Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экологическое воспитание / бердвотчинг / экологические тропы / одаренные дети / экскурсии / школьные кружки / внеурочная деятельность / факультатив / образовательный процесс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ландык В.М., Ломова В.В., Кольцова Л.А.

Исходя из наличия глобальных проблем человечества, связанных с экологией, вопрос воспитания бережливого отношения к окружающей среде у подрастающего поколения представляется очень значимой. В статье показан теоретический анализ проблемы формирования экологического воспитания школьников. Большое внимание уделяется обзору научных публикаций относительно формирования и развития экологических знаний у обучающихся методом изучения курса «Биология». Выделены современные средства обучения для детей, проявляющих интерес к проблеме экологии. Для формирования экологической культуры ребенка в сфере его образовательной деятельности применяются разные подходы и проекты. В стенах высших учебных заведений разрабатываются и апробируются новые программы внеучебной деятельности, нетрадиционные формы воспитания учеников и формы обучения одаренных детей, описанные в данной работе. Так же авторы уделяют внимание углублённому изучению биологии и экологии во всероссийских центрах и летних лагерях, которые также являются частью внеурочной деятельности обучающихся. Именно такая форма обучения позволяет не только повысить интерес по курсу биологии, но и сформировать активную позицию учеников по сбережению и охране окружающей среды. В статье выделена роль в изучаемом направлении Российского географического общества, чья работа по проведению научных конференций и грантов в области биологических наук становится мотивационным стимулом к исследованию экологии и формированию правильной позиции у школьников. Таким образом, авторы приходят к выводу, что внеурочная деятельность поистине важна, т.к. она способствует развитию личностных качеств нового поколения учащихся, повышению интереса и потребностей у них к экологическим знаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ландык В.М., Ломова В.В., Кольцова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-287-291 NIION: 2018-0076-8/22-931 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1129

ЛАНДЫК Василиса Михайловна,

бакалавр Дальневосточного федерального университета, e-mail: vasilisalandyk022@gmail.com

ЛОМОВА Вероника Васильевна,

бакалавр Дальневосточног о федерального университета, e-mail: Veronika.lomova@inbox.ru

КОЛЬЦОВА Лидия Андреевна,

бакалавр Дальневосточного федерального университета, e-mail: koltsova.lidia2018@yandex.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Исходя из наличия глобальных проблем человечества, связанных с экологией, вопрос воспитания бережливого отношения к окружающей среде у подрастающего поколения представляется очень значимой. В статье показан теоретический анализ проблемы формирования экологического воспитания школьников. Большое внимание уделяется обзору научных публикаций относительно формирования и развития экологических знаний у обучающихся методом изучения курса «Биология». Выделены современные средства обучения для детей, проявляющих интерес к проблеме экологии. Для формирования экологической культуры ребенка в сфере его образовательной деятельности применяются разные подходы и проекты. В стенах высших учебных заведений разрабатываются и апробируются новые программы внеучебной деятельности, нетрадиционные формы воспитания учеников и формы обучения одаренных детей, описанные в данной работе. Так же авторы уделяют внимание углублённому изучению биологии и экологии во всероссийских центрах и летних лагерях, которые также являются частью внеурочной деятельности обучающихся. Именно такая форма обучения позволяет не только повысить интерес по курсу биологии, но и сформировать активную позицию учеников по сбережению и охране окружающей среды. В статье выделена роль в изучаемом направлении Российского географического общества, чья работа по проведению научных конференций и грантов в области биологических наук становится мотивационным стимулом к исследованию экологии и формированию правильной позиции у школьников. Таким образом, авторы приходят к выводу, что внеурочная деятельность поистине важна, т.к. она способствует развитию личностных качеств нового поколения учащихся, повышению интереса и потребностей у них к экологическим знаниям.

Ключевые слова: экологическое воспитание, бердвотчинг, экологические тропы, одаренные дети, экскурсии, школьные кружки, внеурочная деятельность, факультатив, образовательный процесс.

Annotation. Based on the presence of global problems of mankind related to ecology, the issue of educating a thrifty attitude towards the environment among the younger generation seems to be very significant. The article shows a theoretical analysis of the problem of formation of ecological

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

LANDYK Vasilisa M.,

Bachelor of Far Eastern FederalUniversity

LOMOVA Veronika V.,

Bachelor of Far Eastern FederalUniversity

KOLTSOVA Lydia A,

Bachelor of Far Eastern FederalUniversity

ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

education of schoolchildren. Much attention is paid to the review of scientific publications regarding the formation and development of environmental knowledge among students by studying the course «Biology». Highlighted modern teaching aids for children who are interested in the problem of ecology. Different approaches and projects are used to form the ecological culture of the child in the field of his educational activities. Within the walls of higher educational institutions, new programs of extracurricular activities, non-traditional forms of educating students and forms of teaching gifted children, described in this work are being developed and tested. The authors also pay attention to the in-depth study of biology and ecology in all-Russian centers and summer camps, which are also part of the extracurricular activities of students. It is this form of education that allows not only to increase interest in the biology course, but also to form an active position of students in saving and protecting the environment. The article highlights the role of the Russian Geographical Society in the field under study, whose work on holding scientific conferences and grants in the field of biological sciences becomes a motivational stimulus for the study of ecology and the formation of the correct position among schoolchildren. Thus, the authors come to the conclusion that extracurricular activities are truly important, as it contributes to the development of personal qualities of a new generation of students, increasing their interest and needs in environmental knowledge.

Key words: environmental education, birdwatching, ecological trails, gifted children, excursions, school clubs, extracurricular activities, elective, educational process.

Сегодня, как представляется, настало время, когда становится ясно, что спасти природу можно только при формировании гармоничных условий между человеком и его общим домом Землей. С раннего возраста современный человек должен понимать, что только в слаженных отношениях с природой может развиваться человечество. В новых образовательных стандартах неоднократно поднимались вопросы относительно актуальности экологического воспитания для формирования экологической культуры [6; 7; 8; 10].

Одним из основных принципов экологического воспитания сегодня является принцип непрерывности. В целом экологическое воспитание школьников - это взаимосвязанный процесс воспитания и обучения человека, который является элементом нравственного воспитания школьника [9].

Основная цель экологического воспитания в современной школе - формирование бережливого отношения к окружающей среде. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач, которые ставятся в образовательном процессе:

- образовательные задачи, связанные с формированием системы экологических знаний и представлений;

- воспитательные задачи, связанные с формированием потребностей к сохранению экологической целостности окружающей среды, формированием навыков здоровьесберегающих технологий;

- развивающие задачи, связанные с развитием представлений у школьников относительно объектов окружающей среды и методов их защиты.

Экологическое воспитание в школьном возрасте - это образовательное средство для осознания у детей знаний и представлений об окружающем мире, формирование моральных этических качеств и бережливого отношения к природе, животным.

Вопросами актуальности экологического воспитания в школьном курсе занимаются многие педагоги. Так, Н.Г. Розломий, Н.В. Репш, А.Н. Белов, Т.Н. Шурухина, С.А. Берсенева в статье «Экологическая тропа как форма экологического образования школьников» поднимают вопросы относительно использования нетрадиционных форм воспитания, среди которых авторы предлагают в особую касту выделить экологические тропы [5]. В качестве практического примера в статье авторы представили собственную разработку экологической тропы «На стыке эпох» для учеников Дальнего Востока. В обучающей программе представлены инструменты для изучения флоры и фауны Приморского края. Данную форму образования авторы предлагают использовать в качестве площадки для занятий, научно-исследовательских практик. Экологические тропы позволяют не просто формирование экологического представления у школьников, но и формируют мотивацию к изучению проблем экологии в дальнейшем, а также активизируют гражданскую позицию школьников к защите природе родного края.

Другая не менее интересная работа авторов Д.А. Беляева, Н.В. Репш, Т.Н. Шурухиной, А.Н. Белова, С.А. Берсеневой [1], в которой они считают основной целью экологического воспитания формирование правильного сознания и мышления, формирование которого возможно посредством использования инструментов «Бердвот-чинг». Под данным понятием понимается люби-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

тельская орнитология, включающая наблюдение за птицами. Наблюдение за поведением птиц в их естественной среде обитания позволяет обогатить умения и навыки учеников. В нашей стране данный способ обучения на уроках в школьном курсе применяется в рамках акций «Весна идет!», «Всемирный день наблюдения птиц». Посредством бердвотчинга, как утверждают исследователи, возможно реализовать основные компоненты экологического образования по дисциплине «Биология».

В другой статье «Экологическое образование в аграрных вузах на примере Приморской государственной сельскохозяйственной академии» авторами С.А. Берсеневой, Н.В. Репш, А.Н. Беловым, Н.Г. Розломий, Е.Н. Демиденко [2] рассматривается концепция формирования экологических знаний в стенах высшего учебного заведения. Вузом накоплен существенный опыт в научно-исследовательской и практической деятельности в области формирования экологических представлений.

Научно-исследовательская работа в учебном заведении профессорско-преподавательским составом производится в следующем направлении:

- изучение теоретических и практических основ относительно использования приемов в повышении плодородия почв посредством использования новых средств обработки земельных угодий;

- оценка воздействия негативных факторов на состояние окружающей среды;

- оценка воздействия тяжелых металлов на продукцию сельскохозяйственной отрасли;

- выведение новых микроэлементов для обработки почв;

- формирование новых проектов в области природоохранной деятельности.

Большая роль отводится участию студентов в научно-исследовательских конференциях, в т.ч. с зарубежными студентами, в рамках изучаемого курса.

Т.Э. Петрова и А.С. Зелко, сотрудники Центра развития современных компетенций детей Балтийского федерального университета (БФУ) им. И. Канта (г. Калининград), сформировали программу для одаренных детей, основанную на идеях экосистемного подхода [4].

Проект на базе Центра развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта нацелен на решение следующих задач:

- расширение уровня знаний об экологии среди одаренных детей, которые обучаются в профильных классах;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

- освоение предметов в образовательных формах: модульное обучение, онлайн-обуче-ние, исследовательская деятельность в лабораториях;

- формирование условий для освоения навыками будущей профессии по профилю «Экология».

Так, проект «Звезда будущего» дает возможность будущему студенту вуза самостоятельного выбора образовательной области и программы в рамках обучения по курсу с учетом склонностей одаренного ребенка.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решить задачу, связанную с реализацией дополнительного образования по выявлению и развитию одаренных школьников.

Одаренные дети могут поступить в профильные классы по курсу «Экология» после 9 класса на основании следующих критериев:

- успеваемость. Ученики поступают в 10 класс только после получения хороших отметок;

- мотивационное письмо, в котором школьники могут рассказать о целях получения экологического образования;

- тестирование учеников по школьным предметам, после которых ученик успешно поступает в профильные классы.

В проекте применяются следующие формы обучения одаренных детей:

- индивидуальное обучение в малых группах по программам экологического воспитания;

- наставничество со стороны профессорско-преподавательского состава вуза;

- возможность выбора «онлайн» обучения;

- каникулярные сборы по программам обучения;

- проведение творческих конкурсов, олимпиад;

- проведение научно-практических конференций.

В статье «Формы внеурочной деятельности в школьном курсе Биологии» С.А. Берсенева, Н.В. Репш, А.Н. Белов утверждают, что внеурочная деятельность является основной формой учебного процесса. В рамках курса биологии в школе школьники глубже изучают предмет с учетом индивидуального подхода. Так, среди основных средств авторы выделяют [3]:

- факультативы - занятия в группах от 5 человек, которые направлены на повышение заинтересованности у учеников по предмету «Биология». В отличие от стандартных уроков факультативы проводятся на добровольной основе с учетом потребностей каждого ученика;

- экскурсии - это форма учебно-воспитательской деятельности, которая позволяет получить знания посредством использования принципа наглядности и самостоятельности в освоении новых знаний. Экскурсии позволяют взаимодействовать ученикам и экскурсоводу в деятельности. Экологическая тропа является одной из форм экскурсии, которая позволяет расширить знания об объектах окружающей среды;

- кружок - школьные кружки по курсу «Биология» позволяют дополнить имеющие знания учеников.

В последнее время в образовательном процессе стали активно использоваться программы с углублённым изучением биологии и экологии во всероссийских центрах «Смена», «Океан», «Орленок», которые также являются частью внеурочной деятельности.

Именно такая форма обучения со школьниками позволяет не только повысить интерес по курсу биологии, но и сформировать активную позицию учеников по сбережению и охране окружающей среды.

Большая роль в данном направлении отводится работе Российского географического общества, которое на регулярной основе проводит конференции, школьники могут участвовать в гранто-вой деятельности в области биологических наук. Роль внеурочной деятельности в рамках ФГОС поистине высока, поскольку она способствует развитию личностных качеств ученика, повышении интереса и потребностей к экологическим знаниям.

Список литературы:

[1] Беляев Д.А., Репш Н.В., Шурухина Т.Н. и др. Бердвотчинг как современная форма экологического образования и воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. -2021. - № 2. - С. 132-135.

[2] Берсенева С.А., Репш Н.В., Белов А.Н. и др. Экологическое образование в аграрных вузах на примере Приморской государственной сельскохозяйственной академии // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (192). - С. 46-52.

[3] Берсенева С.А., Репш Н.В., Белов А.Н. Формы внеурочной деятельности в школьном курсе биологии // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. и докладов XIV Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Владивосток, 12 мая 2021 г. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет. - С. 150152.

[4] Петрова Т.Э., Зелко А.С. Проектирование образовательной экосистемы профильного обучения одаренных школьников в университетских классах //Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. и докладов XIV Всеросс. науч.-практ. конф. c междунар. участием. - Владивосток, 12 мая 2021 г. - С. 31-35.

[5] Розломий Н.Г., Репш Н.В., Белов А.Н. и др. Экологическая тропа как форма экологического образования школьников // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 267-272.

[6] Пимкин М.Ю., Бочаров А.В. Внеурочная работа по формированию экологической культуры обучающихся // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 70-4. - С. 156-159.

[7] Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов -будущих педагогов // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1-3 (6). - С. 24-28.

[8] Хусаинов З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся // Инновации в образовании. - 2005. - № 2. - С. 66-72.

[9] Чернышева А.С. Экологическое воспитание молодежи // Инновационная парадигма развития педагогических наук. - 2021. - С. 131-134.

[10] Muxtarova L.A. Ways of formation of ecological culture in children of primary age // Asian Journal of Multidimensional Research. - 2021. - Vol. 10. - № 4. - P. 648-652.

Spisok literatury:

[1] Beljaev D.A., Repsh N.V., Shuruhina T.N. i dr. Berdvotching kak sovremennaja forma jekologich-eskogo obrazovanija i vospitanija shkol'nikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2021. - № 2. - P. 132-135.

[2] Berseneva S.A., Repsh N.V., Belov A.N. i dr. Jekologicheskoe obrazovanie v agrarnyh vuzah na primere Primorskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajst-vennoj akademii // Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2021. - № 5 (192). - P. 46-52.

[3] Berseneva S.A., Repsh N.V., Belov A.N. Formy vneurochnoj dejatel'nosti v shkol'nom kurse biologii // Nacional'nye prioritety sovremennogo rossi-jskogo obrazovanija: problemy i perspektivy: sb. nauch. st. i dokladov XIV Vseross. nauch.-prakt. konf. c mezhdunar. uchastiem. Vladivostok, 12 maja 2021 g. - Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj univer-sitet. - P. 150-152.

[4] Petrova T. Je., Zelko A.S. Proektirovanie obrazovatel'noj jekosistemy profil'nogo obuchenija odarennyh shkol'nikov v universitetskih klassah // Nacional'nye prioritety sovremennogo rossijskogo

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

obrazovanija: problemy i perspektivy: sb. nauch. st. i dokladov XIV Vseross. nauch.-prakt. konf. c mezhdu-nar. uchastiem. Vladivostok, 12 maja 2021 g. - Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet. - P. 31-35.

[5] Rozlomij N.G., Repsh N.V., Belov A.N. i dr. Jekologicheskaja tropa kak forma jekologicheskogo obrazovanija shkol'nikov // Uchenye zapiski Universi-teta im. P.F. Lesgafta. - 2021. - № 2 (192). - P. 267272.

[6] Pimkin M. Ju., Bocharov A.V. Vneurochnaja rabota po formirovaniju jekologicheskoj kul'tury obu-chajushhihsja // Tendencii razvitija nauki i obrazovanija. - 2021. - № 70-4. - P. 156-159.

[7] Sitak L.A. Aktual'nye voprosy formirovanija jekologicheskoj kul'tury studentov-budushhih peda-gogov // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. - № 1-3 (6). - P. 24-28.

[8] Husainov Z.A. Osnovy formirovanija jekologicheskoj kul'tury uchashhihsja // Innovacii v obra-zovanii. - 2005. - № 2. - P. 66-72.

[9] Chernysheva A.S. Jekologicheskoe vospita-nie molodezhi [Ecological education of youth] // Inno-vacionnaja paradigma razvitee pedagogicheskih nauk. - 2021. - P. 131-134.

[10] Muxtarova, L.A. (2021) Ways of formation of ecological culture in children of primary age // Asian Journal of Multidimensional Research. - Vol. 10. - № 4. - P. 648-652.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.