Маймулов В.Г., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С., Ловцевич С.М., Кузмичев Ю.Г., ПоляшоваА.С., Леонов А.В.
ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО ДИСБАЛАНСА У ДЕТЕЙ
Приведены результаты исследования медицинского осмотра младших школьников, получено, что все дети имели признаки поливитаминно-полимикроэлементной недостаточности разной степени выраженности. В связи с этим наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является улучшение структуры питания, широкое применение витаминных препаратов, различных белково-витаминно-минеральных комплексов, в том числе входящих в состав биологически активных добавок (БАД) к пище.
Согласно концепции сбалансированного питания стабильность химического состава организма является одним из важнейших и обязательных условий его нормального функционирования. Отклонения при поступлении в организм макро- и микроэлементов, а также нарушение их соотношений в рационе непосредственно сказываются на деятельности организма, могут снижать или повышать его сопротивляемость, а следовательно, способствовать адаптации (Авцын А.П. и др., 1991; Сусликов В.Л., 2002; Скальный А.В., 2003).
Анализ волос по 23 элементам выявил микро-элементный (МЭ) дисбаланс у детей младшего школьного возраста крупных промышленных городов (Н. Новгород, Санкт-Петербург), проживавших на микротерриториях разного экологического риска (территория 1 - относительное благополучие, территория 2 - повышенный уровень экологического риска).
Изучаемая группа МЭ была разделена на эс-сенциальные и токсичные, и обнаружена тенденция: у детей при снижении концентрации нескольких эссенциальных МЭ параллельно увеличивалась концентрация токсичных МЭ, что подтвердило известный факт их синергизма и антагонизма.
Анализ степени дисбаланса МЭ у детей, посещавших школы, размещенные на территориях с различной эколого-гигиенической ситуацией, показал, что принадлежность детей к школе является определяющим для формирования дисбаланса отдельных МЭ, содержание которых в волосах детей имело статистически значимое различие: Бе (р=0,0003), Ка (р=0,0016), Сё (р=0,0437), РЬ (р=0,0133).
Независимо от местопроживания и учебы детей было отмечено снижение эссенциальных МЭ - селена (у 40,1% детей, проживающих на территории 2 и 79,6% детей на территории 1), магния (у 25 и 14,3% детей соответственно), марганца (11,4% и 18,4%), фосфора (13,6% и 6,1%), кремния (29,6% и 18,4%), цинка (27,3% и 26,5%), натрия (11,4% и 32,7%), калия (11,4% и 22,5%), кальция
(40,9% и 34,75), железа (2,3% и 10,2%).
Анализ персонифицированной базы данных содержания химических элементов в волосах детей показал, что повышенные концентрации эссенци-альных элементов следует рассматривать не как избыток, а как их преддефицит (Скальный, 2003).
Результаты медицинского осмотра младших школьников подтвердили полученные результаты исследования волос и показали, что все дети имели признаки поливитаминно-полимикроэлементной недостаточности разной степени выраженности. У детей отмечалась сухость кожных покровов и слизистых, тусклость и ломкость ногтей и волос, кровоточивость десен, быстрая утомляемость, сонливость, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта и т. д.
Одновременно с пониженными концентрациями эссенциальных элементов в волосах детей отмечалось нарастание концентрации токсичных микроэлементов. Так, повышенное содержание в волосах таких тяжелых металлов, как Сё и РЬ, оказывающих выраженное токсическое действие на растущий организм ребенка, отмечено у 29,6% и 50% детей, проживающих на территории повышенного экологического риска (территория 2), и 14,3% и 30,6% детей, проживающих на микротерритории относительного экологического благополучия (территория 1), что в свою очередь клинически проявлялось снижением естественной сопротивляемости организма детей и повышением острой заболеваемости, в первую очередь со стороны респираторного тракта. Повышенные концентрации А1 и Ы не имели статистически значимых различий по содержанию в волосах детей, проживавших в различных в экологическом отношении районах города, и определялись у 13,6% и 18,4% детей по А1 и у 13,6% и 12,2% детей по Ы. Содержание других тяжелых металлов было в пределах возрастной нормы.
Помимо сравнительного анализа микроэле-ментного состава волос детей, проживающих и обучающихся в различных экологических условиях, был проведен сравнительный анализ между мальчиками и девочками в тех же группах детей. Кроме
56
ВЕСТНИК ОГУ 4'2004. ПРИЛОЖЕНИЕ «БИОЭЛЕМЕНТОЛОГИЯ»
того, следует отметить, что дети, проживающие на территории 1, обучались в первом, а дети территории 2 - во втором классе.
Сравнительный анализ содержания химических элементов в волосах первоклассников выявил статистически значимые различия по 4 элементам (Са, К, Ка, РЬ) среди мальчиков и девочек. Процесс адаптации к началу школьного обучения не для всех детей протекает безболезненно и связан с напряжением функционирования целого ряда систем. Причем наибольшее напряжение симпатической нервной системы было отмечено у девочек, что клинически выражалось вегетативными расстройствами (эмоциональная лабильность, нарушение сна, желудочно-кишечный дискомфорт и т. д.) при одновременном повышении концентрации в волосах калия и натрия, наблюдавшемся у 19,2% девочек; изолированное повышение калия было выявлено у 26,9% первоклассников. Анализ физического развития детей указал на более интенсивный рост у мальчиков, что, как правило, сопровождалось повышенной потребностью в основном строительном материале для костной ткани - кальции. Это нашло свое отражение в пониженных концентрациях кальция в волосах у 53,2% мальчиков по сравнению с 19,2% девочек (р=0,0324).
Известно, что свинец является большим претендентом на эссенциальность и антагонистом кальция, в связи с чем повышение концентрации этого токсичного элемента было отмечено у 43,5% мальчиков и у 19,2% девочек первых классов (р=0,0717).
У учащихся вторых классов также был выявлен выраженный дефицит кальция у 66,7% мальчиков и 27,6% девочек (р=0,0368). Антагонистами кальция наряду со свинцом являются алюминий и никель, повышение концентраций которых отмечалось у 20,7% и 62,1% девочек соответственно, что в сравнении с мальчиками имело статистически значимые различия (р=0,0914 и р=0,0564). Никель, кроме того, является антагонистом цинка, дефицит которого наблюдался у 41,4% девочек, но ни у одного мальчика дефицита этого элемента не было (р=0,0137). Недостаток цинка у девочек клинически сопровождался более низкими по сравнению с мальчиками показателями физического развития за счет недостаточной прибавки массы тела, раздражительностью, быстрой утомляемостью, жалобами на инсомнию (нарушение сна). У 46,7% маль-
чиков и 13,8% девочек отмечался дефицит магния (р=0,0579), что клинически сопровождалось жалобами на быструю утомляемость, колющие боли в области сердца, диспепсическими расстройствами. Пониженные концентрации меди у 27,6% девочек сопровождались астеновегетативным синдромом, снижением иммунной защиты, увеличением щитовидной железы. Одновременное повышение концентрации калия и натрия, являющееся отражением напряжения симпатоадреналовой системы, а также дисфункции со стороны мочевыделительной системы и повышающие риск возникновения ранней гипертензии отмечались у 27,3% детей.
Наиболее низкие концентрации у детей первого и второго класса отмечены по селену (у 79,6% и 40,9% детей соответственно), который относится к микроэлементам с выраженным антиоксидант-ным действием. Основными проявлениями дефицита селена у детей были сухость и ломкость волос, изменения ногтей, снижение иммунной защиты и замедление ростовых прибавок, особенно у девочек, у которых еще наблюдался и выраженный дефицит цинка (26,5-27,3%).
Таким образом, наибольшее значение в дисбалансе МЭ для школьников, проживающих в крупных промышленных городах, имеет дефицит таких эссенциальных элементов, как селен, кальций, цинк, магний, марганец, калий и медь. Набор токсичных МЭ в волосах детей соответствует приоритетным загрязнителям атмосферного воздуха, обнаруженным на микротерриториях местопроживания детей, на которых также размещены и школы.
В связи с этим наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является улучшение структуры питания, широкое применение витаминных препаратов, различных белково-витаминно-минеральных комплексов, в том числе входящих в состав биологически активных добавок (БАД) к пище, способных повышать неспецифическую резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, осуществлять иммунокоррекцию, максимально индивилизировать питание и тем самым положительно влиять на процессы роста и развития детей.
Шёшё ёпиёи?1аатё ёёбадаооди:
1. Аабш АЛ., ^ашбпаа А.А., Вё0 1.А., N061-^1 аа Ё.Й. 1ёёб1уёаШо15и +Шааёа: уоёШаёу, ёёаппёбёёабёу, ТбаашасШаёу. - I.: 1ааёбё1а,_1991. - 496 п.
2. №6пёёё1а А.Ё. Аа1бё!ё+апёау уё! ё!аёу аТёаутё. Ао! иаёоТуи. - I.: Ааёёт АвА о. 3. 2002.
3. Жаёшиё А.А., Айё!а А.О., Йабаабутёёё А.1., Кёаёшау 1.А 1ааёё1-уё!ё1аё+апёау 1ба1ёа бёпёа аё1аб!ёёб1уёа!а1о191а о 1апаёа1ёу {ааа! !ёёпа. - ВЁЁ А1 О 1АО, 1ба1а6ба, 2003. - 134.
ВЕСТНИК ОГУ 4 2004. ПРИЛОЖЕНИЕ «БИОЭЛЕМЕНТОЛОГИЯ»
57