Научная статья на тему 'Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся'

Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко А. В., Панов В. И., Гагарин А. В.

В статье рассмотрены сущность и особенности эколого-ориентированного мировоззрения, а также условия и факторы его формирования в деятельности учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко А. В., Панов В. И., Гагарин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecologically oriented outlook and its formation in the activities of the students

The article considers the essence and peculiarities of the ecologically oriented outlook, the conditions and factors of its formation in the activity of the students at the present stage of development of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся»

ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

А.В. ИВАЩЕНКО

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В.И. ПАНОВ

Лаборатория экопсихологии развития Психологический институт Российской академии образовании Ул. Моховая, 9 В, 125009 Москва, Россия

А.В. ГАГАРИН

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

Российская академия государственной службы при Президенте РФ Пр. Вернадского, 84, 119606 Москва, Россия

В статье рассмотрены сущность и особенности эколого-ориентированного мировоззрения, а также условия и факторы его формирования в деятельности учащихся.

В современных условиях реальностью стали необратимые нарушения экологического равновесия на планете, которые ставят вопрос о выживании человеческой цивилизации. В этой связи особое внимание ученых обращается на необходимость формирования у человека эколого-ориентированного мировоззрения - устойчивой системы взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития планеты.

Важнейшей составляющей эколого-ориентированного мировоззрения являются такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение. Кроме того, оно также включает в себя способы познания мира природы, экологические нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к миру природы, мотивационно-потребностную сферу и в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения.

Исходя из этого, в предлагаемой статье эколого-ориентированное мировоззрение рассматривается в рамках подхода, определяющего его в качестве одного из важнейших компонентов экологического сознания* человека.

Вместе с тем по своему содержанию и направленности эколого-ориентированное мировоззрение зависит от социально-политической, философской, атеистической, религиозной, нравственной и эстетической ориентации личности, связано с этнокультурными традициями, местом проживания и т. д. По этой причине эколого-ориентированное мировоззрение, обладая общими чертами (например, сохранение жизни на Земле - как высшая ценность развития человечества), у представителей разных социальных групп и этносов может иметь свои специфические особенности.

Формирование эколого-ориентированного мировоззрения происходит как целенаправленно (экологическая политика общества, экологическое просвещение и образование, СМИ, экологические движения и т. п.), так и стихийно - под влиянием непосредственных условий жизни, случайных факторов, случайной информации и т. п. несистематических и нецеленаправленных воздействий.

Тем не менее, понятно, что ведущую роль в формировании эколого-ориентированного мировоззрения выполняет общее и дополнительное экологическое образование. Необходимым условием для его формирования является включение учащихся в деятельность, имеющую эколого-практичес-кие, природоохранные, природоохранные и т. п. цели. Такого рода деятельность мы обозначаем как природоориентированную.

Природоориентированная деятельность выступает основным (системообразующим) фактором экологического образования, которое позволяет в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования эколого-ориентированного мировоззрения.

В качестве исходного основания для разработки концептуальных основ такого экологического образования нами использованы основные положения деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), согласно которым формирование и проявление психологических свойств, качеств и способностей человека происходит посредством включения его соответствующие виды предметной деятельности и освоения их. Поэтому в качестве необходимого условия формирования эколого-ориентиров-анного мировоззрения рассматривается включение учащегося в такие виды игровой, учебной и иной деятельности, содержание которых имеет природоориентированную направленность (установку и ценность).

* В настоящее время под экологическим сознанием чаще всего понимают систему представлений о мире природы, личностного (субъективного) отношения к миру природы, технологий взаимодействия с миром природы и этического (ценностного) отношения к миру природы. При этом различают такие его типы как архаический, антропоцентрический и экоцен-трический (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), в некоторых случаях к ним добавляется природоцен-трический тип (В.И. Панов).

Важнейшим положением отечественной психологии также является позиция, согласно которой высшие психические функции и способности человека существуют сначала в форме функции социальной (JI.C. Выготский). Ее присвоение индивидом (интериоризация) происходит посредством совместно-распределенной деятельности, в данном случае - учебной (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Применительно к экологическому образованию носителем эколого-ориентированного мировоззрения является общество и педагог-эколог как его представитель. Следовательно, природоориентированная деятельность как условие и средство формирования эколого-ориентированного мировоззрения должна осуществляться в форме совместно-распределенной деятельности учащегося и педагога.

На основе анализа научных положений о деятельности, разработанных в психологических и педагогических исследованиях, нами выделены ее общие характеристики, способствующие раскрытию категории «природоориентированная деятельность». В основу анализа были положены подходы известных отечественных ученых, которые рассматривают деятельность как:

- активность субъекта в конкретных условиях, действенную связь между человеком и миром, тип отношений к окружающей действительности на разных этапах онтогенеза (С. Л. Рубинштейн);

- процесс, который осуществляет связь с внешним миром, побуждается и направляется предметом потребности (А.Н. Леонтьев);

- философскую, социологическую и психологическую категорию; взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя (К.К. Платонов);

- вид функциональной активности, в форме которой предстает совокупность совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее, и которая имеет решающее значение для существования и развития человека и общества (Е.А. Климов);

- активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности (В.В. Давыдов);

- целесообразно организуемое взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого осознанно осваиваются социальные ценности, формируются отношения с окружающим миром, обогащается сознание, совершенствуются личностные качества (A.B. Иващенко).

Анализ представленных выше подходов позволил, во-первых, определить понятие «природоориентированная деятельность учащихся» для обозначения такого педагогически организованного взаимодействия учащихся, которое ориентировано:

а) на освоение учащимися окружающего природного мира, способствующее обогащению их когнитивно-познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативно-поведенческой и морально-волевой сфер;

б) на созидательный и охранительный аспекты воздействия учащихся на окружающий природный мир;

в) на изменение учащимися самих себя, включающее совершенствование мировоззренческой и мотивационно-потребностной сфер, а также на изменение характера экологического сознания от антропоцентрического к экоцентрическому.

Во-вторых, определить особенности природоориентированной деятельности в формировании эколого-ориентированной личности, заключающиеся в том, что она направлена на:

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера; на развитие волевых качеств учащихся; на развитие стремления к ее познанию в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; на выработку экологических норм поведения в природе, исключающих нанесение ей вреда или ущерба, ее загрязнение или разрушение;

-непосредственное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром, в результате которого:

а) приобретается собственный опыт, возникающий при коллективном или индивидуальном решении разнообразных эколого-ориентированных теоретических, практических, научных, творческих задач;

б) развивается преимущественно субъектно-непаргаматический тип субъективного отношения к природе;

- коммуникативное взаимодействие индивида с природой, в результате которого приобретается личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне эмоционального и личностного взаимодействия с ним.

При этом природоориенгированная деятельность непосредственно связана с учебной деятельностью, в процессе которой в результате изучения ряда учебных дисциплин происходит овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками, но с ней не отождествляется ввиду того, что осуществляет иные, более предметные цели.

Ведущую роль в формировании эколого-ориентированного мировоззрения учащихся играет освоение ими эколого-ориентированных ценностей в природоориентированной деятельности.

Природоориентированная деятельность эффективно влияет на освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в случае, если педагоги и учащиеся являются субъектами-носителями эколого-ориентированных ценностей. Педагог в механизме освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей выполняет следующие функции:

- прогнозирующе-проектирующую (оценивание и прогнозирование существующих отношений и форм поведения учащихся в системе «человек-природа-общество») ;

- образовательную (целенаправленное обучение и развитие посредством освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей);

-воспитательную (воспитание у учащихся стремления и готовности воплощать в реальной практике знания и эколого-ориентированные ценности);

- мобилизуюгцую (способность при необходимости переориентировать учащихся на совершение конкретных эколого-ориентированных действий);

~регулятивную (осуществление контроля за освоением и реализацией учащимися эколого-ориентированных ценностей во взаимодействии с окружающим природным миром).

В осуществлении природоориентированной деятельности учащихся особая роль отводится коллективу педагогов и учащихся как субъектов-носителей эколого-ориентированных ценностей. Данная роль, возможная при наличии сформированности коллектива учащихся, обусловлена характером его влияния, уровнем развития в нем этических отношений, степенью включенности каждого его члена в совокупность коллективных отношений. Учитывалось, что учащийся одновременно может быть включен в несколько коллективов, каждый из которых оказывает на него свое влияние. Направленность и механизм воздействия на нравственно-экологическое развитие личности учащегося оказывают следующие типы отношений, сложившиеся в коллективе:

а) официальные отношения взаимной зависимости, контроля, объединяющие учащихся в процессе разнообразной совместной деятельности;

б) неофициальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, формирующиеся в процессе неформального и формального общения учащихся в коллективе;

в) межличностные отношения избирательного характера, в основе которых находится взаимопонимание, симпатии и общие интересы.

Основными функциями коллектива учащихся в механизме освоения ими эколого-ориентированных ценностей являются ориентирующая и регулятивная, основывающиеся на таком механизме влияния на личность, как общественное мнение, которое выступает критерием оценки собственных поступков и собственного поведения, предупреждает возможные нарушения эколого-этических норм, воздействует одновременно на сознание, волю и чувства учащихся.

Особая роль в структуре деятельности педагога должна быть отведена осуществлению возрастного подхода, который рассматривается нами как система педагогических влияний, направленных на растущую личность, соответствующих ее возрастным особенностям и возможностям, и предполагает решение конкретных педагогических задач по активизации освоения эколого-ориентированных ценностей учащимися различных возрастных групп подросткового и юношеского периода. Для учащегося-подростка это овладение экологическими знаниями в сфере нравственного отношения к природе; формирование нравственно-экологических чувств, развитие эмпа-тии; организация многосторонней эмоционально насыщенной коллективной природоориентированной деятельности; развитие активности в организации общественной жизни. Для учащегося юношеского возраста это формирование, отстаивание своих моральных принципов; способность увидеть проявление наиболее важных нравственно-экологических принципов в практике реальных взаимоотношений с природой и людьми.

Активизация освоения эколого-ориентированных ценностей учащимися наиболее эффективно осуществляется при включении их в ситуации социально-нравственно-экологического характера: сопричастности (пробуждение отношения личной заинтересованности, связанной с актуальными экологическими проблемами современности, решением насущных социально-экологических задач); сопереживания (умение понимать особенности природных объектов как значимых других, их беды и радости); противодействия (проявление моральных качеств, умений, способности отстаивать нравственные позиции по широкому кругу нравственно-экологических проблем); преодоления (заострение личностной позиции учащегося на конкретном вопросе, который необходимо решить незамедлительно, при условии противопоставления своего мнения, убеждения тем препятствиям, которые возникают).

Эффективность освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на ее:

- признаках генетической связи (опора на положительный, достигнутый учащимся уровень освоения эколого-ориентированных ценностей на предыдущем возрастном этапе; перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности учащегося; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей - целями, содержанием, формами, методами); целенаправленности (процесс преемственности управляется деятельностью педагога); интерактивной связи (воздействие учащихся друг на друга в процессе преемственности); избирательности (удержание и развитие лучшего в освоении учащимися эколого-ориентированных ценностей);

-уровнях развития (основывается на реальном уровне развития личности, но ориентируется на доступный уровень такого развития; опирается на сформированные показатели компонентов освоения эколого-ориентирован-ных ценностей в процессе их совершенствования);

- особенностях, вытекающих из обновленных целей и задач экологического образования в современных условиях, из системной природы процесса освоения эколого-ориентированных ценностей, отражающей и предполагающей учет преемственности в ее компонентах, а также взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимообогащения содержания, форм и методов.

В этой связи нами спроектирована схема реализации процесса освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей, включающая следующие взаимодействующие между собой и взаимообуславливающие друг друга компоненты: индивидуально-личностный (субъект-субъектная позиция личности во взаимодействии учащегося и педагога); содержательный («сквозной» для двух других компонентов, который обусловлен целью экологического образования и определяется содержанием эколого-ориентированных ценностей, конкретизируется педагогом с учетом индивидуально-личност-ных особенностей учащихся, включая уровень освоения ими эколого-ориен-тированных ценностей, а также федеральных, регионально-социально-при-

родных и регионально-экологических факторов); организационно-результативный (предполагает реализацию системы психолого-педагогического управления реализацией процесса освоения эколого-ориентированных ценностей со стороны педагога и самоконтроль учащихся, оценку достигнутых результатов педагогом и самими учащимися).

Среди основных путей осуществления преемственности в процессе освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей:

а) учет возрастных особенностей учащихся;

б) осуществление преемственности в условиях коллектива учащихся;

в) реализация индивидуального подхода к учащимся в освоении эколого-ориентированных ценностей.

Система психолого-педагогического управления реализацией процесса освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей предусматривает подсистему руководства их самовоспитанием как работой над собой по освоению эколого-ориентированных ценностей. Данная подсистема отражает:

- руководство теоретической подготовкой, включающей:

а) раскрытие понятия «самовоспитание по освоению эколого-ориентированных ценностей»;

б) значимость тех моральных качеств, которые хочет сформировать педагог и которые необходимо выработать учащемуся;

в) описание структуры самовоспитания по освоению эколого-ориентированных ценностей с качественной характеристикой отдельных его звеньев, ознакомление с образцами такого рода самовоспитания и методами, включающими две группы:

1) методы, характеризующие непосредственную деятельность самого учащегося (самоанализ, самооценка, самоубеждение, самоупражнение);

2) методы педагогического воздействия (формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта), опосредующие методы первой группы и дающие возможность учащимся вырабатывать эффективные приемы и методы работы над собой;

- руководство практической подготовкой, включающей:

а) организацию такой природоориентированной деятельности, в которой познаются и отрабатываются морально-волевые качества личности в сфере взаимоотношений в системе «человек-природа»;

б) воспитание потребности учащихся к постоянным упражнениям, которые способствуют совершенствованию этих качеств, обучению приемам и способам работы над собой в данном направлении.

На основе анализа психолого-педагогических исследований, собственного практического опыта можно утверждать, что включение учащихся в разные виды природоориентированной деятельности должно эффективно обеспечивать освоение ими эколого-ориентированных ценностей, если такая деятельность:

-имеет общественно-ценностный смысл, нравственно-экологическую направленность и принимается внутренне каждым учащимся;

- создает эмоционально-положительный настрой в реализации ее содержания и преодоления возможных трудностей в ее осуществлении;

- способствует переживанию каждым учащимся ее важности для планеты, общества, природы, других людей и самого себя;

- способствует удовлетворению интересов учащихся на разных возрастных этапах, пониманию ими ее целесообразной организации, значимости конкретных результатов;

- создает условия для применения полученных экологических знаний в реальной практике, для проявления творческого поиска;

- умело организуется педагогом с целью развития активности учащихся, совершенствования ими своей личности;

- выходит за рамки образовательного учреждения и сливается с общественно-полезной деятельностью макросоциума;

-является посильной для учащихся различного возраста, но в то же время требует от них умственных и физических затрат, морально-волевых усилий.

Ведущими показателями, определяющими эффективность природоори-ентированной деятельности по освоению эколого-ориентированных ценностей являются: готовность участвовать и фактическое участие в ней; готовность и умение критически оценивать результаты ее выполнения и понимание ответственности за качество выполняемой деятельности перед другими учащимися и педагогом.

Особое значение для формирования эколого-ориентированного мировоззрения учащихся имеет специально организованная развивающая эколо-го-образовательная среда как часть социокультурной среды, влияющая на развитие его познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер.

В рамках развивающей эколого-образовательной среды организация природоориентированной деятельности учащихся должна быть:

- максимально разнообразной по формам организации и различной по целевой направленности для педагога и учащегося, по видовой структуре, по условиям и уровням организации;

- осуществляемой учащимися и педагогами в процессе непосредственного взаимодействия с природой;

- выступающим условием формирования их эколого-ориентированного мировоззрения с учетом информационно-познавательного, аффективно-оце-ночного, коммуникативно-поведенческого, ценностно-нравственного аспектов.

Под развивающей эколого-образовательной средой мы понимаем комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования эколого-ориентированного мировоззрения учащихся через организацию их природоориентированной деятельности и создающих возможность:

-для раскрытия еще непроявившихся экологических интересов и способностей учащихся и развития уже проявившихся; развития личности каждого субъекта эколого-образовательного процесса в соответствии с прису-

щим ему творческим потенциалом в процессе значимой для природы и ее развития деятельности;

-для формирования эколого-ориентированного мировоззрения в соответствии с индивидуальными особенностями субъектов эколого-образова-тельного процесса;

- для раскрытия способности учащихся быть экологическим субъектом своего познавательного и личностного развития;

-для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

Создание развивающей эколого-образовательной среды мы обозначаем как основное условие организации природоориентированной деятельности, а саму среду как среду ее организации и осуществления. Интегральным критерием эффективности развивающей эколого-образовательной среды является возможность обеспечить в ее рамках условия для формирования эколого-ориентированного мировоззрения учащихся - ее субъектов. Сама природоори-ентированная деятельность, ожидаемым результатом осуществления которой учащимися является ни что иное, как тот или иной уровень сформированное™ их эколого-ориентированного мировоззрения, выступает функциональным компонентом развивающей эколого-образовательной среды (схема 1).

Внешние (федеральные, регионально-социально-природные, регионально-экологические) факторы

Схема 1. Структурно-функциональная модель развивающей эколого-образовательной среды

Центральным компонентом такого рода эколого-образовательной среды является общность людей - субъектов эколого-образовательного процесса -педагогов и учащихся, которые взаимодействуют:

а) друг с другом;

б) с социальным окружением;

в) с окружающим природным миром, включающим естественное природное и экологическое антропогенное предметное окружение, экологическую информацию и знания;

г) с самими собой как частью окружающего природного мира.

При этом все элементы внешней для человеческой общности среды непосредственно или косвенно взаимодействуют между собой. Свойства отдельных элементов и всей совокупности факторов окружения данной среды, их изменения приводят к изменению эколого-ориентированного мировоззрения данной общности людей, причем изменения эти могут быть как положительными, так и отрицательными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо отметить, что целостное эколого-ориентиро-ванное мировоззрение формируется на основе исторически сложившихся традиций той или иной общности людей, интеграции всего ценного, значимого для человека и общества в целом по отношению к природе вне человека и природе самого человека как части природы в целом. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни и соответствующего периода социально-экономического развития общества.

ECOLOGICALLY ORIENTED OUTLOOK AND ITS FORMATION IN THE ACTIVITIES OF THE STUDENTS

A.V. 1VASCHENKO, V.l. PANOV, A.V. GAGARIN

The article considers the essence and peculiarities of the ecologically oriented outlook, the conditions and factors of its formation in the activity of the students at the present stage of development of the Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.