УДК: 911.3:63(212.6):631.4
Казачков Г.В., Левыкин С.В., Петрищев В.П., Яковлев И.Г., Грудинин Д.А.
Институт степи УрО РАН, г Оренбург E-mail: stepevedy@yandex.ru
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРОГ ПАХОТОПРИГОДНОСТИ СТЕПНЫХ АГРОЗЁМОВ
Выявлены основные проблемы степного землепользования обусловившие кризис ландшафтного и биологического разнообразия степей и блокирующие его решение сегодня: высоко рискованное экстенсивное земледелие, недооценка потенциала пахотных угодий, фактическая урожайность намного ниже потенциальной. Определены современные предпосылки решения проблем степного землепользования и восстановления пастбищ в зоне особого земледельческого риска. Для решения проблемы предложено объединение оценки пахотных земель по их потенциальному плодородию на основе идей мирового классика почвоведения В.В. Докучаева и доходного подхода адекватного развивающемуся земельному рынку. Разработан механизм конвертации потенциального почвенного плодородия в номинальное денежное выражение с использованием метода почвенно-экологического индекса (ПЭИ), ландшафтного анализа и метода дисконтирования денежных потоков, позволяющий в зависимости от макроэкономических показателей определить рубеж экономической пахотопригодности степных агрозёмов. Новации опробованы в степных агроландшафтах Заволжья и Южного Урала. Предлагаемый метод оценки показывает, что потенциальное качество пашни в подзоне тёмнокаштановых почв при современных климатических условиях и экономических показателях находится ниже уровня пахотопригодности. В районах с преобладанием таких земель предлагается восстановление степных пастбищ с созданием «мясного пояса» - района приоритетного развития мясного животноводства. Показано, что ПЭИ может быть использован для идентификации «технологической степной целины» - потенциального пахотного угодья, первичная обработка которого требует средств первичной обработки целины.
Ключевые слова: оптимизация степных агроландшафтов, почвенно-экологический индекс, доходный подход, степной плакор, биопотенциальная урожайность, зерновое хозяйство, пороговые значения, «мясной пояс».
Геоэкологические проблемы степного землепользования и землеустройства
Важнейшим экологическим итогом XX столетия для России стал кризис ландшафтно-биологического разнообразия 1980-х гг. степной зоны как следствие крупномасштабного экстенсивного земледелия: полная распашка всех зональных подтипов суглинистых почв на плакорах; распашка части азональных (эродированных, дефлированных) разновидностей степных почв; пастбищная дигрессия степной растительности на корах выветривания; развал системы лесополосного облесения; резкое сокращение численности ареалов титульных видов степной фауны. Кризис во многом обусловлен сложившимся землеустройством, ставившим задачи максимального вовлечения земель в пахотный оборот.
Степной кризис так и не преодолён, а перешёл в новое состояние: образование «кочующего» залежного клина; развитие бурьянистой растительности; распространение карантинных видов грибов и насекомых; сокращение посевов многолетних трав; недоиспользование пастбищ; степные пожары; деградация полезащитных лесных полос; майские и июньские
засухи; самовосстановление лессингоковыль-ных степей [7].
Факт существования залежного клина в России расценивается в основном негативно, без должной дифференциации. В частности, не учитываются потенциально малопродуктивные земли - эродированные, выпаханные агрозёмы, для которых требуется обоснование порога ма-лопродуктивности с разработкой универсальных методов его определения. Так же не учитывается достижение залежью рубежа плотности почвы, при которой нераспахиваемые участки становятся технологически целиной, а не залежью. Преодоление кризиса ландшафтно-биологического разнообразия степей, решение агроэкологических и социально-экономических проблем степей требует оптимизации степного землепользования.
Предпосылки решения проблем степного землепользования
Введение в действие классификатора видов разрешённого использования земельных участков, включающего 19 видов сельскохозяйственного использования [4].
Импортозамещение говядины производством мраморного мяса путём изменения вида
разрешённого использования малопродуктивной пашни.
Соблюдение ограничений субсидирования сельхозпроизводства в связи со вступлением России в ВТО за счет малоэффективных сельхозпредприятий.
Протекционистская политика по отношению к российским экспортерам сельскохозяйственной продукции.
Современная урожайность в России в 2-3 раза ниже природно-сельскохозяйственного потенциала [1].
Разработана методика оценки потенциального плодородия агрозёмов [3], [8].
Сохранение курса на развитие рыночной экономики.
Использован почвенно-экологический индекс (далее - ПЭИ), разработанный в Почвенном институте им. Докучаева [3], [8]. ПЭИ разработан как показатель, учитывающий: плотность почвы, мехсостав, гумус, рН, Р205, К20, водную и ветровую эрозию, засоление, щебнистость; сумму положительных температур свыше +10 С, коэффициенты увлажнения и континентальности. Модернизирован разработанный в 2004 г. механизм конвертации единиц ПЭИ в денежное выражение [2], для чего применена адаптация метода дисконтирования денежных потоков [5].
Принцип конвертации единиц ПЭИ в номинальное денежное выражение и определение эколого-экономического порога пахото-пригодности
Механизм конвертации потенциального почвенного плодородия в номинальное денежное выражение разработан на примере оренбургского Предуралья - региона с разнообразной ландшафтной структурой. За эталонную зем-леоценочную единицу принят степной плакор с зональными полнопрофильными южными чернозёмами как наиболее типичное пахотное угодье в регионе. Именно такая пашня в наибольшей степени реализует региональный биопотенциал, её плодородие зафиксировано результатами анализов образцов полученных из почвенных разрезов. Для данной эталонной почвенной разности рассчитан ПЭИ по зерну, который признаётся территориальным эталоном. Такое угодье в условиях высокой культуры земледелия может долговременно поддерживать
т.н. биопотенциальную урожайность, пока достигнутую в передовых хозяйствах и на опытных стационарах [6]. Так как ПЭИ является линейным индексом и учитывает региональный климатический фактор, в пределах модельной территории принимаем линейной взаимосвязь величин ПЭИ и биопотенциальной урожайности.
Оценка 1 гаэталонного угодья выполняется исходя из ожидаемого дохода от интенсивной культуры пшеницы в течении срока дисконтирования дохода текущего момента в пренебрежительно малую величину - методом дисконтирования денежных потоков [5]. При этом оценка 1 гаэталонной пашни зависит от следующих параметров: биопотенциальная урожайность эталонной пашни (ц/га), цена 1ц мягкой пшеницы III класса (у.е.), ставка дисконтирования (в долях единицы), норма чистой прибыли (%). Оценка иных почвенных разностей и их пахото-пригодности производится исходя из ПЭИ эталонной пашни, ПЭИ оцениваемой почвенной разности и принятой линейной зависимости биопотенциальной урожайности от ПЭИ.
Стоимость пашни определена с учётом дисконтирования как сумма дохода за все годы периода получения прибыли (по принципу обратному сложному проценту) (формула 1):
(1)
где: Vd - дисконтированная стоимость будущих доходов от пашни за п лет, у.е./га;
R - минимально достаточная прибыльность пашни, у.е./га;
i - ставка дисконтирования в долях единицы;
п - период получения прибыли в годах. За экономический порог пахотопригод-ности принимаем равенство годовой доходно -сти от возделывания пашни общей сумме рациональной производственной себестоимости, налогов и минимально достаточной прибыльности. Исходя из этого получено следующее уравнение порогового ПЭИ (формула 2):
где: ПЭИпор - ПЭИ пороговой пашни, единиц;
ПЭИэт - ПЭИ эталонной пашни, единиц;
Пр - рациональная производственная себестоимость обработки, у.е./га;
Nc - сумма ставок налогов на землю, %;
Нчп- норма чистой прибыли, %.
Убпэт- биопотенциальная урожайность эталонной пашни, ц/га;
С - цена мягкой пшеницы III класса, у.е./ц;
Теория опробована в оренбургском Пред-уралье при эталонном южном чернозёме с ПЭИ=25,48 и биопотенциальной урожайностью 15 ц/га [6] и основных экономических показателях 2014 г. Экономическая оценка 1 га эталонной пашни, исходя из ставки современной дисконтирования порядка 4% годовых и 60 лет извлечения прибыли, составляет 540 у.е. (формула 1), что при 25,48 ПЭИ эталонного агрозё-ма соответствует 21,21 у.е. за 1 ед. ПЭИ. Соответственно, экономическая оценка 1 гапашни каждой почвенной разности определена как произведение тарифа 1 ед. ПЭИ и количества его единиц в данной почвенной разности.
При определении порогового для зернового хозяйства значения ПЭИ Nc принят равным 10%, Нчп принят равным 9,5%. Региональным ориентиром рациональной производственной себестоимости обработки, поддерживающей урожайность близкую к биопотенциальной, была погектарная производственная себестоимость обработки порядка 100 у.е. увеличенная на 30%, поэтому П принят равным 130 у.е./га. В нашем случае, при N=10%, Нчп=9,5%, Пр= 130 у.е./ га, ПЭИ =25,4°8, Уб =15ц/га и С=16,6 у.е./ц,
эт бпэт
ПЭИпор=16,53 (формула 2).
Это ПЭИ южночернозёмного солонцово-степного комплекса с 10-20% солонцов. Таким образом, диапазон ПЭИ, при котором земледелие рентабельно, оказывается не менее 16,53. Исходя из линейной зависимости биопотенциальной урожайности от ПЭИ, возможно выделение диапазона подпахотопригодных земель, в котором возможно пахотное использование, но без достижения минимально приемлемой прибыли и уплаты налогов с покрытием лишь производственных затрат. В этот диапазон попадает ПЭИ от порогового 16,53 до меньшего на 19,5% (на сумму N + Нчп) - 13,31. При ещё меньшем ПЭИ зерновое хозяйство без дотаций
и спонсорской помощи не покрывает даже рациональные производственные затраты.
Так же можно рассчитать диапазон условно пахотопригодных земель с учётом колебаний цен на зерно исходя из обратной линейной зависимости порогового ПЭИ от цены пшеницы (формула 2). Если текущую цену 16,6 у.е./ц принять за среднюю, то её увеличение на 20% при прочих равных условиях понизит пороговый ПЭИ на 20% до 13,22, а её уменьшение на 20% при прочих равных условиях повысит пороговый ПЭИ на 20% до 19,84. В связи со столь широким возможным диапазоном условно пахотопригодных земель, единицами управления степными агрозёмами могут быть как поля, включающие несколько почвенных контуров и средневзвешенным ПЭИ поля, так и непосредственно почвенные разности, планирование которыми производится при помощи современных ГИС-технологий.
Условно пахотопригодным землям с ПЭИ от 13,2 до 19,8 наиболее целесообразно придать вид разрешённого использования «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (включая кормовые) по классификатору [4]. В период низких цен на пшеницу возможно временное залужение части полей.
Для выполнения обязательств России перед ВТО в части разрешённого субсидирования зернового производства могут быть применены обоснованные выше показатели: эталонная почвенная разность (ПЭИ = 25,48), пороговая почвенная разность (ПЭИ = 16,53), подпорого-вые почвенные разности (13,31 < ПЭИ < 16,53), условно пахотопригодные почвенные разности (13,22 < ПЭИ < 19,84). При ПЭИ ниже 13,2 требуется смена вида разрешённого использования на «скотоводство» по новому классификатору [4], при ПЭИ от 13,2 до 19,8 государственная поддержка зернового хозяйства возможна.
Помимо экономической пахотопригодно-сти существует физическая пахотопригодность, которая ограничивается лимитирующими природными факторами. Для степного земледелия на степном юго-востоке таковыми могут быть содержание гумуса ниже 1,8%, мощность гумусового слоя менее 25 см., запас гумуса менее 150 кг/га, уклон 5 градусов или более, среднегодовое количество осадков менее 300 мм. При этом должны быть выдержаны требования к со-
хранению в регионе не менее 10% природных территорий подобранных пропорционально его ландшафтной структуре.
В Оренбургской области географическое распределение экономической и физической пахотопригодности совпадает и приходится в основном на южные и восточные районы области, для которых рекомендуем разработать новую районную планировку, ориентированную на развитие адаптивного мясного скотоводства, на создание «мясного пояса» с восстановленными пастбищами на 2 млн.га.
Согласно расчету ПЭИ с дополнениями авторов, при плотности почвы стремящейся к 2 г/см.куб. ПЭИ пашни независимо от прочих условий стремится к нулю. Например, при плотности почвы от 1,8 г/см.куб эталонный ПЭИ 25,48 снижается до 7,3 - далеко за грань пахотопригодности агрозёмов. Таким образом, ПЭИ может выступать в качестве индикатора «технологической степной целины», которая должна оцениваться в качестве кормового или природоохранного угодья.
Выводы
Сочетание метода ПЭИ с экономической оценкой эталонного угодья методом дисконтирования денежных потоков может быть использован в землеустройстве для решения геоэкологических проблем постцелинных регионов.
ПЭИ является линейным показателем определяемым на основе табличных величин, разработанным в конце 1980-х в условиях экономической системы СССР на основе сравнительной оценки качества сельхозугодий
по отношению к среднему для своего региона [8]. Возникшие агроэкологические проблемы степных регионов в постцелинный период обусловили необходимость модернизации метода с целью разработки специализированного степного эколого-экономического индекса оценки степных угодий.
Условно пахотопригодным землям с ПЭИ от 13,2 до 19,8 целесообразно придать вид разрешённого использования «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (включая кормовые: костёр, житняк, и т. п.).
При ПЭИ менее нижнего предела условно пахотопригодных земель (менее 13,2) не целесообразно придание вида разрешённого использования «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур». Географическое распределение угодий на нижнем пределе диапазона условно пахотопригодных почвенных разностей в целом совпадает с технологическими ограничениями пахотопригодности.
Согласно проведённой оценке пахотопри-годности, земельные угодья расположенные в подзоне тёмнокаштановых почв - маломощные, солонцеватые и эродированные, - при современных экономических условиях находятся ниже грани рентабельности зернового хозяйства. В районах преобладания таких угодий целесообразно создание «мясного пояса» с восстановлением пастбищ.
ПЭИ может быть использован в качестве критерия для идентификации «технологической степной целины» - потенциального пахотного угодья, первичная обработка которого требует средств первичной обработки целины.
20.09.2015
Работа выполнена по гранту РНФ 14-17-00320 «Разработка интегральных показателей, необходимых для оптимизации структуры земельного фонда и модернизации природопользования в степных регионах РФ»
Список литературы:
1. Алакоз В.В. Организация оптимального сельскохозяйственного землепользования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - декабрь. - С. 5-17.
2. Земля: как оценить бесценное. Методические подходы к экономической оценке биопотенциала земельных ресурсов степной зоны / С.В. Левыкин, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев и др.; под общ. ред. С.В. Левыкина; Оренб. обл. фонд «Возрождение Оренбургских степей». — Новосибирск: Сибир. эколог. центр, 2005. - 170 с.
3. Карманов И.И., Булгаков Д.С. Методика почвенно-агроклиматической оценки пахотных земель для кадастра. - М.: Почв. ин-т. им. В.В. Докучаева. АПР, 2012. - 122 с.
4. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития РФ от 1.09.2014 №540, приложение.
5. Оценка бизнеса / Ред. А. Г. Грязнова, М.А. Федотова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512 с.
6. Тихонов В.Е. Засуха в степной зоне Урала / В.Е. Тихонов. - Оренбург, ООО «Агентство «Пресса», 2005. - 346 с.
7. Чибилев А.А., Левыкин С.В., Казачков Г.В. Аграрно-природоохранные перспективы модернизации степного землепользования // Аграрная Россия. - 2011. - №2. - С. 34-42.
8. Шишов, Л.Л. и др. Теоретические основы и пути регулирования плодородия почв / Л.Л. Шишов, Д.Н. Дурманов, И.И. Карманов, В.В. Ефремов. - М.: Агропромиздат, 1991. - 304 с.
Сведения об авторах:
Казачков Григорий Викторович, научный сотрудник лаборатории агроэкологии и землеустройства Института степи УрО РАН, кандидат биологических наук, 14.00.02 патология, онкология, морфология животных 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская-11, e-mail: tsvikaz@yandex.ru
Левыкин Сергей Вячеславович, заведующий лабораторией агроэкологии и землеустройства Института степи УрО РАН, доктор географических наук, 25.00.26 землеустройство, кадастр и мониторинг земель 460000, г Оренбург, ул. Пионерская-11, тел: 8 (3532) 77-62-47, e-mail: stepevedy@yandex.ru
Петрищев Вадим Павлович, заведующий кафедрой городского кадастра Оренбургского государственного университета, заведующий лабораторией геоэкологии и ландшафтного планирования Института степи УрО РАН, доктор географических наук, доцент 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3246, тел. (3532) 37-25-22, e-mail: wadpetr@mail.ru
Яковлев Илья Геннадьевич, научный сотрудник Института степи УрО РАН 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская-11, тел: 8 (3532) 77-44-32, e-mail: orensteppe@mail.ru
Грудин Дмитрий Александрович, младший научный сотрудник Института степи УрО РАН 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская-11, тел: 8 (3532) 77-44-32, e-mail: orensteppe@mail.ru