Рубан И. В. Экология как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 64-67.
Ruban I. V. Ecology as a means of educating preschoolers conscious relationship to the objects of the world. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 64-67. (In Russ.)
УДК 373.2
И. В. Рубан
Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия
ЭКОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБЪЕКТАМ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Рубан Ирина Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории.
E-mail: [email protected]
В статье раскрываются особенности экологического воспитания, одним из условий которого является детское экспериментирование как ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного возраста. Статья адресована практикующим педагогам, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, деятельностный подход, дети дошкольного возраста, экспериментирование.
I. V. Ruban
Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,
Perm Krai, Russia
ECOLOGY AS A MEANS OF EDUCATING PRESCHOOLERS CONSCIOUS RELATIONSHIP TO THE OBJECTS OF THE WORLD
Ruban Irina V. - kindergarten teacher of the highest qualification category.
The article describes the features of environmental education, a prerequisite for which is a children's experimentation, as the leading type of activity throughout the preschool age. Article is intended for practicing teachers working with children preschool age.
Key words: еш^^! educating, activity approach, children preschool age, experimentation.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес. Они, как юные ученые, исследуют различные природные явления и объекты. Перед воспитателями стоит задача помочь ребенку-дошкольнику раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо; необходимо научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.
Экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка. Основная идея данного подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъ-ектности ребенка [1]. В центре внимания не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых: изучая какую-либо проблему, следует не предлагать детям гото-
© Рубан И. В., 2016
вые решения, а в процессе деятельности добиваться вместе с ними реализации выработанных совместно целей и задач.
На наш взгляд, основная цель в работе с детьми дошкольного возраста - это создание условий для воспитания с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, которая способна понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Эта цель реализуется с помощью следующих задач:
- формировать экологические знания, доступные пониманию дошкольника;
- формировать системные представления об окружающем мире;
- развивать у детей способность целенаправленно наблюдать, исследовать, делать выводы на основе практического опыта;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- формировать интерес к наблюдениям за природными объектами;
- воспитывать бережное отношение к миру природы [2].
Одним из условий успешного экологического образования дошкольников является детское экспериментирование. Н. Н. Поддьяков говорит о том, что экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности на протяжении всего дошкольного возраста начиная с младенчества; при этом исследователь выделяет особый вид социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, имеющих большое значение для формирования экологически грамотного и безопасного поведения ребенка [3].
Как доказано психологами, у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому процесс обучения строится таким образом, чтобы знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе детского сада № 4 ЗАТО Звёздный создана лаборатория, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, занимаются экспериментированием.
В качестве примера совместной непосредственно образовательной деятельности (НОД) воспитателя и детей в сфере экологического воспитания приведем разработанный нами для реализации в детском саду конспект НОД «Каменная история».
Возрастная категория детей - старшая группа.
Цель - создание условий для развития познавательной активности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.
Задачи:
1) формировать системные представления об окружающем мире, знания детей о планете Земля, ее недрах, каменных породах;
2) развивать у детей способность целенаправленно наблюдать, исследовать, делать выводы на основе практического опыта (например, свойства камней: тяжелые, легкие, могут оставлять след, шершавые, гладкие);
3) воспитывать бережное отношение к миру неживой природы;
4) формировать умение работать в коллективе;
5) расширять словарный запас (новые слова «пемза», «известняк», «лава»).
Предварительная работа: чтение сказки Н. А. Рыжовой «О чем шептались камешки»,
чтение сказов П. Бажова «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», рассматривание иллюстраций «Малышам о минералах», чтение стихотворения Р. Сефа «Камень», рассматривание коллекции «Волшебный мир камня».
Продуктивная деятельность: изготовление макета вулкана, роспись камней, лепка «Уральские самоцветы» (разноцветные камни), выращивание кристаллов из соли.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Далее ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мир неживой природы. Рядом с нами очень много интересного. Стоит только оглянуться. Слушайте внимательно. (Звучит фонограмма - балет С. Прокофьева «Каменный цветок».) Он может быть глубоко под землей и высоко в горах. Его могут выкатить на берег морские волны или уронить на землю небеса. Он может родиться в лесной тиши, а может в огненной кипящей реке. Догадались, как зовут этого жителя неживой природы?
Дети отвечают.
Воспитатель. Конечно же, это камни. Ребята, сегодня утром у нас в группе я обнаружила шкатулку. Ее прислала нам Хозяйка Медной горы. Она обратилась к нам с просьбой: в своей подземной кладовой она нашла несколько камней, но не знает, что это за камни. И просит нас помочь ей раскрыть тайну найденных подземных богатств. Давайте вместе посмотрим, что там. (По очереди достает разные камни.) Первый камень: в воде родится, а воды боится.
Ответ - соль. Воспитатель уточняет у детей, что значит «в воде родится».
Воспитатель. В далекие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Ее хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Соль добывают и на поверхности земли, и даже глубоко под землей. Она появилась там очень давно и со временем стала твердой, каменной. (Достает второй камень.) Этот камень живет практически в каждом доме. Он похож на терку. Это, ребята, пемза. (Достает третий камень.) Жили когда-то в древнем море океане маленькие существа: рачки, морские улитки. И было их так много, как в облаке капель, и весь океан этими живыми облаками был полон. Когда ракушка отживала свой срок, она падала на дно. И сыпался этот ракушечный ливень тысячу лет. Шли столетия, и там, где было морское дно, а теперь суша, образовались горы. Мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня - известняка.
Далее - физкультминутка:
Стоит гора старушка, До небес макушка. Ее ветер обдувает. Ее дождик поливает, Стоит гора страдает И камешки теряет. И каждый день, И каждую ночь Катятся, катятся Камешки прочь. Раскатились камешки, И с той самой поры Ничего не осталось От нашей горы.
После воспитатель предлагает отнести камни в лабораторию для исследования. Перед началом исследования необходимо повторить с детьми правила поведения. Потом нужно предложить детям распределиться на три группы. Каждая группа получает по одному камню и схему его исследования:
1. Твердый или мягкий? (Предложить детям поцарапать камень стекой.)
2. Оставляет след или нет? (Предложить детям провести камнем по дощечке.)
3. Гладкий или шершавый? (Предложить детям провести по камню рукой.)
4. Рассмотреть камень под лупой и рассказать об увиденном.
5. Тяжелый или легкий? (Предложить детям бросить камень в воду.)
Каждая группа по очереди рассказывает о своем камне.
Вывод, который делают дети: все камни разные, они могут быть тяжелыми, легкими, шершавыми, гладкими, некоторые из камней оставляют след.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я хочу показать вам рождение одного из камней.
Показывает детям извержение вулкана, вследствие которого образуется пемза (застывшая каменная пена). Извержение вулкана сопровождается фонограммой «Звуки извергающегося вулкана».
Воспитатель. Ребята, наша каменная история подошла к концу. Скажите, что вам больше всего запомнилось сегодня.
Дети отвечают.
Воспитатель. Вот мы с вами и выяснили, какие камни нашла у себя в подземной кладовой Хозяйка Медной горы. Результаты наших исследований мы положим в шкатулку и отправим ей.
Дети убирают лабораторные принадлежности на места. Воспитатель благодарит детей.
Народная китайская мудрость гласит: «Покажи мне - я забуду, расскажи мне - я запомню, дай потрогать - я пойму». Работу с детьми мы стараемся выстраивать в соответствии с этой мудростью. При экспериментировании дети учатся выдвигать свои предположения и проверять их в процессе совместной деятельности со взрослым. Дети делают элементарные умозаключения. Экспериментальная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольника. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него пробуждаются инициатива, способность преодолевать трудности, желание достичь успеха, готовность прийти на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ для социального развития.
Каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Portal21: [сайт]. URL: http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=5278 (дата обращения: 20.09.2016).
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002.
3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольников. М., 1997.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.