% и 26,5%), натрия (11,4% и 32,7%), калия (11,4% и 22,5%), кальция

(40,9% и 34,75), железа (2,3% и 10,2%).

Анализ персонифицированной базы данных содержания химических элементов в волосах детей показал, что повышенные концентрации эссенци-альных элементов следует рассматривать не как избыток, а как их преддефицит (Скальный, 2003).

Результаты медицинского осмотра младших школьников подтвердили полученные результаты исследования волос и показали, что все дети имели признаки поливитаминно-полимикроэлементной недостаточности разной степени выраженности. У детей отмечалась сухость кожных покровов и слизистых, тусклость и ломкость ногтей и волос, кровоточивость десен, быстрая утомляемость, сонливость, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта и т. д.

Одновременно с пониженными концентрациями эссенциальных элементов в волосах детей отмечалось нарастание концентрации токсичных микроэлементов. Так, повышенное содержание в волосах таких тяжелых металлов, как Сё и РЬ, оказывающих выраженное токсическое действие на растущий организм ребенка, отмечено у 29,6% и 50% детей, проживающих на территории повышенного экологического риска (территория 2), и 14,3% и 30,6% детей, проживающих на микротерритории относительного экологического благополучия (территория 1), что в свою очередь клинически проявлялось снижением естественной сопротивляемости организма детей и повышением острой заболеваемости, в первую очередь со стороны респираторного тракта. Повышенные концентрации А1 и Ы не имели статистически значимых различий по содержанию в волосах детей, проживавших в различных в экологическом отношении районах города, и определялись у 13,6% и 18,4% детей по А1 и у 13,6% и 12,2% детей по Ы. Содержание других тяжелых металлов было в пределах возрастной нормы.

Помимо сравнительного анализа микроэле-ментного состава волос детей, проживающих и обучающихся в различных экологических условиях, был проведен сравнительный анализ между мальчиками и девочками в тех же группах детей. Кроме

56

ВЕСТНИК ОГУ 4'2004. ПРИЛОЖЕНИЕ «БИОЭЛЕМЕНТОЛОГИЯ»

того, следует отметить, что дети, проживающие на территории 1, обучались в первом, а дети территории 2 - во втором классе.

Сравнительный анализ содержания химических элементов в волосах первоклассников выявил статистически значимые различия по 4 элементам (Са, К, Ка, РЬ) среди мальчиков и девочек. Процесс адаптации к началу школьного обучения не для всех детей протекает безболезненно и связан с напряжением функционирования целого ряда систем. Причем наибольшее напряжение симпатической нервной системы было отмечено у девочек, что клинически выражалось вегетативными расстройствами (эмоциональная лабильность, нарушение сна, желудочно-кишечный дискомфорт и т. д.) при одновременном повышении концентрации в волосах калия и натрия, наблюдавшемся у 19,2% девочек; изолированное повышение калия было выявлено у 26,9% первоклассников. Анализ физического развития детей указал на более интенсивный рост у мальчиков, что, как правило, сопровождалось повышенной потребностью в основном строительном материале для костной ткани - кальции. Это нашло свое отражение в пониженных концентрациях кальция в волосах у 53,2% мальчиков по сравнению с 19,2% девочек (р=0,0324).

Известно, что свинец является большим претендентом на эссенциальность и антагонистом кальция, в связи с чем повышение концентрации этого токсичного элемента было отмечено у 43,5% мальчиков и у 19,2% девочек первых классов (р=0,0717).

У учащихся вторых классов также был выявлен выраженный дефицит кальция у 66,7% мальчиков и 27,6% девочек (р=0,0368). Антагонистами кальция наряду со свинцом являются алюминий и никель, повышение концентраций которых отмечалось у 20,7% и 62,1% девочек соответственно, что в сравнении с мальчиками имело статистически значимые различия (р=0,0914 и р=0,0564). Никель, кроме того, является антагонистом цинка, дефицит которого наблюдался у 41,4% девочек, но ни у одного мальчика дефицита этого элемента не было (р=0,0137). Недостаток цинка у девочек клинически сопровождался более низкими по сравнению с мальчиками показателями физического развития за счет недостаточной прибавки массы тела, раздражительностью, быстрой утомляемостью, жалобами на инсомнию (нарушение сна). У 46,7% маль-

чиков и 13,8% девочек отмечался дефицит магния (р=0,0579), что клинически сопровождалось жалобами на быструю утомляемость, колющие боли в области сердца, диспепсическими расстройствами. Пониженные концентрации меди у 27,6% девочек сопровождались астеновегетативным синдромом, снижением иммунной защиты, увеличением щитовидной железы. Одновременное повышение концентрации калия и натрия, являющееся отражением напряжения симпатоадреналовой системы, а также дисфункции со стороны мочевыделительной системы и повышающие риск возникновения ранней гипертензии отмечались у 27,3% детей.

Наиболее низкие концентрации у детей первого и второго класса отмечены по селену (у 79,6% и 40,9% детей соответственно), который относится к микроэлементам с выраженным антиоксидант-ным действием. Основными проявлениями дефицита селена у детей были сухость и ломкость волос, изменения ногтей, снижение иммунной защиты и замедление ростовых прибавок, особенно у девочек, у которых еще наблюдался и выраженный дефицит цинка (26,5-27,3%).

Таким образом, наибольшее значение в дисбалансе МЭ для школьников, проживающих в крупных промышленных городах, имеет дефицит таких эссенциальных элементов, как селен, кальций, цинк, магний, марганец, калий и медь. Набор токсичных МЭ в волосах детей соответствует приоритетным загрязнителям атмосферного воздуха, обнаруженным на микротерриториях местопроживания детей, на которых также размещены и школы.

В связи с этим наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является улучшение структуры питания, широкое применение витаминных препаратов, различных белково-витаминно-минеральных комплексов, в том числе входящих в состав биологически активных добавок (БАД) к пище, способных повышать неспецифическую резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, осуществлять иммунокоррекцию, максимально индивилизировать питание и тем самым положительно влиять на процессы роста и развития детей.

Шёшё ёпиёи?1аатё ёёбадаооди:

1. Аабш АЛ., ^ашбпаа А.А., Вё0 1.А., N061-^1 аа Ё.Й. 1ёёб1уёаШо15и +Шааёа: уоёШаёу, ёёаппёбёёабёу, ТбаашасШаёу. - I.: 1ааёбё1а,_1991. - 496 п.

2. №6пёёё1а А.Ё. Аа1бё!ё+апёау уё! ё!аёу аТёаутё. Ао! иаёоТуи. - I.: Ааёёт АвА о. 3. 2002.

3. Жаёшиё А.А., Айё!а А.О., Йабаабутёёё А.1., Кёаёшау 1.А 1ааёё1-уё!ё1аё+апёау 1ба1ёа бёпёа аё1аб!ёёб1уёа!а1о191а о 1апаёа1ёу {ааа! !ёёпа. - ВЁЁ А1 О 1АО, 1ба1а6ба, 2003. - 134.

ВЕСТНИК ОГУ 4 2004. ПРИЛОЖЕНИЕ «БИОЭЛЕМЕНТОЛОГИЯ»

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.