Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экология / эко-сертификация / энергоэффективность / ресурсосбережение / эко-гостиница / ресурсосберегающие технологии

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромина Е.Е., Духовная Л.Л.

Экологическая ситуация в мире затрагивает интересы каждого. Гостиничный бизнес России в свете следования тенденциям и потребностям потребителей стремится внедрять в свою сферу все больше экологических привычек, дабы повысить конкурентоспособность на международном рынке и привлечь как можно больше туристов, заинтересованных в защите окружающей среды. В рамках экологизации в сфере гостиничного бизнеса в России начинает проводиться политика ресурсосбережения, а также анализируются используемые ресурсы, для достижения максимального уровня энергоэффективности. Также отели и гостиницы начинают проявлять инициативу в прохождении эко-сертификации, для повышения престижа и авторитета своей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хромина Е.Е., Духовная Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ»

УДК 502.12

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ Хромина Е.Е.

Студент бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

khrominakatia@gmail.com

Научный руководитель:

Духовная Л.Л.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация 6199900@mail.ru

Аннотация. Экологическая ситуация в мире затрагивает интересы каждого. Гостиничный бизнес России в свете следования тенденциям и потребностям потребителей стремится внедрять в свою сферу все больше экологических привычек, дабы повысить конкурентоспособность на международном рынке и привлечь как можно больше туристов, заинтересованных в защите окружающей среды. В рамках экологизации в сфере гостиничного бизнеса в России начинает проводиться политика ресурсосбережения, а также анализируются используемые ресурсы, для достижения максимального уровня энергоэффективности. Также отели и гостиницы начинают проявлять инициативу в прохождении эко-сертификации, для повышения престижа и авторитета своей организации.

Ключевые слова: Экология, эко-сертификация, энергоэффективность, ресурсосбережение, эко-гостиница, ресурсосберегающие технологии

Современные тенденции развития глобальной индустрии гостеприимства показывают, что экологически чистые средства размещения становятся все более популярными. Туристы все чаще делают выбор в пользу таких средств размещения и готовы заплатить больше, если речь идет об экологически чистых продуктах и услугах. Таким образом, интенсивное развитие эконаправления в индустрии гостеприимства становится все более актуальным [7].

В XXI веке в нашей стране стала актуальной задача применения «зеленых технологий» в качестве комплексного технического решения для индустрии гостеприимства и туризма. Главной целью «зеленого» строительства стало снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов. При этом одной из задач является обеспечение комфортных условий для гостей на всех этапах работы отеля, включая инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, снос [3].

Помимо «зеленого» строительства можно предложить следующие элементы экологизации. Внедрение экологизации в области гостиничного сервиса будет проходить

по следующим направлениям: энергоэффективность, ресурсосбережение, проведение эко-сертификации.

1. Энергоэффективность

Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. Достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды [11].

Для российских гостиниц коммунальные платежи являются одной из основных затратных статей. На обеспечение здания электричеством, водой и теплом приходится не менее 30-40% всех эксплутационных расходов. Причем эта доля неуклонно увеличивается, ведь тарифы на коммунальные услуги во всех регионах страны растут, по меньшей мере, на 10-20% ежегодно [5].

Рисунок 1 - Потребление электроэнергии в здании гостиницы [6] Внедрение сберегающих технологий и оборудования дает гостиничным предприятиям очевидные преимущества. Практика крупной российской энергоуправляющей компании «Межрегионэнергосервис», которая проводила обследования офисных и торгово-развлекательных центров, показала, что перспектива проведения мероприятий по энергосбережению, практически на всех объектах, составляет не менее 30% снижения платежей за потребляемую электроэнергию. В равной мере это можно отнести к гостиничным комплексам. Рентабельность инвестиций в собственное энергопотребление составляет от 60% до 100% годовых. Энергосбережение в области

теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования может сократить платежи за коммунальные ресурсы на 40% - 60% [3].

2. Ресурсосбережение

Методика сбережения потребления ресурсов в процессе функционирования гостиницы должна включать в себя такие мероприятия, как: проведение энергетического аудита, то есть оценки величины потерь электро- и теплоэнергии; поиск причин, способствующих «растрачиванию» ресурсов; поиск способов нивелирования этих потерь и сокращения потребления ресурсов; применение современных норм строительства и методов эксплуатации здания; внедрение энергосберегающих технологий, включая автоматизированные системы ресурсосбережения в гостиницах; проведение тренингов для персонала и создание побуждающих мер для постояльцев гостиницы к соблюдению правил сохранения энергоресурсов.

Рациональное использование материальных ресурсов служит эффективным инструментом роста прибыльности гостиницы на основе сокращения производственных издержек и, как следствие, по повышению эффективности функционирования гостиницы. Действенными источниками получения экономии являются передовые инженерные технологии.

Различают два подхода оптимизации затрат на ресурсы: пассивный, предусматривающий решения базовых проблем (утечек воды, газа, потери тепла), и активный, предусматривающий целенаправленное внедрение автоматизированных систем управления потреблением ресурсов. Как показывает практика, только базовые организационные меры без вложения денежных средств в технологическое оборудование позволяют достичь сокращения потребления ресурсов на 15-20%.

Тремя необходимыми условиями для обеспечения ресурсосбережения в зданиях согласно анализу специалистов, являются: приборный учет потребления ресурсов, внедрение ресурсосберегающего оборудования и автоматизация управления всеми инженерными службами и системами здания. Учет потребления энергоресурсов является основополагающим условием для их экономии. Приборы учета позволяют определить величину потребляемых ресурсов и, тем самым, мотивируют к сокращению их потребления, а показания прибора необходимы для определения направлений оптимизации потребления. Использование оборудования без автоматизации лишает возможности дистанционного управления и мониторинга за состоянием работы оборудования. Поэтому следование именно всем трем условиям в комплексе дает возможность получить максимальный экономический эффект.

В последние годы на мировом и, в частности, российском рынке пользуются большим спросом программно-аппаратные решения, называемые «smart house», или, также известные, как «умный дом» и «интеллектуальное здание». Понятие «умный дом» было сформулировано в 1970-х годах Институтом интеллектуального здания в Вашингтоне, как «здание, обеспечивающее продуктивное и эффективное использование рабочего пространства». Иными словами, интеллектуальное здание - автоматизированный программно-аппаратный комплекс, осуществляющий мониторинг в режиме реального времени и управление системами жизнеобеспечения здания, такими как: система отопления, вентиляции и кондиционирования; освещение; электропитание; система контроля доступа в помещения; охранно-пожарной сигнализацией; контроль протечек воды, утечек газа; система видеонаблюдения; мультирум - система, представляющая возможность управления освещением в комнате, мультимедийным оборудованием, отопительным и вентиляционным оборудованием при помощи одного пульта или с одного места; механизация здания и другими системами. Под управлением автоматизированной системы управления зданием (АСУЗ) в зависимости от сложности и стоимости проектов могут находиться от 20 до 50 различных систем.

Экономия ресурсов от реализации интеллектуальных систем в гостиницах достигает 30%. Помимо этого, можно выделить следующие преимущества использования таких систем:

1) повышение комфорта пребывания в номере клиентов гостиницы на основе поддержания оптимальных климатических значений, освещенности номера, учета индивидуальных предпочтений гостей;

2) сокращение расходов на техническую службу за счет снижения числа поломок оборудования;

3) увеличение ресурса бесперебойной работы оборудования до 50%;

4) повышение безопасности всех служб гостиницы на основе оперативной реакции на внештатные ситуации.

Выбор контроллеров достаточно широк и связан с потребностями конкретного гостиничного предприятия, а также с наличием ранее установленного оборудования.

Согласно исследованию, проведенного агентством «Frost&Sullivan», эксплуатационные расходы здания в течение 50-летнего жизненного цикла превышают его строительную стоимость в 4 раза, при этом основная статья расходов приходится на потребление ресурсов. Таким образом, сокращение эксплуатационных затрат, главным образом, за счет ресурсосбережения является главным резервом повышения прибыльности гостиницы.

Обобщая вышесказанное, предлагаются следующие мероприятия в целях ресурсосбережения на предприятиях гостиничного хозяйства:

1. Контроль качества проектирования здания гостиницы с учетом современных строительных норм, проектирование инженерной инфраструктуры здания на основе применения энергосберегающих и теплозащитных материалов, соблюдения критериев энергоэффективности.

2. Контроль качества строительных работ с позиции соблюдения норм для ограждающих конструкций, инженерного оборудования и систем.

3. Строгий подбор оборудования, отвечающего требованиям безопасности, комфорта и оптимальности величины потребления энергоресурсов, установка приборов учета расхода ресурсов.

4. Контроль процесса эксплуатации установленного оборудования.

5. Автоматизация инженерных систем (по уровню допустимых затрат).

6. Ввод стандартов энергетического менеджмента на предприятии.

7. Оптимизация платежей на ЖКХ и энергоресурсы.

Грамотно внедренные ресурсосберегающие технологии могут способствовать не только экономии значительной суммы финансовых средств предприятия, сокращению издержек на техническое обслуживание оборудования (тем самым высвобождая часть денежных средств, которые могут быть направлены на развитие предприятия), но и улучшить свой имидж в глазах общественности, расширить рынок сбыта, привлечь экологически ответственных клиентов, завоевать их лояльность и, тем самым, увеличить прибыль от загрузки номерного фонда [1].

3. Эко-сертификация

На данный момент в России в сфере гостеприимства действуют следующие сертификации: BREEAM, Green Key, Листок жизни, Зеленые стандарты.

BREEAM - это самый старый «зелёный» стандарт для экологической оценки зданий любого назначения. Сегодня на него ориентированы компании в более чем 80 странах мира.

В стандарте 9 категорий:

• контроль и управление проектом;

• здоровье и комфортная среда;

• потребление электроэнергии;

• доступ к транспорту;

• вода;

• природные материалы;

• степень загрязнения;

• землепользование и экология;

• утилизация отходов.

Стандарты BREEAM гарантируют снижение негативного воздействия на окружающую среду, не игнорируя при этом социальные и экономические выгоды [2].

В настоящий момент в России по BREEAM сертифицировано очень небольшое количество отелей, по доступной информации только 3: Четырехзвездочный инвест-отель ARTSTUDIO M103 в Санкт-Петербурге, Бизнес-центр апарт-отель YE'S в Москве, Отель категории 4 звезды Rosa Springs в Сочи.

Например, инвест-отель ARTSTUDIO M103 был сертифицирован стандартом Very Good, он реализовал следующие решения при строительстве отеля:

Меньше энергопотребление:

• энергоэффективные лифты сокращают энергопотребление здания на 10%, в том числе за счет безредукторного механизма;

• в каждом номере есть «энергосберегающий карман» для электронной ключ-карты, так что после ухода гостя из номера все электроприборы и освещение (кроме холодильника) автоматически отключатся;

• светильники оборудованы датчиками движения и энергосберегающими лампами;

• наружное освещение (уличные лампы) имеет ночной режим, который включается и отключается с помощью таймера.

Микроклимат в номере:

• бесшумная система приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования с функцией рекуперации тепла и возможностью индивидуальной регулировки температуры;

• система также предотвращает распространение запахов, что важно для любого отеля, где есть ресторан и фитнес-зал, как в ARTSTUDIO M103;

• стальные радиаторы западного производства с улучшенной теплоотдачей и термостатическими клапанами для управления температурой.

Безопасная вода:

• четырехступенчатая система очистки воды, традиционная для всех объектов RBI, включая элитные: грубая фильтрация, сорбционная очистка, тонкая фильтрация, ультрафиолетовое обеззараживание;

• сантехнические системы в соответствии с европейским стандартом The Control of Legionella Bacteria in Water Systems - для сведения к минимуму риска бактериального заражения;

• водоэффективная сантехника, позволяющая сократить потребление воды.

Экологичность в материалах:

• внутренняя отделка из сертифицированных материалов европейских производителей (краски, бельгийская ковровая плитка, ламинат, керамогранит).

Раздельный сбор мусора:

• система сортировки бытовых отходов: в отеле предусмотрены специальные помещения и промаркированные контейнеры, отсортированный мусор отправляется на переработку.

Эко-территория:

• подобраны максимально устойчивые к петербургскому климату растения (горная сосна, туя, можжевельник);

• система автополива с водосберегающей функцией.

Минимум строительного мусора:

• при строительстве используем готовые модульные конструкции санзулов;

• фасадные системы с предустановленными оконными блоками;

• BIM моделирование позволяет произвести более точный подсчет необходимого количества материалов.

«Зеленый» сертификат BREEAM Very Good означает, что собственники номеров смогут меньше платить за коммунальные услуги. Потребление энергоресурсов в таком объекте ниже на 20% по сравнению с действующими нормативами, потребление воды -на 30%.

«Green Key» - это добровольная система сертификации отелей, гостиниц, хостелов и т.д., разработанная в Дании для внедрения идей экологичности и устойчивого развития в индустрии размещения. В России отели, ориентированные на использование зеленых технологий, аналогичных концепции «активный дом» пока исчисляются десятками. В первую очередь это отели, принадлежащие к сети Radisson (включая бренд Park Inn), а также самостоятельные отели, такие как Ногай (Казань), Меридиан (Самара), Ракурс (Ульяновск), Родина (Сочи), а также отели под брендами Cronwell и Sokos [3].

Программа «Зеленый ключ» опирается на пять столпов:

-Обучение персонала, клиентов и владельцев в целях повышения уровня устойчивого развития и экологической осведомленности в развлекательных заведениях;

-Сохранение окружающей среды за счет снижения воздействия на окружающую среду каждого заведения на мировой арене;

-Экономичное управление за счет сокращения потребления, означающего снижение затрат;

-Маркетинговая стратегия путем продвижения лейбла Green Key и заведений с использованием значка Green Key;

-Укрепление отрасли туризма и отдыха, взяв на себя ответственность шире, чем их отдельные учреждения [9].

Экомаркировка «Листок жизни» - это российский экологический сертификат по международному стандарту ISO 14024, присуждаемый Экологическим союзом (Санкт-Петербург) с 2001 года, единственный российский сертификат, признанный Всемирной Ассоциацией Экомаркировки (GEN) [4]. Она была присвоена пока что только двум отелям в Санкт-Петербурге, отелю Corinthia и отелю Garden Street.

Требования стандарта охватывают все основные рабочие процессы гостиницы и направлены на снижение ею нагрузки на окружающую среду:

-внедрение системы менеджмента качества и экологического менеджмента, в том числе экологической политики;

-рациональное водо- и энергопотребление;

-рациональное потребление ресурсов для нужд отеля (отказ от одноразовых вещей, ответственное использование предметов обихода и расходных материалов);

-зеленые закупки;

-грамотное обращение с отходами (сортировка, сокращение количества отходов, утилизация);

-экоориентированное меню (как минимум, включение вегетарианских блюд);

-соблюдение природоохранного законодательства;

-организация экологического информирования гостей и сотрудников, проведение обучающих и просветительских мероприятий.

Отель Garden Street выполняет следующие действия в рамках эко-политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Garden Street применят разные решения, чтобы обеспечить рациональное использование воды: стиральные машины заполняются полностью, умывальники оборудованы водосберегающими смесителями, а унитазы снабжены функцией половинного смыва.

Для более эффективного использования теплоэнергии, отопление в незаселенных номерах устанавливается на минимальное значение или полностью отключается, в зависимости от времени года. Беречь электроэнергию помогают светодиодное освещение и использование наиболее низких температур для стирки в прачечной.

Помимо этого, для ресурсосбережения используются специальные системы контроля отопления, кондиционирования, энерго- и водопотребления, вентиляции и холодильного оборудования, а также освещения отеля.

Сотрудники отеля ответственно подходят не только к потреблению природных ресурсов. Любые расходные материалы дозируются, ведется учет их использования:

- во всех гостевых и служебных помещениях установлены диспенсеры с моющими косметическими средствами,

- работает автоматическая подача моющих средств для стиральных машин и средств для уборки номеров.

Предметы обихода, интерьера также используются бережно:

- гостей информируют о возможности реже менять полотенца и постельное белье,

- мебель и другие элементы интерьера и обихода, даже гостевые тапочки, по мере необходимости будут передаваться на благотворительность, тем самым будет продлеваться их жизнь [13].

К минимуму сводится потребление одноразовых предметов. В местах общего пользования - лобби, туалетных комнатах, а также служебных помещениях нет одноразовых вещей. Только в зоне кулера доступны одноразовые стаканчики.

В соответствии с экостандартом отель разработал систему зеленых закупок. Это значит, что для его работы приобретаются экологически предпочтительные товары - с экомаркировками или улучшенными экологическими характеристиками по сравнению с аналогами, например:

- для мытья посуды, уборки, чистки Garden Street использует средства, не содержащие хлор и его органические соединения, фосфаты и фосфонаты, то есть безопасные и для здоровья человека, и для водных организмов.

- туалетная бумага, салфетки и полотенца имеют экомаркировку «Европейский цветок», FSC или изготовлены из вторсырья или неотбеленной бумаги.

Помимо этого, в дизайне отеля применены отделочные материалы с экологическими преимуществами. Эксперты-аудиторы высоко оценили уровень проработки политики зеленых закупок Garden Street и то, как она реализуется.

Обращение с отходами и другие экологические преобразования

Эксперты Экологического союза отметили, что отель внедрил систему раздельного сбора отходов. Сейчас раздельно собирается и отдается на вторичную переработку бумага, картон, стекло и ПЭТ. Отдельно собираются опасные отходы, например, батарейки.

Еще одно экологическое новшество отеля - включение в каждый раздел меню вегетарианских блюд. Также у гостей есть возможность запросить диетическое или специальное меню.

Не менее важный экологический шаг отеля - информирование и просвещение гостей и сотрудников о своих зеленых правилах и инициативах.

Таким образом, сертификация отеля и его экологические практики продвигают в обществе идею ответственного потребления. Уже открыв сайт Garden Street, гости знакомятся с его экологической приверженностью. Кроме того, в отеле размещены информационные материалы, напоминающие о бережном использовании ресурсов, проводится обучение сотрудников. Уже есть собственный план мероприятий на год по охране окружающей среды [10].

Система сертификации «Зеленые стандарты» также разработана в России и создана для минимизации негативного воздействия объекта недвижимости на окружающую среду, внедрения технологий энергоэффективности и ресурсосбережения, улучшения комфортности проживания. Ее задача — обеспечение экологической безопасности объектов недвижимости как при строительстве, так и в процессе эксплуатации, рациональное использование природных ресурсов, помощь покупателям в компетентном выборе объектов недвижимости [12].

Принятая система «Зеленых стандартов» включает в себя 13 разделов. Здание оценивается по следующим параметрам: предотвращение загрязнений, выбор земельного участка, регулирование стоков, рациональное водопользование и энергопотребление, безопасность строительных материалов и их вторичное использование, инфраструктура объекта, благоустройство окружающего пространства, качество и комфорт среды внутри помещений и т.д [7].

В настоящее время известен только один отель, добровольно прошедший эту сертификацию, это отель «Русские сезоны» в Сочи.

В рамках сертификации в строительстве применялся такой набор инноваций: применение зеленой кровли, масштабное размещение солнечных батарей для выработки электричества вертикально на стенах и окнах и горизонтально на кровле здания [8].

Можно отметить, что все меры в рамках экологизации гостиничной индустрии России проходят очень медленно. Не все организации проявляют должный интерес к внедрению каких-то инноваций в этой сфере.

В рамках экологизации в России нужно уделять больше внимания нормативной базе проведения этого процесса. Важно анализировать осуществляемую в отелях политику ресурсосбережения и энергоэффективноти, а также начинать вводить обязательный характер сертификации отелей, осуществлять в российской индустрии гостеприимства такие сертификации как WELL, LEED и другие. Так как сейчас политика сертификации зданий в большей мере характерна для сооружений офисного типа. Поэтому нужно

установить требования для гостиниц, возможно, и на уровне классификации отелей, как одного из критериев. Это позволит уменьшить урон, наносимый окружающей среде, а также увеличит количество посетителей в отелях, так как в настоящее время все больше людей начинают внимательно следить за экологической ситуацией в мире и очень трепетно относиться ко всем организациям, выбирая те, в которых реализуются экологические меры.

Литература

1. Духовная Л.Л. Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации / Л. Л. Духовная, Л. И. Скабеева // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - Т. 12, № 2(80). - С. 20-32. - DOI 10.24411/1995-042X-2018-10202. - EDN YUVGPZ.

2. Духовная Л.Л. Сравнительный анализ использования концепции eco-friendly в российской и зарубежной практике гостиничного бизнеса / Л. Л. Духовная // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - Т. 14, № 2(89). - С. 51-62. - DOI 10.24411/1995-042X-2020-10205. - EDN SGPNDK.

3. Скабеева Л.И. Гостиничный менеджмент / Л. И. Скабеева, Л. Л. Духовная, Л. В. Стахова. - 4-е издание, переработанное. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2022. - 406 с. - ISBN 978-5-406-06950-9. -EDN RARWRQ.

4. Возможные пути к ресурсосбережению в гостиничном хозяйстве [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/economy/00954817_0.html

5. «Зелёные» стандарты BREEAM и LEED и сертификация в России [Электронный ресурс]. URL: https://bimlib.pro/articles/zelenye-standarty-breeam-i-leed-i-sertifikatsiya-v-rossii

6. "Зеленые" технологии в индустрии гостеприимства [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontdesk.ru/article/zelenye-tehnologii-v-industrii-gostepriimstva

7. Листок жизни - Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Листок_жизни#:~:text=Листок%20жизни%20(Vitality%20Leaf) %20—,продукции%20и%20компании%20сферы%20услуг

8. Оптимизация энергозатрат в гостиницах - статья на тему электроустановочные изделия [Электронный ресурс]. URL: https://www.stroyportal.ru/articles/article-optimizatsiya-energozatrat-v-gostinitsah-3832/

9. Основные условия снижения энергозатрат в гостиницах [Электронный ресурс]. URL: https://poisk-ru.ru/s45961t8.html

10. Пути ESG-трансформации индустрии гостеприимства [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/puti-esg-transformatsii-industrii-gostepriimstva/

11. Рынок зелёного строительства в России [Электронный ресурс]. URL: http://zvt.abok.ru/articles/42/Rinok_zelenogo_stroitelstva_v_Rossii

12. Сертификация green key [Электронный ресурс]. URL: https://sert-service.ru/sertifikatsiya-green-key/

13. Экомаркировка «Листок жизни» присвоена петербургскому отелю Garden Street [Электронный ресурс]. URL: https://ecounion.ru/ekomarkirovka-listok-zhizni-prisvoena-peterburgskomu-otelyu-garden-street/

14. Энергоэффективность - Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Энергоэффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.