ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 169-179 --- ♦ ----
УДК 373.015 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_169
Наталья Сергеевна Стерхова, Матрёна Николаевна Вилюм
г. Шадринск
Экологическое воспитание: понятийно-исторический аспект, основные направления и формы организации в начальной школе
В статье актуализируется проблема экологического воспитания детей младшего школьного возраста, связанная с тем, что современное общество остро нуждается в экологически грамотных людях, способных решать проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и природы. В свете ретроспективного анализа рассмотрена эволюция идей экологического воспитания подрастающей молодёжи, начиная с XIX века до современности. Особое внимание уделено анализу определений понятия «экологическое воспитание», представленных различными учёными. Результаты проведенного анализа авторы учитывают при формулировке определения данного понятия в контексте собственной точки зрения. В ходе исследования выделяются три основных направления экологического воспитания младших школьников: 1) формирование бережного и ответственного отношения к природе на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 2) воспитание чувства неприятия действий, приносящих вред природе; 3) формирование экологической культуры учащихся младших классов. Взяв за основу указанные направления, авторы характеризуют соответствующие им формы организации экологического воспитания младших школьников, пользующиеся в условиях современности популярностью в образовательных организациях общего образования и реализуемые в урочное и внеурочное время. В материалах исследования показано, что в настоящее время в начальной школе содержание каждого из направлений экологического воспитания младших школьников дополняет содержание двух других и реализуется в соответствии с базовыми нормативными документами (Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Федеральной образовательной программой начального общего образования).
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, экологическое воспитание, основные направления экологического воспитания, формы организации экологического воспитания в начальной школе.
Natalia Sergeevna Sterkhova, Matryona Nikolaevna Vilyum
Shadrinsk
Environmental education: conceptual and historical aspect, main directions and forms
of organization in primary school
The article actualizes the problem of environmental education of primary school children due to the fact that modern society urgently needs environmentally literate people who are able to solve problems related to the relationship between man and nature. The article views the evolution of the ideas of environmental education of younger youth from the 19th century to the present. Special attention is paid to the analysis of the concept definitions "environmental education" presented by various scientists. The authors take into account the results of the analysis when formulating the definition of this concept in the context of their own point of view. Three main directions of environmental education of primary school children are identified: 1) the formation of a careful and responsible attitude to nature based on Russian traditional spiritual values, skills of protection, protection, restoration of nature, the environment; 2) fostering a sense of rejection of actions that harm nature; 3) the formation of environmental culture of elementary school students. The authors characterize the corresponding forms of organization of environmental education of younger schoolchildren which are popular in modern conditions in educational organizations of general education and implemented during regular and extracurricular hours. The research materials show that in primary schools the content of each of the areas of environmental education for younger schoolchildren complements the content of the other two and is implemented in accordance with basic regulatory documents (the Federal State Educational Standard of Primary General Education and the Federal Educational Program of Primary General Education).
Keywords: primary school student, primary school, environmental education, the main directions of environmental education, forms of organization of environmental education in primary school.
Введение. современное общество остро нуждается в экологически грамотных людях, способных решать проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и природы. Проблем экологического характера становится с каждым годом все больше, и все больше требуется людей, занимающихся их решением в теории и на практике. Эти люди должны обладать экологической культурой, иметь необходимый запас экологических знаний и владеть практическими умениями по
предотвращению экологических катастроф, охране природы, сохранению и умножению ее богатств. Вот почему экологическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в системе образования нашей страны. Его основы закладываются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
На сегодняшний день в научно-педагогическом фонде уже накоплен определённый опыт подготовки подрастающего
поколения к решению различных проблем экологи. Различные аспекты проблемы экологического воспитания учащейся молодежи рассмотрены в работах Д.А. Голохваст, А.Н. Захлебного, А.В. Миронова,
Л.В. Моисеевой, А.М. Новикова,
М.С. Смирновой, Л.Ю. Чуйковой, В.А. Ясвина и многих др.
Учёными доказано, что активно формировать экологическую культуру человека необходимо уже на этапе младшего школьного возрастов. Актуальность экологического воспитания детей именно в данном возрасте бесспорна, поскольку решение данной задачи обозначено в ключевых документах, регламентирующих основные направления и содержание образовательного процесса в начальной школе: Федеральном
государственном образовательном стандарте НОО и Федеральной образовательной программе начального общего образования. В этих нормативных документах перед педагогами поставлена задача сформировать у детей бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред, и основы экологической культуры [24; 25].
Исследовательская часть. Экологическое воспитание в начальной школе в России имеет длительную историю становления и развития. Рассмотрим основные ее этапы.
Еще в середине XIX века русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1871) указывал на важное значение природы в воспитании детей младшего школьного возраста. Его концепция природоохранного воспитания основа на убеждении в том, что «природа есть живое, постоянно меняющееся существо и человек как ее часть связан с ней». К.Д. Ушинский призывал учителей проводить изучение природы «в единстве естественных и гуманитарных наук, народных представлений, эстетики, религии и обучать детей использовать полученные знания о природе для построения своей жизни» [38, С. 110]. Главный способ изучения природы, по мнению К.Д. Ушинского, состоит в непосредственном с ней общением, цель которого - формирование умений видеть ее красоту, беречь ее богатства [38, С. 110].
С начала ХХ века зарождение экологического воспитания в школе было связано с «развитием естественных наук и активной общественной и просветительской деятельностью отдельных ученых». Например, в 1901 году учащиеся 1-3 классов занимались по программе естествознания, составленной Д.Н. Кайгородовым (1846-1924), и изучали разные виды «общежития природы», т.е. ее сообщества - лес, луг, сад, реку, пруд. Предпосылки экологического воспитания при изучении этой программы состояли в формировании у учащихся системы знаний о
природе, ценностного к ней отношения и четкого осознания того, что «человек является лишь частью природы, наделенной разумом для того, чтобы создавать себе среду обитания в соответствии с законами природы». В становлении экологического воспитания школьников этот этап можно назвать природоведческим.
В 1920-1930-х годах на содержание естественнонаучного образования значительное влияние оказали взгляды Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, К.А. Тимирязева и др., в результате чего в школьном обучении предпочтение стали отдавать знаниям и умениям, полезным для ведения сельскохозяйственного производства, а не для природоохранной деятельности. Этот этап называют природопользовательским. Положительным моментом для становления экологического воспитания было одновременное и широкомасштабное проведение в школах всей страны мероприятий, связанные с изучением природы и воспитанием бережного к ней отношения, например, «День птиц», «День урожая», «Праздник весны», «Зеленый патруль» и др. [7, С. 17].
Новый этап - природоохранный - в становлении экологического воспитания школьников связан с тем, что в 1959-1960-х годах в журнале «Советская педагогика» были опубликованы статьи Н.М. Верзилина, которые стали для многих педагогов школ руководством по организации природоохранного воспитания учащихся. Автор этих статей подчеркивал важность таких составляющих экологического воспитания, как «взаимосвязь природы и человека, влияние природы на нравственность человека и его душевное спокойствие, ценностное отношение к природе, от состояния которой зависит жизнь человека» [3, С. 24].
Со середины 1960-х годов воспитательный потенциал природоохранного воспитания, обозначенный Н.М. Верзилиным, был расширен в работах И.Я. Габева, А.П. Момотовой, Л.А. Родовой, Е.Ю. Шапокене и других исследователей за счет разработки для общеобразовательных школ соответствующих систем воспитательной работы по улучшению состояния ближайшего природного окружения и формирования ответственного отношения к природе. В педагогической системе В.А. Сухомлинского (1918-1970) этот подход реализовывался на практике: работала под открытым небом «Школа радости», дети обучались по «Книге природы», которая представляла собой «программу развития младших школьников в процессе взаимодействия с природой». Основу этой программы составляли такие экологические положения, которые современны и в настоящее время: «непосредственное общение с природой, умение
вести наблюдения в природе, воспитание у детей положительных чувств при общении с природной средой, формирование способности беречь природу, участвовать в добротворческой природоохранной деятельности» [35, С. 30].
В начале 1970-х годов А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и другие ученые разработали теоретические основы
природоохранного воспитания в школе и способы организации практической деятельности учащихся по изучению и охране природной среды, часть которых впоследствии вошла в концепции экологического воспитания школьников.
С середины 1980-х годов начался непосредственно экологический этап воспитательной работы в школах нашей страны, который продолжается до настоящего времени. В начале этого этапа в школах экологическое воспитание учащихся проводилось в рамках внеклассной работы: кружки, факультативы, научные общества. Использовались два подхода: 1) природоохранный, базирующийся на воспитании у учащихся любви и бережного отношения к природе; 2) экологический, ориентированный на формирование у школьников экологической культуры, экологического сознания и поведения в природе [39].
В начале 1990-х годов мощный импульс экологическому воспитанию в школах придала государственная политика в области экологии. В Федеральном законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» была обоснована необходимость всеобщего, непрерывного экологического воспитания граждан нашей страны, начиная с периода дошкольного детства [22]. С принятием Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 «воспитание любви к окружающей природе» [21] стало одним из принципов государственной политики в области образования. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации установила обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [20]. Эти законодательные документы укрепили школьную систему непрерывного экологического
воспитания подрастающего поколения.
Положительной тенденцией является продолжение этой государственной политики и на современном этапе развития российского общества и российского образования: 2017 год в России был объявлен годом экологии, в 2012 году правительство Российской Федерации разработало «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» [26]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) [23] и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации (2009 г.) [6] экологическое воспитание учащихся названо одним из приоритетных. В этих нормативных документах отмечено, что в результате экологического воспитания у младших школьников должно быть сформировано «ценностное отношение к природе», детьми должен быть получен первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного к ней отношения, участия в экологических инициативах, проектах и природоохранной деятельности».
В настоящее время организация экологического воспитания в начальной школе регламентируется ФГОС НОО (от 31.05. 2021 № 286) и в ФОП НОО (от 18.05.2023 № 372). В ФГОС НОО (пункт 41.1.6) отмечено, что личностными результатами экологического воспитания младших школьников являются сформированные у них «бережное отношение к природе и неприятие действий, приносящих ей вред [24; 25]. В ФОП НОО (пункт 24.2.9.6) сформулированы следующие целевые ориентиры экологического воспитания в начальной школе: у младших школьников должны быть сформированы «понимание ценности природы, бережное к ней отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам, и готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм [25].
Центральное место в понятийном аппарате нашего исследования занимает термин «экологическое воспитание». Его определения, взятые нами из работ разных авторов, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определения понятия «экологическое воспитание» в научной литературе
№ Автор Определение
1. Голохваст Д.А. - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической воспитанности детей через накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, приобретение высоконравственных качеств в осуществлении природоохранной работы [4, С. 321-323].
2. Захлебный А.Н. - утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей
2024, no 3(63), pp. 169-179 ---- ♦ ---
среды и здоровья человека [10].
3. Коджаспирова Г.М. - целенаправленное развитие экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [13].
4. Миронов А.В. - формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений [15].
5. Моисеева Л.В. - процесс формирования системы знаний и умений, ценностных ориентаций, эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды» [16, С. 71].
6. Новиков А.М. - целенаправленное развитие у обучающихся чувства экологической ответственности за свои поступки и бережного отношения к природе [17].
7. Скрипова Н.Е., Гордеева Д.С., Кисляков А.В. - целенаправленная деятельность человека, направленная на выбор рациональных способов взаимодействия с природой, способствующая повышению экологической культуры личности [29, С. 17].
8. Смирнова М.С. - формирование понимания красоты природы, умения любоваться ею, отношения к природе как к ценности и готовности активно участвовать в природоохранной деятельности [30, С. 49-53].
9. Третьяков А.Л. - процесс совместной деятельности педагога и обучающихся по формированию экологической культуры в совокупности ее составляющих: экологических знаний, чувства любви к природе, ценностного к ней отношения и способности беречь и охранять природу [36, С. 45-49].
10. Ясвин В.А. - планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности [39, С.17].
Анализ определений из таблицы 1 показывает, что экологическое воспитание школьников чаще всего рассматривается как «педагогический процесс» или «как совместную деятельность педагога и обучающихся» по формированию системы экологических знаний, ценностного отношения к природе и готовности участвовать в природоохранной деятельности. Однако во всех этих определениях, на наш взгляд, слабо выражена смысловая связь с трактовкой понятия «воспитание», которое дано в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: воспитание - деятельность, направленная на развитие личности посредством создания условий для ее самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [21].
Учитывая такое понимание воспитания, в нашем исследовании под экологическим воспитанием младших школьников понимаем процесс социализации и самоопределения обучающихся посредством передачи им системы экологических знаний, привития ценностного и эмоционально-положительного к ней отношения и элементарных умений природоохранной деятельности.
Основные направления реализации
экологического воспитания в начальной школе определены в п. 41.1.6 ФГОС НОО: 1) формирование бережного отношения к природе; 2)воспитание чувства неприятия действий, приносящих ей вред [24].
К этим двум направлениям добавлены те, которые названы в ФОП НОО: 1) формирование экологической культуры; 2) воспитание ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды [25].
Последнее из этих двух направлений лишь уточняет и расширяет первое направление, сформулированное в ФГОС НОО. Значит, в настоящее время в экологическом воспитании младших школьников выделяются три направления:
1) формирование бережного и ответственного отношения к природе на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
2) воспитание чувства неприятия действий, приносящих ей вред;
3) формирование экологической культуры.
Кратко охарактеризуем каждое из этих
направлений и сразу подчеркнем, что они тесно между собой взаимосвязаны.
Первое направление - формирование
бережного отношения к природе, по мнению Д.С. Гордеевой, означает включение ребенка в «деятельность по её сохранению, восстановлению и развитию в процессе активной практической деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия её ценностей [5]. Как подчеркивает И.Т. Суравегина, в основе бережного отношения к природе лежит ответственное к ней отношение, которое у младших школьников проявляется в «сознательном и добровольном выполнении требований морального долга по отношению к природной среде» [33]. Е.С. Тарасова перечисляет следующие признаки бережного и ответственного отношения к природе: понимание ценности природы, стремление получать экологические знания и участвовать в труде по изучению и охране природы» [35, С. 560-564]. А.Н. Захлебный к этим признакам добавляет еще два:
1) способность экологически правильно вести себя в природе в соответствии с морально-правовыми нормами, действующими в обществе;
2) сформированная у ребенка социально активная экологическая позиция, проявляющаяся в нетерпимости к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде [10].
Последний из этих признаков бережного отношения к природе напрямую связано со вторым направлением экологического воспитания учащихся начальных классов - с воспитанием у детей чувства неприятия действий, приносящих вред природе. По мнению И.Т. Суравегиной, это чувство заставляет ребенка задумываться о том, как его действия в природе могут на нее повлиять. И если это негативное, разрушительное влияние, то ребенок сам отказывается от этих действий и следит за тем, чтобы и другие люди их не совершали [33]. И.Д. Зверев обращает внимание на то, что, воспитывая у младших школьников чувство неприятия действий, приносящих вред природе, одновременно нужно воспитывать противоположное ему чувство - принятия и поощрения действий, приносящих пользу природе [11]. Это означает, что детей надо знакомить с рациональным
природопользованием и обучать способам природоохранной деятельности. Например, с деятельностью природных заповедников, национальных парков, приютов для животных, повторной переработкой отходов, посадкой зеленых насаждений, охраной лесов от пожаров, очисткой водоемов, экономией воды, энергоресурсов и т.д.
Реализация третьего направления экологического воспитания младших школьников - формирования экологической
культуры - имеет очень важное значение, так как одновременно является целью этого воспитания [30, С. 49-53].
Под экологической культурой
А.Н. Захлебный понимает процесс
«утверждения в сознании и деятельности человека принципов экологически грамотного поведения в природе и природопользования, обладание умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей» [10].
Рассматривая экологическую культуру как многоаспектное понятие, Л.П. Печко выделяет в ней три составляющих, три компонента:
1) культура познавательной деятельности по освоению опыта взаимодействия человека с природой и отношения к природе как к ценности;
2) культура духовного общения с природой, умение любоваться ее красотой, испытывать эстетические переживания в процессе общения с природой;
3) культура труда в природе, бережное и ответственное отношение к своим действиям в природе [18, С. 30].
Л.П. Салеева-Симонова, в составе экологической культуры предлагает
рассматривать пять компонентов:
1) интерес к природе и проблемам ее охраны;
2) система экологических знаний и способах ее защиты и сохранения;
3) нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
4) экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
5) мотивы (внутренние или внешние), определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [28, С. 49].
Итак, обобщив информацию по структуре экологической культуры младших школьников, приходим к выводу о том, что ее обязательными компонентами являются:
1) знаниевый компонент - экологические знания;
2) эмоционально-ценностный компонент -воспитание положительных эмоций при общении с природой, эстетического ее восприятия и ценностного к ней отношения;
3) деятельностный компонент -формирование умений природоохранной деятельности.
Осуществление процесса экологического воспитания младших школьников происходит с помощью определенных форм организации деятельности обучающихся. Эти формы определены в Федеральной Программе воспитания в подпункте 24.3.2.4, где отмечено, что «внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется в формах экологических (природоохранных) кружков, социальных
проектов, коллективных творческих дел, экскурсий и походов экологической направленности [27].
Дадим краткую характеристику каждой из этих форм экологического воспитания младших школьников.
Кружок - одна из традиционных форм внеурочной деятельности в школе. Она представляет собой «добровольное объединение учащихся по интересам в целях «расширения и углубления имеющихся у них знаний по учебным предметам, приобщающей детей к социокультурным практикам и мероприятиям» [31, С. 69-70]. Н.С. Стерхова и Т.М. Хазова выделяют следующие отличительные признаки кружка от других форм внеурочной деятельности школьников: 1) нацеленность на решение предметно-практических задач определенного учебного курса; 2) принципами организации деятельности кружковцев являются добровольность, самоуправление и
неформальное общение; 3) нетрадиционные активные формы проведения кружковых занятий - игры, диалоги, конкурсы; 4) результативность - подведение итогов работы кружка в формате концертов, фестивалей, выставок детского творчества и других внешне эффектных демонстрационных выступлениях, концертах, фестивалях, выставках изделий [31, С. 69-70].
Экологические кружки для начальной школы «Юные экологи», «Юные защитники природы», «Зеленый патруль» и др. работают по специально разработанным дополнительным общеразвивающим программам. В их планы включены «занятия экологической,
природоохранной направленности» [1, С. 33-38], на которых младшие школьники изучают «экологическое состояние местной природы, учатся наблюдать, устанавливать причинно -следственные связи и закономерности, существующие в природе» [41].
Особое внимание в работе экологического кружка И.Н. Разливинских, Л.М. Милованова уделяют краеведению - изучению родного края на комплексной основе, включающей знания из географии, истории, археологии, ботаники, зоологии, экологии, топонимики и других наук [19]. Так, например, в рамках географического краеведения школьники изучают природу, состав населения и способы хозяйствования на родного края. Историческое краеведение знакомит школьников с историческими событиями и историко-культурными достопримечательностями родного края, биографиями замечательных людей, которые внесли большой вклад в развитие малой родины и России в целом. Экологическое краеведение предоставляет широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности обучающихся, дает материал для обсуждения
ситуаций, которые возникают в природной среде, и которые не соответствуют нормам экологического поведения человека, что «позволяет обучить школьников мыслить самостоятельно и принимать правильные, с точки зрения экологии, решения по оптимизации взаимодействия человека и природы» [24].
Благодаря принципу краеведения, в рамках работы кружка экологическое воспитание младших школьников проводится на интегративной основе (т.е. дети овладевают знаниями из разных учебных дисциплин), что позволяет расширять знания учащихся, воспитывать у них патриотические чувства, прививать любовь к природе родного края, стремление сохранять и приумножать его природные богатства» [15].
Следующая форма экологического воспитания младших школьников - социальные проекты экологической направленности. Социальный проект представляет собой «программу реальных действии по реализации социально значимой идеи или решению конкретной социальной проблемы, связанной с экологией. Реализация этой программы способствует улучшению эколого-социальной ситуации в конкретном регионе, районе и социуме» [8]. Для обучающихся, участвующих в таком проекте, - это «способ формирования активной гражданской позиции в ходе участия в общественной жизни посредством практического решения разными способами насущных экологических проблем» [8].
Социальная направленность таких экологических проектов, по мнению С.В. Зайцевой, выражена в том, что они формируют у учащихся «ответственное отношение к природе как к универсальной ценности за счет привлечения внимания общественности к конкретной экологической проблеме или Международным и Всероссийским экологическим праздникам» [9]. Такие проекты дают их участникам информацию для размышления и поиска способов решения реально существующих экологических проблем. Важным является то, что при работе над проектом младший школьник «осознает ценность природы для всего живого на Земле, важность установления правильных взаимоотношений между человеком и природой, необходимость бережного отношения к ней. Одновременно ребенок учится ответственному отношению к природе, овладевает навыками
природоохранного поведения. Участие в социальных экологических проектах позволяет младшим школьникам «лучше осознать природные особенности региона, в котором они живут, развивает понимание об экологических принципах взаимоотношений человека и
природы» [9].
Еще одна форма экологического воспитания младших школьников - коллективные творческие дела (КТД) экологической направленности.
Методика КТД была разработана И.П. Ивановым в 1960-е годы, и с тех пор она отлично зарекомендовала себя в системе воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах. Коллективное творческое дело представляет «социально направленную деятельность детского коллектива на создание творческого продукта, который данным коллективом создается впервые» [12]. Сущность КТД проявляется в трех специфических чертах: 1) дело, которое осуществляется в целях заботы об окружающих людях и стремления принести им пользу именно по той причине является личностно значимым для каждого его участника; 2) коллективизм -дело совершается в совместной деятельности детей и взрослых; 3) творчество - само совместное дело осуществляется
нетрадиционными способами и средствами, а его продукт отличается оригинальностью, необычностью» [14, С. 92-96].
По тематике и содержанию КТД бывают разной направленности. Экологические КТД могут проводиться в формах фестивалей природы, академии лесных наук, аукциона даров природы, бала цветов, выставки лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, детских праздников, посвященных Международным или Всероссийским экологическим праздникам (Дню Земли, Дню леса, Дню Байкала и т.д.) и профессиональным праздникам людей, чьи профессии связаны с охраной природы (День эколога, День лесника и т.д.), научно-исследовательской экспедиции по родному краю, экологической игры, путешествия по экологической тропе, выпуска экологического вестника и т.д. [12].
Наиболее распространенной и популярной формой экологического воспитания учащихся начальных классов являются экскурсии экологической направленности. В педагогике экскурсия - форма организации деятельности обучающихся, представляющая собой «посещение природных комплексов или учреждений культуры и искусства с познавательными целями» [32]. Экскурсии экологической направленности отличаются от обычных экскурсий на природе своей природоохранной направленностью, т.е. в ходе ее проведения особое внимание уделяется «воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края. Одна из важных задач
экологических экскурсий - активная пропаганда охраны природы, бережного отношения к природным богатствам» [39].
Разновидностью экологических экскурсий являются походы экологической
направленности, основные цели которых -«организовать наблюдения за природными объектами для выявления их характерных особенностей или изменений, которые в них происходят под влиянием разных факторов (например, сезонные изменения в природе, изменения роста растений, состояния водных объектов и их обитателей и т.п.) и овладение на практике умениями природоохранной деятельности»
[2, С. 45]. Например, поход к местному водохранилищу проводится таким образом, чтобы младшие школьники познакомились с историей его возникновения, особенностями современного его экологического состояния, пользы, которую водохранилище приносит людям и природоохранной деятельностью людей разных профессий и отряда «Голубой патруль», которые решают экологические проблемы в процессе «эксплуатации» данного водохранилища (сохранение чистоты воды, разведение рыб, обеспечение безопасности для птиц, которые гнездятся рядом с водохранилищем и т.д.).
Выводы. Таким образом, экологическое воспитание на протяжении более ста лет является приоритетным в системе школьного образования России. Экологическое воспитание младших школьников - процесс социализации и самоопределения обучающихся посредством передачи им системы экологических знаний, привития ценностного и эмоционально-положительного к ней отношения и элементарных умений природоохранной деятельности.
В настоящее время в начальной школе оно реализуется в соответствии с базовыми нормативными документами (ФГОС НОО и ФОП НОО), в которых обозначены три направления: формирование бережного и ответственного отношения к природе; воспитание чувства неприятия действий, приносящих ей вред; формирование экологической культуры.
Актуальными формами организации экологического воспитания в начальной школе, как показывают результаты нашего исследования, являются экологические кружки, социальные акции, коллективные творческие дела, экскурсии и походы экологической направленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Басыгараев, Ж.М. Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу / Ж.М. Басыгараев, А.Б. Альтаева. - Текст : электронный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX
2024, no 3(63), pp. 169-179 ---- ♦ ----
Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). - Казань : Молодой ученый. - 2022. - С. 33-38. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17185/ (дата обращения: 02.08.2024).
2. Бурова, Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности / Л.И. Бурова. -Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 45-47.
3. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания биологии / Н.М. Верзилин ; Акад. пед. наук СССР, Труды д. чл. и чл.-кор. Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1974. - 223 с. - Текст : непосредственный.
4. Голохваст, Д.А. Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования / Д.А. Голохваст, И.В. Герлах. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2023. - № 25 (472). - С. 321-323. - URL: https://moluch.ru/archive/472/104361/ (дата обращения: 10.08.2024).
5. Гордеева, Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Гордеева Дарья Сергеевна ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2010. - 25 с. - Текст : непосредственный.
6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС). - Текст : непосредственный.
7. Жакова, С.Н. История экологических учений : учеб. пособие / С. Н. Жакова, С. В. Лихачев ; Перм. аграр.-технолог. ун-т им. акад. Д.Н. Прянишникова. - Пермь : Прокростъ, 2021. - 169 с. - Текст : непосредственный.
8. Жолобова, М.В. Социальные проекты как средство формирования коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности / М.В. Жолобова. - Текст : электронный // Педагогический альманах : сб. науч. ст. - URL: https://www.pedalmanac.ru/360337 (дата обращения: 17.08.2024).
9. Зайцева, С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С.А. Зайцева, Л.И. Рыжечкина. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования.
- 2019. - № 62-3. - С. 86-89.
10. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева [и др.] ; под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - Москва : Педагогика, 1983. - 160 с. - Текст : непосредственный.
11. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д. Зверев. - Москва : Просвещение, 2006. - 96 с. - Текст : непосредственный.
12. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - Москва : Педагогика, 1989. - 206 с.
- Текст : непосредственный.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва : Academia, 2005. - 173 с. - Текст : непосредственный.
14. Маленкова, Л.И. Коллективное творческое дело: идеи и способы организации / Л.И. Маленкова. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2018. - № 8-9. - С. 92-96.
15. Миронов, А.В. Экологическое воспитание младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Миронов. - Москва : Юрайт, 2023. - 263 с. - (Профессиональное образование). - Текст : непосредственный.
16. Моисеева, Л.В. Экологическая педагогика: современный аспект / Л.В. Моисеева, С.М. Файрушина. - Текст : электронный // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 2. - С. 71-72. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11157 (дата обращения: 12.08.2024).
17. Новиков, А.М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики / А.М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2010. - 204, [3] с. - (Педагогика). - Текст : непосредственный.
18. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко. - Текст : непосредственный // Советская педагогика. - 1987. - № 3. - С. 29-32.
19. Разливинских, И.Н. Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО / И.Н. Разливинских, Л.А. Милованова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 1 (49). - С. 75-78.
20. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.08.2020). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.08.2024). - Текст : электронный.
21. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ. - Текст : электронный.
22. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей природной среды. Закон РСФСР № 2060-1 от 19.12.1991 (ред. от 10.01.2002). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ.
- Текст : электронный.
23. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ. -Текст : электронный.
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 169-179 -----. + .----
24. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки РФ от 31 мая 2021 г. № 286. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ. - Текст : электронный.
25. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : приказ от 18 мая 2023 г. № 372. - Текст : электронный // Реестр примерных основных общеобразовательных программ : сайт. - URL: https://fgosreestr.ru/poop/70 (дата обращения: 01.09.2024).
26. Российская Федерация. Президент (2018 - ; В. В. Путин). Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 30.04.2012. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения: 10.08.2024). - Текст : электронный.
27. Федеральное государственное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Федеральная рабочая программа воспитания, 2023 г. - 38 с. - Текст : непосредственный.
28. Салеева-Симонова, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л.П. Салеева-Симонова ; АПН СССР. НИИ. - Москва, 1978. - 22 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007798561 (дата обращения: 14.08.2024). - Текст : электронный.
29. Скрипова, Н.Е. Методика экологического воспитания в урочной деятельности : учеб.-метод. пособие / Н.Е. Скрипова, Д.С. Гордеева, А.В. Кисляков. - Челябинск, 2023. - URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/6e6/6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (дата обращения: 15.08.2024). - Текст : электронный.
30. Смирнова, М.С. Формирование экологической культуры при изучении предмета «Окружающий мир» / М.С. Смирнова. - Текст : непосредственный // География и экология в школе XXI века. - 2018. - № 7. - С. 49-53.
31. Стерхова, Н.С. Кружковая работа и возможности ее использования в образовательном процессе начальной школы / Н.С. Стерхова, У.В. Пелевина, Т.М. Хазова. - Текст : непосредственный // Образование и проблемы развития общества. - 2023. - № 1 (22). - С. 69-79.
32. Столяров, Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие / Б.А. Столяров. - Москва : Высшая школа, 2004. - 216 с. - Текст : непосредственный.
33. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / И.Т. Суравегина. - Москва, 1986. - 35 с. -URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1986/Suravegina_I_T_1986.pdf (дата обращения: 15.08.2024). - Текст : электронный.
34. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В. Сухомлинский. - Москва : Прогресс, 1987. - 382,[1] с. - Текст : непосредственный.
35. Тарасова, Е.С. Роль кружка изобразительного искусства в развитии личности младшего школьника / Е.С. Тарасова. - Текст : непосредственный // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2021. - Т. 2, № 13-2. - С. 560-564.
36. Третьяков, А.Л. Анализ целевых ориентиров и содержания экологических программ для начальной школы / А.Л. Третьяков. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2019. - № 5. - С. 45-49.
37. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: статьи, произведения для детей / К.Д. Ушинский ; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. - Москва : Карапуз, 2000. - 255, [1] с. : ил.; 21 см. - (Педагогика детства). - Текст : непосредственный.
38. Чуйкова, Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации / Л.Ю. Чуйкова. -Текст : непосредственный // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1. - С. 7-19.
39. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2000. - 456 с. : ил.; 21 см. -Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Basygaraev Zh.M., Al'taeva A.B. Puti formirovanija jekologicheskoj issledovatel'skoj kul'tury uchenikov cherez kruzhkovuju rabotu [Ways of forming the ecological research culture of students through group work]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy XXIX Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2022 g.) [Pedagogical skills]. Kazan': Molodoj uchenyj [Young scientist], 2022, pp. 33-38. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17185/ (Accessed 02.08.2024).
2. Burova L.I. Jekologicheskaja praktika kak innovacionnaja model' vneurochnoj dejatel'nosti [Ecological practice as an innovative model of extracurricular activities]. Nachal'naja shkola [Primary school], 2016, no. 5, pp. 45-47.
3. Verzilin N.M. Problemy metodiki prepodavanija biologii [Problems of methods of teaching biology]. Moscow: Pedagogika, 1974. 223 p.
4. Golohvast D.A., Gerlah I.V. Sushhnost' jekologicheskogo vospitanija uchashhihsja v kontekste sovremennogo obrazovanija [The essence of ecological education of students in the context of modern education]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2023, no. 25 (472), pp. 321-323. URL: https://moluch.ru/archive/472/104361/ (Accessed 10.08.2024).
5. Gordeeva D.S. Stanovlenie berezhnogo otnoshenija k prirode u detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of a careful attitude to nature in preschool children. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Cheljabinsk, 2010. 25 p.
6. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 23 p.
2024, no 3(63), pp. 169-179 ---- ♦ ----
7. Zhakova S.N., Lihachev S.V. Istorija jekologicheskih uchenij: ucheb. posobie [The history of environmental studies]. Perm': Prokrost#, 2021. 169 p.
8. Zholobova M.V. Social'nye proekty kak sredstvo formirovanija kollektiva v nachal'noj shkole vo vneurochnoj dejatel'nosti [Social projects as a means of forming a team in primary school in extracurricular activities]. Pedagogicheskij al'manah: sb. nauch. st. [Pedagogical almanac]. URL: https://www.pedalmanac.ru/360337 (Accessed 17.08.2024).
9. Zajceva S.A., Ryzhechkina L.I. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov sredstvami uchebnyh proektov [Formation of ecological culture of younger schoolchildren by means of educational projects]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 62-3, pp. 86-89.
10. Zahlebnyj A.N., Zverev I.D., Kudrjavceva E.M., et al. Jekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov [Ecological education of schoolchildren]. In I.D. Zvereva (eds.). Moscow: Pedagogika, 1983. 160 p.
11. Zverev I.D. Jekologija v shkol'nom obuchenii: novyj aspekt obrazovanija [Ecology in school education: A new aspect of education]. Moscow: Prosveshhenie, 2006. 96 p.
12. Ivanov I. P. Jenciklopedija kollektivnyh tvorcheskih del [Encyclopedia of collective creative affairs]. Moscow: Pedagogika, 1989. 206 p.
13. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slovar': dlja studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogicaldictionary]. Moscow: Academia, 2005. 173 p.
14. Malenkova L.I. Kollektivnoe tvorcheskoe delo: idei i sposoby organizacii [Collective creative work: ideas and methods of organization Narodnoe obrazovanie [Public education], 2018, no. 8-9, pp. 92-96.
15. Mironov A.V. Jekologicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: uchebnoe posobie dlja srednego professional'nogo obrazovanija [Environmental education of younger schoolchildren]. Moscow: Jurajt, 2023. 263 p.
16. Moiseeva L.V., Fajrushina S.M. Jekologicheskaja pedagogika: sovremennyj aspekt [Ecological pedagogy: a modern aspect]. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], 2017, no. 2, pp. 71-72. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11157 (Accessed 12.08.2024).
17. Novikov A.M. Osnovanija pedagogiki : posobie dlja avtorov uchebnikov i prepodavatelej pedagogiki [Fundamentals of pedagogy]. Moscow: Jegves, 2010. 204, [3] p.
18. Pechko L.P. Vospitanie u shkol'nikov jesteticheskogo otnoshenija k prirode [Education of aesthetic attitude to nature among schoolchildren]. Sovetskajapedagogika [Soviet pedagogy], 1987, no. 3, pp. 29-32.
19. Razlivinskih I.N., Milovanova L.A. Organizacija kraevedcheskoj raboty v nachal'nyh klassah v uslovijah realizacii FGOS NOO [Organization of local history work in primary schools in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2021, no. 1 (49), pp. 75-78.
20. Rossijskaja Federacija. Zakony. Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenar. golosovaniem 12.12.1993 s izm., odobrennymi v hode obshheros. golosovanija 01.08.2020) [The Constitution of the Russian Federation]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Accessed 19.08.2024).
21. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon № 273-FZ: prinjat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g. : s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020 [About education in the Russian Federation]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» v lokal'noj seti ShGPU.
22. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob ohrane okruzhajushhej prirodnoj sredy. Zakon RSFSR № 2060-1 ot 19.12.1991 (red. ot 10.01.2002) [About the protection of the natural environment]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» v lokal'noj seti ShGPU.
23. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz Minobrnauki RF ot 06.10.2009 N 373 [On the approval and introduction of the federal state educational standard of primary general education]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» v lokal'noj seti ShGPU.
24. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz Minobrnauki RF ot 31 maja 2021 g. № 286 [On the approval of the Federal State educational standard of primary general education]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» v lokal'noj seti ShGPU.
25. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 18 maja 2023 g. № 372 [On approval of the federal educational program of primary general education]. Reestr primernyh osnovnyh obshheobrazovatel'nyh programm: sajt [Register of approximate basic general education programs]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/70 (Accessed 01.09.2024).
26. Rossijskaja Federacija. Prezident (2018 - ; V. V. Putin). Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossii na period do 2030 goda: utv. Prezidentom RF 30.04.2012 [Fundamentals of state policy in the field of environmental development of Russia for the period up to 2030]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (Accessed 10.08.2024).
27. Federal'noe gosudarstvennoe nauchnoe uchrezhdenie «Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija». Federal'naja rabochaja programma vospitanija [The Federal work program of education], 2023 g. 38 p
28. Saleeva-Simonova L.P. Formirovanie berezhnogo otnoshenija mladshih shkol'nikov k prirode. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of a careful attitude of primary school children to nature. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 1978. 22 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007798561 (Accessed 14.08.2024).
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 169-179 ----. + .----
29. Skripova N.E., Gordeeva D.S., Kisljakov A.V. Metodika jekologicheskogo vospitanija v urochnoj dejatel'nosti: ucheb.-metod. posobie [The methodology of environmental education in educational activities]. Cheljabinsk, 2023. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/6e6/6e6d1e3df26064e497c7c4b915b36c6a.pdf (Accessed 15.08.2024).
30. Smirnova M.S. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury pri izuchenii predmeta «Okruzhajushhij mir» [Formation of ecological culture in the study of the subject "Science"]. Geografija i jekologija v shkole XXI veka [Geography and ecology in the school of the XXI century], 2018, no. 7, pp. 49-53.
31. Sterhova N.S., Pelevina U.V., Hazova T.M. Kruzhkovaja rabota i vozmozhnosti ee ispol'zovanija v obrazovatel'nom processe nachal'noj shkoly [Club work and the possibilities of its use in the educational process of primary schools]. Obrazovanie i problemy razvitija obshhestva [Education and problems of society development], 2023, no. 1 (22), pp. 69-79.
32. Stoljarov B.A. Muzejnaja pedagogika: Istorija, teorija, praktika: ucheb. posobie [Museum pedagogy: History, theory, practice]. Moscow: Vysshaja shkola, 2004. 216 p.
33. Suravegina I.T. Teorija i praktika formirovanija otvetstvennogo otnoshenija shkol'nikov k prirode v processe obuchenija biologii. Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Theory and practice of forming a responsible attitude of schoolchildren to nature in the process of teaching biology. Dr. Sci. (Pedagogy) thesis]. Moscow, 1986. 35 p. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1986/Suravegina_I_T_1986.pdf (Accessed 15.08.2024).
34. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina [The birth of a citizen]. Moscow: Progress, 1987. 382,[1] p.
35. Tarasova E.S. Rol' kruzhka izobrazitel'nogo iskusstva v razvitii lichnosti mladshego shkol'nika [The role of the fine arts club in the development of the personality of a younger student]. Vestnik studencheskogo nauchnogo obshhestva GOU VPO «Doneckij nacional'nyj universitet» [Bulletin of the student scientific society of the State Educational Institution of Higher Education "DonetskNational University'], 2021, vol. 2, no. 13-2, pp. 560-564.
36. Tret'jakov A.L. Analiz celevyh orientirov i soderzhanija jekologicheskih programm dlja nachal'noj shkoly [Analysis of targets and content of environmental programs for primary schools]. Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2019, no. 5, pp. 45-49.
37. Ushinskij K.D. Vospitanie cheloveka: stat'i, proizvedenija dlja detej [Human education: articles, works for children]. S.F. Egorov (ed.). Moscow: Karapuz, 2000. 255, [1] p.
38. Chujkova L.Ju. Analiz razvitija jekologicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii [Analysis of the development of environmental education in the Russian Federation]. Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obrazovanija [Astrakhan Bulletin of Environmental Education], 2011, no. 1, pp. 7-19.
39. Jasvin V.A. Psihologija otnoshenija k prirode [Psychology of attitude to nature]. Moscow: Smysl, 2000. 456 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net.
М.Н. Вилюм, преподаватель, ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов, Россия, e-mail: viliumm@yandex.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.S. Sterkhova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: uliana@shadrinsk.net.
M.N. Vilyum, Teacher, Kamyshlovsky Pedagogical College, Kamyshlov, Russia, e-mail: viliumm@yandex.ru.