тз
Q
О Г) -I
тз
о
-I
CD
О-
Г> -I 03
о
п
0
1 X
тз
о
03
О с
УДК 711.4,914/919 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-4-99-109
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ: ЛУЧШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ
Л. Я. Ткаченко, канд. геогр. наук, советник директора, Г AУ МО «НИиПИ градостроительства», [email protected], г. Москва, Россия, И. В. Ивашкина, канд. геогр. наук, начальник сектора, ГАУ «Институт Генплана Москвы», [email protected], г. Москва, Россия,
Б. И. Кочуров, д-р геогр. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Географии РАН, [email protected], г. Москва, Россия
Отличительными особенностями современного этапа урбанизации являются образование крупных урбанизированных регионов и комплексное управление процессами городского и пригородного развития. Урбанизированные регионы отличаются от других территорий двумя важными л аспектами. Во-первых, здесь высокая плотность населения и интенсивная разнообразная эко- с номическая деятельность. Во-вторых, урбанизация пригородных территорий происходит стре- к мительными темпами. Эти два аспекта, связанные с плотностью населения и увеличением за- х строенных территорий мегаполисов, требуют неотложного решения экологических проблем и н вопросов природоохранного планирования. Статья посвящена анализу стратегического плани- с рования крупнейших европейских мегаполисов: региона Иль-де-Франс, Большого Лондона и е столичного региона Берлин—Бранденбург. Проведена оценка экологических приоритетов в со- е ставе Лондонского плана, Генеральной схемы региона Иль-де-Франс, Концепции градострои- н тельного развития Берлина и совместных программ земель Берлин и Бранденбург. Выявлено, ы что экологические требования к составу градостроительных документов и обязательная экологическая оценка проектов программ и схем находят свое отражение в стратегических документах у и в системе индикативных показателей. к
The formation of large urbanized regions and integrated management of urban and suburban develop- о ment processes are distinctive feature of current stage of urbanization. First it contains a high human density with intense diverse economic activities. Second, outward urbanization from a city is widespread and often rapid, which, especially in the case of sprawl. These two issues of human density and urban expansion highlight an environment and conservation-planning problems for urban regions and society. The paper deals with the strategic planning of the largest European megacities: the Ile-de-France region, Greater London and the Berlin—Brandenburg metropolitan region. The assessment of environmental priorities as part of the London Plan, the General Scheme of the Ile-de-France region, the Concept of Urban Development of Berlin and the joint programs of the Berlin and Brandenburg lands was carried out. It is revealed that the environmental requirements for the contents of urban planning documents as well as the mandatory environmental assessment of draft programs and schemes are reflected in strategic documents and in the system of indicative parameters.
Ключевые слова: территориальное планирование, экологические приоритеты, урбанизирован -ные регионы, стратегические документы, европейские мегаполисы.
Keywords: territorial planning, environmental priorities, urbanized regions, strategic documents, European megacities.
03
Введение
Городские агломерации стали играть значительную роль в территориальной структуре экономики и системе расселения государств. В качестве негативных тенденций развития агломерационных процессов в мире зарубежными экспертами все больше внимания уделяется экологическим проблемам. В настоящее время 75 % глобальных выбросов парниковых газов приходится на города, в течение трех десятилетий в мире появится 1,2 млн км2 новых урбанизированных застроенных
территорий [1, 2]. Разрастание урбанизированного пространства потребует дополнительного использования природных ресурсов (в первую очередь земельных и энергетических — города потребляют две трети мировых запасов энергии), будут обустраиваться гринфилды, которые приведут к сокращению земель природного, сельскохозяйственного и рекреационного назначения вокруг крупнейших городов. Представляется необходимым обратить внимание на замечание Отдела народонаселения Департамента по экономическим
99
О
IX
X с
X
X
ф
с
ф
и о
X
X ^
и
ф
и
о ^
О ^
X
о
о
т
I-
и
С
Ф
IX
О ^
I-
и о а
о ^
Иль-де-Франс
Берлин—Бранденбург
Заостренные и замощенные
Озелененные и рекреационные
Лесные и природные
п
Сельскохозяйственные
Водные объекты
Рис. 1. Территории крупнейших столичных регионов Европы в радиусе 60 км от центра
городского ядра
и социальным вопросам ООН, о специфике формирования м егаполисов в современном мире: «Мегаполисы находятся там, где давление миграции, глобализации, экономического развития, социального неравенства, загрязнения окружающей среды и изменения климата ощущается наиболее остро» [3].
Рост агломераций оказывает значительное воздействие на окружающую среду и экологическую ситуацию урбанизированной территории (вырубка лесных массивов, уничтожение сельскохозяйственных угодий, загазованность воздуха, существенный выброс парниковых газов, высокий уровень потребления природных ресурсов и т. д.). Тем не менее, несмотря на гипотетическую неуправляемость агломерационных процессов, различные страны пытаются принимать меры, направленные на сдерживание роста крупных городов и агломераций, и решать экологические проблемы. В статье проводится обзор трех крупнейших урбанизированных регионов
Европы и анализ экологических приоритетов их развития.
Проблема и обсуждение
Регион Иль-де-Франс, Большой Лондон, Берлин—Бранденбург являются крупнейшими столичными регионами западной Европы, как по площади, так и по численности населения (рис. 1). Территории этих высоко урбанизированных регионов являются крупными узлами национальных инфраструктур, концентрируют исключительную экономическую активность, обеспечивающую динамичное развитие своих стран.
Для корректности сравнительной оценки таких разнообразных урбанизированных регионов выбраны территории радиусом 60 км от центра мегаполисов. Сопоставляя показатели трех регионов (табл. 1), можно отметить, что лидером по численности населения является Большой Лондон, который также имеет и максимальную плотность населения, однако по плот-
Таблица 1
Характеристики населения крупнейших столичных регионов Западной Европы в радиусе 60 км от центра городского ядра [4]
100
Регионы Иль-де-Франс Большой Лондон Берлин— Бранденбург
Население
Численность населения, млн чел. Плотность населения, чел./км2 Плотность населения на урбанизированной территории, чел./км2 11,9 984 4115 13,0 1148 3663 4,7 414 2976
Таблица 2
Показатели территориального баланса крупнейших столичных регионов Западной Европы в радиусе 60 км от центра городского ядра [4]
Регионы Иль-де-Франс Большой Лондон Берлин— Бранденбург
Доля застроенных и замощенных поверхностей, % 22 25 13
Доля озелененных и рекреационных пространств, % 25 11 40
Доля лесных и природных территорий, % 2 6 2
Доля сельскохозяйственных территорий, % 50 56 42
Доля водных поверхностей, % 1 2 3
ности населения на урбанизированной территории первенство занимает регион Иль-де-Франс. Минимальные показатели численности и плотности населения имеет Берлинский столичный регион.
Анализируя структуру территориально -го баланса этих регионов (табл. 2), видно, что Берлин—Бранденбург имеет самую высокую долю озелененных и рекреационных пространств и наименьшую долю застроенных и замощенных поверхностей, а Большой Лондон и Иль-де-Франс отличаются высоким процентом застроенности и замощенности территории — 25 и 22 % соответственно, но при этом для этих регионов характерна большая доля сельскохозяйственный угодий: в Лондоне — 56 %, в Париже — 50 %. В отличие от Московского региона рассматриваемые европейские столичные регионы имеют невысокий процент лесных и природных л андшафтов (от 2 до 6 %).
Анализ стратегических направлений развития европейских урбанизированных регионов
Большой Лондон состоит из 32 округов и Лондонского Сити, площадь которого составляет 1,572 тыс. км2, с населением 8,9 млн человек.
Территориальное планирование осуществляется для всего Большого Лондона, который включает центральную городскую зону наибольшей активности, внутренний и внешний районы Лондонской агломерации [5]. Основополагающим документом является Лондонский план (или План мэра) — это стратегический документ, излагающий комплексное видение социальной, экономической и экологической составляющих для будущего развития Лондона с перспективой на 15—20 лет [6]. Документ актуализируется каждые 5 лет. Глобальная цель — сделать Лондон
более привлекательным городом, озеленить его и благоустроить, избавить общество от дискриминации и различных лишений. Стратегическое территориальное развитие Большого Лондона обеспечивает управление структурой землепользования, которая является в наибольшей мере связанной с усовершенствованиями инфраструктуры, особенно транспорта. Лондонский план отвечает за общегородской контекст, в пределах которого отдельные округа должны формировать свою планировочную политику.
Неотъемлемой ч астью вопросов по развитию округов и районов Лондона является экологическая оценка качества воздуха и шумовой ситуации, как от внешних, так и от внутренних источников, и должна учитываться на ранних стадиях процесса проектирования. В документе обращается внимание на необходимость выявления потенциальных рисков, которые повышают концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или уровни шума в случае неудачно расположенных источников загрязнения, неправильно спланированных улиц по типу уличных каньонов и т. д.
Ключевое внимание в Лондонском плане уделено сокращению выбросов парниковых газов. Установлено, что на долю жилого сектора и мест приложения труда мегаполиса приходится примерно 78 % выбросов парниковых газов. Лондон хочет достичь своей цели стать городом с нулевым уровнем выбросов углерода уже к 2050 году, поэтому его новое развитие должно соответствовать сокращению выбросов парниковых газов. Основными принципами являются следующие: 1) будьте бережливыми: потребляйте меньше энергии; 2) будьте чистыми: используйте местные энергетические ресурсы (такие как вторичное тепло) и поставляйте энер-
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
п
а л
X
ТЗ
О
03 ^
а
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
101
О
IX
X с
X
X
ф
с
ф
и о
X
X ^
и
ф
и
о ^
О ^
X
о
о
т
I-
и
Ф
IX
о
I-
и о а
о ^
102
Рис. 2. 10 индикаторов здоровых улиц [6]
гию эффективно и чисто; 3) будьте экологичными: увеличивайте возможности для использования возобновляемых источников энергии путем производства, хранения и использования возобновляемых местных источников энергии; 4) будьте внимательными: контролируйте, проверяйте и сообщайте об энергетических показателях [6].
Как известно, экологические факторы оказывают влияние на то, как люди себя чувствуют в городской среде. В Лондонском плане декларируется направление «Здоровые улицы», которое базируется на 10 приоритетных показателях (рис. 2). Планируется, что к 2041 году все лондонцы каждый день смогут совершать как минимум 20 минут активных путешествий, необходимых для поддержания хорошего здоровья, и 80 % всех передвижений в Лондоне будут совершаться пешком, на велосипеде или на общественном транспорте.
Более того, предусматривается освобождение улиц города как от движущегося, так и припаркованного транспорта. Ключевая цель — сделать улицы более зелеными и комфортными, а городское пространство использовать более эффективно. Оптимизация уличных пространств радикально изменит повседневный образ жизни горожан и поможет создать лучший город для всех категорий населения.
В Лондонском плане рассматривается чрезвычайно актуальная проблема современных мегаполисов, а именно управление тепловым риском. Большой Лондон
ставит две ключевые задачи — сократить эффект городского острова тепла и исключить перегрев отдельных кварталов и зданий. Эффект городского острова тепла вызван обширной застроенной территорией агломерации, поглощающей и удерживающей тепло днем и ночью, что приводит к тому, что некоторые части Лондона на несколько градусов теплее, чем пригороды [7]. Это представляет угрозу в самые жаркие дни года, так как дневная температура может превышать 30 °С и не опускаться ночью ниже, чем 18 °С. Эти обстоятельства могут привести к тому, что многие люди будут страдать от жары или не смогут заснуть, а для людей с определенными заболеваниями и из групп «риска» (в т. ч. дети и пожилые л ондонцы) последствия могут быть более серьезными.
Направления по развитию Большого Лондона должны сводить к минимуму неблагоприятное воздействие городского острова тепла за счет корректного проектирования, планировки территории, ориентации зданий и внедрения зеленой инфраструктуры. Предложена следующая иерархия систем охлаждения: 1) уменьшать количество тепла, поступающего в здание, за счет его ориентации, наличия затенения, использования материалов с высоким альбедо, за счет вентиляции, изоляции и развития зеленой инфраструктуры, которая обеспечивает эффективное затенение поверхностей стен и крыш, а также испарение; 2) минимизировать внутреннее тепловыделение за счет энергоэффективной конструкции зданий; 3) управлять теплом внутри здания с помощью свободной планировки и высоких потолков; 4) обеспечивать пассивную вентиляцию; 5) обеспечивать механическую вентиляцию; 6) применять активные системы охлаждения.
Лондон должен использовать природные ресурсы как можно более эффективно, увеличить объемы их переработки и более серьезно подойти к проблеме, связанной с образованием отходов и ухудшением состояния окружающей среды, чтобы стать достойным подражания и жизнеспособным городом. С ростом урбанизированной территории эти проблемы становятся все более актуальными. Мэр Лондона обращает особое внимание на проблему переработки отходов и планирует тесно сотрудничать с органами влас-
ти, в чьей компетенции находятся вопросы обращения с отходами, в том числе с Агентством по окружающей среде, а также предпринимателями, чтобы достичь максимальных уровней повторного использования твердых коммунальных отходов (ТКО). Приоритетом является развитие экономики замкнутого цикла.
Согласно Лондонскому законодательству все отходы должны быть переработаны в административных границах территории, где они были произведены, в данном случае имеется в виду территория Лондонского столичного региона. Поэтому основные усилия направлены на развитие экономики замкнутого цикла и решение проблемы максимальной переработки отходов. Согласно Лондонскому плану, предусматривается увеличить долю перерабатываемых отходов свыше 65 % общего объема отходов д о 2030 года. А к 2026 году добиться того, чтобы на свалках не было биоразлагаемых или перерабатываемых отходов. В части «пространственной стратегии» по управлению отходами предусматривается следующее: сохранять все существующие места переработки ТКО; требовать максимального уровня переработки отходов во всех новых сферах деятельности; убедиться, что применяются самые лучшие в этой сфере подходы; обеспечить перевозку отходов по воде или на железнодорожном транспорте из тех районов, где они не могут быть переработаны на месте [6].
Лондонский план формулирует цели и задачи по сохранению и развитию системы открытых пространств — Metropolitan Open Land (MOL). Зеленый пояс Лондона, система региональных парков и городских незастроенных территорий формируют сеть открытых пространств. Мэр решительно поддерживает охрану Зеленого пояса Лондона, который в настоящее время занимает 22 % площади Большого Лондона и выполняет множество полезных функций для урбанизированной территории, таких как борьба с эффектом городского острова тепла, выращивание продуктов питания и предоставление места для отдыха. Он также обеспечивает жизненно важную функцию сдерживания дальнейшего расширения застройки.
Незастроенные территории лондонской агломерации включают в себя парки, усадьбы, леса, аграрные земли, поля и
кладбища. Места общественного назначения, такие как площади, веранды и скверы, являются открытыми пространствами локального уровня и формируют систему открытых территорий города. Именно они в значительной степени обеспечивают здоровье и качество жизни городского населения. Незастроенным территориям предоставляется тот же статус и защита, что и землям Зеленого пояса. Любые предлагаемые изменения существующих границ MOL должны сопровождаться подробными доказательствами, демонстрирующими наличие исключительных обстоятельств, соответствующих требованиям национальной политики. Все типы открытых пространств, независимо от их функции, ценны своей способностью соединять лондонцев с природными пространствами на уровне района. Связь через сеть открытых пространств особенно важна, поскольку она предоставляет возможности для пеших и велосипедных прогулок. Отмечается, что природные и озелененные территории особенно важны для поддержания коридоров дикой природы [6].
Роль открытых пространств Лондона повышается вместе с его развитием мега-города. Около 40 % территории Большого Лондона занято озелененными общественными пространствами. Существует классификация, определяющая их иерархию, функции, размер и радиусы доступности до д омов. Самое маленькое открытое пространство — «карманный парк» (pocket park) с площадью менее 4000 кв. м, и радиусом шаговой доступности до жилой застройки менее 400 м, самое крупное — региональный парк (площадью более 400 га и радиусом доступности на общественном транспорте 3—8 км).
Мэр города призывает учитывать чрезвычайную ценность открытых пространств любых категорий и бережно относиться к ним. Особо подчеркивается, что существующее на сегодняшний день низкое качество обслуживания отдельных участков не должно служить причиной их застройки. Создание новых открытых пространств, особенно с древесными насаждениями, имеет важное значение для достижения цели Лондонского плана по озеленению более 50 % территории Лондона к 2050 году. Кроме того, мэр хочет увеличить полог деревьев в Лондоне на 10 % к 2050 году [6].
тз о и
о
Г) -I
тз
о
-I
Ф
о-
Г> -I 03
о
п
0
1 X
тз
о
03
О
с CD
О-
Г> X
X н
0
Г) CD
CD
1 I
У i
-I
О оз
103
О
IX
X с
X
X
ф
^
ф
и о
X
X ^
и
ф
и
о ^
т
О
СР
X
X
о
о
т
I-
и
Ф
IX
о
СР
I-
и о а о
104
Максимальное озеленение города и создание зеленых открытых пространств обеспечивает лондонцам привлекательные места для отдыха и игр, а также помогают сделать город более красивым, устойчивым к последствиям изменения климата. Ландшафтный дизайн и озеленение городских территорий должны быть спроектированы таким образом, чтобы экологически улучшить и, где это возможно, соединить существующие парки и открытые пространства в единый природно-рекреа-ционный каркас.
Столичный регион Берлин—Бранденбург охватывает площадь 2,888 тыс. км2, где проживают почти 4,7 млн человек. Берлин как самый крупный город Германии, с населением в 3,67 млн ч еловек, занимает территорию 891,9 км2 и включает 23 административных округа [8].
Следует отметить, что в настоящее время федеральные земли Берлин и Бранденбург не объединены в единую административную единицу с населением около 6 млн человек. Принципы и цели пространственной организации территории для всего региона Берлин—Бранденбург сформулированы в совместной Программе территориального развития. Начиная с 2007 года Берлин и Бранденбург стабильно движутся от неофициального сотрудничества в сторону официальных партнерских отношений. На сегодняшний д ень для формирования этих отношений подписано уже более 20 правовых договоров и иных соглашений.
Управление совместного территориального планирования земель Берлин и Бранденбург разрабатывает политику в области землепользования и развития транс -порта в рамках региона в целом, а соответствующие управления планирования в Берлине и Бранденбурге действуют в соответствии с этой политикой. Базовые требования и ключевые аспекты, касающиеся территориального развития столичного региона Берлин—Бранденбург следующие: конструктивный подход к разработке режима землепользования; формирование нового механизма регионального сотрудничества в общеевропейском контексте; стимулирование экономического роста и внедрение инноваций; организация работы коммунальных служб и оптимизация инфраструктуры в рамках региона в целом с учетом основных аспектов
развития региона; сохранение открытых пространств и охрана природных ресурсов; рациональный подход к развитию культурного ландшафта; комплексное развитие городских территорий.
Согласно Концепции градостроительного развития на период до 2030 года Берлин — мегаполис с огромным неиспользованным земельным ресурсом [9]. По сравнению с другими крупными европейскими городами Берлин обладает большим количеством потенциальных м ест для развития как внутри города, так и на его окраинах.
Берлин находится на верном пути к тому, чтобы стать климатически нейтральным городом уже к 2030 году. Переход на возобновляемые источники энергии, осуществляемый в тесном сотрудничестве между землями Берлином и Бранден-бургом, в основном завершен. Стабильное энергоснабжение гарантирует высокий уровень надежности электроснабжения, прежде всего, благодаря сети энергоэффективных технологий, основанных преимущественно на возобновляемых источниках энергии [7]. В Берлине имеется набор инструментов для измерения и прогнозирования влияния изменения климата, что систематически применяется при городском планировании и застройке зданий. Это повысило устойчивость города к изменению климата и защиту здоровья людей. Также произошли видимые и ощутимые изменения в ресурсосберегающей мобильности, при этом доля видов транспорта явно смещается в сторону экомо-бильности (пешком, на велосипеде или с использованием общественного транспорта), кроме того, были достигнуты большие успехи по внедрению электромобилей. Изменение климата и переход к чистой энергетике требуют технических инноваций и активизации усилий, особенно в области дальнейшего расширения общественного транспорта и железнодорожной инфраструктуры.
К концу 2024 года правительства Берлина и Бранденбурга договорились разработать «Водную стратегию для столичного региона до 2050 года», чтобы регулировать использование все более д ефицитных водных ресурсов.
Берлинская агломерация — это не только компактный город, но также и урбанизированная территория с различны-
ми поселениями и ландшафтами. Поэтому концепция стратегического развития города на период до 2030 года касается и городской периферии, и сопредельных сельских местностей и, в частности, пригородных зон, где сосредоточены крупные жилые образования с преобладанием домов на одну семью. Немецкие планировщики считают, что природные и культурные ландшафты столичного региона Берлин—Бранденбург и их потенциал для развития рекреации и досуга играют особую роль в перспективном развитии региона даже в сравнении с не менее важной экологической функцией. В данном документе подчеркивается, что продолжающаяся субурбанизация пригородов должна быть ограничена, а развитие несвойственных функций, например, строительство крупных торговых центров в пригородной зоне должно быть предотвращено [9].
Перспективное развитие Берлина на период до 2030 года предполагает, прежде всего, обеспечение целостности городской окружающей среды. В течение долгого времени проблемы, касающиеся использования земель, загрязнения воздуха, качества питьевой воды, обращения с отходами, использования энергии и проблемы шумового дискомфорта, решались в пользу строительной деятельности и экономического развития. Анализ опыта территориального планирования в городе Берлине на основе Плана использования территории, Ландшафтной программы, которые дополняются Стратегией развития Берлина до 2030 года, показал, что задачи рационального использования территории города и его окружения становятся более важными, чем ранее. Город развивается в соответствии с экологическими приоритетами и учитывает необходимость комплексного планирования системы мероприятий для города Берлина и земли Бран-денбург.
Регион Иль-де-Франс. Для отечественной градостроительной практики наибольший интерес представляет французский опыт, где законодательно закреплено доминирование экологических приоритетов во всех без исключения документах территориального планирования, вне зависимости от типа и размера территориальной единицы, для которой они разрабатываются [10]. Во Франции в документах территориального планирования должны
быть отражены пять фундаментальных принципов: балансов (равновесия), обновления городов, экономного управления земельными ресурсами, социального разнообразия и охраны окружающей среды.
В Градостроительном кодексе Франции из восьми блоков заявленных целей территориального планирования более половины имеют экологическую направленность [11], включая: контроль за городским развитием, экономное использование природных территорий, сохранение районов сельскохозяйственной и лесной деятельности, охрану ценных объектов окружающей среды и природных ландшафтов; улучшение энергетических показателей, уменьшение автомобильного передвижения и развитие альтернативных видов транспорта; предотвращение предсказуемых природных и технологических рисков, защиту окружающей среды и л анд-шафтов, сохранение качества воздуха, воды, почвы и недр, природных ресурсов, биоразнообразия, экосистем, зеленых насаждений, а также создание, сохранение и восстановление экологической «непрерывности»; борьбу с изменением климата и адаптацию к этим изменениям, сокращение выбросов парниковых газов, экономию ископаемого топлива, контроль энергопотребления и производство энергии из возобновляемых источников [12].
Государственным советом Франции в декабре 2013 года была принята 6-я Генеральная схема развития Иль-де-Франс на период до 2030 года (8БШР 2030). В соответствии с Градостроительным кодексом Франции БОМБ относится к специально -му документу планирования, который определяет стратегию пространственной организации столичного региона, включая управление городским и демографическим ростом и использование пространства с учетом обеспечения его международного влияния. В ней указываются основные направления перспективного развития для сглаживания пространственных, социальных и экономических различий в регионе, координации всех видов передвижений и сохранения сельских и природных территорий в целях обеспечения условий для устойчивого развития региона. Генеральная схема определяет стратегию обустройства территории региона в целом на 20 лет, выделяя ключевые приоритеты [13].
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
п
а л
X
ТЗ
О
03 ^
а
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
105
О
IX
X с
X
X
ф
^
ф
и о
X
X ^
и
ф
и
о ^
т
О
СР
X
X
о
о
т
I-
и
Ф
IX
о
СР
I-
и о а о
106
Эта схема определяет назначения различных частей территории, мероприятия по защите и улучшению окружающей среды, местоположение основных видов транспортной инфраструктуры и крупных объектов обслуживания. Она указывает направления расширения городских территорий, а также укрупненные зоны размещения объектов промышленного, ремесленного, сельскохозяйственного, лесного и туристического назначения. БОМБ обеспечивает согласованность отраслевых государственных политик различных компетентных участников и взаимодействие временных и пространственных аспектов планирования. Согласно Генеральной схеме численность населения в регионе к 2030 году ожидается на уровне 12,4—13,4 млн человек, планируется создание более 600 тыс. новых мест приложения труда. Среди главных целей в д ейс-твующей Генеральной схеме были определены не только обеспечение населения социальным жильем (1,5 млн социальных квартир до 2030 года, т. е. строительство 70 тыс. квартир в год и доведение до 30 % доли социального жилья в регионе), развитие общественного транспорта (строительство нового автоматического метро протяженностью более 150 км с 57-ю новыми вокзалами) и стимулирование экономической активности и роста занятости, но и сохранение природных ресурсов и обеспечение качества окружающей среды.
В ответ на социальные, экономические и экологические проблемы основополагающими принципами устойчивого развития региона до 2030 года были заявлены: полицентризм, связь городского планирования и развитие общественного транспорта с целью ограничения использования личных транспортных средств, более интенсивное использование городского пространства, социальная интеграция и разнообразие услуг, контроль за использованием пространства для защиты сельскохозяйственных, природных и лесистых территорий. Приведенная в Генсхеме оценка состояния окружающей среды обосновывала варианты развития региона, направленные на создание благоприятных условий жизни населения и снижение эффектов негативного воздействия на окружающую среду [13].
Обеспечение устойчивого развития региона требует контроля за реализацией
Генсхемы с использованием пространственных, количественных и качественных данных. Законодательно через пять лет после утверждения схемы, т. е. в 2019 году, должен был быть подготовлен первый материал по оценке реализации предложений схемы. С 2015 года Градостроительный кодекс Франции предписывает, что за 6 месяцев д о истечения ш ести л ет после даты утверждения Генеральной схемы региона Иль-де-Франс Региональному совету представляется отчет о ее реализации, а после обсуждения этого отчета Региональный совет принимает решение о ее сохранении, частичной модификации, полном пересмотре или отмены [10, 13].
Регион Иль-де-Франс постановлением от 17 ноября 2021 года инициировал пересмотр БОМБ 2030, утвержденной 27 декабря 2013 года, с целью усиления ее экологической направленности, сохраняя при этом экономическую привлекательность и потенциал столичного региона, не имеющего аналогов на Европейском континенте. Таким образом, разработка ББИР-Епукопшеп1а1 (ББИР-Е) на период до 2040 года означает подготовку обновленного документа регионального планирования, которой отвечает социальным, экономическим и территориальным требованиям региона Иль-де-Франс, в то же время интегрируя в свои решения по планированию неотложные проблемы окружающей среды [4]. В условиях неопределенности БВЯШ-Е намечает коллективный курс, который необходимо выбрать для решения поставленных задач при построении устойчивого региона Иль-де-Франс, где качество жизни является центральной проблемой. Трансформация модели регионального развития основана на д вух сквозных принципах: умеренности (трезвости) и полицентризме (формирование 27 центров и 112 полярностей, поощрение экономического развития за пределами Парижа для создания 20-минутного региона), а также на пяти тематических приоритетах: окружающая среда, управление ресурсами, экономическое развитие, мобильность и условия жизни.
Сдерживание изменения климата и адаптация к нему, поддержка биоразнообразия и защита ресурсов — все это императивы, которые требуют большей «трезвости» в планировании столичного региона. Комплекс целей по сохранению и за-
щите природных, сельскохозяйственных и лесных пространств направлен на повышение региональной устойчивости, позволяя природным экосистемам восстанавливать ценные функциональные возможности для противодействия последствиям изменения климата и уменьшая зависимость региона от невозобновляемых ресурсов. Задача становится еще сложнее, поскольку регион должен строить 70 тысяч единиц жилья в год в соответствии с законом Большого Парижа, создавать инфраструктуры, необходимые для зеленого энергетического перехода и экономики замкнутого цикла, чтобы способствовать достижению углеродной нейтральности к 2050 году, а также проводить реиндустри-ализацию, чтобы повысить свою устойчивость и суверенитет.
Летом 2023 года была одобрена первая редакция ББИР-Е 2040 для дальнейшего рассмотрения, ожидается, что Региональный совет примет вторую окончательную редакцию ББКЛР-Е 2040 уже л е-том 2024 года [4].
Новая редакция Генсхемы опирается на положения Национальной низкоуглеродной стратегии Франции, пересмотренной в 2018—2019 годы и направленной на достижение углеродной нейтральности к 2050 году. В представленной редакции ББИР-Е 2040 учтены требования специального закона от 22 августа 2021 года о борьбе с изменением климата и повышении устойчивости к его последствиям, направленные на обеспечение существенного снижения уровня «искусственности почв» в регионе в ближайшее д есятилетие. Перечень общих целей, применимых к градостроительным документам, был дополнен «борьбой с трансформацией земель с ц елью предотвращения ч истой искусственности в долгосрочной перспективе». В 2021—2031 годы планируется уменьшить в три раза площади ежегодного изъятия естественных сельскохозяйственных и лесных земель для застройки (с 1315 до 560 га/год), что обязательно приведет к существенному уменьшению «запечатан -ности почв» по сравнению с предыдущим десятилетием.
Для региона Иль-де-Франс характерна очень высокая плотность застройки города Парижа и большая доля природных, сельскохозяйственных и лесных территорий, занимающих более трех четвертей
его территории, на остальной территории региона. Эти природные, сельскохозяйственные и лесные территории подвергаются сильному давлению урбанизации, которое необходимо контролировать в поисках баланса между потребностями регионального развития и сохранением биоразнообразия и природных и сельскохозяйственных ресурсов. Регион уже страдает от последствий изменения климата. Крайне важно объединить усилия для снижения уязвимости территории к природным рискам, эпизодам сильной жары и риску для водных ресурсов. Эти факторы требуют увеличения места для природы в городе, а также общую адаптацию застройки для большей устойчивости региона.
В качестве основных приоритетов столичного региона остается повышение его устойчивости к потеплению климата, увеличение д оли открытых пространств в густонаселенных городах до 30 % и обеспечение всех жителей региона Иль-де-Франс озелененными территориями в 10-минутной пешеходной д оступности. Для охраны водных ресурсов планируется восстановление 400 км коренных берегов (береговой линии), сохранение водно-болотных угодий, а также мероприятия по адаптации к риску наводнений.
Особое внимание уделяется Зеленому поясу и сельским районам региона Иль-де-Франс. Усиление сети этих открытых пространств рассматривается как опора зеленой и синей инфраструктуры, поддержка водно-зеленого каркаса столичного региона.
В новой редакции Генсхемы картографические материалы представлены тремя картами в масштабе 1:150 000, которые дополняют друг друга: 1) карта генерального планирования «Управление городским развитием»; 2) новая экономическая карта «Развитие регионального производственного суверенитета»; 3) новая экологическая карта «Природа в центре регионального проекта» [4].
Экологические приоритеты закреплены и в требованиях к составу Местных градостроительных планов (PLU), где теперь большое внимание уделяется развитию не только зеленого каркаса, но и сохранению водной сети и аграрных ландшафтов [10, 13].
Примером такой экологизации территориального планирования на уровне муни-
тз о m
о г>
-I
ТЗ
о s
-I
CD
О-
Г> -I 03
о
п
0
1 S
тз
о
03
О
п CD
О-
Г> S
X н
0
Г) CD
CD
1 I
У
I -I
О оз
107
m
О
IX
X с
X X
CD С CD U О
X
X
s ^
и
CD U
О ^
m
О ¡^
S X
о
о
m
I-
U
CD
IX
О
I-
и о а о
ципальных образований является последняя редакция Местного градостроительного плана Парижа, одобренная в 2019 году. В обновленном плане зафиксированы четыре политических лозунга-задачи:
1) доступ к жилью для всех;
2) биоразнообразие и природа в городе;
3) энергетический переход и адаптация территории к изменениям климата;
4) качество жизни и привлекательность. В качестве ключевых экологических
показателей в данном документе были выбраны следующие:
• количество открытых зеленых пространств (в единицах) и их площадь (га);
• площадь охраняемых зеленых территорий (га);
• сеть велодорожек (км);
• объем коммунальных отходов (тонн в день) и
• количество центров утилизации отходов (в единицах).
Заключение
Отличительными особенностями современного этапа урбанизации являются образование крупных урбанизированных регионов и комплексное управление процессами городского и пригородного развития. Во всем мире признано, что экологические вопросы занимают центральное место при выборе стратегий устойчивого развития урбанизированных территорий, а недоучет экологических факторов приводит к непростительным ошибкам. Американский ученый Ричард Т. Т. Форман в своей книге «Городские регионы — экология и планирование вне города» приводит такие слова: «Земля — наш капитал и наследие. Природа — вдохновение, наш дом. Все требует заботы. Так добавьте планирование и экологию как мудрость для будущего природы, нашего будущего» [14].
Выбранные для анализа примеры лучших практик экологизации систем страте-
гического планирования крупнейших европейских зарубежных мегаполисов позволяют сделать следующие выводы:
1. Базовые принципы устойчивого развития территории, экологические цели и задачи территориального планирования четко зафиксированы законодательно в основных правовых актах.
2. Экологические приоритеты доминируют во всех документах стратегического и территориального планирования. Экологические требования к составу документов и обязательная экологическая оценка проектов программ и схем, юридически закрепленные еще с 2000 года, находят свое отражение в стратегических документах и в системе индикативных показателей.
3. Стратегические цели городского планирования обычно включают улучшение экологической обстановки (адаптация к климатическим вызовам, снижение загрязнения воздуха и уровней шума, уменьшение выбросов парниковых газов, сохранение биологического разнообразия и охрана водных объектов, экономия энергии и бережное отношение к ресурсам).
4. В большинстве документов территориального планирования представлено «обоснование выбора» подготовленных предложений, как соответствие заявленным экологическим целям и задачам развития территории.
5. Основными экологическими показателями являются: экономное потребление земельных ресурсов, ограничение расползания урбанизированных территорий, обеспечение равновесия между городским развитием и охраной сельских и природных территорий за счет уплотнения существующих застроенных земель, сокращение ежегодного потребления сельскохозяйственных, лесных и природных территорий для нужд нового строительства в сфере экономики, жилья, транспорта и др.
108
Библиографический список
1. Nearly half of City GDP at Risk of Disruption from Nature Loss, New Report Finds. World Economic Forum. — URL: https://www.weforum. org/press/2022/01/biodivercities-initiative-set-to-transform-glo-bal-urban-infrastruc- ture-by-2030, дата доступа 10.10.2023.
2. Urban Development. The World Bank. — URL: https://www.worldbank.org/en/topic/urbandevelop-ment/overview, дата доступа 10.10.2023.
3. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division World Urbanization Prospects: The 2018 Revision (ST/ESA/SER.A/420). — New York: United Nations, 2019. — 21 p.
4. Arrêt du projet de schéma directeur de la région ÎLE-DE-FRANCE environnemental ou SDRIF-E. — URL: https://www.gauchecom.fr/wp-content/uploads/2023/06/CR2023-028RAP.pdf, дата доступа 10.10.2023.
5. Кузьмин А. В., Ткаченко Л. Я. Особенности территориального планирования Большого Лондона и региона Иль-де-Франс // Academia. Apxитeктуpa u cтpoительство. — 2012. — № 2. — С. 68—72.
6. The London Plan 2021. — URL: https://www.london.gov.uk/programmes-strategies/planning/london-plan/the-london-plan-2021-online/, дата доступа 10.10.2023.
7. Ивашкина И. В., Ли М. Ю. Климатические вызовы: лучшие мировые практики успешных городов // Архитектура и строительство России. — 2023. — № 2 (246). — С. 60—64.
8. Daten und Fakten zur Hauptstadtregion. — URL: https://www.berlin-brandenburg.de/hauptstadtregion-berlin-brandenburg/daten-und-fakten-zur-hauptstadtregion/, дата доступа 10.10.2023.
9. Urban Development Concept Berlin 2030. — URL: http://www.stadtentwicklung.berlin.de, дата доступа 10.10.2023.
10. Кузьмин А. В., Ткаченко Л. Я. Москва — Париж: параллели и перпендикуляры территориального планирования // Academia. Apxитeктуpa u cтpoительство. — 2020. — № 1. — C. 85—96.
11. Code de l'urbanisme. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT-000006074075&dateTexte=20180411, дата доступа 10.10.2023.
12. Ивашкина И. В., Ткаченко Л. Я. Стратегическое планирование в регионе Иль-де-Франс // Экономика мегаполисов и регионов. — 2009. — № 5 (29). Октябрь. — С. 30—35.
13. Ткаченко Л. Я. Совершенствование системы стратегического территориального планирования во Франции // Градостроительство. — 2021. — № 1 (71). — С. 1—7.
14. Richard T., Forman T. Urban Regions: Ecology and Planning Beyond the City. — New York: Cambridge University Press, 2008. — 408 p.
THE TERRITORIAL PLANNING ECOLOGIZATION OF URBANIZED REGIONS IN EUROPE: THE BEST FOREIGN PRACTICES
L. Y. Tkachenko, Ph. D. (Geographical Sciences), the director advisor, Scientific research institute of Moscow region urban planning, [email protected], Moscow, Russia,
I. V. Ivashkina, Ph. D. (Geographical Sciences), Head of the Sector, Institute of the General Plan of Moscow, [email protected], Moscow, Russia,
B. I. Kochurov, Dr. Habil. (Geographical Sciences), professor, Leading researcher at the Institute of geography of the Russian academy of sciences, [email protected], Moscow, Russia
Literature
1. Nearly half of City GDP at Risk of Disruption from Nature Loss, New Report Finds. World Economic Forum. URL: https://www.weforum. org/press/2022/01/biodivercities-initiative-set-to-transform-glo-bal-urban-infrastruc- ture-by-2030, access date 10.10.2023.
2. Urban Development. The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/urbandevelopment/ overview, access date 10.10.2023.
3. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division World Urbanization Prospects: The 2018 Revision (ST/ESA/SER.A/420). New York: United Nations, 2019. 21 p.
4. Arrêt du projet de schéma directeur de la région ÎLE-DE-FRANCE environnemental ou SDRIF-E. URL: https://www.gauchecom.fr/wp-content/uploads/2023/06/CR2023-028RAP.pdf, access date 10.10.2023.
5. Kuz'min A. V., Tkachenko L. Ya. Osobennosti territorial'nogo planirovaniya Bol'shogo Londona i regiona Il'-de-Frans [Features of the territorial planning of Greater London and the Ile-de-France region]. Academia. Architecture and construction. 2012. № 2. P. 68—72.
6. The London Plan 2021. URL: https://www.london.gov.uk/programmes-strategies/planning/london-plan/the-london-plan-2021-online/, access date 10.10.2023.
7. Ivashkina I. V., Li M. Yu. Klimaticheskie vyzovy: luchshie mirovye praktiki uspeshnyh gorodov [Climatic challenges: the best world practices of successful cities]. Architecture and construction of Russia. 2023. № 2 (246). P. 60—64.
8. Daten und Fakten zur Hauptstadtregion. URL: https://www.berlin-brandenburg.de/hauptstadtregion-berlin-brandenburg/daten-und-fakten-zur-hauptstadtregion/, access date10.10.2023.
9. Urban Development Concept Berlin 2030. URL: http://www.stadtentwicklung.berlin.de, access date10.10.2023.
10. Kuzmin A. V., Tkachenko L. Ya. Moskva—Parizh: paralleli i perpendikulyary territorial'nogo planirovaniya [Moscow—Paris: parallels and perpendiculars of territorial planning]. Academia. Architecture of the state. 2020. № 1. P. 85—96.
II. Code de l'urbanisme. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT-000006074075&dateTexte=20180411, access date10.10.2023.
12. Ivashkina I. V., Tkachenko L. Ya. Strategicheskoe planirovanie v regione Il'-de-Frans [Strategic planning in the Ile-de-France region]. The economy of megacities and regions. 2009. № 5 (29). P. 30—35.
13. Tkachenko L. Ya. Sovershenstvovanie sistemy strategicheskogo territorial'nogo planirovaniya vo Francii [Improving the system of strategic territorial planning in France]. Urban planning. 2021. № 1 (71). P. 1—7.
14. Richard T., Forman T. Urban Regions: Ecology and Planning Beyond the City. New York: Cambridge University Press, 2008. 408 p.
T3 Q m О г> -i ТЗ
о s
-I
CD
O-
Г) -I 03
0
п
Q
1
s
ТЗ
0
03
Q
П CD
O-
Г) S
X н
Q
Г) CD
CD
1 I
У l
-I
О
03
109