ДЕБЮТ
«
УДК 130.3 ББК 87.21, 87.5
М. А. Афанасьева
ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ В УЧЕНИИ РЕРИХОВ О ЖИВОЙ ЭТИКЕ1
В центре исследования статьи — энергетические аспекты мысли на уровне глобального и индивидуального сознания. Рассматривается феномен экологии мысли и экологического мышления через призму книг «Агни Йоги» Н. К. и Е. И. Рерихов. Исследуется энергоинформационное взаимодействие миров с позиций Живой Этики и основного ноосферного закона. Автор приходит к выводу о взаимозависимости экологии мысли и духовного мировоззрения.
Ключевые слова: энергия мысли, экология мысли, Агни-Йога, психическая энергия, энергоинформационный обмен, ноосфера, экологическое сознание, глобальное сознание, религиозное сознание.
М. А. Afanasyeva
ECOLOGY OF THOUGHT IN THE ROERICH ALIVE ETHICS DOCTRINE
The energy aspects of thought at the levels of the global and individual consciousness are in the focus of the article. The phenomenon of the ecology of thought and ecological thinking is considered in the light of the books of Agni Yoga by N. K. and E. I. Roerich. The energy-informational interaction of the world from the positions of the Living Ethics and the basic noospheric law is investigated. The author comes to the conclusion about the interdependence of the ecology of thought and spiritual worldview.
Keywords: energy of thought, ecology of thought, Agni-Yoga, psychic energy, energy-information exchange, noosphere, ecological consciousness, global consciousness, religious consciousness.
Афанасьева Мария Анатольевна [Maria A. Afanasyeva] — студент социолого-психологического факультета. Ивановский государственный университет [Ivanovo State University]. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 26.06.2017; рекомендован к публикации 1.10.2017. Рецензент от редакционной коллегии журнала — кандидат философских наук Жульков Михаил Вячеславович.
Ситуация в современном мире уже традиционно характеризуется процессами глобализации, которые нередко ассоциируются с нарастающими глобальными проблемами. Одной из таких проблем является экологическая, от решения которой, как показывают футурологи, зависит будущее человечества. Для решения экологической проблемы предлагаются как технико-экономические решения, так и «высокие гуманитарные технологии», связанные с развитием сознания человека, с экологизацией сознания [16, с. 14—102]. Последняя предполагает, что решение глобальной экологической проблемы неотрывно от формирования экологического сознания, что постепенно и происходит в современном мире. Экологическое сознание предстает как гибкое, системное, способное к объективному взгляду на внешний и внутренний (субъективный) миры. Метафорически его можно сравнить с состоянием пустоты, которая вмещает в себя все и в то же время находит в себе все.
^знание существует в двух основных формах — индивидуальной и коллективной, следовательно оно не укладывается в индивидуальное существование. На это нам указывает чувство совести, похожее на наблюдение самого себя со стороны, которое Иммануил Кант в свое время обозначал как моральный закон внутри каждого человека: «Моральный закон именно для воли всесовершеннейшего существа есть закон святости, а для воли каждого конечного разумного существа есть закон долга, морального принуждения и определения его поступков уважением к закону и из благоговения перед своим долгом» [10, с. 116]. Проблема заключается в том, что такой моральный закон слишком слаб, чтобы существовать в человеке сам по себе без должных посредников (иначе, не «по букве», а «по духу»), которые предстают в виде мировых религий и отдельных духовных конфессий. Именно поэтому тема религиозного сознания, духовности хорошо коррелирует с темой экологии сознания.
Экология сознания — это в первую очередь экология мысли в ее метафизическом аспекте, способность к «самоочищению» и самоконтролю. Чистоте мысли уделяется большое внимание в многочисленных работах Н. К. и Е. И. Рерих. Их главным произведением считается серия книг «Агни-Йога», или учение Живой Этики, вмещающее синтез духовных знаний Запада и Востока.
Сознание в Агни-Йоге: общая характеристика. Исследуя значение мысли на всех уровнях жизни, авторы Агни Йоги выявляют особую психическую или огненную энергию, которую образует движение мысли: «Мысль создает особое огненное вещество» [13, с. 152]. Рерихи называют ее энергией Агни (Огня), а поскольку огонь есть самая мощная стихия, делается вывод о необходимости чистоты каждой индивидуальной мысли. Космос в Агни-Йоге состоит из трех миров — мира плотного или физического, мира тонкого и мира Огненного. Энергия мысли является одной из главных и утонченных, она пронизывает все три вышеперечисленных мира: «Нужно привыкнуть к осознанию, что все сущее проникнуто мыслью» [14, с. 41]. Тем самым, лю-
бая мысль, зарождающаяся в Мире Земном, может проникнуть и в Мир Тонкий и в Мир Огненный. В последнем мысль воспринимается мгновенно и очень чувствительно, так как мысль там является одним из самых важных принципов существования: «Если в Тонком мире мысль творит, то в Огненном она молниеносна и отрешает от всех мер земных» [13, с. 52]. «Достаточно жителю Тонкого мира подумать о тепле или о холоде, или о других чувствованиях, как энергия мысли немедленно разовьет их. Так мысль составляет лабораторию для всех реакций. Поэтому на пути к Миру Огненному Мы так настаиваем на наблюдении за мыслями» [13, с. 163]. В то же время наш Мир Земной реагирует на мысль слабее, так как является миром воплощенных мыслей, построен в основном из грубой материи, и принцип материализма, соответственно, здесь преобладает сильнее. Тем не менее, человек постоянно мыслит, редко задумываясь о чистоте и осторожности своего мышления. «Овладение мыслью есть огненное действие. Сосредоточение мысли о посылки ее есть огненное действие. Но еще больше огненной энергии требует освобождение от мысли. Мы читали, — пишут Рерихи, — о великих подвижниках, презревших земную роскошь и освободившихся от земных нагромождений, но прежде всего они победили свои мысли. Они долгими испытаниями научились призывать мысль и освобождаться от нее» [13, с. 153]. О факте материализации мысли писал К. Г. Коротков, исследуя ментальные процессы человека на примере спортсменов перед соревнованиями, и приходил к выводам: «В сознании спортсмена выстроена точная последовательность действий, и малейшее отклонение дает штрафные очки. Действительность является точным воплощением ментальной конструкции. Мысль становится материальной» [11, с. 61].
Значение мысли в нашем мире велико, особенно если исходить из того факта, что она имеет энергетические характеристики, как и сам человек. «Рериховскую» трактовку энергии мы можем встретить в книге Т. Г. Лешкевич: «На вопрос, что такое энергия, часто можно услышать ответ со ссылкой на Рерихов. Энергия — это сила, которая запечатлевает образы на пластической, космической субстанции. Психическая энергия есть любовь и устремление» [12, с. 248]. Если рассмотреть человеческое тело с точки зрения физики, то становится очевидным, что его клетки состоят из атомов, а сами атомы являются сгустками энергий, то есть физический человек это энергия, плотно сжатая вибрацией, образующая собой материальность. Об этом пишет американский ученый японского происхождения М. Каку, размышляя над научным творчеством А. Эйнштейна: «В каком-то смысле материю можно считать почти не иссякающим источником энергии, иначе говоря, материя — конденсированная энергия» [9, с. 135]. В более мистическом ключе это выразил болгарский философ О. М. Айванхов, наделяя каждый атом духовной энергией: «Атомный взрыв — это на самом деле извержение духа, который проявляется как огонь и теплота» [2, с. 105]. Поэтому человек, хоть и неосознанно, является магнитом всех пространственных
энергий, а энергия мысли становится строителем и самого человека и всего, что его окружает. Мысль, как и любая другая энергия, может быть индивидуальной, групповой, планетарной и космической, образуя собственную систему движения и развития. Потоки ее энергии могут исходить как из самого человека в более широкое сознание (Космос или Вселенную), так и обратно из сознания Космоса в сознание человека.
Особенно примечательным выглядит феномен антропокосмической мысли. Как процесс он образуется круговоротом космической энергии, пропускаемой через человеческое сознание. В таком преобразованном виде, то есть наделенная энергией человека, космическая энергия возвращается в свое глобальное пространство. Необходимо сказать, что в таком энергообмене существенно повышается ответственность человека за все антропокосмические процессы. Таким образом, любая индивидуальная мысль играет свою роль в общечеловеческом и планетарном существовании, приобретая особую мощность своего воплощения, что очень важно для человечества. Любая мысль, как правило, имеет внутри себя психические энергии или эмоциональные силы, что определяет ее собственную структуру. Представляется, что основными и одними из самых мощных энергий в структуре мысли являются энергии любви или ненависти. Именно эти две полярные по отношению друг к другу энергии формируют траекторию «магнита души», при условии степени преобладания одной из них. Об этом мудро сказано в Бхагавад-Гите: «Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум» [4, с. 152].
Такие явления как мысленное внушение и самовнушение, упоминаемые Рерихами, могут объясняться движением энергии мысли через тонкие тела человека. Мысль, полученная человеком извне, нередко берет начало своего движения от тонких тел, причинно-следственно связанных друг с другом, и через ментальное и эмоциональное тела достигает и физического (мозга). Семь тел человека, отражаясь внешне как его аура, имеют и так называемое внутреннее отражение, семь энергетических центров человека, о которых также упоминается в Агни-Йоге в контексте значения мысли, выраженной в слове. Рерихи указывают на то, что каждая буква по своему звучанию означает вибрацию энергетических центров, создавая особую важность всех произнесенных слов, которая в настоящее время является пока недооцененной. Таким образом, известное священное слово «АУМ» раскрывается в трех аспектах: А — это мысль или основа, У — свет или начало, М — сакральное знание. Соединяясь, эти звуки представляют собой лучшее звучание вибраций, которые могут использоваться как молитва.
Мысль также содержит в себе элемент вездесущности и непрерывности и движется по разным состояниям сознания, как бодрствующего, так и состояния глубокого сна, или размышляющего сознания. По мнению Рерихов, в состоянии глубокого сна, когда физическое тело находится в состоянии покоя, мысль работает в Тонком Мире. «Сон являет общение с Высшими сферами. Сон доказывает, что люди без такого общения существовать не могут. Объяснение сна телесным отдыхом будет самым первобытным» [13, с. 157]. Это же восприятие сна можно вывести из Бхагавад-Гиты: «То, что для всех существ ночь, для владеющего собой время бодрствования; когда же все существа пробуждаются, для мудреца, чей взгляд обращен внутрь, наступает ночь» [4, с. 153]. Из этого следует вывод о том, что наше сознание не ограниченно целиком нашим физическим телом, а во многих смыслах выходит за его пределы, поэтому становится возможным допущение о духовном, трансцендентном начале сознания в противоположность (и в дополнение) определению сознания, как свойства высокоорганизованной материи. Экологичность сознания как определенное его состояние находит выражение в различных восточных религиозных практиках. Именно там значению мысли уделяется большое внимание, а такие явления как «самадхи» в индуизме или «нирвана» в буддизме носят характер чистого сознания, как сущности человека. Это снова указывает на плотную связь проблемы экологии сознания с религиозными духовными аспектами.
Русский космизм о сознании: избранные мысли. Философия Агни-йоги является эзотерической стороной большого направления русской философской мысли — русского космизма, который рассматривает человеческие и природные процессы неотрывно от процессов космических, связывая в единое гармоническое целое проявления материального и духовного. Размышления В. С. Соловьева, представителя религиозной стороны космизма, выходят за рамки одномерности физического мира: «Единство вещественного мира не есть вещественное единство — такого вообще быть не может, это contradiction in adjecto*. Образованное противувещественным (а с точки зрения материализма, значит, противуестественным) законом тяготения, всемирное тело есть целость реально-идеальная, психофизическая, или прямо оно есть тело мистическое» [15, с. 99]. Сознание человека, живущего в трех мирах (согласно Рерихам), включая мир проявленный, физический, раскрывается и в научном направлении русского космизма, несмотря на встречающийся там дух материализма. Так, Н. К. Холодный пишет о развитии в человеке «космического чувства», переходе человеческого сознания от антропоцентризма к антропокосмизму: «В антропокосмиче-ском отношении к природе самое характерное — это постоянное ощущение человеком своей органической, неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом» [15, с. 338]. Помимо таких крупных ученых как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский,
* Противоречие в определении (лат.)
A. Л. Чижевский, к течению русского космизма относились поэты и художники, такие как А. Белый, В. Хлебников. Особенно близкие мысли к Агни йоге можно встретить у
B. Хлебникова: «Таковы сваи другого мышления. Кто на высоте, у того нет времени. Он видит прошлое и будущее. Не следует забыть, что если отдельные люди движутся по времени на несколько лет впереди остального человечества, они достигают этого вершиной мысли» [19, с. 76].
Учение Рерихов о материализации мысли тесно связано с учением о ноосфере В. И. Вернадского, который также являлся одним из творцов русского космизма, представляя его научную ипостась. Анализ его учения о ноосфере приводит к выводу о том, что наша планета — это зеркало общечеловеческих ментальных процессов. И только будучи основаны на этической платформе, глобальные процессы, происходящие на Земле, могут привести человечество к процветанию. Основной ноосферный закон, сформулированный И. В. Дмитревской: «информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество» [6, с. 27], — указывает на первичность и домина-цию мысли для практического воплощения ноосферы.
Может показаться, что здесь имеет место некоторое противоречие: как мы можем видеть, мысль первоначально проявляется в информации, которая уже в свою очередь генерирует энергию. Этот момент может объясняться тем, что энергия в данном подходе наделяется особым смыслом, неким элементом воли, строительной мотивацией к созданию «вещества», структуры. Иными словами, возможно, подразумевается именно энергия человека, уже снабженная информацией. В. И. Вернадский, мысливший в рамках парадигмы энергетизма, ввел в оборот понятия биогеохимической энергии и энергии человеческой культуры; такая энергия рассматривалась с позиции мира физического или плотного. Если мы решим разграничить действия энергии и информации, то мысль в этом случае можно отнести и к тому и другому. С одной стороны, человечество черпает мысль из информации, уже существующей, которой мир первоначально окружен, с другой стороны, мысль приходит к человеку в форме энергии, индивидуальной или коллективной, проявляясь в виде определенных эмоциональных, психических состояний или психической энергии (если снова обратиться к учению Агни-Йоги).
Таким образом, мысль можно считать «частью природы» как информации, так и энергии. Сформулированный И. В. Дмитревской основной ноосферный закон «о первичности информации», возможно, учитывал только мир физический, тот, в котором человечество сейчас находится. В. И. Вернадский, рассуждая об энергии и сознании, не придерживаясь категорических выводов о первичности того или другого, задает вопрос: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?» [5, с. 240] и после добавляет, что «.. .эмпирические результаты такого "непонятного" процесса мы видим кругом на каждом шагу» [там же]. Ученый отме-
чал, что именно понятие энергии приобретает первостепенное значение в научном мировоззрении. Рерихи же рассматривали не только физический, но и вышестоящие миры, утверждая мысль о том, что энергия, скрытая от физического мира, но все же проявляющаяся в нем, является двигателем всех жизненных процессов, в том числе и мышления, и, следовательно, информации.
Согласно взглядам Рерихов, существует такого рода энергия, которая черпается из других измерений, тем самым помогая человеческому существованию. Основной ноосферный закон рассматривает три аспекта мира — информацию, энергию, вещество, но, следуя за Рерихами, можно добавить четвертый аспект: энергия мысли (сознания) — информация — энергия — вещество. Конечное звено — вещество — также может излучать энергию (она в этом случае предстает антропокосмической, преобразованной человеком), которая замыкает круговорот энергии. Необходимо отметить, что основной ноосферный закон дополняется основным семиотическим законом, сформулированным Д. Г. Смирновым, показывающим обратный процесс: «вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в вещество» [17, с. 103]. Оба закона — ноосферный и семиотический — фактически исследуют круговорот энергий различных уровней, фиксируют значимость энергетических процессов в энергоинформационном обмене.
Нетрудно заметить, что подход Рерихов берет свои истоки в индийской философии, где энергия и сознание отождествляются и представляют собой одно целое. Ключевое понятие «шакти» в индуизме, в переводе «сила» или «энергия», является главным в выражении процессов жизни материи и духа, в том числе интеллектуальных, мыслительных процессов. Возможно, такая энергия есть то самое «огненное» вещество, раскрывающееся в Агни йоге. П. Тейяр де Шарден, один из создателей теории ноосферы, разделяет энергию на две составляющих — «вертикальную» и «горизонтальную», силовую и психическую, или духовную: «Мы допустим, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Но оговоримся, что в каждом элементе-частице эта фундаментальная энергия делится на две составляющие: тангенцио-нальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка и радиальную энергию, которая влечет его в направлении все более сложного и внутреннего сосредоточенного состояния» [18, с. 61]. Об этом же, но под несколько другим углом, пишет М. В. Жульков, рассматривая взаимодействие энергии и сознания: «Сознание — это особый вид энергии, который проявляется в пространстве-времени, не будучи пространственно-временным. Этот особый вид энергии (одновременно смысловой, чувствительный и жизненный) отражает как собственное состояние, так и состояние энергии, проявляющейся в пространственно-временных формах» [7, с. 82].
В настоящее время на смену рассуждениям о первичности сознания или материи постепенно выходят рассуждения о взаимосвязи информации, энергии и вещества, одновременно бинарное мышление дополняется триадным (тернарным) мышлением. Тогда в качестве расширения метода исследования перед нами предстает необходимость рассматривать мир в более широком контексте. Мыслеформа и мыслеобраз также материальны, если учесть, что материя их принадлежит более высоким или более тонким пространствам. И. В. Дмитревская применила к анализу систем биосферы и ноосферы триаду «вещество — энергия — информация» [6, с. 27—28], которую удобно использовать в анализе энергоинформационных взаимодействий различных миров. Если за основу эволюции взять цепочку: негэнтропия — энергия — энтропия, то этим трем элементам можно найти соответствие в пирамиде многомерности нашего мира. Мир мыслей может соответствовать понятию негэнтропии (информация, мыслеформы), а информация является субстанциальным проявлением мира мыслей или ментального мира. Энергия в свою очередь является материальным проявлением мира эмоций (мыслеобразы). Физический мир соответствует энтропии (вещество) и служит уже конкретным проявлениям информации и мысли. Из этого следует, что основным законом энергоинформационного обмена в мироздании является установление равновесия между негэнтропией (мыслеформы) и энтропией (конкретная информация) через энергию (мыслеобразы). Данная траектория движения мысли позволяет показать взаимосвязь между «духом» и «материей». Как можно видеть, материя на каждом уровне сознания воспринимается по-разному (табл. 1). Об этом писал и Д. Андреев в своем произведении «Роза Мира»: «Различие между духом и материей скорее стадиальное, чем принципиальное» [3, с. 139].
Энергоинформационный обмен напрямую связан с законом экономии энергии, показывает взаимосвязь энтропии и негэнтропии: «Этот закон основан на том, что природа не имеет кладовой, откуда бы она могла брать необходимые материалы для нового строительства. Поэтому она вынуждена, по крайней мере частично, разрушать имеющиеся построения, и использовать высвобожденный материал» [8, с. 74]. Сам процесс движения мысли по различным энергетическим структурам образует собой цепь эволюции человека как микрокосма и эволюции Вселенной, как макрокосма. Об этом много писала Л. В. Шапошникова: «Взаимодействие энергетических структур Мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его космической эволюции. Сам этот процесс обширен, сложен и малоизучен современной наукой» [20, а 66].
Табл 1. Энергоинформационное взаимодействие миров
Мир мысли Мир эмоций Физический мир
Информация Энергия Вещество
Негэнтропия Энергия Энтропия
Мыслеформы Мыслеобразы Фрагменты конкретной информации, проявления мысли
В заключении, о возможностях человеческой мысли можно сказать словами небольшого отрывка из «Граней Агни-Йоги»: «Мало еще понимается явление мысли. Мысль приписывают деятельности мозга. Полагают, что думает мозг. Мозг — это лишь аппарат для уявления земной мысли. Сама мысль выше. Можно мыслить без мозга и его посредничества. Многим процессам мышления мозг только мешает. Иногда необходимо даже приостановить мозговую активность, чтобы не мешала она плавному и необычному течению мысли.. Ограничения мозга надо понять, прежде чем почувствовать безграничные возможности мысли в человеке, когда Мыслитель в нем входит в осознание своей силы» [1, с. 57]. В настоящее время в мире появляются философско-религиозные учения, которые делают акцент на единстве духовных знаний и говорят о грядущей эпохе, связанной с эволюцией сознания человечества. К примеру, эра Водолея в культуре Нью Эйдж; «Роза Мира» как новое мировоззрение, описанное в книге Д. Л. Андреева; «Новое явление Христа» и новая мировая религия у А. А. Бейли; «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской как синтез философии, науки и религии; положения Агни-Йоги у Е. И. и Н. К. Рерихов — все это предвестники приближающейся эпохи, главным принципом которой будет новое сознание, вмещающее в себя синтез различных сторон познания мира, а именно науку, философию и религию.
Как известно, учение Рерихов относится к эзотерическому крылу русского космизма. Метод познания русского космизма объединяет три его аспекта — рациональное, чувственное и интуитивное. Это течение мысли содержит в себе научную, философскую, религиозную и эзотерическую стороны, синтез которых формирует целостное или глобальное сознание, позволяющее шире и глубже взглянуть на происходящее в мире и место живущего в нем человека.
Экология мысли и экология сознания теснейшим образом связаны с духовным мировоззрением, уделяющим особенное внимание методам концентрации и сосредоточения, наблюдением за работой ума, чистоте мысли. Экология мысли является одним из ключевых условий глобального сознания, которое тем больше способно уместиться в сознании отдельного индивида, чем экологичней выглядит работа его собственных мыслей.
Библиографический список
1. Абрамов Б. Н. Грани Агни Йоги. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2009.
640 с.
2. Айванхов О. М. Силы мысли. М.: Издательство Просвета, 2015. 191 с.
3. Андреев Д. Л. Роза мира. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 864 с.
4. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Бхагавад-гита как она есть / А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016. 800 с.
5. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
271 с.
6. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы (Часть 1). Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 158 с.
7. Жульков М. В. Восточный путь самосовершенствования человека: тождество энергии и сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (50). С. 78-83.
8. Жульков М. В. Ноосферные энергии и глобальное сознание. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. 332 с.
9. Каку М. Гиперпространство. Научная одиссея через параллельные миры, дыры во времени и десятое измерение / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 501 с.
10. Кант И. Критика практического разума. Москва: Эксмо, 2015. 224 с.
11. Коротков К. Г. Энергия наших мыслей: Как наши мысли влияют на окружающую реальность. М.: Эксмо, 2009. 352 с.
12. Лешкевич Т. Г.Философия. Вводный курс. М.: Контур, 1998. 464 с.
13. Рерих Е. И. Агни Йога. Преображение жизни. М.: АСТ, 2014. 572 с.
14. РерихН. К. Агни-Йога. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 288 с.
15. Семенова С. Г., Гачева А. Г. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс. 1993. 368 с.
16. Смирнов Г. С. Образование ноосферы: философско-методологические проблемы эволюции сознания. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. 504 с.
17. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семи-осфера в глобальном дискурсе. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.
18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 221 с.
19. Хлебников В. Доски судьбы. Москва: Рубеж столетий. 128 с.
20. Шапошникова Л. В. Философия космической реальности // Живая этика и
наука. 2008. № 1. С. 61-80.
References
Abramov, B. N. (2009) Grani Agni Iogi, Novosibirsk: Predpriiatie «Algim».
Aivankhov, O. M. (2015) Sily mysli, Moscow: Izdatel'stvo Prosveta.
Andreev, D. L. (2015) Roza mira, St. Petersburg: Azbuka-Attikus.
Bkhaktivedanta Svami Prabkhupada, A. Ch. (2016) Bkhagavad-gita kak ona est', Moscow: The Bhaktivedanta Book Trust.
Dmitrevskaia, I. V., Portnov, A. N., Smirnov, G. S. (2002) Noosfernaia dinamika Rossii: filosofskie i kul'turologicheskie problemy (Chast' 1), Ivanovo: Ivan. gos. un-t.
Kaku, M. (2016) Giperprostranstvo. Nauchnaia odisseia cherez parallel'nye miry, dyry vo vremeni i desiatoe izmerenie, Moscow: Al'pina non-fikshn.
Kant, I. (2015) Kritika prakticheskogo razuma. Moscow: Eksmo.
Khlebnikov, V. (2002) Doski sud'by, Moscow: Rubezh stoletii.
Korotkov, K. G. (2009) Energiia nashikh myslei: Kak nashi mysli vliiaiut na okruzhaiush-chuiu real'nost', Moscow: Eksmo.
Leshkevich, T. G. (1998) Filosofiia. Vvodnyi kurs, Moscow: Kontur.
Rerikh, E. I. (2014) Agni Ioga. Preobrazhenie zhizni, Moscow: AST.
Rerikh, N. K. (2015) Agni-Ioga, St. Petersburg: Azbuka-Attikus.
Semenova, S. G., Gacheva, A. G. (1993) Russkii kosmizm: Antologiia filosofskoi mysli, Moscow: Pedagogika-Press.
Shaposhnikova, L. V. (2008) Filosofiia kosmicheskoi real'nosti, Zhivaia etika i nauka, no. 1, pp. 61-80.
Smirnov, D. G. (2008) Semiosofiia noosfernogo universuma: noosfera i semiosfera v glob-al'nom diskurse, Ivanovo: Ivan. gos. un-t.
Smirnov, G. S. (2015) Obrazovanie noosfery: filosofsko-metodologicheskie problemy evo-liutsii soznaniia, Ivanovo: Ivan. gos. un-t.
Teilhard de Chardin, P. (1987) Fenomen cheloveka, Moscow: Nauka.
Vernadskii, V. I. (1991) Nauchnaia mysl' kak planetnoe iavlenie, Moscow: Nauka.
Zhul'kov, M. V. (2014) Vostochnyi put' samosovershenstvovaniia cheloveka: tozhdestvo energii i soznaniia, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 12 (50), pp. 78—83.
Zhul'kov, M. V. (2015) Noosfernye energii i global'noe soznanie, Ivanovo: Ivan. gos. universitet.