ФИЛОСОФИЯ
принимает абсурд бытия, не пытаясь ни убежать от него, ни молить о пощаде. Бубер же демонстрирует возможность «одушевления» того самого дерева, а, значит, и восстановления причастности миру:
«Я созерцаю дерево. Я могу воспринять его в образе оцепеневшей колонны в натиске света... Я могу ощутить его как движение... Я могу созерцать его как дерево определенного вида и как единичность. Не тщись же выхолостить смысл отношения: отношение есть взаимность.
.Но также может случиться, по воле или из милости, что я, созерцая дерево, в один момент окажусь «захваченным» им. И тогда дерева в прежнем смысле нет, а есть Ты» [8].
Резкое противопоставление Бубером Ты и Оно не раз подвергалось критике. В частности, Франц Розенцвайг отмечал, что отрицание мира Оно ведет к отрицанию ценностей культуры [4]. Бубер отвечал, что полностью оставить мир Оно способен разве что «законченный психотик», но живущий лишь в мире Оно перестает быть человеком [8]. Каждое Оно несет в себе Ты, отношение «Я-Оно» подразумевает ожидание «Я-Ты», но и каждому Ты суждено неизбежно превратиться в Оно. Даже Бог, который является
вечным Ты, может восприниматься как Оно, когда Его воспринимают исключительно через религиозные догмы и предписания.
Несмотря на некоторую наивность, взгляды Бубера продолжают своей искренностью и провозглашением ценности человеческой личности привлекать мыслителей Запада и Востока.
Библиографический список
1. Померанц, Г.С. Диалог / Г.С. Померанц // Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х тт. (URL: http://www.alkor-s.net/biblio/1/levit01)
2. Бубер, М. Диалог // М. Бубер. Два образа веры.
- М.: Республика, 1995.
3. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры / В.С. Библер http://www.philosophy.ru/library/bibl/ bibler.html
4. Рынкевич, В.В. Я и Ты (комментарии) / В.В. Рын-кевич // М. Бубер Два образа веры. - М.: Республика, 1995.
5. Махлин, В.Л. Ф. Эбнер // Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х тт. http://www.alkor-s.net/ biblio/1/levit01
6. Бубер, М. Проблема человека //М. Бубер. Два образа веры. - М.: Республика, 1995.
7. Померанц, Г.С. Встречи с Бубером / Г.С. Померанц // Бубер М. Два образа веры. - М. : Республика, 1995.
8. Бубер, М. Я и Ты // М. Бубер. Два образа веры.
- М.: Республика, 1995.
ЭКОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ МАТЕРИИ
Н.А. НЕКРАСОВА, зав. каф. МГУ ПС (МИИТ), д-р филос. наук, С.И. НЕКРАСОВ, проф. МГТУ ГА, д-р филос. наук,
З.В. МАКАТОВ, доц. ВШЭ канд. филос. наук
В современную эпоху экологические проблемы особенно остро стоят перед человечеством. Тем не менее, некоторые аспекты данного вопроса практически не рассматриваются. А именно: понимание того, что человек не только индивид, обладающий биологическими свойствами, не только часть биосферы, но и частица единой материи, заполняющей все пространство. Поиск новых экологически чистых источников энергии, очистка окружающей среды, создание раз-
личных сооружений, позволяющих уменьшить загрязнение - все это лишь отчасти решает проблему. Последние годы развитие естествознания как интегрированной междисциплинарной отрасли науки, а также достижения современной физики дают возможность взглянуть на данную проблему значительно шире. В синергетике материя рассматривается как единая субстанция, способная к саморазвитию, к самоорганизации. Причем очень важный аспект: переход
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
15
ФИЛОСОФИЯ
на новый качественный уровень возможен только на основе освоения всего предыдущего опыта развития. Фактически построена теория самоорганизующихся систем, которые должны быть открытыми, нелинейными и диссипативными. В процессе самоорганизация каждая составляющая такой системы должна работать в унисон с другими ее составляющими, только в этом случае система сможет перейти на новый качественный уровень, и каждая ее составляющая при этом также перейдет в новое качественное состояние.
Если же движение составляющей противоречит саморазвитию системы, то система эту составляющую либо нейтрализует, либо вообще уничтожает.
В этом аспекте, рассматривая человека как составляющую часть единой материи Вселенной, а не только планеты Земля или биосферы, вопросы экологии и их понимание приобретают совершенно другое значение.
Если человек - составляющая единого комплекса, то любое негативное воздействие на последний обязательно отразится на самом человеке. Причем, очень важный момент: система может быть устойчивой только в том случае, если она будет самоскомпенси-рована. Поэтому любое воздействие обязано оказывать влияние на всю систему и распределять введенную в систему информацию на все ее составляющие, в том числе и на источник этой информации.
При этом не имеет значения, какую систему мы рассматриваем. Это может быть отдельный индивид, а может быть и вся Вселенная в целом.
Последние открытия в области физики однозначно показали, что в природе существует некая среда, заполняющая все пространство - физический вакуум, который может порождать из себя все материальные объекты и поля. То есть вся Вселенная оказывается единой, цельной субстанцией, объединяющей все свои части через физический вакуум.
В связи с этим еще более актуальное значение приобретает вопрос о так
называемом психологическом пространстве-времени, которое характеризует пространственно-временные перцептивные структуры, связанные с восприятием человека. К перцептивным полям относятся визуальные, слуховые, вкусовые и т.д. Обнаружены неоднородность перцептивного пространства, его асимметрия, эффект обратимости времени в бессознательных и медитативных процессах. Возможно также синхронное проявление идентичных психических переживаний у двоих или нескольких индивидов!
Психика человека по сей день остается неизученной областью человеческого бытия. Еще несколько лет назад сознание человека рассматривалось как «идеальное отражение материального мира». Многие ученые до сих пор с опаской относятся к проявлениям психики человека, считая эксперименты в данной области ненаучными, поскольку в них не наблюдается строгой повторяемости. Но ведь, если не показывает телевизор, мы не сомневаемся в законах радиотехники, а ищем неисправность в телевизионном приемнике. Человек же является такой «сложной машиной», что учесть все его «неисправности» просто невозможно. К тому же многих вещей мы еще не знаем.
Несмотря на это, строго поставленные и научно обоснованные эксперименты, проведенные в Санкт-Петербурге во главе с ректором института точной механики и оптики профессором Г.Н. Дульневым и в Московском Высшем Техническом Училище, показывают, что мозг оперирует качественно новым видом материи. Психика человека, создавая свое пространство-время, может взаимодействовать с физическим пространством-временем, что приводит к паранормальным и экстрасенсорным явлениям, «которые при таком подходе находят рациональное научное обоснование» [1].
Задача, стоящая перед современной наукой, состоит в том, чтобы выявить возможности углубленного изучения этого вида материи, особенностей его пространственно-
16
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ФИЛОСОФИЯ
временных форм и связей с известными полями и явлениями.
Так, достоверно установлено, что биологические ткани могут испускать электромагнитные волны, электрически заряженные частицы. У людей с повышенной сенсорикой эти виды излучений более интенсивны, причем, могут регулироваться усилием воли. За счет этого они могут оказывать определенное физическое воздействие.
Вопрос о том, каким образом волевое усилие, то есть психическое, воздействует на материальное, достаточно сложен. Один из подходов заключается в том, что психическое, являясь информационным содержанием мозговых кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая. В качестве производящего начала информационной причины выступает структура кода, в которой воплощена информация. Действие психической причины есть цепь кодовых нейродинамических преобразований, каждое из которых реализуется на разных уровнях нервной системы, и формирует управляющий эффект в соответствующей системе человека.
А.Е. Акимов [2] рассматривает сознание, психику человека как особую форму материи, которая имеет свой материальный носитель. Тогда оказывается, что вообще невозможно оторвать сознание от материи, невозможно противопоставлять материальное и идеальное. Они являются неразрывными, различными проявлениями одной и той же реальности. При таком подходе для объяснения воздействия психики на физическое пространство-время (различных паранормальных явлений) необходимо ответить на вопрос, что это за новая форма материи и каким образом она может взаимодействовать с полем и веществом.
Как отмечается в работе А.П. Дуброва и В.Н. Пушкина, кажущиеся парадоксы парапсихологических явлений представляют собой пробелы в сегодняшнем естествознании и так же, как парадоксы современной физики, являются просто еще
непознанными ее закономерностями. Поэтому парапсихология нуждается в тесной связи с физикой, в открытом обращении к ее проблемам и задачам, ибо они одновременно являются проблемами современной физики [3].
На данном этапе развития естествознания физика приступила к изучению этих сложнейших проблем и в скором времени даст ответы на вопросу о природе психологического пространства-времени и о его взаимодействии с физическим.
Несмотря на различные подходы к пониманию взаимодействия психического и физического, необходимо признать, что, функционируя как целостная система, Человек в то же время является составляющей более сложной системы, и должен соотносить свое воздействие с развитием всей окружающей его материй.
Таким образом, проблема экологии может рассматриваться как составляющая часть более сложного и глобального процесса самоорганизации материи во Вселенной. Нарушение принципов саморазвития и целостности материи на уровне планетарного масштаба ведет к экологическим проблемам и ставит вопрос о выживании нашей цивилизаций на Земле.
Но не приведет ли такое непонимание единства мироздания к тому, что деятельность человека как физическая, так и психическая, идущая вразрез с Законами саморазвития материи, приведет к последствиям, которые окажут негативное воздействие на всю Вселенную.
Поэтому осознание и понимание законов самоорганизации материи имеет крайне важное значение для дальнейшей жизни земной цивилизации.
Библиографический список
1. Дульнев, Т.Н. Регистрация явлений психокинеза (телекинеза) / Т.Н. Дульнев // Сознание и физическая реальность. - 1998. - Т 3. - № 3. - С. 49-56.
2. Акимов, А.Е. Облик физики и технологии в начале XXI века / А.Е. Акимов. - М., 1999.
3. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1990.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
17