© И.А. Стоянова, 2013
И.А. Стоянова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР ПО СОХРАНЕНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЙОНАХ ЗАКРЫТИЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ
Ликвидация угледобывающих предприятий сопровождается экологически опасными изменениями окружающей природной среды. В работе дано эколого-экономическое обоснование системы мер по сохранению и восстановлению окружающей среды в районах закрытия угольных шахт с учетом объема выделяемых средств на природоохранную деятельность.
Ключевые слова: окружающая природная среда, ликвидация угледобывающих предприятий, техногенное воздействие, шахтные воды, твердые отходы производства, вероятность ущерба.
Процесс реструктуризации угольной промышленности, начатый в 1994 году, является составной частью реформирования экономики России. Уникальная по своим масштабам и срокам реструктуризация угольной промышленности привела к сокращению количества шахт, одновременно позволив значительно улучшить технико-экономические показатели их работы и повысить безопасность труда рабочих.
Проводимая в России реструктуризация угольной промышленности не имеет аналогов в отечественной и мировой практике. Она характеризуется тем, что в кротчайшие сроки было произведено массовое, единовременное закрытие шахт в горнопромышленных регионах с уже накопленным на протяжении длительного времени критическим состоянием окружающей природной среды. Работы по ликвидации особо убыточных предприятий выполнялись в 24 субъектах Российской Федерации и 78 шахтерских муниципальных образованиях. В программу ликвидации особо убыточных предприятий было включено 188 шахт и 15 разрезов.
Несмотря на значительные затраты по ликвидации негативных последствий в районах закрытия угледобывающих
предприятий, проблемы сохранения и восстановления окружающей среды остаются нерешенными. Основная причина такого положения заключается в том, что возникшие экологические проблемы оказались существенно более сложными, масштабными и комплексными, нежели это представлялось при планировании мероприятий по реструктуризации угольной отрасли.
Анализ сложившейся ситуации в горнопромышленных районах и источников негативного воздействия на окружающую среду в результате ликвидации угольных шахт показал, что, с одной стороны, с остановкой ведения горных работ прекращается непосредственное и постоянное негативное влияние угольных предприятий на (ОС) или отдельные ее элементы, с другой стороны, процесс их ликвидации сопровождается весьма опасными экологическими последствиями.
Воздействие процесса ликвидации шахт на окружающую среду связано не только с завершающимся процессом реструктуризации. Согласно «Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года» планируется выбытие 375 млн т производственных мощностей с одновременным вводом 505 млн т новых и модернизированных мощностей. В этих условиях снижение экологической нагрузки посредством проведения эффективных природоохранных мер, позволяющих сохранить элементы окружающей среды в естественном состоянии и максимально снизить уже накопленный ущерб в районах ликвидации угольных предприятий, является одним из важнейших вопросов развития российской угольной отрасли.
Недостоверная оценка негативного влияния ликвидируемых угольных предприятий на окружающую среду и несвоевременное принятие мер по его снижению приводят к обострению экологической и социальной ситуации в горнодобывающих регионах. Из общего числа ликвидируемых предприятий отрасли 93 % приходится на предприятия подземной угледобычи. Это предопределяет необходимость разработки научно обоснованной концепции оценки экологической ситуации в районах массового закрытия угольных шахт на основе анализа системных связей между источниками воздействия,
негативными последствиями и процессами изменения окружающей среды.
Использование метода системного анализа позволяет сформулировать следующие основополагающие принципы рассмотрения ликвидируемого угледобывающего предприятия как составляющего элемента сложной единой системы взаимосвязанных объектов живой и неживой природы, определяющие состояние окружающей среды [1]:
1. Ликвидируемое угледобывающее предприятие следует рассматривать как элемент единой системы, который тесно связан с другими элементами окружающей среды в этой системе.
2. Ликвидируемое предприятие следует рассматривать с точки зрения его воздействия на другие элементы системы.
3. Воздействие ликвидируемого предприятия на окружающую среду необходимо оценивать с позиций возникновения негативных социо-эколого-экономических последствий, в конечном итоге влияющих на уровень качества жизни населения.
4. Состояние системы в целом и ее элементов следует рассматривать в динамике, так как негативные социо-эколого-экономические последствия в районах ликвидируемых предприятий проявляют себя не сразу, а спустя месяцы и даже годы после прекращения их работы.
На рис. 1 представлена схема воздействия ликвидируемой шахты на элементы единой системы.
Анализ источников негативного воздействия на окружающую среду в результате массовой ликвидации шахт в Кузнецком, Донецком, Печорском Подмосковном, Кизеловском угольных бассейнах, Приморском крае и в Сахалинской области позволил установить, что наиболее характерными являются:
• затопление горных выработок и выработанного пространства ликвидируемых шахт;
• угрожаемые и опасные зоны по выделению шахтных газов на поверхность и в заглубленные объекты;
• опасные и условно опасные зоны по условиям образования провалов;
• нарушенные, загрязненные и деградированные земли;
• неиспользуемая и выведенная из эксплуатации инфраструктура.
Рис. 1. Схема воздействия ликвидируемой шахты на элементы единой системы ОС
Выявленные системные связи между источниками воздействия (I) и негативными последствиями (М), позволили систематизировать их по влиянию на элементы единой системы: недра (Нг); землюН2); воду(й3); воздух(й4); биоту (Н5). В свою очередь, в рамках элементов единой системы характерные признаки изменения ОС позволили выделить и систематизировать естественные процессы ее изменения: геодинамический (Уг); землепользования (У); гидрогеологический (У3); гидрохимический (У4); газовый (У5); биологический (У6).
Выявленные связи позволяют систематизировать воздействие ликвидируемых шахт на элементы единой системы (ОС), что, в свою очередь, позволяет разработать типологию системных связей между источниками, негативными последствиями и процессами изменения ОС в районах массового закрытия угольных шахт, которая является методической основой для верификации возникающих ущербов (табл. 1).
Таблица 1
Типология системных связей источников, негативных последствий воздействия на ОС и процессов ее изменения в районах массового закрытия угольных шахт
Источники Возникающие негативные последствия Элементы ОС (при- Процесс изме-
воздействия родные ресурсы) нения ОС
Затопление горных Фильтрация, перетоки и прорывы шахтных вод Вода Гидрогео-
выработок и вырабо- в горные выработки смежных действующих (водные, К3) логический (<73)
танного пространства шахт (N2)
ликвидируемых шахт Изливы и выходы загрязненных шахтных вод на
(Ь) поверхность, поступление в поверхностные водные объекты и на рельеф местности (Л[2)
Загрязнение подземных водозаборов и водо- Вода Гидрохи-
носных горизонтов (N3) (водные, К3) мический у4)
Загрязнение поверхностных водозаборов и
водных объектов и берегов (N4)
Подтопление шахтерских городов и поселков, Земля Землеполь-
сельскохозяйственных земель, лесных угодий и (земельные, зования (с/2)
иных территории (N5)
Снижение средообразующих экосистемных Биота Биологи-ческий
функций (Л[6) (биологические, К5 ш
Потеря видового разнообразия (N7)
Угрожаемые и опас- Вытеснение шахтных газов из затапливаемых Воздух Газовый У5)
ные зоны по выделе- горных выработок и выработанного простран- (атмосферного воз-
нию шахтных газов на ства (Л[8) духа, К4)
поверхность и в за- Скопление газов в колодцах, подвалах зданий и
глубленные объекты помещений, в пониженных участках местности
(12) №
Потеря видового разнообразия (IV] 0) Биота Биологический
(биологические, К5) ш
Опасные и условно Деформации земной поверхности, образование Недра Геодинами-
опасные зоны по усло- прогибов, просадок, провалов, оползней (ЛГп) (недр, ческий
виям образования Нарушения и разрушения административных и
провалов (13)
производственных зданий и сооружений, тру-
бопроводов, линий электропередач и линий
СВЯЗИ (N12)
Нарушенные, загряз- Непригодность земель для сельско- Земля Землеполь-
ненные и деградиро- хозяйственного использования (IV13) (земельные, зования уг)
ванные земли (14) Снижение продуктивности и воспроизводства Биота (биоло- Биологичес-кий
биоресурсов (Л[24) гические, К5) ш
Неиспользуемая и вы- Выведенный из эксплуатации земельный фонд Земля Землеполь-
веденная из эксплуа- (Ш (земельные, зования уг)
тации ин-
фраструктура (15)
Для прогнозирования изменения состояния окружающей среды в районах массовой ликвидации угольных шахт необходимо определить вероятность возникновения потенциально возможного ущерба. Вероятность возникновения ущербов в результате ликвидации шахт в зонах их массового закрытия подчиняется схеме испытаний Бернулли с переменными вероятностями, так как определенный вид ущерба по определенному процессу (У) может произойти с какой-то вероятностью РгУ или не произойти — с вероятностью 1-Ргу. [2, 5] Сумма этих вероятностей — ожидаемая величина ущербов — имеет в пределе распределения Пуассона:
Хек
Ргу (к) = Хкт , (1)
где к — индекс ущерба (прямой эколого-экономический, косвенный эколого-экономический, косвенный социальный), к = 1,3; У — индекс процесса изменения окружающей среды,
__х
У = 1, х; Х = £ Ру — параметр случайной величины, имеющей
У =1
распределение Пуассона, определяющийся большим количеством малых факторов, характеризующих источники, негативные последствия, ресурсы и процессы изменения ОС.
Таким образом, вероятность возникновения потенциального ущерба ОС (прямого экономического, косвенных экономического и социального) (Рг(У)) в результате ликвидации шахт зависит от возникновения какого-либо негативного последствия N и выражается произведением вероятности возникновения последствия и вероятности возникновения определенного вида ущерба при условии, что это последствие произошло[6]:
Рг(Упвлк) = £ Рг(М) РПУЧ I N), (2)
У=1
где Рг(Упвк)— вероятность возникновения потенциально возможного ущерба; Рг(^ — вероятность возникновения негативного последствия; Рг(УУ IN) — условная вероятность возникновения ущерба по процессам изменения ОС при условии, что негативное последствие произошло.
При этом возникновение потенциально возможных ущербов от негативных последствий ликвидации шахт зависит от эффективности проводимых технико-технологических (ТТ) и организационно-информационных (ОИ) мер по сохранению окружающей среды и затрат на их реализацию.
Зависимость вероятности возникновения потенциально возможного ущерба от негативных последствий по определенному процессу У) изменения окружающей среды при условии вложения средств в реализацию природоохранных мер, определяется отношением величины ущербов по этому процессу при условии затрат на природоохранные меры к величине ущербов по этому процессу:
£ (у™к 13)
Рг (Упвк I 3) = У-; (3)
У=1
где Упвк I 3 потенциально возможный ущерб в рамках рассматриваемого процесса У при условии затрат на природоохранные меры; Упв1} — потенциально возможный ущерб в рамках рассматриваемого процесса У, руб.; 3 — природоохранные затраты, руб.
Для обоснования и выбора мер, направленных на снижение экологической напряженности в регионе, необходимо определить прогнозную величину ущерба, который рассчитывается как произведение потенциально возможного ущерба, вероятности его возникновения (при условии что последствие произошло) и вероятности его возникновения при условии затрат на природоохранные меры:
Упк I 3 = Упв} • Рг(Упвк) • Рг(Упвк I 3). (4)
Полученная зависимость позволяет определить величины прогнозируемых прямых и косвенных ущербов с учетом вложения средств в реализацию технико-технологических и организационно-информационных мер по сохранению окружающей среды:
Для предотвращения возникновения ущерба ОС от возможных проявлений негативных последствий ликвидации шахт
необходимо применение мер (Мс), позволяющих сохранить элементы единой системы в естественном состоянии. Для снижения негативного воздействия и ликвидации уже накопленного ущерба необходимо реализовывать меры по восстановлению ОС (Мв). При формировании исходного множества мер по сохранению и восстановлению ОС используется метод построения дерева событий, который позволяет учесть функциональные взаимосвязи структурных элементов системы источников, негативных последствий, ресурсов, процессов и ущербов в виде логических схем.
Путь дерева событий формируется с учетом типологии и на основе анализа последовательности происходящих событий по следующим структурным элементам:
I ^ }
J=1
I ^ N ^ Я ^ J ' (5)
I У*у ^{мв},
J=1
где I — источник воздействия; N — возникающие негативные последствия; Я — природные ресурсы; У — процессы изменения ОС; {Мс} — исходное множество мер по сохранению ОС с
У=х
учетом прогнозируемых ущербов (I Упу); {Мв} — исходное
У =1
множество мер по восстановлению ОС с учетом нанесенных
J = х
ущербов ( 1УиJ ).
J=1
Пути дерева событий выглядят следующим образом:
II ^ N ^ Я1 ^ У3 ^ Уп ^ мс 11 ^ N1 ^ Я1 ^ У3 ^ Ун ^ мв
..... (6)
1П ^ N ^ Яп ^ у ^ Уп ^ Мс
1П ^ N ^ Яп ^ Уп ^ Ун ^ Мв.
Аналогично описываются все возможные варианты путей и событий от источника воздействия через определение прогно-
зируемых и накопленных ущербов до соответствующих мер (технико-технологических и организационно-информационных по сохранению и восстановлению ОС) направленных на их устранение.
Сформированное множество путей дерева событий положено в основу построения структурных моделей, позволяющих определить оптимальное распределение величины затрат на реализацию мер по сохранению и восстановлению ОС с учетом ограничения средств, выделяемых на природоохранную деятельность. Для моделирования описываемого процесса использованы программы БТАТКТГСА в модуле ББРАТИ («Моделирование структурными уравнениями»). В результате расчетов были получены следующие зависимости:
У=х
дуэ = £((дУпЭ 131)е1 + (дУнЭ 132)е
У=1
дУэ'' = £ ((дУпЭ'' 131)е1 + (дУнЭ'' 132)е2),
У=1
дус' = £ ((дУпС'' 131)е1 + (дУнС" 132)е2)
2
(7)
2
ГО при З1 = 0; е ГО при З2 = 0; 3 3 + 3 уе1 = ^ ие2 = ^ , и 3 = 31 + 32,
[ 1 при31 Ф 0; [1 при32 Ф 0;
где дУпЭ 131 — предотвращаемый прогнозируемый прямой эколого-экономический ущерб при условии затрат на сохранение окружающей среды (З1), руб.; дУпЭ 13Х — предотвращаемый прогнозируемый косвенный эколого-экономический ущерб при условии затрат на сохранение окружающей среды
(З1), руб.; дУпС 13Х — предотвращаемый прогнозируемый косвенный социальный ущерб при условии затрат на сохранение окружающей среды (З1), руб.; З1 — затраты на сохранение окружающей среды в районе массовой ликвидации угольных шахт; З2 — затраты на восстановление окружающей среды в
районе массовой ликвидации угольных шахт; дУнЭ I 32 — ликвидируемый накопленный прямой эколого-экономический ущерб при условии затрат на восстановление окружающей
У=1
среды (32), руб.; ЛУн^ I32 — ликвидируемый накопленный
косвенный эколого-экономический ущерб при условии затрат
!!
на восстановление окружающей среды (32), руб.; ЛУн^ I 32 — ликвидируемый накопленный косвенный социальный ущерб при условии затрат на восстановление окружающей среды (32), руб. 9 — булева переменная, принимающая значение 0 и 1 в зависимости от наличия природоохранных затрат.
Полученные зависимости позволяют осуществить предварительный отбор природоохранных мер для их дальнейшей реализации в условиях ограниченного финансирования с учетом распределения затрат на сохранение и/или восстановление окружающей среды в районах массовой ликвидации угольных предприятий.
После формирования исходного множества мер необходима их многокритериальная оценка, на основе которой осуществляется выбор эффективных природоохранных мер с учётом их специфики и направленности. Оценку мер по сохранению и восстановлению окружающей среды необходимо проводить с учетом значимости факторов, характеризующих возможность реализации мер и региональную социо-эколого-экономическую ситуацию в районах закрытия шахт.
Степень значимости региональных факторов, оказывающих влияние на выбор мер по сохранению и восстановлению окружающей среды, определяется с помощью стандартных процедур экспертной оценки. Таким образом, были получены балльные оценки значимости факторов, позволившие систематизировать их с учетом качественных характеристик по группам: экологические, экономические, социальные и организационно-технические (табл. 2).
в результате расчетов с использованием программы БТАТКТГСА были получены значения факторных нагрузок двух компонент:
"2
Далее, на основе матрицы факторных нагрузок для всей совокупности сформированных факторов производится их группировка и определяется степень влияния каждого из них на выбор системы мер по сохранению и восстановлению ОС.
Р1 — факторная группа мер по сохранению ОС, (РС); Р2 — факторная группа мер по восстановлению ОС, (Рв)
Таблица 2
Факторы, влияющие на выбор мер по сохранению и восстановлению ОС
Группы
Факторы
Факторные нагрузки
Факторная нагрузка группы
Факторная нагрузка группы Рг
Экологические
Значимость Экономические
Значимость Социальные
Значимость
Организа-ционно-техниче-ские
Значимость
Экологическая значимость территории Качество подземных питьевых водозаборов Качество поверхностных водозаборов Площадь, отведенная под отвалы Площадь деградированных и нарушенных земель Площадь земель, занятых инфраструктурой экологических факторов, у
Наличие средств на природоохранные мероприятия в I ральном бюджете
Наличие средств на природоохранные мероприятия в региональном бюджете
Наличие средств у собственника объекта (источника негативного воздействия)
Наличие рынка экологических услуг Стимулирующие субсидии экономических факторов, у
Состояние социальной и промышленной инфраструктуры Экозаболеваемость населения Плотность населения социальных факторов, у
Наличие квалифицированных специализированых кадров для реализации мер
Наличие инновационных технологий и современной техники Развитость природоохранной инфраструктуры Наличие региональной экологической политики организационно-технических факторов, у_
0,69 0,77 0,78 0,32 0,22 0,26 У1=0,50 0,53
0,52
0,68
0,39 0,67
Тз=0,5б
0,58 0,54 0,43 Тб=0,51 0,49
0,68 0,53 0,56 у7=0,5б
0,31 0,22 0,21 0,66 0,76 0,71
Т2=0,48
0,46
0,44
0,31
0,51 0,39
Т4=0,42
0,38 0,46 0,57 Тб=0,47 0,51
0,32 0,46 0,44 Т8=0,43
В случае если факторная нагрузка ур > 0,5, фактор является значимым и может быть отнесен к соответствующей группе мер по сохранению (РС) или восстановлению (РВ) окружающей среды.
В ходе проведения факторного анализа сформирован информационный базис, включающий 18 факторов, рассчитаны факторные нагрузки и определены показатели значимости экологических, экономических, социальных и организационно-технических факторов.
При этом, если у2п+1>у2т ^-{МС |, то фактор является определяющим при выборе мер по сохранению ОС, а в случае если у2п+1<у2т Мв | — определяющим при выборе мер по
восстановлению ОС.
Определение степени влияния факторов дает возможность расширить условия отбора природоохранных мер и уменьшить субъективизм их оценки, повысить рациональность выбора и получить структуру предпочтений реализации мер, исходя из значимости и величины ущербов.
Решение поставленной задачи выбора мер дает возможность построения слоевой структуры предпочтений для целей дальнейшего определения очередности их реализации (рис. 2).
природоохранные меры
первого порядка : \,1 2 м .: 1 м : 6 м . ; ^ г/
природоохранные меры второго порядка
неприемлемые природоохранные мер
Рис. 2. Слоевая структура предпочтений реализации системы мер по сохранению и восстановлению ОС в районах массового закрытия угольных шахт
Для задания предпочтений и построения слоевой структуры с учётом специфики негативного воздействия на окружающую среду был принят метод отношений предпочтения и построения функции ценности. Слоевое упорядочивание множества природоохранных мер предопределяет выполнение операции сравнения их друг с другом по сформированному множеству оценочных критериев и значимости факторов, характеризующих социо-эколого-экономическую ситуацию в регионе. В результате множество природоохранных мер {М} делится на
несколько подмножеств исходя из величины предотвращаемого ущерба и выделяемых природоохранных затрат. Подмножество М1 содержит эффективные природоохранные меры первого порядка; подмножество М2 — эффективные природоохранные меры второго порядка; М3 — неприемлемые по эффективности природоохранные меры.
К природоохранным мерам первого порядка отнесены меры, которые по сумме затрат соответствуют выделенным средствам, и их социо-эколого-экономическая значимость для условий региона определена на основе факторного анализа. К мерам второго порядка отнесены эффективные меры, требующие поиска дополнительных инвестиций. К неприемлемым природоохранным мерам отнесены меры с отрицательной эффективностью.
Таким образом, природоохранные меры первого порядка подлежат первоочередной реализации и финансированию. Природоохранные меры второго порядка реализуются в случае выделения дополнительных природоохранных средств.
Для выбора эколого-экономически эффективных вариантов требуется соизмерить результаты от реализации системы мер по сохранению и восстановлению ОС и затраты на их осуществление. Под результатом (Р) подразумевается величина общего предотвращаемого ущерба в результате проведения природоохранных мер, в качестве дополнительного результата может рассматриваться доход от реализации продукции, получаемой при реализации мер (использование шахтной воды для технических нужд и т.д.).
Одновременный учет множества влияющих факторов на эколого-экономическую оценку эффективности вариантов сис-
темы мер следует осуществлять посредством экономико-мат-матического моделирования, позволяющего учесть выявленные значимости организационно-технических, экологических, экономических и социальных факторов и вероятности возникновения потенциально возможных ущербов.
Экономико-математическая модель оценки системы мер, направленных на восстановление и сохранение окружающей среды в районах массового закрытия угольных шахт, основана на максимизации эффективности их реализации, рассчитанной как отношение суммы величин предотвращаемых социо-эколого-экономических ущербов и возможных доходов к природоохранным затратам [3, 4]:
ipC + ±Р* + л
Э, = ттг^Ч-^--> max, (8)
1 t=T1 о t=T2 О
2 It
£(1 + га)' ¿=1(1 + г2)' где Рс — величина предотвращаемого совокупного прогнозируемого социо-эколого-экономического ущерба ОС, руб.; Рв — величина ликвидируемого совокупного накопленного социо-эколого-экономического ущерба ОС, руб.; Л — дополнительный доход от реализации продукции, получаемой при реализации мер;
РС = у7(у1 Е дУп]' + у3 £ дУп] '' + у5 Ц дУпс} ''), (9)
где дУп^ - величина предотвращаемого прогнозируемого прямого эколого-экономического ущерба в рамках ^го про-
и
цесса, руб.; дУп^ - величина предотвращаемого прогнозируемого косвенного эколого-экономического ущерба в рамках
и
^го процесса, руб.; дУп^ — величина предотвращаемого
прогнозируемого косвенного социального ущерба в рамках У-го процесса, руб.;
рв =У8(У2]=: дУнэ'+у4| дУн^''+Уб| дУнс''), (10)
где аун| — величина ликвидируемого накопленного прямого эколого-экономического ущерба в рамках ^го процесса, руб.;
и
аун] - величина ликвидируемого накопленного косвенного
эколого-экономического ущерба в рамках ^го процесса, руб.;
АУн^ — величина ликвидируемого накопленного косвенного
социального ущерба в рамках ^го процесса, руб.; у1-у8 — значимость факторов; J — процессы: 1 — геодинамический, 2 — землепользования, 3 — гидрогеологический, 4 — гидрохимический, 5 — газовый, 6 — биологический; — затраты на сохранение окружающей среды в районе массовой ликвидации угольных шахт, руб.; 32 — затраты на восстановление окружающей среды в районе массовой ликвидации угольных шахт, руб.; Т1 — ставка рефинансирования в период реализации мер по сохранению ОС; г2 — ставка рефинансирования в период реализации мер по восстановлению ОС; Т — период реализации мер по сохранению ОС, Т1 е[0,Т], год; Т2 — период реализации мер по восстановлению ОС, Т1е[0,Т], год; Т — период реализации системы мер, год.
Экономико-математическая модель включает ряд объективных ограничений:
Величина социо-эколого-экономического ущерба после реализации системы мер по сохранению и восстановлению ОС должна быть меньше величины социо-эколого-экономического ущерба до реализации системы мер:
J=6 J=6
I ^2, (11)
J=1 J=1
J =6
^ 1
где IУ1 - социо-эколого-экономический ущерб до реализации
J=1
J=6
системы мер; IУ2 - социо-эколого-экономический ущерб по-
2
J=1
сле реализации системы мер.
Величина затрат на реализацию системы мер должна быть меньше величины общего предотвращаемого социо-эколого-экономического ущерба и должна быть меньше или равна выделяемым природоохранным затратам:
Ро > + 32 < 3см , (12)
где Р° — величина общего предотвращаемого социо-эколого-
экономического ущерба от реализации системы мер;
ро = рс + рВ , (13)
где Зсм — природоохранные затраты на реализацию системы мер, руб.
Срок реализации мер по сохранению или восстановлению ОС не должен превышать периода реализации системы мер в рамках региональной программы по снижению негативного воздействия ликвидации угольных предприятий:
Т > Т1 и Т2. (14)
Специфика ликвидации горнодобывающих предприятий заключается в том, что вредные последствия от ведения горных работ могут проявляться в течение еще длительного периода, что предопределяет необходимость проведения мер и по восстановлению и сохранению ОС. Основой методологии реализации системы мер по сохранению и восстановлению окружающей среды является механизм оценки и выбора эффективной системы мер, направленной на восстановление и сохранение окружающей среды в районах закрытия угольных шахт (рис. 3).
Механизм предусматривает поэтапную последовательность действий по комплексной оценке экологической ситуации, определению общего предотвращаемого ущерба, формированию системы мер и выбору эффективного варианта предотвращения и снижения социо-эколого-экономических ущербов ОС в районах массового закрытия угольных шахт.
Цель реализации рекомендуемой системы мер - обеспечение безопасного проживание граждан в районах закрытия угольных шахт, что в свою очередь приедет к снижению социальной напряженности в шахтерских городах и поселках и значительному улучшению экологической обстановки [7]. Реализация данного механизма позволит улучшить экологическую и социальную ситуацию и совершенствовать процесс природопользования в районах массового закрытия угольных шахт.
Рис. 3. Механизм выбора эффективной системы мер направленной на восстановление и сохранение окружающей среды в районах массового закрытия угольных шахт
Система мер по сохранению и восстановлению ОС в Восточном Донбассе и Кузбассе
Процессы изменения ОС
Геодинами-
Землеполь-зования
Гидрогеологический
Гидрохими-
Меры по восстановлению Восточный Донбасс
2 Мвои _ меры по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры; 1 Мсои — ведение геодинамического мониторинга
1 М®^ — рекультивация земель;
2 Мсои — ведение мониторинга земельных ресурсов
1 М0^ — комплексные меры по предотвращению подтопления терри-торий горных отводов ликвидируемых шахт и прилегающих территорий: шахты им. Красина, «Глубокая», им. Кирова;
2 ¡УР-гг — комплексные меры по ликвидации подтопления территорий горных отводов ликвидируемых шахт и прилегающих территорий: шахты «Юбилейная», «Тацинская»;
2 ¡УГ-гг — строительство водоотливного комплекса: шахта «Юбилейная»;
4 Мсои - ведение гидрогеологического мониторинга
3 ¡УГ-гг — строительство очистных сооружений: шахта «Соколовская»;
3 Мвтг_ ликвидация загрязнения поверхностной и подземной гидросети шахтными водами: шахты «Со-колов-ская», «Восточная», «Комиссаровская»;
и сохранению ОС
Кузбасс
2 Мвои — меры по реконструкции и замене шахт объектов социальной инфраструктуры; 1 Мсои — ведение геодинамического мониторинга
1 М"^ — рекультивация земель;
2 Мсои — ведение мониторинга земельных ресурсов.
1 М0^ — комплексные технические решения по предотвращению под-топления территорий, расположенных на горных отводах ликвидируемых шахт и прилегающих территорий: шахта «Анжерская»;
3 Мсои — организация и создание единой режимной гидронаблюдательной сети;
4 Мсои - ведение гидрогеологического мониторинга
2 Мстг_ предупреждение загрязнения поверхностной и подземной гидросети шахтными водами: шахты «Суджен-ская», «Нагорная», «Северная», «Пио-нерка», «Бунгур-ская», «Ягуновская»;
5 М0^ — меры по увеличению эффективности очистки вод: шахта «Комиссаровская»; 4 М0^ — защита питьевых источников от загрязнения ш.№17 «Синегорская» ШУ «Краснодонецкое»; 7 Мсои — ведение гидрохимического мониторинга
Газовый 4 ¡УР-гг — меры по дегазации жилых зданий и произ-
водственных объектов;
8 Мсои — ведение газового мониторинга на территории горных отводов и прилегающих территориях ликвидируемых шахт
5 Мсои — меры по увеличению эффективности очистки вод;
6 Мсои — обоснование целесообразности и разработка проектов строительства очистных сооружений: шахты им. Димитрова, «Центральная», им. Калинина, им. Ярославского;
7 Мсои — организационные меры по рациональному использованию природных ресурсов;
8 Мсои — ведение гидрохимического мониторинга
2 ¡УР-гг — меры по дегазации жилых зданий и производственных объектов;
9 Мсои — ведение газового мониторинга на территории горных отводов и прилегающих территориях ликвидируемых шахт
Реализация предложенного механизма позволяет научно обосновать необходимые решения по совершенствованию процесса природопользования в районах массового закрытия угольных шахт, что приведет улучшению экологической и социальной ситуации и к повышению качества жизни населения в шахтерских городах и поселках.
Апробация механизма выбора эффективной системы мер, направленной на сохранение окружающей среды и ликвидацию негативных последствий закрытия угольных предприятий, производилась на базе двух угледобывающих регионов, отличающихся наибольшим количеством закрытых шахт — Восточный Донбасс и Кузбасс.
Для предотвращения совокупного прогнозируемого ущерба на период с 2013 по 2015 гг. и ликвидации совокупного накопленного за период реструктуризации результате проведенных исследований получена слоевая структура предпочтений реализации системы мер по сохранению и восстановлению ОС для условий Восточного Донбасса и Кузбасса. Природоохранные меры первого порядка, подлежащие первоочередной реализации и финансированию и соответственно формируют систему мер по ее сохранению и восстановлению. Природоохранные меры второго порядка реализуются в случае выделения дополнительных природоохранных средств из федерального и/или регионального бюджетов.
Меры, предлагаемые к реализации в Восточном Донбассе и Кузбассе, сгруппированы в табл. 3.
Таким образом, предложенная методология позволяет оценить экологическую ситуацию в районах массового закрытия угледобывающих предприятий опираясь на основополагающие принципы системного анализа, определить общий предотвращаемый социо-эколого-экономический ущерб с учетом вероятности его возникновения, выбрать эффективный вариант системы мер по сохранению и восстановлению окружающей среды реализация которой, позволит обеспечить безопасное проживание граждан в районах ликвидации угольных шахт и улучшить экологическую и социальную ситуацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахов A.C. Геоэкономика (системная экономика промышленного недропользования). — М.: МИГЭК, 2004. — 487 с.
2. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика/учебник для ВУЗов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 543 с.
3. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. -М.: Госкомитет по охране окружающей среды, 1999 г.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов /М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК РФ по стр-ву,
5. Резниченко C.C., Ашихмин A.A. Математические методы и моделирование в горной промышленности. — М.: МГГУ. — 2006. — 404 с.
6. Стоянова И.А. К эколого-экономической оценке ущербов негативных последствий ликвидации шахт //Горный информационный аналитический бюллетень (научно-технический журнал), отдельные статьи «Эколого-экономические проблемы природопользования». — 2011. — 0В№10. — С. 20—26.
7. Стоянова И.А. Эколого-экономическая оценка управленческих решений для экологических программ по реабилитации территорий массового закрытия шахт //Известия ТулГУ, сб. «Науки о Земле». — 2011. — Вып. 2. — С. 215—219. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Стоянова И.А. — кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный горный университет, [email protected]