Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / УЩЕРБ / ВОЗМЕЩЕНИЕ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОДЕКС / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

В статье рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан. Автор указывает, что государство создает условия для применения мер, предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду. Но несмотря на это, на практике экологическая ситуация остается сложной, прежде всего, вследствие ненадлежащего соблюдения субъектами норм экологического законодательства Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AT THE PRESENT STAGE

The article considers some theoretical and practical aspects of social relations in the field of environmental protection in the Republic of Kazakhstan. The author points out that the state creates conditions for the application of measures that prevent negative impacts on the environment. But in practice, the environmental situation remains difficult, primarily due to improper compliance by the subjects of the environmental legislation of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_190 УДК 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

AT THE PRESENT STAGE

ЧУРСИНА Антонина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Красноярского государственного аграрного университета. 660017, Россия, г. Красноярск, ул. Ленина, 117. ORCID: 0000-0002-9679-986X. E-mail: chursina1304@mail.ru;

CHURSINA Antonina Sergeevna,

senior lecturer of civil law and process sub-faculty of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 117, Lenin str., Krasnoyarsk, Russia, 660017. ORCID: 0000-0002-9679-986X. E-mail: chursina1304@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан. Автор указывает, что государство создает условия для применения мер, предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду. Но несмотря на это, на практике экологическая ситуация остается сложной, прежде всего, вследствие ненадлежащего соблюдения субъектами норм экологического законодательства Казахстана.

Abstract. The article considers some theoretical and practical aspects of social relations in the field of environmental protection in the Republic of Kazakhstan. The author points out that the state creates conditions for the application of measures that prevent negative impacts on the environment. But in practice, the environmental situation remains difficult, primarily due to improper compliance by the subjects of the environmental legislation of Kazakhstan.

Ключевые слова: экологические правоотношения, ущерб, возмещение, судебная практика, Экологической кодекс, Казахстан.

Keywords: environmental legal relations, damage, compensation, judicial practice, Environmental Code, Kazakhstan.

Для цитирования: Чурсина А.С. Экологическое законодательство Республики Казахстан на современном этапе // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 190-192. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_190.

For citation Chursina A.S. Environmental legislation of the Republic of Kazakhstan at the present stage // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 190-192. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_190.

Статья поступила в редакцию: 11.07.2023

В 2013 г. в Казахстане была принята Концепция по переходу к «зеленой экономике» до 2050 г., согласно которой мероприятия по переходу осуществляются в направлениях рационального использования водных ресурсов, развития устойчивого и высокопродуктивного сельского хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности, развития электроэнергетики, утилизации отходов [1]. В исследованиях, посвященных вопросам экологической политики, отмечается, что решение вопросов экологии требует проявления политической воли [2].

02 января 2021 г. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал Экологический кодекс РК (далее - ЭК РК). Изменения, содержащиеся в ЭК РК направлены на улучшение экологической ситуации в Казахстане [3]. Основная концепция ЭК РК направлена на приближение норм экологического регулирования к общепринятым экологическим стандартам с учетом лучшей международной практики.

В ходе разработки кодекс широко обсуждался с общественностью и бизнес-сообществом в регионах. Было получено более 2000 предложений. Некоторые из них были включены в ЭК РК.

В январе 2021 г., в своем выступлении министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан М. Мырзагалиев на брифинге ОКС «О мерах по реализации задач, поставленных в Послании от 01 сентября 2020 года» назвал новый ЭК РК реформистским. Он разработан с учетом передового опыта Организации экономического сотрудничества и развития и стран Европы в области экологического регулирования.

В ЭК РК были введены новые методы оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), упрощена процедура прохождения экологической экспертизы. Согласно ЭК РК только крупные предприятия первой категории проходят обязательную процедуру ОВОС. Таким образом, акцент сделан на действительно экологически опасных объектах. До этого все природопользователи проходили процедуру ОВОС.

В ЭК РК регламентирована плата за выбросы в окружающую среду. Предусмотрено, что 100% экологических платежей должны расходоваться на природоохранную деятельность. До принятия нового ЭК РК законодательством была не предусмотрена обязанность расходовать полученные за выбросы платежи на природоохранные мероприятия. Это привело к тому, что на экологию в среднем направлялось лишь 45% (2019 г. - 87 млрд. тенге) средств, поступающих акиматам. При этом в некоторых регионах на природоохранную деятельность тратилось не более 10% платежей за выбросы [4].

Так же в Республике Казахстан Постановлением Правительства утверждена «Концепция развития экологической сферы на 2021-2025

годы» [5].

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

В республиканских СМИ в декабре 2020 г. указывалось о благоприятном влиянии карантина по COVID-19 на экологическую ситуацию в Казахстане, а именно о сокращении вдвое количества экологических преступлений. Так, в январе-октябре 2020 г. в стране было зарегистрировано 626 случаев, что в 2 раза меньше, чем в 2019 г. В соответствующем периоде прошлого года таких нарушений зарегистрировано 1,3 тысячи, что на 5,7% меньше, чем годом ранее. Наибольшее количество экологических правонарушений по регионам зарегистрировано в Атырауской области: 101 случай, +12,2% за год. В тройку лидеров вошли Западно-Казахстанская (74 случая, +29,8%) и Мангистауская область (64 случая, -29,7%). Меньше всего нарушений зарегистрировано в Алматы (3 случая), Нур-Султане (7 случаев) и Шымкенте (8 случаев) [6].

Однако, в июне 2022 г. официальный представитель Генпрокуратуры Республики Дархан Дуйсембай отметил, что количество нарушений природоохранного законодательства в стране с каждым годом увеличивается [7].

В ЭК РК на основе принципа «Загрязнитель платит и восстанавливает» предусмотрены меры по предотвращению и контролю загрязнения, а также ответственность за возмещение ущерба, причиненного окружающей среде. Так, если нанесен ущерб окружающей среде, приро-допользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального состояния. Статья 321 ЭК РК императивно обязывает правонарушителя, при осуществлении прав действующего недобросовестно [8], возместить экологический ущерб в случае его причинения.

Так, решением суда г. Нур-Султана взыскан с ТОО в доход государства ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 46 492 444 тенге [9], поскольку в добровольном порядке ТОО ущерб не возместило.

ТОО осуществляло деятельность в месторождениях Казахстана (Восточно-Казахстанская область) по недропользованию на основании контрактов на добычу медно-цинковых и полиметаллических руд.

В соответствии с актом о назначении профилактического контроля Департаментом экологии по Восточно-Казахстанской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее - Департамент) проведен профилактический контроль в Иртышском производственном комплексе ТОО по соблюдению норм экологического законодательства в области охраны окружающей среды за период с 01.05.2019 по 13.10.2020. В ходе проведения профилактического контроля специалистами Департамента установлены превышения норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ по ионам: сульфатов в 9,3 раза; аммония в 72,9 раза; нитратов в 4,6 раза; нитритов в 5,0 раза, нефтепродуктов в 14,3 раза, меди в 6,2 раза, кадмия в 4,3 раза, марганца в 11,7 раза, цинка в 19,0 раза, кальция в 3,5 раза на выпуске №2 при сбросе шахтных вод Иртышской шахты Иртышского производственного комплекса ТОО.

С учетом изложенного Департаментом выдано ТОО предписание о добровольном возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в сумме 46 492 444 тенге.

Расчет ущерба был произведен Департаментом в соответствии с формулой, предусмотренной Правилами установления экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, утвержденными Постановлением Правительства РК от 27.06.2007 № 535 [10] (на момент публикации статьи утратило силу постановлением Правительства РК от 21.07.2022 № 512 [11]) и требованиями Нормативного постановления ВС РК от 25.11.2016 № 8 «О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам».

В данном примере, исходя из указанных норм экологического законодательства, следует, что сам факт сверхнормативных выбросов в окружающую среду влечет причинение ущерба, вследствие чего нет необходимости Департаменту представлять доказательства, подтверждающие деградацию, истощение природных ресурсов или гибель живых организмов.

Таким образом, Республика Казахстан создает условия для применения мер, предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду, то есть механизм «профилактики». Но несмотря на это на практике остается ряд проблем связанных, прежде всего, с ненадлежащим соблюдением субъектами экологического законодательства. Так, в мае 2023 г. депутат Сената Парламента РК от Актюбинской области назвал загрязнение воздуха сероводородом одной из главных экологических проблем региона [12]. Причиной тому являлись устаревшие очистные сооружения, которые были сданы в эксплуатацию более 40 лет назад.

Библиография:

1. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (дата обращения: 01.05.2023).

2. Экологическое законодательство Казахстана: инновации и изменения в бремени ответственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://strategy2050.kz/news/aza-standa-y-ekologiya-za-namasy-zha-ashyldy-pen-zhauapkershilik-zh-gindegi-zgerister-/ (дата обращения: 01.05.2023).

3. Новый экологический кодекс: Полный текст доклада министра окружающей среды https://kaz.zakon.kz/5053083-ekologiya-ministr-n-zha-a-ekologiyaly.html (дата обращения: 01.05.2023)

4. Концепция развития экологической сферы Республики Казахстан на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/detaNs/163122?lang=ш&ysdid=lex4hbzyr3977420128 (дата обращения: 01.05.2023).

5. Карантин идет на пользу окружающей среде: количество экологических преступлений сократилось вдвое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://24.kz/kz/zha-aly-tar/o-am/item/440891 -lokdaun-ekologiya-a-pajdasyn-tigizdi-ekologiyaly-y-b-zushyly-tar-sany-eki-ese-azajdy (дата обращения: 01.05.2023).

6. Дюсенов Е.А. Актуальные вопросы экологизации законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ш/artide/n/aktualnye-voprosy-ekologizatsii-zakonodatelstva (дата обращения: 01.05.2023).

7. Экологическое законодательство часто нарушается [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://egemen.kz/artide/315527-ekologiyalyq-zanhnama-dgii-buzylady (дата обращения: 01.05.2023).

8. Демешко А.С., Чурсина А.С. Добросовестность в системе основных начал гражданского законодательства // В сборнике: Молодежь Сибири - науке России. материалы международной научно-практической конференции. Красноярск. 2018. С. 38-40.

9. Решение суда г. Нур-Султана от 18.06.2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz (дата обращения: 01.05.2023).

10. Об утверждении Правил экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды: Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.06.2007 N 535 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P070000535_ (дата обращения: 01.05.2023).

11. О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан: Постановление Правительства Республики Казахстан от 21.07.2022 № 512 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000512#z10 (дата обращения: 01.05.2023).

12. Сенат депутаты А^тебедеп экологияльщ проблемаларды атады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.inform.kz/kz/senat-deputaty-aktobedegi-ekologiyalyk-problemalardy-atady_a4068879 (дата обращения: 01.05.2023)

13. Чурсина А.С. Некоторые аспекты привлечения к трудовой деятельности граждан Республики Беларусь в России // Вестник СевКавГТИ. 2017. 3 (30). С.

101-103.

14. Чурсина А.С. Интеграция граждан Республики Беларусь в российском трудовом пространстве // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 41 (85). С. 8-10.

References:

1. On the Concept for the transition of the Republic of Kazakhstan to a "green economy" [Electronic resource]. - Access mode: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (date of access: 05/01/2023).

2. Ecological legislation of Kazakhstan: innovations and changes in the burden of responsibility [Electronic resource]. - Access mode: https://strategy2050.kz/news/aza-standa-y-ekologiya-za-namasy-zha-ashyldy-pen-zhauapkershilik-zh-gindegi-zgerister-/ (date of access: 05/01/2023).

3. New environmental code: Full text of the report of the Minister of the Environment https://kaz.zakon.kz/5053083-ekologiya-ministr-n-zha-a-ekologiyaly.html (Date of access: 05/01/2023)

4. The concept of development of the ecological sphere of the Republic of Kazakhstan for 2021-2025 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/163122?lang=ru&ysclid=lex4hbzyr3977420128 (date of access: 05/01/2023).

5. Quarantine benefits the environment: the number of environmental crimes has halved [Electronic resource]. - Access mode: https://24.kz/kz/zha-aly-tar/o-am/item/440891 -lokdaun-ekologiya-a-pajdasyn-tigizdi-ekologiyaly-y-b-zushyly-tar-sany-eki- ese-azajdy (date of access: 05/01/2023).

6. Dyusenov E.A. Topical issues of ecologization of legislation [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-ekologizatsii-zakonodatelstva (date of access: 05/01/2023).

7. Environmental legislation is often violated [Electronic resource]. - Access mode: https://egemen.kz/article/315527-ekologiyalyq-zanhnama-dgii-buzylady (date of access: 05/01/2023).

8. Demeshko A.S., Chursina A.S. Conscientiousness in the system of the main principles of civil legislation // In the collection: Youth of Siberia - the science of Russia. materials of the international scientific-practical conference. Krasnoyarsk. 2018. S. 38-40.

9. Decision of the court of Nur-Sultan dated 06/18/2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://online.zakon.kz (date of access: 05/01/2023).

10. On approval of the Rules for the economic assessment of damage from environmental pollution: Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 27.06.2007 N 535 [Electronic resource]. - Access mode: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P070000535_ (date of access: 05/01/2023).

11. On invalidating some decisions of the Government of the Republic of Kazakhstan: Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated July 21, 2022 No. 512 [Electronic resource]. - Access mode: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000512#z10 (date of access: 05/01/2023).

12. Senate deputies Aktobedegi ekologiyalyk problemalardy atady [Electronic resource]. - Access mode: https://www.inform.kz/kz/senat-deputaty-aktobedegi-ekologiyalyk-problemalardy-atady_a4068879 (date of access: 05/01/2023)

13. Chursina A.S. Some aspects of attracting citizens of the Republic of Belarus to work in Russia // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian-Technical Institute. 2017. 3 (30). pp. 101-103.

14. Chursina A.S. Integration of citizens of the Republic of Belarus in the Russian labor space // The Newman in Foreign Policy. 2018. No. 41 (85). pp. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.