Экология цифровизации: будущее страховой отрасли Китая
Чжан Сыюань
аспирант, кафедра управления рисками и страхования, Московского университета им. Ломоносова, clara9zhang@mail.ru
В статье анализируются и обобщаются развитие и перспективы экологии цифровизации страховой отрасли Китая. Основное внимание уделяется процессам андеррайтинга и урегулирования претензий страховой отрасли Китая в контексте цифровой трансформации индустрии, в том числе проектирование бизнес-процессов, изменения организационной структуры, плотность участников процессов, цифровые приложения и будущие тенденции интеграции экологии страхования. Облачные вычисления, большие данные, Интернет вещей и другие цифровые технологии реформируют основную цепочку создания стоимости страховой отрасли, степень цифровизации отрасли значительно возрастет, наступает эра цифровой экологии страхования. Цифровая экология является общей тенденцией будущего развития отрасли, но общая цифровая трансформация проходит длительные процессы, что требует совместных усилий и сотрудничества всех участников экологии цифровизации страховой отрасли.
Ключевые слова: экология страхования, страховой рынок Китая, цифровизация страхования, страховые технологии.
1. Цифровая экология страхования Китая
Процесс цифровизации страховой отрасли Китая можно разделить на две стадии. Первая стадия - эра «интернет-страхования» (1995-2010 гг.). В то время «цифровизация страхования» сводилась к понятию «интернет-страхование». Основной тенденцией цифровизации отрасли было проведение продаж продуктов через интернет-каналы. По мере проникновения цифровых технологий и трансформации операционных моделей в цепочки страховой индустрии, страхование Китая перешло от первой стадии «интернет-страхования» ко второй стадии «промышленность оживленная технологиями» (с 2011 г.). Промышленность оживленная технологиями, означает что интернет-каналы, облачные вычисления, большие данные, AI, блокчейн, ^ и другие цифровые технологии сильно изменяют ключевую цепочку создания стоимости отрасли страхования. В ключевую цепочку создания стоимости страхования входят пять процессов: дизайн продукта, маркетинг, андеррайтинг, урегулирование претензий и управление активами.
Таблица 1
Процесс и модель развития цифровизации страхового
рынка Китая
Бизнес-модель Представительные китайские компании
Интернет-страхование Страховые продажи осуществляются через интернет-каналы, такие как страховые платформы в электронной коммерции. Изменение в основном отражается в канале, а в дизайне страховых продуктов, во взаимодействии с клиентами и т. д. не виделось очевидных изменений. Cheche Group (ранний этап), Huize (ранний этап).
Цифровиза-ция андеррайтинга Ориентируясь на характеристиках пользователей Интернета, преобразуется дизайн страховых продуктов и процесс покупки клиентами полисов страхования. Обновленная инфраструктура опирается на цифровые технологии. Qingsongjituan, xiaobangguihua
Цифровиза-ция урегулирования претензий В настоящее время в основном отражается в решении некоторых проблем автоматизации процессов противодействия страховому мошенничеству с помощью цифровых технологий. Kaitaiming, Dataenligten.
Цифровая экология Построенные на цифровой инфраструктуре, появляются новые модели промышленных цепочек страхования и бизнес-модели. Ping An China, Lemonade
Составлена автором.
Цифровую экологию страхования можно обобщенно описать как сеть страховых компаний, сопутствующей инфраструктуры и потребителей, которые посредством взаимодействия создают комбинированные услуги и
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
M
о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
взаимную ценность. Страховщики, которые участвуют или сотрудничают с компаниями в этих цифровых экосистемах, получают возможность продавать целевые продукты сообществу клиентов на основе предпочтительного доступа. Так называемая «цифровая экология» не означает, что страховая отрасль перейдет на чисто онлайновые операции, поскольку самое страхование обладает значительными атрибутами консалтинга и обслуживания. Цифровизация не может полностью заменить человеческое взаимодействие и услуги. «Экология цифровизации» означает, что страховая индустрия должна использовать цифровые каналы и технологии для преобразования существующих форм взаимодействия между своими участниками, чтобы все звенья в процессах стали органической экологической сетью. Инновация экологии страхования включают в себя две категории: во-первых, новые сценарии, в которых спрос на страхование не удовлетворяется. Например, инновация в страховании возвратных грузов в сценарии электронной торговли. Во-вторых, преобразование существующих продуктов и сценариев с помощью цифровых технологий. Например, комбинация домов престарелых и пенсионных аннуитетов также может стать цифровой экологией в будущем.
Построение экологии цифровизации страхования требует не только участия страховых организаций в традиционном смысле, таких как страховые компании, брокерские компании и интернет-страховые платформы, но и участников сценария в отрасли, не связанной со страхованием. Например, экосистема медицинского страхования компании Ping An нуждается в Ping An Good Doctor - поставщике медицинских услуг, и в Ping An Healthcare Technology - поставщике данных и платежных решений. Кроме того, правительство всегда будет важным участником страховой экологии - само правительство является важным участником страховых отношений и покупателем страхования, таким как сельскохозяйственное страхование, и отношение надзора значительно повлияло на долгосрочный процесс построения экологии цифровизации страхования.
Конкретно можно посмотреть на три основные вида страхования - страхование жизни, страхование имущества и страхование здоровья: чем выше средняя премия за продукт, тем сложнее условия и ниже степень цифровизации. Степень цифровизации долгосрочного страхования жизни, что занимает большую долю страховых взносов, все еще довольно низка, и на рынке еще есть большое пространство для будущих изменений. В области страхования имущества и медицинского страхования, особенно андеррайтинга краткосрочных продуктов, степень цифровизации высока. Большинство игроков отрасли уже начали по цифровым каналам продавать продукты, выполнять клиентские операции и настраивать страховые продукты со сторонами сценариев и данных. Что касается процессов страхового бизнеса, самый низкий уровень цифровизации появляется на этапе урегулирования претензий и предоставления сервисных услуг, причина которого заключается в серьезной разрозненности между разными участниками процесса и плохой инфраструктуре.
2. Новые тенденции цифровизации в андеррайтинге
В андеррайтинге первая инновационная тенденция -новые сценарии и данные приносят инновации страховых продуктов, т. е. дизайны страховых продуктов специально адаптируются для конкретных сценариев или каналов. Сейчас на основе данных определяются сценарии и потребности клиентов, затем разрабатываются и объединяются продукты и через определенные каналы находят точный доступ к определённой группе клиентов. В конце интерактивно обновляют поколение продукта, основываясь на данных обратной связи продаж и обслуживания.
Рисунок 1. Участники цифровой экологии страхования. Сост. Авт.
Рисунок 2. Модель дизайна и обновления страховых продуктов нового поколения. Сост. Авт.
Можно видеть, что в модели проектирования страховых продуктов нового поколения есть тесная связь между дизайном, продажами, обслуживанием и обновлением поколения продуктов, что подчеркивает интеграцию дизайна продукта, каналов продаж и услуг. Разделение дизайна и продаж не происходит, но изменение заключается в том, что дизайн продукта больше не определяется только страховыми компаниями. Если сценарии страхования и каналов операции имеют данные о поведении клиентов и рисках, то их право голоса
будет сильнее, возможно даже при разработке продукта доминировать над дизайном продуктов. В Китае фактическое право ценообразования страхования доставки грузов не в руках страховых компаний, а на платформах электронной коммерции Taobao, JD.com, Dangdang. В будущем такая тенденция станет только более явной, каналы, которые имеют способность продаж, но лишены способности накопления данных клиентов и качества обслуживания, будут постепенно сокращены. Традиционные каналы, такие как агенты и банковское страхование, должны будут вкладывать больше средств в сбор и анализ данных.
Одна тенденция ясна: чрезмерно сложные страховые продукты будут уходить с исторической сцены, клиенты все более предпочитают простые страховые продукты. Поэтому комплексная схема защиты от рисков, состоящая из нескольких простых и единичных продуктов, заменит прошлые сложные продукты, тем самым снижая издержки решений клиентов о покупке. Кроме того, для относительно сложных продуктов, таких как аннуитеты и медицинское страхование, интеллектуальный страховой консультант, управляемый технологией NLP (Natural Language Processing), может уменьшить стоимость конфигурации программы. В Китае технологию NLP применяют для анализа содержания страхового полиса, чтобы помочь брокерам быстро понимать различные продукты. Но ее применение в процессе KYC (Know your customer) и сопоставление продуктов еще не достигло зрелости, и в будущем появятся большие возможности для изменений по мере развития технологии.
В будущем будет только два основных канала страховых продаж конечным клиентам: цифровая система продаж страховых компаний, в том числе цифровые платформы прямых продаж, сценарии сотрудничества с другими организациями и новые группы брокеров, поддерживаемые цифровыми технологиями. Во-вторых, компании с каналами доступа клиентов и с высокой квалификацией обслуживания, включая крупные технологические гиганты, которые контролируют различные типы цифровых порталов.
3. Цифровая экология урегулирования претензий
Услуги урегулирования страховых претензий подразделяются на две категории: до и после возникновения страхового случая. До наступления страхового случая предупреждение страховых претензий осуществляются управлением различными рисками, а после - выплатами, техническим обслуживанием, медицинскими услугами и т. п. В процессе урегулирования претензий появляются три тенденции в страховой отрасли Китая: во-первых, отсутствие в прошлом услуг по управлению рисками до возникновения страхового случая постепенно восполняется применением цифровой технологии loT; во-вторых, участники экологии урегулирования страховых претензий начали интегрироваться; в-третьих, получает развитие приложение больших данных к противодействию страховому мошенничеству.
Страхование, по сути, является услугой по управлению рисками. Однако, в отличие от развитой страховой экологии в Европе и США, китайская страховая отрасль в основном только концентрируется на процессе продажи продуктов и выплат после возникновения страхового случая, при этом эффективное участие со стороны службы управления рисками и обеспечения услуг практически отсутствует. И сейчас сама индустрия страны также стремится к трансформации, чтобы добавить
риск-консалтинг, управление рисками, техническое обслуживание, предоставление медицинских услуг и создание экологии урегулирования страховых претензий. В этом отношении цифровая технология IoT вносит значительные изменения. В области автострахования с распространением различного оборудования ADAS (Advanced Driver Assistant System) вероятность аварии значительно уменьшается; а в медицинском страховании аналогичные функции будут выполнять умные носимые устройства.
Урегулирование претензий страхования представляют собой очень сложную экологию с многосторонним участием. Например, основные роли экологии урегулирования претензий моторного страхования можно разделить на три части: выплаты, техобслуживание и обработка аварий, которые играли страховые компании, ремонтные организации и независимые организации оценки ущерба. Помимо этих участников, есть и другие участники, такие как поставщики услуг TPA (Third Party Administrator), производители и дистрибьюторы аксессуаров автомобилей, дорожно-спасательные службы и консультационные услуги для клиентов и т. д. В этой экологии степень отраслевой интеграции весьма ограничена, в ней не только проблемы строительства инфраструктуры, но и конфликты интересов между различными сторонами, в результате чего: с точки зрения обмена данными и интеграции компонентов экологии процесс урегулирования страховых претензий находится в «изоляции» - отсутствует эффективное взаимодействие с другими участниками экологии. Не редко встречаются негативный опыт обслуживания клиентов, крайне разобщенные стандарты обслуживания и мошенничество в страховании. Ситуация в медицинском страховании похожа на автострахование.
Цифровизация делает передачу информации между сторонами экологии более реальной и симметричной, что может повысить эффективность урегулирования претензий и снизить средние расходы на него. Предпосылкой небольшого изменения внутренних операционных процессов страховой компании является улучшение степени диджитализации каждого шага урегулирования претензий и сбора данных. В будущем идеальным процессом урегулирования цифровых претензий страхования имущества должен быть следующий: после возникновения страхового случая страхователь может сообщить об этом факте страховой компании через аккаунт сообщества в социальных сетях, приложение в телефоне или даже с помощью датчика, а после получения информации страховая компания сначала будет проводить проверки анти-мошенничества по внешним и внутренним данным клиента; затем с помощью больших данных и искусственного интеллекта определять оценку ущерба и разрабатывать проект обслуживания и выплат.
Помимо охвата клиентов, инвестиции в анти-мошенни-чество для страховых компаний имеют особую ценность. В Китае от 10 до 20% выплат по автострахованию и медицинскому страхованию связаны с мошенничеством. Защита от мошенничества претензий включает в себя только сбор и анализ внутренних и внешних данных и не касается интеграции бизнес-процессов. Это первое звено, которое страховые компании и различные поставщики услуг могут реализовать на пути построения и совершенствования экологии урегулирования претензий.
Тем не менее, противодействие мошенничеству в урегулировании убытков на первом этапе возникают
X X
о го А с.
X
го m
о
м о
M
о
о
CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
сложности, потому что отказ произвести страховую выплату требует обоснования, что не только касается источников данных и возможности анализа данных, но и способности понимать сценарии страхования. Например, для борьбы с мошенничеством автострахования необходимо понимать характеристики автомобиля, логику ремонта и соответствующие пункты урегулирования претензий в полисах; в области медицинского страхования необходимо понимать обычные методы лечения заболеваний, требуемые медикаменты, расходные материалы, - условия медицинского страхования и коммерческого страхования.
Сейчас в Китае обстановка страхового анти-мошен-ничества имеет разнообразный облик - в отрасль входят иностранные страховые компании, такие как CCCIS и Audatex; китайские поставщики данных и услуг по контролю рисков, такие как Kai Taiming и Leyo Health, стремительно растут; а лидирующие страховые компании, такие как PICC, также постепенно строят свою инфраструктуру в этом аспекте. В будущем бизнес по борьбе с мошенничеством будет постепенно концентрироваться на компаниях с наилучшими результатами уменьшения потерь, концентрация отрасли будет возрастать. Так - например, компания Verisk практически монополизировала услуги по обработке данных в области страхования имущества США, она не имеет сильных конкурентов в области анализа страховых данных и борьбы с мошенничеством. Такие компании - не только работают над защитой от мошенничества, но и проникают в смежные области на основе использования своих данных, такие как составление плана сервисного обслуживания и оценка технического обслуживания.
Выводы
Облачные вычисления, большие данные, IoT и другие цифровые технологии реформируют основную цепочку создания стоимости страховой отрасли, степень цифровизации отрасли значительно возрастет, наступает эра цифровой экологии страхования. Тенденция цифровизации андеррайтинга существенно влияет на появление новых моделей поведения клиентов. Дизайн страховых продуктов изменяется в первую очередь, в результате этого сложные продукты постепенно уходят с рынка; тенденция к систематизации дизайна продуктов, каналов продажи, а также услуг значительно возросла. В будущем страховые продажи будут осуществляться через только два типа каналов: цифровую систему продаж страховых компаний и компании с каналами доступа клиентов и способностями обслуживания. Технология loT имеет широкие перспективы в применении урегулирования страховых претензий. С одной стороны, она может снизить вероятность риска, с другой стороны, она также является лучшим помощником управления рисками и обслуживания. Появляется бизнес по противодействию мошенничеству, основанный на больших данных, и ожидается, что провайдеры услуг, работающие в медицинских, высокотехнологических и других определенных сферах, постепенно станут главными участниками цифровой экологии страхования. Но этот процесс зависит не только от цифровизации, важно также согласовать интересы всех сторон. Цифровая экология является общей тенденцией будущего развития отрасли, но общая цифровая трансформация проходит длительные процессы, что требует совместных усилий и сотрудничества всех участников.
Литература
1. VanderLinden S.L.B., Millie S.M., Anderson N., et al. The INSURTECH Book: The Insurance Technology Handbook for Investors, Entrepreneurs and FinTech Visionaries // John Wiley & Sons. 2018.
2. Cappiello A. Digital disruption and insurtech startups: Risks and challenges // Technology and the Insurance Industry. Palgrave Pivot, Cham, 2018.
3. Wilson Jr J.D. Creating strategic value through financial technology // John Wiley & Sons. 2017.
4. Berman S.J. Digital transformation: opportunities to create new business models // Strategy & Leadership. 2012.
5. Yan T.C., Schulte P., Chuen D.L.K. InsurTech and FinTech: banking and insurance enablement // Handbook of Blockchain, Digital Finance, and Inclusion, Academic Press. 2018. Volume 1.
6. Boobier T. Analytics for insurance: The real business of Big Data // John Wiley & Sons. 2016.
7. Corlosquet-Habart M., Janssen J., Wiley J. Big data for insurance companies // ISTE. 2018.
8. Wirtz B.W. Digital business models // Springer International Publishing. 2019.
9. Nicoletti B. Digital Insurance: Business Innovation in the Post-Crisis Era // Springer. 2016.
10. Nicoletti B., Nicoletti, Weis. Future of FinTech. Basingstoke // UK: Palgrave Macmillan. 2017
11. Naylor M. Insurance transformed: technological disruption // Springer. 2017.
12. Cappiello A. Technology and the insurance industry: Re-configuring the competitive landscape // Springer. 2018.
13. Wei H., Lin B. Insurance Science // Higher Education Press. 2012
14. Borch K.H., Sandmo A., Aase K.K. Economics of insurance // Elsevier. 2014.
15. Carroll S.J., Abrahamse A.F. The Effects of a Choice Automobile Insurance Plan on Insurance Cost and Compensation: An Updated Analysis // Rand Corporation. 1998. Vol. 970
The Ecology of Digitalization: The Future of China's Insurance
Industry Zhang Siyuan
Lomonosov Moscow State University
The article analyzes and summarizes the development and prospects of the ecology of digitalization of the insurance industry in China. The main focus is on the underwriting and settlement processes of the Chinese insurance industry in the context of the digital transformation of the industry, including the design of business processes, organizational changes, the density of process participants, digital applications and future trends in the integration of the ecology of insurance. Cloud computing, big data, the Internet of Things and other digital technologies are reforming the mainstream value chain of the insurance industry, the digitalization of the industry will increase significantly, and the era of digital insurance ecology is dawning. Digital ecology is a general trend in the future development of the industry, but the overall digital transformation is going through lengthy processes, which requires joint efforts and cooperation of all participants in the ecology of digitalization of the insurance industry. Keywords: insurance ecology, China's insurance market,
digitalization of insurance, InsurTech. References
1. VanderLinden S.L.B., Millie S.M., Anderson N., et al. The INSURTECH Book: The Insurance Technology Handbook for Investors, Entrepreneurs and FinTech Visionaries // John Wiley & Sons. 2018.
2. Cappiello A. Digital disruption and insurtech start-ups: Risks and
challenges // Technology and the Insurance Industry. Palgrave Pivot, Cham, 2018.
3. Wilson Jr J.D. Creating strategic value through financial technology // John Wiley & Sons. 2017.
4. Berman S.J. Digital transformation: opportunities to create new
business models // Strategy & Leadership. 2012.
5. Yan T.C., Schulte P., Chuen D.L.K. InsurTech and FinTech:
banking and insurance enablement // Handbook of Blockchain, Digital Finance, and Inclusion, Academic Press. 2018. Volume 1.
6. Boobier T. Analytics for insurance: The real business of Big Data
// John Wiley & Sons. 2016.
7. Corlosquet-Habart M., Janssen J., Wiley J. Big data for insurance
companies // ISTE. 2018.
8. Wirtz B.W. Digital business models // Springer International
Publishing. 2019.
9. Nicoletti B. Digital Insurance: Business Innovation in the Post-
Crisis Era // Springer. 2016.
10. Nicoletti B., Nicoletti, Weis. Future of FinTech. Basingstoke // UK: Palgrave Macmillan. 2017
11. Naylor M. Insurance transformed: technological disruption // Springer. 2017.
12. Cappiello A. Technology and the insurance industry: Reconfiguring the competitive landscape // Springer. 2018.
13. Wei H., Lin B. Insurance Science // Higher Education Press. 2012
14. Borch K.H., Sandmo A., Aase K.K. Economics of insurance // Elsevier. 2014.
15. Carroll S.J., Abrahamse A.F. The Effects of a Choice Automobile Insurance Plan on Insurance Cost and Compensation: An Updated Analysis // Rand Corporation. 1998. Vol. 970
X X
o
00 >
c.
X
00 m
o
ho o ho o