Научная статья на тему 'Экология творчества'

Экология творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1392
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малиновский Александр Владимирович

Сферой размышления в статье является «экология творчества», ориентированная на сознательное управление креативными процессами в различных сферах жизнедеятельности людей с целью их поддержания в состоянии динамического равновесия. Коренной признак творчества атмосфера духовности данной эпохи. Важнейшим двигателем творчества является здоровое, конструктивное сомнение, требующее аргументированных доказательств, глубоких и веских объяснений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sphere of reflection in the paper is "the ecology of creativity", focused on conscious management of creative processes in various spheres of human life activity, with the purpose of their maintenance in a condition of dynamic balance. The key sign of creativity is the atmosphere of spirituality of the given epoch. The major engine of creativity is healthy, constructive doubt demanding argued proofs, deep and weighty explanations.

Текст научной работы на тему «Экология творчества»

глазах, автор создает иллюзию спонтанного возникновения текста и кропотливо ее поддерживает самыми разнообразными средствами. Смысл этого приема очевиден: творение текста, в которое погружен и соучастником которого становится не только автор, но и читатель, это микромодель творения Культуры и шире - Текста Бытия.

Таким образом, постмодернистский художественный мир не только продуцирует очень гибкую, динамичную и на редкость толерантную образную модель культуры, но и, безусловно, формирует определенный художественный стиль мышления читателя и исследователя. В условиях, когда текст конструирует и художественную модель его восприятия, читатель-исследователь должен уметь этот текст читать, то есть обладать изощренной способностью воспринимать и интерпретировать живое биение культурных организмов. Как

УДК 155.4:574

ЭКОЛОГИЯ

Творчество - одно из интереснейших и сложнейших понятий, несмотря на кажущуюся очевидность несет в себе великое множество загадок.

Можно выделить виды творчества:

> научное;

^ производственно-техническое;

> изобразительное;

> организационно-организаторское;

> философское;

^ художественное и др.

Границы между этими видами весьма условны, подчас они переплетаются самым неожиданным, непредсказуемым образом.

Процессы творчества еще К.С. Станиславский считал высшей концентрацией духовных сил. В творчестве, на наш взгляд, следует отметить телеологические процессы, наиболее полно выражающие направленность и завершающие конечные цели самого творческого процесса.

отмечает Б. Гройс: «...стратегия, которую принято называть постмодернистской, состоит в сознательном отказе от ориентации на оригинальность и в дистанцированной и объективной работе с цитатами с целью выявления их знаковой природы» [4, с. 1]. Размывая грани между реальностью и текстом, постмодернистская эстетика предлагает прозревать в пугающем хаосе социума и истории живую, и, главное, нестрашную, понятную игру культурных знаков и кодов.

Библиографический список

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

2. Эко Умберто. Заметки на полях «Имени розы» // Имя розы. М., 1989.

3. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1.

4. Гройс Б. Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. № 10.

А.В. МАЛИНОВСКИЙ

ТВОРЧЕСТВА

В человеческом творчестве мы ясно обнаруживаем совокупность:

> знаний, компетентности;

> фантазии;

> предвидения;

> интуиции;

> гипотезы;

Сферой нашего интереса является «экология творчества», ориентированная на сознательное управление креативными процессами в различных сферах жизнедеятельности людей с целью их поддержания в состоянии динамического равновесия. Выделим системы внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека, т.е. по существу о мотивации его деятельности.

В процессе творчества его участники часто испытывают вполне объяснимые чувства амбивалентности, позволяющие

глубже анализировать сущность движения чувств и действий. Это движение близко к определению швейцарского психолога ХХ века Жана Пиаже, который считал, что «.прогресс знаний требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения». А по замечанию великого китайского философа Мэн-Цзы (IV в. до н.э.): «Учение имеет лишь одно назначение -отыскание утраченной природы человека».

Процесс творчества мы рассматриваем не столько как «отдельные прорывы» нового, но, прежде всего, как синтетическое продвижение по «широком фронту» постижения нового через заблуждения, сомнения, через тернии и препятствия.

Может быть, именно это имел в виду

А.С. Пушкин, гениально определив сложнейший процесс познания:

О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Главная задача видится в том, чтобы помочь человеку пробудить, развить и реализовать творческие задатки, которые присутствуют в каждом. Согласно амбивалентности эти задатки подавляются необходимостью адаптации к стандартным условиям и требованиям.

Творческие способности человека предполагают максимально полное раскрытие его индивидуальности через врожденные и приобретенные черты: одних из которых надо учитывать; другие - воспитывать; третьи - развивать в процессе творческой деятельности. Именно гармоничное сочетание, диалектическое соотношение этих черт способствует поступательному развитию творчества.

В этом контексте не менее важно выявить природу творчества, способность к нему, способы его развития. Безусловно, стремление к творчеству должно всячески стимулироваться, разумно направляться, учитывать интересы, гибко влияя как на «позитив», так и на нейтрализацию «негатива».

Творчество - высшая форма универсально понимаемой креативности, имма-

нетно присущая всем уровням иерархии бытия; сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку (синергетика) трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. У животных - это приспособление к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев.

К.А. Тимирязев считал, что процесс создания человеком разнообразных произведений искусства «в значительной степени сходен с процессом совершенствования в природе». В творческом процессе идет отбор жизнеспособного нового. В истории философии к субъектам творчества относили Бога (Платон, Г. Гегель, Н. Бердяев), Природу (Эпикур, Спиноза, Бергсон), Человека (Гельвеций, К. Маркс, Ж.П. Сартр).

В широком смысле творчество - одна из важнейших составляющих культуры, которая отражает изменения человека, его природы в ходе истории. Сама культура, являясь средством социализации человека, совершенствования его природы путем приобщения к общественному целому, делает его органичной частью этого целого.

Социализация личности идет через ее индивидуализацию во всех возможных ипостасях, обретение личностью не похожего на других своего «Я». Таким образом, социализация и индивидуализация есть две стороны единого культурного процесса.

По выражению Г. Гегеля, культура возвышает человека до общепринятых в мире норм. Как продукт творчества, культура совершенствует природу, обеспечивая ее рациональное использование. Культура

- это, прежде всего, деятельный подход в изучении системы общественных отношений, побудительных мотивов и условий ее реализации. В широком смысле под культурой мы понимаем уровень реализации социальных (сущностных) сил в продуктах материального и духовного производства в процессе творческой деятельности субъектов культуры (личность, социальная группа, общество).

Коренной признак творчества - атмосфера духовности данной эпохи. Форма культуры - это сгусток разума, достижений и проблем эпохи, облик человека-творца. Духовность является первой и главной предпосылкой социального творчества.

Немаловажную роль самореализации личности в процессе творчества играет мотивация. Академик А.Б. Мигдал выделил мотивы, побуждающие человека к научному творчеству. Он писал: «Есть люди, для которых стремление к самоутверждению представляет собой сильнейший стимул творческой активности, но в тех случаях, когда это стремление не обуздано безупречной добросовестностью, оно неизбежно превращается в погоню за эффектными результатами».

Наряду с созиданием природы важно уже сейчас добиваться природощадящих технологий, минимизации отходов и их негативного воздействия на биосферу. В этой связи одно из направлений технологий творчества видится нам в создании разумной цепочки, когда бы отходы одного производства стали сырьем для другого, а его отходы, в свою очередь, сырьем для третьего и т.д. Эта технологическая цепочка должна быть максимально оптимизированной. И это не фантазии, так как опыт многих стран убеждает, что подобная технология оправдана и дает огромный экономический и экологический эффект, значительно оздоравливает среду обитания. Именно здесь видится простор для рационализаторства, изобретательства, творческих поисков и оптимальных решений в технико-технологических, организационных, экономических и социальных задач уже сейчас - в начале XXI века.

Экология как «наука (учение) о доме» предполагает совершенствование отношений системы «человек - природа», гуманизацию, сбалансированность этих отношений. Сам процесс этой гуманизации ориентирует на активизацию социокультурных связей, их интегративность, научную глубину, т.е. по существу определяет творческий подход (поиск) в сфере главных социально-экологических отношений во

всем их многообразии. Экология творчества определяется нами как существеннейшая часть жизнедеятельности ее приоритетов, сущностных характеристик.

Здесь широчайшие и благодатнейшие возможности реализации творчества человека и в технике, и в технологии, и в материальном производстве, и в науке, и в духовной деятельности, удовлетворении творческих интересов и потребностей, жажды созидания, поиска сбалансированных отношений природосозидающих действий социологии совместной жизни человека и природы. Как заметил великий Гете: «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

Важнейшим двигателем творчества является здоровое, конструктивное сомнение, требующее аргументированных доказательств, глубоких и веских объяснений. Это стимулирует научную деятельность.

В творчестве человек изменяет, развивает себя, свои представления, формируется как целостная личность, соединяющая в себе и практическое, и духовнонравственное совершенствование. В процессе становления, развития и реализации творческих потенций происходит прирост знаний, вырабатываются навыки, формируются важнейшие представления о себе и окружающем мире.

В этой связи важно, чтобы общество сформировало определенный «социальный заказ», в ходе реализации которого обеспечивается творчески осмысленный, экологически целесообразный путь к достижению социально значимых целей. Именно поэтому творчество определяется нами как центральная парадигма мировоззрения общечеловеческой культуры. Экология творчества дает необыкновенно богатые возможности для практического и духовно-нравственного поиска, оптимизации социоприродных отношений.

Неслучайно в последние годы все более энергично и последовательно развивается социальная экология, формулирующая принцип сохранения структурных и функциональных свойств объектов лишь при определенных значениях параметров

внешней среды, условиях бытия вещей. Столь глубокий взгляд на экологическую проблематику, безусловно, стимулирует поиск оптимума главных отношений бытия - природы и общества в ходе их органичного единства и взаимообусловленности. Здесь конкретные вопросы устойчиводинамичного развития, богатейшее поле социоприродного творчества.

Всякий материальный объект существует в пространстве и времени. Изучая исторические, экологические условия существования вещей, мы достигаем полноты в описании картины бытия, комплексного видения социально-экологических проблем, формируем нацеленность творческого поиска их оснащения на ближайшую и отдаленную перспективу. Выживание и последующее позитивное развитие биосоциальных структур уже сегодня - в начале XXI века требует глубоких научнообоснованных социальных программ. Их разработка, составление, корректировка и реализация требуют творческого подхода, настоящей экологизации науки, всей жизнедеятельности общества, составляющих его структур, индивидов. Чем более активно ведутся поиски выхода из усложняющихся экологических проблем, чем более экологичным будет практическое и духовное творчество, тем более весомой будет реальная отдача от инвестиций в жизненно важную область социоприродных отношений.

Общественное развитие становится все более опасным для природы, если оно замыкается на себя, выступая как автономный, несвязанный никакими внешними условиями процесс. В конечном счете оно должно проявлять себя как процесс органически включенный в эволюцию биосферы, а в недалеком (очень хотелось бы) будущем, когда экологизация охватит все стороны общественной жизни как движущая сила этой эволюции. Понимаемое таким образом общественное развитие по самой своей сути должно стать экологически устойчивым экоразвитием.

Экология творчества должна уйти от призывов и лозунгов, а реально способствовать созданию здоровой среды:

> во имя природы;

> во имя человека;

> во имя будущего;

> во имя нынешнего и грядущих поколений.

Сегодня как никогда нужны не словесная трескотня, а конкретный созидательный труд, обогащенный высокими духовными целями. Нужен здоровый оптимизм, твердость и последовательность в реализации намеченного, уверенность в лучшем. Труд должен быть не самоотчуж-дением, а самоутверждением человеческой личности, наполненным творческим существом. Труд в рыночных отношениях должен стать не только стремлением к заработку и источником выживания, сколько глубокой внутренней потребностью.

Можно даже утверждать, что позитивное начало в творческом материальном и духовном труде по сути своей не может не быть экологически созидательным, жизнеутверждающим, высокогуманным по содержанию. Творчество - неодномерно «запрограммированный» путь восхождения, возникают и преграды, нередко неожиданные и даже коварные. Более того, как заметил современный российский поэт Игорь Губерман,

Творчеству полезны тупики,

Боли и бессилия ожог,

Разуму и страху вопреки Душу вынуждают на прыжок.

А знаменитый австрийский писатель прошлого века Стефан Цвейг считал, что «лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познавать себя, кто углубляет его творческое сознание». В социопри-родном движении нужна взвешенность, великое умение разумных компромиссов и полиативных решений.

Творчество, являясь открытой системой, готово к восприятию различных, альтернативных вариантов, далеко не всегда вписывающихся в однозначное представление. Поэтому оценка творчества - процесс сложный, подверженный историческим конъюнктурным факторам. Здесь нужна взвешенность и даже деликатность. Нельзя сбрасывать со счетов и неспецифические мотивы деятельности - стремление

к власти, ориентация на внешнее признание, славу, удовлетворение амбиций... Поэтому в мотивации творчества должно максимально учитываться все многообразие творческого процесса, его актуальность.

И еще об одном очень важном. Над современным миром нависает угроза формирования всеохватывающего рынка, где господствует право сильного, а значит, неизбежно усугубляются проблемы бедности, безработицы, резкой диспропорции в развитии различных стран, осложняется переход к экологически безопасным технологиям. Такая безрадостная перспектива беспокоит даже относительно благополучные страны. Так, недавно спикер парламента Швеции Б. Даль заявил, что рыночная экономика не сможет защитить интересы большинства людей и следующих поколений. Он считает, что нельзя основывать стратегию выживания человечества на сегодняшних технологиях и неолиберальной рыночной экономике.

Уместно привести и высказывание

В.В. Путина о том, что рыночный механизм даже в развитых (постиндустриальных) странах не обеспечивает решения стратегических задач природопользования, охраны природы и устойчивой экономической безопасности. Сама жизнь все явст-

веннее показывает привычное для «рыночного сознания» деление на «я», и остальное общество перестает быть актуальным. Конкурентная борьба постепенно перестает быть ведущим мотивом в деятельности человека, так как в кооперативных системах конкурентные связи атрофируются. Конкуренция заменяется сотрудничеством. Даже в развитых странах уменьшается стремление к максимальной прибыли. Кооперативные структуры, соглашение между ними способствуют созданию «интересов согласия», которые значительно гармонизируют социоприродные отношения.

Экологический фактор обретает сегодня заметную политическую окраску. Он становится все более объективной силой внутреннего побуждения и возрождения коллективных, кооперативных начал в хозяйственной деятельности. А для этого требуется социальные новации, подлинное народовластие, интеграция, самоуправление, взаимопомощь и взаимовыручка, сотрудничество. Как представляется

- экология творчества должна в решающей степени оптимизировать научно-практические исследования, способствовать общественному прогрессу и созиданию уже в начале XXI века.

УДК 1 В.В. ОСТАНИН

«ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ» И ВИШНУИТСКИЙ РЕНЕССАНС ХМ^П вв.

Игра является чрезвычайно важным аспектом человеческого существования, для многих это единственно возможная позиция в современном стремительно меняющемся мире. Классик провозгласил: «Вся наша жизнь - игра». Каково же ее прочтение? Нами играют, либо мы играем? Пассив или актив? Игровой фактор занимает особенное место и в процессе творчества: именно импровизация, игра зачастую порождает шедевр. В качестве одной из причин самоорганизации личности также

может и, наверное, должна выступать именно игровая ситуация. В западной цивилизации категория игры сравнительно недавно обратила на себя пристальное внимание многих исследователей. Игра, как движущая сила культуры, была тщательно проанализирована в труде Й. Хейзинга «Ното 1^ем» («Человек играющий»).

С другой стороны, мы можем заметить, что в лоне восточной культуры, индийской в особенности, категория игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.