Научная статья на тему 'Экология при запусках ракет на токсичных компонентах топлива'

Экология при запусках ракет на токсичных компонентах топлива Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
469
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / РАКЕТА / ТОКСИЧНЫЕ ТОПЛИВА / РАЙОНЫ ПАДЕНИЯ / ECOLOGY / ROCKET / TOXIC FUEL / FALLING AREAS

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Анопка А.С., Ковалев С.В.

Раскрывается проблема экологической безопасности при проведении пусков ракетоносителей, влияние остатков ракетного топлива в отделяемых частях на экологию и предлагаемые пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Анопка А.С., Ковалев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY AT STARTUP ROCKETS THE TOXICITY OF FUEL

This article reveals the problems of ecological safety during the launches of launch vehicles, the effect of residual propellants in separated parts of the ecology and the proposed solutions.

Текст научной работы на тему «Экология при запусках ракет на токсичных компонентах топлива»

Секция

«ЭКОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 629.78:504.61

ЭКОЛОГИЯ ПРИ ЗАПУСКАХ РАКЕТ НА ТОКСИЧНЫХ КОМПОНЕНТАХ ТОПЛИВА

А. С. Анопка, С. В. Ковалев

Омский государственный технический университет Российская Федерация, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11 E-mail: anopka.aleksandr@mail.ru

Раскрывается проблема экологической безопасности при проведении пусков ракетоносителей, влияние остатков ракетного топлива в отделяемых частях на экологию и предлагаемые пути решения.

Ключевые слова: экология, ракета, токсичные топлива, районы падения.

ECOLOGY AT STARTUP ROCKETS THE TOXICITY OF FUEL A. S. Anopka, S. V. Kovalev

Omsk State Technical University 11, Mira Av., Omsk, 644050, Russian Federation E-mail: anopka.aleksandr@mail.ru

This article reveals the problems of ecological safety during the launches of launch vehicles, the effect of residual propellants in separated parts of the ecology and the proposed solutions.

Keywords: ecology, rocket, toxic fuel, falling areas.

В современном мире очень активно продолжает развиваться ракетно-космическая техника (РКТ), в том числе и новые баллистические ракетоносители (РН) на жидких компонентах ракетного топлива (КРТ): амил (АТ) и гептил (НДМГ). Любое проектирование и изготовление новых образцов РН требует, соответственно, проведение летных испытаний, а в дальнейшем, при эксплуатации и продлении сроков эксплуатации, также необходимо проведение пусков. В настоящее время именно двигатели на жидких КРТ обладают большой удельной тягой и соответственно имеют лучшие характеристики, по сравнению с твердотопливными.

Одной из основных проблем при проведении любых пусков ракет (испытательный, коммерческий и т. д.) является экологическая составляющая, а в частности - это проблема наличия не использованных остатков компонентов ракетного топлива в баках ступеней РН на пассивной траектории полета. Очевидными факторами влияния на окружающую среду являются:

- воздействие на почву и воду остатков агрессивных КРТ;

- возможное возникновение очагов пожара;

- деформация почвы при падении ступеней.

В 2006 году 26 июля состоялся запуск РН «Днепр». На 75 секунде после старта произошло выключение двигательной установки 1 ступени РН «Днепр» и как следствие ее падение и взрыв. Все это случилось в безлюдном районе у поселения Жанкала, Кызылордынской области Республики Казахстан, в 150 километрах от места старта. На месте аварии РН образовалась воронка диаметром 50 и глубиной 10 метров. Взятые там пробы грунта содержали до одного грамма токсичного ракетного топлива НДГМ на литр почвы, таким образом предельно допустимая концентрация (ПДК) была превышена в тысячу раз. На площади восьми гектаров ударной волной была выкорчевана практически вся растительность.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

Авария РН привела к огромному количеству мероприятий по ликвидации последствий, в том числе и больших финансовых затрат, как Российской Федерацией, так и Республикой Казахстан.

По отдельной информации Радио "Свобода", некоторые жители сел, расположенных недалеко от места падения обломков, обратились за медицинской помощью. Местные медики утверждают, что все люди жалуются на головную боль и кожный зуд. Подобные симптомы могут быть связаны с загрязнением местности КРТ [1].

Также известно, что химические элементы КРТ и корпуса РН могут очень быстро и плотно взаимодействовать с водой и растительной пищей, через которые все негативные вещества в последующем могут попасть и в организмы людей и животных.

Если рассмотреть вопрос в количественной составляющей на примере РН «Днепр» (ракета РС-20Б «Воевода»), используемой в мирных целях для вывода космических аппаратов в космос, и провести расчеты, то количество остатков КРТ составит:

- 1 ступень - 1000 кг (727 кг АТ, 273 кг НДГМ);

- 2 ступень - 399 кг (286 кг АТ, 113 кг НДГМ) [2].

Весь это остаток упадет на поверхность Земли и нанесет непоправимый ущерб экологии региону.

В настоящее время любой запуск РН сопровождается организаторами пуска в полной мере, в том числе и по линии экологической безопасности. Принимаются максимальные меры по утилизации отделившихся частей РН из районов падения. Но какие бы не были приняты меры - воздействие на окружающую среду очевидно.

Ликвидация последствий падения ступеней РН несет еще и большие финансовые вложения (оцепление района, доставка людей и оборудования к месту ликвидации, нейтрализация, вывоз остатков, рекультивация земли и т. д.).

В связи со всем вышесказанным актуальным направлением в проектировании РКТ является разработка путей утилизации (ликвидации) остатков КРТ до момента контакта с поверхностью Земли на пассивном участке полета.

В настоящее время предлагается несколько вариантов решения данной проблемы.

Кандидат технических наук, профессор Семенов В. В. (МАИ) предлагает различные способы [3].

Как одним из способов решения данной проблемы с полной уверенностью можно считать разработку РН Falcon 9 компанией США SpaceX. Как известно из средств массовой информации планируется осуществить посадку ступени РН в заданном районе после основной работы. Положительное решение данного вопроса одновременно позволить исключить такие проблемы как:

- воздействие компонентов ракетного топлива на окружающую среду;

- воздействие элементов корпуса РН на окружающую среду;

- образование возможного пожара в районе падения и т. д.

Специалисты Военного инженерно-космического университета имени А. Ф. Можайского предлагают невыработанные остатки жидких КРТ в отработанных ступенях жидкостных РН одновременно подавать в специальную камеру дожигания во время движения ступени на атмосферном участке спуска с выбросом продуктов горения не в донную часть ступени. При этом первоначально остатки компонентов подают в камеру дожигания с избытком окислителя, а в момент его окончания переводят процесс горения горючего на потребление воздуха путем его подачи в камеру дожигания из зоны с избыточным давлением торможения набегающего потока, например, из донной части РН. Возможно данный метод на сегодняшний день является наиболее «живым», но возникает вопрос: А что будет управлять работой данной системы в полете? Штатная система управления РН продолжит свой полет, выполняя свое предназначение, соответственно на каждую отделившуюся ступень необходимо устанавливать свою собственную мини систему управления, которая будет контролировать как количество остатков топлива, так и производить открытие-закрытие клапанов, вентилей и так далее [4].

В последующем специалисты Военного инженерно-космического университета имени А. Ф. Можайского доработали свое изобретение и предложили использовать тепловую энергию, выделяемую при горении остатков КРТ, для управления падением ступени РН [5].

Наиболее полно представлены предлагаемые способы утилизации остатков КРТ специалистами Омского государственного технического университета [6]. Из всех перечисленных методов какая-то часть уже реализована на современных типах РН. Продолжается активное проведение исследований в данной области.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время любые элементы и узлы современной и перспективной РКТ оказывают отрицательное влияние на экологию Земли. Все методы по утилизации остатков КРТ, предложенные научными сотрудниками различных организаций,

Секция «Экологияпромышленности»

имеют право на существование. Очень важно продолжать исследования в данной области. Чем больше будет исследовано методов, тем быстрее будет решена данная проблема. При исследовании и решении проблемы, необходимо как можно больше уделять внимания «экологической чистоте» перспективной РКТ.

Считаю, что необходимо продолжать исследования в области разработки, доработки метода нейтрализации КРТ на пассивном участке траектории (ПУТ) с помощью специальных устройств, реализацию бортовой системы нейтрализации остатков КРТ на основе химической газификации НДГМ штатным окислителем, имеющимся в РН. Именно применение комбинированного метода (совмещение процесса окисления и процесса термического разложения НДГМ) позволить в будущем успешно реализовать решение существующей проблемы [6].

Здесь же следует уделить не маловажное значение и подготовке будущих специалистов, участвующих в разработке новой, перспективной РКТ, которые с момента проектирования будут учитывать влияние КРТ на экологию Земли в целом.

Задача по максимальному сохранению окружающей среды была, есть и будет иметь свою актуальность и с каждым днем все сильнее.

Библиографические ссылки

1. Паперный Е. Воевода оказалась сатаной [Электронный ресурс] // LENTA.RU: сайт новостей. 2006. URL: http://lenta.ru/articles/2006/08/07/satan/ (дата обращения: 01.03.2016).

2. ГП «КБ «Южное» имени М. К. Янгеля. Расчет баллистический. Ч. 1. Материалы по баллистике на пуск ракеты РС-20 с космическим аппаратом. 2011. С. 8.

3. Семенов В. В. Мифы и реальность о воздействии ОЧ РН [Электронный ресурс] // Myshared.ru : портал презентаций. 2015. URL: http://www.myshared.ru/slide/907589/ (дата обращения: 10.03.2016).

4. Ведерников М. В., Герасимов А. Б., Жиганов Е. Б., Зубарьков В. А. Способ уничтожения не-выработанных остатков жидких компонентов ракетных топлив в отработанных ступенях жидкостных ракет» [Электронный ресурс] // Bankpatentov.ru : банк патентов. 2002. URL: http://bankpatentov. ru/node/126028 (дата обращения: 25.02.2016).

5. Каземиров А. В. Способ утилизации невыработанных остатков компонентов ракетного топлива в отработанных ступенях ракет-носителей [Электронный ресурс] // Freepatent.ru : поиск патентов. 2013. URL: http://www.freepatent.ru/patents/2484283 (дата обращения 4.03.2016).

6. Шатров Я. Т. Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности : учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Виды и масштабы воздействия РКТ на окружающую среду. Нормативное и правовое обеспечение экологической безопасности. Трассы пусков и районы падения отделяющих частей ракет-носителей. Нейтрализация токсичных ракетных топлив. Проектно-конструкторские решения. 2010. 261 с.

© Анопка А. С., Ковалев С. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.