Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА, КРУПНЕЙШЕГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА РОССИИ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕФТЕПЕРЕВАЛКИ НА СОСТОЯНИЕ ХВОЙНЫХ В ОКРУЖАЮЩИХ ЛЕСАХ'

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА, КРУПНЕЙШЕГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА РОССИИ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕФТЕПЕРЕВАЛКИ НА СОСТОЯНИЕ ХВОЙНЫХ В ОКРУЖАЮЩИХ ЛЕСАХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОДУКТЫ / КЛИМАТ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ / ТЕХНОСФЕРА ПОРТА / ТАНКЕРА / МОЖЖЕВЕЛЬНИК / СОСНА КРЫМСКАЯ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ХВОЮ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куликова В.В., Дьякова В.С.

В статье рассмотрены вопросы техносферного воздействия перевалки сырой нефти и нефтепродуктов, оценки жизненного состояния лесных хвойных культур в пригородной зоне Южной Озерейки города Новороссийска. В качестве основных параметров выбраны основные морфологические показатели состояния третичных можжевельников как характерных растений района. Отмечено изменение приростов осевого побега, количества и длины хвои, некротические и окончательно сухие деревья под воздействием нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Куликова В.В., Дьякова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF NOVOROSSIYSK, RUSSIA''S LARGEST TRANSPORT HUB AND THE IMPACT ON THE STATE OF THE OIL TRANSSHIPMENT OF CONIFERS IN THE SURROUNDING FORESTS

The article discusses the impact technospheric transshipment of crude oil and petroleum products, evaluation of the life offorest conifer cultures in a suburban area south of the city of Novorossiysk Ozereyka. The main parameters of selected basic morphological indicators of the state of tertiary junipers as a typical area plant. Marked change in increments of axial escape, the number and length of the needle, and finally necrotic dead trees exposed to petroleum products.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА, КРУПНЕЙШЕГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА РОССИИ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕФТЕПЕРЕВАЛКИ НА СОСТОЯНИЕ ХВОЙНЫХ В ОКРУЖАЮЩИХ ЛЕСАХ»

Таким обратом, можно обеспечить воздействие на развитие янтеллектуальной активности персонала не меньше, чем за счет опитальных инвестиций в образование и квалификацию, однако с меньшими затратами ресурсов (как материальных, так и нематериальных), и более быстрым результатом.

Литература:

1. Анискнна IO.II. Управление организацией [Текст]: Омега-Л: •1-е изд.. стер. М. 2014. 360 с.

2. Белковскнй А.К. Перспективы развития стратегического ■ правления персоналом в России и за рубежом [Текст] / Менеджмент 9 России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. % - 112.

3. Ьухалков М.И. Управление персоналов [Текст]: М.: ИНФРА-М, 2012. 368 с

4. Добровинский A.II. Управление персоналом в организации [Текст]: Томск: ТГ1У, 2013. - 416 с.

5. Кибанов А.Я.. Баткаева H.A.. Митрофанова Е.А.. Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М. 2013. С. 2-6.

6. Мухин В.И. Основы теории управления М: ИНФРА-М. М. 2014. 256 с.

7. Прохорова М.В. Структура мотивации трудовой деятельности как фактор эффективного взаимодействия работодателя и работника [Текст] / экономика. - 2012. -№ 3. - С. 111 - 116.

8. Райт U.M. Человеческие ресурсы и ресурсная концепция фирмы [Текст] Российский журнал менеджмента. - 2015. - № I. -С. 113- 138.

9. С'агитдинов М.Ш. Оценка эффективности работы персонала [Текст] / Деньги и кредит. 2012. № 6. С. 38 - 45.

10. Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебное пособие/ ТК Велби. 11роспект, 2013. - 240 с.

11. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. [Текст]: М.: ГроссМелиа. РОСБУХ. 2015. - 400 с.

12. Чернопятов A.M. Маркетинг: учебник/А.М. Чернопятов -М.: Издательство «Палеотип», 2015-348с.

13. Чернопятов A.M. Теория организации: учебное пособие/А.М. Чернопятов. В В. Попова.-М.: Издательство «Палеотип». 2015.-316с.

УДК 504.054:630.11

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА, КРУПНЕЙШЕГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА РОССИИ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕФТЕПЕРЕВАЛКИ НА СОСТОЯНИЕ ХВОЙНЫХ В ОКРУЖАЮЩИХ ЛЕСАХ

Куликова В.В., ученица 9 класса ЧОУ «Гимназии № I». г. Новороссийска Дьнкона B.C.. учитель биологин ЧОУ «Гимназии №1», г. Новороссийска

В статье рассмотрены вопросы техносферного воздействия перевалки сырой нефти и нефтепродуктов, оценки жизненного состояния н гных хвойных культур в пригородной зоне Южной Озерейки города Новороссийска. В качестве основных параметров выбраны основные иорфологические пока затели состояния третичных можжевельников как характерных растенийрайона. Отмечено изменение приростов х евого побега, количества и длины хвои, некротические и окончательно сухие деревья под воздействием нефтепродуктов.

Ключевые с.шва: нефтепродукты, бора, климат черноморского побережья, техносфера порта, танкера, можжевельник, сосна крымская, морфологические показатели, воздействие на хвою.

ECOLOGY OF NOVOROSSIYSK, RUSSIA'S LARGEST TRANSPORT HUB AND THE IMPACT ON THE STATE OF THE OIL TRANSSHIPMENT OF CONIFERS IN THE

SURROUNDING FORESTS

Kulikova V., a pupil of the 9th class of the Gymnasium No. 1, Novorossiysk Dyakova V.. a biology teacher of the Gymnasium No. I. Novorossiysk

The article discusses the impact technospherie transshipment ofcrude oil and petroleum products, evaluation of the life of forest conifer cultures ai a suburban area south of the city of Novorossiysk Ozereyka. The main parameters of selected basic morphological indicators of the state of :crtiaiy junipers as a typical area plant. Marked change in increments of axial escape, the number and length of the needle, and finally necrotic dead trees exposed to petroleum products.

Keywords: oil. boron, climate of the Black Sea coast, the port of the technosphere. tanker, juniper, Crimean pine, morphological indices. the impact on the needles.

Город Новороссийск-очень необычный и специфический центр урбанизации и в то же время техносферакруиного транспортного морского комплекса. Наряду с проблемами крупного города нагружающего экологию загрязнениями от работы автотранспорта, исорением от жизни тысяч людей, заводов.в Новороссийске функционирует крупнейший в России морской торговый порт, с .;гмснтом нефтеналива углеводородов на экспорт, с выбросами в процессе перевалки на танкера попутных нефтяных газов, абгаэов из танков транспортных судов, в «сухом» порту запыленностью от -еревалкн зерна, навалочных грузов, угля, химических минеральных одобрений и других генеральных грузов.

На берегу Цемесской бухты, которая сверху напоминает под-Еову, раскинулся город-герой Новороссийск. Такое выгодное географическое положение повлияло на будущее города, ведь именно цесь находится крупнейший внекатегорнйный морской торговый -орт. Бухта имеет длину 28 км. а ширина достигает 11 км. Все это 1зст возможность заходить в порт даже крупным морским судам -?уэовместнмостью до 150 тысяч тонн и максимальной осадкой до 9 м. Одна сторона бухты уходит глубоко в море, а вторая начало Мархотского хребта. Именно в районе I (овороссийска берут начало Кавказские горы.

Природа распорядилась так . что с определенной периодичностью город очищает Норд-Ост или «Бора» ветер с северо-востока выметающий все загрязнения из порта и города, далеко в море.

Даже воду в бухте закручивает против часовой стрелки течениями так. что она сбрасывается на глубины до 700 метровых изобат.

Климат в Новороссийске очень уникален. При «Боре» сухой и холодный, при «Моряке» (Юго-западные направления) влажный и теплый. Вот так и поддерживается природное экологическое равновесие выдувается пыль и загазованность и смывается обильными ливнями в период «моряка» грязь с территории города и порта. В общем климат- сухие субтропики, их северная граница.

Новороссийск - портовый и промышленный город на черноморском побережье России. Здесь сходятся транспортные артерии, по которым из страны поступают на экспорт: нефть, пшеница, продукты химического синтеза, металлопрокат, другие промышленные товары. Из порта через Новороссийск пролегли нефтепроводы, железные дороги, автомагистрали: по ним в другие регионы страны доставляются продукты, импортируемые со всех континентов. Па терминалах и причалах ежегодно переваливается более 140 млн. тонн грузов, почти половину из них составляют нефтепродукты. По трубам перекачивается около 50 млн. тонн углеводородов АК

INNOVATIVE ECONOMY | №3 2016 | 57

«Транснефть» и 67 млн. т трубопроводом КТК-Р. Вагонооборот порта превышает 300 тысяч единиц подвижного состава. Свыше 10 ООО судов проходит при этом через акваторию Цемесской бухты: в ее северной части сосредоточены портовые сооружения. В городе работает крупнейший цементный комплекс. Более 4-х млн. тонн этого «хлеба» строительной индустрии получают из мергеля, запасы которого сконцентрированы в недрах прилегающих к городу гор.

11омимо банальных для большинства российских городов проблем с парковкой, мусором, благоустройством и дорогами, в Новороссийске есть свои, уникальные проблемы. Например, эколог ия. С ней в Новороссийске не все хорошо. На небольшой город приходится много морских терминалов, заводов, особенно цементных. Они постоянно выбрасывают в воздух тонны пыли, н в результате в восточных районах . белой пылыо покрыты дороги и деревья. Каждый день в порт и город приезжают десятки грузовых машин, улицы постоянно перегружены, а ешй новороссийские очистные н канализационные сооружения изношены и требуют ремонта.

И все же загрязненность от автотранспорта велика и актуальна. Помимо городского и технологического автотранспорта через город проходят две транзитных автотрассы общероссийского значения: порт Кавказ-Сочи(Е-295 и М-25 Краснодар-Сочи).

В основной учебно-научной работе «Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных» была рассмотрена. оценена и проанализирована экологическая нагрузка на зеленые насаждения от воздействия автотранспорта в различных районах города. Известно, что на загрязнение окружающей среды наиболее сильно реагируют хвойные древесные растения. Характерными признаками неблагополучия окружающей среды и особенно газового состава атмосферы служат появление у них различного рола хлорозов и некрозов, а также стерильность семян. Все это специфические признаки, однако, в совокупности дают объективную картину экологической нагрузки на биосферу района.

Вместе с тем наиболее удручающее впечатление производят постоянные выбросы от попутных п нефтяных газов, а также абгазов в процессе налива в танкера на погрузке на выносных причальных устройствах (ВНУ) в Южной Озерейке (Юго-Западная часть города Новороссийска.

В данном районе функционирует Рейдовый терминал морского порта КТК-Р по перевалке до 67 млн. т в год сырой нефтн. На рейдовых причалах отсутствуют технологические системы улавливания выбрасываемых в процессе погрузки газов. 11ри южном ветре газо-воздушный поток пролегает 4 км над морем и охватывает прибрежные сопки покрытые можжевеловыми лесами (третичный можжевельник, предок сосны крымской и сосны черноморской).

При сильной влажности (летом до 82%. зимой до 65%) нефтяные и танкерные газы превращаются в кислоты и убивают растительность.

Даже визуально ранее темно-зеленые склоны гор, стали «рыжие» от засохшей растительности.

При розе ветров в районе Южной Озерейкн, в течении года ветры южной направленности составляют: от 55 до 60%.

Сегмент выброса вредных газов на территорию берега достигает по глубине до 20-22 км. а по максимальной ширине до 15 км с учетом защитных влияний рельефа местности.

Таким образом невосполнимые потери можжевельннков в

Абраузском заказнике составляет до 330 квадратных км или приняв что одно дерево растет примерно па 12 кв.м плошади получим 180 тыс. деревьев. Как правило, страдают сопутствующие биологические компоненты: травы, кустарники, животные, насекомые (и медоносные) и прочее.

Как не навредить природе и не остановить i |аучно-технологический прогресс.

Правило простое: технологии должны быть экологически чистыми.

При перевалке нефти должны работать станции дожита нефтяных и сопутствующих газов, с последующей нетрализацней остатков до нейтральных выбросов. А остатки обмыва труб и мапифолдов собираться для последующей нейтрализации.

При рассмотрении и анализе хвои сосны крымской и можжевельннков в сегменте покрытия воздушно-газового потока ветров от заливаемого танкера сырой нефтью, явно видится на хвоинках красно-коричневые некротические явления, в последующем влекущие высыхание дерева и его гибель.

Одновременно на склонах противоположных секторальному ветру хвоя можжевельннков не имеет или незначительно имеет поражение (одиночные хлорозы).

Метод биоиндикации примененный для определения загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны крымской и третичного можжевельника показывает сильнейшую техносферную нагрузку на экологию района налива танкеров сырой нефтью. Рейдовый комплекс. не имеющий систем для утилизации сопутствующий газов, которые напрямую выбрасываются в атмосферу влечет достаточно весомый урон окружающей среде.

Таким образом, необходимо немедленно принять меры для ликвидации ущерба окружающей среде от влияния недоработанной технологии перевалки нефтн на ВПУ.

Как вариант отвести далее в море на безопасное расстояние обеспечивающее естественную очистку газов.

Литература:

1.Алексеев C.B. и другие. Практикум по экологии. - М: АО МДС. 1996

2.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учсбно-метод. Пособис.М.: АГАР. 2000

3.Ьиоиндикация загрязнения наземных экосистем /Под ред. Р. Шуберт. М.: Мир.1988.

4.Дорохнна Л.H и другие. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. - М.: Просвещение. 1986.

5.Литвинов Н.И. Экологический словарь. Иркутск. 2003.

б.Энциклопеднческий словарь юного биолога /Сост. Аспиз М.Е..

Москва, Педагогика. 1986 .

7.И.Ф.Глумов. М.В.Кочетков, А.В.Комаров.К.М. Шпмкус, А.Ю. Глебов.

Техногенное загрязнение и процессы естественного самоочищения Прнкавказской зоны Черного моря,- М.: Недра, 1996.

8.http://opace.rWa/hirnicheskiy_sostav_vozduha

9.http://foto-p!aneta.com

10.https://www.gismeteo.ru/diary/

11 .http://ru.wikipedia.orq

58 INNOVATIVE ECONOMY I №3 2016 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.