П. Н. Якунин
Эколого-экономическая оценка антропогенной нагрузки в регионе
В статье рассмотрена проблема оценки антропогенной нагрузки в регионах. Разработаны формулы для оценки уровня антропогенной нагрузки с целью определения туристско-рекреационого потенциала регионов. Осуществлена оценка и сравнение уровня антропогенной нагрузки в ряде регионов РФ.
This article covers the issue of assessing the anthropogenic pressure in the regions. The formulas for assessing the level of the anthropogenic pressure to determine the tourist and recreational potential of the region are worked out. The assessment and comparing of the level of the anthropogenic pressure in several regions of the Russian Federation are made.
Ключевые слова: экономика, туризм, регион, оценивание территорий, антропогенная нагрузка.
Key words: economics, tourism, region, assessment of territories,
anthropogenic pressure.
В настоящее время остро встаёт вопрос, связанный с определением регионов России, перспективных для развития в них туризма. Правительству Российской Федерации необходим механизм выделения «площадок» для создания туристско-рекреационных зон. Туризм относится к отраслям экономики, крайне чувствительным к экологическому состоянию территории, на которой осуществляется данная деятельность. Таким образом, представляется необходимым разработка новых, перспективных методов экологоэкономической оценки, характеризующей состояние экосистем региона, которое преимущественно детерминируется величиной антропогенной нагрузки.
Целесообразным представляется разработка методики экологоэкономической оценки, основанной преимущественно на углубленном анализе хозяйственной деятельности регионов.
Отправной точкой разработки автором данной методики стал анализ существующей отраслевой структуры отечественной и мировой экономики, а также определение относительного экологического воздействия различных отраслей на окружающую среду.
Проблема оценки экологических издержек различных отраслей и секторов промышленности и всей экономики исследовалась иностранными учеными и рядом российских специалистов в данной об-
© Якунин П. Н., 2013
ласти научного знания. Так, в России рейтинг экологических издержек отраслей экономики был составлен Общественной организацией Социально-экологический Союз и АНО «НЭРА» [8]. Определение коэффициентов экологического ущерба при производстве промышленной продукции было осуществлено Е. В. Рюминой и А. М. Аникиной [4].
В результате анализа отечественных и зарубежных работ автором были получены стоимостные коэффициенты (к), характеризующие среднемировой экологический ущерб для секторов мирового хозяйства. Данные коэффициенты (от 0 до 1) следует рассматривать как долю экологических издержек, приходящихся на доллар мирового выпуска продукции. В табл. 1 представлена структура современной мировой экономики (валовой добавленной стоимости) по секторам и коэффициенты (к) для этих секторов.
Таблица 1
Отраслевая структура мировой экономики и отраслевые коэффициенты экологического воздействия
Показатели Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота Промыш- ленность Строи- тельство Транспорт и связь Торговля, гостиницы и рестораны Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Образование, здравоох- ранение, социальные услуги Прочие услуги
Доля отрасли, % 8,3 26,4 6,7 9 15 18,7 7,8 8,1
Коэффициент к 0,062 0,165 0,01 0,03 0,0043 0,001 0,0025 0,005
Общий годовой экологический ущерб Т1 от хозяйственной деятельности следует рассчитывать по формуле (1):
п
Т = Р ■ -И--- , (1)
1 100%
где Р - общий объём (в долларах, рублях или иной валюте) рассматриваемой экономики (мира, страны или региона);
/ - конкретный сектор (отрасль) экономики; с, - доля (в процентах) /-го сектора в отраслевой структуре рассматриваемой экономики;
к, - стоимостной коэффициент, характеризующий экологический ущерб для /-й отрасли экономики.
По данным за 2010 год объём валового мирового продукта по паритету покупательской способности составляет приблизительно 74 триллиона долларов.
Исходя из полученных данных можно вычислить годовой мировой экологический ущерб:
Т1 =74-1012 ■ (8,3%0,062+26,4%0,165+6,7%0,01+9%0,03+15%0,0043+
18,7%0,001+7,8%0,0025+8,1%0,005)\100%=741012 ■ (0,5146%+4,356%+
0,067%+0,27%+0,0645%+0,0187%+0,0195%+0,0405%)\100%=741012 ■
(5,3508%)\100%=74^ 1012 ■ 0,053508=3,959592^ 1012 * 3,96^ 1012долл. =
3960 млрд долл.
Однако следует понимать, что если разрабатываемая методика эколого-экономической оценки будет базироваться только на характеристике давления на территорию экономической деятельности, то получаемая оценка не будет отвечать требованию полноты. Известно, что экологические издержки хозяйственной деятельности человека не превышают экологического ущерба от автотранспорта, на который приходится около половины мирового загрязнения. Таким образом, ущерб от автотранспорта целесообразно также принять равным 3960 миллиардам долларов.
По данным журнала «За рулём» число автомобилей в мире составляет на сегодняшний день около 1,1 миллиарда. Следовательно ущерб (А) от одного автомобиля за год составляет, в среднем 3600 долларов или 108 тыс. р. (курс - 30 р. за один доллар):
А=3,961012\1,1109=3,6 103=3600.
В качестве примера оценим антропогенное воздействие автотранспорта и экономической деятельности для Санкт-Петербурга.
Для характеристики отраслевой структуры экономики регионов Росстат использует несколько иное (менее крупное) деление на сектора, чем при характеристике мировой экономики. Всего выделяется 15 секторов:
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
2) рыболовство, рыбоводство;
3) добыча полезных ископаемых;
4) обрабатывающие производства;
5) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
6) строительство;
7) оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
8) гостиницы и рестораны;
9) транспорт и связь;
10) финансовая деятельность;
11) операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг;
12) государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение;
13) образование;
14) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
15) предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Таким образом, сектор «Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота» подразделяется на сектора «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» и «Рыболовство, рыбоводство»; сектор «Промышленность» - на сектора «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и т. д.
В табл. 2 приведены коэффициенты к для всех 15 секторов экономики.
Таблица 2
Отраслевые коэффициенты экологического воздействия
Отрасль Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Рыбо- ловст- во, рыбо- водство Добыча полезных ис-копаемых Обрабаты- вающие производ- ства Производство и рас-преде-ление электроэнергии, газа и воды Строи- тель- ство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гостини-цы и рес-тора-ны
Коэффициент к 0,08 0,012 0,22 0,14 0,29 0,01 0,005 0,002
Отрасль Транспорт и связь Финан совая дея- тель- ность Операции с недвижимым имуществом, аренды и пре-доставление услуг Г осудар-ственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Обра- зование Здра-воох-ранение и пре-цостав-ление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Коэф- фи- циент к 0,03 0,001 0,001 0,007 0,001 0,004 0,002
Следует отметить, что среднее арифметическое коэффициентов малых секторов, на которые разбивается тот или иной большой сектор, не всегда равнозначно коэффициенту (к) этого большого сектора. Данная ситуация обусловлена тем, что средние доли (в процентах) различных малых секторов в структуре большого сектора могут резко отличаться друг от друга.
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости для Санкт-Петербурга за 2009 г. представлена в табл. 3.
Таблица 3
Отраслевая структура экономики Санкт-Петербурга
Отрасль Сель- ское хозяй- ство, охота и лесное хозяй- ство Рыбо- лов- ство, рыбо- вод- ство Добыча полезных ис-копаемых Обраба- тывающие производ- ства Производство и рас-преде-ление электроэнергии, газа и воды Строи- тель- ство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гос- ти- ницы и рес- то- раны
Доля от- расли, % 0,0 0,0 0,0 22,4 4,2 7,6 20,5 1,3
Отрасль Транспорт и связь Финан совая дея- тель- ность Операции с недвижимым имуществом, аренды и пре-доставление услуг Г осудар-ственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Обра- зование Здра-воох-ранение и пре-цостав-ление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Доля от- расли, % 10,1 0,3 17,3 4,2 4,3 5,2 2,6
Валовый региональный продукт Р для СПб составляет 1 473 348,2 млн р. Следовательно, по формуле (1)
Т1=1473348,2-106(0,0%0,08+0,0%0,012+0,0%0,22+22,4%0,14+4,2%-0,29+7,6%0,01 +20,5%0,005+1,3%0,002+10,1 %0,03+0,3%0,001 +17,3%-0,001+4,2%0,007+4,3%0,001+5,2%0,004+2,6%0,002)\100%=1473348,2-106-(3,136%+1,28%+0,0076%+0,1025%+0,0026%+0,303%+0,003%+0,0173%+ 0,0294%+0,0043%+0,0208%+0,052%)\100%=1473348,2Ю6(4,9774%)\100%= 1473348,2-1060,049774=73334,433-106«73,33-109р. =73,33 млрд р.
Согласно статистике количество автотранспорта в Санкт-Петербурге составляет 1,7 млн.
Общий годовой ущерб от автотранспорта Т2 следует расчитывать по формуле 2:
Т2=АА (2)
где А - средний ущерб от одного автомобиля (3600 долларов или 108 тыс. р.);
Q - количество автомобилей.
Следовательно, Т2 для Санкт-Петербурга составит 183,6 млрд р.:
Т2= А^ =108000-1,7106=183,6 ■ 109 (р.).
Тогда общая оценка Т1+Т2 будет равна 256,93 млрд р. Доля автотранспорта Т2 составит в ней 71,5 %:
Т2\ (Т1+ Т2)=183,6\256,93=0,7145915~0,715.
Полученные данные в целом кореллируют с выводами ученых, полагающих, что на автотранспорт в Санкт-Петербурге приходится около 80 % загрязнений.
При определении антропогенного давления на экосистемы следует учитывать уровень развития технологий в стране (регионе). Так, производство в развитых странах менее природоёмко по сравнению с производством в России. Данный фактор может быть учтён путем включения в методику расчета антропогенной нагрузки на территории региона показателя энергоёмкости экономики (тонны нефтяного эквивалента на 1000 долларов продукции). При отсутствии данных об уровне энергоёмкости в регионе представляется рациональным использовать усреднённый показатель по стране. В табл. 4 представлены показатели энергоёмкости некоторых стран мира.
Таблица 4
Показатели энергоемкости для различных стран мира [1]
Страна Энергоемкость, т нефт. экв. на 1 000 долл.
Великобритания 0,20
Германия 0,21
Канада 0,36
Норвегия 0,22
США 0,28
Россия 0,61
Франция 0,21
Япония 0,17
На основании вышеизложенного автор пришел к выводу о целесообразности применения следующей формулы для расчёта техногенной нагрузки L на территорию региона:
ь = Е • (Т, + т2) • N , (3)
R • S
где Е - показатель энергоёмкости (т нефт. экв. на 1 000 долл.);
Т1г Т2 - экономическая оценка ущерба от, соответственно, хозяйственной деятельности и автотранспорта в регионе, млн р.;
N - население региона, тыс. чел.;
- средняя суммарная годовая солнечная радиация (прямая и рассеяная) на горизонтальную поверхность при безоблачном небе (МДж/м2);
Б - площадь региона, тыс. км2.
Суммарная годовая солнечная радиация, характеризующая общий ассимиляционный потенциал территории, определяется согласно СНиП 23-01-99, утверждённому постановлением Госстроя России от 11 июня 1999 г. Годовой показатель определяется сложением показателей по месяцам для различных географических широт. Годовые показатели приведены в табл. 5.
Таблица 5
Суммарная годовая солнечная радиация (прямая и рассеянная) на горизонтальную поверхность при безоблачном небе, МДж/м2
Географическая широта, град. с. ш. 40 44 48 52 56 60 64 68
Суммарная солнечная радиация МДж/м2 7439 6994 6587 6175 5697 5266 4972 4674
В результате анализа табл. 5 можно заключить, что при увеличении широты на один градус годовая солнечная радиация уменьшается примерно на 100 МДж/м2. Данный факт целесообразно использовать при более точном определении показателя (^ региона.
Умножение на показатель E в формуле (3) не только показателя T1 ущерба от экономической деятельности, но и показателя ^ ущерба от автотранспорта представляется методически верным, вследствие того, что показатель энергоёмкости, как уже было сказано выше, характеризует, по сути, общий уровень технологий, применяемых в стране. К сожалению, наша страна в отличие от
развитых стран характеризуется использованием отсталых технологий как в экономической деятельности, так и в сфере транспорта. Так, в апреле 2012 г. на заседании Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники, созданного при Комитете Государственной думы по промышленности, Депутат Госдумы Когогина отметила, что почти 70 % российского автопарка составляют автомобили с экологическими нормами «Евро-0» и «Евро-1». В табл. 6 приведены нормы токсичности для стандартов «Евро» 1-4.
Таблица 6
Нормы выбросов токсичных веществ для автомобилей с полной массой до 2,5 т в странах Евросоюза [3, с. 89]
Стандарт Год введения Тип двигателя Нормы выброса, г/км
СО СН + N0 N0
Евро 1 1993 Бензиновый и дизель 2,72 0,97 -
Евро 2 1996 Бензиновый. 2,2 0,5 -
Дизель 1,0 0,7 -
Евро 3 2000 Бензиновый и газовый. 2,3 0,2+0,15 0,15
Дизель 0,64 0,56 0,5
Евро 4 2005 Бензиновый и газовый. 1,0 0,1+0,08 0,08
Дизель 0,5 0,3 0,25
В развитых странах Европы, характеризующихся малыми показателями энергоёмкости (около 0,2), средний возраст автотранспорта не превышает восьми лет. Таким образом, подавляющее большинство автомобилей в этих странах соответствует нормам «Евро-3» и «Евро-4».
Из анализа табл. 8 следует, что умножение показателя ущерба от автотранспорта ^ на показатель энергоёмкости E следует признать целесообразным. Так, соотношение выбросов СО (бензиновый двигатель) для стандартов «Евро-4» и «Евро-1» составляет 0,368 (1\2,72=0,368), что соответствует
приблизительному соотношению энергоёмкости России и развитых европейских стран - 0,328 (0,2\0,61=0,328).
Одним из главных преимуществ предлагаемой методики определения региональной антропогенной нагрузки является общедоступность данных, необходимых для расчётов. Сведения о структуре региональной экономики, размере валового регионального продукта, населении региона содержатся в обзорах Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели», которые доступны в сети Интернет (http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main. Мт).
Показатель энергоёмкости для регионов России целесообразно принять равным общему показателю для РФ (0,61). Сведения о количестве автотранспорта в регионах России содержится в статье автомобилизация на сайте «Википедия» (http://ru.wikipedia.org).
Показатель годовой солнечной радиации как уже было сказано выше, рассчитывается с помощью табл. 5 или СНиП 23-01-99.
В качестве примера с помощью формулы (3) проведём расчёт антропогенной нагрузки для четырёх регионов Российской Федерации (Псковской области, Томской области, Ростовской области и Санкт-Петербурга).
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости для Псковской области за 2009 г. приведена в табл. 7.
Таблица 7
Отраслевая структура экономики Псковской области
Отрасль Сель- ское хозяй- ство, охота и лесное хозяй- ство Рыбо- лов- ство, рыбо- вод- ство Добыча полезных ис-копаемых Обраба- тывающие производ- ства Производство и рас-преде-ление электроэнергии, газа и воды Строи- тель- ство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гос- ти- ницы и рес- то- раны
Доля отрасли, % 6,7 0,1 0,2 17,8 4,8 4,0 19,9 1,6
Отрасль Транспорт и связь Финан совая дея- тель- ность Операции с недвижимым имуществом, аренды и пре-доставление услуг Г осудар-ственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Обра- зование Здра-воох-ранение и пре-цостав-ление соци-аль-ных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Доля отрасли, % 15,4 0,0 4,7 11,8 4,9 6,1 2,0
Валовый региональный продукт Р для Псковской области составляет 74 550,1 млн р. Следовательно, по формуле (1)
Т1=74550,1 106(6,7%0,08+0,1%0,012+0,2%0,22+17,8%0,14+4,8%0,29+ 4,0%0,01 +19,9%0,005+1,6%0,002+15,4%0,03+0,0%0,001 +4,7%0,001 + 11,8%0,007+4,9%0,001+6,1%0,004+2,0%0,002)\100%=74550,1Ю6(0,536%+ 0,0012%+0,044%+2,492%+1,392%+0,04%+0,0995%+0,0032%+0 462%+ 0,0047%+0,0826%+0,0049%+0,0244%+0,004%)\100%=74550,1 ■ 106(5,1905%)\
100%=74550,11060,049774=3869,5178-106*3870-106р.=3870 млн р.
В Псковской области насчитывается около 210 тыс. автомобилей. Следовательно, Т2 составит 22 680 млн р.:
T2= АО =108000 210000=22680 ■ 106 р.
Население Псковской области - 673 тыс. человек. Площадь Псковской области составляет 55,3 тыс. км2. Большая часть территории региона расположена между 550 30^ и 590 северной широты. Среднюю широту примем равной 570. В соответствии с табл. 5 суммарная годовая солнечная радиация для Псковской области составит приблизительно 5600 МДж\м2 : (5697-100=5597=5600).
Следовательно, показатель антропогенной нагрузки L для Псковской области, рассчитанный по формуле (3), будет равен 35,2:
г _ 0,61 х (3870 + 22680)х 673 ^ 35 2 5600 х 55,3
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости для Томской области приведена в табл. 8.
Таблица 8
Отраслевая структура экономики Томской области
Отрасль Сель- ское хозяй- ство, охота и лесное хозяй- ство Рыбо- лов- ство, рыбо- во- дство Добыча полезных ис-копаемых Обраба- тывающие производ- ства Производство и распре-деление электроэнергии, газа и воды Строи- тель- ство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гос- ти- ницы и рес- то- раны
Доля отрасли, % 5,0 0,1 22,3 13,5 3,7 5,0 9,3 0,9
Отрасль Транспорт и связь Финан- совая дея- тель- ность Операции с недвижимым имуществом, аренды и пре-доставление услуг Г осудар-ственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Обра- зование Здра-воох-ранение и пре-цостав-ление соци-аль-ных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Доля отрасли, % 12,3 0,0 11,8 6,1 4,7 4,1 1,2
106 р.
Валовый региональный продукт (Р) Томской области составляет 242 481,2 млн р. Следовательно:
Ї1=242481,2Ю6(5,0%0,08+0,1%0,012+22,3%0,22+13,5%0,14+3,7%-0,29+5,0%0,01+9,3%0,005+0,9%0,002+12,3%0,03+0,0%0,001+11,8%-0,001 +6,1%0,007+4,7%0,001 +4,1%0,004+1,2%0,002)\100%=242481,2 106-(0,4%+0,0012%+4,906%+1,89%+1,073%+0,05%+0,0465%+0,0018%+0,369%+ 0,0118%+0,042%+0,0047%+0,0164%+0,0024%)\100%=242481,2-106(8,8148%)\
100%=242481,2-1060,088148=21374,2-106=21374-106р.=21374 млн р.
В Томской области насчитывается приблизительно 241 тыс. автомобилей. Следовательно, Т2 для Томской области составит 26 028 млн р.:
Ї2= А^ =108000 241000=26028 Население Томской области составляет 1 млн 46 тыс. человек. Площадь Томской области - 316,9 тыс. км2. Большая часть территории региона расположена между 560 и 610 северной широты. Среднюю широту примем равной 580 30\ . В соответствии с табл. 5 суммарная годовая солнечная радиация для Томской области составит примерно 5450 МДж/м2: (5697-250=5447=5450).
Следовательно, показатель антропогенной нагрузки (L) для Томской области будет равен 17,5:
_ 0,61 х (21374+26028) х 1046 ^ —--------------------------~ 1 /,5.
5450 х 316,9
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости для Ростовской области приведена в табл. 9.
Таблица 9
Отраслевая структура экономики Ростовской области
Отрасль
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рыбо-
лов-
ство,
рыбо-
вод-
ство
Добыча полезных ископаемых
Обраба-
тываю-
щие
производ-
ства
Производство и распре-деление электроэнергии, газа и воды
Строи-
тель-
ство
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Гостини-цы и рес-тора-ны
Доля отрасли,%
11,8
0,1
0,9
18,1
4,4
10,1
17,7
1,3
Отрасль
Транс порт и связь
Фи-
нан-
совая
дея-
тель-
ность
Операции с недвижимым иму-щест-вом, аренды и пре-доставлен ие услуг
Г осудар-ственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
Обра-
зова-
ние
Здра-воох-ранение и пре-достав-ление соци-аль-ных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Доля отрасли,%
10,4
0,4
8,0
6,4
4,5
4,7
1,2
Валовый региональный продукт (Р) Ростовской области составляет 556 194,2 млн р. Тогда по формуле (1)
Ї1=556194,2 106(11,8%0,08+0,1%0,012+0,9%0,22+18,1%0,14+4,4%0,29+
10,1 %0,01 +17,7%0,005+1,3%0,002+10,4%0,03+0,4%0,001 +8,0%0,001 + 6,4%0,007+4,5%0,001+4,7%0,004+1,2%0,002)\100%=556194,2Ю6(0,944%+ 0,0012%+0,198%+2,534%+1,276%+0,101 %+0,0885%+0,0026%+0,312%+
0,0004%+0,008%+0,0448%+0,0045%+0,0188%+0,0024%)\100%=556194,2-106-(5,5362%)\100%=556194,2-106 0,055362=30792,0233-106*30792-106р.=
30792 млн р.
В Ростовской области насчитывается около 1 млн 12 тыс. автомобилей. Следовательно, Т2 составит 109 296 млн р.:
Т2= АО =108000 1012000=109296 ■ 106 р.
Население Ростовской области - 4 млн 279 тыс. чел. Площадь Ростовской области составляет 100,8 тысяч км2. Основная часть территории региона расположена между 460 и 480 северной широты. Меньшая часть территории расположена между 480 и 500 северной широты Среднюю широту региона примем равной 470 30\. В соответствии с табл. 5 суммарная годовая солнечная радиация для Ростовской области составит примерно 6633 МДж\м2: (6587+50=6633). Тогда показатель техногенной нагрузки (L) для Ростовской области будет равен 546,9:
г 0,61 х (30792 +109296) х 4279
Ь — —------------------------» 546,9.
6633х 100,8
Как было определено выше, сумма Т1+Т2 для Санкт-Петербурга будет равна 256 930 млн р.
Население Санкт-Петербурга составляет 4 млн 849 тыс. чел. Площадь Санкт-Петербурга равна 2 тыс. км2. Город расположен примерно на 600 северной широты. Согласно табл. 5 суммарная годовая солнечная радиация для Санкт-Петербурга составит 5266 МДж/м2.
Следовательно, показатель антропогенной нагрузки (L) для Санкт-Петербурга будет равен 72 159,4:
Ь — 0,61 х(256930)х4849 ^ /21594 5266 х 2 ~ ’ '
Исходя из анализа полученных результатов следует заключить, что Псковская и Томская области характеризуются малым уровнем антропогенной нагрузки. Уровень антропогенной нагрузки в Ростовской области много выше. Санкт-Петербург отличается крайне высоким уровнем техногенной нагрузки.
При разработке стратегии долгосрочного развития туристической отрасли в случае, если районы имеют близкие по значению оценки L техногенной нагрузки, может понадобиться
осуществление стратегической оценки прогностического характера. Данная стратегическая оценка заключается в прогнозировании изменений антропогенной нагрузки, которая детерминируется, в первую очередь, социально-экономическими факторами.
П ^ V
В качестве примера рассмотрим гипотетический случай с двумя регионами, антропогенная нагрузка в которых определяется согласно формуле (3). Оценка L для региона А в 2012 г. составила 28,2, для региона В - 25,5. Для определения эколого-
экономического вектора развития региона на основе архивных данных Росстата и других источников был осуществлён расчёт показателей L регионов А и В за пять предыдущих лет (табл. 10).
Таблица 10
Показатели техногенной нагрузки в регионах А и В
Год Показатель L техногенной нагрузки Рост нагрузки G, %
А В А В
2007 26,8 20,3 - -
2008 27,1 21,2 1,12 4,43
2009 27,3 22,4 0,74 5,66
2010 27,7 23,1 1,47 3,12
2011 28 24,5 1,08 6,06
2012 28,2 25,5 0,71 4,08
Годовые темпы роста техногенной нагрузки О) составили в 2008 г.: для региона А - 1,12% ((27,1\26,8)-100%-100%=1,12%), для региона В - 4,43% ((21,2\20,3)-100%-100%=4,43%). Соответственно, годовые показатели роста за 2009 г. составили для региона А -0,74% ((27,3\27,1)-100%-100%~0,74%), для региона В - 5,66% ((22,4\21,2)-100%-100%=5,66%). Полученные годовые темпы роста О за 2010, 2011 и 2012 гг. приведены в табл. 12.
Теперь для регионов А и В необходимо определить среднегодовой темп роста техногенной нагрузки по формуле (4)
где / - конкретный год;
О; - рост техногенной нагрузки в ьм году;
Оср - среднегодовой темп роста техногенной нагрузки; п - число лет.
Тогда среднегодовой рост техногенной нагрузки для региона А составит 1,02%:
Оср а=(1,12%+0,74%+1 ,47%+1,08%+0,71 %)\5=1,024%=1,02%.
Для региона В среднегодовой рост будет равен 4,67%:
Оср в=(4,43%+5,66%+3,12%+6,06%+4,08%)\5=4,67%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в регионе В вследствие роста численности населения, изменения структуры экономики или по иным причинам, рост техногенной нагрузки в среднем более высок по сравнению с регионом А.
Используя показатели Оср, можно осуществить прогноз будущей техногенной нагрузки в регионах А и В. Полученные данные приведены в табл. 11.
Таблица 11
Прогноз техногенной нагрузки в регионах А и В
Год Пргнозируемый показатель L техногенной нагрузки
А В
2013 28,49 26,69
2014 28,78 27,94
2015 29,07 29,24
2016 29,37 30,61
2017 29,67 32,04
Анализ табл.11 позволяет заключить, что уже к 2015 г.
техогенная нагрузка в регионах А и В сравняется. В 2017 г., если вектор социально-экономического развития региона В останется неизменен, техногенная нагрузка в регионе В будет заметно выше техногенной нагрузки в регионе А.
Таким образом, можно сделать вывод, что долгосрочное развитие туризма более целесообразно осуществлять на территории региона А.
Список литературы
1. Веклич О. А. Эколого-экономические противоречия. О некоторых вопросах моделирования экономических процессов с учетом экологических проблем // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. - М., 1994. - № 3.
2. Гирусов Э. В. Экология и экономика природопользования: учеб. -3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
3. Казаков Н. П., Ли И. В., Попков В. П. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере: моногр. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
4. Рюмина Е. В., Аникина А. М. Экологически скорректированная оценка
экономического развития регионов: статья. - URL:
http://institutiones.eom/general/1391.
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru
6. СНиП 23-01-99.
7. http://ru.wikipedia.org.
8. Сайт АНО «НЭРА» www.biodat.ru.