Научная статья на тему 'Экологизация как процесс достижения устойчивого развития'

Экологизация как процесс достижения устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1776
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / GREENING / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / GREENING OF LEGISLATION / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / GREENING OF ECONOMY / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREENING OF PRODUC TION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абанина Елена Николаевна

Введение: в современной юридической, экономической, технической литературе, в законодательстве достаточно часто употребляется термин «экологизация». Ис пользуется он в различных значениях, отличаются его содержание, признаки, методы. Цель: рассмотреть понятие «экологизации» на основе анализа научной литературы с учетом положений экологического законодательства; выявить признаки, особен ности экологизации в различных направлениях, предложить модельное определение экологизации. Методологическая основа: использовались методы анализа и синте за, а также аргументация, обобщение, аналогия. Результаты: аргументировано авторское определение категории «экологизация» с учетом положений науки и законодательства. Выводы: экологизация представляет собой процесс внедрения систем правовых, экономических, управленческих и других решений, позволяющих обеспечивать неистощимое, непрерывное использование возобновляемых и рацио нальное использование невозобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей настоящего времени, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENING AS A PROCESS OF ACHIEVING SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Background: in modern legal, economic, technical literature, as well as in the legislation the term “greening” is rather often used. This term is used in various meanings, the differ ence is in its features, its content and methods. Objective: the author of the article intends to consider the concept of the term “greening” based on the analysis of scientific literature taking into account provisions of ecological and other legislation, to identify the signs, the features of “greening” in various directions, to suggest a model definition of the term “green ing” and to analyze the categories of “greening of legislation”, “greening of production”. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: method of analysis and synthesis, reasoning, generalization and method of comparison. Results: the article suggests the author’s definition of the category “greening”. The author arrived to the definition taking into account references to science and the legislation. Conclusions: greening is the process of introducing legal, economic, managerial and other solutions to ensure the inexhaustible, continuous use of renewable and sustainable use of non-renewable natural resources to satisfy present-day needs, without the damage to the possibility of future generations to meet their own needs.

Текст научной работы на тему «Экологизация как процесс достижения устойчивого развития»

УДК 349.6

Е.Н. Абанина

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Введение: в современной юридической, экономической, технической литературе, в законодательстве достаточно часто употребляется термин «экологизация». Используется он в различных значениях, отличаются его содержание, признаки, методы. Цель: рассмотреть понятие «экологизации» на основе анализа научной литературы с учетом положений экологического законодательства; выявить признаки, особенности экологизации в различных направлениях, предложить модельное определение экологизации. Методологическая основа: использовались методы анализа и синтеза, а также аргументация, обобщение, аналогия. Результаты: аргументировано авторское определение категории «экологизация» с учетом положений науки и законодательства. Выводы: экологизация представляет собой процесс внедрения систем правовых, экономических, управленческих и других решений, позволяющих обеспечивать неистощимое, непрерывное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей настоящего времени, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Ключевые слова: экологизация, экологизация законодательства, экологизация экономики, экологизация производства, устойчивое развитие.

E.N. Abanina

GREENING AS A PROCESS OF ACHIEVING SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Background: in modern legal, economic, technical literature, as well as in the legislation the term "greening" is rather often used. This term is used in various meanings, the difference is in its features, its content and methods. Objective: the author of the article intends to consider the concept of the term "greening" based on the analysis of scientific literature taking into account provisions of ecological and other legislation, to identify the signs, the features of "greening" in various directions, to suggest a model definition of the term "greening" and to analyze the categories of "greening of legislation", "greening of production". Methodology: in doing the research the following methods of study were used: method of analysis and synthesis, reasoning, generalization and method of comparison. Results: the article suggests the author's definition of the category "greening". The author arrived to the definition taking into account references to science and the legislation. Conclusions: greening is the process of introducing legal, economic, managerial and other solutions to ensure the inexhaustible, continuous use of renewable and sustainable use of non-renewable natural resources to satisfy present-day needs, without the damage to the possibility of future generations to meet their own needs.

Key-words: greening, greening of legislation, greening of economy, greening of production, sustainable development.

© Абанина Елена Николаевна, 2018

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); elena-abanina@yandex.ru © Abanina Elena Nikolaevna, 2018

Сandidate of Law, Associate professor of Land and Ecological Law department (Saratov state Law Academy) 201

Концепция устойчивого развития после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) стала основой построения экологического законодательства, а принцип устойчивого развития — принципом экологического права. По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как процесс развития, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения, при этом не ставится под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. 25 сентября 2015 г. по итогам саммита ООН была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г., содержащая цели в области устойчивого развития. Среди 17 целей некоторые носят экологический характер. Так, государства — члены ООН признали, что социальное и экономическое развитие государств напрямую связано с рациональным использованием природных ресурсов. Поэтому в качестве цели постановили следующее: осуществлять рациональное использование и охрану водных ресурсов и объектов, лесов, земель, животный и растительный мир, а также минимизировать негативное влияние вредных веществ на окружающую среду, в т.ч. посредством экологически продуманного регулирования и безопасного использования химических веществ, сокращения и рециркуляции отходов и более эффективного использования водных и энергетических ресурсов1.

Достижение указанных целей возможно посредством применения специальных мер, которые в совокупности составляют процесс экологизации. Сам термин «экологизация» активно используется в законодательстве и в научной литературе (юридической, технической, экономической и др.). В общем виде экологизация представляет собой применение экологического подхода ко всем без исключения явлениям, фактам, событиям, процессам и функциям в жизнедеятельности общества. Это «проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, доминирование экологических интересов над экономическими запросами, приоритетный учет экологических императивов в содержании правовых норм, дополнение и обогащение их природоохранным элементом» [1, с. 556].

В большинстве юридических работ экологизация рассматривается как экологизация законодательства [2, 3]. Например, экологизация нормативно-правовых актов — внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта [4, с. 95]; экологизация законодательства — включение экологических требований в законодательные и иные правовые акты (гражданского, административного, аграрного и другого законодательства) [5, с. 407]; экологизация — метод экологического права, нацеленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды [6, с. 29]; экологизация законодательства — потенциально прогрессивный процесс, направленный изначально на совершенствование правового механизма природопользования и охраны окружающей среды [7]; экологизация законодательства о налогах и сборах — целенаправленная деятельность законодателя по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, ориентированная на наполнение его норм специальными положениями, способствующими бережному использованию природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в т.ч. путем налоговых стимулов, включая предоставление налоговых льгот [8].

1 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 25 сентября 2015 г. A/RES/70/1. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.10.2017).

По мнению некоторых ученых, термин экологизация является нетрадиционным для юридической науки [9], термин более применим для использования в сфере экономической и хозяйственной деятельности (производство, общественное сознание, знание, образование и др.) [7].

В конкретных видах экономической и хозяйственной деятельности термину «экологизация» присущи определенные цели, задачи, функции, признаки. Рассмотрим на примере внедрения процесса экологизации в хозяйственную деятельность регионов, где с учетом природных, социальных и экономических факторов экологизация становится не просто формально провозглашенным принципом-вектором развития, а реальной необходимостью внедрения экологических императивов в экономику.

Цель экологизации хозяйственной деятельности — удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологизация хозяйственной деятельности заключается в процессе снижения негативного воздействия на окружающую среду2 (снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, ресурсоемкости работ, образования отходов производства3); сокращения уровней воздействия на окружающую среду в процессе производства и жизнедеятельности людей всех антропогенных источников, находящихся на соответствующей территории4.

Установление требований по снижению негативного воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности имеет идеологическую основу, ключевой категорией которой выступает «экологический императив». Понятие «экологический императив» разработал и ввел в науку Н.Н. Моисеев. Известны два определения экологического императива, предложенные Н.Н. Моисеевым:

1) «та граница допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» [10, с. 8];

2) «совокупность тех ограничений в активной деятельности людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества самыми катастрофическими последствиями» [11, с. 120].

Экологический императив — это требование к деятельности человека, связанной с использованием природы, которое следует соблюдать в целях недопущения неблагоприятных экологических последствий. Несмотря на философское происхождение категории «императив», его смысл созвучен воспринятой экологическим правом идеи устойчивого развития «sustainable development» — развития, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, и не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности [12,

2 См.: Постановление Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 г. № 420-П «Об ) утверждении стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года» 2 (в ред. от 5 декабря 2016 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2012. № 25. £3

3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2014 г. № 1099-р «Об утверждении про- ю граммы развития угольной промышленности России на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 27, ст. 3786.

4 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2010. № 50, ст. 6748. 203

с. 56-72], развития, не оказывающее негативного воздействия на окружающую среду.

Задачи экологизации хозяйственной деятельности состоят в следующем:

минимизации негативных экологических последствий;

предотвращении негативных экологических последствий.

Экологизация хозяйственной деятельности может проводиться следующими субъектами:

1) самими субъектами хозяйственной деятельности:

а) совершенствование (модернизация) производства, направленная на внедрение ресурсосберегающих технологий и снижение энерго- и материалоемкости, реконструкция существующих систем улавливания загрязняющих веществ на промышленных предприятиях, модернизация существующих систем очистки сточных вод и др.);

б) внедрение новых технологий (наилучших доступных технологий, новых технологий по вторичному использованию промышленных и бытовых отходов в производстве, разработка новейших систем оборотного и бессточного систем водоснабжения на предприятиях, использование практики «нулевых отходов» и др.);

2) государством в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти:

а) управленческие решения (организация и проведение государственной экологической экспертизы; организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры);

б) правовые меры (установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды и планов поэтапного снижения загрязнения от промышленных объектов до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям; поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду);

в) экономические решения — меры стимулирования в отношении субъектов хозяйственной деятельности:

экономическое стимулирование посредством: предоставления налоговых льгот; предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду; выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов для юридических лиц, которые прекращают производство и использование озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и т.п. (ст. 17, 18.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29 июля 2017 г.)5);

экономическое стимулирование охраны водных объектов: при определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов (ст. 3 Водного кодекса РФ6);

экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством понижения размера платы за негативное

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2017. № 31, ч. I, ст. 4829.

6 См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 23, ст. 2381; 2017. № 31, ч. I, ст. 4829.

воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов и др. (ст. 24 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)7);

экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира и др. (ст. 54 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 3 июля 2016 г.)8).

Исходя из целей, задач, содержания экологизации, можно выделить следующие ее функции:

1) ценностная (побуждение каждого субъекта экологических отношений так вести свою деятельность, чтобы она соответствовала установленным экологическим ценностям, выраженным в экологическом законодательстве в качестве экологических принципов — научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды);

2) охранительная (устранение, вытеснение вредных общественных отношений посредством совершения определенных действий (процесса экологизации), что позволяет охранять и защищать правопорядок в области охраны окружающей среды, экологические права и свободы человека и гражданина, сохранять биологическое разнообразие, природные объекты, природные ресурсы и природную среду в целом);

3) воспитательная (разъяснение мотивов и целей установления государством требований экологизации, убеждения в их необходимости, предупреждения о возможных последствиях в случае нарушения таких требований; благодаря такому воздействию у субъектов хозяйственной деятельности формируется экологическое мировоззрение, развиваются экологическая культура, бережное отношение к природным богатствам России и мира; воспитываются чувства ответственности за состояние природных ресурсов, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии).

Степень эффективности процесса экологизации экономического развития можно определить по критериям эффективности, к которым относятся такие показатели экономической и хозяйственной деятельности, которые изменились после внедрения мер экологизации. Одним из критериев является снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (мерами экологизации являются: внедрение новых и реконструкция существующих систем улавливания загрязняющих веществ, совершенствование технологических процессов, введение в действие новых пы-легазоочистных установок и сооружений, ликвидация источников загрязнения). По изменению этого критерия можно судить о внедрении мер экологизации. Так, например, по данным регулярных наблюдений Росгидромета за период 2011-2015 гг., концентрации диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2017. № 1, ч. I, ст. 27.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17, ст. 1462; 2016. № 27, ч. I, ст. 4160. 205

оксида углерода снизились на 8-15%, бенз(а)пирена — на 35%, среднегодовые концентрации взвешенных веществ — на 11%, выбросы взвешенных веществ от стационарных источников за период 2010-2014 гг. — на 20,8%, среднегодовые концентрации диоксида серы за последние 5 лет — на 12%, суммарные выбросы от стационарных и передвижных источников за период 2010-2014 гг. — на 8,9%, суммарные выбросы от стационарных и передвижных источников за 2010-2014 гг. — на 10,8%9. ЯШШЯШШШ^^^ШЯШШШ^^ШШ^ШЯШШ

Также в системе мероприятий по экологизации закрепляется модернизация производства, ориентированная на сокращение и вторичное использование отходов. Критерием эффективности применения данного мероприятия может служить уровень использования (обезвреживания) отходов производства и потребления. Так, по данным Росприроднадзора, количество использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в целом по стране возросло с 1396 млн т в 2006 г. до 2685 млн т в 2015 г., т.е. почти в 2 раза. При этом уровень использования (обезвреживания) отходов производства и потребления по отношению к объему их образования повысился с 40% до 53%. В 2015 г., по сравнению с предыдущим годом, величина переработки отходов также возросла, причем как в абсолютном (с 2357 до 2685 млн т), так и относительном выражении (с 46% до 53%). Использование (обезвреживание) отходов в сельском, лесном и охотничьем хозяйствах выросло с 20 млн т в 2010 г. до 34 млн т в 2014 г. и 38 млн т в 2015 г. Уровень переработки составил соответственно 82%, 78% и 83%10.

Таким образом, принимая во внимание указанные нормы регионального законодательства и научные разработки, можно сделать следующий вывод: экологизация представляет собой процесс внедрения систем правовых, экономических, управленческих и других решений, позволяющих обеспечивать неистощимое, непрерывное использование возобновляемых и рациональное использование не-возобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей настоящего времени, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Библиографический список

1. КолонтаевскаяИ.Ф. Правовые и понятийные аспекты экологизации экономики // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения: материалы XIII Международной научной конференции: в 2 ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: Изд-во ЧОУ ВО «МУ им. Витте», 2017. Ч. 2. С. 555-562.

2. Бринчук М.М. Проблемы экологизации законодательства // Права человека и современное государственно-правовое развитие. М.: Институт государства и права РАН, 2007. С. 202-219.

3. Шамсутдинов Э.Р. Экологизация российского законодательства в контексте Концепции устойчивого развития // Юридический мир. 2008. № 1. С. 33-35.

4. Петров В.В. Экологическое право России: учебник. М.: Бек, 1995. 558 с.

5. Экология. Юридический энциклопедический словарь / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000. 448 с.

6. Экологическое право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт, 2005. 492 с.

9 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской

Федерации в 2015 году». М., 2016. URL: http://www.mnr.gov.ru/gosdoklad-eco-2015/air.html (дата обращения: 20.10.2017). 206 10 Там же.

7. Бринчук М.М. Теоретические проблемы экологизации законодательства: развитие идей О.С. Колбасова о концепции экологического права // Экологическое право. 2007. № 6. С. 16-21.

8. ЯлбулгановАА. Экологизация российского законодательства о налогах и сборах: к вопросу об экологических функциях налогового права // Реформы и право. 2014. № 4. С. 25-33.

9. Гумерова А.Р. Экологизация отраслей российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 149-154.

10. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (Эколого-политологический анализ). М.: МНЭПУ, 1994. 46 с.

11. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М.: ИздАТ, 1993. 192 с.

12. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития / под ред. М.М. Бринчука. М.: Формула права, 2008. 319 с.

References

1. Kolontaevskaya I.F. Legal and Conceptual Aspects of Ecologization of Economy // Ecological and Nature Protection Problems of Modern Society and Ways of Their Solution: materials of the XIII International scientific conference: in 2 parts / edited by A.V. Semenov, N.D. Malysheva, Yu.S. Rudenko. M.: publishing house of CHOW IN "MU named after Vitte", 2017. Part 2. 555-562 p.

2. Brinchuk M.M. Problems of Legislation Greening / / Human Rights and Modern State-legal Development. M.: Institute of state and law RAS, 2007. 202-219 p.

3. Shamsutdinov E.R. Ecologization of Russian Legislation in the Context of the Concept of Sustainable Development // Legal world. 2008. No. 1. 33-35 p.

4. Petrov V.V. Environmental Law of Russia: textbook. M.: Bek, 1995. 558 p.

5. Ecology. Legal Encyclopaedic Dictionary / edited by S. A. Bogolyubov. M.: Norma, е 2000. 448 p. и

6. Environmental Law: textbook / edited by S.A. Bogolyubov. M.: Yurayt, 2005. 492 p. а

7. Brinchuk M.M. Theoretical Problems of Ecologization of the Legislation: Develop- T

о

ment of Ideas of O.S. Kolbasov about the Concept of Ecological Law // Ecological law. к

2007. No. 6. Р. 16-21. о'

8. Yalbulganov A.A. Greening of the Russian legislation on Taxes and Fees: on the д Environmental Functions of Tax Law / / Reforms and law. 2014. No. 4. 25-33 p. с

9. Gumerova A.R. Ecologization of Branches of the Russian Legislation / / Journal of е Russian law. 2004. No. 12. 149-154 p. Й

10. Moiseev N.N. Modern Anthropogenesis and Civilizational Faults (Ecological and р political analysis). Moscow: MNEPU, 1994. 46 p. иди

11. Moiseev N.N. Ascent to Reason. M.: Izdat, 1993. 192 p. I

7 1 о

12. Vershilo N.D. Environmental-legal Foundations for Sustainable Development / ed. |

by M. M. Brinchuk. M.: Formula of law, 2008. 319 p. а

д

Ю U

2 )

2 О 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.