Научная статья на тему 'Эколого-сбалансированное развитие территорий полифункционального назначения (на примере зоны рисосеяния Украины)'

Эколого-сбалансированное развитие территорий полифункционального назначения (на примере зоны рисосеяния Украины) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА РИСОСЕЯНИЯ УКРАИНЫ / THE RICE SOWING AREA OF THE UKRAINE / ЭКОЛОГО-СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ECOLOGICALLY BALANCED DEVELOPMENT OF THE UKRAINE / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / NATURAL RESOURCES POTENTIAL / ПРИЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / BLACK SEA REGION / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОНОРМАТИВНАЯ БАЗА / LEGISLATIVE NORMATIVE BASE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Грановская Людмила Николаевна

В статье рассмотрены основные направления эколого-сбалансированного развития территорий полифункционального предназначения, которые равноценно объединяют разные приоритеты в социально-экономическом развитии региона, как рекреационные, так и аграрно-промышленные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Грановская Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecologically balanced development of the territories of a poly-functional purpose (on the example of rice sowing in the Ukraine)

The article considers major trends of the ecologically balanced development of the territories of a poly-functional purpose which equally unite various priorities in the social and economic development of the region, recreational and agrarian industrial.

Текст научной работы на тему «Эколого-сбалансированное развитие территорий полифункционального назначения (на примере зоны рисосеяния Украины)»

УДК 502/504 : 504.062 (477) Л. Н. ГРАНОВСКАЯ

Херсонский государственный аграрный университет, Украина

ЭКОЛОГО-СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗОНЫ РИСОСЕЯНИЯ УКРАИНЫ)

В статье рассмотрены основные направления эколого-сбалансированного развития территорий полифункционального предназначения, которые равноценно объединяют разные приоритеты в социально-экономическом развитии региона, как рекреационные, так и аграрно-промышленные.

Зона рисосеяния Украины, эколого-сбалансированное развитие территорий, природно-ресурсный потенциал, Причерноморский регион, законодательно-нормативная база.

The article considers major trends of the ecologically balanced development of the territories of a poly-functional purpose which equally unite various priorities in the social and economic development of the region, recreational and agrarian - industrial.

The rice sowing area of the Ukraine, ecologically balanced development of the Ukraine, natural resources potential, the Black sea region, legislative - normative base.

Зона рисосеяния Украины представлена территориями Херсонской и Одесской областей, а также равнинной частью Автономной Республики Крым. Учитывая уровень депрессивности этих территорий и уровень конфликтности при многоотраслевом использовании основных природных ресурсов, а также нахождение этих территорий в зоне потенциального эколого-экономического риска, можно сделать вывод о том, что на данном этапе социально-экономического развития территорий и осуществления рыночных трансформаций объективно необходима принципиально новая ресурсо- и природосберегающая макроэкономическая политика. Такая политика должна определять реальные направления, методы, способы и эффективные механизмы перехода эколого-экономической системы «экономика -общество - экология» на модель эколо-го-безопасного развития. Особое значение при этом имеет процесс внедрения принципов эколого-сбалансированного развития отдельных территорий. При разработке принципов эколого-сбалан-сированного развития государственным властным структурам и общественности

необходимо глубоко понимать социальные, экономические и экологические проблемы, видеть конкретные пути и возможности их разрешения, а также учитывать особенности каждого региона и каждой отдельной территории, поскольку в каждом регионе Украины сформировались и функционируют специфические территориально-производственные и социально-экономические системы, которые характеризуются соответствующей структурой и имеют значительные отличия.

Природно-ресурсный потенциал зоны рисосеяния Украины способствует развитию разных отраслей экономики: промышленности, аграрного сектора, в том числе и отрасли рисосеяния, а также развитию рекреационно-туристи-ческого комплекса. Аграрный потенциал этого региона, включающий имеющиеся земельные и водные ресурсы, природно-климатические условия, является достаточно значимым. За возможность пользоваться природными ресурсами на этих территориях происходит конкурентная «борьба» самых разных интересов, которая в некоторых случаях приводит к появлению конфликтов.

Оснований для возникновения противоречий в этой зоне немало. Выращивание сельскохозяйственных культур, в том числе и риса, по интенсивным технологиям, применение значительного количества гербицидов, пестицидов и минеральных удобрений, неограниченные объемы оросительной воды приводят к загрязнению ядохимикатами, минеральными удобрениями акватории Черного и Азовского морей. Рис -одна из немногих сельскохозяйственных культур, интенсивное производство которой требует применения значительных объемов оросительной воды, минеральных удобрений и химических средств защиты посевов от вредителей, болезней и сорняков. Использование пестицидов и гербицидов в значительных объемах, необоснованный режим орошения создают условия не только для загрязнения водоприемников химическими средствами защиты растений, но и для опреснения Черного и Азовского морей.

Сложная экологическая ситуация в акватории Черного и Азовского морей возникла не в конце 80-х годов прошлого столетия. Еще в 60-е годы специалисты и ученые отмечали факт неблагоприятного состояния окружающей среды. Большие объемы пресной воды с растворенными химическими веществами сбрасывались в затоки и акваторию Черного и Азовского морей. Минерализация воды Джарылгатского залива достигала в летние месяцы 1...2 г/л против природной - 16...18 г/л [1]. В пояснительной записке (1967) НИИ Укрдводхоза к проекту сплошного орошения юга Украины ученые и проектировщики пророчили такую ситуацию: «.в связи со сплошным рисосеянием в приморской зоне потребуется радикальная защита от подтопления крупных населенных пунктов с ликвидацией курортной зоны по Черноморскому побережью и защитой 32 населенных пунктов в зоне рисосеяния.». В какой-то мере эти прогнозы оправдались, но такой критической ситуации могло бы и не быть, если бы ученые и

№ 1' 2010

проектировщики запланировали в проектах мероприятия по охране плодородия почв, водных ресурсов и окружающей среды. Однако с их стороны дальше предостережений дело не пошло.

В связи со сложной экологической ситуацией в начале 80-х годов прошлого столетия в Южном регионе Украины Постановлением Совета Министров УССР № 166 от 09.04.1974 года «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей» Министерству сельского хозяйства Украины и Министерству водного хозяйства Украины, Южному отделению ВАСХНИЛ было поручено провести необходимые исследования и к 1980 году разработать мероприятия по улучшению экологического состояния южного региона Украины, по исключению сбросов с ядохимикатами и их соединениями с рисовых оросительных систем в затоки и лиманы акватории Черного и Азовского морей. Во время выполнения этих директивных документов с 1976 по 1986 год Ми-водхозом Украины проведена реконструкция 40 % рисовых оросительных систем. Реконструкция была направлена на повышение технического состояния рисовых оросительных систем, однако она не решала главные задачи - обеспечения экономии водных ресурсов, сохранения земельных ресурсов и охраны окружающей природной среды [2].

В Законе Украины «Про Загаль-нодержавну програму формування на-щонально! еколог1чно! мереж1 Украши на 2000-2015 роки» (1995) определено, что «.в контексте требований дальнейшей доработки, усовершенствования и развития экологического законодательства Украины, а также в соответствии с рекомендациями европейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия необходимо принятие решений по вопросу формирования экологической сети как единой территории стран Европы с природным или частично измененным состоянием ландшафта». Одним из

(35

основных заданий этой программы является «разработка и реализация мероприятий по сохранению прибрежных ландшафтов Азовского и Черного морей, создание сети морских объектов природ-но-заповедного фонда» [3]. Именно в контексте этой программы прибрежные территории Черного и Азовского морей являются природоохранными полифункциональными территориями, которые требуют особого режима использования. Исходя из имеющейся системы природопользования, зону рисосеяния рассматривают как зону полифункционального предназначения, где равноценно объединяются разные приоритеты развития территорий - рекреационные и аграрно-промыш-ленные. Эти функции имеют равноценный статус в социально-экономическом развитии региона. В связи с отсутствием законодательно-нормативной базы поддержка развития зон полифункционального направления имеет значение механизма протекционизма на региональном уровне.

В соответствии с Водным кодексом Украины (1995), главой 18 «Користуван-ня землями водного фонду. Водоохоронш зони та зони саштарно! охорони» вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов «... выделяется прибрежная защитная полоса шириной не менее двух километров от береговой линии». Прибрежные защитные полосы являются природоохранными территориями с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Кроме того, «. прибрежная защитная полоса вдоль морей, морских заливов и лиманов относится к зоне санитарной охраны моря и может использоваться только для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией» [4]. Согласно ст. 93 Водного кодекса Украины, «с целью охраны водных объектов в районах забора воды для лечебных и оздоровительных целей устанавливаются зоны санитарной охраны, которые делятся на пояса особенного режима».

Территория Причерноморского региона, которая отнесена автором к зоне

рисосеяния, имеет значительное количество объектов природно-заповедного фонда. В главе 19, ст. 94 Водного кодекса Украины отмечено, что «. водные объекты, отнесенные в установленном законодательством порядке к территориям и объектам природно-заповедно-го фонда, охраняются и используются в соответствии с требованиями, установленными Законом Украины «Про при-родно-заповщний фонд Укра!ни» (2000). В соответствии с этим законом « . на водных объектах, отнесенных к при-родно-заповедному фонду, запрещается любая деятельность, которая противоречит их целевому предназначению».

Законами Украины «Про Загаль-нодержавну програму формування на-щонально! еколопчно! мереж1 Укра!ни на 2000-2015 роки» (2000), «Про при-родно-заповщний фонд Укра!ни» (2000), «Про охорону навколишнього природного середовища» (1996) и «Водним кодексом Укра!ни» (1995) территории Причерноморского региона имеют четыре «степени защиты» от негативного влияния нерационального природопользования. Однако в настоящее время мы относим эти территории к экологически депрессивным с разной степенью депрессивности, а также считаем эту зону зоной потенциального эколого-экономи-ческого риска. Можно с уверенностью утверждать, что существующая законодательно-нормативная база не внедряется и не выполняется. Этим и объясняется состояние экологической депрессивности данных территорий.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 703 от 18 мая 199 8 года «Про саштарну охорону Складовсько! медично! зони в межах Садовського району» категорически запрещается использовать технологии выращивания сельскохозяйственных культур (риса, овощей, зерновых и т.д.) с применением химических средств защиты. В соответствии с законодательно-нормативной базой, предъявляющей строгие требования к рисоводам и другим сельскохозяйственным производителям

при использовании интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, медицинская охранная зона Причерноморского региона составляет 2 км от береговой линии Черного и Азовского морей.

При формировании эколого-безопас-ной политики для экономического развития зоны рисосеяния Украины должны быть учтены особенности природных экологических систем и предусмотрены мероприятия для их эффективного возрождения. Нужное качественное состояние окружающей природной среды должно рассматриваться не только как необходимое условие, но и как конечный результат стратегии дальнейшего регионального развития. Из данного методологического подхода исходят два принципиальных требования:

все социально-экономические, экологические и хозяйственные проблемы, а также задачи и методы их решения, которые касаются использования при-родно-ресурсного потенциала, экономического развития и управления качеством окружающей природной среды, должны разрешаться одновременно;

комплексная оценка программ и проектов развития территорий с максимальным учетом возможных экологических и социальных последствий, в том числе и негативных, для эколого-экономичес-ких систем разного уровня развития, начиная с локального и заканчивая макроэкономическим уровнем, обязательна.

Переход зоны рисосеяния на эколого-безопасный уровень развития необходим прежде всего для того, чтобы интересы социального развития, повышения благополучия общества, экономического уровня развития территорий и состояния окружающей природной среды были всесторонне уравновешенными, сбалансированными и оптимизиро-ваными в зависимости от возможностей природно-ресурсного потенциала. Анализ особенностей использования наиболее важных на территории Причерноморского региона природных ресурсов (земельных, водных, рекреационных и

№ 1' 2010

др.) показал, что природно-ресурсный потенциал региона является важным условием социально-экономического развития, влияющим на особенности трансформации отраслей экономики региона. Исследование особенностей природопользования в зоне рисосеяния свидетельствует о том, что почти для каждой отрасли этого региона характерен низкий уровень применения эколого-безопасных и ресурсосберегающих технологий, минимальный уровень механизации и автоматизации производственных процессов, высокая степень природоиспользования при внедрении новых технологий, низкий коэффициент ресурсоотдачи производственных процессов. Результат -необоснованно большие потери природных ресурсов, высокая энергоемкость экономики и значительный уровень загрязнения окружающей природной среды. К этому перечню можно отнести импорт потенциально опасных технологий и генетически модифицированных организмов.

Основные направления формирования экологически безопасной экономической политики Причерноморского региона Украины - зоны полифункционального предназначения:

определение особенностей природно-ресурсного потенциала и сильных сторон зоны рисосеяния, которые отличают ее от других территорий, и возможных перспективных направлений развития;

анализ состояния природно-ресурсного потенциала и определение слабых сторон развития региона с целью ликвидации этих угроз;

разработка стратегического плана использования, восстановления и охраны природных ресурсов с учетом при-орита направлений и комплексного развития полифункциональных территорий;

синхронное переустройство институционального управления экономикой региона, что предусматривает создание институтов, ориентированных на рыночную экономику, усовершенствование нормативно-законодательной базы в

37

сфере эколого-сбалансированного природопользования.

Институциональные аспекты природопользования предусматривают экологическую направленность функционирования эколого-экономической системы региона, а это, в свою очередь, позволит осуществить следующие меры:

сбалансировать структуру хозяйствования в экономике региона;

обеспечить эколого-сбалансирован-ное природопользование и охрану окружающей природной среды;

создать современный рынок конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, а также рекреационно-туристических услуг;

обеспечить достойный социальный уровень и повышение благосостояния населения региона;

снизить уровень депрессивности зоны рисосеяния и создать условия для бесконфликтного многоотраслевого использования природно-ресурсного потенциала региона.

С учетом уровня депрессивности и уровня конфликтности интересов в сфере природопользования полифункциональных территорий Причерноморского региона закономерен вывод о том, что на данном этапе социально-экономического развития региона при совершении рыночных трансформаций объективно необходима принципиально новая ресурсо- и природосберегающая макро- и микроэкономическая политика. Особое значение при этом имеет внедрение принципов эколого-сбалансированного развития на региональном и локальном уровнях, поскольку именно здесь государственные структуры и общественность лучшим образом понимают социальные, экономические и ресурсно-экологические проблемы, видят конкретные пути и возможности их целенаправленного разрешения.

Важным вопросом является разработка концепции эколого-сбалансирован-ного природопользования в зонах полифункционального предназначения, которые одновременно могут быть и зонами потенциального эколого-экономи-ческого риска (на примере зоны рисосеяния Украины). Доминирующей идеей концепции выступает оптимизация природопользования в пределах экологического потенциала и сохранения равновесия в эколого-экономической системе такой зоны. Обеспечить эти условия можно путем формирования действенного законодательно-нормативного поля, применения эколого-экономичес-ких инструментов, формирования эко-лого-ориентированной инвестиционно-инновационной политики и организационного механизма обеспечения адекватности интересов - сохранения окружающей среды и социально-экономического развития зон полифункционального предназначения.

1. Грановская Л. М. Экономика природопользования в зоне рисосеяния Украины : монография. - Киев. - Херсон: Надднепряночка, 2004. - 300 с.

2. О стимулировании развития регонов: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады (ВВР). - 2005. - № 51. - С. 548.

3. Общегосударственная программа формирования национальной эокологической политике Украины на 2000-2015 годы: Закон Украины //Ведомости Верховной Рады (ВВР). - 2000. - № 47. - С. 405.

4. Водний кодекс Украины / Ведомости Верховной Рады (ВВР). - 1995. -№ 24. - С. 189.

Материал поступил в редакцию 18.04.09. Грановская Людмила Николаевна, доктор экономических наук профессор, зав. кафедрой «Гидромелиорация и экономика природопользования»

Тел. (+0552) 45-38-78 E-mail: hranovska08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.