Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕГО КУРСА ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «МЕХАНИКА»'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕГО КУРСА ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «МЕХАНИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИЗИКА / МЕХАНИКА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВЫХЛОПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинский Алексей Юрьевич

Преодоление экологического кризиса во многом зависит от уровня экологической грамотности общества. Для реализации многопредметной модели экологического образования экологическую составляющую необходимо внедрять в каждый предмет учебного заведения. В данной статье указывается на отсутствие взаимосвязи материала классических учебников по общей физике, преподаваемой в вузах, с экологическим образованием. Предложен ряд тем раздела «Механика» курса общей физики, которые могут преподаваться студентам с экологической составляющей. Даны методические рекомендации для экологизации темы «Силы трения». Опыт преподавания автора у студентов педагогического вуза - будущих учителей физики позволяет сделать вывод о положительном влиянии такого подхода как на экологическое сознание, так и на уровень освоения изучаемых физических тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинский Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION OF THE GENERAL COURSE OF PHYSICS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY ON THE EXAMPLE OF THE SECTION "MECHANICS"

Overcoming the ecological crisis largely depends on the level of environmental awareness of the society. To implement a multi-subject model of environmental education, the environmental component must be introduced into each subject of an educational institution. This article points out the lack of relationship between the material of classical textbooks on general physics taught in universities and environmental education. A number of topics of the "Mechanics" section of the general physics course are proposed, which can be taught to students with an environmental component. Methodological recommendations for the ecologization of the topic "Friction Forces" are given. The author's experience of teaching students of a pedagogical university - future teachers of physics, allows us to conclude that this approach has a positive impact both on environmental consciousness and on the level of mastering the studied physical topics.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕГО КУРСА ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «МЕХАНИКА»»

Литература:

1. Васильева, О.Н. Профессиограмма специалиста в области «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельности», «Прикладная информатика в области географии», «Филология» / О.Н. Васильева // Наука и современность. - 2011. - № 13-1. - С. 216-223.

2. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

4. Назмутдинов, В.Я. Компетентностный подход в обучении / В.Я. Назмутдинов, Г.Р. Юсупова // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - № 1. - С. 181-185.

5. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

Педагогика

УДК 378

доктор физико-математических наук, доцент Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕГО КУРСА ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА

«МЕХАНИКА»

Аннотация. Преодоление экологического кризиса во многом зависит от уровня экологической грамотности общества. Для реализации многопредметной модели экологического образования экологическую составляющую необходимо внедрять в каждый предмет учебного заведения. В данной статье указывается на отсутствие взаимосвязи материала классических учебников по общей физике, преподаваемой в вузах, с экологическим образованием. Предложен ряд тем раздела «Механика» курса общей физики, которые могут преподаваться студентам с экологической составляющей. Даны методические рекомендации для экологизации темы «Силы трения». Опыт преподавания автора у студентов педагогического вуза - будущих учителей физики позволяет сделать вывод о положительном влиянии такого подхода как на экологическое сознание, так и на уровень освоения изучаемых-физических тем.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая грамотность, педагогический университет, физика, механика, автомобильные выхлопы.

Annotation. Overcoming the ecological crisis largely depends on the level of environmental awareness of the society. To implement a multi-subject model of environmental education, the environmental component must be introduced into each subject of an educational institution. This article points out the lack of relationship between the material of classical textbooks on general physics taught in universities and environmental education. A number of topics of the "Mechanics" section of the general physics course are proposed, which can be taught to students with an environmental component. Methodological recommendations for the ecologization of the topic "Friction Forces" are given. The author's experience of teaching students of a pedagogical university -future teachers of physics, allows us to conclude that this approach has a positive impact both on environmental consciousness and on the level of mastering the studied physical topics.

Key words: environmental education, environmental literacy, pedagogical university, physics, mechanics, automobile exhaust.

Введение. Сохранение окружающей среды, уменьшение негативного на нее воздействия на сегодняшний день приобрели первостепенное значение. Стало очевидно, что преодолеть экологический кризис, используя только технические средства, уже невозможно. Человечеству необходимо создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. Формировать у людей экологическую грамотность необходимо, начиная со школьного возраста. Эта задача во многом лежит на плечах учителей-предметников средних школ, поскольку именно в школьные годы закладываются основы экологической грамотности. Формирование у обучающихся экологической грамотности должно осуществляться при изучении большинства школьных предметов, а не только, например, биологии или обществознания (многопредметная модель экологического образования [1]).

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день остро стоит вопрос о формировании экологического сознания в первую очередь у будущих учителей средних школ - студентов педагогических вузов. Опыт преподавания автора статьи в педагогическом вузе позволяет сделать вывод о крайне слабой взаимосвязи общего курса физики с экологическим образованием. Несмотря на то что одной из основных задач физики является объяснение явлений и процессов, университетские курсы зачастую носят лишь теоретический характер и не фокусируются на экологическом образовании, либо вовсе его не затрагивают. Хотя для этого, по мнению автора, есть множество возможностей. Помимо прочего экологический подход к образованию способствует развитию познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла [2].

Экологизация процесса обучения физике различными авторами рассматривалась в свете проведения лабораторных работ [3], выполнения проектной деятельности [4] и решения задач [5] с экологическим содержанием. В [6] было показано, что включение в образовательный процесс педагогического вуза лабораторных работ по общему курсу физики с экологическим содержанием позволяет повысить уровень экологической подготовки будущих учителей физики.

В данной статье проводится анализ основных учебников по общей физике для студентов вузов для установления взаимосвязи общего курса физики, преподаваемого в том числе в педагогических университетах, с экологическим образованием. Цель статьи - выявить наиболее подходящие темы общего курса физики раздела «Механика», которые могут быть освещены студентам педагогических вузов с экологической составляющей, а также предложить варианты для экологизации данных тем.

Методы: анализ научно-методической литературы по теме и нормативных документов, опрос.

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ раздела «Механика» курса общей физики авторов Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. [7] Трофимова Т.И. [8], Сивухин Д.В. [9] и Савельев И.В. [10] не выявил наличие в них экологической составляющей. В тексте этих учебников не найдено совпадений при поиске слов и словосочетаний экологического характера. Указанные выше курсы общей физики были выбраны для рассмотрения по следующим причинам: первый курс [7] создан специально для педагогических университетов, а остальные [8-10] являются одними из самых популярных среди преподавателей и студентов вузов. Учитывая, что курс общей физики в педагогических университетах имеет меньшее количество зачетных единиц, по сравнению с классическими, это делает экологизацию курса

физики более проблематичной. Однако, как будет показано ниже на примере раздела «Механика», изучать определенные темы, внедряя вопросы экологии, представляется возможным.

Будем ориентироваться на учебник Трофимовой Т.И. [8]. Курс «Механика» этого учебника содержит 7 глав: «Элементы кинематики», «Динамика материальной точки и поступательного движения твердого тела», «Работа и энергия», «Механика твердого тела», «Тяготение. Элементы теории поля», «Элементы механики жидкостей», «Элементы специальной (частной) теории относительности». Вопрос поиска экологической составляющей для преподавания указанных глав довольно сложный и во многом определяется опытом и воображением преподавателя. При этом достаточно только в отдельные темы добавлять информацию с экологической составляющей во избежание потери главной цели курса физики -ознакомление студентов с основными законами физики и возможностями их применения при решении задач, возникающих в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Исходя из личного опыта преподавания автора, в разделе «Механика» наиболее подходящими для экологизации можно выделить следующие темы: «Силы трения» и «Уравнение движения тела переменной массы» из главы «Динамика материальной точки и поступательного движения твердого тела», «Энергия, работа, мощность» из главы «Работа и энергия», «Движение тел в жидкостях и газах» из главы «Элементы механики жидкостей».

В качестве примера рассмотрим возможную экологическую составляющую при преподавании темы «Силы трения». В начале студентам необходимо дать определение силы трения и рассмотреть основные ее виды. Затем акцентировать внимание на существование в природе и технике сухого и вязкого трения, которые удобно рассмотреть на примере работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Поскольку вязкое трение всегда значительно меньше сухого, для увеличения срока службы ДВС в него добавляют масло. При этом трение не становится равно нулю, и металлические части во время работы двигателя подвергаются износу. Образующиеся в результате трения металлические частицы вместе с выхлопными газами выбрасываются в атмосферу. Металлические частицы также образуются при сгорании топлива и масла, поскольку они содержат различные виды присадок.

Как было показано в работах [11-13], вклад автомобильных выхлопов в экологическое загрязнение атмосферы современных городов достигает от 75 до 90%. Проведенные исследования размеров частиц и их фазового состава выхлопов автомобилей указывает на существование в выхлопах частиц микронных и нанометровых размеров [14]. Так, результаты исследования твердых частиц, содержащихся в выхлопных газах автомобилей с пробегом более 100 000 км, указывают на преобладание сажевых, силикатных и металлосодержащих (Бе, РЬ, Сг, Sr) образований [15]. На рисунке микрочастицы из выхлопных газов автомобиля с двигателем объемом 2.0 литра, работающего на бензине. В последние годы активно ведутся исследования влияния микро и наночастиц на биологические организмы Например, в [16] показано, что наноматериалы проявляют отрицательное экологическое действие на клеточном уровне.

Рисунок 1

Авторский опыт преподавания некоторых тем общего курса физики с экологическим содержанием позволяет сделать вывод об усилении интереса студентов к курсу физики, а также о более глубоком усвоении данных тем. Повысить эффективность экологического материала можно с применением в учебном процессе различных форм обучения: проблемное изложение материала, эвристическая беседа, проблемные задачи и т.д.

Выводы. Таким образом, в статье показано, что наиболее часто используемые учебники по общему курсу физики вуза не содержат в себе экологического аспекта. Предложены темы, которые могут преподаваться с экологической составляющей студентам педагогического вуза - будущим учителям физики. Опыт преподавания автором экологизированных физических тем позволяет сделать вывод о более глубоком их усвоении студентами.

Литература:

1. Дроздова, М.В. Экологическое образование - основа экологического благополучия / М.В. Дроздова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1-3 (6). - С. 127-130.

2. Андрющенко, В.А. Развитие познавательного интереса учащихся средней школы в условиях экологизации процесса обучения физике: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Андрющенко Владимир Александрович. - Челябинск. 2010. - 221 с.

3. Андрющенко, В.А. Школьный физический эксперимент при формировании экологических понятий / В.А. Андрющенко // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20). - С. 197-200.

4. Шишелова, Т.И. Проектный метод формирования экологической компетентнсти студентов вуза (на примере изучения курса физики) / Т.И. Шишелова, Н.П. Коновалов // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27614 (дата обращения: 29.07.2022).

5. Образцов, П.И. Методика разработки задач по физике экологическом направленности с целью формирования общенаучных компетенций обучающихся / П.И. Образцов, Н.В. Будашева, О.А. Старостина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2 (75). - С. 288-291.

6. Виноградова, Н.Б. Лабораторные работы с экологическим содержанием в практикуме по общей физике педагогического вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Б. Виноградова Наталия Борисовна. - Москва, 2002. - 235 с.

7. Гершензон, Е.М. Механика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.М. Гершензон, Н.Н. Малов, А.Н. Мансуров. - Академия, 2001. - 384 с.

8. Трофимова, Т.И. Курс физики. / Т.И. Трофимова. - Академия, 2018. - 560 с.

9. Сивухин, Д.В. Общий курс физики. В 5-ти томах. Том 1. Механика. / Д.В. Сивухин. - Физматлит, 2022. - 560 с.

10. Савельев, И.В. Курс общей физики. В 5 томах. Том 1. Механика / И.В. Савельев. - Лань, 2021. - 340 с.

11. Kam, W. On-road emission factors of PM pollutants for light-duty vehicles (LDVs) based on urban street driving conditions / W. Kam, J.W. Liacos, J.J. Schauer [et. all] // Atmospheric Environment. - 2012. - V. 61. - P. 378-386.

12. Kleeman, M.J. Lubricating Oil and Fuel Contributions To Particulate Matter Emissions from Light-Duty Gasoline and Heavy-Duty Diesel Vehicles / M.J. Kleeman, S.G. Riddle, M.A. Robert, C.A. Jakober // Environ. Sci. Technol. - 2008. - V. 42. -P. 235-242.

13. Huang, H. On-road emissions of fine particles and associated chemical components from motor vehicles in Wuhan, China / H. Huang, J. Zhang, H. Hu [et. all] // Environmental Research. - 2022. - V. 210. - 112900.

14. Голохваст, К.С. Вещественный анализ атмосферных взвесей города Благовещенска / К.С. Голохваст, Т.Н. Чапленко, И.Э. Памирский // Экология человека. - 2014. - №04. - С. 16-21.

15. Голохваст, К.С. Исследование качественного состава твердых частиц выхлопов ДВС автомобилей с пробегом более 100 000 км / К.С. Голохваст, В.В. Чернышев // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2014. - ОВ4. -С. 241-250.

16. Pikula, K.S. Toxicity of Carbon, Silicon, and Metal-Based Nanoparticles to Sea Urchin Strongylocentrotus Intermedius / K.S. Pikula, A.M. Zakharenko, V.V. Chaika [et. all] // Nanomaterials. - 2020. - V. 10. - 1825.

Педагогика

УДК 811.161

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Милованова Ольга Викторовна

Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАНЦЕВ

Аннотация. Система обучения должна работать на гармоничном взаимодействии методики и содержании обучения. Проблема восприятия иностранными курсантами русского языка является одной из ведущих в системе высшего образования. Процесс работы над художественным текстом способен влиять на восприятие русского языка иностранцами. Этот вид работы может содержать проблемные вопросы, игровые ситуации. На разных этапах обучения русскому языку могут использоваться различные тексты. Фольклорные тексты можно использовать в фонетической работе с обучающимися, в обучении их говорению и пониманию речи. Эффект обучению придают скороговорки, чистоговорки и другие фольклорные жанры. В качестве чистоговорок нами применяются стихотворения детских поэтов. Живя в Санкт-Петербурге, иностранцы имеют возможность «погружаться» в русскую культуру. Художественные произведения о Санкт-Петербурге, о военных традициях России решают не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Ключевые слова: работа над художественным текстом, скороговорки, чистоговорки, «погружение» в русскую культуру, воспитательная работа.

Annotation. The process of teaching should combine the harmonious interaction of the methodology and the content of training. The problem of perception of the Russian language by foreign cadets is one of the leading ones in the system of higher education. The process of working on a literary text can influence the foreignersperception of the Russian language. This type of work may include some issues, containing different problems, and situations at play. The different kinds of texts can be used at the different stages of teaching the Russian language. Folklore texts can be used at training phonetic, speaking and understanding speech. Tongue twisters, clean speech exercises and other folklore genres give a good effect in the process of teaching language. Poems by children's poets are used as clean speech exercises. While living in St. Petersburg, foreigners have the opportunity to "immerse themselves" in Russian culture. Literary works about St. Petersburg, about the military traditions of Russia solve not only educational, but also upbringing tasks.

Key words: work on a text, tongue twisters, clean speech exercises, immersion in culture, educational work.

Введение. Система обучения русскому языку как иностранному должна работать на гармоничном взаимодействии методики и содержании обучения. Следуя традициям обучения, эта система, как отмечается в методике преподавания РКИ [10, С. 167], является совместной деятельностью преподавателя и учащегося. Чтобы данный вид деятельности был эффективным, предлагаем активнее использовать в преподавании русского языка как иностранного возможности работы с художественным текстом. Процесс работы над художественным текстом может быть интересным и увлекательным, если преподаватель использует проблемные вопросы, игровые ситуации, если вопросы преподавателя ориентированы на познание иностранными учащимися русского языка в контексте самостоятельного анализа текста.

Изложение основного материала статьи. Проблема восприятия иностранными курсантами русского языка является одной из ведущих в системе высшего образования, так как уровень их владения русским языком определяют как успешность в овладении профессиональными знаниями, так и степень адаптации в рамках российской культуры. На разных этапах обучения русскому языку могут использоваться различные фольклорные тексты и тексты художественной литературы.

Фольклорные источники, как мы ранее писали [5, С. 190], соединяют образцы высокого народного искусства и педагогические способы воздействия на учащихся. Их можно использовать в фонетической работе с обучающимися, в обучении их говорению и пониманию устной и письменной речи. Фонетическая работа с иностранными обучающимися может способствовать влиянию на национальные особенности учащихся, которые определяющих возможности произносить звуки русского языка. Не только на начальном этапе обучения русскому языку, но и в дальнейшем (в зависимости от проблем иностранных учащихся) преподаватель может использовать в своей работе скороговорки, чистоговорки и другие фольклорные жанры. Назовем некоторые используемые нами виды деятельности: проговаривание текста; работа над лексикой скороговорки (чистоговорки), ее грамматическими и синтаксическими особенностями; заучивание ее наизусть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.