Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА'

ЭКОЛОГО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА / СТУДЕНТ-БАКАЛАВР / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюпаева Анастасия Александровна, Барашкина Светлана Борисовна

Анализируется проблема экологизации образования и создания эффективной эколого-предметной образовательной среды в условиях современных требований к образованию и воспитанию студентов-бакалавров. Определяются основные принципы экологизации образовательного пространства. Рассматриваются эффективные формы оптимизации работы студентов-бакалавров в особой эколого-предметной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюпаева Анастасия Александровна, Барашкина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА»

УДК 378.2

ЭКОЛОГО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА

А. А. Тюпаева1, С. Б. Барашкина2

1,2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1апЛуираеуа@уа^ех.ги 2estestvoznanie@bk.ru

Аннотация. Анализируется проблема экологизации образования и создания эффективной эколого-предметной образовательной среды в условиях современных требований к образованию и воспитанию студентов-бакалавров. Определяются основные принципы экологизации образовательного пространства. Рассматриваются эффективные формы оптимизации работы студентов-бакалавров в особой эколо-го-предметной среде вуза.

Ключевые слова: экологизация образования, эколого-предметная среда вуза, студент-бакалавр, экологизация пространства, проектная деятельность, грантовый конкурс, проект

Для цитирования: Тюпаева А. А., Барашкина С. Б. Эколого-предметная среда вуза как фактор развития студента-бакалавра // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 4. С. 42-48.

Повышение требований, предъявляемых к качеству подготовки студентов-бакалавров в педагогическом вузе, обуславливает необходимость исследования экологизации образования и создание эколого-предметной образовательной среды с учетом современных требований к образованию и воспитанию обучающихся [1].

По мнению педагогов, экологизация образования рассматривается как включение экологических вопросов во все образовательные предметы. Содержание вопросов должно отражать сущность понятий: экология пространства, экология человека, транслировать в содержании учебных предметов экологический стиль мышления, а не факты, относящиеся к объектной области экологии. Разделяем мнение ученых о том, что экологизация образования - это система практических действий студентов-бакалавров, демонстрирующая уровень сформированности экологической культуры обучающихся, развитие их интеллектуальной и нравственной силы, ответственности, способности эффективно решать различные экологические задачи как в период учебы, так и на практике в процессе профессиональной деятельности [2]. По мнению А. В. Гагарина, «эколого-ориентированная профессионально-образовательная среда должна выступать как комплекс условий и возможностей, необходимых для формирования профессионально-экологической культуры и экологического сознания будущего специалиста. Р. А. Турчае-ва в своем педагогическом исследовании дает определение: «экологическое сознание как интегративное образование личности, формируемое в условиях экологоориентирован-ной деятельности» [2], именно развитие личности студента, а не овладение экологическими знаниями в процессе освоения программ высшего образования естественнонаучной направленности.

© Тюпаева А. А., Барашкина С. Б., 2022

Процесс подготовки будущего учителя должен быть инновационным, базироваться на теоретико-методологических основаниях общего экологического образования и воспитания, предполагающих создание такой экологической образовательной среды, которая позволит через характер взаимодействия с окружением, отношения к окружающим сориентировать студентов на решение экологических проблем не только в теории, но и на практике [3].

Современное общество предъявляет особые требования к личности учителя и его профессиональной готовности к осуществлению на высоком уровне процесса экологического образования и воспитания школьников. Речь идет о сформированности у выпускников педагогических вузов эколого-педагогической компетентности. Начальная школа нуждается в учителе, владеющем умениями, навыками и опытом использования в педагогической практике современных эколого-образовательных технологий, обладающем способностью применять знания о современных достижениях в области традиционной и современной экологии, охраны окружающей среды и оптимизации природопользования, умеющем применять методы контроля, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды, владеющем методиками экологических исследований природосберегающих и информационных технологий, умеющем проводить комплексные инновационные научно-исследовательские работы по экологии, охране окружающей среды [4], способном организовывать эколого ориентированный учебно-воспитательный процесс в образовательной организации и в учреждениях дополнительного образования [5].

Важную роль играет психолого-педагогическая составляющая готовности студентов к экологическому образованию школьников. Студенты-бакалавры должны овладевать теоретическими основами экологических процессов и организации рационального, сбалансированного природопользования. Обучение в вузе должно способствовать развитию абстрактных эколого-образовательных знаний в личностно ориентированном опыте проведения экологической деятельности, переходить от формирования у студентов единичных умений, навыков и компетенций - к их системе, от «знаниевых» мотивов эколо-го-педагогической деятельности - к «реально действующим».

Важным условием перехода от «знаниевых» компонентов к «реально действующим» является проецирование основных дидактических принципов воспитания в высшей школе, которые определяют направление, содержание, выбор методов, форм организации эколого-предметного пространства. Остановимся на некоторых из них.

А. В. Гаврилов, Л. А. Гаврилова выделяют принципы, необходимые для экологизации пространства [6]. Принцип научности позволяет студентам познавать сущность процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Принцип гуманизации предполагает обращенность к личности студента, выбор условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с интересами, способностями и возможностями студента-бакалавра. Принцип системности реализуется через связь воспитательной деятельности с учебным процессом в вузе. Принцип доступности отражается в отборе и построении учебного материала, требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту студентов, профилю специальности, уровню их подготовленности и познавательным возможностям обучаемых. Принцип гибкости обеспечивает реальную возможность оптимального учета специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей конкретного учебного заведения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий. Принцип единства и взаимосвязи общего, политехнического и экологического образования предусматривает такую структуру учебных планов и программ, которая обеспечивала бы оптимальность реализации межпредметных связей, оптимальное соотношение общего, профессионального и экологического образования, органическую связь теоретического и практического обучения. Принцип деятельной

направленности экологического образования предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям обучаемых с содержанием их деятельности, понимание важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в сложно прогнозируемых и изменяющихся условиях окружающей среды [4]. Выделенные принципы являются основополагающими для экологизации пространства, но важны и формы взаимодействия со студентами в условиях созданного пространства.

С целью формирования экологической компетентности студентов-бакалавров эффективно использовать исследовательские проекты, которые носят интегративный характер и предусматривают реализацию регионального и межпредметного подходов, а также способствуют применению полученного студентами комплекса экологических знаний на практике [7].

Одной из наиболее эффективных и доступных форм реализации подобных проектов являются грантовые конкурсы, организованные для студентов-бакалавров в рамках национального проекта России «Образование». Они созданы как механизм отбора, поддержки и комплексного сопровождения проектов, направленных на устойчивое развитие системы образования. Для участия в подобных конкурсах студенты могут привлекаться к созданию и последующей реализации проектов экологической направленности на базе эколого-предметной среды вуза.

В качестве примера проанализируем эколого-географический проект «Интеллектуальный кружок "ЭкоПроектория" (для младших школьников)», созданный нами на базе Пензенского государственного университета для участия во Всероссийском конкурсе «Моя страна - моя Россия».

Выбор темы проекта обоснован анализом студентами-бакалаврами современного состояния эколого-географического образования младших школьников. Сейчас оно рассматривается как гуманитарно-естественно-научное образование, направленное на формирование у обучающихся основ эколого-географической образованности - экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Однако, для большинства школьников все эти слова не приобретают практической значимости и ценности. Главной и по-прежнему очень сложной становится задача студентов, как будущих педагогов, - формирование условий для понимания младшими школьниками сути современных глобальных эколого-географических проблем. Должна происходить подготовка детей к осознанному выбору мировоззренческой позиции в экологической сфере. На основе этого решаются задачи воспитания активной гражданской позиции обучающихся, их ответственного отношения к обществу и окружающей среде. Ребенок должен начать выделять себя из окружающей среды, преодолевать в собственном мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа», развивать чувственно-ценностное отношение к окружающему миру.

Основная проблема, которую замечают студенты-бакалавры на практике и с которой сталкиваются учителя начальных классов - это преобладание словесных методов обучения и, как следствие, отсутствие мотивации у детей. Не предусмотрен комплекс методического материала, который позволял бы эффективно привлекать младших школьников к изучению эколого-географических тем. Разработка образовательных программ для успешного формирования эколого-географической культуры младших школьников,

становится одним из приоритетных направлений развития методологии начального образования, а значит, и обучения студентов-бакалавров.

Основываясь на вышесказанном, студентами-бакалаврами были определены цели проекта: создание центра эколого-географического образования младших школьников в форме интеллектуального кружка «ЭкоПроектория», разработка и внедрение в учебной процесс методического материала в формате учебных дневников, позволяющих формировать функциональную грамотность младших школьников в естественнонаучной сфере, эколого-географическую культуру личности студента-бакалавра.

Реализация проекта «Интеллектуальный кружок "ЭкоПроектория"» поможет педагогам начальной школы решить следующие задачи:

• формирование географических представлений и понятий у младших школьников, целостного представления об окружающей среде;

• развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Пензенской области.

Реализация заявленного проекта способна вызывать интерес младших школьников к изучению эколого-географических тем, истории Пензенского края, его традициям и уникальным ремеслам, к профессиям краеведа, географа и эколога. Кроме того, решается несколько ключевых задач экологического образования младших школьников: получение навыков участия в экологической деятельности; формирование у обучающихся ответственной гражданской позиции в эколого-географической сфере; повышение уровня метапредметных, общекультурных и цифровых компетенций. Формы, разработанные студентами и используемые в программе, ориентированы в первую очередь на практическую деятельность детей и выстроены в соответствии с современными педагогическими технологиями экологического образования.

Таким образом, младшие школьники обретут ясную эколого-географическую позицию, узнают об экологических тропах и маршрутах региона, расширят свои представления о профессии эколога и краеведа, приобретут важнейшие навыки практической деятельность в рамках обозначенной сферы.

Реализация проекта, по нашему мнению, способна активизировать и общественную активность в решении эколого-географических проблем, повысить эколого-географическую культуру, внедрить эффективные инструменты реализации экологического просвещения и воспитания, согласованные с принципами устойчивого развития общества в целом, сформировать экологические ценностные ориентиры общества. Проект обладает потенциалом развития и расширения, а его реализация будет способствовать решению обозначенных проблем.

Новизна проекта также определяется студентами-бакалаврами и состоит в том, что проблема формирования эколого-географической культуры личности младших школьников на базе образовательной организации рассматривается в новых условиях, а именно: в рамках конкретного региона - Пензенской области. Кроме того, предполагается изучение географических, экологических и краеведческих тем в единстве, что позволит сформировать у младших школьников целостное представление о родном крае.

Студентами-бакалаврами были разработаны уникальные формы работы и методические материалы, способные существенно облегчить восприятие детьми сложных эко-лого-географических тем, способствовать у них формированию функциональной грамотности в естественно-научной сфере.

Несомненно, для эффективной работы по созданию подобных разработок студенты-бакалавры должны обладать комплексом необходимых знаний и умений, располагать материальными и техническими мощностями, предоставляемыми вузом, чувствовать всестороннюю поддержку своей инициативы со стороны профессорско-преподава-

тельского состава университета. Все это возможно только при наличии в образовательной организации развитой эколого-предметной среды.

В процессе работы над реализацией проекта студенты-бакалавры должны решить следующие задачи, продемонстрировав комплекс профессиональных компетенций:

• отбор эффективных форм, методов и средств работы по формированию эколого-географической культуры младших школьников;

• создание рабочей программы внеурочной деятельности интеллектуального кружка «ЭкоПроектория»;

• разработка методического сопровождения рабочей программы внеурочной деятельности «ЭкоПроектория»;

• оборудование специализированного «экокласса» для проведения занятий с младшими школьниками;

• привлечение к участию в реализации рабочей программы экспертов в сфере эко-лого-географического образования Пензенской области;

• информирование обучающихся и их родителей о начале работы интеллектуального кружка «ЭкоПроектория» на базе образовательной организации;

• реализация рабочей программы внеурочной деятельности интеллектуального кружка «ЭкоПроектория» и его дальнейшее развитие.

Как видно, работа над подобным проектом требует от студентов-бакалавров не только глубоких эколого-географических знаний, но и способности их применения методически, непосредственно с учетом профиля подготовки («Начальное образование»), что позволяет им задействовать свои умения и эколого-предметную среду вуза в полной мере. Также необходимы знания о процессе прохождения внеурочной работы в образовательных организациях, ее особенностях и принципах построения.

Неотъемлемая часть проекта - это план его реализации. В процессе создания плана реализации проекта студенты-бакалавры задействуют и развивают навыки контроля и планирования своей деятельности, умение видеть наперед.

На подготовительном этапе проекта были запланированы следующие мероприятия: изучение учебно-методической литературы и опыта педагогов по проблеме формирования эколого-географической грамотности обучающихся начальной школы; проведение диагностики сформированности эколого-географической культуры младших школьников; отбор эффективных форм, методов и средств работы по формированию эколого-географической культуры младших школьников; создание рабочей программы внеурочной деятельности интеллектуального кружка «ЭкоПроектория»; разработка методического сопровождения рабочей программы внеурочной деятельности «ЭкоПроек-тория» и его выпуск в печать; закупка необходимого оборудования для размещения в специализированном «экоклассе» для проведения занятий с младшими школьниками; привлечение к участию в реализации рабочей программы экспертов в сфере эколого-географического образования Пензенской области.

В основной этап вошли: создание информационных страничек кружка в социальных сетях (VK, Яндекс.Дзен); информирование обучающихся, в период прохождения педагогической практики, и их родителей о начале работы интеллектуального кружка «ЭкоПроектория» на базе образовательной организации, их знакомство с направлениями и предлагаемыми формами проведения занятий; реализация рабочей программы внеурочной деятельности интеллектуального кружка «ЭкоПроектория» с применением авторских методических разработок; проведение следующих форм работы: экскурсия, соревнование, олимпиада, конкурс, «круглый стол», научно-практическая конференция, исследование, диспут, викторина, интеллектуальная игра, квест-игра, турнир, творческая мастерская, инженерное бюро, пресс-конференция, акция, проект, дидактический театр, выставка, телемост, эко-маршрут, игра-конструктор, аукцион знаний, виртуальное путешествие, театрализованное представление, литературная гостиная, школа дизайна.

На заключительном этапе реализации проекта предполагаются: диагностика достижения заявленных результатов программы работы интеллектуального кружка «Эко-Проектория» (проводится в форме анализа работы младших школьников во время их участия в научно-практической конференции «Я и мой край» и олимпиады «Сурские ласточки» в конце прохождения программы); проведение повторной диагностики уровня сформированности эколого-географической культуры младших школьников; оценка результативности проекта, подведение итогов.

Показателями результативности проекта также могут служить:

- динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

- практическая включенность детей в экологическую деятельность школы;

- динамика уровня сформированности эколого-географической культуры младших школьников;

- отзывы родителей, детей и педагогического состава школы о проведенной работе.

Студентами-бакалаврами предусматривается возможность тиражирования проекта в других субъектах Российской Федерации. Педагогам необходимо изменить информационное наполнение основных форм работы с учетом региональных особенностей географии и экологии, при этом сохраняя общий каркас работы интеллектуального кружка «ЭкоПроектория». Отметим необходимую для реализации проекта работу студентов-бакалавров по созданию авторских методических пособий в формате учебных дневников эколого-географической направленности. Остановимся подробнее на одном из них.

Результатом работы студентов-бакалавров по заявленной выше проблеме стал разработанный «Интерактивный дневник географа», который позволяет детям разобраться в непростой географической теме «Рельеф земной поверхности »[8].

«Интерактивный дневник географа» состоит из трех разделов: «узнаем, что такое рельеф и каким он бывает», «учимся работать с картой», «знакомимся с рельефом родного края». За основу взяты материалы, представленные в учебниках курса «Окружающий мир» УМК «Гармония» под авторством Поглазовой О. Т. и Шилина В. Д. Логика построения и расположения разделов дневника соответствует логике освоения детьми необходимых знаний и компетенций, что позволяет детям шаг за шагом продвигаться в самостоятельной работе над поставленной задачей. В этом же им помогает цепочка подобранных заданий, выполняя которые, они постепенно осваивают умения работать с информацией различного вида, изменять и структурировать ее, использовать свой жизненный опыт для решения поставленных задач, творчески к ним подходить, аргументировать свою позицию перед товарищами. Большинство заданий снабжено ссылками на электронные ресурсы в виде QR-кодов, которые позволяют детям больше узнать о заинтересовавшей их теме или еще раз повторить новый материал и разобраться в непонятных заданиях. Особенно это актуально на этапе работы с физической картой России и Пензенской области [8].

Отметим, что важный аспект организации познавательной деятельности в младших классах, предусмотренный студентами-бакалаврами, - ее контроль со стороны педагога. С одной стороны, ученики должны проявлять самостоятельность, учиться видеть проблемы и предлагать пути их решения. Однако, учитывая возрастные особенности младших школьников, это невозможно сделать без четких инструкций, регуляции и постоянной поддержки учителя. В этом поможет разработанный нами «Интерактивный дневник географа». Данная разработка делает тему «Рельеф земной поверхности» понятной, занимательной и доступной для младшего школьника, а также формирует у них функциональную грамотность в естественно-научной сфере [7].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие студентов-бакалавров в подобных проектах и создание для них методических разработок эколого-географической

направленности - важный этап реализации потенциала эколого-предметной среды вуза как фактора развития студентов [4]. Результативность этого процесса может выступать индикатором качества эколого-предметной среды вуза и гарантировать реализацию всех принципов экологизации образовательного пространства. Такая работа возможна только при условиях постепенного обновления учебно-методической среды вуза, перехода работы на индивидуальные образовательные маршруты со студентами, заинтересованными в реализации экологических программ и проектов, эффективного взаимодействия администрации, педагогов и студентов между собой. Результат работы должен быть направлен на формирование компетентной личности студента-бакалавра, обладающей системным и творческим мышлением, способной к целостному видению и анализу проблем социальной и экологической сферы.

Список литературы

1. Барашкина С. Б. Становление профессиональной компетентности студентов-бакалавров в процессе организации научно-исследовательской деятельности в вузе// Гносеологические основы образования : материалы IV Междунар. конф., посвящ. памяти проф. С. П. Баранова. 2020. С. 55-59. URL: e.lanbook.com

2. Гаркович А. Л. Эколого-ориентированная образовательная среда высшего педагогического учебного заведения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 69-70.

3. Даниленкова В. А. Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань : Бук, 2014. С. 285-286.

4. Барашкина С. Б. Создание научно-пространственной среды в вузе как фактора развития исследовательских компетенций студента-бакалавра // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. В. Климовой, В. А. Мальцевой. Елец, 2018. С. 108-112.

5. Барашкина С. Б. Личность педагога в образовательном пространстве современной школы // Традиции и инновации в начальном образовании : материалы Рос. науч.-практ. конф. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2018 . С. 31-34.

6. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция - состояние, проблемы и перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. (г. Минск, апрель 1999). Минск, 1999. С. 201-203.

7. Барашкина С. Б. Формирование готовности студента-бакалавра к организации исследовательской деятельности с младшими школьниками // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. по материалам XVII Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф.«Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ. ред. М. А. Родионова. Пенза, 2021. С. 192-194.

8. Тюпаева А. А. «Интерактивный дневник географа» как эффективное средство географического образования младших школьников // Студенческий электрон. науч. журнал. 2022. № 10. URL: https://sibac.info/journal/student

Информация об авторах Тюпаева Анастасия Александровна, студентка, Пензенский государственный университет.

Барашкина Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.