Научная статья на тему 'Экологическое загрязнение территорий Арктической зоны Российской Федерации'

Экологическое загрязнение территорий Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
683
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое загрязнение территорий Арктической зоны Российской Федерации»

112 ПРОБА ПЕРА

в-1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МПОА)

Татьяна ХВАСТОВА,

студентка Государственного университета по землеустройству

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Арктический регион имеет огромное геополитическое, стратегическое значение для развития нашей страны. Недостаточная освоенность и развитость данного региона Российской Федерации порождает необходимость разрешения большого количества экономических, правовых, социальных и других возникающих проблем в этой зоне. Наличие же этих проблем, в свою очередь, порождает новые для нас цели и задачи: использование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в качестве стратегической природоресурсной базы страны, привлечение профессиональных трудовых кадров, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики1.

Развитие и освоение Арктической зоны важно не только для интересов Российской Федерации, но и для интересов всего мирового сообщества. Будущее всего человечества тесно связано с развитием и использованием ресурсов Арктики.

В соответствии с Указом Президента от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в АЗРФ входят:

1. Территория Мурманской области.

2. Территория Ненецкого автономного округа.

3. Территория Чукотского автономного округа.

4. Территория Ямало-Ненецкого автономного округа.

5. Территория муниципального образования городского округа « Воркута» (Республика Коми).

6. Территория Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Буулнского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия)).

7. Территория городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край).

8. Территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинский», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинский» (Архангельская область).

9. Земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорий Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР2.

© Т. Хвастова, 2016

Российская Арктика — территория права: альманах. Выпуск II. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты / С. Е. Нарышкин [и др.] ; Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М., Салехард : Юриспруденция, 2015.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ст. 2136.

ЗО лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции

1 /201 6

2

в

ШШМ1Ж Хвастова Т.

УНИВЕРСИТЕТА Экологическое загрязнение территорий ||3

имени o.e. кугафина(мгюА) Арктической зоны Российской Федерации

Как мы видим, в состав АЗРФ входят огромные территории нашей страны. В АЗРФ интенсивное хозяйственное освоение при устарелости и изношенности оборудования порождает те же экологические проблемы, что и во всей России. При этом в силу уязвимости экосистем Арктики сами экологические трудности возведены в самую высокую степень. С каждым годом они обостряются все больше и больше из-за накопленного десятилетиями экологического вреда, причины которого кроются не только в захоронениях радиоактивных веществ или нефтяных разливах.

В свое время промышленное освоение не было в должной мере продумано с точки зрения охраны природы. В итоге, промышленность подрывает основы традиционного природопользования, например оленеводства. Концентрация тяжелых металлов вокруг предприятий такова, что полярная растительность (карликовые березки, морошка) повсеместно деградирует, а техника безжалостно ее уничтожает. В ряде арктических регионов Российской Федерации сточные воды очищаются нормативным образом только на 1%. Браконьерство изводит охотничьи и рыбные запасы страны. И без того маломощные северные почвы не могут обеспечить свое воспроизводство. Повсюду имеются разрушения ландшафта и рельефа.

Однако особых акцентов на защите АЗРФ законодатель не делает, отдельного органа государственной власти, в чьи задачи входило бы решение соответствующих вопросов, нет.

Необходимость сформировать прочную нормативную правовую базу, регулирующую деятельность в Арктике, сохраняется. Министерство регионального развития Российской Федерации разработало проект Федерального закона « Об Арктической зоне Российской Федерации», который был опубликован 23.01.2013 г Но этот проект так и остался проектом. Представляется возможным привлечение внимания законодателя к сложившейся ситуации. Хотелось бы отметить, что Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации активно содействует этому. На базе Института за последние два года было выпущено два альманаха под названием «Российская Арктика — территория права», в которых излагаются самые острые и актуальные проблемы арктических территорий и возможные пути их решения.

К сожалению, многоцелевое и крупномасштабное промышленное освоение территории Севера сопровождается нанесением значительного ущерба земельным ресурсам. Наибольший урон при этом наносится оленьим пастбищам. Промышленное развитие районов, где всегда было развито оленеводство, ведет к их загрязнению, ухудшению качественного состояния, уменьшению запасов кормов, что приводит к чрезмерной перегрузке поголовья оленей на пастбищах, уничтожению ягельного корма и выводу оленьих пастбищ из оборота. Площадь деградированных в разной степени оленьих пастбищ сейчас составляет более 250 млн га (по данным на 2010 г.). Общая же площадь оленьих пастбищ — 335,2 млн га (из них 141,5 млн га предоставлено в использование сельскохозяйственным предприятиям и еще 5,5 млн га гражданам, занимающимся

оленеводством, — данные Росреестра на 2013 г.)3. □

Т1

3 Липски С. А. Организация землепользования в Арктической зоне: необходимость соблю- ^

дения баланса интересов. 2014. ПЕРА*

1/2Q16 30 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции

>

114

ПРОЬА ПЕРА

"Т^ЕСТНИК

Ш Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

На территории АЗРФ находятся многочисленные «горячие точки» с источниками загрязнения и иного техногенного воздействия на окружающую среду. Под «горячей точкой» понимается технический, природно-технический объект, являющийся источником загрязнения окружающей среды, или локальный природный участок (объект, территория), который загрязнен и является источником сверхнормативного загрязнения и изменения качества окружающей среды4.

В соответствии с рядом решений Правительства РФ с 2010 г. развернута поистине широкомасштабная работа по очистке и восстановлению нарушенных и загрязненных территорий АЗРФ. В частности, такие работы проводятся на о. Белый (Ямало-Ненецкий АО), о. Врангеля (Чукотский АО) и на других территориях АЗРФ. Арктическое побережье России от Мурманска до Певека, многие острова АЗРФ усеяны грудами металлического мусора: брошенные заржавевшие суда, контейнеры, залежи двухсотлитровых бочек и огромные цистерны из-под нефтепродуктов. По некоторым подсчетам в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана находится до 4 млн тонн промышленного и строительного мусора, а также от 4 до 12 млн железных бочек5.

Природа Арктики не в состоянии переработать накопленное экологическое загрязнение даже за сотни и тысячи лет. Возникла проблема накопленного экологического ущерба (НЭУ), которую следует отнести к одной из основных экологических проблем арктического региона.

Проблема НЭУ нашла отражение в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года», утвержденной Президентом В. В. Путиным в феврале 2013 г

Для выхода из сложившейся ситуации представляется возможным решение таких проблем НЭУ в АЗРФ:

— очистка акваторий арктических морей и рек от брошенных и затопленных объектов, а также очистка акваторий от особо опасных загрязняющих веществ;

— подготовка, вывоз и утилизация брошенной бочкотары из-под нефтепродуктов и других опасных веществ;

— вывоз и утилизация металлолома, брошенного оборудования, различных транспортных средств;

— демонтаж, вывоз и утилизация устаревших и утраченных радиоизотопных термоэлектрических генераторов, создающих угрозы радиационного загрязнения прибрежных территорий и акваторий арктических морей;

— удаление и утилизация ртутьсодержащих отходов;

— ликвидация отвалов горнопромышленных комбинатов;

— ликвидация нефтяного загрязнения и рекультивация загрязненных нефтью земель и др.

В АЗРФ было выделено 27 приоритетных районов (11 — на суше и 16 — в морях и прибрежной зоне), где уже наблюдается сильнейшая трансформация

Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации (одобрена Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации, протокол от 19.06.2009 № 2 (11, раздел 1, пункт 2). М. : Минэкономразвития России, 2009.

Соколов Ю. И. Арктика: к проблеме накопленного экологического ущерба // Арктика: экология и экономика 2013. № 2 (10).

ол

ЗО лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции 1 /201 В

4

"Т^ЕСТНИК

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Хвастова Т.

Экологическое загрязнение территорий Арктической зоны Российской Федерации

115

естественного геохимического фона, загрязнение атмосферного воздуха, деградация растительного покрова, почвы и грунтов, повышенная заболеваемость на-селения6.

Крайне остро на сегодняшний день стоит проблема утилизации промышленных отходов, миллионами тонн накапливающихся вокруг промышленных предприятий. К примеру, только ОАО «Апатит» ежегодно складирует порядка 30 млн тонн отходов. За весь 75-летний период освоения и эксплуатации хибинских месторождений в хвостохранилищах фабрик ОАО «Апатит» накопилось уже 750 млн тонн хвостов флотационного обогащения.

Старт «уборки» в АЗРФ был дан в 2010 г., когда Владимир Путин побывал на островах Земли Франца-Иосифа. «Гигантскую помойку необходимо ликвидировать в ближайшее время ... нужно организовать генеральную уборку в Арктике», — отметил он тогда. На реализацию государственной программы развития Арктики до 2020 г. Правительство уже выделило 1,5 трлн руб., часть этих средств предусмотрено потратить на обеспечение экологического баланса в регионе. Загрязненные в прошлом территории являются фактором сдерживания экономического роста, причиной снижения экологических рейтингов территорий и, как следствие, барьером для иностранных и отечественных инвестиций. Подсчитано, что на очистку от объектов НЭУ потребуется не менее 8,5 млрд руб. В то же время, по мнению экспертов, только уборка островов Земли Франца-Иосифа может обойтись в 17 млрд руб., а сами работы займут до пятнадцати (!) лет. Однако при этом экономическая выгода не должна ущемлять приоритет экологических норм7.

Думается, что возможность утилизации арктического металлолома довольна оптимистична. Но очистка территории, загрязненной нефтепродуктами, едва ли возможна. К сожалению, даже при условии ликвидации всех объектов НЭУ в количественном и качественном выражении проблема НЭУ останется без существенных изменений. При отсутствии эффективных механизмов борьбы за экологическую чистоту экологические проблемы могут обостриться в еще большем объеме. Серьезность возникших экологических проблем требует от государства должного и повышенного внимания к их решению. Обычный вывоз отходов не решит проблему, а лишь устранит ее внешние проявления, тогда как верный путь — анализ и искоренение причин. Стоит задача — наладить комплексное природопользование с использованием новейших экологически чистых технологий, что позволит на долгие годы сохранить хрупкую экосистему Арктики при ее дальнейшем освоении.

6 Ревич Б. А. «Горячие точки» химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения России. М. : Акрополь ; Общественная палата РФ, 2007.

7 Сиваков Д. О., Конокотин Д. Н. Право и Арктика: экспериментальное научное исследование. ООО «Союз-М», 2011.

1/2016 30 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.